Задания для развития слуха ребенка с нарушениями

Наталья Курцевич
Картотека игр для детей с нарушением слуха

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

Прятки с игрушками

Цели: развивать внимание и память детей, развивать способность удерживать в памяти определенную цель – искать конкретную игрушку.

Оборудование: три-четыре (пять-семь) новых, незнакомых детям игрушек.

Речевой материал: найди, названия игрушек, большой, маленький, названия основных цветов, ищите, спрячь

Ход игры

Педагог привлекает внимание детей к новым игрушкам: «У нас гости. Посмотрите, какие игрушки. Что это?  А это? После рассматривания игрушек педагог предлагает: «Будем играть с ними. Игрушки будут прятаться, я вы будете искать». Педагог предлагает детям выбрать понравившуюся им игрушку и говорит: «Ты будешь искать мишку и т. п. Что (кого) ты будешь искать?» После этого дети отворачиваются к стене, закрывают глаза или выходят за дверь педагог прячет новые игрушки среди старых, знакомых и затем предлагает детям: «Ищите. Где твоя игрушка?»

Каждый из детей должен найти выбранную им ранее игрушку. Первому нашедшему – приз: наклейка или значок. В конце игры те, у кого больше всех значков, выходят вперед, остальные им аплодируют.

Усложнения:

сначала педагог может показать, как надо искать, затем дети самостоятельно выполняют;

можно выбрать водящих – они будут искать игрушки остальные дети, знающие, куда педагог спрятал игрушки, не должны подсказывать;

одни дети прячут игрушки, другие потом ищут их. Педагог помогает найти место, куда лучше спрятать;

увеличивается число участников игры, следователь увеличивается и количество игрушек.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

Послушай и запомни

Цели: развивать умение запоминать ряд слов, воспроизводить заданную словесную последовательность, развивать внимание.

Оборудование: таблички с названиями предметов либо по одной теме, либо по разным.

Речевой материал: слушай внимательно, запомни, назови слова, потом, кто запомнил? повтори.

Ход игры

Педагог предлагает детям поиграть. Называет слово и кладет табличку. Например, «пирамида». Затем называет второе слово – «мяч» и кладет эту табличку вслед за первой, образу ряд. Когда выложены три таблички, переворачивает их и устно воспроизводит: «Тут пирамида, потом мяч, потом лодка. Кто запомнил? Повтори». Ребенок повторяет. Затем педагог выкладывает новую табличку и читает новое слово, кладет табличку вслед за уже имеющимися. И повторяет весь ряд сначала.

Что изменилось?

Цели: учить запоминать предметы и их изображения, расположение предметов, картинок в пространстве, развивать внимание.

Оборудование: различные игрушки, предметы, картинки по темам, изучаемым в данной возрастной группе, ширма (или экран, салфетка, таблички.

Речевой материал: посмотри, запомни, названия предметов, игрушек, что это? Чего нет? Чего не стало? Что изменилось? Что не так?

Ход игры

1. Педагог предлагает детям рассмотреть последовательное из трех-четырех предметов, назвать их, затем ряд на некоторое время (-10-15 сек.) закрывается ширмой, педагог за ней убирает один предмет из ряда. После этого ширма открывается и детям предлагается назвать т предмет, которого не стало («Чего нет? Чего не стало?»). Ребенок устно отвечает. На первых порах можно для ответа использовать такой же ряд предметов, чтобы ребенок мог показать, чего не хватает, чего не стало казать ту игрушку, которую теперь не видит.

2. Детям предлагается ряд картинок, которые таким же разом, как и предметы, выкладываются в ряд, Затем количество изменяется в связи с удалением одной картинки за ширмой. Картинки могут быть представлены на фланелеграфе.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ

Посади огород

Цели: учить детей использовать заданные заместители предметов и располагать в соответствии с расположением заместителей.

Оборудование: набор игрушечных овощей: репки, огурчики, морковки.

Листы картона(12х12, разделенные на девять частей. Карточки с заданиями (на каждой карточке кружки разных цветов – зеленый, желтый, оранжевый, расположенные в клетках хаотично (от четырех до девяти кружков на карточке).

Речевой материал: морковь, репа, огурец, тут так желтый, зеленый, оранжевый.

Ход игры

Педагог раздает детям карточки, разделенные на клетки, и игрушечные овощи. Затем показывает карточку-образец предлагает соотнести цветные кружки и игрушки, а потом разложить овощи в соответствии с образцом на своей карточке.

Постепенно количество заданий увеличивается. Можно увеличить количество частей (грядок) в «огороде».

Что сначала, что потом

Цель: учить детей располагать картинки в порядке развития сюжета.

Оборудование: набор картинок для игры «Что сначала, что потом» в готовом виде, таблички.

Речевой материал: что сначала? Что потом? Подумай разложи, какая картинка первая? Верно, неверно.

Ход игры

Педагог предлагает детям серии картинок (от двух до шести, которые нужно внимательно рассмотреть и определить, что было сначала, что потом. «Какая картинка первая? Что было сначала?» Дети рассматривают картинки и раскладывают в необходимой последовательности. Педагог проверяет, уточняет, почему так. В начале для проверки правильности можно к обратной стороне картинок наклеить карточки с расходящейся стрелкой, острый кончик которой начинается над первой картинкой, а расходящиеся ее концы – над последней. Или, если дети знают цифры, то на полосках с обратной стороны – цифры. Когда ребенок выложит последовательность, он может сам проверить, открыв картинки с обратной стороны.

Читайте также:  Нормы развития речи ребенка по гвоздеву

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

Что это такое?

Цель: учить детей создавать в воображении образы на основе характерных признаков предметов.

Оборудование: бумажные круги разных цветов, поло-разной длины, мяч, таблички.

Речевой материал: на что похоже? Что это такое? думай, лови мяч, кати, назови предмет, молодец.

Ход игры

Дети встают в круг, педагог говорит, что надо придумать, на что похож предмет, который лежит на стуле. Он кладет на стул один из цветных кружков. Педагог может сам назвать предмет, который он придумал, затем дети отвечают по очереди. Отвечает тот ребенок, кому педагог покатит мяч. Ребенок довит мяч и называет предмет, на который похож кружок. (Например, красный кружок: яблоко, помидор, шарик, мяч и др.). Затем педагог меняет круг на круг другого цвета, или на полоску. Необходимо поощрять оригинальные ответы.

Дети на прогулке

Цель: учить детей создавать в воображении образы на основе схематических изображений предметов.

Оборудование: несколько картинок такой величины, чтобы они были хорошо видны всей группе детей. На каждой картинке изображен ребенок (мальчик или девочка, в руке у которого на зарисованный предмет, таблички.

Речевой материал: мальчик, девочка, несет на прогулку, названия предметов, придумай, скажи, назови, верно.

Ход игры

Педагог показывает детям одну из картинок и говорит «Тут нарисован мальчик (девочка). В руке у него. Что? Я не знаю. Придумайте, что может быть в руке». Например, если на картинке нарисован мальчик с палочкой, то можно сказать, что у него флажок, цветок, шарик («Мальчик идет гулять с шариком, цветком»). Дети по очереди придумывают, педагог следит за тем, чтобы не было повторов. Если дети затрудняются, педагог помогает.

ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ

 ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ СО ЗВУЧАЩИМИ ИГРУШКАМИ

Барабан

Цель: вызвать интерес к звучащим игрушкам, учить извлекать их звучание.

Оборудование: барабан, игрушечные барабанчики.

Речевой материал: будем играть, играйте, да, нет, верно, неверно, молодец, БАРАБАН (предъявляется детям письменно – на табличке).

Ход игры.

Дети полукругом стоят или сидят перед педагогом. Взрослый, заинтриговав детей, достает из коробки (мешочка.) барабан, играет на нем, произнося татата, предъявляет табличку БАРАБАН. Дети смотрят, дотрагиваются до барабана в момент звучания, чтобы ощутить вибрацию его корпуса. Педагог учит детей стучать деревянной палочкой по барабану, извлекая его звук. При этом один ребенок стучит по барабану, а остальные имитируют это движение: или стучат пальцем по игрушечным картонным барабанам, или по ладони. Педагог стимулирует детей к сопровождению движений произнесением слогов татата (как могут, но не настаивает.

Бубен

Цель: вызвать интерес к звучащим игрушкам, учить извлекать их звучание.

Оборудование: бубен.

Речевой материал: будем играть, играйте, да, нет, верно, неверно, молодец, БУБЕН.  

Ход игры

Игра проводится аналогично описанной выше. По бубну ложно ударять рукой, трясти его, произнося слогосочетания папапа (как могут).

Источник

Дети с нарушениями слуха испытывают такую же потребность в играх, как и их сверстники. При этом такие дети нуждаются в обучении самому умению играть.

Поэтому перед родителями и педагогами стоит непростая задача: совместить умелое руководство в игре и создание условий для увлекательной игровой активности малышей.

С помощью игр можно решить сразу несколько задач:

  • развитие остаточного слуха у ребёнка;
  • создание слухо-зрительной основы, соотнесение звуков со зрительными образами;
  • расширение представлений малыша о звуках.

1. Игры на развитие мелкой моторики

Развитие моторики рук и пальцев имеет значение для развития внимания, ориентировки детей на свойства предметов и игрушек.

Игры данной группы особенно важны для детей с нарушениями слуха, так как свойственные для многих детей нарушения мелкой моторики в дальнейшем отрицательно сказываются и на формировании двигательной основы речи.

У деток самая любимая игра в этой категории – это пальчиковое рисование.

Рисовать, кстати можно не только пальчиками, но и всей ладошкой, и даже ступнями по большому куску бумаги (старые обои очень даже подойдут). В процессе этой увлекательной игры малыш развивает еще и сенсорику: учится чувствовать и понимать свое тело, проживает новые тактильные ощущения, реализует творческий потенциал, дает выход эмоциям. Предложите малышу выполнять веселые задания в специальных пальчиковых раскрасках.

Хороши в комплексе с такими играми артикуляционная и пальчиковая гимнастики и дыхательные упражнения.

Подборку пальчиковых игр для деток разных возрастов вы найдете в специальном пособии «Бушки-топотушки».

Прекрасно развивают мелкую моторику

– Мозаики. Они могут быть с крупными деталями – для малышей или для деток постарше.

Шнуровки.

Игры с прищепками,

Сортеры.

2. Игры на развитие восприятия

Такие игры помогают деткам усвоить представления о цвете, форме, величине, пространственных отношений предметов.

В процессе их использования детей учат выделять свойства предметов, соотносить их между собой, знакомят с сенсорными эталонами, учат ориентировке в окружающем пространстве, в частях собственного тела.

Читайте также:  Развитие ребенка после одного года

В ходе использования игр данной группы помимо зрительного, развивается тактильно-двигательное восприятие: детей учат различать на ощупь предметы различной величины, структурной, текстурной и температурной поверхности.

Используйте в играх с малышом Рамки-вкладыши. С ними можно придумать массу увлекательных развивающих игр: ощупывать детали с закрытыми глазами, обводить их на бумаге, пытаться понять, что изменилось (когда малыш отворачивается, убирайте пару деталей или меняйте местами фигуры, лежащие на столе).

Тренажер «Форма и цвет» поможет детками закрепить знания о цвете и форме предметов.

Пространственные представления малыша и его ориентировка в пространстве совершенствуется благодаря игре на изучение предлогов.

Познакомьте малыша с музыкальными инструментами. Возьмите барабан и покажите карточку с названием инструмента. Стукните по барабану и скажите: «та-та-та». После детки касаются барабана, ощущая его вибрацию, стараются повторить «та-та-та». Каждый пробует ударить по инструменту, а затем дублируют действие на других поверхностях. Так же можно выполнять игру и с другими инструментами.

Марш или вальс. Интересная игра, которая знакомит малыша с различным темпом музыки. Включите деткам «марш», проговорив его название и побуждая совершать ритмичные движения (шаг на месте). Затем включите вальс и покажите, как совершать плавные движения руками. Затем включите еще несколько мелодий и попросите детей определить, какая мелодия была маршем, а какая – вальсом.

Прекрасно подойдет игра «Звуковая память», в которой детки учатся различать предметы не только по издаваемому звуку, но по вибрации при звучании.

Попробуйте игру Чудо-куб «Сенсорика», с помощью которого можно не только закрепить знания деток о форме и цвете, но и развить сенсорику, определяя на ощупь текстуру предметов.

И, конечно, Тактильное лото также станет спутником малышей в их играх.

3. Сюжетно-ролевые игры

Сюжетно-ролевые игры помогают обучить ребенка принятым нормам поведения. В игре ребенок привыкает слышать, как принято произносить слова приветствия, прощания, начало разговора, просьб и т.п. Все это малыш должен постараться проговорить и запомнить.

Таких игр можно придумывать массу – по 5-6 каждый день. Не пугайтесь того, что часто подготовка к игре длится дольше, чем сама игра: вы долго раскладывали «товар» по полочкам магазина, чтобы ребенок совершил в игре одну покупку за 5 минут. Это нормально! И если малыш принимает правила этой игры и следует им на протяжении этих 5 минут, выполняя роль покупателя (или продавца), считайте, что игра прошла успешно. Можно начинать новую! – О пиратах и принцессах, изображать животных в Африке и доктора Айболита, доброго волшебника и потерянные магические кристаллы. Главное, чтобы ребенок проявлял как можно больше интереса к игре и фантазировал. Педагог утверждают, что чем лучше ребенок играет в дошкольном возрасте, тем лучше он потом учится в школе.

Театр теней – игра, в которой даже стеснительный ребенок может играть главную роль, ведь актер прячется за ширмой, да еще и в темноте. А пока малыш двигает фигурки, он еще и развивает речь, произнося фразы героев.

Дом с героями и мебелью – настоящая мечта для любой девочки (и некоторых мальчиков, кстати тоже). Парочка милых котиков могут стать героями многих приключений и историй. А домик, между прочим, складывается, становясь очень компактным.

Для деток, которым нравится мастерить подойдет вот такой Чемодан с инструментами. Девочки и мальчики с одинаковым интересом примеряют на себя роль столяра и слесаря, могут починить сломанный табурет или шкафчик на кухне.

4. Игры на развитие внимания и памяти

Эта группа игр направлена на развитие:

  1. внимания,
  2. умения сосредотачиваться на определенных сторонах предметов и явлений,
  3. переходить к произвольному вниманию.

Детки учатся запоминать изображения предметов, их внешние признаки и названия, узнавать их после отсрочки, находить местоположение в пространстве, видеть разницу в деталях при их сопоставлении.

Тренажер для развития внимания – прекрасное, понятное дидактическое пособие для развития внимания деток от 3 до 7 лет.

Помогут в развитии внимания веселые игры для всей семьи (или дружных компаний):

«Перепрятаница»,

Дубль.

В этих играх участникам предстоит как можно быстрее найти нужный предмет, будь то бублик, клубничка, слон или матрешечка. Все игры легко адаптируются под деток 2-3 лет: для этого нужно убрать часть карточек и снизить скорость игры.

А вот такая игра на развитие внимания и памяти не оставляет равнодушными ни малышей, ни подростков, ни родителей. Каждому хочется проверить свои возможности и запомнить как можно больше комбинаций звуков и цветов, а потом повторить их. Но каждому ли это удастся?

Книги-гляделки – тоже хороший вариант для развития внимания и наблюдательности. К тому же они помогают развить словарный запас и кругозор ребенка.

5. Игры на развитие мышления и воображения

Такие игры помогают научить деток анализировать предметы и явления окружающего мира, находить сходное и отличное, распределять по группам и называть обобщающим словом, устанавливать последовательность событий и причинно-следственные связи между ними.

Читайте также:  Музыкальное развитие ребенка м казиник

Пазлы «Что за чем?» развивают умение выявлять причинно-следственные связи и выстраивать последовательность событий.

Дидактическая игра «Логика» поможет малышу научиться выделять общие признаки предметов, устанавливать ассоциативные связи, соединяя картинки с между собой как пазлы. На таком же принципе построена игра «Обобщения».

Игра «Словечки» прекрасно подходит для развития мышления и воображения малышей. Задача игроков – с помощью шнурочков, палочек и кружочков изобразить заданные слова. Игра не оставляет равнодушными даже взрослых!

«Веселый зоопарк» – игра на развитие логического и аналитического мышления, которую можно адаптировать даже для двухлетних деток, убрав карточки со сложными заданиями.

Многоразовые карточки «Головоломки»– прекрасный вариант игры, как дома, так и в путешествиях. Задания направлены на развитие логического и аналитического мышления, помогают развить самостоятельность и усидчивость.

Логическая игра «Животные» станет для малыша увлекательной и полезной забавой не на один год, ведь в ней несколько уровней сложности, последние из которых может пройти только опытный головоломщик, а первые по плечу даже 4-летним малышам.

6. Игры на развитие речи

Развивать речь деток можно и нужно еще до того, как они научились говорить. Чем больше мы общаемся с малышом, тем больше слов в его пассивном словаре. После того, как ребенок заговорит, все они постепенно перейдут в активный словарь, и кроха непременно порадует вас своими детскими перлами.

При общении с младенцами важно, чтобы ребенок видел ваши движения губами, мимику.

В помощь маме у нас есть прекрасный тренажер «Запуск речи», в котором собраны развивающие задания для самых маленьких. Для маминого удобства задания поделены на ежедневные упражнения в легкой, игровой форме, доступной крохам. Всего в курсе 7 дней, но игрой можно пользоваться снова и снова, побуждая малыша произносить первые слова.

«Истории в картинках» – тренажер для деток постарше

А вот мега-интересная игра на развитие устной речи «Фифекты фикции». Построена по принципу игры-бродилки, в ходе которой участники выполняют всевозможные задания: развивают мелкую моторику, образное мышление, фонематический слух, словарный запас, навыки словообразования и многое другое. Подходит для деток от 4 лет.

7. Подвижные игры

Подвижные игры развивают самостоятельность и инициативу ребенка, крупную моторику и координацию движений, умение играть в команде и находить общий язык со сверстниками.

Вот, например, игра «Земля, Воздух, Вода». Ведущий называет поочередно эти стихии, а участники выполняют условленные движения.

«Земля» – играющие принимают положение: руки в стороны; «Воздух» – играющие выполняют круговые движения руками назад; «Вода» – выполняются движения, имитирующие волны. Игрок, нарушивший правила, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто остается в кругу последним. Интенсивность игры регулируется темпом произнесения ведущим слов-заданий.

А еще есть у этой игры и другой вариант: площадка делится на три зоны – «Вода», «Земля», «Воздух». Ведущий называет предмет (например, самолет), играющие бегут в зону, обозначающую «Воздух». Слово «пароход» – играющие бегут в зону «Вода». Слово «дерево» – играющие бегут в зону «Земля». Игрок, нарушивший правила, выбывает из игры или получает штрафное очко. Выигрывает последний оставшийся участник (либо набравший меньше всего очков).

8. Игры на развитие творческих способностей

Творческие игры необходимы всем деткам – и непоседам, и замкнутым стеснительным деткам. Такие занятия помогают развить творческий потенциал малыша, развивают мелкую моторику, воображение, самостоятельность.

И на первом месте среди таких игр. пожалуй, всевозможные Конструкторы. Они могут быть на любой вкус и возраст:

винтовые,

деревянные,

с молоточком,

на липучках.

Рисуем, лепим, творим – целые наборы для творческого развития деток разных возрастов. Лепка и аппликации, рисование и работа с природным материалом, тканью, ватой – набор материалов для годового курса индивидуальных занятий с малышом.

В процессе использования всех игр происходит развитие интереса к игровой деятельности, установление контакта взрослого с ребенком, взаимодействие детей между собой.

Компенсация нарушения слуха идет, как правило, за счет зрения, поэтому ребенок должен видеть то, что ему предстоит делать. Взрослому предстоит показать движения – точно и обязательно с объяснением. При этом дети должны хорошо видеть движения губ, мимику, жесты говорящего.

Головоломка «Цыплята» поможет деткам познакомится с эмоциями. Попросите малыша повторить эмоции, изображенные цыплятами. Попробуйте произнести одно и то же слово или фразу с разными интонациями. Например, как скажет «Привет» грустный цыпленок?

А застенчивый? А для деток постарше подойдет игра «Кривляки».

Опытные педагоги утверждают, что если у малыша обнаружено ослабленный или полностью утраченный слух, работу по коррекции и развитию коммуникативных навыков нужно начинать немедленно. И тогда, возможно, удастся сохранить и развить остатки слуха, а в случае глухоты – максимально адаптировать малыша к жизни в обществе. Игра – единственно доступный и действенный метод обучить кроху. Главное – не сдаваться и верить в успех!

Источник