Задержка развития ребенка в раннем возрасте
Для многих родителей задержки в развитии ребенка стали насущной проблемой. Но ступор и отчаяние, являющиеся первой и естественной реакцией на получение такого диагноза, сменяются твердым намерением что-либо изменить в лучшую сторону и помочь своему ребенку догнать сверстников. С этого момента начинается долгий, иногда сложный путь, но стабильное улучшение результатов и достижения маленького человечка становятся лучшей наградой за все приложенные усилия и старания.
Что такое задержка развития и виды
Задержкой в развитии называют нарушение нормальной скорости
развития того или иного физического или психического аспекта у детей разного
возраста. Выделяют следующие виды задержек в развитии ребенка:
- ЗРР – задержка речевого развития;
- ЗПРР – психоречевого;
- ЗПР – психического;
- ЗМР – моторного;
- ЗПМР – психомоторного.
В большинстве случаев задержки развития поддаются коррекции.
Но эффективность принятых мер во многом зависит не только от качества
выполнения врачебных рекомендаций, но и от того, насколько рано родители
обратились за помощью.
Задержка речевого развития (ЗРР)
Речь присуща только людям и является основой общего
развития. Именно она признана ведущим показателем того, как ребенок
воспринимает окружающий его мир, и отражает готовность с ним взаимодействовать.
Поэтому возникновение ее нарушений, является поводом для немедленного принятия
мер. Но при этом нельзя забывать, что каждый ребенок развивается в своем
собственном ритме и не стоит искать проблем там, где их нет.
Критерием оценки степени речевого развития можно считать общепринятые нормы, разработанные для каждого возраста, т. е. тот минимум, присутствие которого является показателем нормального развития. Если же родители замечают, что речь крохи не дотягивает по многим параметрам до нормы, им следует обязательно записаться на консультацию к специалисту. Но крайне редко задержка развития речи присутствует обособленно. Обычно это сопровождается отставанием в психическом развитии, т. е. у ребенка диагностируется психоречевая задержка развития (ЗПРР).
В большинстве случаев обнаружение задержки развития речи у детей обнаруживается до 4-х лет.
ЗРР может возникать в результате:
- поражения центральной нервной системы:
- афазии – нарушение уже сформировавшейся речи,
что наблюдается при повреждении головного мозга (может страдать не только
функция говорения, но и понимания речи другого человека);
- алалии – полное отсутствие или грубое
недоразвитие речи;
- дизартрии – неправильное произношение или
сложности при выговаривании некоторых звуков и букв.
- афазии – нарушение уже сформировавшейся речи,
- Развития функциональных нарушений в ее работе:
- заикание – частое повторение звуков, их
удлинение, постоянные остановки в речи;
- мутизм – отсутствие реакции на вопросы,
обращенные к ребенку, хотя способность говорить и понимать окружающих
сохраняется;
- судромутизм – функциональная, т. е. обратимая
утрата речи.
- заикание – частое повторение звуков, их
- Наличия дефектов артикуляционного аппарата:
- ринолалия – искажение многих звуков, что
обусловлено нарушениями небно-глоточного смыкания;
- механические дисплазии – изменения строения
органов, принимающих участие в произношении звуков.
- ринолалия – искажение многих звуков, что
Очень часто не удается до конца выяснить, действие какого
фактора стало причиной задержки речевого развития. Тем не менее сегодня
считается, что ЗРР может быть вызвана:
- родовыми травмами разного рода;
- патологиями беременности;
- заболеваниями головного мозга, включая аномалии
развития, ишемические явления, лейкодистрофию, опухоли; - нарушениями слуха;
- травмами головы;
- нарушениями развития мышц лица и ротовой
полости.
Не последняя роль в возникновении ЗРР отводится наследственности и психическим отклонениям. Иногда причины появления проблем с речью кроются в психологическом давлении на ребенка и грубых ошибок в воспитании. Но в любом случае с проблемой следует бороться и принимать меры для наиболее быстрого его решения. В противном случае задержка речевого развития может стать причиной возникновения проблем в общении ребенка со сверстниками, не говоря уже о низкой успеваемости в школе и проблемах с дальнейшим трудоустройством.
Когда нужно обратиться к врачу
В качестве повода для обращения к специалисту стоит
расценивать следующие признаки:
- отсутствие эмоциональной реакции на происходящее вокруг на 4-м месяце жизни, в частности ребенок не улыбается родителям, не оживляется при их появлении и т. д.;
- не агукает и не пытается выдавать повторяющиеся звуки по типу «ба-ба-ба» в 8—9 месяцев и в целом создает впечатление тихони;
- возникновение сложностей с жеванием в 18 месяцев, что может проявляться тем, что ребенок давится при попытке съесть кусок яблока;
- ребенок не говорит простых слов в 1,5 года или не пытается выучить новые в 2 года, если сумел освоить несколько простых;
- активный словарный запас ребенка в 2,5 года составляет менее 20 слов, он не может назвать части тела или привычные предметы, не составляет словосочетания из 2-х и более слов;
- в 3 года говорит абсолютно неразборчиво даже для родителей, не может построить предложение из нескольких слов, не понимает простых рассказов, объяснений родителей или говорит очень медленно, растягивая окончания слов, или же наоборот говорит слишком быстро, глотая окончания, иногда дети с ЗРР не могут самостоятельно построить предложения, а изъясняются фразами из мультиков, услышанными от взрослых.
При психоречевой задержке развития дети обычно имеют
инфальтильный вид и слабо развитые мышцы. Они мало эмоциональны, имеют
нарушения памяти и мышления, отличаются слабым воображением и склонны выполнять
однообразные действия. Поскольку все психические процессы протекают медленно, в
связи с чем детям с ЗПРР сложно переключаться с одной мысли на другую.
Нередко ЗПРР сочетается с ДЦП.
Диагностика ЗРР
Чтобы эффективно воздействовать на проблему нужно определить
ее причину и степень выраженности. В этих целях проводится комплекс
исследований, включающий:
- оценку уровня речевого развития и степень
отклонения от нормы; - осмотр отоларинголога и проверку слуха у
сурдолога; - тесты, направленные на оценку степени понимания
речи; - психологические тесты и анализ характера
взаимодействия взрослых с ребенком; - КТ;
- МРТ;
- ЭЭГ;
- электромиографию;
- УЗИ с допплером головного мозга и пр.
Тем не менее часто точно установить причину возникновения
ЗРР не удается. В таких ситуациях характер терапии строят на основании только
характера имеющихся отклонений от нормы и проводят комплексное лечение,
направленное на улучшение работы нервной системы.
Лечение ЗРР
Чем раньше будет обнаружена задержка речевого развития, тем
легче и продуктивнее будет протекать коррекция и у ребенка будет больше шансов
на полное восстановление. Во всех случаях терапия носит комплексный характер,
но она всегда разрабатывается индивидуально в соответствии с характером
обнаруженных проблем.
Компонентами лечения задержки речевого развития могут быть:
- Медикаментозная терапия – конкретные препараты и их дозировки подбираются на основании диагноза и возраста ребенка неврологом и иногда психиатром. Основной задачей медикаментозного лечения в большинстве случаев является стимуляция и обеспечение нормального питания клеток головного мозга. Поэтому обычно назначаются комплексные витаминные препараты, аминокислоты и другие.
- Физиотерапия – основными видами физического воздействия, показанного при ЗРР, являются магнитотерапия и рефлексотерапия. С их помощью удается активизировать работу соответствующих отделов головного мозга и повысить качество речи. В частности сеансы магнитотерапии способствуют образованию новых функциональных связей.
- Работа с дефектологом и логопедом – занятия всегда проводятся в индивидуальном порядке и направлены на устранение недостатков речи. Они организуются в игровой форме, что позволяет ребенку воспринимать их не как элемент лечения, а в качестве приятного времяпрепровождения. В рамках работы с логопедом проводится специальный массаж, характер которого зависит от того, произношение каких звуков страдает.
Детям с задержками развития показана иппотерапия, дельфинотерапия и другие подобные виды работы с животными.
Весьма эффективным способом преодоления проблемы ЗРР
является мануальная терапия с элементами остеопатии.
Задержка психомоторного развития (ЗПМР)
Задержка психомоторного развития диагностируется у многих
детей раннего возраста, причиной чего могут выступать незначительные
органические изменения в состоянии головного мозга или нарушения
функционирования его работы. Подобные изменения могут быть врожденными, стать
следствием получения родовой травмы или приобрестись ребенком в течение жизни. В
последнем случае ЗПМР может выступать результатом наследственной
предрасположенности, вследствие чего проявления задержки психомоторного
развития могут возникнуть на фоне перенесения инфекционного заболевания,
отравления, метаболических нарушений и действиях социальных факторов. Поэтому
толчком для развития ЗПМР способны стать невнимательность к ребенку, отсутствие
любви к нему, педагогическая запущенность, плохие условия жизни и т. д.
Таким образом, различают неспецифическую и специфическую задержку психомоторного развития. При неспецифической или доброкачественной задержке отсутствуют патологии головного мозга, благодаря чему она легко поддается коррекции и при создании адекватной внешней среды и особых условий полностью проходит, а ребенок догоняет сверстников по всем параметрам.
При специфической ЗПМР наблюдаются повреждения тех или иных
мозговых структур, что и приводит к отставанию в развитии двигательных,
психических, речевых функций. Это сопровождается возникновением характерных симптомокомплексов
и требует назначения соответствующего ситуации лечения, без которого ЗПМР не
может полностью компенсироваться. Изначально обычно можно заметить отставание
только по одному из параметров, но со временем специфическая задержка
психомоторного развития приводит к равномерному нарушению всех функций.
ЗПМР может протекать с разной степенью тяжести, на основании
чего различают:
- ЗПМР 1-й степени – отставание психомоторного
развития не больше чем на 1 возрастной интервал, причем с наблюдающейся
тенденцией к сокращению его выраженности по мере взросления ребенка. При такой
форме задержка развития быстро компенсируется, и ребенок догоняет одногодок по
характеру развитости психических, двигательных и речевых функций, но только при
условии проведения грамотного лечения. - ЗПМР 2-й степени – отставание более чем на 1
возрастной период на фоне отсутствия склонности к постепенной компенсации и
сокращению выраженности запаздывания психомоторного развития или даже тенденции
к увеличению дефицита. При такой форме очень важно правильно подобрать лечение,
но и это не гарантирует полной компенсации психомоторных функций, а лишь может
дать возможность избежать увеличения временного дефицита по мере взросления
ребенка. - ЗПМР 3-й степени – отставание психомоторного
развития ребенка больше чем на 1 или даже 2 возрастных периода. Это наиболее
тяжелая форма ЗПМР, сопровождающаяся неуклонным увеличением отставания в
психомоторном развитии ребенка от одногодок. При этом двигательные, речевые,
психические функции могут даже не отличаться тенденцией к развитию.
Признаки
Задержка психомоторного развития может начать проявляться в
любой период жизни ребенка, что и определяет характер возникающих симптомов.
Так, в период новорожденности на наличие отклонений от нормы может указывать:
- апатичность ребенка, отсутствие реакции на появление
чувства голода или насыщения, усталость и т. д.; - слабо выраженные безусловные рефлексы, склонные
быстро угасать при многократном раздражающем воздействии; - отсутствие попыток поднимать голову при
переворачивании на живот.
При этом у новорожденных с признаками ЗПМР наблюдается
нормальная двигательная активность, а мышцы пребывают в гипертонусе. В
следующем возрастном периоде, т. е. с 1 до 3 месяцев при задержке
психомоторного развития могут наблюдаться короткие периоды бодрствования и
слабость или полное отсутствие эмоциональных реакций. Что же касается периода с
3 до 6 месяцев, то в этом время заставить родителей бить тревогу должно
запаздывание становления рефлексов, в частности то, что ребенок не пытается
перевернуться со спины на живот и приподниматься на руках.
Более выраженными признаки ЗПМР становятся в 6—9 месяцев. В
таком случае на наличие отклонений может указывать:
- низкий уровень выраженной активности во время
общения и присутствие малого количества игровых реакций, жестов; - слабая эмоциональная окраска издаваемых звуков,
лепета; - отсутствие способности брать предметы 2-мя
пальцами; - отсутствие попыток встать, ребенок не может
самостоятельно сесть и плохо ползает.
К году у младенца уже должен быть огромный комплекс достижений, одним из которых является ходьба и активное лепетание. Но при ЗПМР 9–12-месячные груднички не используют лепетных слов и не окрашивают их эмоционально. Такие дети могут стоять с поддержкой, но пойти еще не в состоянии из-за недоразвитости двигательных функций.
Но, к сожалению, ЗПМР крайне редко диагностируется на первом
году жизни. Обычно признаки отклонений от нормы заставляют родителей
насторожиться значительно позже. В таких ситуациях они обращают внимание на:
- эмоциональную незрелость – настроение ребенка
часто меняется, он суетлив, неуверенный в себе, стеснительный, плохо
контролирует свою реакцию на различные виды деятельности и сложно адаптируется
в коллективе сверстников, например, в детском саду; - расстройство внимания – ребенку трудно
концентрироваться на чем-либо, в результате чего он постоянно отвлекается от
своего занятия, склонен бросать дело на полпути (иногда проявляется
возникновением синдрома дефицита внимания и гиперактивности); - нарушение восприятия окружающего мира – ребенку
сложно сформировать целостное представление о чем-от, в результате чего ему не
удается узнать знакомый предмет только по его части и воспринимать
схематические рисунки; - нарушения памяти – дети с ЗПМР могут плохо
запоминать новую информацию, путаться в ней, быстро забывать; - нарушения речи – в основном проявляются
снижением скорости ее развития, хотя могут присутствовать и другие виды
задержки развития речи, характер которых определяется тяжестью течения ЗПМР; - отставание в развитии мышления – ребенку сложно
решать логические и другие задачи; - несформированность игровой деятельности – игры
отличаются бедностью содержания, посвящены бытовой теме.
Не всегда подобные признаки указывают на задержку развития,
но их наличие является поводом для обязательного получения консультации врача,
причем как можно скорее.
Диагностика и лечение ЗПМР
При выявлении запаздывания в психомоторном развитии у
ребенка любого возраста нужно немедленно обращаться к неврологу для
установления причины этого. Врач проведет осмотр малыша, понаблюдает за его
поведением и назначит ряд необходимых исследований, среди которых могут
присутствовать:
- КТ;
- МРТ;
- ЭЭГ;
- электромиография и др.
При подтверждении отставания в развитии лечение назначается
немедленно, причем нередко оно требует квалифицированной поддержки не только
невролога и психолога, но и логопеда, дефектолога, мануального терапевта и
других узких специалистов. Оно может включать:
- медикаментозную терапию – подбирается строго
индивидуально на основании характера обнаруженных органических изменений, их
тяжести и возраста ребенка; - физиотерапию – показаны занятия ЛФК,
магнитотерапия, водолечение, выполнение специальных упражнений на развитие
мелкой моторики; - мануальная терапия – помогает устранить
имеющиеся отклонения от нормы и улучшить высшую нервную деятельность, а также
укрепить мышцы тела, нормализовать тонус, создать наиболее благоприятные
условия для полноценного развития ребенка; - коррекция образа жизни – подразумевает
налаживание гармоничных отношений с ребенком, повышение качества и
сбалансированности его питания, внедрение в ежедневные задачи специальных игр и
т. д.
Ребенку с ЗПМР, а также его родителям может быть показана
работа с психологом. Специалист сможет обнаружить скрытые проблемы в
отношениях, грамотно проработать их и добиться существенного улучшения
атмосферы внутри семьи.
Весьма положительным образом на психомоторном развитии сказывается арт-терапия, сказкотерапия, иппотерапия.
Таким образом, задержка развития – это не приговор.
Получение такого диагноза вовсе не означает, что ребенок никогда не будет
таким, как его сверстники. Но он является поводом немедленно начинать
действовать, ведь чем раньше будет обнаружено отставание в развитии, тем
быстрее и легче будет проходить коррекция, а ее результаты при правильной
разработке терапии однозначно порадуют родителей и помогут ребенку догнать
одногодок или как минимум органично адаптироваться в их обществе.
Источник
Задержка речевого развития (ЗРР) – один из самых распространенных диагнозов у современных детей дошкольного и младшего школьного возраста. Это речевое нарушение характеризуется отличительными особенностями в различные возрастные периоды. Программа обучения детей с задержкой речевого развития разрабатывается с учетом возрастных особенностей детей с ЗРР и индивидуальных проявлений речевого дефекта в каждом конкретном случае.
Общие особенности детей с ЗРР
Задержка речевого развития – это отставание в развитии речевых функций, не связанное с органическими изменениями и патологиями в формировании центральной нервной системы или органов речи человека. ЗРР возникает по различным причинам, среди которых патологическое протекание первого триместра беременности матери (токсикозы, инфекционные заболевания, резус-конфликт, гормональные нарушения и др.), осложненные роды, сопровождающиеся травмами, кислородным голоданием появляющегося на свет младенца, а также болезни в период раннего детства и неблагоприятные условия жизни малыша.
Важно! ЗРР объясняется тем, что нервная система малыша развивается медленнее, чем у сверстников. Все речевые навыки в раннем возрасте, детском саду и школе появляются при ЗРР позднее, чем у их ровесников, которые растут в темпе, считающемся нормой.
Разница в сформированности речевых функций у детей с ЗРР и детей без ЗРР особенно заметна в младшем и среднем дошкольном возрасте. После комплексного обследования в детском саду реализуется коррекционная программа с детьми 3 лет при ЗРР. К школе при условии организации целенаправленной коррекционной работы отставание детей с ЗРР в большинстве случаев ликвидируется. Нужно помнить, что полностью преодолеть ЗРР без помощи взрослых ребенку не удастся. Если не проводить логопедическую и общеразвивающую работу в раннем возрасте, детском саду и школе, ЗРР может привести к отставанию в психическом развитии, станет причиной сложностей в социализации и личностном развитии.
Симптомы ЗРР в раннем возрасте
Ранний возраст – важный этап в жизни маленького человека, когда формируются психические функции, личность, характер. В раннем возрасте (до полутора лет) нормально развивающийся малыш воспринимает речь окружающих его людей и «накапливает» первые слова, необходимые для дальнейшего продуцирования самостоятельной речи. К трехлетнему возрасту, то есть к детскому саду, завершается формирование речевых центров в коре головного мозга, малыш должен владеть достаточных количеством слов родного языка и его грамматическим строем.
Задержку речевого развития детей раннего возраста можно распознать, если они в возрасте 3-4 месяцев не «гулят» и не произносят первых «лепетных» слов. Лепет у детей с ЗРР в раннем возрасте появляется позднее, чем у ровесников, при этом, как правило, количество «лепетных» слов очень малое, они не различаются интонацией.
Уже в раннем возрасте ребенку, который испытывает трудности в продуцировании самостоятельной речи, нужна помощь взрослых.
Специалисты по раннему возрасту указывают на ведущие признаки ЗРР (таблица).
Возраст | Симптомы ЗРР у детей |
4 мес. |
|
9 мес. |
|
12 мес. |
|
1,5 г. |
|
2 г. |
|
2,5 г. |
|
3 г. |
|
ЗРР и ранний возраст – до конца не изученная проблема современной дефектологии, психологии и неврологии. Сложность заключается в установлении точного диагноза при наличии симптомов, общих для различных отклонений в развитии: ЗРР, алалии, ЗПР; одним из проявлений заболевания является ЗРР при аутизме в раннем возрасте и детском саду.
Родителям необходимо иметь в виду, что у большинства детей с ЗРР сохранный интеллект, они понимают обращенную к ним речь с небольшим отставанием от средней возрастной нормы. Однако достаточно часто родители, встревоженные признаками ЗРР у детей в раннем возрасте, начинают проявлять настойчивость, просят: «Скажи! Повтори! Назови свое имя!» Такой подход в корне неправильный, он является причиной того, что у малыша в раннем возрасте и детском саду формируется так называемый «речевой негативизм», нежелание устанавливать вербальный контакт. Задержка речевого развития в раннем возрасте и детском саду требует создания вокруг ребенка речевой среды, в которой у него появились бы мотивы к говорению. Малышу необходимо, чтобы близкие и другие взрослые говорили с ним, показывали окружающие предметы, называя их, читали книжки, рассказывали сказки, пели песенки, проявляли к нему искренний интерес, а не заменяли «живое» человеческое общение телевизором, компьютерными играми и мобильным телефоном.
Возрастные особенности дошкольников с ЗРР
Ребенок идет в детский сад в два с половиной – три года. В это время нормально развивающийся малыш использует 50-100 слов, способен строить фразы из 2 и более слов, с интересом задает вопросы, вступает в диалог со взрослыми, ежедневно пополняет пассивный и активный словарь, к 5 годам учится строить монолог.
Сложности в общении в детском саду с ровесниками и взрослыми наиболее остро испытывают дети с ЗРР, и садик помогает выявить эти проблемы во взрослении малыша, которого никто не может понять. В результате задержка речевого развития в детском саду приводит к тому, что дети с ЗРР чаще всего перестают пытаться установить контакты с другими дошкольниками. Детей с ЗРР в детском саду можно узнать и по отставаниям в формировании координации движений, мелкой моторики, ловкости, быстроты движений. Задержка речевого развития дошкольников проявляется в замедленном освоении всех уровней родного языка: фонетико-фонологического, семантического, лексико-грамматического, морфологического, синтаксического.
При обследовании логопедов в детском саду и школе выясняется, что дети затрудняются в повторении за взрослым движений языком и губами, в произнесении звуков и сочетаний звуков. ЗРР у детей проявляется в том, что у них в активном запасе достаточное количество имен существительных (до 120-150), обозначающих хорошо известные предметы, но отсутствуют слова, называющие признаки, процессы, не сформированы навыки образования грамматических форм слова и различения форм слов в звучащей речи. Детей с ЗРР в детском саду можно узнать по неправильно образованным звукам, упрощенным словам («ки» вместо «киса», «мя» вместо «мяч», «то» вместо «стол» и др.), по перестановкам или пропускам звуков или слогов в словах.
Как правило, дошкольник с ЗРР воспринимает и понимает обращенную к нему речь, выполняет простые просьбы взрослых, показывает известные ему предметы в комнате или на картинке, но не готов к продуцированию самостоятельной речи. Коррекция ЗРР у ребят дошкольного возраста является важной задачей родителей и педагогов, так как у детей в дальнейшем появляются проблемы с совершенствованием функций психики (памяти, восприятия и др.), познавательного интереса и коммуникативных навыков, адаптацией в детском коллективе, общим интеллектуальным развитием и обучением в школе.
Коррекция задержки речевого развития у младших дошкольников включает не только логопедическую работу, но и общеразвивающие занятия по ознакомлению с окружающим миром, освоение разнообразных видов деятельности, знакомство с различными видами искусства, разностороннюю подготовку к школе.
ЗРР у младших школьников
Школа для детей с задержкой речевого развития является сложнейшим этапом жизни. В первом-втором классе школы у детей с ЗРР сохраняется комплекс речевых нарушений всех уровней:
- проблемы с правильным звуковосприятием и звукопроизношением;
- затруднения со слогообразованием и выстраиванием слов;
- ограниченный пассивный и активный лексический запас;
- несформированность грамматических категорий (изменения слов по падежам, лицам, числам, родам);
- отсутствие в словаре местоимений, предлогов, союзов, наречий, причастий, деепричастий;
- дефицит фразовой речи.
Задержка речевого развития в школе приводит к сложностям разного типа:
- психологический барьер в общении с одноклассниками и педагогами;
- затрудненность адаптации к новым условиям школы, когда на смену игровой деятельности приходит учебная;
- трудности с освоением учебной программы по всем предметам;
- снижение самооценки, формирование комплексов и неврозов.
Такие проявления сближают аутизм и задержку речевого развития: в школе ребенок старается быть один, избегает контактов со сверстниками и педагогами, испытывает панику в непривычных ситуациях, отличается повышенной тревожностью.
После выявления детей с ЗРР с ними организуется индивидуальная коррекционная работа в логопедическом пункте школы, для каждого ученика разрабатывается обучающая программа при ЗРР. Детям с ЗРР необходима помощь психолога школы и активное участие родных и близких в коррекционных мероприятиях.
В раннем возрасте, детском саду, начальной школе детям с ЗРР необходимо внимание взрослых: прежде всего не педагогов, а членов семьи. Именно коммуникативная среда, созданная в семье, поможет преодолеть отставание и сформировать речевую деятельность в соответствии с возрастными требованиями. Коррекция нарушений в речи достигает цели благодаря комплексу мероприятий, направленных не общее развитие психических функций, включение ребенка в разнообразные виды практической и познавательной деятельности дома, в детском саду и школе.
Видео
088
Источник