Задержка развития ребенка при эпилепсии

Человеческий мозг обладает сложной структурой и моментально откликается на любые нарушения внешними проявлениями, в том числе и эпилептическими припадками. Эпилепсия у детей проявляется намного чаще чем у взрослых, по причине динамично развивающегося головного мозга, по мере взросления.

Возможные причины

Причины эпилепсии у детей могут быть самыми различными начиная от генетической предрасположенности и наследственности, до банальной травмы головы.

Краткая схема головного мозга

Имеется две разновидности детской эпилепсии:

  • Идиопатическая (генуинная).
  • Симптоматическая.

Идиопатическая означает неясного генеза. Данный тип болезни может поражать одинаково как мальчиков, так и девочек и возникать как в младенческом, так и в более позднем возрасте.

Существует большое количество теорий, с чем связано возникновение идиопатической формы, в том числе:

  • фенилкетонурия;
  • лейциноз;
  • энцефаломиопатия;
  • синдром Дауна;
  • нейрофиброматоз;
  • туберозный склероз.

Идиопатическая форма составляет около 45–55% от всех больных и таким образом, является наиболее распространенным типом болезни. Идиопатический означает — неясного происхождения.

Второй по распространенности вариант детской эпилепсии — симптоматический. Данная форма возникает вследствие родового или послеродового воздействия на плод.

Так, на развитие малыша в утробе матери могут влиять следующие факторы:

  • тяжелый токсикоз;
  • кислородное голодание;
  • всевозможные инфекции;
  • влияние алкоголя;
  • травмы головы;
  • желтуха;
  • нейроинфекции (менингит, энцефалит, арахноидит), которыми мать переболела до зачатия или во время беременности.

Что касается послеродового периода, то на развитие эпилептических приступов влияют:

  • черепно-мозговые травмы;
  • родовые травмы;
  • перенесенные инфекционные заболевания (грипп, пневмония);
  • осложнения после перенесенных прививок.

Также на развитие заболевания оказывают влияние различные опухолевые процессы в детском мозгу (опухоль, киста, гематома)

Важно не спутать абсанс с задумчивостью малыша

Признаки эпилепсии у детей ничем не отличаются от симптомов взрослых эпилептических припадков, с той лишь разницей, что некоторые варианты недуга не могут развиться у взрослого человека, так как характерны только для детского организма.

Классификация заболевания

Детская эпилепсия имеет огромное количество всевозможных форм, разберем наиболее распространенные из них. Так, эпилепсия подразделяется, на:

  • Фокальная.
  • Генерализованная.
  • Протекающая с неклассифицированными припадками.

Фокальная эпилепсия (можно встретить название — мультифокальная эпилепсия или мультифокальная эпилептическая активность) у ребенка это относительно легкий тип болезни (за исключением тяжелых форм ее проявления). Различают:

  • простые приступы;
  • сложные приступы;
  • приступы со вторичной генерализацией.

Простые фокальные приступы в себя включают:

  • двигательные нарушения;
  • вегетативные нарушения (покраснение или побледнение кожи, повышенное потоотделение, онемение отдельных участков тела и т. п.);
  • соматосенсорные нарушения;
  • психические отклонения.

Особенность недуга состоит в том, что до года у новорожденного младенца могут развиваться именно фокальные приступы, причем родители могут даже не подозревать о наличии недуга.

Важно, когда мать или отец заметит первый признак наличия эпилепсии, необходимо незамедлительно обратиться к врачу, чтобы начать брать недуг под полный контроль.

Сложные приступы включают в себя не только указанные выше симптомы, но и временное нарушение сознания (абсансы). Состояние человека, когда он словно отключается на короткий (в некоторых случаях длительный) промежуток времени и не помнит что с ним происходило за прошедший период.

У маленьких детей абсансы возможны ночью, перед непосредственным засыпанием или сразу после пробуждения, именно поэтому они тяжело диагностируются в первое время.

Наиболее тяжелая форма недуга — приступы со вторичной генерализацией. Тяжесть данной формы эпилепсии у ребенка заключается в постепенном перерастании фокальных припадков в тонико-клонические (классическое проявление эпилепсии с сокращением мышц и пеной).

Эпилепсия генерализованного типа так же как и фокальная имеет несколько подвидов, в том числе:

  • с абсансами;
  • с клоническими припадками;
  • с тонико-клоническими припадками;
  • с миоклоническими припадками;
  • с атоническими припадками.

Каждый из указанных выше типов болезни (за исключение абсансного) включает в себя мышечные сокращения, но в зависимости от типа эти подергивания имею разный вид.

Детская эпилепсия с не классифицируемыми припадками включает в себя все приступы, которые не попадают под описанные выше симптомы, в том числе это могут быть:

  • повторные припадки;
  • случайные припадки;
  • рефлекторные припадки;
  • эпилептический статус.

В отдельную группу можно выделить роландическую атипичную эпилепсию. Данный недуг — это фокальный вид заболеваний. Но частота его проявления распространенность дает основание для выделения этого типа в отдельный подвид.

Проявляется роландическая детская эпилепсия в ночное время, чаще перед засыпанием, что и повлияло на образование его второго названия — ночная.

Генерализованные судорожные приступы

Данная форма еще носит название тонико-клонические приступы. Именно данный тип болезни является классическим проявлением. Различают три стадии генерализованного приступа:

  • Тоническая фаза — когда больной падает на землю и словно вгибается в неестественной позе (происходит напряжение мышц на разгибании), сопровождается эта фаза неестественным и громким криком пациента.
  • Клоническая фаза — сопровождается циклическими дерганьями телом и конечностями.
  • Фаза расслабления — характеризуется постепенным угасанием признаков предыдущей фазы и расслаблением тела, вплоть до непроизвольного мочеиспускания. Считается что сон, наступивший в данной фазе, является лучшим реабилитационным средством, но с этим можно поспорить, так как обычно пациент даже после сна чувствует себя разбитым и уставшим.

Данный приступы характерны не только для школьников, но и для детей более младшего возраста.

Бессудорожные генерализованные приступы

Понятие бессудорожный эпилептический синдром уже давно заменило название абсанс. Именно абсанс означает эпилептический припадок без характерных дерганий конечностями. Проявляются абсансы в виде кратковременных (от нескольких секунд до минут) периодов выключения сознания. Может проявиться как у грудничков, так и у детей более старшего возраста (год, два, три и так далее).

Начинаться абсанс может внезапно, а может с предшествовавшей ему аурой. Как правило, аура представляет собой головные боли, повышение температуры или иные симптомы, которые больной человек ощущает на начальной стадии приступа.

Зачастую именно наличие ауры позволяет определить абсанс. Так как диагностировать его у маленького ребенка практически нереально. Судите сами, малыш играет в детской или даже вблизи от родителей и на мгновение замирает, словно о чем-то задумался, и снова продолжат играть как не в чем не бывало. Вы сразу начнете бить тревогу? Скорее всего, просто не обратите внимание, а в лучшем случае улыбнетесь, приняв данный симптом за банальное задумывание, и не станете ничего делать. Именно так и поступают 90% всех родителей. И нет тут ничего предосудительного, это действительно сложно — распознать абсанс на самой ранней его стадии, да еще и у маленького ребенка.

Атонические приступы

Атонические припадки, если говорить обывательским языком — приступы, которые по своему проявлению напоминают обычные обмороки. Если абсансный приступ характеризуется выключением сознания, то атонический припадок его потерей, со всеми вытекающими последствиями.

Причины возникновения атонической эпилепсии у детей различны и во многом совпадают с перечисленными выше.

Атонические приступы могут бывать как обычной потерей сознания с падением на пол, так и отягощаться тонико-клоническими припадками, в такой ситуации речь идет о псевдогенерализованном типе эпилепсии.

Детский спазм

Особый тип эпилепсии у ребенка (в некоторых источниках встречается название грудная эпилепсия), который сопровождается притягиванием рук к груди и наклоном головы вниз. У новорожденных отмечается частое непроизвольное кивание головой.

Сложная форма отягощена абсансами.

Распознать детский спазм несложно, необходимо лишь понаблюдать за малышом в момент его пробуждения, так как проявляется спазм именно после сна, в первые минуты.

Данный тип болезни опасен тем, что он не проходит бесследно, а влияет на интеллектуальное и психосоматическое развитие ребенка.

Появляться данный недуг может в возрасте от одного года до пяти лет.

В дальнейшем происходит трансформация детского спазма в одну из распространенных форм детской эпилепсии.

Диагностика

Для того чтобы определить недуг у ребенка мало обычного опроса родителей о состоянии малыша и приступах, проводится комплексная диагностика головного мозга, которая в том числе включает:

  • Магнитно-резонансную томографию (МРТ).
  • Электроэнцефалографию (ЭЭГ).
  • Рентгенография черепной коробки.
  • Компьютерная томография (КТ).
  • ПЭТ обследование.
  • ЭКГ.

Для постановки полного и точного диагноза дополнительно показана консультация детского окулиста с последующей офтальмоскопией и психолога.

Диагностирование детской эпилепсии процесс ответственный, так как врач должен учитывать все тонкости детского организма и как можно точнее определить причины возникновения заболевания., для назначения верного и действенного лечения.

Лечение

Лечится ли у детей эпилепсия, вопрос не из легких и дать на него однозначный ответ тяжело. Если быть корректным, правильно ответить лечится, но не каждый вид недуга можно вылечить до конца, некоторые так и остаются с человеком навсегда, требуя регулярного приема противосудорожных препаратов.

Лечение болезни в подростковом или более раннем возрасте, практически ничем не отличается от лечения этого же недуга во взрослом возрасте. Однако, существуют некоторые тонкости, о которых необходимо знать всем родителям, у кого малыш имеет подобный недуг.

Также как и в случае со взрослыми, детская эпилепсия лечится монотерапией (назначением одного препарата и прием его на протяжении длительного времени). Доктор самостоятельно подбирает дозировку и срок приема, а также проводит коррекцию.

Лечить недуг можно как препаратами группы вальпроевой кислоты, так и карбамазепиной.

Для лиц, с индивидуальной непереносимостью данных двух веществ существуют аналоги, на основе других активных компонентов, которые не обладают худшим эффектом, а просто менее распространены.

Что касается хирургического вмешательства, то ее эффективность именно на стадии развития ребенка не доказана, а соответственно применяется оперативный метод довольно редко.

Альтернативный хирургический метод, подразумевающий вживление под кожу специального приспособления, подающего импульсы в мозг и предотвращающие эпилептические припадки, процедура не из простых и требует определенной подготовки. Более того, не каждый больной может быть допущен к данной операции, решение принимается коллегиально.

В особо острых случаях, когда приступ не прекращается, его нужно снять, так как длительные судороги наносят вред организму, это делается с помощью укола специального средства в клинике.

Помимо медикаментозных способов, необходимо определенное содействие лечению в домашних условиях. Для того чтобы ребенок мог более качественно лечиться требуется исключить воздействие на него любых провоцирующих факторов (телевизор, громкая музыка, яркий свет).

Как правило, семьи, в которых есть больной эпилепсией предпочитают спокойную жизнь вдали от суетного города.

Кроме стандартных методов лечения, терапия может в себя включать:

  • психотерапию;
  • БОС — терапию (аппаратный способ лечения);
  • диету;
  • массаж;
  • иммунотерапию;
  • гормональную терапию.

В любом случае подсказать, что применить в конкретном случае может лечащий врач.

Прогноз и последствия

Говорить о том, излечимая ли это болезнь или нет трудно, что касается грудных младенцев и детей в возрасте до пяти лет, есть вероятность, что с наступлением определенного возраста болезнь отступит (малыш ее перерастет). Прогноз на дальнейшее время у подростков не такой благоприятный, как у малышей, но есть большая вероятность взять недуг под свой контроль и попрощаться с приступами (конечно, если соблюдать рекомендации врача).

Жить с эпилепсией можно и зачастую для этого не приходится ежедневно колоть лекарство.

В качестве наиболее значимых последствий болезни можно выделить следующее:

  • задержка умственного и психического развития;
  • низкая социальная адаптация (больные люди хуже идут на контакт с окружающими);
  • нарушения памяти;
  • проблемы с внутренними органами;
  • травмы, которые могут сделать больного инвалидом или вовсе привести к смерти.

Меры профилактики

К профилактическим мерам можно отнести ряд мер, помогающих предотвратить и предупредить развитие недуга, это могут быть:

  • контроль за своим здоровьем во время беременности (женщина должна придерживаться правильного питания, соблюдать режим отдыха и труда, избегать стрессовых ситуаций на работе);
  • после родов необходимо наблюдение за тем, как выглядит ребенок, как он себя ведет и при малейших подозрениях обращаться к врачу;
  • желательно грудное вскармливание малыша.

К сожалению, вакцинация от эпилепсии не проводится, так как недуг имеет огромное число разновидностей и более 60% всех случаев — неясную форму возникновения, а каждый третий случай и вовсе протекает в скрытой форме.

Кроме того, каждый родитель должен знать, как помочь своему ребенку в случае возникновения приступа. Об этом можно прочесть в нашей статье — Первая помощь при эпилепсии.

Итак, эпилепсия у детей серьезный недуг, который требует внимательного к себе обращения. Поэтому даже при малейшем подозрении на болезнь, обращайтесь к врачу, возможно, недуг еще можно победить!

Источник: https://nervivporyadke.ru/

Источник

Всем привет! Хочу с вами поделиться своей ситуацией. Может кому-то будет полезна. У меня есть сын Артёмка, ему почти 3 года. Я морально устаю от него и не знаю как себя с ним вести, как ему помочь и себе заодно. Обо всём по порядку.

  Ребёнок родился здоровый. Все плановые узи и анализы были в норме. Помню ещё слова врача: у вас “идеальный” ребенок! Как сглазила…

 В 3,5 месяца замечаю, что у Тёмки на несколько секунд покраснело лицо, как то пятнами прям, думала может аллергия какая-то. Обратилась к неврологу, он сказал наблюдать. За полмесяца было так 3 раза.

 Наступил день Х. Как вспомню до сих пор страшно. Нам 4 месяца. Просыпаюсь рано утром от жуткого крика ребёнка (раньше он так никогда не плакал), подрываюсь к нему, беру на руки, успокоила… Подумала, может испугался чего или приснилось. Покормила, уложила. Не проходит и 5 минут всё повторяется. Я смотрю на него, а у него в глазах жуткий страх, он меня отталкивает ручками, не признает! У кого так было, чтобы ребенок вас не узнал?! Это страшно! Как будто я для него стала чужой тетей…. Длились такие приступы примерно по 2 минуты, проходили также резко, как и начанались. За день приступов 20-30. Скорая. Больница. Госпитализация.

  В больнице мы пролежали 2 дня. Невролог сказала, что подозрение на эпилепсию. Я отказывалась в это верить, ведь у большинства людей (как и у меня) складывается мнение об эпилепсии с пеной со рта, судороги…. Потом ЭЭГ, МРТ. Обследование, диагноз- эпилепсия (височная, симптомы приступа- замирание, ребёнок смотрит в одну точку, гиперемия лица, чмокающие звуки языком) . В один момент в голове всё перевернулось: как так, из-за чего, как с этим жить?! Слёзы, размышления и наконец принятие этого факта.

Я считаю, что главное принять это и жить с этим. Момент, когда вы принимаете своего ребёнка со всеми его диагнозами наступает тогда, когда вы не боитесь говорить об этом (не только близким людям), когда вам становится плевать на мнения людей, вы не ищите причину возникновения болезни (смысла в этом уже нет),не сравниваете своего ребёнка с другими, когда смотрите на ситуацию хладнокровно и знаете что и как делать, чтобы помочь своему малышу.

 Часто последствия эпилепсии- задержка в развитии (со слов невролога).

 Прошёл год. Физически ребёнок развивался как положено, всё по срокам. Сложно было научить его кушать: 2 года пацану, а он сам не ест. Поставила тарелку, ложку, говорю: сам давай. Проревел минут 20 за столом и вуаля! На горшок приучить проблема. 

 Словарный запас был не большой : мама, папа, баба и ВСЁ! Поведение Тёмы мне тоже не нравилось (об этом ниже). Тут я начала звонить в колокола: ходила к платным врачам и бесплатным, искала развивающие центры, логопедов, массажистов и т.д. Нам ставят задержку речевого развития (ЗРР), задержку психического развития (ЗПР), синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ), аутичные черты.

Поведение ребёнка, которое заставляет задуматься (отличие от сверстников, аутичное поведение) :

  • Не концентрирует внимание на предмете, когда что-то пытаешься показать, чему то научить, как будто игнорирует специально.
  • Не говорит
  • Плохо развита мелкая моторика рук, нет захвата двумя пальцами
  • Не усидчив-тут сказывается гиперактивность, минуты даже не сидит, начинает плакать. На улице постоянно в движении, каждая горка, качели, карусели по несколько секунд.
  • Нет указательного жеста.
  • Постоянно вырывает руки, когда пытаешься его рукой показать как надо что либо сделать.
  • Не фиксирует предмет, например, конструктор, пытается быстрей избавиться от детальки. Когда даю ему печеньку, пирожок, старается всё запихнуть сразу в рот, т.е. держать и понемногу откусывать не может.
  • При слове “нельзя”, “нет” постоянно плачет, орёт, возмущается, может укусить и не важно как я это говорю тихо или громко, объясняю или нет, реакция одна.
  • Нет логической игры, может сидеть и перебирать игрушки. Сам играть не может, даёт мне и типа “играй, мам, а я посмотрю”, даже когда показывала как надо. Кидается игрушками.
  • Не повторяет движения за мной (пальчики-кулачки, катание мяча друг другу, топать, хлопать и т.д.)
  • Игнорирует детей (но это вроде норма до 3х лет), может подойти и ударить ребёнка, он не понимает, что такое “больно”. Ему нравиться стучать по предметам будь то турник, горка, карусель, батарея, люди и т.д.
  • Любит крутящиеся предметы: игрушки из фикс прайса на батарейках, где колеса есть и сам пытается крутить, например, кольцо от пирамидки.
  • Не ходит за руку (если нужно идти в определённом направлении ) , вырывается, кусается, садится на попу. В магазин ходим только на коляске.
  • Тащит все в рот, пробует на вкус. Когда ребенок маленький, то это норма, но не для нашего возраста.

 Прогресс в развитии пошел только после курса озокерита, милты, магнита, массажа- нам назначили такой курс в больнице, электрофорез и рефлексотерапия противопоказаны при эпилепсии. Ребенок стал спокойней, меньше агрессии, чуть повнимательнее.

 Из медицинских препаратов нам прописывали: глицин, пантогам (эффекта не увидела), магне Б6, винпоцетин- курс повторялся раза 3, при ремиссии приступов (1,5 года) назначили кортексин и церебрум композитум, параллельно делали массаж (голова, руки, спина, ноги). Последние два препарата помогли. С ноотропами осторожно. Консультируйтесь с врачом.

 После всех “манипуляций” начал говорить новые слоги, появилась обращенная речь, стал более усидчив, повторяет за мной многие жесты, ходим за руку, показывает указательным пальчиком картинки и многое другое.

Мамочки, хочется вам сказать : ЗАПОМНИТЕ! НЕ БЫВАЕТ ЧУДО-ТАБЛЕТКИ, КОТОРАЯ ВСЁ ИЗЛЕЧИТ, ЕСЛИ ПАРАЛЛЕЛЬНО С ПРИЕМОМ ПРЕПАРАТОВ ВЫ НЕ ЗАНИМАЕТЕСЬ С РЕБЕНКОМ-ЭФФЕКТА НЕ БУДЕТ! Да, лекарства влияют на мозг, это наши “помощники”, но ваши усилия главнее всего.

Вроде и прогресс есть, и всё налаживается… Всё да не всё. Играть он по-прежнему один не может, постоянно меня дергает, когда я занимаюсь домашними делами. Говорить толком не может постоянно ноет или орёт. Как же достало периодическое нытье по пустякам! С улицы приходим-орёт, не идёшь играть с ним-орет, что-то не по его-орёт, пока еду разогреваю, одеваемся на улицу и т.д. постоянные крики. У меня, наверное, голова квадратная уже…. Я тоже не железная и от этого устаю. Так охота уехать в лес и тупо лежать в тишине))). Часто одергиваю себя, ведь мы уже такой путь прошли, есть много изменений и ещё работать и работать, главное не опускать руки.

 Может быть прогресс в развитии пошел быстрее, если бы я не совершала ошибок. Ребёнок первый и особенный, поэтому откуда мне знать как надо!?

 В следующих статьях расскажу о своих ошибках воспитании, как я занималась с ребёнком, кстати идем в сад на днях-тоже напишу как всё прошло.

Источник