Задание на развитие эмоционально коммуникативных умений у ребенка
КОиН
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 178»
КАРТОТЕКА ИГР
НАПРАВЛЕННЫХ
НА РАЗВИТИЕ
КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ
И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ
РЕБЕНКА
ВОСПИТАТЕЛЬ: О.С.Артемова
г Новокузнецк
2018г.
ИГРА «ЛАСКОВЫЕ ШАГИ»
Цель: развитие эмоциональной сферы, обогащение словарного запаса.
Ход игры:
Два ребенка встают напротив друг друга. Между ними – игрушка. Тот, кто быстрее дойдет до игрушки, тот и возьмет ее (шаги делают по определенным меткам). Но шагнуть можно только тогда, когда произнесешь ласковое слово для мамы. Слова повторяться не должны (то же – для бабушки, для друга и т.д.) не сказавший вовремя слово пропускает ход.
ИГРА «ПОДАРОК»
Цель: развитие коммуникативных навыков, эмпатии, воображения, положительного отношения к членам группы.
Ход игры:
Дети стоят в кругу. Ведущий спрашивает: «Ребята, вы любите получать подарки? А вы знаете, что дарить подарки – тоже замечательное занятие? Ведь так приятно увидеть, что человек радуется твоему подарку, что он улыбается. Сегодня мы будем дарить друг другу подарки, а вместе с ними – радость и хорошее настроение. Подарки у нас будут «понарошку», но зато можно «дарить» все, что только вы захотите. Например, я дарю (называет ребенка) большого шоколадного зайца».
Затем уже этот малыш называет имя другого и «дарит» ему свой подарок. Следует обратить внимание на то, что можно дарить не предметы, а нечто большее, например: большое небо, много света и тепла, яркое с олнце, хорошее настроение.
ИГРА «АПЛОДИСМЕНТЫ ПО КРУГУ»
Цель: формирование групповой сплоченности, положительного отношения друг к другу.
Ход игры:
Взрослый: «Ребята, артистам после спектакля обычно зрители дарят аплодисменты, то есть громко хлопают в ладоши. Давайте представим, что мы тоже артисты и каждый из нас заслужил аплодисменты. Я хочу с вами поиграть в игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Встаньте в общий круг, я начинаю».
Педагог подходит к кому-нибудь из детей. Смотрит ему в глаза и дарит свои негромкие аплодисменты. Затем вместе с этим ребенком выбирает следующего, который также получает свою порцию аплодисментов, уже более громких. Потом тройка выбирает следующего претендента на овации.
Каждый раз, кому аплодировали, выбирает следующего, игра продолжается до тех пор, пока последний участник не получит аплодисменты всей группы.
ИГРА «ПАРОВОЗИК С ИМЕНЕМ»
Цель: создание положительного эмоционального фона, сплочение группы, развитие самоконтроля.
Ход игры:
Дети сидят на стульчиках, расположенных в один ряд. Выбирают ребенка, который будет первым «паровозиком». Он «едет», работая локтями попеременно, а дети вслух повторяют его имя. Сделав круг, «паровозик» останавливается возле одного из ребят и произносит его имя.
Названный по имени становится первым «паровозиком» и встает впереди первого, а прежний «паровозик» делается «вагончиком». Теперь они вдвоем «едут» по кругу, объезжая различные препятствия. Выбирают себе следующий «паровозик». Игра заканчивается после того, как последний из детей изобразит паровозик.
П р и м е ч а н и е: препятствиями могут служить стулья, различные крупные игрушки, расставленные по комнате. Можно включать для сопровождения игры веселую музыку. Но когда поезд получится очень длинным, нужно следить за тем, чтобы первый ребенок двигался потише, для того, чтобы остальные «вагончики» не отцепились.
ИГРА «ДОБРЫЕ ВОЛШЕБНИКИ»
Цель: развитие воображения, эмпатии, сплочение группы.
Ход игры:
Взрослый: «В одной стране жил злодей-грубиян. Он мог заколдовать любого ребенка, обозвав его нехорошими словами. Заколдованные дети не могли веселиться и быть добрыми. Расколдовать таких несчастных ребят могли только добрые волшебники, назвав их ласковыми именами. Давайте посмотрим, есть ли у нас такие заколдованные дети. А кто сможет стать добрым волшебником и расколдовать их, при думав добрые, ласковые имена?»
Представляя себя добрыми волшебниками, малыши по очереди подходят к «заколдованному другу» и пытаются «расколдовать», называя его ласковыми именами.
ИГРА «КОМПЛИМЕНТЫ»
Цель: развитие воображения, эмпатии, сплочение группы.
Ход игры:
Сидя в кругу, дети берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Например: «У тебя такие красивые ленточки», или6 «С тобой так хорошо играть», или: «Ты умеешь танцевать и петь лучше всех». Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!». Затем он дарит комплимент своему соседу.
Игра продолжается по кругу.
ПАРНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Цель: способствовать «расширению» открытости по отношению к партнеру – умению чувствовать и принимать его.
«Приветствие». Дети. Разбившись на пары (по ходу игры могут поменять нескольких партнеров), по команде воспитателя быстро здороваются друг с другом или протянув руки (правую руку к правой руке, или носом к носу, или пяткой к пятке или бедром о бедро, или спиной о спину, или ухом об ухо.
«Насос и надувная кукла». Один ребенок, расслабленно лежа на полу, изображает надувную куклу, из которой выпущен воздух. Другой как бы с помощью насоса ритмично накачивает куклу воздухом: наклоняется вперед, произнося на выдохе звук с-с-с-с. Кукла постепенно «наполняется» воздухом – фигура распрямляется, выравнивается, затем снова «сдувается». После этого игроки меняются ролями.
«Танцы противоположности». Под ритмичную музыку пары изображают танец, но один танцует, весело подпрыгивая, другой – грустно вальсируя. Через 1-2 минуты игроки меняются ролями.
«Упражнение на доверие». В каждой паре один участник играет роль компаса, другой – туриста. Турист встает за спину компаса, кладет ему руки на плечи и закрывает глаза. Компас должен очень аккуратно провести туриста мимо других детей и препятствий. По достижении цели партнеры меняются ролями.
«Ладонь в ладонь». Пары, прижав ладони друг к другу, двигаются по комнате, в которой установлены различные препятствия. Основная цель: преодолеть препятствия, не разъединяя ладони.
«Сиамские близнецы». Партнеры встают как можно ближе друг к другу. Воспитатель обматывает партнеров бинтом: правую руку одного с левой рукой другого (аналогичным образом можно забинтовать и ноги). Задание: пройтись по комнате, или станцевать, или что-то нарисовать. Для оживления упражнения одному из партнеров можно завязать глаза.
«Мост дружбы» По предложению педагога дети, составив пары, сначала придумывают и показывают, например, мостик – соприкасаются головами или ладонями, затем строят мостик втроем, вчетвером и т.д., до тех пор, пока
находятся желающие. Заканчивается упражнение тем, что дети, взявшись за руки и подняв их вверх, изображают мост дружбы.
ГРУППОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Цель: дать навыки взаимодействия в коллективе детям малообщительным, замкнутым, зависимым, тем, у кого занижена самооценка, нарушено поведение, кто страдает страхами.
«Давайте поздороваемся». Играющие по сигналу ведущего (воспитателя) хаотично двигаются по комнате, здороваясь со всеми, кто встречается на пути. Один хлопок ведущего означает: следует поздороваться за руку, два – плечами, три – спинами.
«Бездомный заяц». Игроки, образовав круг, выбирают охотника и бездомного зайца. Остальные – зайцы – входят в домики-обручи, выложенные по кругу. По команде воспитателя «Раз, два, три! Зайца лови!» охотник отправляется на поиски. Где может спрятаться заяц? В любом обруче, но тогда роль бездомного зайца переходит к хозяину домика. Если охотник поймал зайца, они меняются ролями.
«Птенцы». Играющие, образовав круг, выбрав птицу – маму, птицу-папу, предлагают им выйти из комнаты. Затем выбирают пятерых птенцов. В ожидании родителей птенцы опускают голову на руки. В чем суть упражнения? Услышав, что родители вошли по приглашению ведущего (воспитателя) в комнату, один из птенцов, не полнимая головы, начинает пищать. Задача родителей – определить: кто это? Игра продолжается до тех пор, пока не опознаны все птенцы. При повторе игры роли птенцов можно заменить на роли котят, ягнят и т.д.
«Танец пяти движений». По предложению воспитателя дети изображают последовательно:
течение воды – плавные, мягкие движения;
переход через чащу – резкие, сильные, четкие движения;
сломанную куклу – потряхивающие, незаконченные движения;
полет бабочек – изящные, нежные движения;
покой – стояние без движения, слушание своего тела.
На каждое упражнение отводится по минуте.
«Пчелки». Изображая пчелок, дети, «летая», громко жужжат. По сигналу ведущего (воспитателя) «Ночь!» пчелки, присев, замирают, по сигналу «День!» – просыпаются и снова «летают», громко жужжа.
«Дракончик». Дети стоят друг за другом, крепко держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок – это голова дракона, последний – кончик хвоста. Основная задача – изловить хвост дракона. Если дракон не поймает свой хвост за определенное время, «голову» заменяет другой ребенок.
«Паровозик». Дети выстраиваются друг за другом, держась за пояс впереди стоящего; у всех, кроме первого игрока, глаза закрыты. Первый паровозик начинает движение и тащит за собой вперед вагончики извилистым путем. По команде ведущего (воспитателя) поезд останавливается. Первый ребенок уходит в хвост состава, чтобы дать возможность следующему исполнить роль паровозика.
Примечание. Анализируя по окончании ход упражнения, воспитатель задает вопросы каждому участнику, например:»Какую роль тебе интересно было выполнять? Почему?» «Кто из ведущих вызывал у тебя доверие? «С кем чувствовал себя в безопасности? Почему?» «Кто из паровозиков шел слишком быстро?? Кто старался подобрать темп движения, удобный для всего состава? Кто останавливался. Чтобы подождать отставших?»
«Зеркало». Одна часть игроков образует круг – это невозмутимые зеркала, отражающие того, кто в них смотрится. Другая группа по одному, смотрясь в каждое зеркало, обходит круг. Если зеркало не выдерживает, смущается, начинает смеяться. Игроки меняются ролями. Причину, по которой вдруг возникает необходимость посмотреть в зеркало, объясняет воспитатель, например: «Утром, проснувшись, ты пошел в ванную комнату умываться: чистишь зубы, причесываешься»; «В глаз попала соринка. Посмотри внимательно в зеркало, слегка оттянув нижнее веко»; «У тебя болит горло, и ты, смотря в зеркало, пытаешься понять, воспалено ли оно»; «Представь, что у тебя хорошее настроение и ты, стоя у зеркала, просто гримасничаешь, а ты любуешься собой».
«Скала». Игроки, сидя (или лежа) на полу, принимают различные позы. Держась друг за друга (как бы за скалу). По команде ведущего (воспитателя) «Скала готова? Замри!» один из игроков – альпинист проходит осторожно перед скалой – вдоль обрыва (обозначен на полу условной линией). У альпиниста, шагающего по выступу, есть возможность держаться за скалу. В роли альпиниста должны выступить все дети.
«Комплимент». Дети, сидя на полу, образуют круг. Задача игроков – сказать соседу справа (или слева) фразу, которая начинается словами; «Мне нравится в тебе…» цель упражнения: помочь ребенку со стороны увидеть свои положительные стороны, почувствовать, что его принимают партнеры по игре.
«Путаница». Дети, стоя, взявшись за руки, образуют круг. Водящий выходит из комнаты или отворачивается. Не отпуская рук, игроки «запутывают» круг, который водящий должен «распутать».
«Принц на цыпочках». Дети, сидя, образуют круг. Принц (или принцесса), неслышно шагая, на цыпочках подходит к одному из игроков, легко дотрагивается до кончика его носа и направляется к следующему. Тот, до кого дотронулся принц, следует за ним также бесшумно и с достоинством – ведь теперь он составляет свиту принца. Свита увеличивается до тех пор, пока в нее не войдет последний участник. Вот тогда принц, разводя руки, оборачивается к свите со словами: «Благодарю вас, господа!» игроки возвращаются на свои места.
«Совместный рисунок». По заданию воспитателя дети совместно на листе ватмана рисуют (карандашами, мелками) или рыцарский замок; или море, или поляну, усыпанную цветами. Если группа сплоченная. Можно предложить рисование красками не кисточками, а пальцами. Для каждого пальца правой и левой руки подбирается определенный цвет.
«Фотография». Воспитатель показывает детям фотографию, на которой изображен человек с определенным настроением. Один из участников воспроизводит заданную ему фразу той интонацией (мимикой и жестами), что соответствует фотографии. Дети оценивают правильность выполнения задания.
«Имя». Игроки, сидя, образуют большой круг. Первый участник произносит свое имя и делает какое-то движение руками, ногами и телом. Вся группа хором повторяет его имя и сделанное им движение. Затем ход игры передается соседу справа и слева.
«Добрые волшебники». Дети, сидя, образовав круг, слушают рассказ воспитателя: «В одной стране жил злой волшебник. Он мог заколдовать любого ребенка грубым словом. И тогда ребенок этот переставал смеяться, внезапно преображаясь в недоброго, злого человека. Расколдовать несчастного мог только добрый волшебник добрым, ласковым обращением, добрым, ласковым словом. Посмотрим, есть ли у нас в группе заколдованные?»
Обычно дети охотно берут на себя роль заколдованных. Воспитатель выбирает их из числа тех, кто непопулярен или отличается агрессивностью, и просит добрых волшебников помочь им ласковым словом. Соблюдая очередность, добрые волшебники подходят к заколдованным детям, «одаривая» их добрым именем и добрыми словами.
«Волшебные очки». Игру-упражнение начинает воспитатель. Обращаясь к детям, он сообщает: «В этой коробочке (показ) хранится некий сюрприз. Какой? Сейчас узнаете… (вынимает очки). Очки эти волшебные. Тот, кто их надевает, видит в окружающих его людях только хорошее.
И даже те положительные качества, которые они порой скрывают от всех. (Надевает очки). Ой, какие вы все красивые, веселые. Искренне смотрите на меня… (Подходит к каждому ребенку и называет какое-либо его достоинство: хорошо рисует, конструирует, лепит, декламирует и т.д.). но вы, конечно, тоже хотите примерить эти очки? Пожалуйста. Для этого вам нужно только одно: внимательно рассмотреть своего соседа». Если кто-то при выполнении упражнения затрудняется, воспитатель приходит на помощь.
«Чаша доброты». Игру-упражнение ведет воспитатель. Обращаясь к детям, он предлагает: «Сядьте поудобнее, закройте глаза. Представьте, что перед вами на столе любимая чашка… Мысленно наполните ее до краев своей добротой. А теперь представьте, что рядом стоит чужая чашка, но пока пустая. Отлейте доброты в эту чашку из своей. Не жалейте! О, ваша чашка опустела! Добавьте вновь доброты. Все дело в том, что будучи добрым человеком, вы можете делиться этим качеством, и ваша чашка всегда будет полной. Вот поэтому откройте глаза и спокойно, уверенно скажите: «Это я! У меня есть такая чашка доброты!»
Список литературы
Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников. – М. : АРКТИ, 2003. – 96 с.
Вайнер М.Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2004.- 96с.
Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2004. – 288с.
Юдина Е. Коммуникативное развитие ребенка и его педагогическая оценка в группе детского сада // Дошкольное воспитание, 1999, № 9. – С. 10 – 29.
Источник
КАРТОТЕКА ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- Игровые упражнения на создание эмоционального климата в группе, способствующий формированию положительных коммуникативных умений детей
Цель: создание эмоционального климата в группе, способствующий формированию положительных коммуникативных умений детей.
Задачи:
– развивать коммуникативную сферу;
– формировать навыки общения и сотрудничества в коллективе;
– развивать эмоциональную сферу.
«Мир эмоций» – детям предлагаются различные иллюстрации с эмоциями (грусть, страх, радость, слезы и др.), и просят угадать эмоцию и рассказать о ней: Например, предъявляя детям картинку с грустным мальчиком, просят угадать , что за эмоцию испытывает мальчик? Почему это произошло? (версии детей) Как сделать, чтобы мальчик перестал грустить? И показать, как это можно сделать? (дети показывают, как можно рассмешить мальчика).
«В гостях» – педагог предлагает детям поиграть в игру, выбираются хозяева и гости, потом педагог просит показать, как хозяева встречают гостей, и как гости себя ведут в гостях.
«Я люблю своих друзей» – в данной игре педагог- ведущий, предлагает детям разделиться на пары и по очереди сказать друг другу хорошие слова о товарище, выигрывает та пара, которая больше назовет.
«Правила общения с друзьями» – педагог показывает детям коротенькую сценку, как зайчик поссорился с медведем (могут быть и другие персонажи). А потом с помощью вопросов выясняет, почему друзья поссорились, что сделал не так заяц, медведь. И предлагает им разыграть эту же сценку, но только уже, чтобы друзья помирились (дети здесь импровизируют).
- Игровые упражнения на развитие коммуникативных способностей детей
Цель: развивать коммуникативные способности детей.
Задачи:
– развивать способности слушать и слышать друг друга;
– подчиняться правилам общения;
– понимать состояние сверстника по мимике, жестам, проявлениям эмоций;
– развивать эмпатию.
«Развесили меня» – подвижная игра, где воспитатель делает грустное лицо и просит детей развеселить ее (танцами, стихами веселыми и т.п.).
«Мячик дружбы»: педагог предлагает передать соседу мячик и ласково поприветствовать его (например, «Привет, Андрюшенька»). При этом нужно напомнить, что при приветствии люди смотрят друг другу в глаза. И так мячик передается по кругу.
«Давай поговорим» – воспитатель начинает игру словами: «Давайте поговорим. Я бы хотела стать … (волшебником, волком, маленьким). Как вы думаете, почему?». Дети высказывают предположение и завязывается беседа. В конце можно спросить, кем бы хотели стать дети.
«Липучая компания» – дети передвигаются по комнате, а один ребенок пытается кого-нибудь поймать. При этом приговаривают: «Я – липучка – приставучка, я хочу тебя поймать – будем вместе прилипать!». Каждого пойманного ребёнка «липучки» берут за руку, присоединяя его к своей «липучей» компании. Затем они вместе ловят других детей.
- Игровые упражнения на развитие сотрудничества, взаимодействия
Цель: развитие сотрудничества, навыков работать в коллективе, взаимодействие между детьми.
Задачи:
– развивать навыки совместной деятельности;
– преодолевать замкнутость и скованность детей;
– формировать умения доверять и помогать друг другу;
– развивать культуру общения и правила поведения.
«Преодолей препятствие» – перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия. Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия (проскакать на одной ноге, сесть на пол и подняться, проползти под натянутой веревкой, пробраться через лужу, укрыться от диких животных и т.п.). На протяжении всей игры дети не должны отцепляться друг от друга.
«Сиамские близнецы» – дети разбиваются на пары, садятся за стол очень близко друг к другу, затем связывают правую руку одного ребенка и левую другого от локтя до кисти. Каждому в руку дают мелок. Мелки должны быть разного цвета. До начала рисования дети могут договориться между собой, что они будут рисовать. Время на рисование — 5-6 минут. Чтобы усложнить задание, одному из игроков можно завязать глаза, тогда «зрячий» игрок должен руководить движениями «незрячего».После игры с детьми проводится беседа об их ощущениях, возникших в процессе рисования, было ли им комфортно, что им мешало, а что помогало.
«Веди меня» – дети разбиваются на пары, одному ребенку накладывают повязку на глаза, второй его ведет, следуя за ним и помогает словами избежать столкновения с предметами и дает пояснения, чтобы тот не столкнулся с другими парами. Затем участники меняются ролями. По окончанию игры педагог просит детей ответить, кто чувствовал себя надёжно и уверенно, и доверял подсказкам своего «поводыря».
«Мама-курочка» – подвижная игра, цель игры – переживание общих эмоций, ощущение единства с другими, развивает желание поддержать друг друга. В игре участвуют мама-курица, маленькие цыплята и хищный коршун, который за ними охотится (эту роль выполняет воспитатель). Сначала мама-курица с цыплятами греются на солнышке, брызгаются около пруда, ищут червячков на полянке и пр. Вдруг налетает хищная птица и пытается выкрасть цыплят. Мама-курица должна укрыть, спрятать своих детей, собрать их вместе и защитить от опасности. Когда все цыплята спрятаны, коршун улетает. Мама-курица выпускает своих детей из укрытия, и они вновь резвятся на полянке.
«Тропинка» – дети берутся за руки, образуя круг, и под музыку идут вправо. Как только музыка смолкает, они останавливаются и выполняют задания, которые дает ведущий: «Тропинка!» – дети кладут руки на плечи впередистоящему, приседают и наклоняют головы вниз; «Копна!» – дети соединяют руки в центре своего круга; «Кочки!» – все приседают, обхватив руками голову.Ведущий дает команды в любом порядке, как ему захочется.
«Солнечная полянка» – дети садятся на импровизированной полянке. Перед ними лежат много маленьких желтеньких солнышек, а в центре нарисовано большое белое солнце, где карандашом помечены контуры для маленьких солнышек. Воспитатель обращает внимание детей, что из маленьких солнышек можно сложить одно большое солнце. Только это волшебное солнце, чтобы оно приняло маленькое солнышко к себе, надо обязательно сказать комплимент своему соседу. Дети по очереди берут по одному солнышку, говорят комплименты товарищу (по желанию) и выкладывают его на контур, нарисованному на солнце. Следующий добавляет, и так солнце становится желтым, покрытым маленькими солнышками. «Посмотрите ребята, какие засияло наше солнце от ваших комплиментов. Воспитатель таким образом, подводит к мысли, что нужно говорить хорошие слова.
- Игровые упражнения на развитие и формирование культуры общения
Цель: формирование культуры общения.
Задачи:
– развивать общение на вербальном уровне;
– уметь выражать свои чувства, эмоции.
«Аэропорт» – воспитатель в этой игре выступал в роли начальника аэропорта и рассказывал детям о правилах поведения в аэропорту и в самолете. Дети изображают эти правила поведения, распределяют между собой роли пилота, диспетчера и стюардессы.
«Заколдованный круг» – каждый ребенок (по очереди) пытается проникнуть в круг, образованный детьми. Чтобы круг разомкнулся, нужно очень хорошо попросить его об этом, круг детей не размыкается, если их плохо попросят.
«Волшебный магазин вежливости» – воспитатель играет роль продавца, в волшебном магазине идет распродажа игрушек. Но чтобы купить что-то нужно назвать вежливые слова продавцу. Продавец сам определяет, что он хочет за товар (этом могут быть слова приветствия, благодарности; извинения; прощания и т.п.). Кто больше «купил игрушек», тому выдается главный приз – грамота самый вежливый.
«Пресс-конференция» – один из участников «гость» пресс-конференции (тот, кому будут заданы все вопросы) – садится в центр и отвечает на любые вопросы детей – маленьких журналистов (тема любая).
- Игровые упражнение – общение без слов
Цель: развитие невербального общения детей.
Задачи:
– развивать общение на невербальном уровне;
– понимать, чувствовать партнера.
«Игра в зверей: общение без слов» – взрослый садится на пол и рассаживает детей вокруг себя. «Давайте поиграем в животных в лесу. Звери не знают человеческого языка. Но ведь им надо же как-то общаться, поэтому мы придумали свой особый язык. Когда мы хотим поздороваться, мы тремся друг о друга носами (воспитатель показывает, как это делать, подходя к каждому ребенку), когда хотим спросить, как дела, мы хлопаем своей ладонью по ладони другого (показывает), когда хотим сказать, что все хорошо, кладем свою голову на плечо другому, когда хотим выразить другому свою дружбу и любовь — тремся об него головой (показывает). Готовы? Тогда — начали. Сейчас — утро, вы только что проснулись, выглянуло солнышко». Дальнейший ход игры ведущий может выбирать произвольно (например, подул холодный ветер и животные прячутся от него, прижавшись друг к другу) При этом важно следить за тем, чтобы дети не разговаривали между собой. Если дети начинают разговаривать, воспитатель подходит к ним и прикладывает палец к губам.
«Выбери партнера» – дети сидят в кругу. Воспитатель говорит: «Сейчас вы должны будете разделиться на пары. Каждый из вас молча должен выбрать себе партнера, но так, чтобы другие этого не заметили. Например, я хочу, чтобы моим партнером была Маша, я смотрю на нее и незаметно ей подмигиваю. Попробуйте договориться с тем, кого вы выбрали глазами. Все договорились? Сейчас мы выясним, кто не сумел договориться. На счет три подбегите к своему партнеру и возьмите его за руку». Если с первого раза не получается, следует повторить упражнение несколько раз, воспитатель при этом должен следить за тем, чтобы дети менялись парами.
«Стекло меж нами» – дети становятся напротив друг друга. Им нужно представить, что между ними толстое стекло, которое не пропускает звуков. Воспитатель дает задания: одной группе по одну сторону «стекла» нужно будет показать «Мне холодно», «Я хочу гулять» и др., а другой группе отгадывать то, что они увидели. Потом группы меняются местами.
«Ветер дует на…» – ведущий изображает ветер, начинает игру словами «Ветер дует на…». Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого есть…сестра», «кто любит цирк» и так далее…
- Игровые упражнения на развитие без конфликтного общения
Цель: знакомить детей с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций, а также способствовать их усвоению и использованию в поведении.
Задачи:
– формировать у детей компетентность в общении;
-развивать способность находить адекватные способы разрешения конфликтов;
– создавать условия для снятия напряжения у детей.
«Нарисуй узор» – понадобится пары вырезанных из бумаги варежек с различными узорами на них. Количество «половинок» должно быть равно количеству детей в группе. Ребенку дается вырезанная из бумаги варежка, которая имеет свою форму и узор. Дети ходят и ищут свою пару. После этого сложившаяся пара должна закончить узор, изображенный на варежках. Каждой паре дается только один набор карандашей и фломастеров.Данная игра помогает увидеть, положительные и отрицательные отношения между детьми. Также эта игра тренирует умение осуществлять совместные действия.
«Примирение» – дети, вы все смотрели спокойной ночи малыши. Каких героев этой передачи вы знаете? Сегодня к нам в гости пришли Филя и Хрюша (игрушки). Но они не разговаривают, потому что поссорились с друг другом. Давайте, кто-то один из вас будет говорить словами Фили, а другой — Хрюши. Ребята, давайте поможем им помириться. Предлагайте, каким способом это можно сделать. (Дети предлагают варианты и разыгрывают их). В итоге Филя и Хрюша должны помириться, попросить друг у друга прощение за то, что обидели друг друга, и подать друг другу руки в знак примирения.
«Красная шапочка» – детям было предложено поиграть в хорошо знакомую им сказку по мотивам Ш. Перро «Красная шапочка», только частично изменить ее совместными усилиями: Например, Красная Шапочка встретила доброго волка, и что из этого могло получиться в итоге. Так в процессе совместного придумывания формируется умение детей подчинять свои мысли коллективному мнению, умение договариваться о содержании и не вступать при этом в конфликт, оценивать своих героев и их поступки с позиции морали.
«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся» – игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Воспитатель «Закройте глаза, протяните руки к друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки; снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки; ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями».
«Коврик примирения» – воспитатель предлагает представить, что два ребенка сегодня поссорились и их нужно примирить. В этом поможет волшебный коврик примирения. Она приглашает противников присесть друг против друга на «Коврик примирения», чтобы выяснить причину раздора и найти путь мирного решения проблемы.
«Ссора или мир?» – детям даются игровые задания: 1) Мальчик и девочка поссорились – помири их. 2)Ты очень обидел друга – попробуй попросить у него прощения, и помириться с ним. Дети разбиваются на пары, и садятся в круг, на середину выходят пара и изображают задания, при этом каждая пара должна придумать что-то свое в решении задания и изобразить это. После того, как все дети испробовали себя в роли ссорящихся и мирящихся подводятся итоги, голосованием дети выбирают наиболее удачно показавшую задания пару.
«Попроси игрушку» – воспитатель предлагает разыграть игровую ситуацию, группа детей делится на пары, один из участников пары берет в руки игрушку, а другой должен попросить этот предмет. Инструкция первому игроку: «Ты держишь в руках игрушку, которая очень тебе нужна, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать». Инструкция второму игроку «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали». Затем участники меняются ролями.
Источник