Задания для развития воображения ребенка

Елена Сергеева
Игры и упражнения для развития воображения у дошкольников 5–7 лет

Воображение — это не что иное, как психический процесс, за счет которого человек получает возможность рисовать новые образы на основе имеющегося жизненного опыта. Воображение позволяет ребенку дошкольного возраста найти свое место в мире, реализовать имеющиеся способности, а также способствует пониманию школьной программы, то есть готовит малыша к обучению в школе.

Дидактическая игра уже достаточно давно используется как одно из эффективных средств, с помощью которого можно развивать воображение у ребенка в старшем дошкольном возрасте

Игры и упражнения для развития воображения у дошкольников 5 – 7 лет

1. Упражнение «На что похожи наши ладошки»

Цель: развитие воображения и внимания.

Предложить детям обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т. д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.

2. Игра — упражнение «Три краски».

Цель: развитие художественного восприятия и воображения.

Предложить детям взять три краски, по их мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист любым образом. На что похож рисунок?

3. Упражнение «Волшебные кляксы».

Цель: развитие творческого воображения; учить находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.

Предложить капнуть любую краску на середину листа и сложить лист пополам. Получились различные кляксы, детям необходимо увидеть в своей кляксе, на что она похожа или на кого.

4. Упражнение «Волшебная ниточка».

Цель: развитие творческого воображения; учить находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.

В присутствии детей ниточку длиной 30-40 см. обмакнуть в тушь и положить на лист бумаги, произвольно свернув. Сверху на нить положить другой лист и прижать его к нижнему. Вытаскивать нить, придерживая листы. На бумаге от нити останется след, детям предлагается определить и дать название полученному изображению.

5. Игра – «Неоконченный рисунок».

Цель: развитие творческого воображения.

Детям даются листы с изображением недорисованных предметов. Предлагается дорисовать предмет и рассказать о своем рисунке.

6. Упражнение «Волшебники».

Цель: развитие эмоциональности и творческого воображения.

Без предварительной беседы предложить детям с помощью карандашей превратить две совершенно одинаковые фигуры, изображенные на листе, в злого и доброго волшебника. Далее предложить придумать, что совершил плохого «злой» волшебник и как его победил «добрый».

7. Упражнение «Танец».

Цель: развитие эмоциональности и творческого воображения.

Предложить детям придумать свой образ и станцевать его под определенную музыку. Остальные дети должны угадать, какой образ задуман.

Варианты – образ задан, все дети танцуют одновременно («распустившийся цветок», «ласковую кошку», «снегопад», «веселую обезьянку» и т. д.).

Усложнение – передать в танце чувства («радость», «страх», «удивление» и т. д.)

8. Упражнение «О чем рассказала музыка».

Цель: развитие творческого воображения.

Звучит классическая музыка. Детям предлагается закрыть глаза и представить, о чем рассказывает музыка, а затем нарисовать свои представления и рассказать о них.

9. Игра «Что это такое?»

Цель: учить детей на основе восприятия заместителей предметов создавать в воображении новые образы.

Используются круги разных цветов, полоски разной длины. Дети встают в круг. Воспитатель показывает один из цветных кругов, кладет его в центр и предлагает рассказать, на что он похож. Ответы не должны повторять друг друга.

10. Игра «Камешки на берегу».

Цель: учить создавать новые образы на основе восприятия схематических изображений.

Используется большая картина, изображающая морской берег. Нарисовано 7-10 камешков разной формы. Каждый должен иметь сходство с каким – либо предметом, животным, человеком.

Воспитатель рассказывает: «По этому берегу прошел волшебник и все, что было на его пути, превратил в камешки. Вы должны угадать, что было на берегу, сказать про каждый камешек, на кого или на что он похож.» Желательно, чтобы несколько камешков имели практически одинаковый контур.Далее предложить детям придумать историю про свой камешек: как он оказался на берегу? Что с ним произошло? И т. д.

11. Упражнение «Волшебная мозаика».

Цель: учить детей создавать в воображении предметы, основываясь на схематическом изображении деталей этих предметов.

Используются наборы вырезанных из плотного картона геометрических фигур (одинаковые для каждого ребенка): несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин.

Воспитатель раздает наборы и говорит, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересного. Для этого надо разные фигурки, кто как хочет, приложить друг другу так, чтобы получилось какое-то изображение.Предложить соревнование: кто сможет сложить из своей мозаики больше разных предметов и придумать какую-нибудь историю про один или несколько предметов.

12. Игра «Поможем художнику».

Цель: учить детей воображать предметы на основе заданной им схемы.

Материал: большой лист бумаги, прикрепленный к доске, с нарисованным на нем схематическим изображением человека. Цветные карандаши или краски.

Воспитатель рассказывает, что один художник не успел дорисовать картину и попросил ребят ему помочь закончить картину. Вместе с педагогом дети обсуждают, что и какого цвета лучше нарисовать. Самые интересные предложения воплощаются в картине. Постепенно схема дорисовывается, превращаясь в рисунок.

Читайте также:  Развитие что должен уметь и знать ребенок 2 лет

После предложить детям придумать историю про нарисованного человека.

13. Игра «Волшебные картинки».

Цель: учить воображать предметы и ситуации на основе схематических изображений отдельных деталей предметов.

Детям раздаются карточки. На каждой карточке схематическое изображение некоторых деталей объектов и геометрические фигуры. Каждое изображение расположено на карточке так, чтобы оставалось свободное место для дорисовывания картинки. Дети используют цветные карандаши.

Каждую фигурку, изображенную на карточке, дети могут превратить в картинку какую они захотят. Для этого надо пририсовать к фигурке все, что угодно. По окончании рисования дети сочиняют рассказы по своим картинам.

14. Игра «Чудесные превращения».

Цель: учить детей создавать в воображении предметы и ситуации на основе наглядных моделей.

Воспитатель раздает детям картинки с изображениями заместителей предметов, на каждой нарисованы три полоски разной длины, три круга разного цвета. Детям предлагается рассмотреть картинки, придумать, что они обозначают, нарисовать на своем листе цветными карандашами соответствующую картинку (можно несколько).Законченные рисунки педагог анализирует вместе с детьми: отмечает их соответствие изображенным предметам-заместителям (по форме, цвету, величине, количеству, оригинальность содержания и композиции.

15. Игра «Чудесный лес».

Цель: учить создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.

Детям раздаются одинаковые листы, на них нарисовано несколько деревьев, и в разных местах расположены незаконченные, неоформленные изображения. Воспитатель предлагает нарисовать цветными карандашами лес, полный чудес, и рассказать про него сказочную историю. Незаконченные изображения можно превратить в реальные или выдуманные предметы.

Для задания можно использовать материал на другие темы: «Чудесное море», «Чудесная поляна», «Чудесный парк» и другие.

16. Игра «Перевертыши».

Цель: учить создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов.

Детям раздаются наборы из 4 одинаковых карточек, на карточках абстрактные схематичные изображения.Задание детям: каждую карточку можно превратить в любую картинку. Наклейте карточку на лист бумаги и дорисуйте цветными карандашами все, что хотите, так, чтобы получилась картинка. Затем возьмите еще одну карточку, наклейте на следующий лист, опять дорисуйте, но с другой стороны карточки, то есть превратите фигурку в другую картинку. Можно переворачивать при рисовании карточку и лист бумаги так, как хочется! Таким образом, можно карточку с одной и той же фигуркой превратить в разные картинки. Игра длится до тех пор, пока все дети не закончат дорисовывать фигурки. Затем дети рассказывают о своих рисунках.

17. Игра «Разные сказки».

Цель: учить детей воображать различные ситуации, используя в качестве плана наглядную модель.

Воспитатель выстраивает на демонстрационной доске любую последовательность изображений (два стоящих человечка, два бегущих человечка, три дерева, домик, медведь, лиса, принцесса и т. д.) Детям предлагается придумать сказку по картинкам, соблюдая их последовательность.

Можно использовать различные варианты: ребенок самостоятельно сочиняет сказку целиком, следующий малыш не должен повторять его сюжет. Если детям это сложно,можно сочинять сказку всем одновременно: первый начинает, следующий продолжает. Далее изображения меняются местами и сочиняется новая сказка.

18. Упражнение «Придумай и свой конец сказки».

Цель: развитие творческого воображения.

Предложить детям изменить и сочинить свой конец знакомых сказок.

«Колобок не сел лисе на язычок, а покатился дальше и встретил …».

«Волку не удалось съесть козлят потому что…» и т. д.

19. Игра «Хорошо-плохо» или «Цепочка противоречий».

Цель: развитие творческого воображения при помощи поисков противоречий.

Воспитатель начинает — «А» хорошо, потому что «Б». Ребенок продолжает — «Б» плохо, потому что «В». Следующий говорит — «В» хорошо, потому что «Г» и т. д.

Пример: гулять — хорошо, потому что светит солнце. Светит солнце — плохо, потому что жарко. Жарко – хорошо, потому что лето и т. д.

20. Игра «Сказочное животное (растение)».

Цель: развитие творческого воображения.

Предложить детям придумать и нарисовать фантастическое животное или растение, не похожее на настоящее. Нарисовав рисунок, каждый ребенок рассказывает о том, что он нарисовал, придумывает название нарисованному. Другие дети ищут в его рисунке черты настоящих животных (растений).

21. Упражнение «Сказка – рассказ».

Цель: развитие творческого воображения, умение отличать реальность от фантазии.

После прочтения сказки дети с помощью воспитателя отделяют в ней то, что может произойти реально, от того, что является фантастическим. Получаются две истории. Одна полностью фантастична, другая полностью реальна.

Подобных игр и упражнений можно сочинить бесконечное множество, все зависит лишь от творческого воображения взрослых, поставивших перед собой цель помочь каждому ребенку вырасти творчески одаренной, нестандартно мыслящей, успешной

личностью.

Источник

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 14»

Игры и упражнения, способствующие развитию воображения младших школьников.

Выполнила: Петухова М. П.

учитель начальных классов

I квалификационной категории

г. Соликамск 2017 год

Игры и упражнения, способствующие развитию воображения младших школьников.

Игра «Перевертыши»

Цель: развитие воображения детей.

Ход игры: дети садятся по кругу. Педагог называет какой-нибудь предмет. Детям необходимо придумать способ использования этого предмета не по прямому назначению. Играющие по очереди называют способы применения этого предмета. При этом нельзя повторять уже названный кем-то вариант. Выигрывает тот, кто последний назовет способ применения предмета. (Примеры предметов, которые могут быть названы учителем: кубик, кирпич, зонтик, диск, ученическая тетрадь, ложка и др.)

Читайте также:  Как выявить уровень развития ребенка

Игра «Закончи фразу»

Цель: развитие речи, воображения детей, формирование умения детей выдвигать гипотезы.

Ход игры: педагог начинает фразу и предлагает детям ее закончить.

Примеры фраз: Если насекомые увеличатся в размере, …

Если на дереве будут расти конфеты, …

Если люди станут в два раза выше ростом, …

Если наша планета станет квадратной, …

Игра «Круги на воде»

Цель: развитие творческого воображения детей, филологических способностей ребенка и словарного запаса.

Ход игры: педагог говорит детям о том, что когда бросишь камень в воду, то от него по воде идут круги, чем дальше, тем больше. Так же и слово, запавшее в голову, может натолкнуть на массу ассоциаций, вызвать самые разные сравнения, представления, образы.

После этого детям предлагается какое-то слово. Дети подбирают к нему другие слова, которые возникли у них после произнесения данного слова.

Для облегчения задания можно конкретизировать задание. Например, предложить детям подобрать слова на такую же букву, как и заданное слово. Или подобрать прилагательные, или слова, называющие предметы такого же цвета, или рифмующиеся слова.

Потом можно предложить детям составить рассказ из всех предложенных слов.

Игра «Смешной рассказ»

Цель: развитие речи и воображения детей.

Ход игры: педагог говорит детям, что они попали в заколдованную страну, где имена всех жителей начинаются на одну и ту же букву (указать, на какую). В этой стране существуют странные порядки. Им разрешается употреблять только те слова, где есть их любимая буква (или начинаются только на эту букву). Чтобы не подвергнуться опасности, надо и нам научиться говорить на языке жителей заколдованной страны. Педагог предлагает детям поработать в группах и придумать рассказ, где во всех словах есть заданная буква (Например, буквы о, п, е и др.). Чем больше слов будет в рассказе, тем больше шансов у детей группы избежать опасности или стать победителями.

Игра «Фотограф»

Цель: развитие воображения детей, их творческих способностей.

Ход игры: Детям предлагается превратиться в фотографов и оказаться в необычной стране. В этой стране все круглое: улицы, дома, жители, растения и т. д. Надо сделать фотографии этой необычной страны, т. е. нарисовать ее. ( Условия можно менять)

«Составь заданные объекты»

Цель: развитие воображения детей и их образного мышления.

Детям предлагается нарисовать какой – либо объект, используя данный набор геометрических фигур. При этом фигуры могут быть любого размера. Данные фигуры можно использовать многократно, но нельзя добавлять другие фигуры и линии.

Это упражнение дети могут выполнять индивидуально или в группах разного состава.

Предлагаемые объекты для рисования: дом, клоун в цирке, лиса, кошка, пароход и др.

Предлагаемые геометрические фигуры могут быть разные. Например, следующие:

Упражнение-игра «Закончи рисунок»

Цель: развитие воображения и образного мышления детей.

Детям предлагается ряд совершенно одинаковых фигур. Например, квадратов, кругов, полукругов, ромбов, трапеций и др.

Задача ребенка – каждую фигуру превратить в какой-либо образ. Кто больше нарисует образов, тот и выиграет.

Упражнение – игра «Десять отличий»

Цель: развитие воображения детей.

Детям предлагается десять изображений одного и того же предмета. Например, это может быть изображение любого сказочного героя или животного. Задача детей – путем дорисовывания каждое изображение сделать отличным одно от другого.

Упражнение «Постановка необычных проблем»

Цель: формирование умения детей ставить проблемы, развитие воображения детей, их речевых способностей.

Ребенку предлагается, воспользовавшись приведенным ниже списком, поставить необычную проблему, связывающую два указанных понятия. Например, дается пара ЖУК – КРЕСЛО. Ставится проблема: «Жук купил кресло. Как он его доставит к себе домой?»

Детям можно предложить следующие понятия:

гребень – земля

компас – клей

колокольчик – стрела

синица – сестра

лейка – трамвай

мухомор – диван

учитель – ветер

ботинки – самовар

спичка – овца

шляпа – пчела

рыба – пожар

Упражнение «Что произойдет, если …»

Цель: развитие воображения детей, умения выдвигать гипотезы.

Детям предлагается ряд вопросов, начинающихся со слов

«Что произойдет, если…». Задача ребенка дать как можно более полные и оригинальные ответы на поставленные вопросы.

Список примерных вопросов:

-Что произойдет, если дождь будет лить не переставая?

– Что произойдет, если все животные начнут говорить человеческим голосом?

– Что произойдет, если все горы вдруг превратятся в сахарные?

– Что произойдет, если у тебя вырастут крылья?

– Что произойдет, если оживут все сказочные герои?

– Что произойдет. Если люди смогут читать мысли друг друга7

Данное упражнение может служить тестом для исследования воображения детей. Чем более подробно и детально отвечает ребенок на вопрос, тем ярче у него развито воображение. Для оценки результатов можно использовать и фактор времени. Чем меньше времени потребовалось ребенку, тем лучше развито его воображение.

Читайте также:  Центр развития ребенка курск 97

Упражнение «Фантастические гипотезы»

Цель: развитие творческого воображения и абстрактного мышления детей.

Для работы заготавливается одинаковое количество карточек (например, 20 и 20), на которых пишется соответственно 20 любых существительных и 20 глаголов. Для постановки вопроса берутся первые попавшиеся две карточки (по одной из каждого набора).

Н

стол

апример,

летать

Сочетание этих слов и дает гипотезу, на основе которой можно работать. Например, дети выдвигают гипотезу: «Что было бы, если бы стол стал летать?» Дальше можно строить рассказ на развитии этого сюжета.

Игра «Архимед»

Цель: развитие воображения детей.

Перед началом игры можно рассказать детям об открытиях Архимеда. Он смог решить задачи, которые, казалось, были нерешаемыми.

Ход игры: детям предлагается стать Архимедами и решить нерешаемые доселе задачи (проблемы). Задача детей дать как можно больше идей для решения этих проблем. После того как они «решат» одну проблему, можно предложить им поискать еще одно решение данной проблемы и так до тех пор, пока варианты решения не иссякнут.

Проблемы для решения:

1. Как вырастить пальму возле дома?

2. Как развести сад на Луне?

3. Как из мухи сделать слона?

4. Как без космического корабля слетать на другую планету?

5. Как сосчитать все звезды?

6. Как сделать машину для приготовления уроков?

7. Как оживить куклу?

8. Как научиться читать мысли другого человека?

Данную игру можно использовать как тест для выявления интересов детей. Проблемы, по которым получено наибольшее число решений, указывают на сформированную у ребенка сферу интересов.

Упражнение «Неоконченные рассказы»

Цель: развитие фантазии ребенка, мышления, внимания.

Детям предлагается продолжить начатый рассказ. Для начала можно использовать готовые тексты сказок, рассказов. Но предлагаемые произведения должны быть незнакомы детям. Начало рассказа можно придумать самим.

Можно для работы предложить следующие тексты:

Проделки белки.

Пошли две подружки в лес и нарвали полную корзинку орехов. Идут по лесу, а вокруг цветов видимо-невидимо.

«Давай повесим корзинку на дерево, а сами цветов нарвем», – говорит одна подружка. «Ладно!» – отвечает другая.

Висит корзинка на дереве, а девочки цветы рвут.

Выглянула из дупла белка и увидела корзинку с орехами.

Вот, думает, …

На реке.

Юра и Коля шли неподалеку от берега реки.

«Интересно, – сказал Толя, – как это совершаются подвиги? Я все время мечтаю о подвиге!»

«А я об этом даже и не думаю», – ответил Юра и вдруг остановился. С реки донеслись …

Неспетая песнь.

Жил гусь. Рано утром выплыл он на середину озера и увидел в воде самого себя. Очень гусь сам себе понравился.

Встрепенулся он, расправил крылья. Захотелось гусю спеть про себя песню.

Ах, какой я красивый, какой я прекрасный», – так захотелось петь гусю. «Тополя я стройнее, снега белее, выше самой высокой горы, лапки мои солнца краснее, глаза чище озерной воды».

Но потом он огляделся вокруг и говорит …

Ребенок должен не только довести сюжет до конца, но и учесть название рассказа и своим развитием сюжета подтвердить название.

Упражнение «Танец»

Цель: активизация воображения детей, положительных эмоций.

Детям предлагается потанцевать. Причем каждый танцует «что хочет». Ребенок должен выразить в танце какой – либо образ. Лучше, если образ он придумает сам. При затруднении можно подсказать ребенку образ.

Песни для танцев не должны быть песнями со смысловым, понятным для детей текстом. Данное упражнение можно использовать во время физкультминуток, на переменах.

Игра «Тропинка»

Цель: активизация воображения детей, их положительных эмоций.

Ход игры: все дети встают друг за другом и идут по воображаемой тропинке. По команде взрослого они переходят воображаемые препятствия. Например, идем по тропинке. Вокруг кусты, деревья, зеленая травка. Птицы поют. Шелестят листья. Вдруг на тропинке появились лужи. Обходим лужи. Одну, другую, третью. Снова спокойно идем по тропинке. Перед нами ручей. Через него перекинут мостик с перилами. Переходим по мостику, держась за перила. Тропинка пошла через болото. И т. д.

Текст необходимо читать спокойно, с соответствующими интонациями. Вариантом игры, еще более пробуждающим фантазию детей, является «Путешествие по другой планете». Можно попросить детей самим придумать, какие препятствия возникают у них на пути, преодолеть их, описать.

Игра «Пантомима»

Цель: развитие образного воображения детей.

Ход игры: все дети становятся в круг. По очереди каждый выходит в середину круга и с помощью пантомимы показывает какое-либо действие. Остальные дети должны отгадать это действие. Подобным образом можно «оживить картинку».

Литература.

1. Субботина Л. Ю. Развитие воображения у детей. Ярославль: Академия развития, 1996.

2. Винокурова Н. К. Развитие творческих способностей учащихся. М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999.

3. Холодова О. Юным умникам и умницам. 2 – 4 класс.

4. Начальная школа. Плюс до и после. Ежемесячный научно – педагогический и психолого – педагогический журнал. №9, 2007 г.

Источник