Задержка развития мозга у ребенка



По разным причинам малышей с отставанием в речевом развитии становится все больше. Но неразвитость речи не такая страшная проблема, если ее вовремя обнаружить и не запустить. И ответственность в этом деле ложится в первую очередь на родителей, которые должны заметить недуг, направить ребенка на полноценное обследование и выбрать ему лучших врачей. Если же отставание в речевом развитии вовремя не скорректировать, с ростом ребенка все больше будет отставать и его психика и учиться в школе и общаться с ровесниками ему будет крайне тяжело.

За последние два десятилетия статистика выявленных отклонений в психоэмоциональном развитии детей возросла в десятки раз. Задержка речевого развития (ЗРР) затормаживает и развитие мышления (формируется ЗПРР), и, напротив, врожденные психические и неврологические заболевания провоцируют недоразвитость речи.

Задержка психоречевого развития диагностируется чаще у детей старше 5 лет, среди которых в среднем 20% имеют это заболевание. Такая ситуация понятна: ребенок начинает активно общаться с окружающими именно в этом возрасте, в противном случае родители замечают неладное. Но 5 лет — уже довольно поздний возраст для начала лечения ЗПРР. Если до 6 лет ребенок не заговорил вовсе, то вероятность его излечения — 0,2%, а если речи нет и после 7 лет, то ее уже и не будет.

Конечно, возможность излечения задержки психоречевого развития зависит от ее степени, от применяемых методик. Но чем раньше родители выявят признаки данного заболевания у ребенка — в идеале в 2–3 года, — тем больше надежда на полное выздоровление.

Как выявить ЗПРР: признаки и симптомы задержки психоречевого развития

ЗПРР, если она обусловлена врожденными факторами, может начать проявлять себя в довольно раннем возрасте ребенка.

Признаки задержки психоречевого развития:


  • 4 месяца

    : ребенок не реагирует на слова и жесты родителей, не улыбается (это также симптомы аутизма);

  • 8–9 месяцев

    : отсутствие лепета (повторения одинаковых слогов);

  • 1 год

    : ребенок очень тихий, почти не издает звуков;

  • 1,5 года

    : не говорит простых слов («мама», «дай») и не воспринимает их, не понимает, когда к нему обращаются по имени или с просьбой; может также не уметь жевать;

  • 2 года

    : знает и использует очень ограниченный набор слов, не повторяет за другими новые слова;

  • 2,5 года

    : применяет не больше 20 слов, не может из двух-трех слов составить фразу, не понимает названий частей тела, предметов;

  • 3 года

    : не может сам составить предложение, не понимает несложных рассказов со стороны взрослых. Говорит слишком быстро, «проглатывая» окончания или слишком медленно, растягивая слова. В ответ на обращение взрослого к нему может дословно повторять сказанное.

У ребенка с ЗПРР в любом возрасте может наблюдаться повышенное слюноотделение, всегда приоткрытый рот. Такие дети отличаются гиперактивностью, повышенной агрессивностью, невнимательностью, быстрой утомляемостью, слабой памятью. Ребенок очень медленно соображает, имеет неразвитое воображение и узкий набор эмоциональных проявлений, испытывает большие трудности в общении со сверстниками, поэтому сторонится их. Физически такие дети тоже слабо развиты, могут даже иметь ДЦП.

Симптомы ЗПРР проявляются и в органических изменениях. При исследовании с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ) или метода вызванных потенциалов (ВП) обнаруживаются нарушения в левом полушарии (именно оно отвечает за речевое развитие).

В целом, чем дольше ребенок испытывает затруднения с речью, тем больше затягивается его психическое и умственное развитие. Ведь чем старше дети, тем больше информации они получают из того, что им говорят, в диалогах с другими. Это еще одна причина как можно раньше начинать лечение ЗПРР.

Основные причины задержки речевого и психического развития

Задержка речевого и психоречевого развития — это не самостоятельные заболевания, а следствия отклонений в развитии головного мозга, центральной нервной системы.

Факторы, провоцирующие ЗПРР:

  • Болезни матери во время беременности. Нарушению развития плода может способствовать проникновение инфекции, отравление, травмы.
  • Кислородное голодание (гипоксия) плода в утробе матери.
  • Тяжелые роды (стремительные, преждевременные, обвитие пуповины вокруг шеи), травма ребенка при родах (перинатальная энцефалопатия, травма ЦНС, шейных отделов позвоночника).
  • Перенесение ребенком тяжелых инфекций (вызвавших заболевания мозга) и травм в раннем возрасте.
  • Генетические, хромосомные заболевания, при которых нарушается структура мозга.
  • Неправильное воспитание: ребенок растет под слишком сильной опекой или, наоборот, брошен на произвол судьбы, с ребенком дома жестоко обращаются. Чаще дети с ЗПРР выходят из асоциальных семей.
  • Тяжелая психическая травма в раннем возрасте.

Заболевания, которые могут вызывать задержку психоречевого развития:

  • врожденные аномалии ЦНС и обменные нарушения в ней;
  • эпилепсия и другие психические заболевания;
  • ишемия головного мозга;
  • гидроцефалия;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • ДЦП;
  • опухоль головного мозга;
  • патологии сосудов головного мозга;
  • лейкодистрофии;
  • нарушение ликвородинамики.

Еще раз подчеркнем, что задержка речевого и психического развития возникает из-за нарушения работы мозга (под влиянием родовых травм, инфекций), наличия некоторых наследственных заболеваний (ЗПРР усугубляется в каждом последующем поколении), неблагоприятного психологического климата, в котором растет ребенок. Так что лечить нужно не только ЗПРР, но и в первую очередь причины ее появления.

ЗПРР с элементами аутизма

В результате сбоев в работе ЦНС или воздействия сильных инфекций на организм ребенка может сформироваться не только отставание в речевом и психическом развитии: в ряде случаев болезнь сопровождается признаками аутизма.

Аутичные черты в поведении ребенка:

  • Не вступает в эмоциональный контакт с людьми, не улыбается, не тянется к родителям.
  • Склонен к частым приступам агрессии, когда чем-то недоволен, может направлять эту агрессию на себя (кусать себя, бить).
  • Стереотипное поведение: может долго раскачиваться на одном месте или ходить по кругу, вертеть в руке один предмет, склонен расставлять предметы в ряд, негативно реагирует на любые перемены.
  • Не знает, как играть в игрушки, использует их по-своему, может быть привержен только к одной игрушке или ее части.
  • Избегает общества, не знает, как взаимодействовать со сверстниками.

Непонимание обращенной речи — тоже один из признаков аутизма, как и задержки речевого развития. При наличии указанных выше черт лечение ребенка должно проводиться с участием нескольких специалистов, в том числе с психологом.

Читайте также:  Развитие ребенка задание на внимательность

Как лечить ЗПРР

При ЗПРР лечение нужно начинать как можно раньше и при этом комплексно. В терапии участвуют родители, невролог, логопед, психолог, рефлексотерапевт. Если степень отставания в развитии невысока и лечение начато рано, можно рассчитывать на высокие результаты. Чем позже начинается лечение, тем меньше вероятности, что ребенок сможет учиться в обычном классе школы и нормально общаться со сверстниками.


Основные методы лечения ЗПРР:


Микротоковая рефлексотерапия

— метод, представляющий собой воздействие сверхмалыми электрическими импульсами на биологически активные точки мозга, нейрорефлекторные зоны. Такие импульсы позволяют восстанавливать работу ЦНС в тех участках, где она была нарушена. При ЗПРР врач воздействует аппаратом на зоны мозга, связанные с речью: ее пониманием и воспроизведением, словарным запасом. Доказано, что этот метод высокоэффективен при гидроцефалии. Микротоковая рефлексотерапия разрешена детям с 6 месяцев.


Занятия с дефектологом и логопедом

. Дефектологи занимаются с детьми двух и более лет, их работа направлена на развитие памяти, мелкой моторики, мышления. Логопеды, как правило, начинают работать с детьми, которым не менее 4–5 лет. Задача этих специалистов — научить ребенка правильной артикуляции, составлению предложений и текстов.

Дополнительной мерой при задержке речевого развития является логопедический массаж, направленный на стимуляцию мимических и жевательных мышц лица и шеи, благодаря чему ребенку становится легче произносить звуки и их сочетания.

Серьезной ошибкой родителей будет обращение к логопеду без предварительной работы с ребенком. Как уже говорилось выше, 5 лет — довольно позднее время для начала коррекционной работы при признаках ЗПРР. Но хорошее продолжение, если эта работа была начата ранее с другими специалистами.


Лекарственная терапия

. Медикаменты при задержке психоречевого развития назначает врач-невролог или невропатолог. Он прежде всего (с помощью компьютерной томографии, ЭЭГ и других методов) выявляет патологии ЦНС у ребенка, а затем разрабатывает индивидуальную схему лечения данных нарушений и их последствий. Чаще всего неврологи прописывают ноотропные лекарственные средства: «Актовегин», «Кортексин», «Пирацетам» (и содержащие одноименное вещество лекарства), «Энцефабол», «Нейромультивит» и др. К сожалению, в России по причине недостаточной компетентности многих врачей, психотропные средства назначаются не всегда «по адресу», в некоторых случаях можно обойтись и без них, либо не «сидеть» на них постоянно.


Дополнительные способы коррекции ЗПРР:

  • Работа с детским психологом. Она нужна, например, в тех случаях, когда отставание в речевом развитии связано с психологическими травмами, неблагополучной обстановкой в семье, когда ребенок избегает сверстников.
  • Альтернативные подходы к лечению: иппо- и дельфинотерапия, арт- и музыкотерапия, развитие моторики, крупной и мелкой, различные развивающие упражнения. Родители могут сами работать с ребенком, например, собирая паззлы, угадывая музыкальные инструменты по звукам, устраивая подвижные игры.
  • Остеопатия. Этот метод альтернативной медицины тоже может помочь детям с ЗПРР. Мануально воздействуя на активные точки на теле, остеопат старается сбалансировать работу нервной системы, обмен веществ, психику ребенка.

Только с помощью таблеток или одной работой с логопедом ЗПРР чаще всего устранить нельзя. Задача родителей — найти профессионала, который проведет корректную диагностику и назначит наиболее эффективное лечение, включающее разные методы.

Не отыскав такого врача в своей стране или не видя заметных результатов от терапии, россияне обычно обращаются за помощью к зарубежным специалистам.

Лечение ЗПРР за границей

Популярными странами, в которые жители России отвозят своих детей на лечение ЗПРР, являются Израиль, Китай, Германия. Лечение во всех случаях недешевое. Например, в сравнительно недорогом Китае один курс лечения вместе с проживанием и трансфером обойдется в 6–10 тыс. долларов, а таких курсов может понадобиться несколько.

К помощи зарубежных специалистов российские родители прибегают обычно в тех случаях, когда отечественная медицина уже разводит руками. За границей же таким детям дают надежду на хотя бы частичное выздоровление.

Зарубежным клиникам доверяют, потому что там — зачастую более профессиональные доктора, новейшие методики, сверхсовременное оборудование, внимательное и вежливое отношение к клиентам.

Курс реабилитации за рубежом может составить несколько месяцев. В Германии, Китае и Израиле с помощью комплексной (лекарственной, мануальной, двигательной, речевой) терапии добиваются действительно высоких результатов. Дети после лечения (если оно начато не слишком поздно) хорошо реабилитированы к обучению в общеобразовательной школе, не испытывают затруднений в общении, в повседневной жизни. В тяжелых случаях (например, когда ЗПРР сочетается с ДЦП или другими серьезными заболеваниями) иностранные доктора прибегают к методикам микрохирургии.

Впрочем, немалое разнообразие подходов к лечению, как традиционных, так и альтернативных, можно увидеть и в московских клиниках.

Где лечить ЗПРР в Москве

В российской столице находится несколько клиник, в которых предлагают разные методики коррекции ЗПРР.

Техники, применяемые в московских медицинских центрах:

  • Стимулирующая терапия: воздействие на головной мозг электрическими и магнитными импульсами, стимуляция речевой, слуховой, зрительной активности («Клиника восстановительной неврологии»).
  • Психологическая помощь пациентам: развитие познавательных и поведенческих процессов, речи и умения общаться, подготовка к письму, психотерапия и т. д. («Медикор плюс»).
  • Патогенетическая технология: аутонейритотерапия — активация речевых центров мозга, введение ноотропов в мозг или лимфу под действием микротоков, иглорефлексотерапия, ЭЭГ-музыкотерапия, логопедия («CORTEX»).
  • Малоинвазивная микрохирургическая операция: присоединение дополнительных сосудов к речевым зонам головного мозга («Александрия»).

Мы назвали лишь несколько примеров лечения ЗПРР, предлагаемого в Москве. Согласно отзывам пациентов, лечение у столичных врачей тоже может иметь хорошие результаты.

Источник

Причины и провоцирующие факторы

Этиологических факторов, способных вызывать нарушения, существует множество. И они, несомненно, также оказывают влияние на клиническую картину.

Зачастую, хронически протекающие расстройства поведения представляют собой синдромы и проходят по мере взросления ребенка, то есть являются возраст-зависимыми.

Для того чтобы прогнозировать задержку развития у определенного ребенка, необходимо, чтобы он наблюдался врачом-специалистом на протяжении достаточного времени.

Расстройства поведения могут быть обусловлены следующими четырьмя главными этиологическими факторами:

  • генетические и хромосомные болезни, при которых видимых нарушений анатомической структуры головного мозга не обнаруживается (синдром и болезнь Дауна, например);
  • врожденные аномалии развития;
  • повреждение нервной системы в пре, пери и постнатальном периоде, например – вследствие травм;
  • заболевания мозга – нейроинфекция, опухолевые процессы, обменные заболевания (фенилкетонурия).
Читайте также:  Развитие психики ребенка младенческого возраста

Диагностика

Выявить провоцирующий фактор желательно до формирования заметных признаков ЗПР. Это поможет скомпенсировать нарушения в самом начале процесса.

Для подтверждения этиологии требуются такие исследования:

  • МРТ;
  • генетические;
  • нейрофизиологические;
  • детали минерального состава крови (йод).

Инструментальные тесты должны осуществляться строго по показаниям, так как могут стать стрессовыми факторами для ребенка.

Для уточнения патогенеза нарушений созревания, используется неврологический осмотр, психиатрическое и нейрофизиологическое исследование анамнеза, динамическое наблюдение за ребенком.

Цель такого мониторинга состоит в доказательстве неврологической природы тех нарушений психических функций, которые имеются у ребенка. Поэтому обследование должно быть всесторонним.

Для получения точного диагноза требуется сотрудничать врачам разных специальностей.

Для невролога важно оценить соматогнозис и праксис в аспекте чувствительности и моторики. Анализ когнитивных функций ребенка осуществляется психологом. Поведенческие реакции оцениваются психиатром.

Органическое повреждение и функциональные нарушения

Термин «органика» подразумевает нарушение анатомической структуры головного мозга, которое можно выявить при проведении МРТ и КТ. Есть люди, считающие, что органические и функциональные нарушения – взаимоисключающие понятия. Но это неверно.

В основе патологии любой функции лежит нарушение определенной структуры. Это справедливо и в отношении поведенческих расстройств. Другой вопрос состоит в том, что структурные изменения не всегда видны на глаз. В этом случае идет речь о функциональной патологии.

Если на снимке при проведении МРТ или КТ все участки головного мозга выглядят сохранными, то это не дает никакой информации об их функции.

При ярко выраженных отклонениях в поведенческих реакциях, у ребенка может наблюдаться полное отсутствие неврологических симптомов, нормальные лабораторные анализы. Одновременно может присутствовать и выраженная неврологическая симптоматика без нарушений поведения.

Органическая патология может оцениваться при изучении анамнеза, оценке данных лабораторных и инструментальных исследований, физикальном осмотре. Если симптоматика появилась в перинатальном периоде (вскоре после родов) и затем существовала длительное время, то вероятность органики весьма высока. Просто сейчас еще нет методов, чтоб увидеть повреждение мозга.

Так что корреляция между поведением и наличием органики отсутствует.

Электроэнцефалограмма

ЭЭГ имеет низкую информативность, если она проводится у детей с нарушениями поведения и обучения (например, при СДВГ, задержке развития).

Этот метод необоснованно популярен, так как имеет значение при острой сенсорной афазии и эпилепсии. То есть тогда, когда налицо грубые нарушения в работе подкорковых и корковых структур мозга.

Поэтому ЭЭГ есть смысл проводить у детей с поведенческими отклонениями только при подозрении на данные патологии, а также при гемисиндроме.

В случае нормальной ЭЭГ также, как и при МРТ и КТ, нельзя говорить об отсутствии функциональных нарушений в ЦНС.

Биохимические анализы

Если нарушения когнитивных функций обусловлены обменными нарушениями в организме (например – фенилкетонурия), то это можно выявить еще в младенчестве путем нейробиохимического исследования.

Аминокислотная хроматография показана детям с:

  • выраженной задержкой развития и нарастанием симптоматики;
  • остановкой развития;
  • эпилептическими судорожными припадками;
  • задержкой роста, рвотой, тремором, атаксией и т. д.

При нарушении внимания, обучения в школе, диспраксии отмечаются расстройства связей между правым и левым полушариями или иными частями головного мозга.

Метод вызванных потенциалов позволяет оценить электрические импульсы в головном мозге, возникающие в ответ на раздражители сенсорного характера.

Применяется стимуляция органа зрения, слуха, кожных чувствительных рецепторов. Когнитивные потенциалы способны дать ценную информацию, если у ребенка имеются нарушения психомоторного и психоречевого развития, поведения, СДВГ.

Нейровизуализация

Методы нейровизуализации, в частности, рентгенография черепа, применяются у детей с нарушением развития нечасто.

Главными показаниями к проведению КТ являются:

  • увеличение размеров черепа;
  • повышение внутричерепного давления;
  • выраженная неврологическая симптоматика очагового характера;
  • асимметрия электрической активности, отмеченная на ЭЭГ.

С помощью другого метода нейровизуализации, – МРТ, – можно выявить такие изменения, как гипомиелинизация, лейкодистрофия, склероз вещества мозга вследствие травмы.

При помощи нейровизуализации можно уточнить следующие моменты:

  • наличие врожденных пороков: недоразвитие мозжечка, коры, нарушение развития мозолистого тела и пр.;
  • гидроцефальный синдром в его зачатке, пока мозг еще не получил необратимых повреждений;
  • наличие лейкодистрофии, нарушений сосудистого характера, новообразований ЦНС;
  • наличие признаков перинатальной ишемии ЦНС: атрофические процессы в мозолистом теле и коре головного мозга, склероз, очаг инфаркта.

Патологические факторы, провоцирующие ЗПР

Зачастую, задержка развития возникает в ответ на гипоксически-ишемическое поражение головного мозга, когда нейронам в какой-то момент времени критически не хватает кислорода. Если такое явление случается в периоде вынашивания, то имеет значение не его причина, а длительность ишемии.

Если энцефалопатия в раннем возрасте была выражена слабо, то она в дальнейшем приводит к формированию минимальных мозговых дисфункций и других легких расстройств.

В процессе родов высок риск повреждения коры головного мозга и нервных путей, которые миелинизируются позже всего. Примером таких повреждений является ДЦП.

Реже встречаются другие провоцирующие факторы:

  • генные и хромосомные болезни;
  • инфекционные заболевания с вовлечением мозга;
  • негативное действие лекарственных средств и радиоактивного излучения;
  • повышенное содержание в крови билирубина, гипогликемия, эпилепсия.

Ишемия и гипоксия мозговой ткани приводят нарушению в мозгу обменных процессов. Виной чему становится дефицит кислорода. Также в результате ишемии нарушается транспорт к нейронам важнейшего питательного вещества – глюкозы. В каскад патологических реакций может вовлекаться как серое, так и белое вещество головного мозга

Если в перинатальном периоде имела место асфиксия, то повышается проницаемость сосудистой стенки капилляров мозга. Это создает предпосылки для ряда отрицательных явлений:

  • кровоизлияния;
  • отек мозга;
  • кровотечения в части оболочек мозга;
  • гидроцефально-гипертензивный синдром;
  • инфаркты мозга;
  • атрофия серого и белого вещества;
  • нарушение развития в целом.

Гипоксически-ишемическое поражение головного мозга в перинатальном (дородовом) периоде, как указывалось выше, стоит на первом месте по частоте среди всех причин задержек развития и неонатальной энцефалопатии

Недоношенность и незрелость

Суть в том, что недоношенный ребенок может иметь вес, нормальный для своего срока вынашивания. Это – показатель зрелости плода.

Читайте также:  Как определить степень развития ребенка

Когда говорят о незрелости плода, то подразумевают, что имела место задержка развития внутриутробно на раннем (пропорциональная) либо позднем (диспропорциональная) сроке беременности. При диспропорциональном нарушении развития недоношенный ребенок более подвержен патологии, так как его мозговая ткань более уязвима.

Если вес недоношенного ребенка соответствует возрасту гестации (зрелый), то в дальнейшем его развитие, скорее всего, будет происходить благоприятно. Но при мозговом кровоизлиянии прогноз резко ухудшается.

Признаки поражения полушарий мозга

И правое, и левое полушарие способно обучаться лексике, воспроизводить и воспринимать речь. Но у правого полушария эти способности выражены меньше.

Левое полушарие

Если у ребенка отмечается повреждение левого полушария головного мозга, то нарушаются языковые функции. В итоге, большей мерой страдает речевое развитие.

Так, ребенок, у которого поражено левое полушарие, не способен обнаруживать имеющиеся в тексте грамматические ошибки. Нарушена у них и устная речь. Среди таких детей больше левшей.

Если нарушение произошло в раннем возрасте, мозг ребенка способен к его компенсации, поэтому значительного снижения интеллекта и неврологической симптоматики не выявляется.

Правое полушарие

У детей с поражением правого полушария головного мозга, преобладает симптоматика, не связанная с вербальными функциями. Чаще всего нарушена ориентация право-лево, наблюдаются сложности в прохождении лабиринтов.

Во взрослом возрасте может наступить компенсация нарушенных функций.

Постнатальная регрессия развития

То есть деградация психического и речевого развития уже в послеродовом периоде.

Среди причинных факторов такого явления вероятны приобретенные заболевания:

  • новообразования;
  • инфекции головного мозга;
  • наследственные болезни;
  • нейродермиты;
  • обменные нарушения в ЦНС;
  • эпилепсия;
  • острое нарушение циркуляции мозговой жидкости (ликвора).

Статистически значимой причиной выглядит судорожный синдром.

Эпилепсия и расстройства поведения и обучения

Эпилепсия бывает, как сопутствующим состоянием при нарушении поведения и обучения, так и способна играть роль фактора, провоцирующего ЗПР.

Чаще всего поведенческие расстройства сочетаются с большими, генерализованными приступами, встречаясь при малых лишь иногда. Хотя височная парциальная эпилепсия в этом плане более неблагоприятна, чем генерализованная.

Также задержка умственного развития может вызываться приемом антиконвульсантов. Потому как большинство их видов способны в повышенных дозировках нарушать импринтинг (запечатление навыков, опыта) и память.

К когнитивным нарушениям приводят барбитураты, особенно на фоне энцефалопатии. На фоне приема снотворных, у ребенка может развиться гиперкинетический тип поведения.

Генерализованный вариант

При первично генерализованной эпилепсии, протекающей в виде абсансов, задержка развития отмечается редко. Патология характерна для дошколников, такие дети хорошо учатся в школе. Но если припадок продолжается 1,5 сек или дольше, то возникают затруднения в анализе информации.

Субклиническая форма абсансов проявляет себя незначительным расстройством внимания. Во время физкультуры или игры на улице движение ребенка могут быть слегка дискоординированными.

Судорожный приступ Grand mal всегда сопровождается нарушением сознания. В межприступном периоде симптоматика отсутствует.

Вторично-генерализованная эпилепсия может протекать по двум вариантам:

  • синдром Веста – инфантильные спазмы;
  • синдром Леннокса-Гасто – миоклонические, тонические и атонические приступы, атипичные абсансы.

Оба симптомокомплекса приводят к грубым поражениям мозга, имеют злокачественное течение.

У таких детей отмечаются нарушения поведения, по-разному выраженные. Наиболее распространены дисфазия и аутоподобный синдром.

Во всех случаях к нарушению развития приводит миоклонус-эпилепсия. Единственная форма заболевания с благоприятным прогнозом – это прогрессирующая миоклонус-эпилепсия у подростков.

Очаговый (парциальный) вариант

Парциальная, или средневисочная доброкачественная эпилепсия в большинстве случаев является семейной патологией. Практически никогда не сопровождается задержками в психическом и речевом развитии. Заболевание начинается в 6-летнем возрасте, для нее характерны зрительные галлюцинации или периодическая слепота.

Парциальная вторичная эпилепсия известна в качестве височной. Отклонения в поведении, реакциях больного, могут иметь место во время приступов, до них или непосредственно после. Во время припадка очень часто отмечается агрессия.

Задержка созревания

Задержка созревания отличается от нарушения развития. В первую очередь тем, что когнитивные функции у ребенка формируются несколько позже, а имеющиеся признаки патологии со временем нивелируются.

Чаще всего при этом присутствуют такие симптомы, как гиперкинетические нарушения, дизлексия, задержка речи и ходьбы

Нарушение латерализации

Уже на момент рождения имеется некоторая дифференцировка правого и левого полушария. С возрастом эти различия еще более усиливаются, особенно при развитии праксиса и речи. Влево перемешается восприятие символов и последовательность мышления.

В процессе дифференцировки головной мозг становится менее пластичным. Этот процесс носит название латерализации и запрограммирован на генетическом уровне, в дальнейшем осуществляясь под влиянием внешних факторов.

Например, до годовалого возраста определяется ведущая рука, хотя, в течение первых лет жизни — это достаточно нестабильно. Типичная причина расстройства процесса латерализации – это выраженное повреждение правого или левого полушария.

Это может приводить как к инверсии латерализации, так и к нарушению дифференцировки специфических структур головного мозга.

Если одна из функций выражена в своем полушарии чрезмерно, это также ведет к общему нарушению латерализации.

На таком фоне, обычно, существует поражение мозолистого тела, соединяющего собой правое и левое полушария.

Диагностика и лечение

К сожалению, иногда людям сложно принять, что ЗПР – сложная, многогранная и многоуровневая патология. Мы, на кафедре клинической нейрофизиологии, предлагаем детям с задержками речевого и/или психического развития, профессиональную диагностику и подобранное индивидуально лечение.

Для исследования состояния центральной и периферической нервной системы у детей с нарушением поведения, обучения и общего развития в клинике имеются следующие диагностические возможности:

  • вызванные потенциалы (ВП) различных видов – акустические, моторные, зрительные, соматосенсорные, когнитивные;
  • электроэнцефалография, включая мониторинг (ЭЭГ);
  • допплерография мозговых артерий (ТКДГ);
  • эхоэнцефалография (Эхо-ЭГ);
  • нейропсихологическое тестирование;
  • электромиография.

Наша клиника занимается лечением различных видов задержки развития у детей. Мы применяем не только традиционные методы, но и новые запатентованные подходы.

Так, уже длительное время в клинике используется уникальная методика транскраниальной магнитной стимуляции мозга, под действием которой происходит образование новых функциональных связей в коре головного мозга у ребенка, страдающего нарушением развития.

Кроме ТМС, врачами Клиники Восстановительной неврологии используются и другие эффективные методы: слуховая, зрительная и вербальная стимуляция, нейропсихологическое тестирование и коррекция.

Источник