Задержка психомоторного развития у ребенка мкб 10
Расстройства, включенные в этот блок, имеют общие черты: а) начало обязательно в младенческом или детском возрасте; б) нарушение или задержка развития функций, тесно связанных с биологическим созреванием центральной нервной системы; в) устойчивое течение без ремиссий и рецидивов. В большинстве случаев страдают речь, зрительно-пространственные навыки и двигательная координация. Обычно задержка или нарушение, проявившиеся настолько рано, насколько возможно было их достоверно обнаружить, будут прогрессивно уменьшаться по мере взросления ребенка, хотя более легкая недостаточность часто сохраняется и в зрелом возрасте.
Расстройства, при которых нормальный характер приобретения языковых навыков страдает уже на ранних стадиях развития. Эти состояния непосредственно не соотносятся с нарушениями неврологических или речевых механизмов, сенсорной недостаточностью, умственной отсталостью или факторами окружающей среды. Специфические расстройства развития речи и языка часто сопровождаются смежными проблемами, такими, как трудности при чтении, правописании и произношении слов, нарушения межличностных отношений, эмоциональные и поведенческие расстройства.
Расстройства, при которых нормальные показатели приобретения учебных навыков нарушены, начиная с ранних стадий развития. Такое нарушение не является просто следствием отсутствия возможности обучаться или исключительно результатом умственной отсталости и не обусловлено полученной травмой или перенесенной болезнью головного мозга.
F82
Специфические расстройства развития моторной функции
Расстройство, главной чертой которого является значительное снижение развития моторной координации и которое не может быть объяснено исключительно обычным интеллектуальным отставанием или каким-либо специфическим врожденным или приобретенным неврологическим нарушением. Однако в большинстве случаев тщательное клиническое обследование выявляет признаки незрелости неврологического развития, такие, как хорееподобные движения конечностей в свободном положении, отражательные движения, другие признаки, связанные с особенностями моторики, а также симптомы нарушения тонкой и более грубой моторной координации.
Синдром неуклюжего ребенка
Связанное(ая) с развитием:
- нарушение координации
- диспраксия
Исключены:
- нарушения походки и подвижности (R26.-)
- нарушение координации (R27.-)
- нарушение координации вторичное по отношению к умственной отсталости (F70-F79)
F83
Смешанные специфические расстройства психологического развития
В эту остаточную рубрику собраны нарушения, представляющие собой сочетание специфических расстройств развития речи и языка, учебных навыков и моторики, при которых дефекты выражены в равной степени, что не позволяет вычленить какой-либо из них как основной диагноз. Эту рубрику следует использовать лишь тогда, когда имеет место выраженное переплетение этих специфических расстройств развития. Эти нарушения обычно, но не всегда связаны с определенной степенью общей недостаточности познавательных функций. Таким образом, данную рубрику следует использовать в тех случаях, когда имеется сочетание дисфункций, отвечающих критериям двух или более рубрик: F80.-; F81.- и F82.
Группа расстройств, характеризующихся качественными отклонениями в социальных взаимодействиях и показателях коммуникабельности, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся комплексом интересов и действий. Эти качественные отклонения являются общей характерной чертой деятельности индивида во всех ситуациях.
При необходимости идентифицировать связанные с данными нарушениями заболевания или умственную отсталость используют дополнительный код.
F88
Другие расстройства психологического развития
Агнозия развития
F89
Расстройство психологического развития неуточненное
Нарушение развития БДУ
Источник
Содержание:
За последние десятилетия увеличилось количество детей, у которых выявляется задержка психомоторного развития. У ребенка с таким диагнозом имеется насущная потребность в медицинском и педагогическом вмешательстве в развитие. В большинстве случаев выраженная задержка речевого развития у ребенка сопровождается нарушением зрительно-пространственных навыков и двигательной неловкостью, а впоследствии и отставанием умственного развития от своих сверстников. Поэтому используется также термин «психоречевое развитие». Аномалия встречается у мальчиков намного чаще, чем у девочек. Суммарная распространенность патологии в общей структуре психических заболеваний составляет 8-10%.
Причины возникновения задержки у ребенка
При задержке развития ребенка чаще всего отмечается наследственная отягощенность – наличие у родителей подобных или родственных расстройств, что свидетельствует о большой роли генетических факторов в возникновении большинства, но не всех случаев. Также определенное влияние имеют средовые факторы, но их роль менее значительна. Глубинные причины возникновения задержки психомоторного развития (ЗПР) различаются, поэтому отклонение принято классифицировать на:
- первичное – формируется на фоне органических повреждений головного мозга или нарушении его функций;
- вторичное – возникает при изначально неповрежденных структурах головного мозга и наличии тяжелых соматических патологий, например, при пороке сердца, которые сопровождаются церебральной недостаточностью.
Первичную патологию у ребенка могут вызвать следующие факторы:
- заболевания женщины в период беременности – внедрение инфекционного агента, интоксикации, травмы;
- кислородное голодание плода;
- осложненная родовая деятельность;
- травмы в процессе родовой деятельности – повреждения мозга головного и/или спинного, нарушения функции ЦНС (перинатальная энцефалопатия).
Вторичная задержка психомоторного развития у детей до года может быть спровоцирована следующими системными патологическими особенностями:
- врожденные аномалии ЦНС;
- психические заболевания;
- гидроцефалия;
- повышенное ВЧД;
- ДЦП;
- новообразования головного мозга;
- аномалии кровоснабжения головного мозга;
- прогрессирующий склероз мозга (лейкодистрофия);
- нарушение транспорта спинномозговой жидкости.
Причиной возникновения ЗПР в послеродовом периоде являются инфекционные патологии и различные (в том числе психические) травмы, перенесенные в раннем возрасте.
В зависимости от причины возникновения нарушения ЗПР классифицируют на:
- конституциональные;
- соматогенные;
- психогенные;
- церебрально-органические.
Состояние ребенка во многом зависит от отношений в семье. Выраженная задержка психомоторного развития, по статистике, чаще всего встречается у детей из асоциальных семей. Провоцирующими факторами отклонения являются жестокое обращение, дефицит заботы, насилие. Но характерно, что при гиперопеке у детей могут отмечаться те же аномалии, что и при дефиците внимания.
Симптомы и диагностика ЗПР
Задержка психомоторного развития по коду МКБ-10 относится к классу F80-89 – «Нарушения психологического развития». У ребенка с врожденными причинами ЗПР, признаки отставания могут проявиться в раннем возрасте. Симптомы отклонений у детей разного возраста могут различаться:
- в 4 месяца – отсутствует реакция на жесты и слова родителей, отмечается дефицит эмоциональных проявлений;
- в 8-9 месяцев – отсутствуют попытки произнесения несвязных слогов или так называемый «детский лепет»;
- в 12 месяцев – отмечается сниженная двигательная активность, окружающие считают малыша тихим, стеснительным, молчаливым;
- в 1,5 года – отсутствует адекватная реакция на собственное имя, простые просьбы; кроха не произносит простые слова, несвязная речь, непонимание того, что ему говорят, кроме того, у него может отмечаться отсутствие навыка жевания;
- в 2 года – речь бедная, с ограниченным запасом слов, отсутствует желание повторять новые слова;
- в 2,5 года – словарный запас минимальный (не более 20), представлен набором разрозненных слов, ребенок не умеет строить из них связные предложения;
- в 3 года – общение ограничено из-за несвязной, непонятной речи; ребенок может просто повторять фразы, без осознания их значения.
Кроме признаков отклонений в формировании речевой функции, при ЗПР отмечается отставание психического созревания – быстрая утомляемость, незрелая эмоционально-волевая функция, отклонение в мышлении (неразвитое воображение, ограниченный объем памяти, неумение переключать внимание, затрудненное восприятие новой информации). Сниженный умственный уровень, ограниченный набор эмоциональных проявлений затрудняют общение со сверстниками. У таких детей часто имеются характерные признаки синдромов, связанных с генетическими аномалиями.
Визуальные признаки задержки развития.
Для детей с ЗПР характерно стремление к получению удовольствия, поэтому они быстро бросают занятия, требующие сосредоточенности и напряжения, игровая деятельность носит, как правило, примитивный характер.
Нарушение психического и речевого развития могут сочетаться с отставанием в физическом созревании, иногда ЗПР соседствует с ДЦП.
Признаки патологии во многом схожи с симптомами других психических нарушений, например, с аутизмом, синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Для постановки правильного диагноза необходима дифференциальная диагностика.
С детьми проводят беседу, специальные тесты, позволяющие оценить уровень развития эмоционально волевой сферы, способность к общению с окружающими, а также внимание, объем памяти, особенности логического мышления. Кроме психологического и педагогического обследования назначают медицинское, которое проводят с помощью:
- МРТ, КТ;
- электроэнцефалографии (ЭЭГ);
- исследования ВП.
Эти методики позволяют обнаружить структурные нарушения ЦНС и аномалии речевого центра у ребенка. Комплекс методик позволяет поставить ранний диагноз и своевременно начать лечение. Без правильного лечения проблемы углубляются, влияя не только на характер, межличностные отношения, но и на социальный статус.
Лечение задержки психомоторного развития
Детям с ЗПР необходима помощь врачей разного профиля: невропатологов, психологов, логопедов-дефектологов. Лечение должно происходить по индивидуально разработанной системе и включать:
- медикаментозное воздействие – лекарства подбирает детский невропатолог в зависимости от причины и тяжести патологии;
- физиотерапию – массаж, водолечение, специальные лечебные упражнения;
- транскраниальную магнитную стимуляцию – воздействие импульсами тока на определенные нервные центры мозга через черепную коробку.
Психологи и логопеды помогают ребенку овладеть речевыми навыками, применяя в игровой и предметно-практической деятельности специальные приемы стимуляции речевой активности и навыков межличностного общения. Воздействие оказывают на все анализаторы – зрительные, слуховые, тактильные, т.к. они имеют связь с речевым, двигательным и другими центрами нервной системы и их раздражение стимулирует функции и активность мозговой деятельности.
Для активации эмоционально-волевой сферы в клинике Мануальной Медицины «Galia Ignatieva M.D» с детьми занимаются психологи, используя:
- арт-терапию;
- сказко-терапию;
- игровую терапию.
Специалисты применяют методики тренировки внимания, увеличения объема памяти, стимуляции логического мышления, восприятия. Результат будет зависеть от поддержки родителей, т.к процесс должен быть непрерывным.
Домашние занятия по развитию мелкой моторики рук у девочки с ЗПР
Установлено, что мелкая моторика помогает активизировать мышление и речь. Поэтому если у ребенка выявлена задержка психомоторного развития, лечение включает лепку, конструирование, собирание пазлов.
В клинике Мануальной Медицины «Galia Ignatieva M.D» мы лечим подобные нарушения, применяя инновационные методики лечения, которые обязательно включают методы физического развития – физкультуру, специальные упражнения, активные игры. Двигательный механизм также связан с психикой.
Механизм воздействия на ЦНС ребенка многогранный и требует терпения, регулярной работы, сотрудничества врачей, педагогов и родителей. Поэтому рекомендуется помещать детей с синдромом психомоторной задержки в специальные группы дошкольных и младших школьных учреждений. Эти группы имеются в профильных учреждениях VII вида, в которых детям помогают адаптироваться в социальной среде, научиться общению с одногодками и взрослыми окружающими, не зависеть от помощи взрослых в элементарных бытовых действиях.
Задержка психомоторного развития у детей, лечение которой происходит по адекватно разработанной схеме, имеет хороший прогноз. При раннем обнаружении признаков аномалии у ребенка и комплексном подходе особенности психомоторного состояния удается успешно скорректировать.
Профилактика
Задержка психомоторного развития, прогноз излечения которой в большинстве случаев благоприятный, требует особого подхода, длительного комплексного воздействия, динамического наблюдения специалистов. По прогнозам ученых, количество детей с ЗПР будет продолжать расти, если игнорировать меры профилактики:
- планировать беременность с целью исключения наследственных аномалий, нарушений формирования и созревания ЦН системы;
- регулярно наблюдаться у специалиста в период гестации, своевременно выявлять системные заболевания;
- уделять внимание психоэмоциональному состоянию детей, заниматься их развитием.
Родители должны знать возрастные особенности ребенка, нормы, признаки аномалий формирования психических, эмоциональных, речевых навыков и своевременно отмечать их, обращаясь за профессиональной помощью.
Источник
Связанные заболевания и их лечение
Описания заболеваний
Национальные рекомендации по лечению
Стандарты мед. помощи
Содержание
- Описание
- Дополнительные факты
- Симптомы
- Причины
- Классификация
- Характерные особенности
- Диагностика
- Лечение
- Прогноз
- Профилактика
Названия
Название: Задержка психического развития (ЗПР).
Задержка психического развития (ЗПР)
Описание
Задержка психического развития (ZPR). Это временная задержка развития психических процессов и незрелости эмоционально-волевой сферы у детей, которая потенциально может быть преодолена с помощью специально организованного обучения и воспитания. Умственная отсталость характеризуется недостаточным уровнем развития двигательных навыков, языка, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморегуляции поведения, примитивности и нестабильности эмоций, плохой успеваемости в школе. Диагноз ZPR совместно диагностируется комиссией медицинских специалистов, педагогов и психологов. Дети с умственной отсталостью нуждаются в специально организованном коррекционном развитии, образовании и медицинской поддержке.
Дополнительные факты
Умственная отсталость (MDP) является обратимым нарушением интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, сопровождающейся специфическими трудностями в обучении. Число лиц с умственной отсталостью достигает 15-16% в детской популяции. ЗПР является скорее психолого-педагогической категорией, однако он может основываться на органических расстройствах, поэтому это условие также учитывается медицинскими дисциплинами – прежде всего педиатрией и детской неврологией.
Поскольку развитие различных психических функций у детей происходит неравномерно, обычно вывод «умственная отсталость» устанавливается для дошкольников не ранее, чем через 4-5 лет, а на практике чаще в процессе обучения.
Задержка психического развития (ЗПР)
Симптомы
Ассоциированные симптомы: Аграмматизм. Агрессивность. Запинки в речи. Искажение звуков. Клонические судороги. Сигматизм. Эмоциональная лабильность. Эхолалия.
Причины
Этиологическая основа RPR состоит из биологических и социально-психологических факторов, приводящих к задержке интеллектуального и эмоционального развития ребенка.
1. Биологические факторы (грубое органическое повреждение центральной нервной системы локальной природы и его остаточные эффекты) вызывают нарушение созревания различных частей мозга, которое сопровождается частичным нарушением психического развития и умственной деятельности. Среди причин биологической природы, действующих в перинатальном периоде и вызывающих задержку психического развития, наиболее важными являются:
• патология беременности (тяжелый токсикоз, резус-конфликт, гипоксия плода и т. Д. ).
• тяжелые соматические заболевания ребенка (гипотрофия, грипп, нейроинфекция, рахит), черепно-мозговые травмы, эпилепсия и эпилептическая энцефалопатия и т. Д. , Возникающие в послеродовом периоде и в раннем детстве.
• ЗПР иногда бывает наследственным и диагностируется из поколения в поколение в некоторых семьях.
2. Умственная отсталость может возникать под влиянием (социальных) факторов окружающей среды, но это не исключает наличия первоначальной органической основы расстройства. Чаще всего дети с СЛР растут в условиях гипо-опеки (безнадзорности) или гипер-опеки, авторитарного характера образования, социального неблагополучия, отсутствия общения со сверстниками и взрослыми.
Задержка умственного развития вторичной природы может развиться с ранним нарушением слуха и зрения, нарушениями речи из-за выраженного дефицита сенсорной информации и общения.
Классификация
Группа умственно отсталых детей неоднородна. В специальной психологии было предложено много классификаций умственной отсталости. Рассмотрим этиопатогенетическую классификацию, предложенную К. С. Лебединской, в которой выделяются 4 клинических типа ЗПР.
• ЗПР конституционного происхождения обусловлен замедлением созревания центральной нервной системы. Характеризуется гармоничным психическим и психофизическим инфантилизмом. С психическим инфантилизмом ребенок ведет себя как младший; с психофизическим инфантилизмом страдают эмоционально-добровольная сфера и физическое развитие. Антропометрические данные и поведение этих детей не соответствуют хронологическому возрасту. Они эмоционально лабильны, непосредственны, характеризуются недостаточным вниманием и памятью. Даже в школьном возрасте их игровые интересы преобладают.
• ЗПР соматогенного происхождения вызван тяжелыми и длительными соматическими заболеваниями маленького ребенка, неизбежно задерживающими созревание и развитие центральной нервной системы. В анамнезе дети с соматогенной задержкой психического развития, бронхиальной астмой, хронической диспепсией, почечной и сердечно-сосудистой недостаточностью, пневмонией и часто встречаются; Как правило, таких детей длительное время лечат в больницах, что также вызывает сенсорную депривацию. ОРП соматогенного генеза проявляется астеническим синдромом, плохой успеваемостью ребенка, меньшей памятью, поверхностным вниманием, плохим формированием навыков деятельности, гиперактивностью или летаргией во время переутомления.
• СЛР психогенного генеза вызвана неблагоприятными социальными условиями, в которых живет ребенок (безнадзорность, гиперзащита, жестокое обращение). Недостаток внимания к ребенку приводит к психической нестабильности, импульсивности и задержке умственного развития. Повышенная забота ведет к тому, что у ребенка отсутствует инициатива, эгоцентризм, отсутствие воли и решимости.
• СЛР церебрального органического происхождения встречается наиболее часто. Это вызвано первичным грубым органическим повреждением в мозге. В этом случае нарушения могут затрагивать определенные области психики или проявляться как мозаика в разных областях психики. Задержка умственного развития церебрально-органического генезиса характеризуется отсутствием формирования эмоционально-произвольной сферы и познавательной активности: недостатком жизненности и живости эмоций, низкими требованиями, выраженной внушаемостью, слабой фантазией, двигательной расторможенностью и т. Д.
Характерные особенности
Интеллектуальная сфера.
Интеллектуальные расстройства у детей с ограниченными умственными способностями незначительны, но влияют на все интеллектуальные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь.
Восприятие ребенка с СЛР фрагментарно, медленно и неточно. Отдельные анализаторы работают полностью, но ребенку трудно создавать целостные образы окружающего их мира. Зрительное восприятие лучше развито, слух – хуже, поэтому объяснение учебного материала для детей с ограниченными интеллектуальными возможностями должно сочетаться с визуальной поддержкой.
Внимание у детей с ограниченными умственными возможностями нестабильно, кратковременно и поверхностно. Все внешние раздражители отвлекают ребенка и привлекают его внимание. Ситуации концентрации, которые фокусируются на чем-то, вызывают трудности. При переутомлении и повышенном стрессе отмечаются признаки гиперактивности и дефицита внимания.
Память у детей с умственной отсталостью характеризуется мозаикой материального запоминания, плохой избирательностью, преобладанием зрительно-образной памяти над словесной и низкой умственной активностью при воспроизведении информации.
У детей с умственной отсталостью визуально более эффективное мышление; образное мышление более нарушено из-за неточного восприятия. Абстрактное логическое мышление невозможно без помощи взрослого. У детей с ЗПР возникают трудности с анализом и синтезом, сравнением, обобщением; невозможно организовать мероприятия, сделать выводы, сформулировать выводы.
Диагностика
Задержка психического развития может быть диагностирована только после полного обследования ребенка психологической, медицинской и образовательной комиссией (PMPC) в качестве детского психолога, логопеда, патолога, педиатра, детского невролога, психиатра, Когда это будет сделано:
• сбор и изучение истории, анализ условий жизни;
• нейропсихологические тесты;
• диагностический речевой тест;
• изучение медицинской документации ребенка;
• беседа с ребенком, изучение интеллектуальных процессов и эмоционально-волевых качеств.
На основании информации о развитии ребенка члены ПМПК делают вывод о наличии умственной отсталости, дают рекомендации по организации обучения и воспитания ребенка в специальные учебные заведения.
Чтобы идентифицировать органический субстрат для умственной отсталости, ребенок должен быть осмотрен медицинскими специалистами, особенно педиатром и детским неврологом. Инструментальная диагностика может включать проведение ЭЭГ, КТ и МРТ головного мозга ребенка и т. Д. Дифференциальный диагноз умственной отсталости следует проводить при олигофрении и аутизме.
Лечение
Работа с детьми с ZPR требует междисциплинарного подхода и активного участия педиатров, детских неврологов, детских психологов, психиатров, логопедов и патологов. Коррекция умственной отсталости должна начинаться с дошкольного возраста и проводиться в течение длительного времени.
Дети с умственной отсталостью должны посещать специализированные дошкольные учреждения (или группы), школы 7 классов или коррекционные классы средней школы. Детали обучения детей с ЗПР включают дозировку учебного материала, зависимость от видимости, многократные повторения, частые изменения в деятельности и использование спасательных технологий.
При работе с такими детьми особое внимание уделяется развитию:
• когнитивные процессы (восприятие, внимание, память, мысль);
• эмоциональная, сенсорная и моторная сферы с помощью игровой терапии, сказочной терапии, художественной терапии для детей.
• коррекция нарушений речи на индивидуальных и групповых логопедических занятиях.
Совместно с учителями коррекционная работа для учащихся с ограниченными интеллектуальными возможностями проводится дефектологами, психологами и социальными педагогами. Медицинское обслуживание детей с ограниченными интеллектуальными возможностями включает медикаментозную терапию на основе выявленных соматических и церебрально-органических нарушений, физиотерапию, лечебную физкультуру, массаж и гидротерапию.
Прогноз
Отставание темпов психического развития ребенка от возрастных норм можно и нужно преодолеть. Дети с умственной отсталостью обучены и при правильно организованной коррекционной работе наблюдается положительное развитие в их развитии. С помощью учителей они могут усваивать знания, навыки, которыми их нормально развивающиеся сверстники самостоятельно овладевают. После окончания школы они могут продолжить обучение в профессионально-технических училищах, колледжах и даже университетах.
Профилактика
Профилактика умственной отсталости у ребенка включает в себя тщательное планирование беременности, предотвращение неблагоприятных воздействий на плод, предотвращение инфекционных и соматических заболеваний у маленьких детей и обеспечение благоприятных условий для образования и развития. Если ребенок отстает в психомоторном развитии, необходимо незамедлительное обследование специалистами и организация корректирующих работ.
Источник