Задержка речевого развития у ребенка в начальной школе

Задержка речевого развития у ребенка в начальной школе thumbnail
Возрастные особенности детей с ЗРР

Задержка речевого развития (ЗРР) – один из самых распространенных диагнозов у современных детей дошкольного и младшего школьного возраста. Это речевое нарушение характеризуется отличительными особенностями в различные возрастные периоды. Программа обучения детей с задержкой речевого развития разрабатывается с учетом возрастных особенностей детей с ЗРР и индивидуальных проявлений речевого дефекта в каждом конкретном случае.

Общие особенности детей с ЗРР

Задержка речевого развития – это отставание в развитии речевых функций, не связанное с органическими изменениями и патологиями в формировании центральной нервной системы или органов речи человека. ЗРР возникает по различным причинам, среди которых патологическое протекание первого триместра беременности матери (токсикозы, инфекционные заболевания, резус-конфликт, гормональные нарушения и др.), осложненные роды, сопровождающиеся травмами, кислородным голоданием появляющегося на свет младенца, а также болезни в период раннего детства и неблагоприятные условия жизни малыша.

Важно! ЗРР объясняется тем, что нервная система малыша развивается медленнее, чем у сверстников. Все речевые навыки в раннем возрасте, детском саду и школе появляются при ЗРР позднее, чем у их ровесников, которые растут в темпе, считающемся нормой.

Разница в сформированности речевых функций у детей с ЗРР и детей без ЗРР особенно заметна в младшем и среднем дошкольном возрасте. После комплексного обследования в детском саду реализуется коррекционная программа с детьми 3 лет при ЗРР. К школе при условии организации целенаправленной коррекционной работы отставание детей с ЗРР в большинстве случаев ликвидируется. Нужно помнить, что полностью преодолеть ЗРР без помощи взрослых ребенку не удастся. Если не проводить логопедическую и общеразвивающую работу в раннем возрасте, детском саду и школе, ЗРР может привести к отставанию в психическом развитии, станет причиной сложностей в социализации и личностном развитии.

Симптомы ЗРР в раннем возрасте

Ранний возраст – важный этап в жизни маленького человека, когда формируются психические функции, личность, характер. В раннем возрасте (до полутора лет) нормально развивающийся малыш воспринимает речь окружающих его людей и «накапливает» первые слова, необходимые для дальнейшего продуцирования самостоятельной речи. К трехлетнему возрасту, то есть к детскому саду, завершается формирование речевых центров в коре головного мозга, малыш должен владеть достаточных количеством слов родного языка и его грамматическим строем.

Задержку речевого развития детей раннего возраста можно распознать, если они в возрасте 3-4 месяцев не «гулят» и не произносят первых «лепетных» слов. Лепет у детей с ЗРР в раннем возрасте появляется позднее, чем у ровесников, при этом, как правило, количество «лепетных» слов очень малое, они не различаются интонацией.

Уже в раннем возрасте ребенку, который испытывает трудности в продуцировании самостоятельной речи, нужна помощь взрослых.

Специалисты по раннему возрасту указывают на ведущие признаки ЗРР (таблица).

Возраст

Симптомы ЗРР у детей

4 мес.

  • сложности с сосанием;
  • ребенок эмоционально не реагирует на появление родных (не улыбается, не оживляется)

9 мес.

  • отсутствие лепета (ба-ба-ба, па-па-та);
  • неспособность к звукоподражанию

12 мес.

  • отсутствие реакции на свое имя;
  • повышенное слюноотделение;
  • мычание, использование невербальных средств общения

1,5 г.

  • отсутствие первых слов (мама, дай);
  • непонимание простых просьб (дай мишку, иди сюда);
  • сложности с пережевыванием пищи

2 г.

  • неспособность и отсутствие желания повторять за взрослыми;
  • активный словарный запас – до 10 слов;
  • постоянно приоткрытый рот;
  • отсутствие интереса к звучащей речи

2,5 г.

  • активный словарный запас – до 20 слов;
  • незнание частей тела, названий предметов;
  • отсутствие фразовой речи (предложений из 2-х слов, например, «Дай мишку»)

3 г.

  • сложности с пониманием обращенной речи;
  • невнятность активной речи, которую не понимают даже мама и папа и педагоги в детском саду;
  • слишком быстрый темп речи, «проглатывание» окончаний;
  • слишком медленный темп речи, «растягивание» слов;
  • использование фраз из мультфильмов или книг вместо самостоятельной «живой» речи;
  • отсутствие собственной фразовой речи;
  • преобладание зеркальных повторений слов и предложений, которые произносят взрослые или сверстники (эхолалия)

ЗРР и ранний возраст – до конца не изученная проблема современной дефектологии, психологии и неврологии. Сложность заключается в установлении точного диагноза при наличии симптомов, общих для различных отклонений в развитии: ЗРР, алалии, ЗПР; одним из проявлений заболевания является ЗРР при аутизме в раннем возрасте и детском саду.

Родителям необходимо иметь в виду, что у большинства детей с ЗРР сохранный интеллект, они понимают обращенную к ним речь с небольшим отставанием от средней возрастной нормы. Однако достаточно часто родители, встревоженные признаками ЗРР у детей в раннем возрасте, начинают проявлять настойчивость, просят: «Скажи! Повтори! Назови свое имя!» Такой подход в корне неправильный, он является причиной того, что у малыша в раннем возрасте и детском саду формируется так называемый «речевой негативизм», нежелание устанавливать вербальный контакт. Задержка речевого развития в раннем возрасте и детском саду требует создания вокруг ребенка речевой среды, в которой у него появились бы мотивы к говорению. Малышу необходимо, чтобы близкие и другие взрослые говорили с ним, показывали окружающие предметы, называя их, читали книжки, рассказывали сказки, пели песенки, проявляли к нему искренний интерес, а не заменяли «живое» человеческое общение телевизором, компьютерными играми и мобильным телефоном.

Возрастные особенности дошкольников с ЗРР

Ребенок идет в детский сад в два с половиной – три года. В это время нормально развивающийся малыш использует 50-100 слов, способен строить фразы из 2 и более слов, с интересом задает вопросы, вступает в диалог со взрослыми, ежедневно пополняет пассивный и активный словарь, к 5 годам учится строить монолог.

Сложности в общении в детском саду с ровесниками и взрослыми наиболее остро испытывают дети с ЗРР, и садик помогает выявить эти проблемы во взрослении малыша, которого никто не может понять. В результате задержка речевого развития в детском саду приводит к тому, что дети с ЗРР чаще всего перестают пытаться установить контакты с другими дошкольниками. Детей с ЗРР в детском саду можно узнать и по отставаниям в формировании координации движений, мелкой моторики, ловкости, быстроты движений. Задержка речевого развития дошкольников проявляется в замедленном освоении всех уровней родного языка: фонетико-фонологического, семантического, лексико-грамматического, морфологического, синтаксического.

При обследовании логопедов в детском саду и школе выясняется, что дети затрудняются в повторении за взрослым движений языком и губами, в произнесении звуков и сочетаний звуков. ЗРР у детей проявляется в том, что у них в активном запасе достаточное количество имен существительных (до 120-150), обозначающих хорошо известные предметы, но отсутствуют слова, называющие признаки, процессы, не сформированы навыки образования грамматических форм слова и различения форм слов в звучащей речи. Детей с ЗРР в детском саду можно узнать по неправильно образованным звукам, упрощенным словам («ки» вместо «киса», «мя» вместо «мяч», «то» вместо «стол» и др.), по перестановкам или пропускам звуков или слогов в словах.

Читайте также:  Ведущие линии развития ребенка третьего года жизни это развитие

Как правило, дошкольник с ЗРР воспринимает и понимает обращенную к нему речь, выполняет простые просьбы взрослых, показывает известные ему предметы в комнате или на картинке, но не готов к продуцированию самостоятельной речи. Коррекция ЗРР у ребят дошкольного возраста является важной задачей родителей и педагогов, так как у детей в дальнейшем появляются проблемы с совершенствованием функций психики (памяти, восприятия и др.), познавательного интереса и коммуникативных навыков, адаптацией в детском коллективе, общим интеллектуальным развитием и обучением в школе.

Коррекция задержки речевого развития у младших дошкольников включает не только логопедическую работу, но и общеразвивающие занятия по ознакомлению с окружающим миром, освоение разнообразных видов деятельности, знакомство с различными видами искусства, разностороннюю подготовку к школе.

ЗРР у младших школьников

Школа для детей с задержкой речевого развития является сложнейшим этапом жизни. В первом-втором классе школы у детей с ЗРР сохраняется комплекс речевых нарушений всех уровней:

  • проблемы с правильным звуковосприятием и звукопроизношением;
  • затруднения со слогообразованием и выстраиванием слов;
  • ограниченный пассивный и активный лексический запас;
  • несформированность грамматических категорий (изменения слов по падежам, лицам, числам, родам);
  • отсутствие в словаре местоимений, предлогов, союзов, наречий, причастий, деепричастий;
  • дефицит фразовой речи.

Задержка речевого развития в школе приводит к сложностям разного типа:

  • психологический барьер в общении с одноклассниками и педагогами;
  • затрудненность адаптации к новым условиям школы, когда на смену игровой деятельности приходит учебная;
  • трудности с освоением учебной программы по всем предметам;
  • снижение самооценки, формирование комплексов и неврозов.

Такие проявления сближают аутизм и задержку речевого развития: в школе ребенок старается быть один, избегает контактов со сверстниками и педагогами, испытывает панику в непривычных ситуациях, отличается повышенной тревожностью.

После выявления детей с ЗРР с ними организуется индивидуальная коррекционная работа в логопедическом пункте школы, для каждого ученика разрабатывается обучающая программа при ЗРР. Детям с ЗРР необходима помощь психолога школы и активное участие родных и близких в коррекционных мероприятиях.

В раннем возрасте, детском саду, начальной школе детям с ЗРР необходимо внимание взрослых: прежде всего не педагогов, а членов семьи. Именно коммуникативная среда, созданная в семье, поможет преодолеть отставание и сформировать речевую деятельность в соответствии с возрастными требованиями. Коррекция нарушений в речи достигает цели благодаря комплексу мероприятий, направленных не общее развитие психических функций, включение ребенка в разнообразные виды практической и познавательной деятельности дома, в детском саду и школе.

Видео

088

Источник

21.01.2019 | Анна Новик 25 комментариев

задержка речевого развития

Для большинства педагогов, психологов и неврологов речь является одним из основных показателей интеллектуального развития ребенка.

  • Она является основным инструментом для коммуникации и социализации детей.
  • С помощью речи дети осваивают языковые структуры родного языка.
  • В процессе речевого общения усваивается опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения.

Ребенок начинает говорить тогда, когда головной мозг, слух и артикуляционный аппарат достигают определенного уровня развития.

В настоящее время наблюдается выраженная тенденция — растет количество детей раннего возраста с задержкой речевого развития. 

Речевые нарушения существенно влияют на психические функции ребенка.  У детей с нарушением речевого развития могут наблюдаться:

  • Неустойчивое внимание
  • Плохие локомоторные функции: нарушения в координации, сниженная скорость и ловкость движений
  • Трудности с выполнением словесных инструкции
  • Обидчивость, робость, замкнутость.

Причинами ЗРР (задержки речевого развития) и ОНР (общего недоразвития речи) являются:

  • Внутриутробные патологии, связанные с токсикозом и интоксикацией у мамы во время беременности
  • Наследственность —  нестандартное строение артикуляционного аппарата (неправильное количество зубов, их посадка, проблемы с прикусом, дефекты строения нёба)
  • Родовые патологии — асфиксия, родовая травма
  • Заболевания первых лет жизни ребенка:
    • инфекционные заболевания (менингит, менингоэнцефалит), воспаления среднего и внутреннего уха (приводит к снижению и потере слуха, а значит, страдает речь)
    • травмы головного мозга
    • повреждения неба
  • Неблагоприятные социально-бытовые условия —  недостаточное количество общения, отсутствие эмоционального контакта, особенно с мамой
  • Агрессивный информационный поток
  • Увеличение скорости речи взрослых, скудная, невыразительная или излишне эмоциональная речь в ближайшем окружении ребенка.

Симптомы общего недоразвития речи:

  • Позднее прорезывание и становление речи;
  • Бедный словарный запас;
  • Выражены дефекты произношения.

Возрастные нормы

Рамки, которые учитываются нормами развития, достаточно гибкие. Колебания в сторону чуть раньше или чуть позже допустимы в пределах 2-3 месяцев. Для мальчиков возможно отставание от девочек на 4-5 месяцев.

 1 год

  • Словарный запас — 10-15 лепетных слов (би-би, ам-ам).
  • Понимает и выполняет простые просьбы (дай мяч).
  • Произносит простые односложные и двухсложные слова (мама, папа, дядя).
  • Подражает возгласам животных (мяу, гав) и звукам предметов (ля-ля-ля).
  • Знает имена близких людей, названия игрушек, простейших предметов на картинке, понимает названия некоторых действий.
  • Эмоционально откликается на речь.

 2 года

  • Словарный запас — около 100-200 слов.
  • Хорошо знает и произносит свое имя.
  • Умеет выражать простейшие просьбы словами.
  • Пользуется двух и трехсложными словосочетаниями, согласуя предмет и действие (я хочу пить, кукла спит).
  • Называет изображения предметов и животных, нарисованных на картинке.

3 года

  • Словарный запас 1000-1500 слов.
  • Часто задает вопросы.
  • Говорит предложениями, объединенными по смыслу.
  • Договаривает слоги и слова при чтении знакомых книг.
  • Высказывает свои мысли, делится впечатлениями.
  • Называет цвета, формы, размеры предметов, домашних животных, предметы посуды, одежды, мебели.
  • Может запоминать и пересказывать простые стихи и короткие сказки.
  • Согласует слова по родам, падежам и числам, хотя не всегда правильно.
  • Использует прилагательные, местоимения и предлоги.

В раннем возрасте речь несовершенна – это норма. Речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.

Читайте также:  Задержка развития экспрессивной речи у ребенка

Причиной является недостаточно развитый в силу возрастных особенностей речевой аппарат и слабый речевой выдох.

Для решения большинства этих проблем существует достаточно большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик, помогающих запустить речь и значительно улучшить звукопроизношение без участия специалистов.

Методы работы для педагогов, позволяющие запустить речь у детей раннего возраста

  • Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха
  • Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата
  • Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи и развивающие слух
  • Игры с дидактическим материалом, увеличивающие пассивный словарь
  • Пальчиковый массаж и пальчиковые игры
  • Игры на развитие слухового восприятия
  • Вкусные игры, помогающие развить мышцы, необходимые для правильного звукопроизношения
  • Тренировка осознанного моторного планирования.

Рекомендации для родителей:

Вот какие рекомендации можно давать мамам и папам ваших учеников для развития речи в домашних условиях.

  • Дети подражательны. Если мама много общается со своим ребенком, прорезывание речи произойдет раньше, а становление будет более эффективным. Все действия с ребенком сопровождайте словами
  • Общайтесь с ребенком короткими фразами: понятными, простыми словами.
  • Как можно чаще играйте и общайтесь, находясь на уровне глаз малыша (на ковре, или держа на коленях).
  • Речь взрослого должна быть эмоционально окрашена. Ребенок быстро и надолго запоминает все, что связано с эмоциями
  • Задания и просьбы к ребенку должны быть простыми, без многоступенчатости
  • Книги читать обязательно! Причем согласно возрасту: короткие, с повторяющимися фразами и словами. Читать с выражением, медленно, четко, внятно. Если ребенок просит, нужно читать одно и то же столько раз сколько необходимо ребенку
  • Не ограничивайте природную двигательную активность
  • Задавайте простые вопросы. Если ребенок еще не говорит, сами отвечайте на них.
  • Не торопите ребенка при говорении, не одергивайте
  • Называйте предметы и действия правильно: мусорная корзина, а не «бяка»; утка, а не «утя»; конфета, а не «няма»
  • Выбирайте стихи и сказки с договариванием последнего слова: «Наши уточки с утра – кря, кря, кря! Наши гуси у пруда – га, га, га!
  • Неговорящим детям давайте как можно больше простых поручений: Дай маме куклу! Брось в корзину мячик! Вытри стол!
  • Давайте смотреть мультфильмы только с хорошими четкими закадровыми голосами, простые по содержанию, положительные по эмоциям. Не более 15 минут в день.
  • Лучше, чтобы игрушек было немного. Чем проще игрушка — тем лучше развивается мышление. Дети усваивают способы действия с разными предметами, игрушками, связанные с их физическими свойствами: стучат, бросают, двигают, катают, соотносят один предмет с другим.
  • Играйте в прятки с различными предметами, игрушками и карточками. Спрячьте под платочек 2-3 игрушки, предварительно назвав их. Попросите ребенка найти названную игрушку/предмет/карточку.
  • Увеличивайте пассивный словарный запас (знакомство с новыми словами) с помощью карточек, сюжетно-ролевых игр, домашнего кукольного театра, прогулок по новым местам.
  • Изучайте признаки предметов на контрасте– большой и маленький, тихо и громко, быстро и медленно, красный и желтый.
  • Сведите к минимуму досуг детей с гаджетами и игры и интерактивными игрушками.

В следующей статье я расскажу о конкретных упражнениях для речевого развития, которые можно использовать на занятиях с малышами в детском центре.

Часто ли вы сталкиваетесь по работе с детьми, у которых заметка задержка в развитии речи? Как вы ними работаете? Поделитесь, пожалуйста, в комментариях.

Анна Новик

Об авторе: Анна Новик

Педагог с 25-летним опытом. По первому образованию Анна – учитель музыки, музыкальный руководитель в дошкольных заведениях. По второму – возрастной психолог, преподаватель психологии.

В последние годы Анна ведёт занятия по раннему комплексному развитию в своём детском центре, и в её группах нет свободных мест.

Конспекты, вебинары и тренинги Анны Новик →

Reader Interactions

Источник

Мышление и речь – огромная тема для исследования не только психологии и философии, но и лингвистики. Не первый год ученые выявляют закономерные связи между этими двумя явлениями, ищут ответ на вопрос: «Что первично? Существует ли мышление без языка?» Многие филологи и психологи связывают мышление и речь в единое целое. Но чем дальше, тем больше вопросов возникает у исследователей: если мышление невозможно без речи (т.е. без звуковых слов), то, как мыслят, например, глухонемые? В чем причины задержки речевого развития у детей?

Рассмотрим обыкновенный случай из жизни:

Утро. Детская больница. Мама ведет за ручку полуторагодовалого Артема на очередной плановый осмотр к врачам.  Терапевт, хирург, окулист, лор, и, главное, невропатолог. Артем – тихий спокойный мальчик, но врачей не очень любит. Хотя мама, наверное, волнуется куда больше своего маленького сынишки: ей хочется, чтобы мальчик был здоров во всех планах.

Прошли хирурга, окулиста, лора – все замечательно. Подходит очередь невропатолога. Женщина лет 60-ти внимательно осматривает Артемку. Все как обычно: стучит молоточком по коленкам, щупает ножки, задает простые вопросы маме. Хорошо ли малыш спит? Разговаривает ли? Тут, конечно, Артемкино слабое место.  Днем он спит куда лучше, чем ночью. А разговаривает совсем плохо. Больше молчит. Знает несколько важных слов, типа «Мама», «Папа», «дай», «пить», и всё тут.  «Мыслителем вырастет!» – шутит папа.

Но невропатологу Артемкины успехи в области освоения речи совсем не нравятся. Она задает пару вопросов мальчику. Тот смущенно молчит, смотрит на маму, ищет помощи. «Это не дело, — заключает врач. — В полтора года дети должны уже знать около 40 слов и говорить небольшими предложениями!» Записав в карточку отставание в развитии, невропатолог назначила маме показаться с малышом через месяц.

Но и через месяц, и через год, и через два ситуация мало поменялась. Артемка упорно молчал, практически не говорил. Слух и остальные показатели были в норме, но речь так и не появилась. По всем признакам диагностировали задержку речевого развития.

Мама вела Артемку из больницы в дурном расположении духа. Малыш, кажется, наоборот, был счастлив, что его скитания по врачам, наконец, закончились. Он шел и даже, кажется, что-то напевал себе под нос. Мама была погружена в свои мысли и страхи.

Неужели все так плохо? Неужели действительно у Артемки задержка речевого развития? Что же тогда делать? Как мальчик будет учиться в школе? Неужели придется ребенка отдавать на обучение в спецучреждение? Неужели мой ребенок дебил?

Поставили задержку речевого развития — назначили лечение. Пить таблетки. Пропили весь курс — не помогло. Артем гордо молчал. Папа и мама ежедневно занимались с ним: водили на специальные массажи, дома играли в карточки с картинками, называли слова, просили повторить. Но чем больше мальчик слышал уже ненавистное ему «скажи», «назови», «повтори», тем больше замыкался в себе. Мама после очередного упрямого молчания уже не выдерживала и переходила на крик: «Ну почему ты молчишь? Ты что, хочешь в школу для дебилов?» Артемка смотрел испуганно на свою мамочку, но говорить не начинал.

«Ничего! — улыбался папа. — Пойдет в садик и мигом заговорит! Там же много девчонок и мальчишек!» Но и в детском саду ситуация не изменилась. Отношения со сверстниками не складывались. Артем не любил играть с остальными, а предпочитал что-то конструировать в гордом одиночестве где-нибудь в углу.

Говорил редко и мало, но воспитатели, несмотря на диагностируемую задержку речевого развития, все, как один, отмечали сообразительность малыша. Он и головоломки отгадывал, и лучше всех пазлы собирал, и рисовал замечательно, и все, что ему говорили, понимал с первого раза и послушно выполнял.

Что же не так с Артемкой? Почему он молчит?

Читайте также:  Физическое и психическое развитие ребенка второго года

Untitled-1

Итак, несмотря на то, что наука значительно продвинулась в изучении мыслительных и языковых процессов, в области формирования речи и мышления еще много вопросов. Задержку речевого развития диагностируют многим, но, как показывает практика, далеко не у всех она есть. Не говорит — значит не мыслит. Молчит — значит дебил, отстающий в развитии… наименований много. Проблема существует. Ее замечают родственники, воспитатели в детском саду, а позже и учителя. Родители чувствуют свою вину, но ничего не могут сделать.

Помочь понять своего ребенка может тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. Молчуны, дети, которые к двум-трем-четырем годам еще не заговорили, это чаще всего носители звукового вектора. Именно таким порой диагностируют ту самую задержку речевого развития. Главным воспринимающим органом детей со звуковым вектором, как вы догадались, является ухо. У них нежный, тонкий слух, способный воспринимать даже дыхание затаившейся за дверью мамы.

В задатке дети со звуковым вектором — это будущие гении. Именно из таких малышей вырастали выдающиеся ученые-физики, математики, инженеры, изобретатели, шахматисты, музыканты, писатели.

Ребенок особенный, и самое важное для взрослых — понять его особенности. Звуковик — интроверт, можно сказать, что для него характерна «речь внутренняя». Ему нужно подумать, иногда он и отвечает вам, но мысленно. Не вслух. Вот почему порой родителям кажется, будто такое чадо их игнорирует: он слишком глубоко погрузился в себя и не слышит обращенные к нему речи. Кстати, именно такие дети часто прячутся от всех в шкафы, под стол, на чердак или еще в какое-то темное, тихое, уединенное место. Этакая метафора ракушки.

Чтобы вывести малыша из состояния «в себе», нужны особенные условия. Шумы, истерики заставляют его все больше «уходить внутрь», прятаться. Тишина же, наоборот, помогает постепенно выползать на свет божий, начинать устанавливать контакты с окружающим миром. Процесс «выхода из себя» может происходить постепенно, а может произойти совершенно внезапно. Не так редки случаи, когда ребенок молчал-молчал, а потом вдруг начинал говорить предложениями, стихотворениями, песнями… После долгого молчания речь начинала течь потоками, реками!

В семьях с неблагополучной для развития звуковичка обстановкой дела обстоят намного хуже. Ребенок продолжает молчать или говорит очень плохо. Более того, из года в год его состояние ухудшается. Время уходит, ребенок растет, если обстановка в семье не меняется — проблема не исчезает.

Дети с задержкой речевого развития, попадая в обычную школу, становятся чуть ли не изгоями. Особенно если тому способствует учитель начальных классов, который не только не хочет вникать в проблемы «ребенка с отставаниями», но еще и настоятельно рекомендует родителям перевести свое чадо в спецшколу.

Дисграфия и дислексия — частые проблемы, преследующие ребенка с задержкой речевого развития в школе. Из-за особенного восприятия он плохо читает, пишет пропуская буквы, неграмотен, информацию лучше воспринимает на слух. При этом, несмотря на то, что процесс обучения дается ему в несколько раз сложнее, нежели остальным, оценивают его наравне с другими детьми. Никаких поблажек. Учителя упорно не хотят обращать внимания на особенности малыша, считая дислексию и дисграфию признаком отсталости и тупости.

вук

Происходит моральное давление. Учитель давит низкими отметками, родители пилят за плохую учебу. Каждый год приносит все большие несчастья, расстройства и разочарования. Стоит ли говорить, что после такого ребенок не просто мучается комплексами и закрывается в себе, но и вообще не хочет жить?

Конечно, не всегда все эти диагнозы ставят людям со звуковым вектором, но именно у звуковиков часто бывают подобные проблемы. Существует множество примеров талантливейших людей, даже гениев, страдавших как задержкой речевого развития, так и дислексией (Альберт Эйнштейн, Ганс Христиан Андерсен, Томас Эдисон, Владимир Маяковский и многие другие). Обучение звуковиков с подобными проблемами происходит по одному сценарию: в школе они не могут учиться, учителя им ставят двойки, из-за кажущейся «необучаемости» их исключают из учебных заведений. Немаловажную роль в подобных ситуациях играет поддержка родителей, которые видят несомненную одаренность своего чада, принимают все «отклонения» не за признак олигофрении, а за особенности мышления.

Если ваш ребенок плохо говорит, если ему диагностируют задержку речевого развития, не стоит отчаиваться и думать, что на малыше необходимо ставить крест. Быть может, к нему просто нужен иной подход? Важно создать ему благоприятные условия для развития. Для этого в первую очередь необходимо понимание его особенностей. В этом и есть самый главный залог успеха.

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

Корректор Галина Ржанникова

Rating: 9.3/10 (8 votes cast)

Rating: +8 (from 8 votes)

Задержка речевого развития у детей: приговор или билет в будущее?, 9.3 out of 10 based on 8 ratings

Источник