Задержка в развитии ребенка из за травмы

Задержка в развитии ребенка из за травмы thumbnail

Уважаемые читатели!

В сегодняшней нашей беседе мне хотелось бы продолжить разговор о наших детях, проблемах, возникающих при их развитии. Это и физическое развитие, и интеллектуальное, и эмоциональное. Все это объединено в одно целое — личность ребенка.

Наш Центр специализируется  с 1998 года в лечении детей с проблемами развития. Накопленный нами опыт говорит о том, что если вовремя начать лечение, абсолютному большинству детей, которых мы отбираем, можно помочь. Часто родители обращаются к нам со своими проблемами, когда детям уже пять-семь лет и больше. Конечно, в этом возрасте трудно, но возможно помочь. Цель этой статьи — объяснить родителям необходимость раннего лечения.

Чем раньше начата борьба за здоровье ребенка, тем больше шансов помочь. Причин нарушений и задержки в развитии может быть много: это и генетические проблемы, и последствия воспалительных и инфекционных заболеваний, перенесенных матерью ребенка. А иногда это могут быть травмы, которые получила мать во время беременности. Это могут быть интенсивные, тяжелые роды, неправильное положение плода, вакуум, щипцы, ручные пособия во время родов, обвитие пуповиной, кислородное голодание ребенка. А иногда — просто грубые манипуляции врача и акушера.

Причины нарушения развития ребенка

Еще одной причиной нарушения развития ребенка могут быть травмы при падении или ударах. Иногда дети падают со стульчика, коляски, кровати. Ударившись, ребенок немного поплакал и успокоился, синячок или шишка рассосались. А вот последствия могут остаться.

Как же травма может влиять на развитие ребенка?
Дело в том, что наш мозг окружен оболочками. Сам он находится как бы в состоянии невесомости, погруженный в спинномозговую жидкость. Вся эта система защищена костями черепа. Каждая косточка черепа соединена с другой сложными, полуподвижными суставными соединениями из хрящевой ткани, дающей возможность роста черепа. Она же сохраняет краниальный ритм, от которого и зависит очень часто, насколько хорошо будет работать наш мозг. В случаях травм происходит нарушение краниального ритма, а вследствие этого нарушаются обменные (метаболические, электрофизиологические) процессы в мозге. Нарушается равновесие между процессами возбуждения и торможения, что конечно же влияет на развитие ребенка, его интеллектуальные способности.

Каковы же первые симптомы, на которые необходимо обратить внимание родителям?
Дети обычно беспокойны, плачут. Может наблюдаться слюнотечение, косоглазие, повышенный тонус мышц. Ребенок интенсивно крутит головой и руками, нет концентрации внимания, не следит глазами за предметом. Дети поздно начинают садиться, вставать, ходить. Есть проблемы с запоминанием, появляются трудности в общении со сверстниками, замкнутость и раздражительность. Иногда проявляется агрессивность. В таких случаях очень часто, уже с детского сада, врачи могут назначить успокоительные препараты. А если эти препараты действуют на фоне сниженного интеллекта (а у детей-олим присоединяется еще и незнание языка), то это, конечно, влияет на интеллектуальное развитие и дальнейшее продвижение в учебе. Дети попадают в разряд гиперактивных, и этот след тянется за ними на протяжении всей учебы. У таких детей обычно проблемы с обучением, концентрацией внимания, памятью. Речь — больше односложная. Очень часто детей беспокоят головные боли, мигрени, головокружения, непереносимость транспорта, что может остаться на всю жизнь. Сочетание даже двух или трех симптомов уже должно насторожить родителей.

Очень часто родовые травмы черепа могут сочетаться с травмами позвоночника, а это влечет за собой развитие сколиозов, кифозов и других патологий. После прохождения лечения у многих наших пациентов были сняты такие страшные диагнозы, как задержка умственного и физического развития, аутизм, умственное недоразвитие, задержка речевого развития, дислексия, дисграфия, гиперактивность, эпилептический синдром. Такие дети часто конфликтуют, ссорятся с детьми, впадают в истерики. В играх они тоже не преуспевают, так как страдают нарушениями координации движений. Конфликты родителей с такими детьми наступают как следствие невнимательности, забывчивости детей. Их обвиняют в непослушании и неисполнительности. В детском саду жалобы воспитателей те же. Детей наказывают, иногда применяют силу. Все это, накапливаясь, откладывает определенный отпечаток на взаимоотношения с родителями, на характер развития ребенка. В школе ситуация становится и того хуже. У детей с нарушениями внимания и гиперактивностью возникают большие трудности в учебе. Они не способны высидеть весь урок, подвижны, крутятся, находят повод отвлечься, могут вставать и ходить по классу, часто конфликтуют со сверстниками, невнимательны. У них снижена память. Они часто страдают головными болями, быстро устают от занятий, плохо понимают прочитанное. И на этот раз ребенку достается от его преподавателя. Его обвиняют в лени, плохом поведении. Родителей часто вызывают в школу, с вытекающими отсюда последствиями. Конечно, такое развитие событий, несомненно, сказывается на будущем человека. Родители таких детей часто обращаются к врачам, психологам, подвергают ребенка большому количеству обследований и диагностических процедур.

Приведу к примеру случай из практики: у ребенка двух лет отмечалось косоглазие, задержка развития, не мог ровно держать головку, все время лежал, не предпринимая никаких попыток встать или сесть. Был беспокоен и безучастен к окружающему. Лечение фактически не проводилось, так как в «купат-холим» определили состояние, не подлежащее лечению. Наш диагноз — дезорганизация краниального ритма. После нескольких процедур лечения косоглазие исчезло, ребенок стал улыбаться, живо реагировать на окружающий мир, активно жестикулировать. Через три недели он стал ходить. Со временем появилась речь, ребенок стал развиваться нормально.
Можно привести множество примеров исцеления детей, страдавших различными недугами, но причина которых была одна: нарушение краниального ритма.

В своей практике метод краниально-сакральной терапии мы совмещаем с гомеопатией, рефлексотерапией, натуропатией, физиотерапией, логопедией.
В последнее время уже не только родители, но и врачи больничных касс посылают к нам на лечение пациентов.
Нашей целью является добиться, чтобы все дети, которые обратились к нам, стали здоровыми и полностью реабилитировались.

Доктор Лев Левит

2005 г.

Источник

Как распознать малыша, страдающего головной болью? Почему ребенок часто плачет, задерживается в развитии?

О признаках, последствиях и тактике лечения родовой травмы рассказывает доктор Лев Левит. Он врач с 30-летним стажем, кранио-сакральный терапевт, руководитель Центра развития и реабилитации детей в Израиле.

Факт первый

Травмы могут возникнуть как внутриутробно, так и во время родов.

Причиной внутриутробной травмы может быть удар. Если беременная женщина упала, попала в аварию, и получила повреждение в области живота, это может быть причиной травмы плода. В первую очередь при травме плода страдает центральная нервная система будущего ребенка. Во время беременности плод принимает определенное положение в матке. Но из-за травмы он может потерять ориентацию и неправильно разместиться по отношению к родовым путям.

Факт второй

Головная боль из-за родовой травмы приносит ребенку сильные страдания.

Наружные признаки травмы не сложно заметить. Среди них – ассиметрия черепа, гематомы, кривошея.

В зависимости от степени травмы проявляется разная клиническая картина, но во всех случаях при травме возникает нарушение глотания: дети часто срыгивают, их тошнит.

Читайте также:  Мамайчук помощь психолога ребенку с задержкой развития

Может возникнуть слюнотечение, косоглазие, нистагм – подергивание глаз, а также тремор, то есть легкое подергивание ручек и ножек младенца. Родителей должно насторожить, если новорожденный, лежа на спине, часто трется головой о матрас вплоть до выраженных залысин. Таким образом ребенок испытывает облегчение от головных болей.

Как правило, травмированные дети много и часто плачут.

Если ребенок начинает плакать и при этом срыгивает, стоит насторожиться. Бывает, что малыш сосет грудь, успокаивается на 10-30 минут, а потом вновь начинает плакать. Окружающие считают, что ребенок не унимается из-за голода или газов, ставят ему клизму, дают капли. Но дело обстоит иначе. Одно из свойств материнского молока – обезболивающее. После еды на некоторое время малыша отпускает головная боль, но потом ребенку вновь становится дискомфортно, его рвет, он срыгивает.

Травмированные в родах дети выгибаются, откидывая голову, ручки и ножки назад, кричат. Это особый крик – крик боли.

Факт третий

Многие малыши сами справляются с последствиями родовой травмы. Но не все и не всегда!

Через полгода – год у многих малышей происходит естественный процесс восстановления жизненных сил. Но естественное восстановление происходит не всегда. У ребенка могут продолжиться головные боли, нарушения движения, моторных функций.

При травме может возникнуть !!!! гипертонус и гипотонус нижних конечностей. В некоторых случаях у детей возникает нарушение двигательной активности: они не могут нормально сидеть, вставать. Наблюдается клиника вялого или спастического паралича: либо гиподинамическое состояние мышц, либо наоборот спастический порез вплоть до детского церебрального паралича.

Если ребенка тошнит, рвет, – считают, что у него непереносимость молока, проблемы с кишечником. Лечат дисбактериоз, не предполагая, что корень бед связан с травмой головного мозга. Часто эти травмы пропускают потому, что медики, не владеющие остеопатическими знаниями, не могут диагностировать !!!!последствия родовой травмы.

Именно поэтому я советую всем родителям даже если роды прошли идеально, обязательно показать новорожденного младенца остеопату или кранио-сакральному терапевту. (Краниум по латыни череп, сакрум – крестец).

Специалист определит, есть ли травма черепа, повреждения соединительной ткани, которые могут привести к поражению центральной нервной системы (ЦНС). При родовой травме происходит поражение ЦНС, черепа, оболочек мозга, позвоночника. При этом нарушается движение костных систем черепа, нарушение ритма соединительнотканной системы. Это приводит к нарушению циркуляции спинно-мозговой и тканевой жидкости. При этом нарушается так называемый первичный дыхательный механизм (ПДМ), который отвечает за обмен веществ, циркуляцию тканевой жидкости и ликвора.

Факт четвертый

Даже при внешне идеальных родах могут быть нарушения первичного дыхательного механизма!

Часто необходимо провести коррекцию первичного дыхательного механизма новорожденного. Порой для этого достаточно одного сеанса у кранио-сакрального терапевта.

Для ребенка оптимально рождаться в нормальных, естественных родах, но не всегда это возможно. Если выбирать между кесаревым сечением и тяжелыми естественными родами с возможными осложнениями, я рекомендую плановую операцию кесарево сечение.

Если у мамы возникло подозрение, что у ребенка есть родовая травма, стоит сделать проверочный тест. Если ребенок кричит от боли, но от детской дозы парацетомола быстро успокаивается, скорее всего крик младенца связан с головными болями. Впрочем, боль может быть настолько сильная, что даже таблетка не сможет помочь.

Обратите внимание, если у ребенка голова повернута в одну сторону, то есть всегда находится только в левом или правом положении. Такие состояния возникают при повреждении шейного отдела позвоночника. Когда новорожденного смещают с привычной позиции, он начинает плакать.

У ребенка кости черепа соединены хрящами, при родовой деятельности могут возникнуть повреждения и смещения отдельных костей черепа, а также позвонков. Это приводит к нарушению краниального ритма. В свою очередь нарушение краниального ритма может приводить к серьезным последствиям.

Факт пятый

Нарушение развития ребенка чаще всего связано с родовой травмой.

Родовая травма может привести к задержке умственного психофизического развития ребенка, отставанию в развитии, плохой памяти, проблемах с координацией движений. При кровоизлияниях в мозг может развиться поражение двигательных функций, гидроцефалия, микроцефалия, различные формы параличей и ряд других тяжелых состояний.

Советы врача

Будущие мамы, вы и без меня знаете о том, что вам необходимо полноценное питание, легкий физический труд. Что нужно вести здоровый образ жизни, делать гимнастику для укрепления организма. Но есть важный момент, который часто ускользает от внимания. Хочу подчеркнуть: если у вас есть патологии брюшной полости, костной системы, проблемы с суставами, стоит обратиться к врачу-остеопату и ликвидировать эту проблему, восстановив баланс костно-мышечной системы организма. Я советую показаться проверенному специалисту до и после родов.

Родители, обратите внимание, нет ли у вашего ребенка признаков родовой травмы.

Ребенок часто и подолгу плачет с переходом на крик?

Малыша крайне трудно успокоить, он иногда затихает только после того, как пососал грудь?

Он часто срыгивает?

Если у ребенка есть вышеперечисленные признаки или если в истории родов были травмы, осложнения, необходима консультация специалиста. Я советую родителям не затягивать, постараться ликвидировать проблему в самом начале. Чем раньше оказана помощь, тем выше шанс избежать тяжелых осложнений. Помимо задержки речевого, психофизического развития, отставания в развитии у детей с родовой травмой бывают частые болевые приступы. Они могут вызвать спастический синдром, что повлечет за собой назначение противосудорожных препаратов, которые в свою очередь могут быть причиной задержки развития.

Дима, грубая задержка развития (7531)

Доктор Л.И. Левит.

Видео-отзывы родителей можно посмотреть здесь

Источник

Для многих родителей задержки в развитии ребенка стали насущной проблемой. Но ступор и отчаяние, являющиеся первой и естественной реакцией на получение такого диагноза, сменяются твердым намерением что-либо изменить в лучшую сторону и помочь своему ребенку догнать сверстников. С этого момента начинается долгий, иногда сложный путь, но стабильное улучшение результатов и достижения маленького человечка становятся лучшей наградой за все приложенные усилия и старания.

Рыжая девочка сидит за столом с книгой

Что такое задержка развития и виды

Задержкой в развитии называют нарушение нормальной скорости
развития того или иного физического или психического аспекта у детей разного
возраста. Выделяют следующие виды задержек в развитии ребенка:

  • ЗРР – задержка речевого развития;
  • ЗПРР – психоречевого;
  • ЗПР – психического;
  • ЗМР – моторного;
  • ЗПМР – психомоторного.

В большинстве случаев задержки развития поддаются коррекции.
Но эффективность принятых мер во многом зависит не только от качества
выполнения врачебных рекомендаций, но и от того, насколько рано родители
обратились за помощью.

Задержка речевого развития (ЗРР)

Речь присуща только людям и является основой общего
развития. Именно она признана ведущим показателем того, как ребенок
воспринимает окружающий его мир, и отражает готовность с ним взаимодействовать.
Поэтому возникновение ее нарушений, является поводом для немедленного принятия
мер. Но при этом нельзя забывать, что каждый ребенок развивается в своем
собственном ритме и не стоит искать проблем там, где их нет.

Читайте также:  Индивидуальный маршрут развития ребенка инвалида по физическому развитию

Критерием оценки степени речевого развития можно считать общепринятые нормы, разработанные для каждого возраста, т. е. тот минимум, присутствие которого является показателем нормального развития. Если же родители замечают, что речь крохи не дотягивает по многим параметрам до нормы, им следует обязательно записаться на консультацию к специалисту. Но крайне редко задержка развития речи присутствует обособленно. Обычно это сопровождается отставанием в психическом развитии, т. е. у ребенка диагностируется психоречевая задержка развития (ЗПРР).

В большинстве случаев обнаружение задержки развития речи у детей обнаруживается до 4-х лет.

Ребенок закрыл рот рукой

ЗРР может возникать в результате:

  • поражения центральной нервной системы:
    • афазии – нарушение уже сформировавшейся речи,
      что наблюдается при повреждении головного мозга (может страдать не только
      функция говорения, но и понимания речи другого человека);
    • алалии – полное отсутствие или грубое
      недоразвитие речи;
    • дизартрии – неправильное произношение или
      сложности при выговаривании некоторых звуков и букв.
  • Развития функциональных нарушений в ее работе:
    • заикание – частое повторение звуков, их
      удлинение, постоянные остановки в речи;
    • мутизм – отсутствие реакции на вопросы,
      обращенные к ребенку, хотя способность говорить и понимать окружающих
      сохраняется;
    • судромутизм – функциональная, т. е. обратимая
      утрата речи.
  • Наличия дефектов артикуляционного аппарата:
    • ринолалия – искажение многих звуков, что
      обусловлено нарушениями небно-глоточного смыкания;
    • механические дисплазии – изменения строения
      органов, принимающих участие в произношении звуков.

Очень часто не удается до конца выяснить, действие какого
фактора стало причиной задержки речевого развития. Тем не менее сегодня
считается, что ЗРР может быть вызвана:

  • родовыми травмами разного рода;
  • патологиями беременности;
  • заболеваниями головного мозга, включая аномалии
    развития, ишемические явления, лейкодистрофию, опухоли;
  • нарушениями слуха;
  • травмами головы;
  • нарушениями развития мышц лица и ротовой
    полости.

Не последняя роль в возникновении ЗРР отводится наследственности и психическим отклонениям. Иногда причины появления проблем с речью кроются в психологическом давлении на ребенка и грубых ошибок в воспитании. Но в любом случае с проблемой следует бороться и принимать меры для наиболее быстрого его решения. В противном случае задержка речевого развития может стать причиной возникновения проблем в общении ребенка со сверстниками, не говоря уже о низкой успеваемости в школе и проблемах с дальнейшим трудоустройством.

Маленький мальчик разводит руками

Когда нужно обратиться к врачу

В качестве повода для обращения к специалисту стоит
расценивать следующие признаки:

  • отсутствие эмоциональной реакции на происходящее вокруг на 4-м месяце жизни, в частности ребенок не улыбается родителям, не оживляется при их появлении и т. д.;
  • не агукает и не пытается выдавать повторяющиеся звуки по типу «ба-ба-ба» в 8—9 месяцев и в целом создает впечатление тихони;
  • возникновение сложностей с жеванием в 18 месяцев, что может проявляться тем, что ребенок давится при попытке съесть кусок яблока;
  • ребенок не говорит простых слов в 1,5 года или не пытается выучить новые в 2 года, если сумел освоить несколько простых;
  • активный словарный запас ребенка в 2,5 года составляет менее 20 слов, он не может назвать части тела или привычные предметы, не составляет словосочетания из 2-х и более слов;
  • в 3 года говорит абсолютно неразборчиво даже для родителей, не может построить предложение из нескольких слов, не понимает простых рассказов, объяснений родителей или говорит очень медленно, растягивая окончания слов, или же наоборот говорит слишком быстро, глотая окончания, иногда дети с ЗРР не могут самостоятельно построить предложения, а изъясняются фразами из мультиков, услышанными от взрослых.

При психоречевой задержке развития дети обычно имеют
инфальтильный вид и слабо развитые мышцы. Они мало эмоциональны, имеют
нарушения памяти и мышления, отличаются слабым воображением и склонны выполнять
однообразные действия. Поскольку все психические процессы протекают медленно, в
связи с чем детям с ЗПРР сложно переключаться с одной мысли на другую.

Нередко ЗПРР сочетается с ДЦП.

Ребенок с ДЦП

Диагностика ЗРР

Чтобы эффективно воздействовать на проблему нужно определить
ее причину и степень выраженности. В этих целях проводится комплекс
исследований, включающий:

  • оценку уровня речевого развития и степень
    отклонения от нормы;
  • осмотр отоларинголога и проверку слуха у
    сурдолога;
  • тесты, направленные на оценку степени понимания
    речи;
  • психологические тесты и анализ характера
    взаимодействия взрослых с ребенком;
  • КТ;
  • МРТ;
  • ЭЭГ;
  • электромиографию;
  • УЗИ с допплером головного мозга и пр.

Тем не менее часто точно установить причину возникновения
ЗРР не удается. В таких ситуациях характер терапии строят на основании только
характера имеющихся отклонений от нормы и проводят комплексное лечение,
направленное на улучшение работы нервной системы.

МРТ для детей

Лечение ЗРР

Чем раньше будет обнаружена задержка речевого развития, тем
легче и продуктивнее будет протекать коррекция и у ребенка будет больше шансов
на полное восстановление. Во всех случаях терапия носит комплексный характер,
но она всегда разрабатывается индивидуально в соответствии с характером
обнаруженных проблем.

Компонентами лечения задержки речевого развития могут быть:

  • Медикаментозная терапия – конкретные препараты и их дозировки подбираются на основании диагноза и возраста ребенка неврологом и иногда психиатром. Основной задачей медикаментозного лечения в большинстве случаев является стимуляция и обеспечение нормального питания клеток головного мозга. Поэтому обычно назначаются комплексные витаминные препараты, аминокислоты и другие.
  • Физиотерапия – основными видами физического воздействия, показанного при ЗРР, являются магнитотерапия и рефлексотерапия. С их помощью удается активизировать работу соответствующих отделов головного мозга и повысить качество речи. В частности сеансы магнитотерапии способствуют образованию новых функциональных связей.
  • Работа с дефектологом и логопедом – занятия всегда проводятся в индивидуальном порядке и направлены на устранение недостатков речи. Они организуются в игровой форме, что позволяет ребенку воспринимать их не как элемент лечения, а в качестве приятного времяпрепровождения. В рамках работы с логопедом проводится специальный массаж, характер которого зависит от того, произношение каких звуков страдает.

Детям с задержками развития показана иппотерапия, дельфинотерапия и другие подобные виды работы с животными.

Весьма эффективным способом преодоления проблемы ЗРР
является мануальная терапия с элементами остеопатии.

Мальчик выполняет логопедическое упражнение

Задержка психомоторного развития (ЗПМР)

Задержка психомоторного развития диагностируется у многих
детей раннего возраста, причиной чего могут выступать незначительные
органические изменения в состоянии головного мозга или нарушения
функционирования его работы. Подобные изменения могут быть врожденными, стать
следствием получения родовой травмы или приобрестись ребенком в течение жизни. В
последнем случае ЗПМР может выступать результатом наследственной
предрасположенности, вследствие чего проявления задержки психомоторного
развития могут возникнуть на фоне перенесения инфекционного заболевания,
отравления, метаболических нарушений и действиях социальных факторов. Поэтому
толчком для развития ЗПМР способны стать невнимательность к ребенку, отсутствие
любви к нему, педагогическая запущенность, плохие условия жизни и т. д.

Читайте также:  Нормальное речевое развитие ребенка 5 лет

Таким образом, различают неспецифическую и специфическую задержку психомоторного развития. При неспецифической или доброкачественной задержке отсутствуют патологии головного мозга, благодаря чему она легко поддается коррекции и при создании адекватной внешней среды и особых условий полностью проходит, а ребенок догоняет сверстников по всем параметрам.

Девочка и растущий график

При специфической ЗПМР наблюдаются повреждения тех или иных
мозговых структур, что и приводит к отставанию в развитии двигательных,
психических, речевых функций. Это сопровождается возникновением характерных симптомокомплексов
и требует назначения соответствующего ситуации лечения, без которого ЗПМР не
может полностью компенсироваться. Изначально обычно можно заметить отставание
только по одному из параметров, но со временем специфическая задержка
психомоторного развития приводит к равномерному нарушению всех функций.

ЗПМР может протекать с разной степенью тяжести, на основании
чего различают:

  • ЗПМР 1-й степени – отставание психомоторного
    развития не больше чем на 1 возрастной интервал, причем с наблюдающейся
    тенденцией к сокращению его выраженности по мере взросления ребенка. При такой
    форме задержка развития быстро компенсируется, и ребенок догоняет одногодок по
    характеру развитости психических, двигательных и речевых функций, но только при
    условии проведения грамотного лечения.
  • ЗПМР 2-й степени – отставание более чем на 1
    возрастной период на фоне отсутствия склонности к постепенной компенсации и
    сокращению выраженности запаздывания психомоторного развития или даже тенденции
    к увеличению дефицита. При такой форме очень важно правильно подобрать лечение,
    но и это не гарантирует полной компенсации психомоторных функций, а лишь может
    дать возможность избежать увеличения временного дефицита по мере взросления
    ребенка.
  • ЗПМР 3-й степени – отставание психомоторного
    развития ребенка больше чем на 1 или даже 2 возрастных периода. Это наиболее
    тяжелая форма ЗПМР, сопровождающаяся неуклонным увеличением отставания в
    психомоторном развитии ребенка от одногодок. При этом двигательные, речевые,
    психические функции могут даже не отличаться тенденцией к развитию.

Мальчик собирает пазл

Признаки

Задержка психомоторного развития может начать проявляться в
любой период жизни ребенка, что и определяет характер возникающих симптомов.
Так, в период новорожденности на наличие отклонений от нормы может указывать:

  • апатичность ребенка, отсутствие реакции на появление
    чувства голода или насыщения, усталость и т. д.;
  • слабо выраженные безусловные рефлексы, склонные
    быстро угасать при многократном раздражающем воздействии;
  • отсутствие попыток поднимать голову при
    переворачивании на живот.

При этом у новорожденных с признаками ЗПМР наблюдается
нормальная двигательная активность, а мышцы пребывают в гипертонусе. В
следующем возрастном периоде, т. е. с 1 до 3 месяцев при задержке
психомоторного развития могут наблюдаться короткие периоды бодрствования и
слабость или полное отсутствие эмоциональных реакций. Что же касается периода с
3 до 6 месяцев, то в этом время заставить родителей бить тревогу должно
запаздывание становления рефлексов, в частности то, что ребенок не пытается
перевернуться со спины на живот и приподниматься на руках.

Более выраженными признаки ЗПМР становятся в 6—9 месяцев. В
таком случае на наличие отклонений может указывать:

  • низкий уровень выраженной активности во время
    общения и присутствие малого количества игровых реакций, жестов;
  • слабая эмоциональная окраска издаваемых звуков,
    лепета;
  • отсутствие способности брать предметы 2-мя
    пальцами;
  • отсутствие попыток встать, ребенок не может
    самостоятельно сесть и плохо ползает.

Признаки ЗПМР в 8—9 месяцев

К году у младенца уже должен быть огромный комплекс достижений, одним из которых является ходьба и активное лепетание. Но при ЗПМР 9–12-месячные груднички не используют лепетных слов и не окрашивают их эмоционально. Такие дети могут стоять с поддержкой, но пойти еще не в состоянии из-за недоразвитости двигательных функций.

Но, к сожалению, ЗПМР крайне редко диагностируется на первом
году жизни. Обычно признаки отклонений от нормы заставляют родителей
насторожиться значительно позже. В таких ситуациях они обращают внимание на:

  • эмоциональную незрелость – настроение ребенка
    часто меняется, он суетлив, неуверенный в себе, стеснительный, плохо
    контролирует свою реакцию на различные виды деятельности и сложно адаптируется
    в коллективе сверстников, например, в детском саду;
  • расстройство внимания – ребенку трудно
    концентрироваться на чем-либо, в результате чего он постоянно отвлекается от
    своего занятия, склонен бросать дело на полпути (иногда проявляется
    возникновением синдрома дефицита внимания и гиперактивности);
  • нарушение восприятия окружающего мира – ребенку
    сложно сформировать целостное представление о чем-от, в результате чего ему не
    удается узнать знакомый предмет только по его части и воспринимать
    схематические рисунки;
  • нарушения памяти – дети с ЗПМР могут плохо
    запоминать новую информацию, путаться в ней, быстро забывать;
  • нарушения речи – в основном проявляются
    снижением скорости ее развития, хотя могут присутствовать и другие виды
    задержки развития речи, характер которых определяется тяжестью течения ЗПМР;
  • отставание в развитии мышления – ребенку сложно
    решать логические и другие задачи;
  • несформированность игровой деятельности – игры
    отличаются бедностью содержания, посвящены бытовой теме.

Не всегда подобные признаки указывают на задержку развития,
но их наличие является поводом для обязательного получения консультации врача,
причем как можно скорее.

Девочка нарисовала рисунок

Диагностика и лечение ЗПМР

При выявлении запаздывания в психомоторном развитии у
ребенка любого возраста нужно немедленно обращаться к неврологу для
установления причины этого. Врач проведет осмотр малыша, понаблюдает за его
поведением и назначит ряд необходимых исследований, среди которых могут
присутствовать:

  • КТ;
  • МРТ;
  • ЭЭГ;
  • электромиография и др.

При подтверждении отставания в развитии лечение назначается
немедленно, причем нередко оно требует квалифицированной поддержки не только
невролога и психолога, но и логопеда, дефектолога, мануального терапевта и
других узких специалистов. Оно может включать:

  • медикаментозную терапию – подбирается строго
    индивидуально на основании характера обнаруженных органических изменений, их
    тяжести и возраста ребенка;
  • физиотерапию – показаны занятия ЛФК,
    магнитотерапия, водолечение, выполнение специальных упражнений на развитие
    мелкой моторики;
  • мануальная терапия – помогает устранить
    имеющиеся отклонения от нормы и улучшить высшую нервную деятельность, а также
    укрепить мышцы тела, нормализовать тонус, создать наиболее благоприятные
    условия для полноценного развития ребенка;
  • коррекция образа жизни – подразумевает
    налаживание гармоничных отношений с ребенком, повышение качества и
    сбалансированности его питания, внедрение в ежедневные задачи специальных игр и
    т. д.

Мануальная терапия для детей

Ребенку с ЗПМР, а также его родителям может быть показана
работа с психологом. Специалист сможет обнаружить скрытые проблемы в
отношениях, грамотно проработать их и добиться существенного улучшения
атмосферы внутри семьи.

Весьма положительным образом на психомоторном развитии сказывается арт-терапия, сказкотерапия, иппотерапия.

Таким образом, задержка развития – это не приговор.
Получение такого диагноза вовсе не означает, что ребенок никогда не будет
таким, как его сверстники. Но он является поводом немедленно начинать
действовать, ведь чем раньше будет обнаружено отставание в развитии, тем
быстрее и легче будет проходить коррекция, а ее результаты при правильной
разработке терапии однозначно порадуют родителей и помогут ребенку догнать
одногодок или как минимум органично адаптироваться в их обществе.

Источник