Задержка в развитии кортексин ребенка

20 мая 2018 г.
При задержке речи детям часто назначают Кортексин. Мамы, начитавшись различных форумов, опасаются его применять, руководствуясь принципами: «зачем ребенка пичкать химией», «надо подождать, может постепенно заговорит без лекарств», «уколы – лишний стресс для малыша», «вдруг появятся осложнения». Однако, как показывает статистика, Кортексин детям при задержке речи дает стойкий положительный эффект, не вызывая негативных последствий.
Общая характеристика препарата Кортексин
Кортексин – препарат из группы ноотропов, состоящий из полипептидных фракций, которые могут свободно проходить через гематоэнцефалический барьер и действовать на нейроциты.
Воздействия лекарства:
- ноотропное – улучшает когнитивные функции головного мозга (память, речь, мышление, внимание, интеллект), повышает стрессоустойчивость;
- антиоксидантное – повышает устойчивость нейронов к кислородному голоданию;
- нейропротекторное – оказывает защитное действие на нейроны, предупреждает и/или уменьшает токсическое влияние эндогенных и экзогенных факторов;
- тканеспецифическое – улучшает обмен веществ в центральной и периферической нервной системе, активирует функции головного мозга, репаративные процессы.
Помогают ли уколы Кортексина при ЗРР?
Эффективность применения медикамента при задержке речевого развития у детей зависит от причин, ее повлекших. ЗРР может быть вызвана:
- генетической предрасположенностью, при которой происходит более медленное созревание нейронов, ответственных за речевые функции;
- нарушением слуха – речь развивается на основе понимания услышанного;
- невостребованностью речи – если с малышом мало разговаривают, предупреждают все его потребности;
- психотравмами – если ребенок начинал произносить отдельные слова, строить фразы, но после стрессовых воздействий (разлука с матерью, смерть близкого, насилие, эмоциональная холодность родных, помещение в садик, интернат) потерял утраченные навыки;
- нейроинфекциями и травмами головного мозга, произошедшими внутриутробно, во время родов или на первом году жизни.
Кортексин может помочь только в последнем случае, когда вследствие нейроинфекций и травм формируется энцефалопатия – нарушение созревания нейронов мозга, сопровождающееся гипоксией, нарушением мозгового кровообращения. В результате происходит задержка психического развития, в том числе и речи.
Важно! Не надо торопиться назначать лекарственные препараты малышам до трех лет. Диагноз ЗРР ставится только в 3-4 года, когда речь должна быть полностью сформирована.
Читайте о применении Кортексина детям до года.
Проблему выявляют при совместном обследовании педиатра, невропатолога, логопеда, психолога. При исключении психологических и сурдологических (нарушения слуха) причин, диагностировании энцефалопатии у ребенка старше 3 лет прописывают ноотропы, в том числе и Кортексин.
Механизм действия Кортексина при ЗРР
В патогенезе ЗРР играет роль уменьшение зоны Брока (двигательный центр речи) в левом полушарии, неравномерность речевых зон в правой половине мозга, анатомические изменения подкорковых образований, участвующих в процессе речи. Дисфункция вызвана нарушением питания нейроцитов, гипоксией.
Кортексин способствует восстановлению метаболизма в клетках мозга и межклеточных пространствах, нормализации баланса нейромедиаторов, передающих сигналы в мозг и обратно (серотонин, дофамин). В итоге снижается биоэлектрическая активность мозга, токсическое воздействие на мозг свободных радикалов.
Что лучше при ЗРР: Когитум или Кортексин?
Когитум не относится к группе ноотропов. Механизм действия обусловлен стимулирующим действием на ЦНС посредством ацетиламиноянтарной кислоты и солей калия. Препарат нормализует передачу нервных импульсов в головном мозге, повышает физическую выносливость, иммунитет. Показан при астенических состояниях, как общеукрепляющее средство.
Если сравнивать два препарата, предпочтение отдается Кортексину:
- можно назначать детям с первых месяцев жизни (Когитум – только с 7 лет);
- практически нет побочных симптомов (после приема Когитума – аллергические высыпания);
- эффективность гораздо выше благодаря широкому спектру воздействия на мозг;
- результат лечения наступает быстрее.
Подробно о том, что лучше – Кортексин или Церебролизин.
Кортексин: инструкция по применению для детей
Медикамент выпускается только в ампулах. Сухой порошок в ампуле разводят водой для инъекций или физраствором непосредственно перед употреблением. Новокаин употреблять не рекомендуется из-за возможного снижения лечебного эффекта и возникновения аллергических реакций. Растворитель вводится в объеме 1-2 мл, ампула слегка встряхивается, пока раствор не станет однородным и прозрачным. Затем берут необходимое количество в соответствии с возрастом ребенка. Дозировки зависят от массы тела:
- Ниже 20 кг. Вес малыша умножается на 0,5. Например, десятимесячному крохе с весом 8 кг вводится 4 мг (8х0,5) препарата. Флаконы с 5 мг разводят 2 мл, берут 1,6 мл готового раствора, остальное выбрасывают.
- Выше 20 кг. Детям назначается по 10 мг в день. Флакон с 10 мг разводят 1 мл растворителя и вводят все содержимое.
Препарат вводится внутримышечно, желательно, утром. Курс лечения – 10 дней (1 раз в сутки). Если укол по каким-то причинам был пропущен, курс продлевается. Интервал между курсами – 3-6 мес.
Побочные действия Кортексина у детей
Побочных эффектов, в большинстве случаев, не возникает. Может быть индивидуальная непереносимость препарата, редко – симптомы аллергии (покраснение, сыпь, жжение, зуд кожи). Есть данные, что препарат может провоцировать судорожные припадки (если они имелись ранее). На некоторых детей Кортексин действует растормаживающе – повышает их психофизическую активность.
При появлении подобных симптомов следует немедленно обратиться к врачу.
Кортексин детям при ЗРР: отзывы родителей
Положительные отзывы родителей преобладают над отрицательными. Отмечается, что после одного курса (даже после первых инъекций) ранее молчавший ребенок начинает складывать слоги, количество которых увеличивается день ото дня. Ребенок легче разговаривает, не делает пауз между словами, словарный запас расширяется.
По словам мам, улучшается запоминание новых слов, усвоение информации. Большой эффект Кортексин оказывает на процессы мышления, внимания, интеллекта, памяти, что также способствует ускорению речевого развития. Дети становятся эмоционально устойчивее, лучше спят, уравновешены.
Из минусов лекарства родители отмечают немалые материальные затраты на один курс лечения, отсутствие эффекта, болезненность уколов у некоторых, учащение судорог и расторможенность в единичных случаях.
Алина Вейц, врач-психоневролог, кандидат психологических наук, специально для Mirmam.pro
Полезное видео
Моторное развитие у ребенка: определение и диагностика
Задержка темпов моторного развития у детей до года: причины и последствия
Пирацетам для детей – лекарство для улучшения памяти и речи
Безопасные ноотропные препараты для детей
Источник
Семья, дети
17.09 13:49
Дети, семейные отношения, детсады, школы
Добрый день! У ребенка задержка развития речи, невролог назначил колоть кортексин, очень переживаю по этому поводу. Кто делал своим деткам эти уколы и какие были результаты? Не было ли побочных эффектов? Ребенку 3 года
Школа Искусств N 2, записала сына, что хочу сказать об этой школе, здание находится возле вокзала, первое что меня поразило, это курящие педагоги-женщины возле школы, Школа Искусств! Сразу разочаровалась, следующее, в школе проходной двор, охраняет данную школу неизвестный Чоп Норд, охранник из Ближнего зарубежья без личной карточки и без бейджика, Мальчики с игрушечными пистолетами бегают по всей школе и орут, в школе стоит такой ор, что впечатление как будто на вокзале ,никто даже замечание не сделает… (читать далее)
Кто недавно выпускался (11 класс). Где ваш класс отмечал выпускной и сколько денег сдавали на сие мероприятие?
Добрый вечер. Инфатрини, подскажите пожалуйста где продаётся в нашем городе?
что делать когда детей посадят на карантин в школе ?
удаленка – с чем ее едят?
дома инета нет и проводить не планирую. на что расчитывать можно с успеваемостью
Сегодня коллеге прислали сообщение с пометкой SOS,что якобы в 13 школе проводили прививки в 9х классах без ведома родителей.Родители детей с 13 школы напишите,что это не правда,а то мы тут изспорились
Источник
Кортексин – это лекарственный препарат, относящийся к группе ноотропов. Он представляет собой полипептиды, полученные из коры крупного рогатого скота путем особой переработки. Средство обладает способностью улучшать когнитивные процессы: внимание, речь, память. Это возможно за счет свойства препарата нормализовывать передачу импульсов между нервными клетками. Кортексин защищает структуры ЦНС от повреждающих факторов и ускоряет выздоровление организма при неврологических заболеваниях. Для препарата также характерна противоэпилептическая активность – он выравнивает соотношение между активирующими и тормозящими веществами в головном мозге, что уменьшает вероятность развития очагов чрезмерного возбуждения.
Задержка психического развития
Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение физиологического темпа созревания психики. При этом психические функции (память, мышление, внимание, эмоции, воля) не соответствуют возрастным нормам.
Причины данного состояния многочисленны:
- Генетическая аномалия.
- Неблагоприятное течение беременности (инфекции, токсикозы, травмы).
- Патологические состояние во время родов (травмы, асфиксия).
- Недоношенность.
- Черепно-мозговые травмы.
- Инфекционные заболевания.
- Психическая травма.
- Неблагоприятные условия воспитания.
Выделяют 4 основных типа ЗПР:
- Конституционный – задержка развития обусловлена индивидуальными особенностями сниженного темпа развития ЦНС. Дети с такой патологией обычно ведут себя как более младшие по возрасту. У них также может быть отставание в физическом развитии (рост и вес), эмоциональная неустойчивость, сниженные память и внимание.
- Соматогенный – в этом случае причиной являются тяжелые соматические заболевания: болезни сердца и сосудистой системы, бронхиальная астма, почечная недостаточность, пневмонии. Часто, из-за длительного течения этих патологий ребенок долгое время находится в больницах, вследствие чего имеет меньше социальных контактов по сравнению со сверстниками. Проявляется этот вариант в виде чувства слабости, сонливости, сниженной работоспособности, гиперактивностью, заторможенностью, поверхностным вниманием и слабой памятью. Эти дети обычно плохо осваивают новые виды деятельности.
- Психогенный – формируется при нахождении ребенка в неблагоприятных социальных условиях. К такому типу ЗПР могут привести недостаточная или чрезмерная опека, физическое насилие и агрессия со стороны родителей. В результате возникают неврозы и навязчивость. Формируется незрелая личность, для которой характерны снижение воли, эмоциональная неустойчивость, безынициативность, импульсивность.
- Церебрально-органический – наблюдается при поражениях вещества головного мозга. Этот тип встречается чаще всего. Дети с такой патологией психически неустойчивы, они шумные и подвижные, легко вступают в конфликт. При этом, в общении со взрослыми могут проявляться назойливость и ласка. Ребенок с церебрально-органической ЗПР как правило несамостоятельный, нерешительный, робкий, медленный и чрезмерно привязанный к родителям.
Для детей с задержкой психического развития любого типа характерны сложности в общении с окружающими. Они обычно не принимают участия в коллективной деятельности, играют в одиночку, почти не контактируют со сверстниками. В эмоциональной сфере такие люди неустойчивы, они очень резко и необоснованно изменяются в своем настроении (быстро переходят от смеха к плачу, от доброжелательности к агрессии).
Диагностика ЗПР
Для того, чтобы понять, есть ли у ребенка данная патология, в первую очередь необходимо проявлять внимание и ответственность. Своевременное посещение врача-педиатра и регулярное прохождение медицинских осмотров позволяет выявить ЗПР на ранних стадиях.
Для точной установки диагноза требуется обследование ребенка комиссией врачей разных специальностей: детского психолога, логопеда, дефектолога, педиатра, невролога и психиатра.
Полезными в диагностике окажутся следующие инструментальные методы:
- Электроэнцефалография.
- Компьютерная томография (КТ).
- Магнитно-резонансная томография (МРТ).
Лечение ЗПР
Основные принципы терапии ЗПР – это комплексность и системность проводимых мероприятий. Таких детей необходимо держать под наблюдением в течение длительного времени, оценивать степень соответствия психического развития ребенка возрастным нормам.
Рекомендуется особенно тщательно заниматься с детьми развитием таких сфер деятельности, как восприятие, память, мышление, внимание, речь. Для этого необходимо участие грамотных педагогов, психологов и дефектологов.
С медикаментозной точки зрения полезными окажутся препараты, оказывающие положительное действие на когнитивные процессы. Основная группа таких препаратов – это ноотропы, одним из представителей которых является Кортексин. За счет улучшения взаимодействия между нервными клетками, импульсы в цепочках нейронов передаются более быстро. Именно эти процессы и лежат в основе мышления, памяти и речи.
Безусловно, основополагающий момент лечения – устранение причины ЗПР. Нормализация микроклимата в семье ребенка или борьба с неврологическим заболеванием должны быть первоочередными задачами в борьбе с данной патологией.
Таким образом, несмотря на множество вариантов ЗПР, Кортексин оказывает свой эффект вне зависимости от причины возникновения этого заболевания. Но не стоит забывать о том, что лечение должно быть комплексным и своевременным. Только врач имеет право назначать медикаментозную терапию. Задача же родственников и близких – быть внимательными к ребенку.
Источник