Задержка развития ребенка лечение народными средствами

Задержка развития ребенка лечение народными средствами thumbnail

Для многих родителей задержки в развитии ребенка стали насущной проблемой. Но ступор и отчаяние, являющиеся первой и естественной реакцией на получение такого диагноза, сменяются твердым намерением что-либо изменить в лучшую сторону и помочь своему ребенку догнать сверстников. С этого момента начинается долгий, иногда сложный путь, но стабильное улучшение результатов и достижения маленького человечка становятся лучшей наградой за все приложенные усилия и старания.

Рыжая девочка сидит за столом с книгой

Что такое задержка развития и виды

Задержкой в развитии называют нарушение нормальной скорости
развития того или иного физического или психического аспекта у детей разного
возраста. Выделяют следующие виды задержек в развитии ребенка:

  • ЗРР – задержка речевого развития;
  • ЗПРР – психоречевого;
  • ЗПР – психического;
  • ЗМР – моторного;
  • ЗПМР – психомоторного.

В большинстве случаев задержки развития поддаются коррекции.
Но эффективность принятых мер во многом зависит не только от качества
выполнения врачебных рекомендаций, но и от того, насколько рано родители
обратились за помощью.

Задержка речевого развития (ЗРР)

Речь присуща только людям и является основой общего
развития. Именно она признана ведущим показателем того, как ребенок
воспринимает окружающий его мир, и отражает готовность с ним взаимодействовать.
Поэтому возникновение ее нарушений, является поводом для немедленного принятия
мер. Но при этом нельзя забывать, что каждый ребенок развивается в своем
собственном ритме и не стоит искать проблем там, где их нет.

Критерием оценки степени речевого развития можно считать общепринятые нормы, разработанные для каждого возраста, т. е. тот минимум, присутствие которого является показателем нормального развития. Если же родители замечают, что речь крохи не дотягивает по многим параметрам до нормы, им следует обязательно записаться на консультацию к специалисту. Но крайне редко задержка развития речи присутствует обособленно. Обычно это сопровождается отставанием в психическом развитии, т. е. у ребенка диагностируется психоречевая задержка развития (ЗПРР).

В большинстве случаев обнаружение задержки развития речи у детей обнаруживается до 4-х лет.

Ребенок закрыл рот рукой

ЗРР может возникать в результате:

  • поражения центральной нервной системы:
    • афазии – нарушение уже сформировавшейся речи,
      что наблюдается при повреждении головного мозга (может страдать не только
      функция говорения, но и понимания речи другого человека);
    • алалии – полное отсутствие или грубое
      недоразвитие речи;
    • дизартрии – неправильное произношение или
      сложности при выговаривании некоторых звуков и букв.
  • Развития функциональных нарушений в ее работе:
    • заикание – частое повторение звуков, их
      удлинение, постоянные остановки в речи;
    • мутизм – отсутствие реакции на вопросы,
      обращенные к ребенку, хотя способность говорить и понимать окружающих
      сохраняется;
    • судромутизм – функциональная, т. е. обратимая
      утрата речи.
  • Наличия дефектов артикуляционного аппарата:
    • ринолалия – искажение многих звуков, что
      обусловлено нарушениями небно-глоточного смыкания;
    • механические дисплазии – изменения строения
      органов, принимающих участие в произношении звуков.

Очень часто не удается до конца выяснить, действие какого
фактора стало причиной задержки речевого развития. Тем не менее сегодня
считается, что ЗРР может быть вызвана:

  • родовыми травмами разного рода;
  • патологиями беременности;
  • заболеваниями головного мозга, включая аномалии
    развития, ишемические явления, лейкодистрофию, опухоли;
  • нарушениями слуха;
  • травмами головы;
  • нарушениями развития мышц лица и ротовой
    полости.

Не последняя роль в возникновении ЗРР отводится наследственности и психическим отклонениям. Иногда причины появления проблем с речью кроются в психологическом давлении на ребенка и грубых ошибок в воспитании. Но в любом случае с проблемой следует бороться и принимать меры для наиболее быстрого его решения. В противном случае задержка речевого развития может стать причиной возникновения проблем в общении ребенка со сверстниками, не говоря уже о низкой успеваемости в школе и проблемах с дальнейшим трудоустройством.

Маленький мальчик разводит руками

Когда нужно обратиться к врачу

В качестве повода для обращения к специалисту стоит
расценивать следующие признаки:

  • отсутствие эмоциональной реакции на происходящее вокруг на 4-м месяце жизни, в частности ребенок не улыбается родителям, не оживляется при их появлении и т. д.;
  • не агукает и не пытается выдавать повторяющиеся звуки по типу «ба-ба-ба» в 8—9 месяцев и в целом создает впечатление тихони;
  • возникновение сложностей с жеванием в 18 месяцев, что может проявляться тем, что ребенок давится при попытке съесть кусок яблока;
  • ребенок не говорит простых слов в 1,5 года или не пытается выучить новые в 2 года, если сумел освоить несколько простых;
  • активный словарный запас ребенка в 2,5 года составляет менее 20 слов, он не может назвать части тела или привычные предметы, не составляет словосочетания из 2-х и более слов;
  • в 3 года говорит абсолютно неразборчиво даже для родителей, не может построить предложение из нескольких слов, не понимает простых рассказов, объяснений родителей или говорит очень медленно, растягивая окончания слов, или же наоборот говорит слишком быстро, глотая окончания, иногда дети с ЗРР не могут самостоятельно построить предложения, а изъясняются фразами из мультиков, услышанными от взрослых.

При психоречевой задержке развития дети обычно имеют
инфальтильный вид и слабо развитые мышцы. Они мало эмоциональны, имеют
нарушения памяти и мышления, отличаются слабым воображением и склонны выполнять
однообразные действия. Поскольку все психические процессы протекают медленно, в
связи с чем детям с ЗПРР сложно переключаться с одной мысли на другую.

Нередко ЗПРР сочетается с ДЦП.

Ребенок с ДЦП

Диагностика ЗРР

Чтобы эффективно воздействовать на проблему нужно определить
ее причину и степень выраженности. В этих целях проводится комплекс
исследований, включающий:

  • оценку уровня речевого развития и степень
    отклонения от нормы;
  • осмотр отоларинголога и проверку слуха у
    сурдолога;
  • тесты, направленные на оценку степени понимания
    речи;
  • психологические тесты и анализ характера
    взаимодействия взрослых с ребенком;
  • КТ;
  • МРТ;
  • ЭЭГ;
  • электромиографию;
  • УЗИ с допплером головного мозга и пр.
Читайте также:  Программа раннее эстетическое развитие ребенка

Тем не менее часто точно установить причину возникновения
ЗРР не удается. В таких ситуациях характер терапии строят на основании только
характера имеющихся отклонений от нормы и проводят комплексное лечение,
направленное на улучшение работы нервной системы.

МРТ для детей

Лечение ЗРР

Чем раньше будет обнаружена задержка речевого развития, тем
легче и продуктивнее будет протекать коррекция и у ребенка будет больше шансов
на полное восстановление. Во всех случаях терапия носит комплексный характер,
но она всегда разрабатывается индивидуально в соответствии с характером
обнаруженных проблем.

Компонентами лечения задержки речевого развития могут быть:

  • Медикаментозная терапия – конкретные препараты и их дозировки подбираются на основании диагноза и возраста ребенка неврологом и иногда психиатром. Основной задачей медикаментозного лечения в большинстве случаев является стимуляция и обеспечение нормального питания клеток головного мозга. Поэтому обычно назначаются комплексные витаминные препараты, аминокислоты и другие.
  • Физиотерапия – основными видами физического воздействия, показанного при ЗРР, являются магнитотерапия и рефлексотерапия. С их помощью удается активизировать работу соответствующих отделов головного мозга и повысить качество речи. В частности сеансы магнитотерапии способствуют образованию новых функциональных связей.
  • Работа с дефектологом и логопедом – занятия всегда проводятся в индивидуальном порядке и направлены на устранение недостатков речи. Они организуются в игровой форме, что позволяет ребенку воспринимать их не как элемент лечения, а в качестве приятного времяпрепровождения. В рамках работы с логопедом проводится специальный массаж, характер которого зависит от того, произношение каких звуков страдает.

Детям с задержками развития показана иппотерапия, дельфинотерапия и другие подобные виды работы с животными.

Весьма эффективным способом преодоления проблемы ЗРР
является мануальная терапия с элементами остеопатии.

Мальчик выполняет логопедическое упражнение

Задержка психомоторного развития (ЗПМР)

Задержка психомоторного развития диагностируется у многих
детей раннего возраста, причиной чего могут выступать незначительные
органические изменения в состоянии головного мозга или нарушения
функционирования его работы. Подобные изменения могут быть врожденными, стать
следствием получения родовой травмы или приобрестись ребенком в течение жизни. В
последнем случае ЗПМР может выступать результатом наследственной
предрасположенности, вследствие чего проявления задержки психомоторного
развития могут возникнуть на фоне перенесения инфекционного заболевания,
отравления, метаболических нарушений и действиях социальных факторов. Поэтому
толчком для развития ЗПМР способны стать невнимательность к ребенку, отсутствие
любви к нему, педагогическая запущенность, плохие условия жизни и т. д.

Таким образом, различают неспецифическую и специфическую задержку психомоторного развития. При неспецифической или доброкачественной задержке отсутствуют патологии головного мозга, благодаря чему она легко поддается коррекции и при создании адекватной внешней среды и особых условий полностью проходит, а ребенок догоняет сверстников по всем параметрам.

Девочка и растущий график

При специфической ЗПМР наблюдаются повреждения тех или иных
мозговых структур, что и приводит к отставанию в развитии двигательных,
психических, речевых функций. Это сопровождается возникновением характерных симптомокомплексов
и требует назначения соответствующего ситуации лечения, без которого ЗПМР не
может полностью компенсироваться. Изначально обычно можно заметить отставание
только по одному из параметров, но со временем специфическая задержка
психомоторного развития приводит к равномерному нарушению всех функций.

ЗПМР может протекать с разной степенью тяжести, на основании
чего различают:

  • ЗПМР 1-й степени – отставание психомоторного
    развития не больше чем на 1 возрастной интервал, причем с наблюдающейся
    тенденцией к сокращению его выраженности по мере взросления ребенка. При такой
    форме задержка развития быстро компенсируется, и ребенок догоняет одногодок по
    характеру развитости психических, двигательных и речевых функций, но только при
    условии проведения грамотного лечения.
  • ЗПМР 2-й степени – отставание более чем на 1
    возрастной период на фоне отсутствия склонности к постепенной компенсации и
    сокращению выраженности запаздывания психомоторного развития или даже тенденции
    к увеличению дефицита. При такой форме очень важно правильно подобрать лечение,
    но и это не гарантирует полной компенсации психомоторных функций, а лишь может
    дать возможность избежать увеличения временного дефицита по мере взросления
    ребенка.
  • ЗПМР 3-й степени – отставание психомоторного
    развития ребенка больше чем на 1 или даже 2 возрастных периода. Это наиболее
    тяжелая форма ЗПМР, сопровождающаяся неуклонным увеличением отставания в
    психомоторном развитии ребенка от одногодок. При этом двигательные, речевые,
    психические функции могут даже не отличаться тенденцией к развитию.

Мальчик собирает пазл

Признаки

Задержка психомоторного развития может начать проявляться в
любой период жизни ребенка, что и определяет характер возникающих симптомов.
Так, в период новорожденности на наличие отклонений от нормы может указывать:

  • апатичность ребенка, отсутствие реакции на появление
    чувства голода или насыщения, усталость и т. д.;
  • слабо выраженные безусловные рефлексы, склонные
    быстро угасать при многократном раздражающем воздействии;
  • отсутствие попыток поднимать голову при
    переворачивании на живот.

При этом у новорожденных с признаками ЗПМР наблюдается
нормальная двигательная активность, а мышцы пребывают в гипертонусе. В
следующем возрастном периоде, т. е. с 1 до 3 месяцев при задержке
психомоторного развития могут наблюдаться короткие периоды бодрствования и
слабость или полное отсутствие эмоциональных реакций. Что же касается периода с
3 до 6 месяцев, то в этом время заставить родителей бить тревогу должно
запаздывание становления рефлексов, в частности то, что ребенок не пытается
перевернуться со спины на живот и приподниматься на руках.

Читайте также:  Задержка в умственном развитии ребенка

Более выраженными признаки ЗПМР становятся в 6—9 месяцев. В
таком случае на наличие отклонений может указывать:

  • низкий уровень выраженной активности во время
    общения и присутствие малого количества игровых реакций, жестов;
  • слабая эмоциональная окраска издаваемых звуков,
    лепета;
  • отсутствие способности брать предметы 2-мя
    пальцами;
  • отсутствие попыток встать, ребенок не может
    самостоятельно сесть и плохо ползает.

Признаки ЗПМР в 8—9 месяцев

К году у младенца уже должен быть огромный комплекс достижений, одним из которых является ходьба и активное лепетание. Но при ЗПМР 9–12-месячные груднички не используют лепетных слов и не окрашивают их эмоционально. Такие дети могут стоять с поддержкой, но пойти еще не в состоянии из-за недоразвитости двигательных функций.

Но, к сожалению, ЗПМР крайне редко диагностируется на первом
году жизни. Обычно признаки отклонений от нормы заставляют родителей
насторожиться значительно позже. В таких ситуациях они обращают внимание на:

  • эмоциональную незрелость – настроение ребенка
    часто меняется, он суетлив, неуверенный в себе, стеснительный, плохо
    контролирует свою реакцию на различные виды деятельности и сложно адаптируется
    в коллективе сверстников, например, в детском саду;
  • расстройство внимания – ребенку трудно
    концентрироваться на чем-либо, в результате чего он постоянно отвлекается от
    своего занятия, склонен бросать дело на полпути (иногда проявляется
    возникновением синдрома дефицита внимания и гиперактивности);
  • нарушение восприятия окружающего мира – ребенку
    сложно сформировать целостное представление о чем-от, в результате чего ему не
    удается узнать знакомый предмет только по его части и воспринимать
    схематические рисунки;
  • нарушения памяти – дети с ЗПМР могут плохо
    запоминать новую информацию, путаться в ней, быстро забывать;
  • нарушения речи – в основном проявляются
    снижением скорости ее развития, хотя могут присутствовать и другие виды
    задержки развития речи, характер которых определяется тяжестью течения ЗПМР;
  • отставание в развитии мышления – ребенку сложно
    решать логические и другие задачи;
  • несформированность игровой деятельности – игры
    отличаются бедностью содержания, посвящены бытовой теме.

Не всегда подобные признаки указывают на задержку развития,
но их наличие является поводом для обязательного получения консультации врача,
причем как можно скорее.

Девочка нарисовала рисунок

Диагностика и лечение ЗПМР

При выявлении запаздывания в психомоторном развитии у
ребенка любого возраста нужно немедленно обращаться к неврологу для
установления причины этого. Врач проведет осмотр малыша, понаблюдает за его
поведением и назначит ряд необходимых исследований, среди которых могут
присутствовать:

  • КТ;
  • МРТ;
  • ЭЭГ;
  • электромиография и др.

При подтверждении отставания в развитии лечение назначается
немедленно, причем нередко оно требует квалифицированной поддержки не только
невролога и психолога, но и логопеда, дефектолога, мануального терапевта и
других узких специалистов. Оно может включать:

  • медикаментозную терапию – подбирается строго
    индивидуально на основании характера обнаруженных органических изменений, их
    тяжести и возраста ребенка;
  • физиотерапию – показаны занятия ЛФК,
    магнитотерапия, водолечение, выполнение специальных упражнений на развитие
    мелкой моторики;
  • мануальная терапия – помогает устранить
    имеющиеся отклонения от нормы и улучшить высшую нервную деятельность, а также
    укрепить мышцы тела, нормализовать тонус, создать наиболее благоприятные
    условия для полноценного развития ребенка;
  • коррекция образа жизни – подразумевает
    налаживание гармоничных отношений с ребенком, повышение качества и
    сбалансированности его питания, внедрение в ежедневные задачи специальных игр и
    т. д.

Мануальная терапия для детей

Ребенку с ЗПМР, а также его родителям может быть показана
работа с психологом. Специалист сможет обнаружить скрытые проблемы в
отношениях, грамотно проработать их и добиться существенного улучшения
атмосферы внутри семьи.

Весьма положительным образом на психомоторном развитии сказывается арт-терапия, сказкотерапия, иппотерапия.

Таким образом, задержка развития – это не приговор.
Получение такого диагноза вовсе не означает, что ребенок никогда не будет
таким, как его сверстники. Но он является поводом немедленно начинать
действовать, ведь чем раньше будет обнаружено отставание в развитии, тем
быстрее и легче будет проходить коррекция, а ее результаты при правильной
разработке терапии однозначно порадуют родителей и помогут ребенку догнать
одногодок или как минимум органично адаптироваться в их обществе.

Источник

Почему мой ребенок так часто болеет простудой?

Почему у моего ребенка появился рахит, несмотря на то, что я кормила его грудью, и давала витамин Д?

Почему у моего ребенка так медленно растут волосы на голове?

Почему мой ребенок такой слабый, не держит головку, не садится самостоятельно, не начинает ходить в положенное время?

Почему у моего ребенка так поздно режутся зубки?

Почему мой ребенок не начинает говорить?

Если у вас возникли такие вопросы, вряд ли вы получили на них вразумительные ответы. Что-то вроде, «это ваша особенность», “подождите чуть-чуть”, “сделайте массаж, походите в бассейн”, «скоро заговорит», «может у вас чего-то не хватило ребенку, когда вы его носили в животе».

Как помочь своему малышу? Возможно, данная статья будет для вас очень полезной, и даст ответы на волнующие вопросы.

Китайская медицина считает, что здоровье ребенка, его умственное и физическое состояние, зависят от Почечной энергии родителей, и, в частности, матери. Как такое может быть?

Читайте также:  Шаблон для записи развития ребенка

Традиционная Китайская Медицина (ТКМ) отводит Почкам значимую роль. Почки отвечают за процессы роста, развития, старения организма, за функции мочеполовой системы, мозга, костной системы, дыхательной системы, за работу органов осязания, обоняния, слуха.

Функции Почек гораздо шире нашего традиционного представления. Почки относятся к органам Чжан и считаются основными органами, хранящими истинную энергию Инь и Ян.

Давайте рассмотрим функции Почек в ТКМ.

  1. Почки – это место хранения Цзин.
  2. Почки контролируют водный обмен организма. Почки обеспечивают циркуляцию жидкости в организме и вывод«лишней» жидкости из организма.
  3. Почки отвечают за “приём энергии Ци” — это регулирующее воздействие почек на легкие и на весь процесс газообмена.
  4. Почки отвечают за функцию слуха и за состояние внешних половых органов и ануса.

Более подробно хочется остановиться на первой функции – хранение Цзин.

Цзин – это тонкая энергия, субстанция, эссенция, которая поддерживает рост, развитие и работу всего организма и отвечает за половую функцию.

Именно Цзин определяет течение всей жизни человека. При истощении Цзин Почек наступает старость.

– Цзин рождает костный мозг

Почки контролируют костную систему, участвуют в процессе образования костного мозга, и связаны с головным мозгом.

Почки наполняют головной мозг. При слабости Почек может развиваться истощение спинного и головного мозга, что проявляется снижением памяти, внимания, отставанием в умственном развитии.

При недостатке Цзин Почек аналитические и умственные способности снижаются, появляется замедленность реакций, психическая слабость.

Почки хранят Волю-чжи, решительность, напор, твердость и целеустремленность человека.

Если почечная Цзин обильна, то кости крепкие и здоровые, имеют правильную форму.

Зубы –это отростки костей. Почки обеспечивают питание костей и зубов. При нормальной функции Почек зубы крепкие, растут и развиваются нормально, нет кариеса. Пустота Почек может вылиться в нарушение развития костей, их ломкости.

Речь, внешний вид, пережевывание пищи тесно связаны с состоянием зубов. Здоровые, ровные, крепкие белые зубы всегда считали признаком красоты человека и его хорошего здоровья. Шатание зубов, кровоточивость десен, атрофия десен, потемнение зубов – все это признаки патологического изменения системы Почек.

–  Цзин образует кровь, питает волосы.

Почки контролируют состояние волос на голове и на теле. Великолепие Почек отражается на волосах. Корень роста волос находится в почках. Цзин может превращаться в Кровь, при обилии Цзин и Крови волосы получают достаточное питание, крепкие и блестящие.  При истощении Почек волосы преждевременно седеют, становятся ломкими и выпадают.

Если функции Почек столь значительны, значит сохранение почечной энергии в нормальном состоянии – залог крепкого здоровья.

Определение «недостаточность почечной энергии» близко по значению с нарушением работы эндокринной системы «гипоталамус — гипофиз — половая железа, надпочечная железа, щитовидная железа“, а также с нарушением общего гормонального фона, которые приводят к определенным заболеваниям и симптомам.

Причины следующие:

1.Недостаточность первичной энергии: слабое здоровье родителей, ранний брак родителей, частые роды, преждевременные роды и т.д.
2.Половое невоздержание: частые половые контакты приводят к истощению почечной Цзин.
3.Длительные заболевания: длительные хронические заболевания, трудноизлечимые болезни.
4.Естественное старение организма: возрастное физиологическое старение организма.
5.Прочие причины: побочное действие лекарств, умственное или физическое истощение, физические или моральные травмы и т.д.

В чём опасность “недостаточности почечной энергии”?

1. истощение жизненной энергии  ведет к раннему старению организма.
2. снижение иммунитета приводит к снижению сопротивляемости организма к болезням.
3. снижается «качество жизни».

Ребенок при рождении наследует от своих родителей врожденную Пред-Небесную Цзин, она невосполнима.

То есть можно уже родиться с «недостаточностью почечной энергии» и со всеми вытекающими проблемами.

Несмотря на то, что Пред-небесная (врожденная) Цзин невосполнима, ее можно поддерживать с помощью Пост-небесной (приобретенной)  Цзин, которую мы получаем из пищи, воды и воздуха.

Почки хранят врожденную и впитывают, усваивают приобретенную Цзин.

При «недостаточности почечной энергии» присутствуют скрытые изменения в эндокринной системе, которые не обнаруживаются обычными методами диагностики.

Врачи китайской медицины применяют натуральные растительные средства, которые подбирают в зависимости от формы «недостаточности почечной энергии».

Китайские средства стимулируют Почки через нормализацию работы «гипоталамуса», через восстановление функции эндокринной системы, и таким образом можно устранить причину болезни, обрести здоровье.

“Шесть трав” или Лювэй дихуан вань является одним из часто используемых в китайской медицине общеукрепляющих средств.

Первые упоминания о данном препарате встречаются в трактате известного древнекитайского врача Цянь Чжуняна (династия Сун, пятый век н.э) «Ключ к терапии детских болезней».

Там оно упоминается как общеукрепляющее детское средство, которое применяют при пяти типах задержки развития у детей:

  1. позднее стояние
  2. поздняя ходьба
  3. замедленный рост волос
  4. позднее прорезывание зубов
  5. поздняя речь

при пяти проявлениях вялости

  1. вялость головы
  2. вялость шеи 
  3. конечностей
  4. мышц
  5. рта,

а также при других нарушениях развития у детей.

“Шесть трав” относят к умеренно-стимулируюшим средствам, которые не обладают побочными воздействиями на организм человека.

В составе натуральные травы: корень ремании клейкой приготовленной, корневище ямса китайского, кора пиона полукустарникового, пория кокосовидная, плоды корнуса лекарственного, корневище частухи подорожниковой.

Основные функции: питает и тонизирует Инь почек, а также питает субстанцию Цзин и мозг. Используется при синдроме пустоты Инь почек.

Применение у детей: частые простудные заболевания, незарастание родничка, отставание в умственном и физическом развитии, рахит.

детям 2-3 раза по 2-4 пилюли или принимать по назначению врача. Продолжительность приема: 2-4 недели.

Кроме того, современные исследования показали, что укрепление почек усиливает функции почек по расщеплению витамина D, что повышает способность организма по усвоению кальция. Укрепление почек повышает функции костных клеток и предотвращает потерю кальция.

Применение “Шесть трав” одновременно с приемом витамина Д3 + К2 и кальция, поможет укрепить костную структуру, повысить усвояемость кальция, нормализовать кальций-фосфорный баланс, помочь при лечении рахита.

Источник