Задержка психомоторного развития недоношенного ребенка

Особенности раннего психического развития у здоровых недоношенных детей состоит в том, что даже при отсутствии выраженных неврологических нарушениях в общем психомоторном развитии детей 1-го года жизни дети входят в группу риска по возникновению задержки психического развития и нарушений внимания в период дошкольного и младшего школьного возраста.Именно поэтому настоятельно советую: если вы заметили малейшие отклонения от средних показателей нормального развития недоношенных детей, обращайтесь к врачам (неврологу, педиатру, окулисту, ортопеду).

Предлагаем вашему вниманию таблицу показателей психомоторного развития недоношенных детей на первом году жизни.

Ребенок с массой тела при рождении до 1000 г.

·Зрительно-слуховое сосредоточение в 2 – 3 месяца.

·Удерживает голову в вертикальном положении в 3 – 4 месяца.

·Поворот со спины на живот в 6,5 – 7,5 месяцев.

·Поворот с живота на спину в 7,5 – 8,5 месяцев.

·Самостоятельно садится в 9 – 12 месяцев.

·Самостоятельно стоит в 11 – 12 месяцев.

·Самостоятельно ходит в 14 – 15 месяцев.

·Начинает произносить слова в 12 – 14 месяцев.

Ребенок с массой тела от 1000 до 1500 г.

·Зрительно слуховое сосредоточение в 2 – 2,5 месяца.

·Удерживает голову в вертикальном положении в 3 – 4 месяца.

·Поворот со спины на живот в 6 – 7 месяцев.

·Поворот с живота на спину в 7 – 8 месяцев.

·Самостоятельно садится в 8 – 10 месяцев.

·Самостоятельно стоит в 11 – 12 месяцев.

·Самостоятельно ходит в 14 – 15 месяцев.

·Начинает произносить слова в 12 месяцев.

Ребенок с массой тела от 1500 до 2000 г.

·Зрительно слуховое сосредоточение в 1,5 – 2 месяца.

·Удерживает голову в вертикальном положении в 2 месяца.

·Поворот со спины на живот в 5 – 6 месяцев.

·Поворот с живота на спину в 6 – 7 месяцев.

·Самостоятельно садится в 7 – 8 месяцев.

·Самостоятельно стоит в 9 – 10 месяцев.

·Самостоятельно ходит в 11 – 13 месяцев.

·Начинает произносить слова в 11 – 12 месяцев.

Ребенок с массой тела от 2000 до 2500 г.

·Зрительно слуховое сосредоточение в 1 – 1,5 месяца.

·Удерживает голову в вертикальном положении в 1,5 – 2 месяца.

·Поворот со спины на живот в 5 – 5,5 месяцев.

·Поворот с живота на спину в 6 – 7 месяцев.

·Самостоятельно садится в 6 – 7 месяцев.

·Самостоятельно стоит в 9 месяцев.

·Самостоятельно ходит в 11 – 12 месяцев.

·Начинает произносить слова в 11 – 12 месяцев.

Также хотим обратить ваше внимание на то, что:

1. До 6-8 месяцев жизни моторное и психическое развитие протекает медленнее и прерывисто.

2. После 8-9 месяцев происходит спонтанное, порой полное выравнивание в моторном отставании. Передвижения, статическое и динамическое равновесие нормализуется примерно к 13-18 месяцам. Однако еще остается некоторая неуклюжесть, неловкость движения рук, тонкое движение выполняется с трудом. Эти явления проходят к 42 месяцам.

3. Расхождения между кривой развития понимания речи (внутренняя речь или пассивная речь), которые нормализуется к 18 месяцам, и кривой членораздельной речи, которая остается на низком уровне до 3 лет, остаются значительными. 60% детей в возрасте 30 месяцев пользуются «жаргонной» речью, понятной только им. В основном они показывают жестами, имитируют, имеют соответствующую возрасту мимику.

4. К возрасту 3 лет недоношенные дети наверстывают речевое отставание как в отношении словарного запаса, так и в отношении образования предложений. Если сравнивать развитие недоношенного ребенка с родившимся в срок малышом, необходимо вычитать из возраста последнего число недель, на которые родился раньше недоношенный ребенок. Между 2-3 годами большинство недоношенных новорожденных догоняют родившихся в срок детей.

Источник

Здравствуйте. Давно читаю этот форум, много чего полезного и действенного почерпнула, но некоторые вопросы остались.
Кратко о ребенке. Малышка родилась на 27-й неделе (преждевременные роды). Вес 1140г, рост 34 см. 5/ИВЛ баллов по Апгар.Сама закричала, но потом сразу на ИВЛ (10 дней), и 5 дней на CPAP. 1 месяц в реанимации, и месяц в отделении недоношенных новорожденных.

Диагнозы:энцефалопатия новорожденного, гипертензивный синдром, ПВК III степени – ПВЛ,синдром угнетения, ретинопатия недоношенных II ст. При выписке: задержка темпов общего развития, гипертензивный синдром (ПВК-ПВЛ), вентрикуломегалия на фоне энцефалопатии, ретинопатия I ст.
Лечение: сумамед, церепро, эскувит, солкосерил, этамзилат, диакарб, аспаркам, танакан, элькар, энцефабол

На сегодняшний день: возраст 7, 5 месяцев, вес 6 кг 800 г, рост 60 см. УЗИ ГМ: патологии не выявлено (ранее имеющиеся многочисленные кисты рассосались, лейкомаляция не подтвердилась), диагноз невролога : задержка темпов моторного развития с недостаточной редукцией (не уверена в правильности этого слова, извините) тонических рефлексов.

Кроме описанного выше лечения, проведено 3 курса общеукрепляющего массажа, пытаемся плавать и нырять в ванной, в этом отношении регресс, сначала нравилось и расслаблялась в воде, с недавних пор (после начала занятий с инструктором – наша вина, наверное, нужно было самим и в воде ноги-руки напряжены, руки вообще практически не участвуют в плавании)

Что волнует:
1. Гипертонус конечностей.
Руки: напряжены, с трудом удается их развести, поднять вверх, и особенно, согнуть в локтевом суставе, чаще в кулочках (даже во сне).
И самое главное, если я правильно понимаю, это как раз и связано с “недостаточной редукцией тонических рефлексов” и это у нас и пытаются стимулировать назначением, например, энцефабола, и уколов , в положении на спине руки чаще всего прижаты к туловищу (выпрямлены), а в положении на животе – рука то одна, то вторая тянутся назад (к туловищу), в свzзи сэтим, на животе лежать не любит, руки расползаются, голова не держится (но про голову отдельно-ниже). Совсем недавно начала хватать игрушки, но делает это с большим усилием, напряжение даже по выражению лица видно. Хватает и резко тянет в рот, руки, по-моему, может выпрямить не полностью.
Ноги: (появилось недавно) – напряжены, чаще выпрямлены и пальцы поджаты к ступне.

Что предпринимаем:
– читаем рекомендованную вами книгу, играем по ней
– стимулируем хватание в позе на наклонных коленях, в “шезлонге” (угол наклона около 15 градусов с подвешенными игрушками
– часто стараюсь гладить тыльную сторону кисти, чтобы разгибала кулачок,
– катаемся на мяче, в положении на животе кладем игрушку перед мячом, чтобы стимулировать выброс рук вперед, чаще неэффективно, руки все равно тянутся назад или в стороны.
– позу эмбриона малышка не любит, и вместо того, чтобы расслабляться, напрягается и начинает капризничать..
– стараемся чаще выкладывать на живот, но получается очень ненадолго
– с ногами не знаю что делать?

2. Голову и спину до сих пор держит неуверенно, в вертикальном положении на руках у родителей – болтается, дергается. На животе – голову держит недолго, пытаемся заинтересовывать игрушкой – чуть дольше, но хотелось бы.. подольше, а она бухается носом, начинает капризничать или сосать кулаки свои.

3. Не переворачивается ни со спины на живот (когда помогаю – переводя ногу в сторону поворота (по вашим рекомендациям в других темах) и завлекаю игрушкой – вроде как получается, но с большим трудом, и видно, что ей не хватает рывка..) ни с живота на спину (только случайно перекатывается, когда руки уезжают)

4. Ноги не поднимает, лежа в положении на спине (извините, что повторяюсь, но я уже писала ранее, чаще всего она напрягает их и выпрямляет). Упражнения при смене памперса делаем, но вроде как результата пока нет.. ее ноги ее не интересуют. Хотя, иногда она может потрогать себя за коленки

Двигательное развитие

Поднимает голову и грудь, лежа на животе – да, но недолго держит
Приподнимает верхнюю часть тела руками, лежа на животе – очень редко, чаще опрокидывается на бок, руки тянутся назад, к туловищу
Вытягивает ноги и толкается ими, лежа на животе или спине – да, а недавно в положении на спине, при отталкивании начала выгибаться
Раскрывает ладони и сжимает кулачки – да, но чаще в кулачки сжаты
Отталкивается ногами, когда ступни находятся на твердой поверхности – очень редко, чаще присаживается и виснет на моих руках, опора – на носочки. Но в воде – отталкивается и подпрыгивает, и очень нравится этот процесс
Подносит руки ко рту – да
Ударяет свисающие предметы руками – да
Хватает игрушки и трясет ими – да

Переворачивается с живота на спину и обратно – нет
Садится с помощью, а затем и без помощи рук – нет
Стоит с поддержкой – нет
Дотягивается до предметов одной рукой – на спине с большим трудом, после первой неудачной попытки, отвлекается или начинает злиться. На животе пытается, но не держит равновесие и заваливается
Перекладывает предметы из одной руки в другую – нет
Сгребает предметы в ладонь всеми пальцами, не использует «пинцетный» захват – сгребает

Зрительное и слуховое развитие до 3-х месяцев – на все вопросы – ответ да
до 7 месяцев:
Откликается на своё имя – невсегда
Начинает реагировать на слово “нет”
– нет
Различает эмоции и интонации – да
Издаёт свои звуки в ответ на те, которые слышит – иногда
Выражает голосом радость и неудовольствие – совсем недавно начала в голос смеяться, но и теперь чаще беззвучно
Начинает лепетать: произносит сочетания согласных звуков и слогов – га, ага, ги, аги

Развитие процесса познания:
Находит спрятанный предмет, часть которого осталась на виду – нет
Исследует предметы руками и ртом да
Прилагает усилия, чтобы достать предметы, находящиеся на расстоянии – да, наверное, но очень недолго, если не получается – бросает эту затею

Социальное и эмоциональное развитие
Появление «социальной» улыбки (начинает улыбаться людям) – да
Радуется, играя с другими людьми, и может заплакать, когда игра прекращается – плакать вряд ли станет
Становится более общительным, все больше может выражать свои эмоции с помощью движений и выражения лица – да
Копирует некоторые движения и выражения лиц. Подражает мимике взрослого – нет

Ребёнку нравятся совместные игры – потешки слушать нравится, из игр пока только ку-ку пробовали – нравится
Проявляет интерес к изображениям в зеркале – зависит от настроения
Реагирует на проявления эмоций других людей, часто радуется – можно сказать, что чаще начала в последний месяц улыбаться и смеяться

Контроль за развитием ребенка.

Что не делает:
– Не может хорошо держать голову в три месяца – в вертикальном положении голова неуверенно держится и на животе очень недолго
– К возрасту четырех месяцев начинает лепетать, но не пытается копировать никакие звуки
– К возрасту четырех месяцев не отталкивается ногами, когда ступни находятся на твердой поверхности
– Сохраняет тонический шейный рефлекс в возрасте от четырех-пяти месяцев

Контроль за развитием к 7 месяцам:

Ребёнок очень напряжён, мышцы жёсткие – да
Голова по-прежнему запрокидывается назад, если ребенка тянуть за руки, помогая ему сесть – зависит от настроения, случается, что и запрокидывает иногда, но чаще все-таки на одном уровне
– Всегда протягивает только одну определенную руку, чтобы достать какой-то предмет – не замечено
К возрасту пяти месяцев не переворачивается со ни спины на живот, ни обратно – нет
К возрасту шести месяцев не садится с поддержкой – нет
К возрасту шести месяцев не смеётся, не повизгивает – начала смеяться, но пока редко
К возрасту шести-семи месяцев не тянется активно за предметами – тянется
К возрасту семи месяцев не следит за предметами обоими глазами вблизи (на расстоянии 30 см.) и вдали (180 см.) – следит
К возрасту семи месяцев не удерживает вес тела, стоя на ногах с поддержкой – нет
К возрасту семи месяцев не пытается привлечь внимание своими действиями – нет
К возрасту восьми месяцев не лепечет
К возрасту восьми месяцев не проявляет интереса к игре в “ку-ку!”

Очень прошу прощения за длинное описание, в конце концов задаю вопросы, очень жду ответа
1. Критично ли наше отставание (понимаю, что глупо звучит, но очень напрягает постоянный вопрос у врачей, “как и голову не держит, и не переворачивается, зажата вся!.и руки не тянет вперед?”
2. Что еще можно добавить к нашим занятиям для расслабления рук-ног, укрепления мышц спины и шеи, стимуляции поворотов и вообще, правильно ли мы выбрали упражнения?
3. Как c помощью упражнений справиться с этим нашим тоническим рефлексом? Очень боюсь идти в конце месяца к неврологу, т.к. по его словам, если трнические рефлексы не угаснут, нам вроде как грозит курс уколов.. А как на ваш взгляд, есть ли у нас еще резерв времени? (ведь гестационный возраст 4,5-5 месяцев)
заниматься стараемся активно, и очень надеемся на результат

Источник

Мы уже разговаривали о недоношенных малышах, но у нас осталось еще очень много вопросов, на которые хочется получить ответ. Прежде всего – это как растет и развивается недоношенный крошка, в чем отличия его физического и нервно-психического развития, будет ли он отставать от сверстников? Об этом и поговорим подробнее.

Как он развивается физически.
Если малыш поторопился родиться раньше времени, закономерно то, что он будет отличаться от своих сверстников при рождении и далее, его рост и развитие будет осуществляться по другому плану. Но, это не значит, что они будут болеющими или гипотрофичными (с низким ростом и весом). Обычно существует закономерность, что недоношенный малыш растет быстрее своих ровесников, рожденных в срок, то есть – они пытаются быстренько нагнать то, что им не удалось досидеть в животике. Но это правило работает только при небольшой недоношенности от 32 и более недель. При глубокой степени недоношенности, когда ребенок находится на аппаратном и кювезном выхаживании, развитие его идет другими темпами. Тогда прирост веса и роста в первые недели будет небольшим, потому, что недоношенные дети сильно теряют в весе первоначально, не сразу могут усваивать питание – им нужно сначала восстановить то, они теряли, а потом уже начать прибавлять.

Еще одной сложностью в наборе веса и приросте является сложность с питанием – если дети с небольшой недоношенностью обычно могут сосать грудь или кормиться с бутылочки, то глубоко недоношенные дети питаются через зонд или даже парентерально (то есть, им через пупочные сосуды вводят питательные вещества прямо в кровь). По мере созревания у детей сосательного и глотательного рефлекса их начинают кормить грудью или с соски, тогда прирост веса улучшается. Самым сложным в выкармливании и выхаживании малыша является первый месяц, в этом месяце настраиваются все ферментные системы и дозревает пищеварение для внеутробного способа питания, если малыш начал усваивать питание – обычно дела быстро идут на лад, и он начинает прибавлять и расти, округляться и копить подкожный жирок.

Отмечается такая закономерность – дети ко второму-третьему месяцу удваивают свой вес от рождения, к полугоду утраивают, а к годику – увеличивают вес от четырех до восьми раз, причем чем более маленькими родились, тем более значительное прибавление будет. Но, это не значит, что килограммовый крошка к году должен догнать того, кто родился в срок с весом в 3.5 кг. Конечно, недоношенные малыши будут меньше, и в год для них очень хорошо весить 7-8 кг. Если будет больше – отлично, если чуть меньше – постараемся питаться покалорийнее.

В среднем динамика прибавок у недоношенных малышей такова:
В первый месяц это 150-300 грамм,
Второй – 400-800 грамм,
Третий – 500-700 грамм,
Четвертый – 500-800 грамм,
Пятый – 500-700 грамм,
Шестой – 500-600 грамм, и далее они прибавляют по закономерностям детей, рожденных в срок, к году имея добавку в весе в плюсе от 5500 до 7500 г к исходному весу тела.

В любом случае – не сравнивайте своего недоношенного малыша с соседским доношенным, его закономерности роста и веса будут другими, вы должны ориентироваться на динамику развития вашего малыша. в среднем – чем больше степень недоношенности, тем позже он догонит ровесников по росту и весу – этот срок врачи устанавливают на границе от 3 до 7 лет, в любом случае к школе они сравняются абсолютно все. Но в 12-17 лет дети по результатам исследований не отличаются никак, родились ли они с весом в 1000 или в 4000 г.

Закономерности роста.
Рост и вес тела крошки – взаимозависимые процессы, и рост ребенка определяется его сроком и массой тела. Динамика роста будет зависеть от того, как малыш начнет прибавлять вес. Первые месяцы, примерно до полугода, малыш будет расти быстро, его рост будет пребывать на 3-6 см в месяц, к году этот показатель будет составлять от 25 до 38 см, и к году малыши обычно имеют около 70-80 см роста. Во второй год жизни они растут помедленнее, примерно по 1-2 см за месяц.

Не менее интенсивно подрастают окружности тела, и очень важно следить особенно за приростом головки, чтобы не пропустить развитие патологий, которые более свойственны для недоношенных. Голова ребенка по размеру должна быть больше груди в первые полгода, прибавки размеров в среднем прибывают на 1-2 см, за полгода прирастает до 12 см, второе полугодие не столь интенсивно в росте. Грудка ежемесячно также должна подрастать на 1-2 см, и к полугоду грудь и головка должны сравняться в размерах.

Кроме того, у недоношенных малышей сдвигаются сроки прорезывания зубов – они будут задерживаться примерно на столько месяцев. сколько малыш не досидел в животике мамы, то есть по сроку гестации нужно рассчитывать и появление зубов.
То есть – если малыш родился после 35 недель – у него зубки можно ждать после 7-8 месяцев,
При родах в сроки с 30 до 34 недель зубки можно ждать ближе к 9 месяцам, при глубокой недоношенности и сроке менее 30 недель зубы имеют право появиться после 10-12 месяцев.
Кроме того, на сроки прорезывания зубов влияет наличие рахита, анемии и дефицита кальция, которые у недоношенных малышей встречаются гораздо чаще и их надо учитывать. Поэтому, не переживайте и не пугайтесь – зубки обязательно будут, но попозже.

Кроме этого, всегда развитие идет по своим закономерностям и небольшие отклонения вовсе не означают патологии. Однако, физическое развитие недоношенных малышей требует более пристального внимания педиатров.

А как с навыками?
Очень часто родители недоношенных детей слышат страшилки о глубокой умственной отсталости и неполноценности малышей. Только эти рассказы – не правда, либо правда очень частичная. Конечно. выхаживание недоношенных – вещь сложная и нервная система малышей более ранима, но это не значит – что недоношенный это равноценно тому, что инвалид. Больной ребенок может родиться и доношенным и недоношенным. Недоношенность сама по себе это только особенность малыша, это не диагноз и не приговор.

Чем отличается развитие.
Конечно, свои отличия в нервно-психическом развитии будут – малыш ведь поторопился и не досидел положенные внутриутробные этапы. Значит, ему надо наверстать сначала их. Навыки по возрасту они осваивают чуть позже, по сравнению с доношенными малышами, но они проходят все те же этапы – сначала держат головку, потом ползают и переворачиваются, сидят, встают на ножки и ходят. Но они обязательно начнут это делать – обычно навык сдвигается на то количество недель, сколько крошка недоношен.

Ваш крошка попозже будет состредотачиваться на слуховой и зрительный раздражители, попозже начнет удерживать головку, гуление начнется попозже, улыбка тоже задержится. Но она обязательно появится, как и все остальные навыки.
Если ребенок родился на сроке более 32 недели – навыки задержатся на месяц-полтора, если он родился еще раньше – задержка может доходить до трех месяцев. но дети с небольшими сроками недоношенности к концу года догоняют сверстников, глубоко недоношенный малыш чуть отстает и догонит своих сверстников к возрасту двух-трех лет, это те кто родился в весом 500-1000 г. Если ребенок родился болезненным, у него есть пороки развития или нет за малышом должного ухода (в доме малютки, например), нервно-психическое развитие будет тормозиться сильнее. Поэтому – как будет развиваться ваш недоношенный крошка – зависит от вас – ваши с ним занятия – это стимул к развитию.

Чтобы контролировать нервно-психическое развитие малыша с недоношенностью. Пользуются специальными таблицами развития НПР у таких малышей. Там обычно указаны границы появления того или иного навыка в сравнении с возрастом для доношенных, а также очерчиваются границы колебаний появления новых навыков – то есть когда надо начинать беспокоиться родителям.

Как узнать – нормально ли развитие?
Врач, когда оценивает развитие малыша сравнивает его умения по факту, с теми, что он должен уметь по его возрастным критериям. Причем умением считают то, что малыш делает уверенно, например, держит хорошо голову и гулит. Потом определяется индивидуальный темп развития – замедлено ли, в норме, ускорено или дискоординировано развитие. Проблемой считают, если малыш отстает от положенных сроков на 1-2 и более месяцев, причем более чем по 2-3 умениям.

Естественно, мы никогда не ровняем малышей, которые недоношены с детьми, которые рождены по срокам – они будут очень сильно различаться по развитию. Но общие закономерности развития мамы и папы малышей знать, безусловно, должны. Это поможет родителям сориентироваться, что что-то идет не так и обратиться за помощью к медикам.

Сроки развития в карточке обычно указывают – паспортный срок и срок с поправкой на недоношенность, то есть срок гестации и сколько недель. Постепенно навыки начнут приближаться к таковым у доношенных малышей и тогда поправки перестанут быть актуальными. К сроку в 12-15 месяцев переходят на ориентир обычных доношенных детей.

Если ребенок вызывает у вас подозрения или вы переживаете по поводу его развития – не медлите и не старайтесь искать советов в интернете или у подруг, спросите лучше врача – раннее установление проблем в здоровье и развитии позволит вам быстро и правильно скорректировать все отклонения. Тогда ваш малыш будет крепеньким и здоровеньким, даже не смотря на то, что он недоношен.

Источник