Задания для развития речи умственно отсталого ребенка

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Приморская СШ», структурное подразделение «Детский сад»

Проект по развитию речи ребенка с умственной отсталостью  

«Раз словечко, два словечко»

д. Рикасиха

2016-2017

Актуальность темы:

Категория детей с умеренной степенью умственной отсталости представляет собой разнородную группу, основными общими чертами которой является психофизический дефект и в большинстве случаев наличие выраженных органических нарушений.

У этих детей общий интеллектуальный дефект связан либо с отсутствием устной речи, либо с общим ее недоразвитием. Нарушена импрессивная речь, т.е. восприятие и понимание устной речи других людей. Нарушена экспрессивная, произносительная речь. Она монотонна, нарушен темпоритм, отсутствует эмоциональная окраска. Словарь крайне ограничен. Общее недоразвитие речи сочетается с тяжелыми дополнительными речевыми нарушениями: дизартрией, алалией, заиканием, грубыми органическими дефектами артикуляционного аппарата. Из-за нарушенного строения центрального и периферического отделов речевого аппарата наблюдается нарушение звукопроизношения, коррекция которого трудна и малопродуктивна. Речь большинства представлена случайным, хаотичным набором слов, фраз, если они есть, построенных неправильно.

Проблема развития  речи актуальна, поскольку речь является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности человека и его поведения в целом. Несформированность  речи отмечается у всех детей с интеллектуальной недостаточностью и оказывает отрицательное влияние на развитие, обучение и социализацию ребенка. Своевременная и целенаправленная работа по развитию  речи способствует  развитию мыслительной деятельности, улучшению межличностного общения и социальной адаптации учеников специальной (коррекционной) школы.

  Формирование устной речи умственно отсталых детей – одна из наиболее важных и сложных задач их обучения и воспитания. От нее зависит успех всей коррекционно-развивающей работы.

При обучении и воспитании ребенка с умеренной умственной отсталостью в условиях общеобразовательного учреждения необходим поиск форм работы, объединяющих всех участников образовательного процесса- педагогов, ребенка и родителей. Так родился проект «Раз словечко, два словечко»

Вид проекта: долгосрочный

Участники проекта: ребенок с синдромом Дауна (умеренной степенью умственной отсталости), родители, логопед.

Цель активизация речи ребенка с выраженной степень ю умственной отсталости.

Задачи:

-развитие понимания ребенком обращенной речи;

-обогащение вербальных и невербальных средств общения у ребенка с умственной отсталостью;

– ативизация родителей как участников образовательного процесса;

-обучение родителей приемам эффективного взаимодействия и общения с ребенком;

-способствовать гармонизации детско – родительских отношений.

Работа по развитию речи детей с умеренной умственной отсталостью проводится с учетом следующих дидактических принципов:

– комплексности (воздействие осуществляется на весь комплекс речевых и неречевых нарушений);

– максимальной опоры на различные анализаторы;

– опоры на сохранные звенья нарушенной функции;

– поэтапного формирования умственных действий (по П. Я. Гальперину, при котором работа над каждым типом задания проводится в определенной последовательности;

– учета зоны ближайшего развития (по Л. С. Выготскому, при котором выполнение задания возможно с дозированной помощью со стороны логопеда;

– усложнения материала, с постепенным включением трудностей в логопедическую работу.

К началу нашей работы речь ребенка характеризовалась следующими аспектами:

-затруднено восприятие и понимание речи ребенком.

-активная речь представлена вокализмами , отдельными звукоподражаниями ,

-вербальная недостаточность восполняется использованием жестов

В результате процесс социализации в детском коллективе был очень затруднен.

Основным средством обучения являлась игра – театрализованная (с использованием пальчикового театра, би-ба-бо), сюжетно – ролевая (в ходе которой мама брала на себя ведущую роль), дидактическая.

Ожидаемый результат: 

Участие в проекте будет способствовать речевому развитию ребенка с выраженной умственной отсталостью.

Этапы и направления работы по реализации проекта

этап

Задачи этапа

приемы

Подготовительный

-изучение методической, научной и художественной литературы по теме проекта.

-Диагностическое обследование ребенка по разделу «Развитие речи».

 -включение родителей в проектную деятельность;

-подобор и систематизация игры и игровых упражнений;

Консультация

Создание картотеки «Раз словечко, два словечко»

основной 

формирование предпосылок общения и речи у ребенка.

Развитие слухового восприятия

• расширить рамки слухового восприятия;

• развить слуховые функции;

• сформировать основы слуховой дифференциации, регулятивной функции речи.

• привлечение внимания к звучащему предмету;

• различение звучания шумов, музыкальных инструментов, голосов;

• реагирование на громкость звучания;

• узнавание и различение гласных звуков [а], [о], [у], [и];

• развитие подражания неречевым и речевым звукам;

• различение и запоминание цепочки звукоподражаний

Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации

• расширить рамки коммуникации с окружающими;

• развить невербальные компоненты коммуникации.

• развитие понимания жестов и выразительных движений;

• моделирование ситуаций, способствующих вызову коммуникативно – значимых жестов (да, нет, хочу, дай, на);

• развитие мимики и жеста.

Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.

• развить мелкую моторику рук, четкую артикуляционную кинестезию, тактильную память;

• формировать представления о схемах лица и тела;

• развить подвижность речевой мускулатуры;

• обучить восприятию артикуляционных укладов звуков, путем развития зрительно – кинестетических ощущений.

• массажные расслабляющие (активизирующие) движения;

• пальчиковая гимнастика с эмоциональным сопровождением;

• активизация пассивных и активных движений рук;

• артикуляционная и мимическая гимнастика.

Развитие импрессивной речи.

• развивать понимание ситуативной и бытовой речи;

  • Показать предметы из ближайшей окружающей обстановки по просьбе взрослого.
  • Показать знакомых близких людей по просьбе взрослого.
  • .Показать по просьбе взрослого простые движения (встать, сесть, подойти, лечь, попрыгать, бежать).
  • Показать по словесной инструкции действия на себе (на картинке): ест, пьет, умывается, спит, рисует, читает.
  • Научить понимать вопросы Что? Кого?, которые помогают выяснить объект действия: Что делает? У кого был? Кого видит?
  • Научить понимать вопросы Кто это? Что это? Кто? Что?, выясняющие субъект действия: Кто поет? Кто читает? Что лежит?
  • Научить понимать вопросы Где? Куда? Откуда? На чем?, выясняющие местонахождение предметов.
  • Научить понимать вопрос Чем?
  • . Разложить предметы, игрушки в заданной последовательности (3 штуки).
  • Разложить картинки в нужной последовательности.
  • . Понимать вопросы к простой сюжетной картине.
  • . Совершать действия с отобранными предметами по инструкции педагога.

Игры

«Ладушки», «Иди ко мне», «Возьми шарик», «Хоровод с куклой», «Догонялки», «Идите ко мне – бегом ко мне», «Возьми, положи, брось», «Возьми, кати», «Покорми птичку», «Найди свою игрушку», «Мишка спрятался», «Куда девался мяч», «Спрячь матрешку», «Покатай зайку».

Обучение предметным действиям и пониманию сопровождающей эти действия речи

  • Чем моет? Что моет? (водой, мылом, лицо, руки)
  • .Чем вытирает? Что вытирает? (полотенцем, лицо, руки)
  •  Чем играет? На чем играет? (куклой, мячом, на гармошке, дудочке)
  • Чем ест? Что ест? (ложкой, вилкой, суп, кашу, картошку)
  • Чем рисует? Что рисует? (карандашом, дом, машину)
  • Чем приколачивает? Что приколачивает? (молотком, картину и др.)
  •  Чем режет? Что режет? (ножом, хлеб, сыр)

Игры

«Поймай мяч», «Попляшем с погремушками», «Переложи игрушки», «Прокати шарики», «Прокати шарики через воротца», «Посадим грибы» (пособие), «Пирамидки», «Закрой коробочки», «Сделай целую игрушку», «Игра на детском рояле», «Спрячь игрушку»» «Спрячь картинку», «Найди свой стул», «Бегите ко мне», «У кого такое?», «Найди пару», «Угадай, чего не стало».

Естественные бытовые ситуации

Формирование у детей связей между предметами, действиями и их словесным обозначением

  • Научить детей узнавать игрушки по их описанию.
  • Учить определять предметы по их словесному описанию и назначению
  • Учить узнавать животных на картинке, по словесному описанию, по звукоподражанию.
  •  Учить узнавать предметы по назначению.

      – Покажи, чем будешь есть суп.

     – Покажи, чем будешь рисовать.

    – Чем будешь чистить зубы?

      – Что наденешь, когда пойдешь гулять?

      – Чем будешь мыть руки? и т. п.

  • Где что лежало. Кто с кем поменялся. Кого (чего) нет.
  •  Сличение и сортировка предметов по цвету, форме, величине.

Формирование у детей интереса к игрушкам, игре, обучение игровым действиям

  • Стимулирование выполнения отраженных действий.

– Сделай, как я.

– Покажи, как зайчик прыгает.

– Уложим кукол спать.

– Оденем Катю на прогулку.

– Построй ворота

– Построй башню.

– Опусти шарик в коробку.

– Спрячь шарик в ладошках.

– Почтовый ящик.

  • . Поиграем на гармошке (дудочке, барабане и т. п.).
  • Куда упал мячик.
  • Поймай зайку. Зайка прячется.
  • Катание мяча по показу взрослого.
  • Бросание мяча по показу взрослого.
  • Подражание движениям рук, ног, головы, плеч.
  •  Нанизывание колец (4 – 5 крупных) пирамиды.
  • Бросание мелких предметов в жестяную коробку.
  • Чудесный мешочек. Складывание парных предметов, игрушек.
  •  Солнце или дождик? (С бубном)
  • . Чей одуванчик дальше улетит?
  • Угадай, на чем играю.

Развитие подражательной речевой деятельности

Стимулировать самостоятельную речевую деятельность ребенка

  • Изменение силы голоса по подражанию.
  • Изменение высоты голоса по подражанию («Пи-пи», «Гаф-гаф»).
  • Развитие длительного направленного ротового выдоха (на звуке Ф)-
  • Чей пароход лучше гудит? (на звуке У)
  • Успокой куклу. Произношение звука А .
  • Кто как кричит? ( Ау, уа, иа, га-га, пи-пи, мяу)
  • Улыбнемся Петрушке, (звук И )
  • Покажи и назови. ( Катя, гуси, кот, конь)
  • Игра «Волшебный сундучок» (это дом, это Катя, это киса, это утка, это гусь, это мишка и т.п.)
  • Когда это бывает? (приметы времен года)
  • Задание 11. Игра «Автомобили», (произношение «6и-би…»)
  • Угадай, кто сказал. Сказки «Три медведя», «Теремок», «Волк и семеро козлят».
  • . Игра «Эхо». (Ау, Оля, Ау)

Игры

«Угадай, кто кричит», «Громко – тихо», «Кто как кричит?» А. Барто, «Птицеферма», «Кормление птенцов» – речевая гимнастика, «Кот и мыши» (слово «мяу»), «Поезд» (звук У), «Лошадки», «Накорми телят» (ммуу).

Учить ребенка выражать свои желания словесно, однословным или двусловным несинтаксированным предложением

  •  Назвать свои игрушки, знакомые предметы. Допустимо нечеткое произношение.
  • Назвать предметные картинки отраженно за педагогом, затем самостоятельно.
  • Назвать слова отраженно и сопряженно с педагогом, сохраняя ударение.

А: Аня, Алик, Катя, Тата, шарик, тапки, шапка, зайка, палка, мак, пальчик, чашка.

О: Оля, Коля, Зоя, ослик, дом, боты, зонт, козлик, ротик, котик, носик, ложка, кошка.

У: утка, муха, кубик, туфли, уши, зубы, губы.

И: Дима, киса, Зина, Нина, нитки.

  • Вызвать двусложные предложения со словами: где, дай, на, вот, тут.

– Где мячик? – Вот мячик.

– Дай кису. – На кису.

  •  Учить ребенка в бытовых ситуациях выражать свои желания с помощью речи:

дай пить идем домой

дай еще хочу пить

тетя идем хочу гулять идем гулять

Читайте также:  Игра в развитии личности ребенка в современных условиях

В результате проведенной работы:

– ребенок в большем объеме понимает обращенную к нему речь, выполняет инструкции, отвечает на заданные вопросы

– активная речь представлена большим количеством звукоподражаний, короткими словами или частями слов (ударные слоги), появляются первые фразы («Это что?)

– речь сопровождается жестами, мимикой.

 Все это способствует развитию взаимодействия со сверстниками ( совместные игры) и со взрослыми.

Сейчас мы перешли к следующему этапу работы – Обогащение словарного запаса у ребенка и его активизация

На данном этапе работы определили для себя следующие задачи:

1. Расширение пассивного словарного запаса.

2. Активизация словарного запаса.

3. Выделение на слух и в произношении ударного слога.

4. Построение и употребление обиходных словосочетаний.

5. Употребление в речи однословных и двусловных предложений.

6. Развитие речевой подражательности .

Современные исследования показывают, что нет необучаемых детей, и даже самых тяжёлых можно целенаправленно учить, используя специфические методы, приёмы и средства обучения, организуя «пошаговое» обучение, глубокую дифференциацию и индивидуализацию обучения. Работа над развитием речи очень важна, поскольку речевая деятельность способствует развитию познавательной, эмоциональной, личностной сфере ребёнка, улучшает его социально-коммуникативные возможности, что способствует повышению уровня социализации и самостоятельности детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети с умеренной умственной отсталостью не являются исключением.

Источник

Игры и упражнения

по развитию речи

 и формированию коммуникативных умений детей с интеллектуальной недостаточностью

1-й год обучения

Упражнение «Давай знакомиться»

      Цель: развитие навыков общения, умения вступать в контакт. Звучит спокойная музыка. Дети распределены по парам, стоят друг напротив друга, знакомятся: смотрят сверстнику в глаза, подают руку или прикасаются друг к другу и называют своё имя: «Я — Дима, а ты?» После этого дети берутся за руки и кружатся под музыку.

Игра «Эхо»

     Цель: развитие диалогической речи.

Группа делится на две подгруппы. Педагог вместе с первой подгруппой детей говорит:

Мы в лес пойдём, грибов наберём Ребят громко позовём: Ay! Ay!

     Педагог. Никто не отзывается, никто не откликается. Вторая подгруппа отзывается: «Ay! Ay!». Подгруппы меняются.

Игра «Ребята в лесу»

     В кругу мальчик и девочка — грибники. В руках несут корзинки с грибами, собирают грибы. Расходятся в разные стороны и кричат друг другу (сначала девочка, потом мальчик — по очереди):

«Ау!» Затем называют друга по имени: «Ау, Катя!», «Ау, Алёша!».

Игра «Прогулка в лес»

     Цель: закрепление умения откликаться на своё имя. Дети прячутся за стульчиками, расставленными по группе в произвольном порядке (разбрелись по лесу). Ведущий (педагог или ребёнок) ищет и по очереди окликает играющих. Каждый ребёнок, услышав своё имя, поднимается и произносит: «Ау! (я тут)».

Упражнение «Спящий котёнок» 

      Цель: снижение эмоционального напряжения, релаксация. Ребёнок исполняет роль котёнка, который ложится на коврик и засыпает. Спокойно дышит (руки можно положить на живот, почувствовать, как он поднимается и опускается во время дыхания).

2-й год обучения

Игра «Руки танцуют»

Цель: учить детей эмоционально положительно реагировать на телесный контакт со сверстником, выражая готовность к взаимодействию с ним.

Игровое упражнение выполняется в парах. Дети берут друг друга за руки (или смыкают ладони) и выполняют разнообразные движения под музыку.

Игра «Береги руки»

Цель: вызывать положительные эмоции от совместной деятельности.

Игроки становятся в круг, вытянув руки. В центре находится ведущий. По сигналу: «Береги руки!» он пытается коснуться чьей-либо ладони. Ведущий двигается в различных направлениях, стараясь коснуться рук игроков.

Игра «Цапки» 

Цель: вызывать положительные эмоции, развивать быстроту

реакции, внимание.

Ведущий вытягивает руку ладонью вниз. Каждый игрок ставит под ладонь свой указательный палец. Ведущий говорит: «На горе стояли зайцы и кричали: “Прячьте пальцы! Цап!”» На последнем слове игроки должны быстро убрать пальцы. Чей палец схвачен, тот выбывает из игры.

В эту игру можно играть небольшими подгруппами или парами.

Игра «Как тебя зовут?»

Цель: учить детей использовать разные варианты имён, закрепить умение обращаться к сверстникам по имени.

Дети стоят по кругу. Ведущий держит в руках мяч. Он начинает: «Меня зовут Света. А тебя?» (с этими словами игрок перебрасывает мяч) и т. д. Педагог предлагает разные варианты заданий: представиться, используя ласковые варианты имён либо назвать спои имя и фамилию.

Читайте также:  Профиль развития и поведения ребенка

Игра «Ласковое имя»

Цель: развивать умение вступать в контакт, закреплять умение обращаться к сверстникам по имени, используя уменынительно-млскательную форму слова, оказывать внимание сверстникам.

Дети стоят по кругу и передают друг другу какой-нибудь предмет (игрушку, шарик, «волшебную палочку»), при этом называя друг друга ласковым именем (например, Оленька, Ванечка). Педагог обращает внимание детей на ласковую интонацию, улыбку сверстника. После окончания игры детям предлагают взяться за руки и сделать хоровод (пройти по кругу под музыкальное сопровождение).

Игра «Пойми мой взгляд» 

Цель: учить устанавливать зрительный контакт с окружающим”

людьми.

Дети сидят полукругом, педагог напротив них. Педагог смотрит на кого-либо из детей. Ребёнок, который заметил на себе взгляд педагога, улыбается и встаёт с места.

Если задание выполнено правильно, взрослый кивает головой — вто означает: «Молодец», и ребёнок получает приз. Если задание не ш.шолнено, взрослый покачивает головой («Ошибся») и повторяет попытку установления зрительного контакта.

Сначала в роли ведущего выступает педагог, затем дети. Задания могут изменяться: при установлении зрительного контакта ребёнку можно предложить хлопнуть в ладоши, хлопнуть над головой, топнуть ногой, присесть, подпрыгнуть на одной ноге, помахать рукой

и т.д.

Игра «Приветствие зайчат и бельчат»

     Цель: учить детей использовать разнообразные формы рукопожатия и прикосновения, формировать опыт доброжелательного отношения друг к другу.

Дети делятся на две группы — «зайчат» и «бельчат» (одевают маски). Разбиваются на пары и демонстрируют различные, в чом-то смешные приветствия (поздороваться ладонями, кулаками, указательными пальцами или мизинцами, коленками, ушками, логиками, спинками и т. д.). В процессе игры улыбаются друг другу И произносят слова приветствия.

Упражнение «Обними и приласкай игрушку»

     Цель: учить детей выражать эмпатийные чувства, удовлетворять потребность детей в положительных эмоциях.

Воспитатель вносит в группу одну или несколько мягких игрушек, например: собаку, медведя, зайца, кошку. Дети ходят по группе. По сигналу воспитателя они подходят к той игрушке, которую хотели бы погладить, приласкать. Первый ребёнок берёт игрушку, обнимает её, ласкает и говорит ей что-нибудь нежное и приятное. Затем игрок передаёт игрушку своему соседу. Тот повторяет действия. Игра может проводиться несколько раз.

Игра «Узнай по описанию» 

      Цель: развивать наблюдательность, умение находить объект по

заданным признакам.

Дети сидят полукругом. Взрослый описывает одного из детей, называя детали его одежды и особенности внешнего вида, например: «Это девочка. На ней красная юбка, розовая кофта. Волосы у неё светлые, бант — красный. В руках держит куклу». Дети узнают по описанию ребёнка и называют его имя.

Упражнение «Штанга»

Цель: обучение приёмам расслабления.

Ребёнок изображает процесс подъёма тяжёлой штанги — руки вверх, живот и спина напряжены. Потом «бросает» штангу — потряхивает руками, опущенными вниз, расслабляется, отдыхает.

Упражнение «Фея сна»

Цель: снижение эмоционального напряжения.

Дети по кругу сидят на стульях на достаточно большом расстоянии друг от друга. Звучит «Колыбельная».

К детям подходит девочка с тоненькой палочкой в руке — это «фея сна». Она касается плеча одного из детей, тот засыпает (наклоняет голову и закрывает глаза). Фея обходит всех детей и смотрит: все ли спят, улыбается и тихонько уходит.

3-й год обучения

Игра «Друзья»

Цель: развитие навыков общения, воспитание доброжелательного

отношения к сверстникам.

Дети делятся на пары, повторяют слова и действия педагога.

Я подрос                     (показывают на себя, становятся на носочки),

И ты подрос                  (показывают на своего партнёра).

У меня нос                     (дотрагиваются до своего носа),

У тебя нос                      (дотрагиваются до носа своего партнёра),

У меня губки сладкие    (дотрагиваются до своих губ),

У тебя губки сладкие     (дотрагиваются до губ своего партнёра).

У меня щёчки гладкие    (гладят свои щёки),

У тебя щёчки гладкие     (гладят щёки своего партнёра).

Я тебя люблю                  (обнимаются).

«Игра с мячом»

Цель: учить детей обращаться друг к другу по имени.

Вариант 1. Дети стоят по кругу и, перебрасывая друг другу мяч, называют партнёра по имени.

Педагог обращает внимание детей на то, что нужно постараться icaK можно точнее кидать мяч, чтобы его можно было легко поймать, а передавая мяч, соблюдать правило — смотреть партнёру в глаза.

Вариант 2. Ведущий выходит в центр круга, подбрасывает мяч иверх и кричит: «Саша!». Игрок, имя которого назвали, подбегает и повит мяч и т. д. Если в группе есть дети с одинаковыми именами, можно договариваться об обращении, используя различные варианты имён (Сашенька, Сашка, Александр).

Игра «Паша — Наташа — Юля»

     Цель: закреплять умение обращаться к сверстникам по имени. Дети стоят по кругу. В руках воспитателя находится мяч. Он начинает игру и называет маршрут, по которому будет бросать мяч: «Таня — Женя» и перебрасывает мяч детям, чьи имена были названы. Игра продолжается. Педагог называет другие имена: «Паша — 11аташа — Юля» и бросает мяч Паше, Паша — Наташе, а Наташа — Юле. Юля называет следующих участников игры.

Можно называть более сложные маршруты. Если в группе есть дети с одинаковыми именами, участники договариваются использовать другие варианты имён.

Игра «Капкан»

Цель: вызвать положительный эмоциональный настрой у игроков, развивать внимание.

Игроки разбиваются на пары. Один из игроков держит свои ладони на расстоянии 25 сантиметров друг от друга — это «капкан».

Задача партнёра — провести ладонью между рук партнёра так быстро, чтобы он её не поймал. Пойманной считается рука, до которой дотронется «капкан».

Игра «Ручеёк»

Цель: способствовать установлению взаимоотношений, сплочению коллектива.

Дети становятся в пары и располагаются друг за другом, взявшись за руки и подняв сомкнутые руки вверх. Тот, кому не хватило пары, проходит под аркой рук и выбирает себе партнёра. Новая пара становится позади, а освободившийся участник игры заходит в ручеёк и ищет себе пару и т. д.

Упражнение «Подарок другу»

Цель: формировать навыки взаимодействия детей, учить устанавливать друг с другом зрительный контакт при общении и выражении благодарности.

Дети распределяются по парам. Один ребёнок из пары держит игрушку. Педагог подходит к каждой паре и спрашивает: «Кому ты дашь игрушку?» Ребёнок протягивает игрушку сверстнику, смотрит ему в глаза и говорит: «На», «Возьми», «Это тебе».

Педагог спрашивает у второго ребёнка: «Кто тебе дал игрушку?» Тот называет имя сверстника, который дал ему игрушку, смотрит ему в глаза и говорит: «Спасибо». Аналогичные вопросы педагог задаёт каждой паре детей.

Затем дети меняются ролями. После этого игрушку помещают в центр, дети берутся за руки и танцуют вокруг неё.

Упражнение «Просьба»

     Цель: учить детей формулировать просьбу и благодарить. Педагог выступает в роли ведущего. Во время подготовки к прогулке дети по очереди обращаются к нему с просьбой. За каждую вежливо сформулированную просьбу и использование вежливых слов ребёнок получает фишку.

Читайте также:  Возрастная психология развитие ребенка в дошкольный период

Примерные варианты просьб:        

«Ольга Васильевна, помогите, пожалуйста, завязать шнурки», «Помогите подтянуть колготы», «Дайте, пожалуйста, мою шапку» и т. д. В процессе игры — «Откройте, пожалуйста, коробку». Педагог: «Я открыла коробку». Ребёнок: «Спасибо». (Если игрок забыл сказать «Спасибо», то он не получает фишку или выбывает из игры.)

В повседневных социально-бытовых ситуациях (в процессе умы-пания, приёма пищи, подготовки к занятиям) закрепляется умение детей обращаться ко взрослому с просьбой, при этом поощряется умение высказывать свою просьбу и благодарить после её удовлетворения.

Игра «Подумай и скажи»

     Цель: учить узнавать предмет по характерным признакам. Дети сидят полукругом, перед ними — корзина с овощами (фруктами). Педагог смотрит в корзину и называет признаки одного из предметов: «зелёный, длинный, овальный, вырос на грядке». Если получен правильный ответ, овощ достаётся из корзины и перекладывается на поднос. Ребёнок, который дал верный ответ, получает фишку. Игра продолжается, пока не будут рассмотрены все предметы в рамках изучаемой темы.

Упражнение «Кто что умеет делать»

Цель: учить подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных.

Ребёнку показывают картинки с изображением животных, предлагают назвать и показать действия, которые он может выполнять.

Например, кошка — мяукает, мурлычет, царапается, лакает молоко, ловит мышей, играет с клубком; собака — лает, сторожит дом, грызёт кости, рычит, виляет хвостом, бегает.

Такую игру можно проводить на разные темы.

Игра «Пальчики разговаривают»

    Цель: способствовать поддержанию контакта между детьми. Дети распределяются по парам. Участники выставляют навстречу друг другу свою правую руку. Большие пальцы «начинают разговор». Беседуя, они могут толкать, поглаживать, обвивать друг друга. Темы общения задаёт педагог, например:

Пальцы встретились, обрадовались друг другу, обнялись, поцеловали друг друга.

Пальцы пошли рядышком прогуляться (пальцы плотно прижимаются друг к другу).

Они стали ругаться и даже подрались.

Пришли маленькие пальчики (в игру включается мизинец новой руки).

Они разняли драчунов.

Большие пальцы стоят в стороне друг от друга, они обижен

Пальцы помирились.

Упражнение «Холодно — жарко»

     Цель: упражнять детей в напряжении и расслаблении мышц

туловища.

Мама-медведица ушла. Подул холодный северный ветер и пробрался сквозь щёлки в берлогу. Ребята-медвежата замёрзли. Они сжались в маленькие клубочки — греются. Потом стало жарко. Медвежата выпрямились, расслабились.

4-й год обучения

Игра «О чём спросить при встрече» 

Цель: учить детей вступать в контакт и поддерживать общение.

Дети сидят (стоят) по кругу. Один из детей держит предмет (мяч, куклу и т. п.). Задача игроков — передавая предмет, задать друг другу вопрос и получить на него ответ.

Примерные вопросы: Как тебя зовут? Сколько тебе лет? С кем ты живёшь? У тебя есть брат или сестра? Как зовут твою маму? С кем ты дружишь? С чем ты любишь играть? Ты не хочешь спать? Ты пойдёшь гулять на улицу? Что ты любишь кушать?

На начальном этапе обучения вопрос и ответ может формулировать педагог, затем задавать только ориентир для постановки вопроса (спроси об игрушке, о настроении, друге, погоде, одежде и т. д.).

Упражнение «Вопрос — ответ» 

Цель: развивать у детей умение отвечать на вопросы партнёра. Дети стоят по кругу. Один из них держит в руках мяч. Задавая вопрос, игрок бросает мяч партнёру. Партнёр, поймав мяч, отвечает на вопрос и перебрасывает его другому игроку, при этом задаёт свой вопрос и т. д. (например: «Как зовут воспитательницу?», «Какую игру ты любишь?» :— «Ловишки» и т. д.).

Игра «Вежливые слова»

Цель: учить детей вежливо заканчивать диалог, используя вежливые слова и ласковые интонации.

Дети сидят по кругу и, передавая друг другу привлекательный предмет, называют слова, которые чаще всего используются при завершении диалога (до свидания, до встречи, всего хорошего, ещё увидимся, спокойной ночи и т. д.). Педагог обращает внимание на то, что прощаясь (уходя домой из детского сада, после окончания разговора и в других ситуациях) необходимо посмотреть другу в глаза. Умение отрабатывается в естественных ситуациях общения.

Игра «Приглашение»

Цель: учить детей приглашать друг друга и вежливо отвечать на приглашение.

Дети разбиваются на пары. Часть детей вместе с педагогом обсуждают варианты приглашения друзей (куда бы они могли пойти, поехать, чем заняться). Затем один игрок приглашает сверстника. Другой — принимает приглашение. После этого дети меняются ролями: первый ребёнок приглашает друга, второй принимает приглашение.

Приглашение можно сопровождать вручением красивой открытки.

Примерные варианты:

«Лена, давай поиграем с куклой». — «Давай, бери куклу, будем играть».

«Денис, давай построим гараж». — «Давай возьмём кубики и построим гараж».

«Толя, я приглашаю тебя на свой день рождения». — «Спасибо. Я приду к тебе».

«Света, пойдём в театр вместе». — «Хорошо, мы вместе пойдём || театр».

«Саша, я приглашаю тебя в цирк». —- «Спасибо, я очень хочу пойти с тобой в цирк».

«Оля, приходи ко мне в гости». — «Спасибо, Ира, я вечером приду к тебе в гости».

Игра «Можно — нельзя»

Цель: учить анализировать и правильно реагировать на различные социально-бытовые ситуации.

В руках у детей — по две карточки: зелёная и красная. Зелёная означает можно, красная — нельзя. Педагог описывает различные ситуации взаимодействия, а дети оценивают их с помощью карточек и обосновывают своё мнение.

Можно ли разговаривать с полным ртом?

Можно ли перебивать разговор людей?

Можно ли садиться за стол с грязными руками?

Можно зайти утром в группу и не поздороваться?

Тебе подарили подарок. Нужно сказать «спасибо»?

Можно ли передразнивать говорящего?

Игра «Разговор по телефону»

Цель: развитие умения вести диалог по телефону на соответствующую тему (тему задаёт педагог — поздравить с днём рождения, пригласить в гости, договориться о выходе на улицу и т. д.). Участники игры держат телефонную трубку, набирают номер телефона и ведут диалог.

Примерные диалоги:

-Привет, Таня. Поздравляю с днём рождения. Желаю тебе здоровья, весёлого настроения.

-Спасибо. Приходи ко мне на день рождения.

-Хорошо, приду. Пока.

-Привет, Ваня. Ты пойдёшь гулять на улицу?

-Да, я одеваюсь и выхожу.

-Жду тебя во дворе.

Света, ты идёшь в театр?

Да, иду.

С кем ты идёшь в театр?

С мамой. А’ты?

Я с сестрой.

Пока. Встретимся в театре.

Упражнение «Кто назовёт больше действий»

Цель: учить подбирать слова, обозначающие действия с предметом.

Детям показывают предмет либо его изображение (предметную или сюжетную картинку) и предлагают подобрать как можно больше действий.

Что можно делать с куклой? (Играть, гулять, кормить, лечить, купать.)

Что можно делать с цветами? (Рвать, сажать, поливать,

нюхать, ставить в вазу.)

Что делает дворник? (Подметает, убирает, поливает цветы, чистит дорожки от снега, посыпает их песком.)

Что делает самолёт? (Летит, гудит, поднимается, взлетает,

садится.)

За каждый правильный ответ ребёнку вручается цветная ленточка. Побеждает тот, кто больше всех наберёт ленточек.

Источник