Задание для развития ребенка множественное число

Задание для развития ребенка множественное число thumbnail

Игры для развития навыков словоизменения.

Словоизменение – это изменение  слова при помощи окончания или склонение существительных и прилагательных. Правильное употребление падежных форм существительных, особенно в родительном и дательном падеже множественного числа, является для ребенка самым трудным. Дети часто неправильно говорят: «У меня много апельсин» или «У меня нет носок», вместо правильного «много апельсинов», «нет носков». Кроме того, затруднения возникают также с несклоняемыми существительными типа «пальто»: «Я хожу в новом пальте» вместо «в новом пальто», поэтому изучению этой темы необходимо посвятить максимальное количество часов занятий.

  1. Игра «Один-много». 

Грамматическая категория: Единственное и множественное число существительных(Кто? Что?).

Цель: научить ребенка правильно употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа. 

Описание игры: Ребенку предлагается 10-15 картинок с изображениями различных предметов в единственном и множественном числе. Картинки подобраны по группам: с окончанием –и, -ы во множественном числе.

Инструкция: «Посмотри на картинки и повтори:  утка – утки , мишка- мишки, (кубики, книги)».

  1. Игра «Чего не стало». 

Грамматическая категория: Родительный падеж имен существительных единственного числа (Кого? Чего?). 

Цель: научить ребенка правильно употреблять форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив). 

Описание игры: на столе раскладываются игрушки, фрукты, овощи и другие предметы. Ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает какой-либо предмет. 

Инструкция: «Запомни предметы и закрой глаза. А теперь открой и скажи, чего не стало?

  1. Игра «Телефон».  

Грамматическая категория: Дательный падеж имен сущ. ед. числа (Кому? Чему?) Указывает на лицо, которому что-либо дают, или направление. 

Цель: научить ребенка правильно употреблять в речи существительные в дательном падеже. 

Описание игры: на столе раскладываются игрушки, или картинки с изображением зверей. 

Инструкция: «Позвони по телефону мышке, мишке, утке и т.д. Кому ты позвонил?». Ребенок отвечает.

  1. Игра «Кто что нарисовал», «Кого лечил Доктор Айболит». 

Грамматическая категория: Винительный падеж имен сущ. ед. числа(Кого? Что?) Винительный падеж указывает на предмет, на который направлено действие. 

Цель: научить ребенка правильно употреблять в речи существительные в винительном падеже. 

Описание игры: на столе раскладываются картинки.  

Инструкция: «Скажи, что нарисовал мальчик?» или «Кого лечил Доктор Айболит?»

  1. Игра «Кто, чем рисует (работает)?»  

Грамматическая категория: Творительный падеж имен сущ. ед. числа (Кем? Чем?). Творительный падеж указывает на предмет, которым (или с которым) выполняется действие. 

Цель: научить ребенка правильно употреблять в речи существительные в творительном падеже. 

Описание игры: на столе разложены сюжетные картинки. 

Инструкция: «Скажи, чем рисует девочка? Чем работает мальчик? (пилой, молотком).

  1. Игра ««О чем расскажешь?» 

Грамматическая категория: Предложный падеж имен сущ. ед. числа (О ком? О чем?), указывает на предмет или место, о котором идет речь. 

Описание игры: на столе разложены сюжетные картинки. 

Инструкция: «Посмотри на картинки и скажи, о ком Катя любит рассказывать? О ком (о чем) расскажешь (мечтаешь) ты?»

  1. Игра «Жадина»  

Грамматическая категория: Род имен существительных (мой, моя, мое, мои). 

Описание игры: на столе разложены сюжетные картинки или игрушки. 

Инструкция: «Представь, что это твои игрушки и ответь на мои вопросы. Чья машина? Чей дом? И т.д.»

Глаголы. Глаголы различаются по виду (совершенные и несовершенные), изменяются по числам, лицам, времени, то есть спрягаются.

  1. Игра «Кто, что делал вчера?» 

Грамматическая категория: Прошедшее время глагола (Что делал(а)?)  

Описание игры: на столе разложены сюжетные картинки. 

Инструкция: «Посмотри на картинки и скажи, кто, что делал вчера?» Стирать- стирал(а), (смотреть, ловить, мыть…)

  1. Игра «Вместе делать веселей». 

Грамматическая категория: Единственное и множественное число глаголов настоящего времени (Что делает? Что делают?). 

Инструкция:  «Вместе делать веселей»  Он стоит- они стоят, (едят, спят, рисуют, бегут…)

  1. Игра «Дай задание игрушкам». 

Грамматическая категория: Глаголы повелительного наклонения (Делай!). Повелительное наклонение глагола – это действие, к которому кто-либо побуждает кого-либо. 

Инструкция:  «Дай задание игрушкам» Спать – спи! (Лети, танцуй, рисуй).

  1. Игра «Какие это вещи?». 

Грамматическая категория:  Согласование сущ. и прилагательных в роде и числе (Какой? Какая? Какое? Какие?). 

Инструкция:  «Какие это вещи?» Теплый шарф, теплая шапка, теплое платье, теплые носки и т.д.

Все предлагаемые игры-задания на словоизменение для удобства приведены в таблице. Обращаю внимание, что   грамматические категории, используемые в данных играх, предназначены для детей 3-4 лет. Для детей старшего возраста используются более сложные грамматические категории.

С
Л
О
В
О

И

З
М
Е
Н
Е
Н
И
Е

       Грамматическая категория

  Речевой материал

1

Единственное и множественное число существительных(Кто? Что?)

Игра «Один-много»:Утка- утки, мишка- мишки, (кубики, книги)

2

Родительный падеж имен существительных единственного числа (Кого? Чего?)

Игра «Чего не стало?»,

 «Чего не хватает?»:Ленточка -ленточек, (матрешек, книг, груш, слив)

3

Винительный падеж имен сущ. ед. числа(Кого? Что?)

И. «Кто что нарисовал»,

 «Кого лечил Доктор Айболит» : Бабочка- бабочку (машину, куклу, пирамидку лису)

4

Дательный падеж имен сущ. ед. числа (Кому? Чему?)

И. «Телефон»

«Кому что дадим?» :Мышка- мышке( зайчику, котику, курочке, собаке)

5

Творительный падеж имен сущ. ед. числа(Кем? Чем?)

И. «Кто чем действует»: Пила- пилой(лопатой, метлой, молотком, карандашом)

6

Предложный падеж имен сущ. ед. числа(О ком? О чем?)

И. «О чем расскажешь?» Банка- о банке (о шарике, о конфете, о мяче, о яблоке)

7

Род имен существительных(мой, моя, мое, мои)

И. «Это чье?» Бантик-это мой бантик, (моя кукла, мое ведро, мои бусы)

8

Прошедшее время глагола (Что делал(а)?)

И. «Кто что делал вчера?» Стирать- стирал(а), (смотреть, ловить, мыть…)

9

Единств. и множественное число глаголов настоящего времени (Что делает? Что делают?)

И. «Вместе делать веселей» Стоит- стоят, (едят, спят, рисуют, бегут…)

10

Глаголы повелительного наклонения(Делай!)

И. «Дай задание игрушкам» Спать- спи! (Лети, танцуй, рисуй)

11

Согласование сущ. и прилагательных в роде и числе (Какой? Какая? Какое? Какие?)

И. «Какие это вещи» Теплый шарф, теплая шапка, теплое платье, теплые носки.

Источник

Валентина Захарова
Игры на усвоение категорий рода, числа, падежа существительных, вида и наклонения глаголов

В процессе игр дети осваивают и способы словообразования. Предлагая детям игры, мы намеренно создавали ситуации, стимулирующие поисковую активность в сфере словообразования.

«Чего не стало?»

Цель: образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных.

Оборудование: кукла Петрушка, картинки с изображениями фруктов и овощей.

Читайте также:  Готовый индивидуальный маршрут развития ребенка в доу по фгос

Ход игры:

К детям в гости приходит петрушка. Здоровается, предлагает рассмотреть картинки, которые он принес. Воспитатель по одной показывает картинки, дети называют то, что нарисовано. Названные картинки размещают на стенде так, чтобы по одну сторону оказались существительные с нулевым окончанием.

Петрушка предлагает поиграть в игру. На стенде оставляют пять картинок, например, яблоки, груши (слева, бананы, апельсины, лимоны (справа).

– Ребята, запомните хорошо картинки. Запомнили? Закройте глаза. (Убирает бананы, на их место ставит картинку огурцы). Теперь откройте. Чего нес тало? (Бананов). Что появилось? (Огурцы). Снова закройте глаза. Чего не стало? (Яблок).

Если дети ошибаются, взрослый спрашивает, как сказать правильно. Аналогичным образом обыгрываются остальные картинки.

«Чего не хватает Мише, чтобы пойти на прогулку?»

Цель: образовывать существительные в родительном падеже множественного числа.

Оборудование:картинки с изображениями зимней одежды: валенок, варежек, носков, шарфа, пальто, шубы, шапки и др.

Ход игры:

Воспитатель обращается к детям:

– Я вам расскажу историю про двух мальчиков. Мальчиков звали Тля и Миша. Толя аккуратный. У него вся зимняя одежда аккуратно сложена в шкафчик. Какая зимняя одежда лежит у Толи в шкафчике?

Дети называют предметы одежды. По ходу названия выставляем на стенде соответствующие картинки. Если дети что-то не назовут, показываем картинку-подсказку.

– Толя быстро собрался на прогулку. Надел носки, валенки… (по мере называния убираем со стенда картинки). А Миша никак не может собраться. Он был неаккуратный и всегда разбрасывал одежду. Миша нашел только шарф и шапку. Чего еще не хватает Мише, чтобы пойти на прогулку?

Дети называют предметы по памяти, а взрослый выставляет на стенде соответствующие картинки. Если ребенок ошибается, поправляет его.

«Петрушкины команды»

Цель: образовывать формы единственного и множественного числа глагола хотеть, формы повелительного наклонения глаголов рисовать, танцевать.

Оборудование: кукла Петрушка.

Ход игры:

Появляется Петрушка, здоровается с детьми. Предлагает поиграть и говорит, что будет отдавать команды.

Петрушка командует: «Скачите, пляшите, нарисуйте в воздухе круг, потанцуйте, попрыгайте на одной ноге».

Воспитатель обращается к детям:

– Ребята, вы тоже можете попросить Петрушку выполнить команды. Когда будете просить, не забывайте волшебное слово «пожалуйста». Вова, ты хочешь попросить Петрушку? Попроси. А ты, Саша? А ты, Оля?

– Какие интересные слова я услышал, – говорит Петрушка, – когда говорит одни человек, то произносит я хочу, он хочет, а когда говорят несколько человек, то произносят мы хотим, они хотят.

«Зайка сделай!»

Цель: образовывать формы повелительного наклонения глаголов (спой, танцуй, поскачи, положи, нарисуй, поезжай).

Оборудование: плюшевый заяц, автомашина, кисточка, лист бумаги, краски, вода.

Ход игры:

К детям приезжает заяц на машине. Он что-то привез. Тут и краски, и кисточка, и вода. Зачем все это зайцу? Оказывается,что заяц необыкновенный: он умеет рисовать, петь, плясать, высоко скакать, любит ездить на машине. Воспитатель предлагает детям поиграть с зайцем. Они будут отдавать команды, а заяц выполнять, если высказывание будет сформировано правильно.

Если ребенок ошибается, заяц не двигается, ждет, когда он исправит ошибку сам или с помощью воспитателя.

После игры заяц прощается с детьми и уезжает.

«Зайкина гимнастика»

Цель: образовывать формы повелительного наклонения глаголов (беги, скачи, ляг, присядь, стой, наклонись).

Оборудование: плюшевый заяц.

Ход игры:

В гости к детям приходит заяц. Сегодня он будет делать гимнастику. Дети отдают команды, а заяц их выполняет. Но говорить надо правильно. Если ошибешься, заяц не выполнит команду.

После гимнастики заяц прощается с детьми. Он отправляется бегать на свежем воздухе.

«Подбираем рифмы»

Цель: образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных (ботинок, чулок, носков, тапочек).

Оборудование:предметные картинки: ботинки, чулки, носки, тапочки, рукавички, две сороки, два щенка, две синички.

Ход игры:

Воспитатель (читает английскую народную песенку).

Даю вам честное слово:

Вчера в половине шестого

Я встретил двух свинок

Без шляп и ботинок.

Даю вам честное слово!

Понравилась вам эта английская народная песенка, которую перевел на русский язык С. Маршак? А теперь скажите, носят ли свинки ботинки? Может быть, свинки надевают рукавички?

Я вам предлагаю: попытаемся вместе сочинить такую же веселую шутку о птицах и животных. Я буду начинать, а вы продолжайте. В качестве подсказки буду показывать картинки

Даем честное слово:

Вчера в половине шестого

Мы видели двух сорок

Без … (ботинок) и … (чулок)

И щенков

Без… (носок,

И синичек

Без … (тапочек) и … (рукавичек)

Без ботинок и чулок

Повстречали мы … (сорок,

Без носок – … (щенков,

Без тапочек и рукавичек – … (синичек).

Молодцы! Веселое стихотворение у нас получилось.

«Узнай по звуку»

Цель: подвести детей к понятию о несклоняемости существительного пианино.

Материал: игрушки – пианино, металлофон, барабан, бубен, колокольчик, балалайка и т. д.

Организация занятия:

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Узнай по звуку». Закрыв глаза, играющие должны отгадать, на чем играет взрослый – на барабане, бубне, пианино. Произнося это слово, воспитатель, фиксирует внимание детей на то, что слово это не изменяется.Всегда говорят: «Играю на пианино».

Источник

Здесь вы найдете задания для распечатки в картинках “Единственное и множественное число имен существительных”, которые подойдут для ребят младшего школьного возраста. С помощью данных пособий родители могут помочь своим детям понять и усвоить школьный материал по русскому языку об изменении существительных по числам в более короткие сроки. На бланках размещены предметы, обведенные кружком: справа в единственном, а слева во множественном числе. Чтобы закрепить знания по данной теме, ребенку необходимо произнести сначала названия предметов в единственном числе, а затем научиться правильно изменять эти имена существительные по числам.

Задания можно использовать также при обучении малыша счету: если распечатать бланки в нескольких экземплярах и вырезать кружочки с картинками по отдельности, вы сможете самостоятельно придумать для ребенка множество разных задач и примеров на счет. Например: положить на столик перед малышом кружочек с тремя стульями, затем добавить кружок с одним стулом, и проговорить условие задания: “было три стула, принесли еще один, сколько стульев стало?”, либо “было шесть листьев, два улетело, сколько листьев осталось?” и так далее.

Чем полезны занятия на тему: “Единственное и множественное число имен существительных” 

В первом задании малыш будет изменять по числам такие существительные: стул, лист, цветок, перо, колесо, шарик, дерево и флажок. Например: стул – стулья, лист – листья и так далее.

Читайте также:  Развитие ребенка в 6 лет программы для школы

На первый взгляд может показаться, что подобные задания не несут в себе никакой пользы, а ребенок выполнит их без особого труда и размышлений, однако это большое заблуждение! Очень часто детям довольно сложно понять, как правильно изменить единственное число на множественное, например: почему лист – это листья, цветок – это цветы, цыпленок – это цыплята и так далее.  В процессе занятий с использованием подобных дидактических материалов, хорошо развивается речь ребенка, как устная, так и письменная, что, в свою очередь, положительно сказывается на грамотности письма малыша, упражнения превосходно развивают мышление ребенка, ему становится намного легче выражать свои мысли. Поэтому старайтесь приводить как можно больше собственных примеров, составленных по такому же принципу, проводите регулярные занятия с ребенком, а также ждите обновлений на нашем портале!

Скачать задание – Единственное и множественное число – вы можете во вложениях внизу страницы

Занятия на тему:

Во втором задании преобразовать из единственного во множественное число нужно следующие существительные: цыпленок, вишня, поросенок (либо свинья), кубик, лягушка, свеча, львенок и стрекоза. 

Задания в картинках - изменение существительных по числам

В третьем задании малышу необходимо изменить такие существительные: змея, гриб, облако, кольцо, подарок, малыш, заяц и муравей.

Задания в картинках по русскому языку

Также вы можете дополнить обучение чтению и другими материалами нашего сайта:

Русский алфавит по порядку для детей - Скачать заданияРусский алфавит для детей. Учим буквы по порядку

Здесь вы найдете русский алфавит для детей от “А” до “Я” в картинках с заданиями для каждой буквы. 

Скачать задания - Составить слово из заданных буквСоставить слово из заданных букв – Задания в картинках

Если ваш ребенок уже выучил весь алфавит и проявляет интерес к чтению – не теряйте времени напрасно – скачайте наши необычные и увлекательные задания, в которых нужно составить слово из заданных букв. 

Распечатать задания - Найти слово по буквамНайти слово по буквам – Задания в картинках для детей

В этом материале вы найдете 3 задания в картинках для скачивания, в каждом из которых нужно найти слово по буквам. Задания подойдут детям от 5 лет.

Скачать - Тексты с картинками вместо словТексты с картинками вместо слов для детей

В этом разделе вы найдете тексты с картинками вместо слов для детей по чтению, которые можно скачать во вложениях внизу страницы бесплатно и без использования файлообменников.

Скачать карточки - Чтение по слогам - Методика ЗайцеваЧтение по слогам – Методика Зайцева

В этом разделе вы найдете чтение по слогам – методика Зайцева – в виде карточек в картинках для распечатки.

Прописи для детей 5, 6 лет - Скачать и распечатать

Прописи для детей – Задания в картинках для обучения письму

Здесь вы можете скачать, а затем распечатать увлекательные прописи для детей с заданиями и картинками.

Кроссворды для детей онлайн - От 6 до 14 лет

Кроссворды для детей онлайн – От 6 до 14 лет

В этом разделе вы найдете увлекательные кроссворды для детей онлайн, которые могут разгадывать дети от 6 до 14 лет.

Кроссворды - Распечатать для детей в картинках

Кроссворды – Распечатать для детей в картинках

В этом разделе вы можете скачать занимательные кроссворды, распечатать для детей на цветном принтере и разгадывать сколько душе угодно.

Источник

Конспект занятия

по обучению русскому языку в старшей группе №12

Тема занятия: Формирование умения  различать формы единственного и множественного числа имен существительных

Тема для разговора  «Игрушки».

                                                                                                                                                            Керимкулова М.М.

Программное содержание:

I. Образовательные задачи

1.1.Лексический строй речи:

  • Познакомить детей с новыми словами  – лента, кофта, карандаш, конфета.
  • Закрепить раннее изученные слова по теме: №11 «Сад и огород» сад, огород, лук, капуста, роза, растет, он (она)

1.2 Фонетический строй речи:

  • Учить детей правильно произносить звук [ы] в слове ленты, кофты, конфеты. [и] в слове руки, полки, кубики..
  • Учить детей правильной постановке ударения в словах мяч-мячи, шар-шары, сад-сады, карандаш-карандаши.
  • Учить детей правильному интонированию вопросительных и повествовательных предложений.

1.3 Грамматический строй речи:

  • Формировать умение составлять предложение с помощью форм единственного и множественного числа.
  • Учить детей различать и употреблять в речи вопрос где?  Как о местоположении предмета.

1.4 Связная речь:

  • Учить вести несложный диалог.

II. Воспитательные задачи

  • Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
  • Воспитывать у детей желание заниматься, умение слушать воспитателя.
  • Воспитывать у детей желание учить русский язык и говорить на русском языке.

III. Развивающие задачи:

  • Развивать образную память, умение анализировать и делать самостоятельные выводы.
  • Уточнять и расширять представления об игрушках.

Предварительная работа: Заучивание физ-минутки «Заводные игрушки»

Дидактическое обеспечение: предметные картинки игрушек (в единственном и множественном числе), демонстрационная картина по теме: «Магазин игрушек», игрушки (предметы): лента, кофта, мяч, карандаш, конфета.  Презентация (один-много игрушек).

Ход занятия:

1 часть. Пальчиковая гимнастика.

– Дети приготовьте свои пальчики, давайте немного с ними поиграем.

2ц3.

– Молодцы! (В это время кто-то постучал в дверь)

-Ой, кто-то стучится, пойду посмотрю….

-Ребята, посмотрите, кто-то под дверью оставил сундук.

-Интересно, что там?…(сундук не открывается)

-Смотрите, тут записка (читает)

– «Что бы сундук открылся надо разгадать загадки» (загадывает загадки)

Сидит дед во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
(Лук)

Уродилась я на славу. 
Голова бела, кудрява. 
Кто любит щи — 
Меня в них ищи. (капуста)

Красотой наделена,

Ароматна и нежна,

Стебель длинный,

Весь в шипах — королева цветника! (Роза)

-Молодцы дети, отгадали все загадки. И сундучок открылся, посмотрим что там….

-В сундуке картинки.

2 часть:

1 этап: Лексическая игра «Один-много»  

– Ребята посмотрите на картинки, и покажите:

  Тут лента– там ленты,

  Тут  кофта- там кофты,

  Тут карандаш-там карандаши,

  Тут конфета-там конфеты.

   Тут мальчик-там мальчики

2 этап: Беседа. «Где? Кто? Что?»

– Дети посмотрите что это? Да это лента.

-Здесь лента. А там что?-Ленты.

-Где кофта? –Вот кофта.

– А там кофта? – Нет, там кофты.

– Кто стоит здесь? –Мальчик.

-Кто стоит там? – Мальчики.

-Что лежит здесь? –Мяч.

-Что лежит там? – Мячи.

-Здесь лежит карандаш. А где карандаши? – Вот карандаши.

-Это конфета или конфеты? – Конфета.

– А где конфеты? – Вот стол. Тут конфеты.  

– Молодцы!

Физминутка «Заводные игрушки» 

– А сейчас давайте немножко отдохнём.  Все стали.

Читайте также:  Влияние сказки на развитие ребенка курсовая

Посмотрите, в магазине
Все игрушки на витрине:
(Широко развести руки в стороны)

Заводные зайчики
Куколки и мячики,
Пушистые котята,
(Повороты вправо-влево с вытянутыми руками)

Матрешки, медвежата –
Все на полочках сидят
(Присесть)

С нами поиграть хотят.
(Прыжки)

3 этап: Произношение звука [ы ], [и ]Чтение чистоговорки.

– Дети, а сейчас повторите за мной.

ы-ы-ы-ы а в лесу растут грибы.    

и-и-и – его любят малыши

 и-и-и – прилетели к нам грачи

ы-ы-ы- папа надувал шары

ы-ы-ы- Маша видела сады

– Молодцы!

4 этап: Рассматривание предметных картин.

– Дети,  а теперь посмотрите на картинки

– Здесь шар? А здесь?  Шары. Повторите за мной шары.

– Здесь барабан? А здесь? Барабаны.

– Это самолет? А это? Самолеты.

– Это машина? А это? Машины.

– Ваня скажи что это? Карандаш.

– А здесь что ты видишь? Карандаши.

– молодцы!

5 этап: Рассматривание сюжетной картины «Магазин игрушек»

– Сейчас я вам покажу картины. Посмотрите внимательно

– Это что?

– Это кукла

– Что кукла делает?

– кукла сидит

– А это что?

– Коробка

– А что в коробке?

– Кубики.

– А здесь что?

– Машинка

– Это кто?

– Это зайка.

– Рядом с зайкой кто сидит?

– Другие зайки.

– Это что?

– корзина

– Что там в корзине?

– В корзине мячики.

– А это кто стоит?

– Мальчик стоит.

– Что он делает?

– Берет кубики.

– Это кто?

– Девочка.

– Что несет девочка?

– Девочка несет шары.

– Правильно дети, молодцы!

6 этап: Игра «Покажи и скажи, где…» дети сейчас мы с вами поиграем, слушайте внимательно описание игры.

Описание игры: Описание игры. На столе разложены предметы- по одному и по нескольку (игрушки, картинки, предметы в натуре).Водящий , обращаясь к кому –то из детей, говорит, например:

-Покажи и скажи, где конфета,  а где конфеты.

Вызванный должен сказать :

– Здесь конфета. А там конфеты.

Выигрывает тот , кто покажет и назовет правильно в единственном и во множественном числе три –четыре слова.

– Вы поняли дети? Давайте поиграем.

3 часть:

Рефлексия : Ребята, что вам понравилось на занятии? А о чём мы с вами еще на занятии говорили? Что еще вы еще запомнили? Сегодня вы все были умницами! Молодцы!

Технологическая карта занятия  

по обучению русскому языку в старшей группе

Тема занятия: Формирование умения  различать формы единственного и множественного числа имен существительных

Тема для разговора «Игрушки».

                                                                                                                                                           Керимкулова М.М

Технологическая карта занятия по обучению русскому языку в старшей группе

Тема занятия: Формирование умения и навыков различать формы единственного и множественного числа имен существительных

Тема для разговора «Игрушки».

Части/этапы

Задачи

Методы и приемы

Средства

Деятельность педагога

Деятельность детей

Результат

I Вводная часть

Укреплять мелкую моторику рук, что влияет на развитие речи.

Пальчиковая гимнастика.

Художественное слово пальчиковая гимнастика «Кошка».

Показ пальчиковой гимнастики

Слушают и повторяют за воспитателем

Вызван интерес детей к занятию с помощью пальчиковой гимнастики.

«Дождик капал за окошком,

На окне сидела кошка,

Капли лапками ловила,

И в карман к себе сложила».

– Закрепить, ранее изученные слова по теме: №11 «Сад и огород»

-закрепить название овощей.

Сюрпризный момент:«Волшебный сундук»

Загадывание загадок

Художественное слово. Картинки

Загадывает загадки про овощи: Лук, капуста, роза.

Внимательно слушают загадки. Отгадывают.

Дети закрепили ранее изученные слова, закрепили название овощей.

II

Основная часть

1 этап:

Лексическая игра «Один-много»

– «Формирование умения и навыков различать формы единственного и множественного числа имен существительных»

– Воспитывать у детей желание учить русский язык и говорить на русском языке.

Вопросы

Наглядный материал

Картинки разных предметов

Показывает картины и задает вопросы по формам единственного и множественного числа имен существительных

Смотрят на картины и отвечают на вопросы.

Дети сформировали навыки определения форм единственного и множественного числа.

-лента-ленты

-кофта-кофты

-карандаш-карандаши

-конфета-конфеты

-мальчик-мальчики

2 этап: Беседа. «Кто? Где? Что?»

– Учить детей различать и употреблять в речи вопросы «Кто? Где? Что?

Вопросы

Игровой прием –Физминутка.

Игрушки, разные предметы. Физминутка «Заводные игрушки»

Показывает игрушки и задает вопросы.

Дети отвечают на вопросы.

Дети научились отвечать на вопросы с определением форм единственного и множественного числа.

– дети выполняли движения в соответствии с текстом физминутки.

3 этап: Произношение звука [ы]; [и] Чтение чистиговорки.

– Учить детей правильно произносить окончания в формах единственного и множественного числа.

Чтение чистоговорки.

Художественное слово.

Читает чистоговорку

Внимательно слушают и повторяют за воспитателем

В детях сформировалось четкое произношение окончаний в формах единственного и множественного числа.

4 этап: Рассматривание предметных картин.

– Учить детей правильному интонированию имен существительных в единственном числе и преобразованных во множественное число.

Вопросы

Предметные картинки.

Показывает картинки, задает вопросы – лента какая?  

Смотрят на картинки и отвечают на вопросы.

Сформировалось правильное интонирование имен существительных в единственном и множественном числе.

5этап:

Рассматривание сюжетной картины «Магазин игрушек»

– Развивать образную память, умение анализировать и делать самостоятельные выводы.

Демонстрация  картины

Сюжетная картина «В магазине»

Показывает картины, задает вопросы

– Кто это? Что это? Что делает?

Смотрят на картину и отвечают на вопросы воспитателя.

Развивалась образная память, дети научились  анализировать и самостоятельно делать выводы

6 этап:Игра «Покажи и скажи, где…»

Закрепить навыки определения форм единственного и множественного числа

Объяснение

Вопросы

Указание

игрушки, картинки, предметы в натуре

Предлагает детям поиграть в игру «Покажи и скажи, где…» Объясняет правила игры

Внимательно слушают правила игры. Играют в игру

 «Покажи и скажи, где…»

Закрепили навыки определения форм единственного и множественного числа, научились играть по правилам.

III часть

Заключительная часть

– Формировать умения анализировать свою деятельность.

Вопросы

Похвала

Похвала. Сегодня вы все были умницами! Молодцы!

Задает детям вопросы.

Оценивает деятельность детей.

Отвечают на вопросы

Делятся впечатлениями.

Дети научились  анализировать свою деятельность.

Источник