Задачи специальной психологии развития аномального ребенка

Задачи специальной психологии развития аномального ребенка thumbnail

Предмет: закономерности психического
развития и особенности психической
деятельности детей и взрослых с
психическими и физическими недостатками.

Что важно: психология аномального
развития имеет дело с устойчивыми
аномальными состояниями, вызванными
нетекущим болезненным процессом,
а отдаленными последствиями каких-то
органических повреждений или нарушений
формирования психических функций в
результате крайне неблагоприятных
социальных условий.

Задачи:

  • изучение закономерностей и особенностей
    психического развития детей и взрослых
    с различными психическими и физическими
    недостатками в разных условиях, и прежде
    всего, в условиях коррекционного
    обучения;

  • создание методов и средств психологической
    диагностики нарушений развития;

  • разработка средств психологической
    коррекции недостатков развития;

  • психологическое обоснование содержания
    и методов обучения и воспитания в
    системе специальных образовательных
    учреждений;

  • психологическая оценка эффективности
    содержания и методов обучения детей с
    недостатками развития в разных условиях;

  • психологическое изучение
    социальной адаптации лиц с
    недостатками;

  • психологическая коррекция дезадаптации.

2.Роль л.С. Выготского в развитии психологии аномального развития

Формальным началом работы Л.С. Выготского
в области специальной психологии и
специальной педагогики является его
назначение в 1924 г. заведующим подотделом
воспитания физически дефективных и
умственно отсталых детей в отделе
социально-правовой охраны несовершеннолетних
Главного управления социального
воспитания Наркомпроса РСФСР. Но его
интерес к этой области сложился раньше.

Л.С. Выготский является одним из создателей
специальной психологии как особой
целостной отрасли психологической
науки.

Л.С. Выготский внес неоценимый вклад в
решение таких проблем как:

  • формирование
    основ специальной психологии,

  • выделение
    общих закономерностей психического
    развития при различных дефектах,

  • диагностика
    недостатков развития.

Формирование основ специальной
психологии

К середине 20-х гг. в мире уже вполне
оформились как отдельные ветви психологии
психология умственно отсталых, психология
слепых и, в несколько меньшей степени,
психология глухих. Работа в этих
направлениях велась и в России. Но
попыток консолидации независимых ветвей
психологии не было, для этого не было
возможностей.

Это обстоятельство заметил Л.С. Выготский.
Он рассматривает условия, необходимые
для оформления какого-либо направления
исследований и практики в самостоятельную
область. Первым из таких условий он
называет изучение причин, зависимостей
и закономерностей развития явлений,
относимых к области психологии детей
с различными недостатками развития.

Он пишет, что пока специальная психология
погружена в исследование внешних
проявлений, она остается эмпирическим
знанием и не может быть наукой в настоящем
смысле этого слова. Вторым по важности
условием становления специальной
психологии Л.С. Выготский считает
создание адекватных методик исследования,
которые позволят “перейти от простой
наукообразной эмпирии к истинно научному
способу мышления и познания”.

Л.С. Выготский выделяет общие
закономерности аномального развития
психики
. Развивая высказанное Г.Я.
Трошиным положение о том, что в развитии
детей с физическими и умственными
недостатками прослеживаются те же
основные закономерности, которым
подчиняется развитие детей без дефектов,
Л.С. Выготский указывает, что любой
недостаток сказывается на отношениях
с людьми. Нарушение взаимодействия с
окружающим миром и людьми выделяется
как важнейшая общая закономерность
аномального развития.

Другая общая закономерность содержится
в сформулированных Л.С. Выготским
представлениях о первичных и вторичных
недостатках психического развития.
Органическое повреждение, например
поражение улитки, вызывает выпадение
слуховой перцепции (при глухоте) или ее
недостаточность (при тугоухости), что
выступает в качестве первичного дефекта
(недостатка). Вторичным дефектом развития
психической деятельности является
нарушение формирования речи. Отсутствие
словесной речи сказывается на развитии
мышления ребенка, что выступает в
качестве недостатков третьего порядка;
их следствием выступают другие недостатки
психического развития. Так же могут
быть указаны первичные, вторичные и
т.д. недостатки психического развития
при повреждении органов зрения или при
органическом повреждении ЦНС (как при
умственной отсталости или детском
церебральном параличе).

Проблема диагностики. Для Л.С.
Выготского была очевидной непригодность,
для целей дефектологии, применявшихся
в то время стандартизованных тестов.
Он считал необходимым заменить их
качественными методиками.

Альтернатива: не количественной, а
качественной оценки не возможна, потому
что любая качественная характеристика
– результат накопления определенных
количественных изменений. Вместе с тем
не может быть предложен какой-либо
диагностический прием, с помощью которого
можно четко разграничить, например,
детей с ЗПР, умственно отсталых и
нормально развивающихся. Внутри каждого
типа развития наблюдается разброс
индивидуальных показателей выполнения
диагностических заданий, при этом
диапазон показателей, характерный для
ЗПР, частично перекрывает диапазоны
показателей нормально развивающихся
детей и умственно отсталых.

Однако качественные различия между
типами развития существуют, их понимание
заложено в представлениях Л.С. Выготского
о первичных, вторичных и последующего
порядка недостатках развития. Своеобразное
сочетание нарушений первичных, вторичных
и последующих порядков, определяет
специфическую структуру развития, что
позволяет опытному педагогу различать
детей с ЗПР и детей с общим недоразвитием
речи или с легкой степенью умственной
отсталости. Однако такая эмпирическая
дифференциация не поддается формализации.

Важнейшую роль в разработке диагностических
методик должны сыграть и представления
Л.С. Выготского о ЗБР и актуального
развития. Он дает модель методики,
которая может быть для этого использована.
Это методика экспериментального
формирования понятий – прототип обучающего
диагностического эксперимента. Построение
диагностических методик в форме
обучающего эксперимента позволяет
выявить различия в объеме ЗБР.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

1.Предмет
и задачи психологии аномального
развития. 

Предмет:
закономерности психического развития
и особенности психической деятельности
детей и взрослых с психическими и
физическими недостатками.
Что
важно
:
психология аномального развития имеет
дело с устойчивыми аномальными
состояниями, вызванными нетекущим
болезненным процессом, а отдаленными
последствиями каких-то органических
повреждений или нарушений формирования
психических функций в результате крайне
неблагоприятных социальных условий.

Читайте также:  Психическое развитие ребенка курсовая бесплатно

Задачи:

  • изучение
    закономерностей и особенностей
    психического развития детей и взрослых
    с различными психическими и физическими
    недостатками в разных условиях, и прежде
    всего, в условиях коррекционного
    обучения;

  • создание
    методов и средств психологической
    диагностики нарушений развития;

  • разработка
    средств психологической коррекции
    недостатков развития;

  • психологическое
    обоснование содержания и методов
    обучения и воспитания в системе
    специальных образовательных учреждений;

  • психологическая
    оценка эффективности содержания и
    методов обучения детей с недостатками
    развития в разных условиях;

  • психологическое
    изучение социальной адаптации лиц с
    недостатками;

  • психологическая
    коррекция дезадаптации.

2.
Изучение закономерностей аномалий
развития психики сосредоточено в сфере
детской патопсихологии, дефектологии
(специальной психологии и специальной
педагогики) и детской психиатрии

3.

Аномальные
дети

дети,
имеющие значительные отклонения от
нормального физического или психического
развития. Лежащие в основе этих отклонений
аномалии, или дефекты (от лат. с1е}ес!из
— недостаток, поэтому иногда применяется
термин «дефективные дети»), могут быть
врожденными и приобретенными. Причины
возникновения врожденных аномалий
очень разнообразны. В ряде случаев
важную роль играют генетические
(наследственные) факторы; однако выявление
или невыявление наследственных влияний
нередко определяетсяфакторами внешней
среды. Врожденные аномалии могут
возникнуть от непосредственных
воздействий на развивающийся плод
химических, механических, температурных
влияний (интоксикация, травма, охлаждение),
нарушения питания плода и т. д.

Внутриутробная
инфекция плода, напр., врожденный
токсоплазмоз приводит иногда к тяжелым
нарушениям эмбрионального развития—
микроцефалии и гидроцефалии, врожденной
слепоте и т. п.

Приобретенные
аномалии в основном являются последствиями
перенесенных в раннем детском возрасте
инфекционных болезней (эпидемического
цереброспинального менингита,
полиомиелита, кори, скарлатины, гриппа
и др.). Сравнительно меньшую роль в
возникновении приобретенных аномалий
играют травмы, интоксикации и др. причины.

«Психический
дизонтогенез» –
 нарушение
психического развития в детском и
подростковом возрасте, в результате
расстройства и созревания функций и
структур головного мозга. Причины:
экзогенные (экология, вода, питание);
патогенные (соц.родовые факторы
негативного воздействия); сочетание
биолог.и патогенных.

2
типа псих.дизонтогенеза:
 ретардация
 запаздыване
или приостановка психического развития
(ЗПР). Асинхрония – опережение в развитии
одних функций и отставание других
(дисгармония, искажение).

4.
Дизонтогенез — это нарушение развития
организма на каком-либо этапе онтогенеза. 

)
недоразвитие,
2)
задержанное развитие,
3)
поврежденное развитие,
4)
дефицитарное развитие,
5)
искаженное развитие,
6)
дисгармоническое развитие.

66. Представления об «аномальном ребенке»

К
аномальным относятся дети, у которых
физические или психические отклонения
приводят к нарушению нормального хода
общего развития. Различные аномалии
по-разному отражаются на формировании
социальных связей детей, на их
познавательных возможностях. В зависимости
от характера нарушения одни дефекты
могут полностью преодолеваться в
процессе развития ребенка, другие
подлежат лишь коррекции или компенсации.
Развитие аномального ребенка, подчиняясь
в целом общим закономерностям психического
развития детей, имеет целый ряд собственных
закономерностей.

Источником
приспособления аномальных детей являются
сохранные функции. Функции нарушенного
анализатора, например, заменяются
интенсивным использованием сохранных.

К
основным категориям аномальных детей
в дефектологии относятся следующие:

1)
дети с выраженными и стойкими нарушениями
слуховой функции (глухие, слабослышащие,
позднооглохшие);

2)
дети с глубокими нарушениями зрения
(слепые, слабовидящие);

3)
дети с нарушениями интеллектуального
развития на основе органического
поражения центральной нервной системы
(умственно отсталые);

4)
дети с тяжелыми речевыми нарушениями
(логопаты);

5)
дети с комплексными нарушениями
психофизического развития (слепоглухонемые,
слепые умственно отсталые, глухие
умственно отсталые);

6)
дети с нарушениями опорно-двигательного
аппарата;

7)
дети с выраженными психопатическими
формами поведения.

67. Науки, занимающиеся аномальным развитием

Изучение
закономерностей аномалий развития
психики сосредоточено в сфере детской
патопсихологии, дефектологии (специальной
психологии и специальной педагогики)
и детской психиатрии. Дефектология как
область знания сложилась в результате
развития и интеграции отдельных ее
отраслей: сурдопедагогики (воспитание
и обучение детей с недостатками слуха);
тифлопедагогики (воспитание и обучение
детей с дефектами зрения); олигофренопедагогики
(воспитание и обучение умственно отсталых
детей); логопедии (изучение и коррекция
недостатков речи), а также выявления
общих закономерностей развития, обучения
и воспитания аномальных детей. Адекватным
в этих условиях является комплексный
подход к изучению аномальных детей
различными специалистами (педагогами,
врачами, дефектологами, психологами,
физиологами).

Развитие
дефектологии тесно связано с детской
неврологией, сформировавшейся, в свою
очередь, на стыке невропатологии и
педиатрии, благодаря которой оказалось
возможным изучение онтогенеза нервной
системы ребенка, соответствия развития
нервно-психических функций возрасту,
выявление причин задержек и искажений
развития, а также исследование изменений
нервной системы при различных
патологических состояниях, ее роли в
этиопатогенезе заболеваний детского
возраста.

Большое
значение для развития дефектологии
имеют достижения психологии, в частности,
таких ее отраслей, как нейропсихология
и детская патопсихология. Нейропсихологический
анализ позволяет на основе клинических
и экспериментально-психологических
данных очертить круг поражений психических
процессов, возникающих при локальных
поражениях мозга. Патопсихологические
исследования раскрывают закономерности
распада психической деятельности и
свойств целостной личности в ситуации
болезни, основанные на сравнительном
анализе формирования и протекания
психических процессов, состояний и
свойств личности в норме.

По
мере возникновения детской психиатрии
в патогенезе и клинической картине
болезни все большее значение стало
придаваться роли возраста, а также
симптоматологии, формирующейся под
влиянием аномального развития в условиях
болезни, – явлений дизонтогенеза. Если
объектом дефектологических исследований
является дизонтогенез, обусловленный,
как правило, уже завершенным болезненным
процессом, то детская психиатрия накопила
ряд данных о формировании аномалий
развития в процессе текущего заболевания,
динамике дизонтогенетических форм
психической конституции и аномальном
развитии личности в результате
деформирующего влияния отрицательных
условий воспитания (различные варианты
патохарактерологического формирования
личности). Смягчение остроты
психопатологических симптомов в связи
с развитием фармакологии увеличило
процентное соотношение детей, способных
к обучению. Параллельно расширению
психофармакологической помощи больным
детям все более актуальной и перспективной
становится проблема психолого-педагогической
реабилитации и коррекции.

Читайте также:  9 месяцев развитие ребенка рацион питания

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования города Москвы

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РЕФЕРАТ

по курсу: «Специальная психология и коррекционная педагогика»

тема: «Характеристика аномального развития ребенка»

студентки II курса, группа ППК 14

Чурмантеевой М.А.

преподаватель: О.В.Красильникова

Москва, 2015г.

К аномальным (от греч. — неправильный) относятся дети, у которых физические или психические отклонения приводят к нарушению общего развития. Дефект (лат. — недостаток) одной из функций нарушает развитие ребенка только при определенных обстоятельствах. Наличие того или иного дефекта еще не предопределяет аномального развития. Потеря слуха на одно ухо или поражение зрения на один глаз не обязательно ведет к дефекту развития, поскольку в этих случаях сохраняется возможность воспринимать звуковые и зрительные сигналы. Дефекты такого рода не нарушают общения с окружающими, не мешают овладению учебным материалом и обучению в массовой школе. Следовательно, эти дефекты не являются причиной аномального развития.

Дефект у взрослого человека, достигшего определенного уровня общего развития, не может привести к отклонениям, так как’ его психическое развитие проходило в нормальных условиях.

Таким образом, аномальными считаются дети с нарушением психического развития вследствие дефекта и нуждающиеся в специальном обучении и воспитании.

К основным категориям аномальных детей относятся: дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); с нарушением зрения (слепые, слабовидящие); с тяжелыми нарушениями речи (логопаты); с нарушениями интеллектуального развития (умственно отсталые, дети с задержкой психического развития); с комплексными нарушениями психофизического развития, (слепоглухонемые, слепые умственно отсталые, глухие умственно отсталые и др.); с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Существуют и другие группы детей с нарушениями и отклонениями в развитии, например дети с психопатическими формами поведения.

Обучение и воспитание аномальных детей, включение их в общественную жизнь и производственную деятельность — сложная социальная и педагогическая проблема.

Аномальные дети — сложная и разнохарактерная группа. Различные аномалии развития по-разному отражаются на формировании социальных связей детей, на их познавательной возможности и трудовой деятельности. В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития ребенка, другие лишь корригироваться, а некоторые только компенсироваться. Сложность и характер нарушения нормального развития ребенка определяют различные формы педагогическим работы с ним.

Характер нарушения физического и умственного развития ребенка оказывает влияние на весь ход и конечный результат развития его познавательной деятельности…

Образовательный уровень аномальных детей резко различен. Одни из них могут овладеть лишь элементарными общеобразовательными знаниями, другие имеют в этом отношении неограниченные возможности.

Характер нарушения оказывает влияние и на возможности учащихся специальных школ в отношении практической деятельности. Одни учащиеся специальной школы овладевают высокой квалификацией, другие могут выполнять малоквалифицированную работу и требуют особой организации их жизни и труда.

Отношение к аномальным детям в мировой истории претерпело длительную эволюцию.

Аномальное развитие ребенка не отличается лишь отрицательными признаками. Это не столько отрицательное, дефектное, сколько своеобразное развитие. Изучение аномальных детей показало, что их психическое разними подчиняется общим основным закономерностям развития т.и нормальных детей. В центре проблемы основных закономерностей детского развития лежит правильное понимание роли биологического и социального факторов.

Каждый ребенок имеет свои неповторимые врожденные свойства нервной системы (силу, уравновешенность, подвижность нервных процессов; быстроту образования, прочность и динамичность условных связей и пр.). От этих индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности зависят способности к овладению общественным опытом, познанию действительности, т.е. биологические факторы создают предпосылки психического развития человека.

Единство биологических и социальных факторов в развитии человеческой личности не есть механическое их соединение. Они находятся в сложных взаимоотношениях, влияние их друг на друга в разные возрастные периоды различно по степени значимости каждого из этих факторов для общего развития человека.

Наряду с общими закономерностями психического развития нормального и аномального ребенка своеобразное развитие последнего имеет свои закономерности. В течение длительного времени эти закономерности изучаются в Научно-исследовательском институте дефектологии АПН СССР, в НИИ педагогики УССР и на дефектологических факультетах пединститутов страны. Еще в 30-е годы Л. С. Выготский разработал теорию сложной структуры аномального развития ребенка с дефектом. Эта теория отвергла представление об изолированном выпадении одной функции вследствие поражения какого-либо анализатора или заболевания ребенка. Дефект анализатора или интеллектуальный дефект вызывает ряд отклонений, создает целостную сложную картину типичного, аномального развития. Сложность структуры аномального развития заключается в наличии первичного дефекта, вызванного биологическим фактором, и вторичных нарушений, возникающих под влиянием первичного дефекта в ходе последующего аномального развития.

Так, при нарушении слухового восприятия, возникшего в результате повреждения слухового аппарата и являющегося первичным дефектом, появление глухоты не ограничивается выпадением функции слухового восприятия. Слуховой анализатор играет исключительную роль в развитии речи. И если глухота возникла до овладения речью, как следствие наступает немота — вторичный дефект развития глухого ребенка. Такой ребенок сможет овладеть речью только в условиях специального обучения с использованием сохранных анализаторов: зрения, кинестетических ощущений, тактильно-вибрационной чувствительности и т. д. Конечно, речь в этом случае отличается своеобразной неполноценностью: произношение при отсутствии слухового контроля нарушено, словарный запас ограничен, усвоение грамматического строя и понимание речи затруднены. Особые сложности возникают с пониманием слов отвлеченного значения. Трудности в овладении устной речью, имеющей первостепенное значение для формирования познавательной деятельности, приводят глухих детей к нарушениям словесно-логического мышления, проявляющимся в затруднениях в обобщениях запоминаемого материала, непонимании условий арифметических задач. Речевые нарушения, затрудняющие с окружающими, могут также отрицательно влиять формирование характера, нравственных качеств глухого.

Читайте также:  Первый критический период развития ребенка это кризис

У слепых детей раннее поражение органов зрения заметно на их развитие. В качестве вторичных отклонений проявляется недостаточность пространственных ориентировок, ограничение конкретных предметных представлений, своеобразие походки, недостаточная выразительность мимики лица, характерологические особенности.

Интеллектуальная недостаточность, возникшая в результате первичного дефекта — органического поражения головного мозга, порождает вторичные нарушения высших познавательных процессом наивного восприятия, словесно-логического мышления, речи, произвольных форм памяти, проявляющиеся в процессе социального развития ребенка. Вторичное недоразвитие психических свойств личности умственно отсталого ребенка проявляется в примитивных реакциях, завышенной самооценке, негативизме, недоразвитии воли, невротическом поведении.

Дети с дефектами речи, например косноязычием, возникшим при анатомических особенностях артикуляционного аппарата и являющимся первичным, имеют неизбежные вторичные отклонения в развитии. К ним будут относиться недостатки в овладении звуковым составом слова, расстройства письма и пр.

Следует обратить внимание на взаимодействие первичных и вторичных дефектов. В описанных выше случаях первичный дефект вызывал вторичные отклонения. Но и вторичные симптомы в определенных условиях воздействуют на первичный фактор. Так, Взаимодействие неполноценного слуха и возникших на этой основе речевых последствий является свидетельством обратного влияния вторичной симптоматики на первичный дефект. Ребенок с частичной потерей слуха не будет использовать его сохранные функции, если не развивает устную речь. Только при условии интенсивных занятий устной речью, т. е. преодоления вторичного дефекта речевого недоразвития, оптимально используются возможности остаточного слуха. В противном случае первичный дефект слуха усилится.

Необходимо широко использовать педагогическое воздействие на вторичные отклонения в развитии аномального ребенка, так как они в значительной степени доступны коррекции. Преодоление первичного дефекта требует медицинского воздействия, которое, однако, часто оказывается малоэффективным. Игнорирование средовых факторов на ранних этапах развития, недооценка значении специального воспитания усугубляют вторичные отклонения в развитии аномального ребенка.

Важной закономерностью аномального развития является соотношение первичного дефекта и вторичных наслоений.

В процессе аномального развития проявляются не только негативные стороны, но и положительные возможности ребенка. Они являются способом приспособления личности ребенка к определенному вторичному дефекту развития.

Следовательно, вторичные отклонения психического развития аномальных детей наряду с негативной оценкой заслуживают и положительную оценку. Такая позитивная характеристика определенных проявлений своеобразного развития аномальных детей является необходимым основанием для разработки системы специального обучения и воспитания с опорой на положительные возможности детей.

Источниками приспособления аномальных детей к окружающей среде являются сохранные функции. Функции нарушенного анализатора заменяются интенсивным использованием сохранных.

У умственно отсталых детей при обучении также используются сохранные анализаторы (слух, зрение и т. д.). С учетом такой особенности, как конкретность мышления и относительно сохранные резервы восприятия, в учебном процессе предпочтение отдается наглядному материалу, помогающему умственно отсталому ребенку осмыслить окружающую действительность.

Слепые словесно получают недоступную информацию о предметах, и словесные обобщения служат основой представлений о них. Значение речи в процессе обучения слепых чрезвычайно велико. Глухие получают от окружающих словесные объяснения звуковых впечатлений многогранного мира.

Роль речевого общения в коррекции развития умственно отсталого ребенка имеет особое значение. Словесные объяснения олигофренопедагога помогают усвоить непонятное в любой учебной и трудовой деятельности олигофренов.

Своеобразие развития аномального ребенка зависит также и от срока возникновения первичного дефекта. Например, у слепорожденного ребенка отсутствуют зрительные образы. Представления об окружающем мире будут у него накапливаться с помощью сохранных анализаторов и речи. В случае потери зрения в дошкольном или младшем школьном возрасте ребенок сохранит в памяти зрительные образы, что дает ему возможность познавать мир, сравнивая свои новые впечатления с сохранившимися прошлыми образами. При потере зрения в старшем школьном возрасте развитие ученика будет принципиально отличаться от развития слепорожденного, так как его представления характеризуются достаточной живостью, яркостью и устойчивостью.

Развитие ребенка с врожденной глухотой отличается от развития ребенка, оглохшего в раннем возрасте (до 3 лет) и позднооглохшего, степенью сохранности устной речи. Глухота, возникшая в доречевой период, приводит к полной немоте. Потеря слуха после того, как речь у ребенка сформировалась, дает совсем иную картину аномального развития, так как его речевой опыт отражается на особенностях познавательных процессов. Возникают условия, стимулирующие развитие мышления, обогащается словарный запас, относительно свободно используются словесные обобщения.

Фактор времени имеет значение и для развития умственно отсталых детей. Характер аномального развития детей с врожденным или рано приобретенным умственным недоразвитием (олигофренией) отличается от развития детей с распавшимися психическими функциями на более поздних этапах жизни. Возникновение умственной отсталости в период, когда психика ребенка уже достигла определенного уровня развития, дает иную, отличную от олигофрении структуру дефекта и специфику аномального развития.

И наконец, на своеобразие аномального ребенка активно влияют условия окружающей среды, особенно педагогические.

Процесс обучения опирается не только на сформировавшиеся функции, но и на формирующиеся. Задача обучения — постепенно и последовательно переводить зону ближайшего развития в зону актуального развития. Коррекция и компенсация аномального развития ребенка возможны только при постоянном расширении зоны ближайшего развития.

При всей уникальности генетической программы, заложенной и каждом человеке в виде наследственных биологических особенностей, развитие личности определяют социальные факторы, т.е. общественная среда, и, в частности, деятельность ребенка (игра, учение, труд), в процессе которой он постепенно усваивает общественный опыт.

Источник