Задержка речевого развития у ребенка тольятти

логопедВ настоящее время в связи со снижением уровня жизни большинства семей, увеличением случаев осложнения беременности и родов, с уменьшением количества рождения здоровых детей наблюдается тенденция повышения процента детей с задержкой развития, нуждающихся в специальной педагогической поддержке. С.Ф.Суворова в журнале «Директор школы» в своей  статье «Коррекционная школа — проблема детей или всего общества» приводит следующие сведения: «По статистике Министерства образования РФ минимальное количество детей, которые постоянно нуждаются в коррекционной помощи — 1млн.600тыс. человек, но имеют возможность её получить только 500 тыс. По данным ЮНЕСКО в России на 30 млн. детей примерно 2,5-3,5 млн. временно или постоянно нуждаются в специальной педагогической поддержке. Из них 80-85% не получают или не могут получить её».

Современная  семья живёт сейчас в обстановке нестабильности, тревоги, неуверенности в завтрашнем дне. Большинство детей воспитываются в неблагоприятных социальных условиях — эмоциональное отчуждение матери и дитя, конфликтные отношения в семье, некомпетентность родителей в вопросах воспитания и обучения ребёнка. Не находя поддержки своих родителей, дети остаются наедине со своими проблемами. Их развитие замедляется и становится всё более выраженным.

Таким образом, психолого-педагогическая помощь родителям в организации эффективного взаимодействия с собственным ребёнком является очень актуальной.

В Отдел ранней помощи ГБОУ «Психолого-педагогический центр» г.о. Тольятти обращаются родители детей 1,5 – 3-х лет с одной и той же проблемой: «Мой ребенок всё понимает, только очень мало говорит». В ходе диагностики и консультирования выясняется, что у ребёнка выраженная задержка речевого развития. Это так называемые безречевые дети, у которых отмечается наличие вокализаций, звукокомплексов, цепочек слогов, эмоциональных восклицаний, отдельных звукоподражаний и 5-10 нечётко произносимых обиходных слов. Такая «речь» не способствует полноценному развитию интеллектуальной и коммуникативной сфер.

Формирование общеупотребительной речи у ребёнка происходит постепенно. Когда младенцу исполнится 1,5-2 месяца он меньше плачет, начинает улыбаться, у него появляется больше разнообразных звуков. Это значит, что он перешёл на новый этап в своём развитии — стадия плача сменяется стадией гуления (звуковое выражение ребёнком положительного эмоционального состояния). Для того чтобы малыш гулил, нужно, чтобы он был сытым, сухим и здоровым, чтобы взрослые с ним общались.

      Во время занятий с малышом необходимо вызвать «комплекс оживления», когда он улыбается, смотрит на мать, радуется, двигая ручками и ножками. Очень важен  зрительный контакт матери и ребёнка.   Эмоциональный контакт устанавливается благодаря чуткому отношению матери к ребёнку. Материнский голос изменяется в процессе общения. Он становится более высоким (тонким), по звучанию напоминает детский, мелодичный, певучий, меняющийся по громкости, интонационно выразительный. В этом случае ребёнок улыбается и воркует, произносит больше звуков.

Стадия гуления продолжается до 5-6 месяцев. Во втором полугодии жизни ребёнка стадия гуления сменяется стадией лепета. Процесс усложнения звукового репертуара идёт постепенно. Период с простым лепетом (более длительным произнесением гласного или согласного звука) длится до 7-8 месяцев. Ещё через 1,5-2 мес. ребёнок начинает повторять одинаковые слоги, создавая длинные цепочки (ба-ба, па-па, ма-ма). Постепенно он расширяет число произносимых звуков, комбинирует их, варьирует интонацией. А это приводит к тому, что ребёнок начинает повторять за взрослыми их интонации.

    В лепете можно услышать много разных звуков: согласные б, бь, п, пь, м, мь, г, гь, к, кь, гласные а, э. Очень важно, чтобы у ребёнка наблюдалась динамика усложнения лепета. Постепенно лепет становится всё более разнообразным. Ребёнок может лепетать наедине с собой, находясь с матерью или с другими взрослыми. Кажется, что он играет со звуками. Но для формирования полноценной речи необходимы разговоры с родителями. Для развития речевого подражания используется основной обучающий приём – речевые переклички, когда мать издаёт отдельные звуки (звукосочетания)  или слоги (цепочки слогов), акцентируя определённый гласный или согласный звук, а ребёнок повторяет за ней то, что услышал. После того, как вы произносится многократно звукосочетание,  нужно сделать паузу, как бы ожидая ответа. Это важно для создания очерёдности.  Радостное повторение мамой за своим ребёнком стимулирует малыша.

При обучении навыкам речевого общения надо учитывать интересы ребёнка. Необходимо совершать по очереди с малышом различные действия, мимические движения, используя жесты, произносить звуки, копируя голосовые реакции малыша и побуждая его повторять звуки, которые произнес взрослый. Задача матери вызвать у малыша ответную речевую реакцию.

Лепет появляется у всех детей в одно и то же время вне зависимости от их физического здоровья и социально-экономического статуса семьи. Но если мама не поддерживает формирующийся навык, развитие речи затормаживается, постепенно формируется задержка речевого развития. В таких случаях матери говорят: «Мой ребёнок говорил, а потом перестал».

Развитием речи своего малыша мать должна заниматься постоянно в течение всего дня. В одном случае это специально организованное занятие, а в другом — во время ухода за ребёнком или при выполнении своих домашних дел, не выпуская его из виду. Когда малыш хорошо повторяет за матерью, это означает, что он хорошо обучаемый, что его речевое развитие будет проходить в рамках возрастной нормы.

Заключительную стадию лепета (с 9 мес.) называют словесным лепетом. Появляются сложные звукосочетания: агу, ата, аба; бабаб, татат и др. К концу года можно услышать «слова», например «ба-ба», «ма-ма». Такие конструкции, напоминающие слова называются словесным лепетом. Нужно стимулировать малыша к произнесению этих слов. Но повторяя одно из слов, ребёнок будет обозначать им и маму, и папу, и бабушку. Лепет — это ещё не речь. Как только слово будет привязано к конкретному человеку в конкретной ситуации (на вопрос «Где мама?» ребёнок тянет руки именно к маме, а не к папе), то можно считать, что это слово малышом освоено. В это время желательно посоветовать  матери завести словарик произносимых  её ребёнком  слов. Записывая каждый раз новое слово, она будет знать, что умеет говорить малыш, какова динамика роста активного словарного запаса.

Какие слова будет использовать ребёнок, полностью зависит от взаимодействия его с родными и близкими. Не следует, играя с малышом, говорить сложные названия. Он их всё равно не запомнит и не повторит. Поэтому необходимо стимулировать звукоподражательные слова, обозначающие:

— предметы (машина=би-би, часы=тик-так, птичка=гули-гули  и т.д.);

— действия предметов (идёт=топ-топ, есть=ням-ням, пить=пи-пи и др.);

— качества предметов (большой — ребёнок говорит о-о, плохой — айяяй);

— некоторые наречия: тихо — цс…, горячо — фа (дуем на горячую кашу — ф…),

  вкусно — мнца (причмокивать губами и языком).

Разговаривая с ребёнком,нужнособлюдать некоторыеправила. Брать ребёнка так, чтобы он видел лицо взрослого. Общаться «лицом к лицу», «глаза в глаза».

Обращаться к ребёнку по имени, чтобы он запомнил и реагировал, когда его зовут. Варьировать интонации. Изменчивостью голоса  привлекать внимание ребёнка, стимулируя к общению. Играя с ребёнком, необходимо повторять многократно слова, растягивать и выделять их интонацией, тем самым стимулируя малыша к подражанию. Повторяя за ребёнком звуки и звукосочетания, задавать вопросы и  делать паузу, как бы ожидая ответа, давать ему время для подготовки. Следить за чёткостью своей дикции, говорить достаточно громко. Растягивать гласные в словах, произнося их утрированно: «а»-открыть широко рот, «и»- растянуть губы в улыбку, «у»- сильно вытянуть губы вперёд. Обращать внимание на произношение согласных, указывая пальцем на свои губы (на их участие в произношении звуков М, Мь, Б, Бь, П, Пь) на язык, который стучит по зубам при произнесении звуков Т, Ть, Д, Дь, Ль. Упрощать свои высказывания, чтобы облегчить их понимание ребёнком. Задавать вопросы Кто это? Что это? Где? Это важно для познания ребёнком окружающего мира. Декламировать стихи, песенки-потешки, напевать детские песни. Таким образом, создается богатая речевая среда,  стимулирующая развитие речи ребенка.

Очень важно хвалить малыша за каждое новое слово. Главное, на что нужно обращать внимание, — это наличие увеличения словарного запаса. Если на втором году жизни ребёнка не появляются новые слова, это может быть поводом для беспокойства.

Далее нужно постепенно переходить к обучению произношению ребенком  общеупотребительных коротких слов: утя, зая, киса и др. Одновременно необходимо формировать фразы из двух, потом из трёх слов, выстраивая диалог:  — Мама, дай!  — Катя, на!; — Катя, дай мяч! — Мама, на мяч!

Когда в речи ребёнка звукоподражательных слов становится много (более 50), происходит резкий скачок в развитии словаря. Может показаться, что малыш повторяет всё, что слышит. Он много говорит во время  игры. Это происходит после 1,5 лет, чаще к 1г. 9мес.

На третьем году жизни ребёнок переходит к многословным предложениям. Главным достижением его становится усвоение грамматических конструкций. Необходимо исправлять ошибки в речи малыша, но делать это нужно тактично. Если ребёнок обидится, то доверительные отношения с ним будут нарушены. Только при систематическом общении с ребёнком можно получить положительный результат: научить его правильно произносить звуки, слова, фразы, а в дальнейшем пользоваться речью.

Специалисты ГБОУ «ППЦ», сопровождая малышей с нарушениями речи, консультируют и обучают родителей своевременно оказывать помощь своим детям. Активное взаимодействие педагога и родителей помогает предупредить тяжёлые отклонения в развитии.

Болонина Л.В., Богатырева С.Ю., Комарчева Т.Е. (Специалисты отдела ранней помощи)

Источник

8 (800) 555-56-76

Часы работы:
с 07:00 до 23:00

«Ваш репетитор» рекомендует:

Задержка речевого развития у ребенка тольятти

Сакович
Марина Владимировна
репетитор по английскому языку, немецкому языку
Образование:
• Тольяттинский филиал самарского …

Задержка речевого развития у ребенка тольятти

Арбузенко
Алексей Валериевич
репетитор по подготовке к школе, логопед
Образование:
• Завершил обучение в Тольяттинском …

Задержка речевого развития у ребенка тольятти

Назаров
Артур Маратович
репетитор по истории, обществознанию
Кандидат исторических наук (2011 г.).
Педагог …

Задержка речевого развития у ребенка тольятти

Школа
Раиса Васильевна
репетитор по начальной школе
Образование:
• Таганрогский государственный педагогический институт, педагогический …

Задержка речевого развития у ребенка тольятти

Маньковская
Елизавета Станиславовна
музыка, вокал, сольфеджио, фортепиано
Образование:
• Нижегородская государственная …

Задержка речевого развития у ребенка тольятти

Юрченко
Елена Александровна
экономика, обществознание, макроэкономика, микроэкономика
Опыт:
• Государственный университет им. Ш. …

Задержка речевого развития у ребенка тольятти

Родионова
Татьяна Сергеевна
репетитор по обществознанию
Образование:
• Окончила исторический факультет ТГУ, историк, преподаватель …

Задержка речевого развития у ребенка тольятти

Чуркин
Валерий Конкордиевич
репетитор по физике
Кандидат технических наук (1978 г.).
Образование: Уральский политехнический …

Всего:
4 репетитора
87 отзывов
4,6 средняя оценка

633
руб. средняя цена

Бесплатный подбор репетитора

Окунева Елена Владимировна

оценка

4,67

$$$$

Окунева Елена Владимировна

Предметы: ЗРР. Логопед. Дефектолог.

Образование: Самарский государственный социально-педагогический университет, факультет дефектологии, специальность – логопед, олигофренопедагог, психолог (1998 г.).
Стаж преподавания – с 2000 по 2016 год (дошкольные образовательные учреждения, школы, интернаты).
Последнее место работы – художественная школа.
Начала консультировать частным образом в 1996 году.

Логопед-дефектолог, стаж практической работы более 20 лет.

Выезд: Тольятти, Жигулёвск.

Цены и варианты занятий

ЗРР: 600 руб. / 45 мин.

Логопедия: 600 руб. / 45 мин.

Длительность занятия: 45 мин.

Алейникова Анна Валерьевна

оценка

4,76

$$$$

Алейникова Анна Валерьевна

Предметы: подготовка к школе, начальная школа, ЗРР. Логопед.

Образование:
• Тольяттинский социально-педагогический колледж, специальность – учитель начальных классов, коррекционный педагог, 2004 г.
• Самарский государственный педагогический университет, факультет коррекционной педагогики, специальность – учитель-логопед, 2008 г.
Опыт:
• Репетиторский опыт — 9 лет.
• Воспитатель детского сада, 2004–2011 гг.
• Учитель-логопед в детском саду комбинированного типа — 8 лет.

Скидка 10%

на диагностику скидка (первая встреча)

Район: Центральный, Жигулёвск. Выезд: Центральный.

Цены и варианты занятий

ЗРР: 400 руб. / 40 мин.

Логопеды: 500 руб. / 30 мин.

Подготовка к школе: 500 руб. / 40 мин.

Начальная школа: 450 руб. / 50 мин.

Решетняк Ольга Валерьевна

оценка

4,62

$$$$

Решетняк Ольга Валерьевна

Предметы: подготовка к школе, ЗРР. Логопед.

Выпускница Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, факультет специального образования, специальность − учитель-логопед (2015 г.).
Окончила Тольяттинский педагогический колледж, специальность − воспитатель (2007 г.).
Участник межрегиональной научно-практической конференции «Среда образовательного учреждения как средство воспитания, развития и социализации личности ребенка» (2015 г.).
Участник выставки-ярмарки педагогических идей (2015 г.); принимала участие в работе областного научно-практического семинара (2015 г.); участник 3 Всероссийского фестиваля авторских научно-методических разработок (2015 г.).
С 2007 года работает в детских садах.

Район: Центральный. Выезд: Тольятти, Жигулёвск.

Цены и варианты занятий

ЗРР: 500 руб. / 45 мин.

Логопеды: 500 руб. / 45 мин.

Подготовка к школе: 500 руб. / 50 мин.

 Показаны анкеты: 1–4 из 4. 

Источник



По разным причинам малышей с отставанием в речевом развитии становится все больше. Но неразвитость речи не такая страшная проблема, если ее вовремя обнаружить и не запустить. И ответственность в этом деле ложится в первую очередь на родителей, которые должны заметить недуг, направить ребенка на полноценное обследование и выбрать ему лучших врачей. Если же отставание в речевом развитии вовремя не скорректировать, с ростом ребенка все больше будет отставать и его психика и учиться в школе и общаться с ровесниками ему будет крайне тяжело.

За последние два десятилетия статистика выявленных отклонений в психоэмоциональном развитии детей возросла в десятки раз. Задержка речевого развития (ЗРР) затормаживает и развитие мышления (формируется ЗПРР), и, напротив, врожденные психические и неврологические заболевания провоцируют недоразвитость речи.

Задержка психоречевого развития диагностируется чаще у детей старше 5 лет, среди которых в среднем 20% имеют это заболевание. Такая ситуация понятна: ребенок начинает активно общаться с окружающими именно в этом возрасте, в противном случае родители замечают неладное. Но 5 лет — уже довольно поздний возраст для начала лечения ЗПРР. Если до 6 лет ребенок не заговорил вовсе, то вероятность его излечения — 0,2%, а если речи нет и после 7 лет, то ее уже и не будет.

Конечно, возможность излечения задержки психоречевого развития зависит от ее степени, от применяемых методик. Но чем раньше родители выявят признаки данного заболевания у ребенка — в идеале в 2–3 года, — тем больше надежда на полное выздоровление.

Как выявить ЗПРР: признаки и симптомы задержки психоречевого развития

ЗПРР, если она обусловлена врожденными факторами, может начать проявлять себя в довольно раннем возрасте ребенка.

Признаки задержки психоречевого развития:


  • 4 месяца

    : ребенок не реагирует на слова и жесты родителей, не улыбается (это также симптомы аутизма);

  • 8–9 месяцев

    : отсутствие лепета (повторения одинаковых слогов);

  • 1 год

    : ребенок очень тихий, почти не издает звуков;

  • 1,5 года

    : не говорит простых слов («мама», «дай») и не воспринимает их, не понимает, когда к нему обращаются по имени или с просьбой; может также не уметь жевать;

  • 2 года

    : знает и использует очень ограниченный набор слов, не повторяет за другими новые слова;

  • 2,5 года

    : применяет не больше 20 слов, не может из двух-трех слов составить фразу, не понимает названий частей тела, предметов;

  • 3 года

    : не может сам составить предложение, не понимает несложных рассказов со стороны взрослых. Говорит слишком быстро, «проглатывая» окончания или слишком медленно, растягивая слова. В ответ на обращение взрослого к нему может дословно повторять сказанное.

У ребенка с ЗПРР в любом возрасте может наблюдаться повышенное слюноотделение, всегда приоткрытый рот. Такие дети отличаются гиперактивностью, повышенной агрессивностью, невнимательностью, быстрой утомляемостью, слабой памятью. Ребенок очень медленно соображает, имеет неразвитое воображение и узкий набор эмоциональных проявлений, испытывает большие трудности в общении со сверстниками, поэтому сторонится их. Физически такие дети тоже слабо развиты, могут даже иметь ДЦП.

Симптомы ЗПРР проявляются и в органических изменениях. При исследовании с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ) или метода вызванных потенциалов (ВП) обнаруживаются нарушения в левом полушарии (именно оно отвечает за речевое развитие).

В целом, чем дольше ребенок испытывает затруднения с речью, тем больше затягивается его психическое и умственное развитие. Ведь чем старше дети, тем больше информации они получают из того, что им говорят, в диалогах с другими. Это еще одна причина как можно раньше начинать лечение ЗПРР.

Основные причины задержки речевого и психического развития

Задержка речевого и психоречевого развития — это не самостоятельные заболевания, а следствия отклонений в развитии головного мозга, центральной нервной системы.

Факторы, провоцирующие ЗПРР:

  • Болезни матери во время беременности. Нарушению развития плода может способствовать проникновение инфекции, отравление, травмы.
  • Кислородное голодание (гипоксия) плода в утробе матери.
  • Тяжелые роды (стремительные, преждевременные, обвитие пуповины вокруг шеи), травма ребенка при родах (перинатальная энцефалопатия, травма ЦНС, шейных отделов позвоночника).
  • Перенесение ребенком тяжелых инфекций (вызвавших заболевания мозга) и травм в раннем возрасте.
  • Генетические, хромосомные заболевания, при которых нарушается структура мозга.
  • Неправильное воспитание: ребенок растет под слишком сильной опекой или, наоборот, брошен на произвол судьбы, с ребенком дома жестоко обращаются. Чаще дети с ЗПРР выходят из асоциальных семей.
  • Тяжелая психическая травма в раннем возрасте.

Заболевания, которые могут вызывать задержку психоречевого развития:

  • врожденные аномалии ЦНС и обменные нарушения в ней;
  • эпилепсия и другие психические заболевания;
  • ишемия головного мозга;
  • гидроцефалия;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • ДЦП;
  • опухоль головного мозга;
  • патологии сосудов головного мозга;
  • лейкодистрофии;
  • нарушение ликвородинамики.

Еще раз подчеркнем, что задержка речевого и психического развития возникает из-за нарушения работы мозга (под влиянием родовых травм, инфекций), наличия некоторых наследственных заболеваний (ЗПРР усугубляется в каждом последующем поколении), неблагоприятного психологического климата, в котором растет ребенок. Так что лечить нужно не только ЗПРР, но и в первую очередь причины ее появления.

ЗПРР с элементами аутизма

В результате сбоев в работе ЦНС или воздействия сильных инфекций на организм ребенка может сформироваться не только отставание в речевом и психическом развитии: в ряде случаев болезнь сопровождается признаками аутизма.

Аутичные черты в поведении ребенка:

  • Не вступает в эмоциональный контакт с людьми, не улыбается, не тянется к родителям.
  • Склонен к частым приступам агрессии, когда чем-то недоволен, может направлять эту агрессию на себя (кусать себя, бить).
  • Стереотипное поведение: может долго раскачиваться на одном месте или ходить по кругу, вертеть в руке один предмет, склонен расставлять предметы в ряд, негативно реагирует на любые перемены.
  • Не знает, как играть в игрушки, использует их по-своему, может быть привержен только к одной игрушке или ее части.
  • Избегает общества, не знает, как взаимодействовать со сверстниками.

Непонимание обращенной речи — тоже один из признаков аутизма, как и задержки речевого развития. При наличии указанных выше черт лечение ребенка должно проводиться с участием нескольких специалистов, в том числе с психологом.

Как лечить ЗПРР

При ЗПРР лечение нужно начинать как можно раньше и при этом комплексно. В терапии участвуют родители, невролог, логопед, психолог, рефлексотерапевт. Если степень отставания в развитии невысока и лечение начато рано, можно рассчитывать на высокие результаты. Чем позже начинается лечение, тем меньше вероятности, что ребенок сможет учиться в обычном классе школы и нормально общаться со сверстниками.


Основные методы лечения ЗПРР:


Микротоковая рефлексотерапия

— метод, представляющий собой воздействие сверхмалыми электрическими импульсами на биологически активные точки мозга, нейрорефлекторные зоны. Такие импульсы позволяют восстанавливать работу ЦНС в тех участках, где она была нарушена. При ЗПРР врач воздействует аппаратом на зоны мозга, связанные с речью: ее пониманием и воспроизведением, словарным запасом. Доказано, что этот метод высокоэффективен при гидроцефалии. Микротоковая рефлексотерапия разрешена детям с 6 месяцев.


Занятия с дефектологом и логопедом

. Дефектологи занимаются с детьми двух и более лет, их работа направлена на развитие памяти, мелкой моторики, мышления. Логопеды, как правило, начинают работать с детьми, которым не менее 4–5 лет. Задача этих специалистов — научить ребенка правильной артикуляции, составлению предложений и текстов.

Дополнительной мерой при задержке речевого развития является логопедический массаж, направленный на стимуляцию мимических и жевательных мышц лица и шеи, благодаря чему ребенку становится легче произносить звуки и их сочетания.

Серьезной ошибкой родителей будет обращение к логопеду без предварительной работы с ребенком. Как уже говорилось выше, 5 лет — довольно позднее время для начала коррекционной работы при признаках ЗПРР. Но хорошее продолжение, если эта работа была начата ранее с другими специалистами.


Лекарственная терапия

. Медикаменты при задержке психоречевого развития назначает врач-невролог или невропатолог. Он прежде всего (с помощью компьютерной томографии, ЭЭГ и других методов) выявляет патологии ЦНС у ребенка, а затем разрабатывает индивидуальную схему лечения данных нарушений и их последствий. Чаще всего неврологи прописывают ноотропные лекарственные средства: «Актовегин», «Кортексин», «Пирацетам» (и содержащие одноименное вещество лекарства), «Энцефабол», «Нейромультивит» и др. К сожалению, в России по причине недостаточной компетентности многих врачей, психотропные средства назначаются не всегда «по адресу», в некоторых случаях можно обойтись и без них, либо не «сидеть» на них постоянно.


Дополнительные способы коррекции ЗПРР:

  • Работа с детским психологом. Она нужна, например, в тех случаях, когда отставание в речевом развитии связано с психологическими травмами, неблагополучной обстановкой в семье, когда ребенок избегает сверстников.
  • Альтернативные подходы к лечению: иппо- и дельфинотерапия, арт- и музыкотерапия, развитие моторики, крупной и мелкой, различные развивающие упражнения. Родители могут сами работать с ребенком, например, собирая паззлы, угадывая музыкальные инструменты по звукам, устраивая подвижные игры.
  • Остеопатия. Этот метод альтернативной медицины тоже может помочь детям с ЗПРР. Мануально воздействуя на активные точки на теле, остеопат старается сбалансировать работу нервной системы, обмен веществ, психику ребенка.

Только с помощью таблеток или одной работой с логопедом ЗПРР чаще всего устранить нельзя. Задача родителей — найти профессионала, который проведет корректную диагностику и назначит наиболее эффективное лечение, включающее разные методы.

Не отыскав такого врача в своей стране или не видя заметных результатов от терапии, россияне обычно обращаются за помощью к зарубежным специалистам.

Лечение ЗПРР за границей

Популярными странами, в которые жители России отвозят своих детей на лечение ЗПРР, являются Израиль, Китай, Германия. Лечение во всех случаях недешевое. Например, в сравнительно недорогом Китае один курс лечения вместе с проживанием и трансфером обойдется в 6–10 тыс. долларов, а таких курсов может понадобиться несколько.

К помощи зарубежных специалистов российские родители прибегают обычно в тех случаях, когда отечественная медицина уже разводит руками. За границей же таким детям дают надежду на хотя бы частичное выздоровление.

Зарубежным клиникам доверяют, потому что там — зачастую более профессиональные доктора, новейшие методики, сверхсовременное оборудование, внимательное и вежливое отношение к клиентам.

Курс реабилитации за рубежом может составить несколько месяцев. В Германии, Китае и Израиле с помощью комплексной (лекарственной, мануальной, двигательной, речевой) терапии добиваются действительно высоких результатов. Дети после лечения (если оно начато не слишком поздно) хорошо реабилитированы к обучению в общеобразовательной школе, не испытывают затруднений в общении, в повседневной жизни. В тяжелых случаях (например, когда ЗПРР сочетается с ДЦП или другими серьезными заболеваниями) иностранные доктора прибегают к методикам микрохирургии.

Впрочем, немалое разнообразие подходов к лечению, как традиционных, так и альтернативных, можно увидеть и в московских клиниках.

Где лечить ЗПРР в Москве

В российской столице находится несколько клиник, в которых предлагают разные методики коррекции ЗПРР.

Техники, применяемые в московских медицинских центрах:

  • Стимулирующая терапия: воздействие на головной мозг электрическими и магнитными импульсами, стимуляция речевой, слуховой, зрительной активности («Клиника восстановительной неврологии»).
  • Психологическая помощь пациентам: развитие познавательных и поведенческих процессов, речи и умения общаться, подготовка к письму, психотерапия и т. д. («Медикор плюс»).
  • Патогенетическая технология: аутонейритотерапия — активация речевых центров мозга, введение ноотропов в мозг или лимфу под действием микротоков, иглорефлексотерапия, ЭЭГ-музыкотерапия, логопедия («CORTEX»).
  • Малоинвазивная микрохирургическая операция: присоединение дополнительных сосудов к речевым зонам головного мозга («Александрия»).

Мы назвали лишь несколько примеров лечения ЗПРР, предлагаемого в Москве. Согласно отзывам пациентов, лечение у столичных врачей тоже может иметь хорошие результаты.

Источник