Задания на развитие творческого мышления ребенка 6 лет

Задания на развитие творческого мышления ребенка 6 лет thumbnail

Нескучалка

12 заданий для школьников на развитие творческого мышления

5 января 2018
30 213 просмотров

Лиана Хазиахметова

На новогодних каникулах родителям сложно усадить школьников позаниматься. Дети хотят отвлечься от школы и проводить время интересно и необычно. Предлагаем 12 упражнений на творческое мышление из книги «Рисовый штурм». Попробуйте выполнить задания вместе с ребенком. Интересно, кто из вас быстрее справится? Думайте над каждым вопросом минимум две минуты и не спешите заглядывать в ответы, которые вы найдете в конце статьи.

Задание № 1

Разделите торт на восемь частей, делая не более трех разрезов. Подсказка: для решения нужно изменить свое представление о торте, о его куске и о том, как вообще резать торт. Есть несколько вариантов ответов.

Задание № 2

Кто изображен на картинке? Дайте два варианта ответа.

Задание № 3

Взгляните на картинку. Что вы видите? Этот рисунок с двойным смыслом, попробуйте абстрагироваться от первого образа и найти второе изображение.

Задание № 4

Представьте себе, что вы — тот человек, который изображен на рисунке. Ваша задача состоит в том, чтобы соединить концы двух веревок, свисающих с потолка. Веревки расположены так, что, держа одну, невозможно, как ни тянись, достать другую. Комната совершенно пуста, в карманах у вас нет ничего особенного — только то, что лежит в них обычно.

Задание № 5

Что изображено на картинке?

Задание № 6

Как от шести спичек отнять три, чтобы получилось четыре?

Задание № 7

Вот арифметическое выражение, записанное римскими цифрами, которые выложены десятью спичками. Выражение это неправильное. Можете ли вы его исправить, не прикасаясь к спичкам, не добавляя и не убирая их?

Задание № 8

Посмотрите на жука. Как посадить его внутрь коробки? На первый взгляд, кажется, что это невозможно. Не спешите, подумайте над ответом хотя бы одну-две минуты.

Задание № 9

Запишите все ассоциации, которые у вас возникают в связи с этим рисунком.

Задание № 10

Какая линия на рисунке самая короткая?

Задание № 11

Вглядитесь в эти пятна. Что вы видите?

Задание № 12

На рисунке буквы А, П, Г находятся внутри круга, буквы Б, Э, С — снаружи. Как вы думаете, где расположатся остальные буквы алфавита? Будут ли они придерживаться какой-то закономерности?

Ответы

Задание № 1

Когда вы отказываетесь от укоренившихся шаблонов, сразу выясняется, что решений множество. Одно из них — разрезать торт пополам и водрузить одну половину на другую. После этого нужно последовательно еще дважды разрезать куски и нагромоздить их друг на друга. Или же можно разделить торт на четыре части, а потом разрезать их горизонтально. Или же можно резать торт так, как показано на рисунках ниже.

Задание № 2

Изображенное животное можно воспринять и как утку, и как кролика. Если нос справа — перед вами кролик; если нос слева — то это утка. В зависимости от того, на что настроитесь, вы увидите или кролика, или утку. Очень трудно видеть обоих животных одновременно.

Задание № 3

На рисунке одновременно изображено лицо мужчины и крыса. Вглядитесь: очки — это уши, нос — мордочка, ухо — задние лапки, а подбородок — хвостик.

Задание № 4

Первая формулировка может быть такой: «Как можно дотянуться до другой веревки?» После этого вы, скорее всего, потратите достаточно много сил, но все безрезультатно, потому что дотянуться до второй веревки просто невозможно. Если же сформулировать вопрос иначе: «Каким образом я и веревки можем соединиться?» — то это уже приближает к решению.

Привяжите к концу одной веревки какой-нибудь мелкий предмет (ключ, брелок, кольцо и т. п.) и качните ее, как маятник. А затем, держа рукой вторую веревку, подхватите свободной рукой качающуюся.

Задание № 5

Это буква Е. Ее сложно идентифицировать за счет растянутого и жирного шрифта. Некоторые люди обладают способностью видеть в сюрреалистических картинках некие символы. Кажется, что это возникает из ниоткуда, но на самом деле здесь тоже есть своя логика. Такое построение образов называется гипнагогическим. Эту способность можно натренировать: пытаться видеть в привычных образах нечто оригинальное. Интерпретация абстрактных рисунков рождает новые мысли и идеи.

Задание № 6

Спросите: «Как еще можно получить четыре?» или: «Что такое четыре?» — и головоломка разгадана. Уберите спички сверху, справа и снизу — вот вам и ответ (получится римская цифра 4 — IV).

Задание № 7

Чтобы решить эту задачу, надо отказаться от привычного взгляда на вещи. Всегда придерживаясь одной перспективы, вы сами очерчиваете тот круг, внутри которого блуждают ваши мысли. Чтобы решить задачу, надо посмотреть на нее по-новому.

Переверните книгу вверх ногами — тогда все будет правильно.

Задание № 8

В самом задании есть подсказка: стоит одну-две минуты смотреть на рисунок, жук неведомым образом окажется в коробке! А клетчатая стена превратится в пол. Иногда решить какую-то проблему мешает наша поверхностность, к которой приводит спешка. Если несколько минут сесть и подумать над задачей, она может решиться самой собой.

Задание № 9

Варианты ответов: веревка, паутина, пролитый кофе, логотип компании «Макдоналдс». И любой ваш ответ!

Источник

Елена Табачук
Игры на развитие творческого мышления, для старшей и подготовительной группы

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Волшебные кляксы

Перед игрой изготавливают несколько клякс: на середину листа выливается немного чернил или туши и лист складывают пополам. Затем лист разворачивают и можно играть. Участники по очереди го­ворят, какого сказочного персонажа они видят в кляксе или ее отдельных частях.

Читайте также:  9 месяц жизни ребенка развитие малыша

Выигрывает тот, кто назовет больше всего сказочных персонажей.

Рифмы

Взрослый называет детям какой-нибудь сказочный персонаж или предмет из сказки и просит придумать к нему рифму.Например: вели­кан — барабан, карман, пеликан; колечко — крылечко и т. д.

Собери фигурки

Ребенку дается набор вырезанных из плотного картона небольших фигурок: кругов, квадратов, треугольников и т. д. (примерно 5-7 фигу­рок).

Заранее изготавливаются 5-6 картинок с изображением различных сказочных предметов или сказочных персонажей, которые можно сло­жить из этих фигурок: домик для поросят, дворец, тыква и т. д. Ребен­ку показывают картинку, а он складывает нарисованный на ней пред­мет из своих фигурок. Предметы на картинках должны быть нарисо­ваны так, чтобы ребенок видел, какая из фигурок где стоит, то есть рисунок должен быть расчленен на детали.

Рисуем

. Детям предлагается дорисовать неоконченные изображения.

* Найти как можно больше самых разных, оригинальных примений хорошо знакомому предмету. В качестве такого предмета можно использовать кирпич, мел, газе­ту и т. п. или какое-либо явление (например,вода: купаться, пить, ва­рить, стирать и т. д.).

Составьте изображение

Вариант I. Из пластмассовых, деревянных или картонных разно­цветных геометрических фигур надо составить как можно больше раз­ных стилизованных изображений.

Вариант II. Из разноцветных пластмассовых крышек от пластико­вых бутылок составлять различные узоры, изображения различных предметов.

Подберите нужные слова

Дети подбирают сказочных персонажей или предметы из сказок, отвечающие ощущениям тепла и холода (весны и зимы, утра и вечера

и др.).Например:

— тепло — Солнце, печка, пирожки, Огонь;

— холод — Снежная королева, Снегурочка, Морозко;

— большой — Великан, Дворец, Гоблин;

— маленький — Дюймовочка, Сынок с кулачок, Пилипка-сынок, Мальчик-с-пальчик, горошинка.

Найдите общие признаки

Нужно найти как можно больше общих признаков для непохожих сказочных персонажей.Например:

— Винни-Пух — Баба Яга (оба живут в лесу, у обоих есть дом и т. д.).

— Колобок — Снежная Королева (слова Колобок и Королева начинаются с одной буквы, оба никого не боятся, могут гулять по свету).

— Репка — Мальчик-с-пальчик (Репка тоже вначале была малень­кой,обоих объединяет земля: Репка в земле растет, Мальчик-с-паль­чик помогал отцу пахать землю).

Кто больше?

Найдите как можно больше предметов, которые одновременно яв­ляются: легкими, мягкими и черными; тяжелыми, твердыми и белыми.

Составьте предложение

Нужно составить как можно больше предложений из слов, назва­ний сказочных персонажей, предметов из разных сказок.Например: Золушка, невод, золотое яблочко.Вариант ответа: «Забросила Золуш­ка невод и вытянула золотое яблочко».

Придумайте название картине (открытке)

Детям предлагается рассмотреть незнакомую картину или открыт­ку и придумать для нее название.

Поиск причин событий

Детям предлагается определить причины возникновения некоторых сказочных ситуаций.Например:

— Ослику Иа было смешно.

— Весь день Бармалей бегал по лесу.

— Золушка не смогла поехать на бал.

Список можно продолжать до бесконечности.

На что это похоже?

Ребенку показывают фигуру.Например: желтый кружок. Нужно придумать как можно больше вариантов, на что он похож.Например: колобок, солнышко, лимон, мяч, можно дорисовать лицо.

Примеры фигур: красный кружок, белая палочка, синий прямоу­гольник и т. д.

Такое задание можно выполнять очень долго. Главное — результат.

Невиданное животное, цветок, дерево, рыба и т. д.

Нарисовать свое животное (цветок, дерево, рыбу и т. д., никем не виданное. Назвать его.

Необычная ситуация

Дети придумывают варианты развития различных сказочных ситу­аций.Например:

— Что будет делать Буратино в гостях у Винни-Пуха?А в замке у Людоеда?

— Как поведет себя Колобок, встретившись с Котом в сапогах?

— К тебе прилетел Карлсон, что ты будешь делать?

— А если ты встретишь Маугли? И т. д.

Кто я?

Взрослый жестами, мимикой, звуками и т. п. изображает что-то а ребенок отгадывает.Например: чайник, поезд, часы и т. д.

Выберите одну из сказок и расскажите ее в новом варианте.

Необыкновенные сказки

Дети выбирают две картинки, на которых изображены различные предметы или написаны их названия (для дошкольников, умеющих читать или младших школьников, и придумывают словосочетания. Например,ребенок вытягивает две карточки: шоколад луна

Получаются такие словосочетания: шоколадная луна и лунный шо­колад.

Взрослый может предложить детям выбрать одно из словосочета­ний и придумать сказку. Например, «Шоколадная луна»: «Однажды на небе я увидел большую шоколадную луну. На ней были ореховые горы, изюмные леса, молочные реки. Очень вкусная луна. А еще туда возят детей на экскурсию на ковре-самолете. Им дают маленькие лопатки, и они могут, когда им захочется, накопать себе шоколада с орехами или изюмом, или сливочной помадкой. Очень вкусная экскурсия получается».

Примеры словосочетаний:

— Диванное облако — облачный диван.

— Солнечный домик — домашнее солнце.

Читайте также:  Центр дошкольного развития ребенка слоним

— Книжная музыка — музыкальная книга.

— Конфетный компьютер — компьютерная конфета.

Существительные могут быть разные, их сочетание бывает очень забавным, что вызывает эмоциональный подъем у детей.

Пять картинок

Каждому ребенку дается набор из пяти картинок. Взрослый просит детей рассмотреть картинки и придумать сказку, используя все кар­тинки.

Варианты картинок:

— Лес, луна, Карлсон, домик, ежик.

— Море, солнце, медуза, корабль, кот Матроскин.

— Дерево, петух, муравей, воробей, кольцо.

Придумай сказочных героев на заданную букву

Дети выбирают карточку, на которой написана буква, и придумыва­ют сказку или сказочного героя, которые начинаются с этой буквы.Например:

А — Айболит, Аленький цветочек;

Б — Бармалей, Баба Яга, Буратино;

В — Василиса Прекрасная, Волк, Водяной;

Г — Гадкий утенок;

Д — Дюймовочка, Домовенок;

Е — Емеля-дурак;

Е — «Еж и заяц»;

Ж — Женя из сказки «Цветик-семицветик»;

3 — Заяц-хваста, Змей Горыныч;

И — Иван-царевич, Иван-дурак;

К — Красная Шапочка и т. д.

Сказочные планеты

На полу лежат круги разного размера и разного цвета. Это сказоч­ные планеты.Дети выбирают по одной планете и отвечают на вопросы:

— Как называется ваша планета?

— Какие деревья, цветы, необыкновенные существа на ней живут?

— Какая там погода?

— Какие сказочные герои могут там жить?

— Что еще интересного можно увидеть на этой планете?

— Веселые или грустные жители этой планеты? Почему?

После того как все дети расскажут о своих планетах, можете пред­ложить им ответить на вопрос: «С жителями какой из планет они хоте­ли бы подружиться?», а затем нарисовать жителей своих сказочных планет.

Источник

Валентина Игнатова
Серия игр на развитие творческого воображения для детей 5–6 лет.

Волшебная ниточка.

Цель: развитие творческого воображения, находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.

В присутствии детей ниточку длиной 30-40 см. обмакнуть в тушь и положить на лист бумаги, произвольно свернув. Сверху на нить положить другой лист и прижать его к нижнему листу. Вытаскивать нить, придерживая листы. На бумаге от нити останется след, детям предлагается определить и дать название полученному изображению.

Неоконченный рисунок.

Цель: развитие творческого воображения.

Детям даются листы с изображением недорисованных предметов. Предлагается дорисовать предмет и рассказать о своем рисунке.

О чем рассказала музыка.

Цель: развитие творческого воображения.

Звучит классическая музыка. Детям предлагается закрыть глаза и представить, о чем рассказывает музыка, а затем нарисовать свои представления и рассказать о них.

Сказочное животное (растение).

Цель: развитие творческого воображения.

Предложить детям придумать и нарисовать фантастическое животное или растение, не похожее на настоящее. Нарисовав рисунок, каждый ребенок рассказывает о том, что он нарисовал, придумывает название рисунку. Другие дети ищут в его рисунке черты настоящих животных (растений).

Кляксография

Цель: развитие творческого воображения.

Игра на разбитие творческого воображения и целостного восприятия

Необходимый инвентарь: краски, кисть, бумага.

На середину листа поставьте кляксу любого цвета (или нескольких цветов). Согните лист пополам, кляксой внутрь. Разверните его. Получаются чудесные картинки. Просушите лист. На что это похоже? Дорисуйте детали.

Волшебные картинки.

Цель: развивать умения воображать предметы и ситуации на основе схематических изображений отдельных деталей предметов.

Детям раздаются листы бумаги. На каждом листе схематическое изображение некоторых деталей объектов, разных линий или геометрические фигуры. Каждое изображение расположено на листе так, чтобы оставалось свободное место для дорисовывания картинки. Дети используют цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры или краски.

Каждую фигурку, линию изображенную на листе бумаги, дети могут превратить в картинку, какую они захотят. Для этого надо пририсовать к фигурке (линии) все, что угодно. По окончании рисования дети сочиняют рассказы по своим картинам (в младшем дошкольном возрасте воспитатель дает только бесцветный контур геометрической фигуры, а в старшем – наклеенные из цветной бумаги геометрические фигуры)

«Нарисуй настроение»

Цель: развивать творческое воображение детей.

Материал: бумага, акварельные краски

Ход игры: Эту игру можно использовать, если у ребенка грустное настроение или, наоборот, очень веселое, а также – какое-нибудь другое, главное, чтобы у него было какое-то настроение. Ребенка просят нарисовать свое настроение, изобразить его на бумаге любым способом

«Нарисуй с помощью фигур»

Цель: развивать творческое воображение детей.

Используя только круг, прямоугольник, треугольник, трапецию (эти фигуры кладутся перед детьми для образца,дети должны нарисовать: лицо, настольную лампу, клоуна. При выполнении задания фигуры можно увеличивать и уменьшать, использовать в любом количестве.

«Чудесный лёс»

Цель: развивать творческое воображение детей.

На большом листе бумаги нарисованы несколько деревьев и еще в нескольких местах – небольшие неопределенные фигурки и линии. Теперь можно приступать к созданию леса. Необходимо дорисовать все неоконченные изображения (каждый ребенок дорисовывает свою фигурку,превращая их во что угодно: в бабочек, птиц, цветы, Деревья, людей – и даже в то,чего не бывает на самом деле: в невиданные растения, животных, пришельцев.

Читайте также:  Роль математики в развитии ребенка

После окончания рисования дети пробуют разгадать рисунки друг друга и вместе сочиняют историю про одного из обитателей чудесного леса. – Так же можно нарисовать «Чудесное море», «Чудесную поляну», «Чудесный парк» и т. п. Важно только, чтобы рисунки включали в себя заранее заготовленные фи гурки.

«Чудо-юдо»

Цель: развитие творческого воображения, мышления и фантазии.

Ребенку предлагают карточки с изображениями различных частей тела человека или животного, предметы и т. д. Его задача – построить из них фантастический образ (существо, предмет). Затем описать, какими свойствами обладает созданный образ и как его можно использовать.Инструкция: «Ребята,перед вами лежат карточки с различными элементами изображений: глаза, хвосты, уши, носы и т. д. Вам нужно придумать и сложить некое фантастическое существо, которое не живет на земле,а затем придумать про него историю: как его зовут, что оно любит, какое оно, для чего оно нужно».

«Угадай-ка»

Цель: Умение угадывать предмет по словесному описанию свойств и признаков.

И этом домике жильцы Н (с умелые пловцы.

Что за дом у них такой,

До краев налит водой? (аквариум)

Маленькое, сдобное Колесо съедобное,

Я одна тебя не съем,

Разделю ребятам всем, (бублик)

По лесу кружит,

В поле свистит.

Его мы не видали,

Каков он на вид.

В открытые окна

Нежданно влетит. (ветер)

Была зеленой, маленькой,

Потом я стала аленькой.

На солнце почернела я,

И вот теперь я спелая, (вишня)

Не машина, а железный,

Со шляпой, а не гриб, (Гвоздь)

Два брата через дорожку живут, а друг друга не видят, (глаза)

Дом без окон и дверей,

В нем шесть кругленьких детей.

В темноте проводят дни. Угадайте, кто они? (горошинки)

Что за плод! – Шкатулочка с секретом!

Семена – стекляшечки на вид – Все прозрачные, все розового цвета,

Потрясешь – как странно – все звенит, (гранат)

«Дорисуй кружок»

Цель: развитие воображения.

Воспитатель: Перед каждым из вас листы с 12 кружками. Ваша задача из каждого кружочка изобразить с помощью дополнительных элементов различные образы. Кто больше нарисует образов, тот и выиграл».

«Чернильные пятна»

Цель: развивать умение узнавать в неопределенных графических формах (чернильные пятна, каракули) различные знакомые предметы.

а) Раздают детям картинки с чернильными пятнами.Каждому задание: «Посмотри внимательно – кого увидишь. Кто это? Как его зовут? Расскажи про него сказку».

б) Перед детьми кладут большой лист бумаги,на котором они должны поставить кляксы: цветные пятна любой величины и формы. Затем детям предлагают попробовать разглядеть на кляксах какую-нибудь картинку, придумать сказку про увиденное.

в) Предлагают детям разнообразные картинки типа «Где спряталась зебра», «Кто здесь нарисован», «Путаница» и др.

Ведущий выбирает одного ребенка, предлагает ему представить, что он кусочек глины и из него можно что-либо вылепить. Но для того, чтобы это сделать, сначала глину нужно размять. Ведущий разминает, растирает ребенка-глину и «лепит» из него какое-либо животное, предмет. Остальные ребята угадывают, какое животное, предмет был вылеплен.

«Волшебные очки»

Цель: развитие воображения.

«Представьте, что вы надели круглые очки. Это волшебные очки, через которые можно увидеть только круглые (квадратные, треугольные, овальные и др.) вещи. Осмотритесь и назовите мне по очереди все круглые (квадратные, треугольные, овальные и др.) предметы в этой комнате. Теперь закройте глаза и представьте, что в этих очках вы вышли на улицу.

Назовите 5 предметов круглой (квадратной, треугольной, опальной и др.) формы, которые вам встретились.

Вспомните, какие круглые предметы есть у вас дома».

«Признаки»

Назовите по 3 предмета, которые могут сочетать в себе 2 названных признака

(можно в переносном смысле).Например: яркий, желтый – свет, солнце.

пушистый, зеленый;

прозрачный, голубой;

сильный, добрый;

звонкий, громкий;

черствый, черный;

сладкий, легкий.

Для усложнения: «Назови 2 предмета,которые бы обладали сразу тремя признаками: гладкий, черный, тихий; темный, тяжелый, шумный; светлый, легкий, блестящий; белый, мягкий, съедобный».

«Цвет, форма, вкус»

Цель: развитие воображения.

Инструкция: «Я назову (покажу) вам предмет, а вы назовите признаки этого предмета (цвет, размер, форма, вкус, функция – что делать). Яблоко (желтое, большое, круглое, тяжелое, сладкое, для еды). А теперь я назову вам два признака, например – яркий, желтый. А вы придумайте такой предмет, который подходил бы к обоим признакам.

Например: свет, солнце, одуванчик».

Источник