Задержка развития ребенка кто сталкивался

Обычно родители очень трепетно относятся к тому, как говорит их ребёнок. Ведь правильная речь — это один из самых явных признаков нормального интеллектуального развития малыша. Если кроха начинает говорить рано, внятно и чисто — родители радуются и гордятся. А вот ребенок с задержкой речи вызывает озабоченность и тревогу мам и пап. И это абсолютно правильно — ведь нарушения речи эффективно лечатся только в возрасте от 2,5 до 7 лет. Потом может быть просто поздно.

Нормальное развитие речи у детей

Как же должна развиваться речь ребенка? Что считать нормой?

  • В год малыш должен уметь говорить около десяти слов. Естественно, это пока ещё «детские» слова, понятные только ему и вам — «ма», «ба», «ки» (киска). При этом ребенок должен знать названия знакомых ему предметов и действий и реагировать на них: «дай кубик», «пойдем гулять», «кровать», «ложка», «окно».
  • В два года кроха начинает говорить коротенькими предложениями и употреблять простые прилагательные и местоимения («я пошел», «киска белая»). Словарный багаж ребенка, как правило, состоит из 50–100 слов.
  • В 2,5 года малыш должен произносить более-менее правильно около 200–300 слов, а также знать свое имя и говорить, использует прилагательные. В этом возрасте ребенок начинает задавать вопросы, пытается изображать голоса животных — «мяу», «гав-гав»и т. д.
  • К трем годам дети должны уметь связно составлять рассказ из нескольких предложений. В речи должны правильно употребляться местоимения, наречия, прилагательные. Малыша должен понимать посторонний человек.

Естественно, приведенные нормы весьма относительны — ведь у всех детей разный характер, темперамент, наследственность, да и обстановка, в которой они растут, отличается. К тому же, как правило, мальчики начинают говорить позднее девочек на 4–5 месяцев.

Однако эти ориентиры помогут внимательным родителям оценить, соответствует ли речь малыша его возрасту. Если отставание существенно, то, возможно, самое время обратиться к специалисту.

Признаки явной задержки развития речи у детей

Родители должны начать беспокоиться, если ребенок:

  • В 4 месяца не реагирует на обращение матери, не улыбается ей.
  • В 9 месяцев не лепечет.
  • В 1,5 года: не произносит простых слов; не знает названия окружающих предметов и своего имени; не может выполнить простую команду, например, «дай руку» или «иди ко мне».
  • В 2,5 года: знает мало слов; не запоминает названия предметов; не умеет говорить предложениями, хотя бы из двух слов.
  • В 3 года: говорит непонятно даже для вас; не может составить предложение из трех слов, а говорит фразами из сказок, стишков и «мультиков» или повторяет фразы взрослых, произнесенные при нем; не понимает ваших объяснений; говорит очень медленно или, наоборот, слишком быстро, глотая окончания; у малыша трудности с жеванием и он может подавиться даже маленьким кусочком; ходит с постоянно полуоткрытым ртом; у него повышенное слюноотделение без явных причин.

Если вы заметили у своего малыша какой-нибудь из этих признаков, то необходимо немедленно обратиться к педиатру. Врач назначит обследование и направит к соответствующему специалисту. Чем раньше начато лечение задержки развития речи у ребенка, тем больше шансов, что к школе он ничем не будет отличаться от своих сверстников.

Какие бывают задержки речи у детей

Задержка речевого развития (ЗРР) — это когда малыш говорит не так, как полагается в его возрасте.

Различают:

  • Расстройство артикуляции речи — ребёнок говорит очень нечётко, его не могут понять даже близкие, но, при этом он всё понимает, не имеет никаких психических отклонений и в остальном совершенно здоров.
  • Задержка экспрессивной речи — речь малыша существенно отстает от его возрастной нормы/ребенок говорит очень мало или вообще молчит.
  • Расстройство рецептивной речи — ребенок плохо понимает то, что ему говорят, хотя со слухом у него всё в порядке.
  • Комбинации предыдущих расстройств.

Причины задержки речи у детей

Специалисты разделяют причины речевых нарушений на социальные и на физиологические-то есть те, которые связаны со здоровьем.

К социальным факторам обычно относят неправильное воспитание, лишающее детей желания говорить.

  • Это может быть недостаточное внимание к ребенку — ему просто не с кем разговаривать. Или родители говорят настолько быстро, что малыш не успевает вычленить отдельные слова и, в конце концов, перестает пытаться понять взрослого.
  • Иногда к проблемам с речью может привести неподходящая для малыша окружающая обстановка — ребёнок растет в среде, где речь теряет свою ценность. Например, постоянно включен телевизор, взрослые громко общаются между собой, много посторонних звуков. Малыш привыкает не вслушиваться в речь и начинает говорить цитатами из «мультиков», не придавая значения словам.
  • Как ни странно, но к задержке развития речи может привести и гиперопека — в семьях со сверхвнимательными родителями дети тоже могут лишиться мотивации к развитию речи — ведь их и так понимают!
  • Очень часто возникают трудности с речью у детей в двуязычных семьях.
  • Ну и, конечно, «отбить» всякое желание говорить могут завышенные требования к ребёнку. Родители заставляют малыша повторять одни и те же слова и фразы, вызывая у него негативное отношение к речи.

Темповая задержка речи, связанная с отсутствием мотивации к общению, исправляется легче всего. Конечно, при своевременном обращении к врачу. Наилучшие результаты дает лечение, начатое до 3–4 лет. Если начать заниматься с ребенком вовремя, то уже к шести годам он может догнать своих сверстников и даже перегнать их.

Впрочем, начать коррекцию речи можно и позже, даже в 5 или 7 лет. Главное — не игнорировать проблему.

К физиологическим факторам задержки развития речи можно отнести следующие:

  • нарушения слуха;
  • недоразвитость органов артикуляции: губ, языка, лицевых мышц, мягкого нёба;
  • нарушения зрения;
  • поражения головного мозга, неврологические заболевания (внутриутробные травмы, гипоксия, трудные или преждевременные роды, травмы в первый год жизни, тяжелые заболевания в раннем возрасте);
  • травмы психологического плана (испуг, родительские ссоры);
  • алкоголизм родителей;
  • наследственность (если у родителей в семье кто-то начинал говорить поздно, то это повод для пристального наблюдения за малышом и раннего обращения к специалисту);
  • врожденные заболевания: ДЦП, синдром Дауна, аутизм, синдром гиперактивности.

Задержка развития речи у детей, связанная с перечисленными причинами, лечится гораздо сложнее и дольше. В этих случаях требуется помощь врача, а иногда и совместные усилия разных специалистов.

Какие специалисты занимаются речевыми расстройствами

Очень многие родители полагают, что лечением нарушений формирования речи занимаются логопеды. На самом деле, логопеды только «ставят» правильное произношение звуков. С детьми они начинают работать лет с четырех-пяти. Лишь очень немногие логопеды работают с детьми помладше. Но ждать так долго, если ребенок явно говорит не так, как положено в его возрасте, нельзя ни в коем случае.

Задержка речи у ребенка требует, в первую очередь, выяснения причин. Только после этого коррекцией развития малыша сможет заняться нужный специалист — дефектолог, психолог, невропатолог, логопед или даже психиатр.

Невропатолог может приступить к лечению уже годовалого ребенка, если у того диагностировано какое-либо неврологическое заболевания. С 2-летними детьми работают дефектологи и педагоги-корректологи, они занимаются улучшением памяти, мышления, внимания, моторики. В 4–5 лет подключаются логопеды, которые учат детей говорить внятно и грамотно, выстраивать рассказ.

Как лечат ЗРР

Задержка речи у детей поддается лечению — главное, начать его вовремя, набраться терпения и проявить определенную настойчивость.

Лечение речевых расстройств обычно состоит из следующих составляющих.

  • Лекарственная терапия

Лекарственные препараты вам выпишет лечащий врач, как правило, это средства для «подпитки» нейронов головного мозга и для стимуляции речевых зон.

  • Магнитотерапия, электрорефлексотерапия, дельфинотерапия и иппотерапия

Эти способы терапии позволяют воздействовать на зоны головного мозга, ответственные за дикцию, память, интеллект. У магнитотерапии противопоказаний нет, а вот электрорефлексотерапию нельзя использовать для лечения детей с эпилепсией, судорожным синдромом и психическими заболеваниями.

Дельфинотерапия, иппотерапия и аналогичные альтернативные методы практикуют некоторые специалисты. Эти способы лечения подбираются индивидуально.

  • Работа с педагогом-корректологом

Никакая медикаментозная терапия, если к ней не будет прилагаться работа педагога-корректолога, психолога или дефектолога, не способна ликвидировать темповую задержку речи. В задачу педагогов входит психическое развитие детей, их социальная адаптация, исправление прошлых ошибок воспитания, совершенствование интеллектуальных способностей, памяти и внимания. Каждый ребёнок уникален, поэтому с каждым малышом специалисты занимаются индивидуально.

  • Ежедневная работа с родителями

Ну и, конечно, родители не должны надеяться, что всю работу выполнят врачи. От настойчивости, последовательности и терпения мам и пап во многом зависит удачный исход лечения. Очень важно, чтобы родители занимались с малышом в игровой обстановке, не вызывая у него отрицательных эмоций.

Какими методами пользуются педагоги-корректологи

Основными методами коррекции задержек речи являются:

  • Муз- и арттерапия. Музтерапия способствует улучшению памяти и внимания. Арттерапия совершенствует зрительную память.
  • Предметно-сенсорнаятерапия, разработка крупной и мелкой моторики рук, массаж. Например, очень полезны все пальчиковые игры — лепка из пластилина, рисование пальцами, собирание пазлов, конструкторов, пирамидок, игра в кубики, застегивание пуговиц, нанизывание бусинок на нитку. Это и понятно — в головном мозгу речевые центры расположены рядом с центрами мелкой моторики рук, поэтому развивая двигательные центры, ребенок автоматически улучшает и свою речь.
  • Подвижные игры. Педагоги могут посоветовать подвижные игры, формирующие способность ориентации в пространстве, умение ритмично двигаться или специальные игры с речевым сопровождением.

В общем, с проблемой задержки речи у ребёнка вполне можно справиться, если подойти к ней серьезно и ответственно. Просто не стоит пускать это на «самотёк» надеясь, что со временем всё пройдет само. От того, как хорошо и правильно говорит малыш к шести годам, во многом зависит его будущее психологическое развитие, его умение общаться со сверстниками и взрослыми, его способность к обучению в школе. Главное, не упустить момент — чем раньше вы начнете лечение задержки речи, тем больше шансов, что оно будет успешным.

Источник

В каких случаях педиатр назначает ребенку массаж? В чем разница между лечебным и оздоровительным массажем и может ли проводить эти процедуры без помощи специалиста?

Массаж для ребенка, который так популярен в современном мире, используется как эффективное средство профилактики и лечения многих заболеваний. Но если педиатр не назначил вашему крохе курс массажа, не стоит торопиться с поиском массажиста и самостоятельным проведением процедур. Ведь лечебный массаж нужен не каждому малышу, для его назначения необходимы определенные медицинские показания.

Что такое массаж?

Массаж для ребенка – это комплексное мануальное воздействие на кожу и опорно-двигательный аппарат – кости, суставы и мышцы.

Любой вид массажа для ребенка улучшает кровоснабжение и питание кожи, а также органов и тканей, стимулирует обмен веществ. Посредством массажных процедур можно воздействовать и на нервно-психическое развитие малыша, так как во время сеанса к нервной системе посылается огромное количество нервных импульсов, что способствует ее оптимальному развитию. Благотворное воздействие массажа на организм малыша проявляется улучшением аппетита, нормализацией работы желудочно-кишечного тракта. В зависимости от техники массажа с его помощью можно нормализовать мышечный тонус, исправить костно-суставные деформации или нарушения функции опорно-двигательного аппарата.

Когда делают массаж детям

Детский массаж бывает двух видов – оздоровительный и лечебный.

Оздоровительный массаж проводится с целью поддержания здоровья ребенка, его цель такая же, как у гимнастики и уроков физкультуры, которые проводят с детьми старшего возраста.

Лечебный массаж назначается с целью устранить имеющиеся дефекты.

Различают общий лечебный массаж (в течение процедуры оказывается воздействие на все тело) и местный лечебный массаж (воздействие производится на определенную область). В качестве мощного средства лечебного воздействия массаж назначается малышу при следующих состояниях:

· Перинатальная патология нервной системы (нарушения функции и созревания нервной системы в результате родовой травмы, тяжелого течения беременности или послеродового периода и других причин). Частым проявлением этого заболевания является нарушение мышечного тонуса, задержка моторного развития.

· Задержка моторного развития.

· Гипотрофия (дефицит массы тела).

· Плоско-вальгусная установка стоп.

· Искривление ног – вальгусная (Х-образная) или варусная (О-образная) деформация ног.

· Дисплазия тазобедренных суставов, врожденный вывих бедра – состояния, связанные с недоразвитием тазобедренных суставов.

· Врожденная мышечная кривошея.

· Врожденная косолапость.

· Рахит – заболевание, при котором наблюдается нарушение обмена кальция и фосфора, дефицит витамина D. Отсутствие лечения приводит к нарушению формирования костей и задержке моторного развития.

· И другие патологии..

Отметим еще раз, что всем без исключения здоровым детям лечебный массаж делать не нужно. Несмотря на все свои плюсы, он является дополнительным стрессовым нефизиологическим воздействием. Если ребенок здоров, нет необходимости форсировать психомоторное развитие крохи, усиливать кровоснабжение органов и тканей, воздействовать на нормальный мышечный тонус.

Для того чтобы ребенок нормально рос и развивался, достаточно ежедневно проводить оздоровительный детский массаж, соответствующий возрасту, это мама может делать сама. Оздоровительный массаж, в отличие от лечебного, носит общий характер, то есть оказывает равномерное воздействие на весь организм, в ходе этой процедуры выполняются физиологические для данного возраста движения.

Когда массаж делать нельзя

Как и у лекарственных препаратов, у массажа есть достаточно широкий перечень противопоказаний. Поэтому назначать массаж ребенку, даже с профилактической целью, должен только врач, который индивидуально оценивает весь спектр показаний и противопоказаний к проведению курса.

Массаж не проводится при следующих заболеваниях:

1. Все состояния, сопровождающиеся подъемом температуры (простудные заболевания, гнойно-воспалительные заболевания). Массаж будет способствовать еще большему подъему температуры.

2. Любые заболевания в стадии обострения, в том числе и аллергические. Массаж – это дополнительное стрессовое воздействие, которое нежелательно при обострении любого заболевания.

3. Тяжелые заболевания печени и почек, сопровождающиеся нарушением функции этих органов (например, воспаление почек – нефрит, воспаление печени – гепатит). При этих заболеваниях назначается максимально щадящий режим, поэтому курсы массажа не проводятся.

4. Тяжелые врожденные пороки сердца с недостаточностью кровоснабжения, которая проявляется одышкой, отеками, кашлем. Массажные процедуры – это дополнительная нагрузка на сердце, поэтому массаж у ребенка с тяжелым пороком сердца может вызвать значительное ухудшение состояния.

5. Грыжи больших размеров, когда в грыжевое выпячивание выпадают внутренние органы (пупочной, паховой и др.) с риском ущемления. Массаж может спровоцировать ущемление грыжи, что вызовет резкую боль и потребует немедленного хирургического вмешательства.

6. Рахит в период разгара болезни. В этой стадии заболевания дети особенно беспокойны и возбудимы, проведение массажа, как дополнительного стрессового воздействия, нежелательно, так как рекомендован щадящий режим.

7. Тяжелая гипотрофия (выраженный дефицит веса). Массаж не проводится в связи со слабой развитостью мышц, подкожно-жировой клетчатки и, как правило, тяжелым общим состоянием ребенка.

8. Заболевания опорно-двигательного аппарата, проявляющиеся повышенной ломкостью костей. Массаж в этом случае может спровоцировать переломы костей.

9. Активная форма туберкулеза. Это заболевание протекает тяжело, с нарушением общего состояния ребенка, массаж не желателен связи с необходимостью максимально щадящего режима.

10. Кровотечения. Массаж может спровоцировать кровоизлияние.

Временно прервать начатый курс детского массажа следует:

· В случае болезни, даже если речь идет о простудном заболевании.

· После вакцинации (курс массажа должен быть прерван на 3 дня). Массаж не рекомендован в связи с необходимостью щадящего режима в поствакцинальном периоде.

· В дни получения малышом физиотерапии. Проведение этих процедур в один день – излишний стресс для малыша, это может вызвать повышенное беспокойство, нарушение сна.

Принципы проведения массажа для грудничков

· В течение дня проводится только один сеанс массажа.

· Чем младше кроха, тем более щадящие режимы детского массажа применяются.

· Не массируются половые органы, передняя поверхность голени (в связи с особой тонкостью кожи в этой области и близостью кости), область печени (правое подреберье), также из-за опасности нанесения травмы ограничиваются толчковые воздействия на коленные суставы, при похлопывании спины не задействуется область почек (поясница). Ограничение воздействия на область печени и почек связано с тем, что эти органы располагаются достаточно близко к поверхности тела, прямое воздействие может их повредить.

· Массаж ребенку должен проводиться в комфортных температурных условиях (22-24 градуса C), в хорошо проветренном помещении на твердой, теплой и ровной поверхности.

· Малыш должен находиться в хорошем настроении. Следует учитывать, что на первые процедуры ребенок может реагировать отрицательными эмоциями. Его плач – это самый главный сигнал к прекращению массажа. В этом случае проведение процедуры нужно приостановить, дождаться ровного настроения малыша и продолжить процедуру в более щадящем режиме, постепенно наращивая объем необходимых манипуляций.

· Не следует проводить детский массаж сразу после или до еды . Интервал между проведением массажа и временем сна или приема пищи должен составлять не менее 30-40 минут.

· Руки того, кто проводит массаж ребенку, должны быть теплыми и чистыми, ногти – аккуратно подстрижеными.

· Длительность курсов детского массажа может быть различной и составляет, как правило, от 10 до 15 процедур на курс, могут назначаться от 1 до 3 курсов с 2-3-недельным перерывом между ними.

· Прерывать начатый курс детского массажа без определенных противопоказаний нежелательно. Следует понимать, что мгновенного эффекта от первых процедур ожидать не стоит, оценить положительное воздействие массажа целиком можно только после проведения полного курса.

Детский массажист

Если педиатр назначил ребенку курс массажа, но мама не хочет ежедневно посещать поликлинику и предпочитает частного массажиста, ей следует внимательно отнестись к выбору специалиста. Это должен быть медицинский работник (с врачебным, медсестринским или фельдшерским образованием), специально подготовленный в области детского массажа, с определенным опытом работы в этой сфере.

Источник