Задержка развития речи как ребенка разговорить

Задержка развития речи как ребенка разговорить thumbnail

Развитие речи у ребенка – сугубо индивидуальный процесс, но существуют определенные возрастные нормы, отклонение от которых является поводом для беспокойства у родителей и может свидетельствовать о наличии такого нарушения, как задержка речевого развития.

С момента рождения и на протяжении первых трех лет жизни развитие речи у детей проходит
стремительными темпами. Некоторые родители могут считать, что речевой процесс начинается, когда ребенок пытается произносить отдельные слоги и слова, но на самом деле уже для двухмесячного крохи существуют критерии, согласно которым развитие происходит нормально или в нем присутствуют отклонения.

2 месяца. Обычно в этом возрасте малыш произносит первые звуки. Ребенок начинает реагировать на голос родителей улыбкой. Если малыш чего-то хочет, для привлечения внимания к себе он использует крик или плач.

3-6 месяцев. Период «агуканья». У ребенка проявляется гуление (протягивание отдельных звуков, обычно гласных). Формируются первые навыки общения, малыш пытается копировать движения губ взрослых, может гулить без перерыва несколько часов. Интересно, что все дети в независимости от пола, расы и национальной принадлежности гулят одинаково.

6-9 месяцев. Появляется лепет или «лепетная речь». Из отдельных звуков ребенок начинает складывать подобие слогов: «ба-ба-ба», «ма-ма-ма», «па-па-па» и подобные звукосочетания. Ребенок с помощью лепета просто исследует конструкции языка, но родителям может казаться, что малыш таким образом зовет папу или маму. На самом деле, лепет только похож на настоящие слова, осознанная речь появится у ребенка чуть позже.

Примерно в этот же период малыш начинает откликаться на свое имя, понимать речь взрослых. Например, если спросить ребенка «где мама?», он повернет голову в ее сторону. Ребенок, подражая взрослым, учится интонировать — тихий лепет сменяется громким и наоборот.

9-18 месяцев. Появление первых слов. Обычно девочки произносят слова в возрасте 9-10 месяцев, мальчики — чуть позже, в 11-12 месяцев. Также многие специалисты замечают, что спокойные дети начинают говорить несколько позже эмоциональных и подвижных.

В этот возрастной промежуток начинает формироваться словарный запас, и к началу второго года жизни ребенок обычно знает и может произнести около 10 слов. Также пополняется и пассивный словарный запас — то есть те, слова, которые ребенок пока не может произнести, но уже понимает и реагирует на них.

В 1,5 года ребенок уже может произносить около 15-20 слов. Обычно это имена близких людей, обозначения членов семьи, названия животных и игрушек. Малыш уже способен составлять простые фразы, например, «дай мяч».

1,5-3 года. Ребенок уже знает примерно 40-50 слов. У ребенка появляется осмысленное понимание того, что говорят окружающие его люди. Малыш к 2-2,5 годам произносит несложные предложения, например, «я хочу гулять», «я иду кушать».

Речь трехлетнего ребенка должна быть разборчивой, то есть понятной не только родителям и близким родственникам, но и посторонним людям, которые слышат его впервые.

О задержке речевого развития у детей на разных этапах жизни можно говорить в следующих случаях:

  • Ребенок не кричит в первые месяцы жизни, не гулит.
  • К 9 месяцам отсутствует лепет, ребенок не пытается произносить слоги.
  • К началу второго года у ребенка отсутствует активный словарный запас.
  • Ребенок в полтора года не реагирует на простые просьбы и не понимает, что ему говорят.
  • В два года речь ребенка нечленораздельна и непонятна .
  • Двухлетний ребенок не может произнести предложение из двух слов.

Причины задержки речевого развития у детей

Нарушение речевого развития у детей часто связано с одним из следующих факторов:

Патологии, возникшие во время беременности или родов. Наиболее пагубное воздействие на формирование речевых зон плода оказывают:

  • травмы матери во время беременности;
  • вредные привычки матери – курение и употребление алкоголя;
  • внутриутробная гипоксия;
  • состояние стресса у матери;
  • наличие у матери инфекционных заболеваний;
  • прием матерью некоторых видов лекарств.

Самым опасным осложнением непосредственно во время родов является асфиксия – нарушение дыхания у ребенка, которое приводит к недостаточному поступлению кислорода к мозговым клеткам.

Наследственность. Если у кого-то из родителей в раннем возрасте были нарушения, связанные с развитием речи, не исключено, что у ребенка будут те же проблемы.

Обстановка в семье. Для каждого ребенка очень важно общение с близкими людьми, особенно с матерью. Дети с нарушениями речевого развития не обязательно живут в семьях алкоголиков или наркоманов, ведущих аморальный образ жизни и не занимающихся воспитанием ребенка. Часто и в благополучных семьях родители уделяют недостаточно времени общению со своим чадом, из-за чего даже у здорового ребенка может возникнуть темповая задержка речевого развития, то есть отсутствие у ребенка потребности в общении.

Заболевания. Особенно опасны для развития речи такие заболевания как менингит, воспаление среднего и внутреннего уха, менингоэнцефалит.

Коррекционная работа

Родители ребенка, у которого наблюдается задержка в речевом развитии, должны понять, что для решения проблемы необходимо уделять ему больше времени – читать вслух, окружить малыша вниманием и заботой.

Обстановка в семье является важнейшим фактором, который часто недооценивается, и родители продолжают плыть по течению, ожидая, что вот-вот ребенок сам заговорит.

Кроме того, необходима работа с дефектологом для детей с задержкой речевого развития (логопедом), не будут лишними арт-терапия (занятия танцами, музыкой, рисованием, лепкой), ритмика, гимнастика, дельфинотерапия, иппотерапия, взаимодействие с домашними животными.

Задержка речевого развития исчезает самостоятельно у относительно малого количества детей, поэтому при появлении первых признаков родителям не стоит ждать и откладывать проблему, ожидая что она решится без их участия. Если не принимать мер по коррекции нарушения речевого развития, у ребенка могут появиться более серьезные отклонения.

Читайте также:  Развитие слуха ребенка в утробе

Читайте другие интересные статьи на официальном сайте для мам.

Источник

«Я сделала всё для запуска речи ребёнка»- так я могу сказать спустя два года. Сейчас Ване почти 2,2 и он говорит фразами. Но, конечно, о полноценной речи говорить рано.

Мой случай доказывает то, что даже если ты занимаешься развитием речи с рождения, то это ещё не значит, что ребёнок будет опережать норму или хотя бы дотягивать до неё.

У нас не уникальная история, не было серьезных родовых травм, страшных диагнозов и прочего. Я тут не для хайпа, а для помощи другим мамам. Я сама всегда в поиске золотой середины в развитии ребёнка-чтобы не вдаваться в панику и придумывать 100500 новых занятий, но в то же время не пускаю развитие на самотёк.

С чего все началось? Не с рождения ребёнка и не с момента, когда я поняла, что у него задержка в речевом развитии. А с рассказов моей мамы.

Моя мама – педагог с тридцатилетним стажем работы. И 20 лет она работает воспитателем в логопедической группе детского сада. Так вот, статистика действительно пугает, мы это видим и по детям друзей и знакомых – то, что 30 лет назад дети умели делать в 1,5 года, сейчас мало кто умеет делать в 2,2. Особенно это заметно по речи. И моя мама, конечно, часто говорит о разнице в отношении родителей к воспитанию детей. В половине случаев с нарушением речевого развития виновата не генетика и особенности родовспоможения, а так называемая педагогическая запущенность, когда родители мало общаются с ребёнком. Наша всеми «любимая» тема гаджетов – мультфильмы и планшеты вместо живой речи. Поэтому я ещё до рождения ребёнка была подкована в вопросах создания речевой среды и развития речи в целом.

Конечно, я много читала и слушала неврологов, логопедов, психологов. И на основе этого составила небольшой список правил для запуска и развития речи ребёнка:

????Телевизор/мультики на компьютере/ телефоне не смотрим. Табу на это нет. Конечно, ребёнок бывает в гостях и общественных местах, где может посмотреть мультфильмы или телевизор.

????Если играет музыка, то стараемся не разговаривать. Либо речь, либо музыка, либо аудиосказка. Никакого фона.

????Много говорим. Стараемся проговаривать все бытовые действия. Но если сил на это нет, не заставляем себя. Никакого напряжения

????Если не хватает фантазии на разговоры-читаем вслух книги. Это обычно вариант для папы

????Потешки, песенки, стишки. Используем во время купания, еды, одевания, массажа.

????Зрительный контакт при разговоре. Эмоционально стимулируем, чтобы ребёнок обращал внимание на лицо говорящего. Для этого и подходят потешки, потому что они эмоционально окрашены. Логопеды также советуют красить губы яркой помадой.

????Игры на развитие мелкой моторики.

????Поощрение подвижных игр. Ведь учеными давно доказано, что физическая активность напрямую влияет на активность работы мозга. И крупная моторика важнее мелкой.

И вот ещё несколько советов от логопедов, которые я выписывала для себя:

  • Режим радио «Что вижу, то пою» – нужно озвучивать свои действия и называть все предметы. Например, когда моем руки ребёнку, говорим: «я открываю кран, течёт вода, я мою руки, левую руку, правую руку и тд.»
  • Стараться избегать сюсюканий. Ребёнок должен слышать пример красивой и грамотной речи.
  • До определенного времени упрощать некоторые слова: машина – би-би, котик – мяу, собака – ав-ав. На первых порах так легче ребёнку повторить слово. Но к 1,5-2 годам эти слова должны уже быть заменены полноценными.
  • Про чтение вслух. Для детского восприятия лучше всего подходят детские стихи Барто, Маршака, Чуковского, а не чтение Достоевского, например. (Слышала от родителей и такие версии)
  • К потешкам и песенкам добавлять пальчиковые и подражательные игры, они очень хорошо развивают пространственную координацию.

И после всего этого к концу первого года у ребёнка было около 10-15 слов в обиходе. В принципе, это соответствует норме.

Но после года изменений в речи практически не происходило. Мне даже казалось, что в 11 месяцев ребёнок говорил больше, чем в 1,5.

И это был урок мне, маме с комплексом отличницы-как ты ни старайся, как ни выстраивай занятия, природа сильнее.

Тем не менее, мы занимались по логопедическим тестам, я старалась больше говорить (ну, насколько мне комфортно), обращалась к знакомым логопедам, которые лишь подтвердили то, что я все делаю правильно. И никакой грубой задержки нет.

К слову, когда ребёнку исполнился год, я стала часто болеть, поэтому понемножку начала включать мультфильмы. На самом деле, от мультиков даже есть положительный эффект-когда он развивающий, короткий и мама комментирует происходящее. Но, конечно, мы чаще всего используем гаджеты, когда нам надо ребёнка нейтрализовать. И я до сих пор считаю, что это крайний случай, но, согласитесь, порой без этого никуда.

Сначала в моей голове было представление о том, что нормально развивающиеся дети должны в 1,5 -1,7 уже говорить предложениями (по Выготскому).

Но сопоставив между собой около пяти источников и проконсультировавшись с логопедами, определила все-таки самую распространённую на сегодня норму: к двум годам ребёнок должен произносить 200-300 слов и говорить фразами, состоящими хотя бы из двух слов.

В 1,10 (как я потом узнала, это самый распространённый возраст для речевых скачков) Ваня стал все больше и больше повторять слова, но, кроме меня, его почти никто не понимал. В итоге я завела дневник речи и выписала где-то 170 слов (записывала несколько раз в неделю все, что вспомню). Некоторые слова состояли из двух букв (слога), но в основном, двусложные, и до двух лет Ваня вообще не произносил трёхсложные слова. И наверное 1/4 часть были слова-заменители (гав-гав вместо собаки, к примеру). И начались фразы типа: «Мама, дай», «Дядя топ-топ». Получилось, что эта норма вполне выполнима. Хотя мне казалось, что мой ребёнок – молчун. Знаю, что есть множество примеров, что дети начинают говорить и в три года, при этом у них нет отклонений в развитии. Но я сейчас исключительно о своей истории.

Смысл в регулярных занятиях такой- я всегда знала, что мой ребёнок развит на пределе своих возможностей. То есть, никогда не могла сказать про него: «Он может сказать, но ленится» (я часто слышу эту фразу про неговорящих детей или «он все понимает»). Нет, если он не говорит, значит, он не может, и дело не в лени. И давить на ребёнка тоже нельзя. Ваня всегда отвечал на вопросы, пусть на своём языке или словом-подражанием, но я видела, как он старался. Поэтому моя совесть спокойна.

Просто действительно у каждого человека (ребёнка) заложен свой собственный потенциал, своя уникальная нервная система, своя генетика (очень часто мальчики начинают говорить так, как начинали говорить их папы), свои особенности родов (у Ивана было двойное обвитие). Я консультировалась с нейрофизиологом, которая посоветовала родителям детей с родовыми травмами (звучит ужасно, но многих было не все идеально в родах) обязательно показываться остеопату или вертебрологу. Мы пока не обращались к этим специалистам. Я не вижу оснований для паники.

Читайте также:  Педагогические рекомендации по дальнейшему развитию ребенка пример

А вот разобраться в вопросе, когда нужна паника и самое главное-какие занятия подходят для развития речи, мне помогли три книги:

  • Елена Янушко «Помогите малышу заговорить»-в ней разложены по полочкам все виды занятий на развитие речи. Мало воды, все по сути.
  • О.А. Новиковская «Малыш учится говорить»-книга, похожая по содержанию на книгу Янушко. Хорошо сказано про причины задержки речи и про нормы развития. Ну и конечно приложен огромный перечень упражнений и занятий для детей.
  • Е.Ершова «Без паники! Мой ребёнок не говорит». Эта книга о том, что очень много упражнений для речи мы неосознанно проводим в быту, а также в ней автор делится примером развития речи своего ребенка. Ссылку на обзор книги можно найти в конце статьи.

Мой вывод один – пускать на самотёк речь ребёнка нельзя. Сенситивный период развития речи от 0 до 3 лет. Поэтому времени мало. Но в то же время, переживать и давить на ребёнка тоже не стоит. Главное, стараться регулярно заниматься, читать книги про развитие речи, не ждать быстрых результатов, но и вовремя обратиться к логопеду. Многие нарушения видны уже до двух-трёх лет.

По теме:

Статья с примерами подражательных потешек

Обзор книги “Без паники! Мой ребенок не говорит”

Источник

Задержка развития речи как ребенка разговорить

Добрый день, дорогие родители! Эта статью я написала для вас. Она родилась из моего собственного опыта работы с детьми, имеющими речевые расстройства и/или задержку психического развития, и их родителями. Сначала мне бы хотелось вкратце определиться с используемой мной терминологией. Под речевыми нарушениями я подразумеваю темповые задержки развития импрессивной и экспрессивной речи. Импрессивная речь – это способность понимать то, что вы говорите ребенку, то есть его способность понимать слова. А экспрессивная речь – это способность говорить самостоятельно, используя свой собственный словарный запас. Вы наверняка знаете, что существуют нормативные сроки речевого развития ребенка.  В возрасте до года мы можем также говорить о предречевом развитии ребенка. То есть о развитии его двигательных функций. Именно от своевременного развития моторики зависит и последующее развитие речи. Но уже на первом году вы можете самостоятельно оценить, как развивается речь вашего малыша. Нормативные сроки:

– агуканье с – 1 месяца;

– гуление (произнесение звуков нараспев) – со 2-3 месяца;

– лепет (произнесение повторяющихся слогов без использования их для обращения к взрослому, «та-та-та», «ба-ба-ба», «дя-дя-дя») с 6-8 месяцев;

– первые простейшие слова, адресованные к конкретному  лицу (например «мама», «дай», «на», «да») к 1 году жизни;

– формирование первых коротких фраз из 2 – в период с 1,5 до 2 лет;

– речь развернутыми предложениями из 3-4 и более слов – к 3 годам.

Темповой задержкой речевого развития я называю отставание формирования словаря ребенка от стандартных вышеописанных сроков. Темповые задержки речи обычно явление нестойкое. К началу школьного возраста, как правило, отстающие детки догоняют своих сверстников и далее развиваются абсолютно нормально. К задержкам же психического развития я отношу не только темповую задержку развития речи, но и задержку формирования других психических функций, таких как внимание, память, игровая деятельность, мышление, эмоциональность, волевые характеристики, навыки опрятности, навыки самообслуживания.

Но речь здесь пойдет не о постановке правильного диагноза. Если у вашего ребенка есть похожие трудности, то правильный диагноз вы сможете узнать, проконсультировавшись с логопедом, детским психологом или психиатром. Я же хочу вам рассказать о том, как общаться с вашим малышом, если диагноз уже известен, лечение начато, занятия с психологом и логопедом идут полным ходом, а вам все-таки не удается построить диалог с ребенком.

В первую очередь, на что бы мне хотелось обратить ваше внимание, убедитесь в том, что в общении с ребенком вы последовательны и строите свою речь грамотно. Желательно избавиться от «жаргонизмов», «бытовых выражений», уменьшительно-ласкательных слов, детского искажения своей взрослой речи. Последний вариант довольно часто используют родители, ориентируясь на своего, еще плохо говорящего ребенка, и считая, что так он лучше будет их понимать. Называйте предметы правильно. Не повторяйте за ребенком его звукоподражательные и звуковые искажения. Например, «капа» вместо пока, «ляля» вместо «кукла», «киса» вместо «кошка/кот», «абака» вместо «собака», «бибика» вместо «машина» и так далее.

Читайте также:  Что является отклонением в развитии ребенка

Старайтесь использовать в своей речи единичные инструкции. Например, вместо фразы «Убери свои игрушки, зови папу и идите обедать!», скажите сначала – «Убери свои игрушки» и дождитесь, пока ребенок выполнит эту просьбу. Затем озвучьте следующую. Дети с запаздывающим развитием часто не воспринимают множественных инструкций. Это может быть связано как с дефицитом внимания, или памяти, так и с собственно задержкой речевого развития.

Используйте в своей речи полные предложения, не обрывая их. Скажите: «Артем, убери свою одежду в шкаф!» – вместо того, чтобы сказать – «Убери все на место!». Во-первых, ВСЕ это что именно? А во-вторых, куда убрать? Где у этого «всего» «место»?

Старайтесь говорить громко и четко. Для ребенка с нарушениями речи важно слышать правильную речь, ибо он произносит неправильно не, потому что не хочет, а потому что не умеет, потому не знает, как правильно. Будьте для него примером для подражания!

Также очень важно не говорить намеками. Для многих маленьких детей, а особенно детей с нарушениями развития, фразы, построенные в виде намека, непонятны.

Например, ребенок разбросал по квартире игрушки. Его мама, негодуя от повторяющегося неправильного поведения, может сказать: «Ты что не понимаешь, что ты натворил? Ты специально это делаешь? Как нам ходить, когда твои игрушки разбросаны по всей квартире?». Или другие подобные варианты. Во-первых, ребенок может не понимать, на что разозлилась мама. Он может не знать что тот поступок, который он совершил неправильный или плохой. Просто потому, что ему об этом не рассказали. Расскажите своему ребенку, что правильно, а что нет, используя конкретные примеры вместо общих фраз. Во-вторых, данные обороты речи являются сложными и рассчитаны на нормальный, развитый интеллект и наличие формальной логики. Кстати, говоря, формальная логика у нормально развивающихся детей начинает формироваться с 7 лет и заканчивает свое развитие к 13 годам!!! Поэтому, речь взрослого, построенную в виде намеков, способен полностью понять только взрослый. Здесь, родители могут мне возразить, мол, понимают они такие наши фразы. И тут кроется самый главный секрет. Да, дети понимают……., но не смысл фразы, а ее эмоциональную загруженность. Эмоции взрослых дети научаются воспринимать гораздо раньше, чем у них появляется речь. И ребенок улавливает интонацию голоса, позу, выражение лица родителей, их жесты и понимает, что они злятся, расстраиваются или тревожатся. Но они не понимают ПОЧЕМУ?

Вместо намека скажите ребенку по-простому: «Ты не убрал сегодня свои игрушки! Я очень расстроилась из-за этого. Пожалуйста, сложи свои игрушки в ящик прямо сейчас!» (как вариант через 10 минут, полчаса). Если ребенку меньше 4 лет, то лучше и вовсе ограничиться только второй частью фразы («Пожалуйста, сложи свои игрушки в ящик прямо сейчас!»).

А теперь давайте проанализируем вышеприведенные мною, неправильные фразы, представив, что ребенок все-таки понял их смысл.

– «Ты что не понимаешь, что ты натворил?» – в данном предложении содержится вопрос о том, понимает ли оппонент последствия своих поступков. И логичным ответом на это фразу было бы «да, я понимаю» или «нет, не понимаю, я ничего плохого не сделал».

 – «Ты специально это делаешь?» предполагает также два ответа «да, специально» и «нет, это вышло случайно».

А фраза «Как нам ходить, когда твои игрушки разбросаны по всей квартире?» просто гениальна. Ответ подразумевает под собой знание тактики передвижения по дому таким образом, чтобы не наступить на мелкие детали от Лего, не споткнуться о грузовик и не врезаться в плюшевого медведя приличных размеров. Любой развитый и шаловливый ребенок в ответ расскажет вам, КАК именно нужно передвигаться. Или ответом его может быть «никак, там, где лежат мои игрушки, ходить нельзя!».

Но разве, родители, задавая эти вопросы, хотят получить подобные ответы? Или они хотят, чтобы ребенок изменил свое поведение? И что произошло бы с любым родителем в результате таких ответов? Правильно, злость, крики, швыряние плюшевым медведем и вызов на помощь тяжелой артиллерии (папы, бабушки, дедушки и т.д.).  Так не проще ли было бы сказать ребенку, ЧТО он сделал не  так и КАК ему следует поступить?

Есть и еще один вопрос? Если эта конструкция из 3 вышеперечисленных вопросов («Ты что не понимаешь, что ты натворил? Ты специально это делаешь? Как нам ходить, когда твои игрушки разбросаны по всей квартире?») подразумевает один ответ, то на какой из них ребенок должен ответить в первую очередь?

Эти фразы взяты мною из реальной жизни семьи, которая пришла ко мне на психотерапию с вопросом «как правильно общаться с ребенком?» Эта семья получила свои ответы, и им удалось наладить контакт со своим шалуном. Этим случаем я делюсь с вами в качестве примера.

К сожалению, дети, развивающиеся с отставанием, хорошо прочитывая ваши эмоции и не понимая смысл ваших требований, могут стать нервозными, капризными, начать испытывать страхи и замыкаться в себе. Постарайтесь не допустить этого. Будьте понятными для своих детей.

Читайте мои статьи, подписывайтесь на канал! Здесь вы найдете еще много интересных и полезных публикаций!

Источник