Захаров как предупреждать отклонения в развитии ребенка

КАК ПРЕДУПРЕДИТЬ ОТКЛОНЕНИЯ В ПОВЕДЕНИИ РЕБЕНКА
Выдержки из книги психиатра А. И. Захарова, 1986 г.

В наиболее неблагоприятной ситуации оказываются мальчики, в
семье которых недостаточна роль отца или произошла перестановка семейных ролей,
когда бабушка заменяет мать, а мать – отца. Драматическая ситуация наблюдается в
распавшейся семье. Если на девочек уход отца оказывает максимальное травмирующее
воздействие в младшем дошкольном возрасте из-за потери эмоционального контакта с
ним, то для мальчиков разлука с отцом является более тяжелой в старшем
дошкольном возрасте, когда отсутствует возможность для идентификации с его
мужской ролью. Тогда у девочек существует большая вероятность появления
эмоциональных расстройств преимущественно истерического круга, а у мальчиков –
неуверенности в себе и страхов в результате чрезмерной опеки и тревожности со
стороны взрослых, заменяющих отца, и проблем в общении со сверстниками того же
пола.

В другом варианте у мальчиков из неполной семьи нарастают
протестные формы поведения. Мальчики болезненно заостренно пытаются утвердиться
в мужской роли, компенсируя этим недостаток общения с отцом. Они стремятся
лидировать среди сверстников, но не всегда достигают успеха. В результате
возникает агрессивная реакция на несоответствие своим ожиданиям и требованиям.
Такие мальчики нередко попадают под влияние более старших ребят, ведущих себя,
по их мнению, как “настоящие мужчины”. При наличии протестной и нередко
агрессивной формы поведения, как правило, отсутствуют страхи, в том числе
свойственная старшему дошкольному возрасту боязнь огня и пожара. Наоборот, этих
мальчиков привлекает игра со спичками, что приводит в ужас матерей, которые не
знают, куда девать их неукротимую энергию, ненасытное желание играть в подвижные
и шумные игры-сражения. Зато мальчики гордятся успехами в игре, своим умением
преодолевать трудности и противостоять опасностям, так же, как они могли бы
гордиться этими качествами отца, подражая ему в реальной жизни.

С. 50

* * *

… отметим то, чего не хватает детям для их полноценного
психического развития: своевременной эмоциональной поддержки и понимания
взрослыми своеобразия формирования их характера, признания в семье или среди
сверстников; непосредственности в выражении чувств (когда дети становятся
скованными, напряженными, чрезмерно серьезными, воспринимают все слишком
буквально, теряют способность понимать шутку и юмор); жизненного тонуса,
бодрости, душевного подъема, воодушевления; уверенности в себе и решительности в
действиях и поступках; способности легко устанавливать контакты и длительно
поддерживать их на взаимоприемлемом уровне; гибкости и непринужденности в
отношениях, умения принимать и играть роли.

НАРУШЕННЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И НЕПРАВИЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ –
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НЕВРОЗА

СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Многие из перечисленных черт характера и поведения детей *
формируются в результате отклонений в семейных отношениях и воспитании.

Понять причину различных семейных аномалий помогает взгляд на
неврозы у детей как на отражение проблем семьи в трех поколениях: прародителей,
родителей и детей. В этих поколениях происходит уменьшение выраженности
характерологических изменений, в наибольшей мере представленных в
прародительской семье, и увеличение невротических, эмоциональных в своей основе
и психогенных по происхождению изменений личности. Центром перекреста
характерологических и невротических отклонений в семье будут родители, дети
которых больны неврозами. Изменения личности родителей, а то и невроз у матерей
часто предшествуют развитию невроза у детей, способствуя возникновению
конфликтных отношений в семье и проблем в воспитании как главных факторов
невротизации детей.

Где же первичное, видимое нам звено семейных повреждений? Для
того чтобы лучше разобраться в этом вопросе, рассмотрим схему прародительских и
родительских отношений, которая, хотя и не исчерпывает многообразия их
вариантов, отражает наиболее характерные из них. Первичным звеном семейных
повреждений чаще всего является бабушка ребенка по материнской линии, обладающая
авторитарными чертами личности (властность, стремление доминировать в отношениях
с окружающими, навязывать свое мнение; излишняя категоричность суждений, их
безапелляционность и в то же
время повышенная чувствительность в сочетании с ригидностью мышления,
упрямством, склонностью к образованию ситуационно обусловленных сверхценных
идей, а также нетерпимость к другому мнению, подозрительность и
недоверчивость).

Авторитарность бабушки предопределяла в свое время такие черты
воспитания дочери, как несколько формальный, недостаточно теплый эмоциональный
контакт; навязывание мнений и диктат решений; однозначность суждений и их
категоричность; повышенная требовательность; нетерпимость к чужому мнению и
предвзятость оценок (другими словами, эта бабушка была “всегда права”);
недоверие к способности дочери быть самостоятельной и уметь постоять за себя,
мотивированное убежденностью в наличии постоянной, идущей извне опасности, от
которой нужно во что бы то ни стало защитить ребенка всеми доступными способами,
в том числе чрезмерной опекой и контролем (“сверхценная идея”); негибкость
отношений, их односторонность.

Проявлением авторитарных черт бабушки была и недостаточная
индивидуализация в отношениях с более эмоционально чувствительной дочерью,
непонимание своеобразия формирования ее личности (как сказала одна бабушка: “Со
своими детьми я познакомилась, когда они стали взрослыми, только тогда я поняла,
какие они”).

Помимо указанных черт характера, бабушка обладала и высокой
тревожностью, склонностью к беспокойству, которая провоцировала развитие страхов
у дочери. Дочь же, став матерью, переносила их на своих детей.

Типичным было и заостренное чувство долга, обязанности,
повышенная принципиальность, т. е. комплекс гиперсоциализированных черт
характера, подчеркивающий своего рода заданность в отношениях с дочерью и
недостаток непосредственности в выражении чувств к ней.

Отношения в прародительской семье отличались жестким
доминированием бабушки и зависимой позицией отца (дедушки ребенка в настоящем).
Образуя с дочерью обособленную диаду, бабушка ревниво воспринимала эмоциональный
контакт дочери с отцом, на которого дочь к тому же была похожа. Положение
усугублялось частой занятостью отца. Вот почему
нельзя говорить о полноценном эмоциональном формировании
личности будущей матери.

Еще более существенным было чрезмерно сильное психологическое
давление матери (бабушки) на дочь, которое в сочетании с постоянной тревогой по
поводу возможных опасностей и отношением (даже к взрослой) как к маленькому
ребенку порождало у будущей матери неуверенность в себе, противоречивость чувств
и желаний. Но если матери подобные проявления были свойственны как неотъемлемые
черты ее характера, то у ее дочери (матери ребенка) они были внутренне неприемлемыми, в чем-то
несовместимыми с ее собственным характером. Но осознать полностью и тем более
освободиться от них мать не могла. Поэтому она непроизвольно повторяла многое из
отношений бабушки к ней в детстве, пусть и в ослабленном виде. Вместе с тем мать
не могла быть уже такой последовательной, поскольку в ней постоянно боролись как
бы два человека: один – ее собственный характер и жизненный опыт, а другой –
внушенный, навязанный ей в процессе общения в родительской семье. Закономерным
следствием этого явилось ее противоречивое и непоследовательное отношение к
ребенку, оказывающее на него интенсивное невротизирующее воздействие.

Сложные и нередко конфликтные отношения были у матери и с
мужем, отцом ребенка. Если в начале брака она в известной мере идеализировала
мужа, восполняя нереализованный эмоциональный контакт со своим отцом в детстве,
то в дальнейшем реальность жизни заставляла пересмотреть некоторые из ранее
неосознанных установок в браке, что не было полностью успешным, если к тому же
учесть и известную контрастность черт ее характера и темперамента по сравнению с
мужем. Вместе взятое это являлось дополнительным источником напряжения в семье
обычно в виде недовольства матери менее активным, чем она, мужем.

Если мать вступала в открытый конфликт с ним, то ребенок
определенным образом был защищен от некоторых крайностей отношения со стороны
обоих родителей, разряжающих друг на друге свою нервную энергию. Если же ребенок
вовлекался в конфликт между родителями, являясь в ряде случаев его незримым
эпицентром, то недовольство родителей друг другом, не проявляясь внешне,
переносилось на ребенка. Тогда один родитель запрещал делать то, что разрешал
другой.

Теперь обратимся к отцу, чтобы понять, почему он, как и мать,
оказался несостоятельным в роли воспитателя. Его мать не обладала авторитарными
чертами личности, как мать жены, но также была тревожной и еще более опекающей.
Всем этим она создавала невротическую привязанность к себе у сына, в чем-то
способствуя формированию у него впоследствии несамостоятельной позиции в решении
семейных вопросов. Невротическая зависимость от матери подчеркивалась
незначительным влиянием отца на сына. Недостаточный опыт общения с отцом и
отсутствие приемлемой модели мужской идентификации ослабляли формирование
отцовских чувств у мальчика и юноши, что неблагоприятно сказывалось в дальнейшем
на воспитании его собственных детей.

В приведенной схеме прародительских семейных отношений обращает
[на себя] внимание диссонанс мужского и женского влияния на формирование
личности будущих супругов и родителей. Недостаточное мужское, отцовское влияние
находится в контрасте с избыточным женским, материнским, что способствует
возникновению трудностей в супружеских отношениях и воспитании детей.

Если мать ребенка, ввиду отсутствия эмоционального контакта со
своим отцом в детстве, оказывалась несостоятельной прежде всего в роли супруги,
предъявляя повышенные, нередко аффективно заостренные требования к мужу, то
последний оказывался несостоятельным в роли отца, поскольку не имел опыта
общения со своим отцом в детстве.

Мы видим, что недостаток отцовского, или, другими словами,
мужского, влияния в обеих прародительских семьях, своего рода мужская
депривация, неблагоприятно сказывается на отношениях в родительской семье, как в
области супружеских отношений (со стороны матери), так и в области воспитания
(со стороны отца). Осложняет отношения в родительской семье и избыток
материнского, или женского, влияния в прародительских семьях. Картина здесь
будет противоположной той, что описана выше. У матери возникнут проблемы в воспитании детей, а у
отца в области супружеских отношений.

Обращает на себя внимание значительное преобладание среди
матерей, дети которых больны неврозами, инженерно-технических работников. Среди
отцов больший процент с высшим образованием имеют представители других
специальностей. Все это подчеркивает не только некоторый рационализм в
воспитании у матерей, имеющих высшее техническое образование, но и их стремление
к более активной внесемейной роли, что, в свою
очередь, увеличивает нервно-психическую нагрузку женщин
и обедняет их эмоциональный контакт с детьми.

Женщины, имеющие высшее образование, чаще в одностороннем
порядке разрывают отношения с мужем (особенно, если в семье есть сын). Если в
семье – девочка, разводы бывают реже, потому что мать образует с дочерью
эмоционально обособленную диаду, даже находясь в конфликтных отношениях с мужем.
Образовать такой союз с мальчиком сложнее, поскольку он стремится к общению с
отцом. Только разведясь с мужем, мать получает возможность безраздельно
доминировать в отношениях с сыном. При этом она нередко выходит из своей
материнской роли, заменяя собой отца.

Не случайно данная ситуация наиболее характерна для мальчиков,
больных истерическим неврозом. Их матери, будучи чрезмерно занятыми и
принципиальными, не могут дать душевного тепла сыновьям, относясь к ним излишне
формально и нередко так, как если бы они были строгими, не признающими никаких
слабостей отцами. Тогда единственным доступным способом эмоционально приемлемой
коммуникации с матерью являются невротические расстройства, вроде упорных
страхов, навязчивого кашля, необъяснимых болей в животе и т. д. Подобные
расстройства вызваны неосознаваемым мотивом привлечь внимание матери и смягчить
ее излишне принципиальное отношение. Вместе с тем эти мальчики недостаточно
самостоятельны и активны в преодолении трудностей. Во многом это следствие
тревожной опеки не только со стороны матери, но и бабушки.

Подобное одностороннее женское влияние и составляет
социально-психологическую структуру такой фактически псевдосемьи, искажающей
нормальный ход эмоционального развития мальчиков и способствующей возникновению
у них истерического невроза. Следовательно, этот невроз наиболее ярко
демонстрирует проблему инверсии семейных ролей, столь характерную вообще для
отношений в семье, где дети больны неврозами.

Перестановка ролей находит свое отражение и в полных семьях,
когда отношение матери к ребенку отличается большей строгостью,
принципиальностью, более частыми принуждениями и физическими наказаниями, чем
отношение отца. В такой семье мать обычно занята больше, чем отец, одновременно
доминируя и в сфере супружеских отношений. Все это создает известную видимость
семейного равновесия. Если же отец пытается конкурировать с матерью, утверждая
свою позицию, и тем более доминировать в семейных отношениях, то конфликт
становится неизбежным. Заметим, что конфликт в рассматриваемых семьях
необязательно подразумевает ссоры, а большей частью неярко выражаемое внешнее
раздражение, недовольство и обиду в отношении друг друга.

Матери чаще, чем отцы, оценивают супружеские отношения и
отношения с детьми как конфликтные. Это связано не столько с большей
критичностью матерей, сколько с гиперсоциализированными чертами их характера,
когда они излишне “правильно”, нетерпимо и бескомпромиссно, а по существу
формально и негибко относятся ко многим проблемам семейной жизни, требующим
более эмоционально-щадящего и терпеливого подхода. Наиболее конфликтной диадой в
семье будут отношения матери с отцом при наличии дочери, наименее – отношения
отца с дочерью.

Нервно-психическая перегрузка, связанная с работой, конфликтные
отношения в семье являются источником невротизации прежде всего матерей. В свою
очередь, невротическое состояние матери еще в большей степени осложняет семейные
отношения и во всех случаях увеличивает проблемы в отношениях с детьми.

Если подсчитать суммарное количество разнообразных конфликтов в
семьях, где дети страдают неврозами, то их окажется значительно больше, чем в
семьях со здоровыми детьми. Именно поэтому для детей с неврозами семья является
скорее источником беспокойства и тревоги, чем источником безопасности.

Помимо повышенной возбудимости и беспокойства, во
внутрисемейных отношениях обращает [на себя] внимание
эмоционально-депримированный фон психологического климата в семье. В ней нет
столь необходимых для эмоционально чувствительных детей жизнерадостности и
оптимизма, легкости и конструктивности в решении возникающих семейных вопросов.
Вместо этого преобладают застревание на этих проблемах,
постоянная озабоченность, пониженный фон настроения,
пессимизм и тревожно-мнительный, нередко пораженческий настрой. Типичны и
недостаточная откровенность и непосредственность в выражении взаимных чувств
(как заметила одна мать, сын которой страдал неврозом страха: “У нас атмосфера в
семье достаточно строгая, нет поцелуев, свободного выражения чувств,
откровенности”).

Характерным является и скука, инертность, отсутствие ярких
побуждающих впечатлений, сжатость и заблокированность чувств. Неудивительно, что
в этих семьях нет детского шума, веселья, смеха. Внешние связи такой семьи
ограниченны, и сама она представляет изолированную от внешнего мира группу, что
сказывается и на детях, изолированных от общения со сверстниками.

Последнее, на чем мы остановимся, – это неполная семья. Она
чаще представлена матерью и сыном, нежели матерью и дочерью. Несмотря на то что
отца уже нет в семье, конфликт еще с большей силой разгорается между матерью и
сыном. В неполных семьях он наблюдается в 2,5 раза чаще, чем в полных, что
является дополнительным фактором большей невротизации мальчиков по сравнению с
девочками, матери которых, наоборот, в 2,5 раза реже конфликтуют с ними в случае
развода. При конфликте с детьми мать из неполной семьи значительно чаще, чем из
полной, определяет их как упрямых. Другими словами, она проявляет категоричность
и нетерпимость к общим с отцом чертам темперамента и характера сыновей.

Рассмотренные особенности взаимоотношений в семьях, где дети
страдают неврозами, могут быть сгруппированы следующим образом: построение
отношений в браке по типу невротического взаимодополнения при контрасте черт
характера супругов; личностные изменения у родителей, а также невроз у одного из
них; инверсия супружеских и родительских ролей; несостоятельность одного из
родителей в супружеской роли или в воспитании детей; образование эмоционально
обособленных диад, конфликтное противостояние по крайней мере одного члена семьи
и использование одного из них в качестве “козла отпущения”; повышенная
возбудимость и непродуктивные стрессы в процессе внутрисемейного общения;
тревожно-депримированная эмоциональная атмосфера в семье и ее относительная
изоляция от внешних связей.

С. 94-99

_____________________

* Имеются в виду аномальные черты характера и поведение, описанные в
предыдущих главах книги

Источник

Полезная  информация  для  родителей  и  педагогов.

Классификация  нервных  нарушений  у  детей, их проявления.

КАК  ПРЕДУПРЕДИТЬ ОТКЛОНЕНИЯ  В

ПОВЕДЕНИИ  РЕБЁНКА. А.И.Захаров.

Москва. «Просвещение».1993год.

Нервно- психические  нарушения  у  детей, обозначаемые  для  краткости  как  нервные  нарушения, или  нервность, содержат  разнообразный  спектр  своих  проявлений.  По  степени распространённости  их  можно  разделить  следующим  образом:

        1.Минимальная  мозговая недостаточность (дисфункция).

        2.Невропатия.

        3. Невротические  реакции, неврозы, психосоматические  заболевания.

        4.Органические  нарушения нервной  системы.

        5.Психическое  недоразвитие, умственная  отсталость.

6.Психопатии (патологические  характеры)  и патохарактерологическое     развитие.

        7.Психические  заболевания.

Из  этого  списка  невротические  реакции, неврозы  и  психосоматические  заболевания относятся  к  такой  деятельности  врача, как  психоневрология.      

Минимальная  мозговая  недостаточность, невропатия  и  органические  нарушения  нервной  системы  отойдут  к  невропатологии.

Психическое  недоразвитие, психопатии  и  психические  заболевания  находятся  в  компетенции  психиатрии.

Следовательно, по  крайней  мере – необходимы  три  врача  в  области  нервно- психических  заболеваний  –  психоневролог, невропатолог  и  психиатр.

        Психологи оказывают  помощь детям, находящимся     в  неблагополучных условиях, испытывающим личностные  проблемы  и  состояние  стресса.

        Неврозы  и  психосоматические заболевания  –  функциональные  расстройства  внутренних  органов  и  кожи  на  почве  стресса.

Минимальная  мозговая  недостаточность  – наиболее  распространённый  вид  нервности. Причины  её  разнообразны. Это тяжёлое  течение  беременности, особенно  первой  половины: токсикозы, угроза  выкидыша. Это  вредное  воздействие  на  организм  беременной  женщины химических  веществ, радиации, вибрации, инфекционных  заболеваний, а  также  некоторых микробов  и  вирусов. Это преждевременные  или  переношенные  роды, слабость  родовой  деятельности  и  её  длительное  течение, недостаток  кислорода (гипоксия)   из-за сдавливания  пуповины , обвития  вокруг  шеи. После  родов  неблагоприятное  воздействие  на  мозг  оказывает  плохое питание, частые  или  тяжёлые  заболевания  и  инфекции, сопровождающиеся  различного  осложнениями, глистные  инвазии  и  лямблиоз,  ушибы  мозга, отравления  и, конечно  же, экологическая  обстановка  в  регионе. Срабатывает  и  генетический  фактор, когда  большая  вероятность  рождения  нервно  ослабленных, невыносливых  и  часто  болеющих  детей  будет  у  родителей  с  аналогичными  проявлениями.

Симптомы минимальной  мозговой  недостаточности: повышенная умственная  утомляемость, отвлекаемость  внимания, затруднения  в  запоминании  нового  материала, плохая  переносимость  шума, яркого  света, жары  и  духоты, укачивание  в транспорте с  появлением  головокружения, тошноты  и  рвоты. Возможны  головные боли, перевозбуждение  ребёнка  к  концу  дня  пребывания  в школе  или  детском  саду  при  наличии  холерического   темперамента  и  заторможенность  при  наличии  флегматического  темперамента. Сангвиники  возбуждаются  и затормаживаются  почти  одновременно.

        ММН  не  является  постоянным  видом  нервности: существуют  значительные  колебания  в  связи  с  ухудшением  или  улучшением  соматического  состояния, временем  года, возрастом, сочетанием  с  другими  видами  нервности.42%  родителей  детей  4 лет   положительно  отвечают на  вопрос: быстро  ли  устаёт, отвлекается, становится  вялым  или  раздражительным  при  занятии  ваш  ребёнок?

        В  максимальной  мере  признаки ММН  проявляются  в  начальных  классах  школы.

        В  литературе вместо ММН  можно  встретить аббревиатуру ММД  –  минимальная  мозговая  дисфункция. Нам  представляется  практически  более  удобным  обозначать ММД  следующий  комплекс  нарушений  поведения: повышенную  возбудимость, непоседливость, разбросанность, расторможенность влечений, отсутствие  сдерживающих  начал, чувства  вины  и  переживаний, а  также  доступной  возрасту  критичности. 

Нередко  эти  дети, что  называется, «без тормозов», ни  секунды  не  могут  посидеть    на  месте, вскакивают, бегут, « не  разбирая  дороги», постоянно  отвлекаются, мешают  другим. Они  легко  переключаются   с  одного  занятия  на  другое, не доводя  начатое  дело  до  конца. Утомление  наступает  гораздо  позже,  и  оно   менее  выражено, чем у детей  с  ММН. Легко  даются  и  тут  же забываются  обещания, характерны шутливость, беспечность,

озорство, невысокое интеллектуальное развитие. Ослабленный  инстинкт  самосохранения  выражается  в  частых  падениях, травмах,  ушибах ребёнка.

НЕВРОПАТИЯ – другой  распространённый вид  нервности  у детей, определяемый  как болезненно  повышенная  или  заострённая нервная  чувствительность. Она  может  быть  врождённого  плана, поскольку  у  нервно – соматически  ослабленных  родителей  вероятность  появления  детей  с  подобными  нарушениями  высока. Это  конституционально  –  генетический  фактор  в  происхождении  невропатии. Наследоваться  могут  :аффективная  неустойчивость   и  чуткий   или  чрезвычайно   глубокий  сон; склонность  к  головным  болям, колебаниям  артериального  давления, аллергии  и  спазмам  желудочно  –  кишечного  тракта   на нервной  почве; повышенная  чувствительность   к  действию  метеофакторов   и  многое  другое, объединяемое   нервно –  вегетативной  регуляцией  внутренней  среды  организма.

Другими  факторами  невропатии  будут  различные  отклонения  в  течении беременности, преимущественно  во  второй  её  половине,  в   виде   нефропатии  –  позднего  токсикоза  беременности( повышенное  артериальное  давление, отёки,  белок  в  моче).

Наряду  с  конституциально  –  генетическим  фактором   большое  значение   в  происхождении   невропатии   имеет  фактор  острого   или  хронического  стресса   при  беременности.  Стресс вызывается  рядом  неблагоприятных  жизненных  обстоятельств: трудности  с  учёбой  в  институте, отсутствие  нормальных  жилищных  условий, конфликты  с  родственниками, неуверенность   в  прочности брака, нежелательная  беременность, страх  перед  родами  и  т.д.

Стресс, обусловленный отрицательными  переживаниями – дистресс приводит к  гормональным  изменениям  в  организме  матери. Выбрасываемый  при  этом  гормон беспокойства  и  страха  –  адреналин  через  общую  кровеносную  сеть  с  плодом  легко  попадает  в  его развивающийся  мозг, и  в  частности  в  так  называемую   диэнцефальную  область, где  находятся  нервные  (вегетативные )  центры управления работой внутренних  органов  и  кожи. Соответствующим  образом  начинает  беспокоиться  и  плод  или  же  он  затихает  на  некоторое  время, инстинктивно  успокаивая  себя  сосанием  большого  пальца  руки (это  отчётливо   видно на  снимках, начиная  с  4,5  –  6 месяцев  внутриутробного  периода). После  рождения  такой  ребёнок   вздрагивает  от  малей-  шего  шума,  беспокойно  спит, часто  срыгивает, его    мучают  метеоризм(пучит  животик)   и  боли  в кишечнике  из  –  за   периодически  возникающих   нервных  спазмов (колики  в  3-  5  месяцев).  К  году  проявления  невропатии   становятся  менее  заметными,  к  2-  3  годам   достигают  своего  максимума, затем  при  благоприятном   стечении  обстоятельств   постепенно  уменьшаются  и  сходят  на  нет  к  10  годам.  Именно  с  10  лет  нервная  система  ребёнка   начинает   функционировать  на  качественно  новом  уровне  своего  развития, нервные  клетки   при  этом   покрываются   миелиновой  защитной  оболочкой, устанавливается  приближённый  к  взрослому  биоритм  сна.

Наиболее устойчивые, выраженные  проявления  невропатии  выглядят  следующим  образом:

1.  – лабильность, в  том  числе  лёгкость  возникновения аффектов, плача, беспокойства,  расстройств  настроения.

2.Вегетососудистая  дистония  в  виде  колебаний  артериального  давления  преимущественно  в  сторону  его  понижения(гипотония),головокружений, повышенной  потливости,

ознобов, сердцебиений  и  неустойчивости  пульса, плохого  самочувствия  при  баромометрическом  давления (метеопатия). Вегетативная  неустойчивость выражается  лёгкостью  возникновения  спазмов  лица ( покраснение   или  побледнение), головы ( головные  боли), дыхательных  путей(ложный  круп  у  детей первых  лет  жизни, астма  в  последующие ),пищевода(

« комок  в  горле», «каша  во  рту»  ), желудка  и  кишечника(срыгивание  у  грудных  детей, тошнота  и  рвота, боли  в  животе  в  области  пупка, расстройство  стула  на  нервной  почве),желчевыводящих  путей ( дискенезия)

        3.Нарушения  сна: затруднённое  засыпание, чуткий  с  пробуждениями   или  чрезмерно   глубокий  сон  с  непроизвольным  мочеиспусканием, плохое  самочувствие  утром,  ранний ( до 4 лет)  отказ  спать  днём.

        4.Нарушение  обмена  веществ  преимущественно  в  виде  диатезов: эксудативно – катарального (опрелость, мокнущая  кожа, зуд  с последующим   развитием  под  влиянием  стресса,  нейродермита), лимфатико-пластического ( одутловатость, аденоиды  в  дошкольном  и  ангины  в  младшем  школьном  возрасте), нервно  –  артритического (повышенная  чувствительность  костей  и  суставов  и  ревматизм  в  подростковом  возрасте).

Отдельно  и  в связи  с  диатезом  следует  сказать  об  аллергии – болезненно  заострённой  реакции  организма  на  запахи, лекарства, пыль  и  некоторые  пищевые  вещества  в  виде  раздражения  слизистых (кашель), кожи ( зуд, крапивница), отёков  лица.

        Детям  с  невропатией  присущи  недостаточная  ферментативная  активность  в  первые  годы  жизни, плохой  аппетит, снижение  массы  тела. Заставить  их  есть  всегда  проблема  для  родителей, нередко  перерастающая  в  конфликт. Насильное  же  кормление  сопровождается  нарастающим  отвращением  к  пище, а  то  и  рвотами  и  чревато  ввиду  низкого  количества  выделяемого  желудочно  –  кишечного  сока  развитием  желудочно  –  кишечных  расстройств  типа  гастрита.

        5.Минимальная  мозговая ослабленность. Через 2-3  часа  пребывания  в однообразной  атмосфере группы  ребёнок становится  всё  менее  сосредоточенным, всё  более  вялым  и  раздражительным  одновременно. Ему  необходимо  побыть  одному, поиграть, отдохнуть, отвлечься, переключиться  на  привычный  ритм  жизнедеятельности. По возвращении  домой  из

школы  или  детского  сада  требуется  не  менее 1-2 часов  для  снятия  нервно  –  психического  напряжения   и  восстановления  естественного  состояния. Поэтому вечерние часы не  самое  подходящее  время  для  бесед с  ребёнком     о  его  поведении.

        6.Соматическая  ослабленность  организма, обусловленная общим  снижением  его  реактивности, защитных, иммунных  сил.

Выражается  частыми  заболеваниями  прежде  всего  со  стороны  верхних  дыхательных  путей, их  хроническим  течением.

        7.Психомоторные  нарушения  в  виде  нервных  тиков, заикания, ночного  и  дневного  недержания  мочи, энкопрез (недержание  кала). Психомоторные нарушения  невротической  природы  большей  частью  не  осознаются, не  замечаются  ребёнком. Они  зависят  от  времени  года, утомления, нервного  перенапряжения (стресса).

        К  распространённому виду  нервности  относятся  и  неврозы, нередко  протекающие  на  фоне  невропатии. Главное , что  их  отличает   от  других  видов  нервности, – это предопределяющая  роль  в  их происхождении  психогенных  факторов  –  психических  травм, переживаний, напряжений, с  которыми  не  может  справиться  ребёнок   и  которые  подобно  дистрессу  приводят  к  болезненному  расстройству нейрорегуляторных  и  адаптационных  функций  организма.

        Помимо неврозов  как  заболеваний  различают  невротические  реакции  относительно кратковременные  аффективные  переживания  в  ответ  на  действие  психотравмирующих  факторов. К  невротическим  реакциям  относятся: повышенная  возбудимость, капризность  или  заторможенность, страхи, ухудшающие  временно  настроение  и  сон; состояние подавленности(депрессии) заострённые  переживания  в  связи  с  наличием  заболевания  или  физического  дефекта. Невротические  реакции  требуют   скорее  не  лечения, а  правильного  педагогического  и  психологического  подхода  со  стороны  взрослых. Важно  понять  источники  переживаний  детей, что  невозможно  без  способности  родителей  к  анализу  и  самокритике. При  наличии  эмоционального  контакта  с   детьми  и  авторитета  родителей, взаимопонимания  в  семье невротические  реакции  купируются (проходят)  достаточно  быстро. Если  же  они  повторяются  и  имеют   тенденцию  с  возрастом   не  уменьшаться , а  увеличиваться  по своей  интенсивности, то  не  исключено  состояние  хронического  эмоционального  стресса, то  не  исключено  состояние   хронического  эмоционального  стресса,  легко перерастающее в  невротическое состояние. В  этом  случае  уже  требуется  профессиональная  психологическая  и  психотерапевтическая  помощь.

        Если  брать  только  такую  характеристку, как « эмоци-онально  чувствительный  и  впечатлительный, ранимый, легко  расстраивается», то  она  говорит  не  о  неврозе  и  невротической реакции, а  о  сензитивности – эмоционально  заострённой  чувствительности.

КАК  ПРЕДУПРЕДИТЬ ОТКЛОНЕНИЯ  В

ПОВЕДЕНИИ  РЕБЁНКА. А.И.Захаров.

Москва. «Просвещение».1993год.

Источник