Задачи сенсорного развития ребенка от 2
Элнара Ханахмедова
Сенсорное развитие детей 2–3 лет
Сенсорное развитие во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. В ряде работ отечественных и зарубежных психологов и физиологов (М. П. Денисова и К. Л. Фигурин, А. И. Бронштейн и Е. П. Петрова, Н. И. Касаткина и А. И. Левикова, М. О. Шрифтзетцер, Дж. Гибсон и др.) показана важная роль повышения тактильной чувствительности, слухового анализа в развитии восприятия. Сенсорное развитие ребенка – это развитиеего восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем возрасте очень велико. Оно является основой для интеллектуального развития ребенка, развивает внимание, воображение, память, наблюдательность, влияет на расширение словарного запаса ребенка. Существуют следующие виды сенсорных ощущений: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые. Сенсорныеощущения имеют разное значение для ребенка:
1. С помощью зрения ребенок воспринимает внешние признаки предметов окружающего мира, их удаленность друг от друга и расположение в пространстве.
2. С помощью слуха ребенок воспринимает и различает разнообразные звуки, определяет их источники и направление, слушает музыку и т. д.
3. Осязательное ощущения, обоняние и вкус также важен для ребенка, но они не являются доминантными. Обоняние дарит возможность насладиться приятными запахами; вкус позволяет ощутить разнообразные вкусовые качества пищевых продуктов.
Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Восприятие – непосредственное, чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира. Восприятие происходит при непосредственном участии органов чувств (глаза, ушей, чувствительных рецепторов кожи, слизистой рта и носа). Для полноценного сенсорного развития необходима тренировка органов чувств с самого рождения, только в этом случае у ребенка развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности. Научить ребенка обследовать предметы и различать их свойства еще недостаточно для полноценного развития восприятия. Необходимо уметь определить отношение выявленных свойств данного предмета к свойствам других предметов. Для этого существуют мерки, с помощью которых можно сравнивать предметы. Поэтому, приступая к описанию этапов сенсорного развития ребенка, нельзя не остановиться на понятии «сенсорный эталон».
Сенсорные эталоны –это общепринятые образцы внешних свойства предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают цветовые спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, в качестве эталонов величины – метрическая система мер. В слуховом восприятии эталонами являются звуковысотные отношения. Во вкусовом восприятии выделяют четыре основных вкуса (соленое, сладкое, горькое, кислое). В обонятельном восприятии имеет место узкоспециальное деление запахов на сладкие и горькие запахи. Закрепить образы предметов, сделать их более четкими ребенку помогают слова. Если образы восприятия закреплены в слове, их можно вызвать в представлении ребенка и через некоторые время после восприятия предмета.
Сенсорное развитие и воспитание ребенка 2 – 3 года. У ребенка начинаются накапливаться представление о цвете, форме, величине и других свойства предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. В этом возрасте продолжать знакомить ребенка с цветом (красный, синий, желтый, зеленый, формой предметов (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, набором геометрических форм (шар, куб, призма, цилиндр, кирпич, конус, звуками окружающего мира (музыкальные инструменты, музыкальные произведения, человеческая речь различной громкости). Но при этом не следует добиваться от малыша запоминания и употребления слов, обозначающих свойства предметов.
В раннем возрасте можно проводить специальные занятия по сенсорному развитию детей. Основная задача таких занятий – накопление разнообразного сенсорного опыта, который на следующих этапах обучения позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а также использовать их в разнообразных ситуациях.
Знакомство с формой и цветом предметов – пирамидки, вкладыши с формами, куб с формами, набор «Грибочки на полянке», лабиринт, развивающий дом, развивающая улитка с формами, домик с вкладыши, рамки- вкладыши с формами. Внимание детей раннего возраста имеет непроизвольный характер. Малыши действуют спонтанно, их не возможно заставить слушать, смотреть, если им не интересно. В работе с детьми раннего возраста необходимо использовать такие игры, в процессе которых изучаемый признак предмета становится для них по – настоящему значимым. Этого можно добиться, проводя с ними дидактические игры по сенсорному развитию: «Вкладыши», «Посади бабочку», «Разноцветные зонтики», «Разложи палочки по баночкам», «Большой, поменьше, маленький», «Определи на ощупь», «Один – много», «Длинный – короткий», и т. д.
Знакомство с величиной предметов – Матрешки, ведерки (большое, маленькое, кубики, пирамидки, машинки, мячи.
Знакомство с цветами предметов – муляжи «овощи», «фрукты»; детская посуда, мозайки разного размера, конструкторы, шнуровки, машинки, мячи.
Целевые ориентиры сенсорного развития в возрасте 2-3 года
При нормальном развитии сенсорных способностей у детей2-3 лет должны присутствовать следующие навыки и умения:
• выделение нужного предмета из группы по форме, цвету, величине и другим характеристикам;
• нахождение предмета, соответствующего образцу, из 4 различных объектов;
• сортировка предметов по различным характеристикам;
• определение объекта по силуэту или соответствующему цветовому пятну;
• обозначение одного или нескольких сенсорных признаков для каждого известного предмета;
• подбор предметов нужной формы или цвета при необходимости их использования в самостоятельной сюжетной игре.
К трехлетнему возрасту завершается подготовительный этап сенсорного развития ребёнка. Начиная с трёх лет, основное место в сенсорном развитии детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования. Большая роль в формировании сенсорной культуры отводится окружающей среде.
Таким образом, сенсорное развитие детейдошкольного возраста включает в себя несколько важных компонентов: зрительное восприятие, ощущение, мышление, память, осязательные составляющие. Все они в совокупности представляют собой единую систему, благодаря которой ребенок продвигается в своем развитии, прогрессирует. Человек является частью природы, и сенсорное восприятие ребёнка — это часть данных ему природой возможностей вырасти и успешно адаптироваться в окружающей среде. Поощряйте желание ребёнка бегать босиком, подолгу возиться с водой, землёй и песком. Эти занятия не только разовьют сенсорную восприимчивость дошкольника, но и привьют ему любовь к природе, сформируют устойчивый интерес к её законам и событиям. Стремление активно познавать окружающий мир является частью жизненной программы любого живого существа, в том числе человека. Сенсорное развитие дошкольников, забота о создании у них целостной картины сенсорного восприятия мира – основная задача родителей и воспитателей, которые хотят, чтобы дети росли не только счастливым и здоровым, но и гармонично развитым.
План работы по сенсорному развитию детей 2-3 лет
СЕНТЯБРЬ 1. Адаптация Выявить представления детей о цвете, форме, размере посредством дидактического материала на начало года. Игрушки и игры с уголка сенсорного развития
2. «Наша группа» Знакомство со спальней, группой, туалетной комнатой. Обращать внимание на предметы индивидуального пользования. Кукла бибабо (Петрушка).
3. «Дети в детском саду» Воспитывать доверительное отношение к детскому саду Игрушки и игры с уголка сенсорного развития.
4. «Продолжать знакомить с дидактическими игрушками» Продолжать знакомить с игровыми пространствами группы Кубики, вкладыши, пирамидки, озвученные игрушки и т. д.
ОКТЯБРЬ
1.«Собираем пирамидку». Упражнять в точном попадании отверстием кольца на стержень. Одноцветная пирамидка из 3-5 колец
2. «Домик с большими и маленькими окошками». Формировать внимание детей на величину предметов (большой, маленький, такой, не такой) Силуэты окошек – дидактические картинка «Домик с маленькими большими окошками».
3. «Прыг – скок по дорожке».Закрепление знания цветов: красный, синий. Картонная дорожка 40 см длиной и 10 см шириной, а также полоски красного, синего цветов шириной 4 см, игрушки.
4. «Познакомить с кругом». Формировать у детей умение чередовать предметы по величине. Силуэты кругов (больших и маленьких)
5. «Какого цвета водичка». Использовать игровую ситуацию для ознакомления с такими свойствами воды, как возможность его окрашивания. Гуашь, специальные стаканчики, наполненные прозрачной водой, белая бумага, трафарет воздушного шарика.
6. «Угадай, что звенит». Учить по звучанию, называть предмет Колокольчики
7.«Разложи шарики». Развивать у детей восприятие предметов шарообразной формы, 2-х цветов (красный, синий) Шары разного цвета (красный, синий)
8. «Цветные машинки» Формировать у детей восприятие цветных предметов, выполнять действие с предметами, подбирать однородные предметы Три – четыре одноцветные машины разной величины (красный, синий)
НОЯБРЬ
1. «Какая машина уедет дальше» Организовать игру с машинками одного цвета, чтобы выяснить, какая машинка самая быстрая. 2 машинки цветные машинки (красный, синий)
2.«Познакомить с квадратом». Познакомить детей с геометрической фигурой- квадратом. Геометрические фигуры- квадраты
3. «Угости маленького и большого зайца морковкой». Закрепление умения группировать и соотносить однородные предметы по величине. Игрушечные зайцы (большой и маленький) и морковка (большая и маленькая).
4. «Домик с большими и маленькими окошками» Формировать внимание детей на величину предметов (большой, маленький) Силуэты окошек – дидактические картинка «Домик с маленькими большими окошками».
5.«Домик с круглыми и квадратными окошками» Формировать у детей умение чередовать предметы по величине. Силуэты круга, квадрата (больших и маленьких, дидактические картинка «Домик с круглыми и квадратными окошками»
6. «Найди такую же» Формировать умение находить одинаковые предметы Мячи, машинки и т. д.
7.«Найди пару». Учить детей узнавать и правильно находить пару из плоскостных геометрических фигур. Дидактическая игра «Геометрическое лото».
ДЕКАБРЬ
1.«Волшебный контейнер». Учить детей выполнять задание правильно, развивать мелкую моторику рук. Контейнер с фасолью, горохом
2.«Шарики». Учить детей подбирать предметы одинаковой окраски; называть цвета. Шарики основных цветов.
3.«Подбери по форме».Закрепление знания геометрических фигур: круг, квадрат. Блоки-вкладыши на каждого ребёнка.
4.Игры с прищепками: выкладывание предметов по образцу (солнышко, елка, ежик) Развивать у детей мелкую моторику рук. Бельевые прищепки (разных цветов,Силуэты: солнышко, елка, ежик, тучка, ягодка.
5. «Приготовь салат» (кубики и шарики) Формировать умение находить кубики и шарики. Бусы с разными геом. формами.
6. «Забавные ленточки» Продолжать обогащать сенсорный опыт, развитие мелкой моторики рук Цветные ленточки
7. «Пирамидка высокая и низкая». Закреплять знания о цвете предметов. Высокая пирамидка и низкая.
ЯНВАРЬ
1. «Кто скорее соберет игрушки». Учить детей группировать объекты, отличающиеся по форме, величине Дидактическая игра «Игрушки».
2. «Счетные палочки». Учить детей группировать счетные палочки по цвету. Счетные палочки.
3. «Золушка». Учить детей сортировать предметы (фасоль) по цвету, развивать мелкую моторику рук. Фасоль, тарелочки.
4. «Мячи трех цветов». Формировать внимание детей на цвета предмета; развивать понимание слов «цвет», «большие», «маленькие». Дидактические картинки с мячами (красный, синий, желтый)
5. «Найди куклу по цвету» Формировать внимание детей на цвет одежды куклы, развивать умение различать цвета (красный, синий, желтый) Дидактические картинка
6. «Разрезные картинки» Формировать сенсорные способности (умение по части восстановить целое) Предметные картинки два набора.
7. «Пирамидка» Формировать умение последовательно собирать пирамидку Разноцветные пирамидки
ФЕВРАЛЬ
1. Подбери варежку Формировать умение подбирать по образцу однородные парные предметы- варежки Варежки трех цветов- красный, синий, желтый
2.Пальчиковые игры с массажными шариками: вращение между ладонями, катание по столу в разные стороны. Развивать у детей мелкую моторику рук. Массажные шарики.
3. Окрашивание воды. Формирование представлений об оттенках цветов (светлый, темный). Вода в прозрачных емкостях, краски светлых и темных оттенков.
4. «Поможем зайке разложить игрушки».Закрепление знания геометрических фигур: круг,квадрат Игрушки: зайцы, сенсорныйкуб с геометрическими фигурами: круг, квадрат.
5. «Большой – маленький» Формировать умение ориентироваться в величине предметов (большой, маленький) Кубики разных размеров
6. «Что потеряли котятки?» Формировать умение действовать с разноцветными предметами. Игрушка кошка, дидактические пособия «Котятки» (котята, нарисованные на картинке по контору. У каждого котенка бантики и сапожки определенного цвета.
7. «Подарим куклам бусы» Формировать умение детей на цвет одежды куклы, развивать умение детей выбрать предметы заданного тона из четырех возможных, формировать умение группировать предметы по цвету. Дидактические разрезные картинки «Бусы», Дидактическая картинка «Кукла».
МАРТ
1. «Ткани». Развивать у детей осязание, учить составлять пары одинаковых на ощупь тканей. Пары одинаковых на ощупь тканей.
2. «Воздушные шары».Закрепить знания цветов: красный, желтый, синий, зеленый. Дидактическая игра «Воздушные шары».
3. «Строим башню». Обучение соотнесению по величине трех предметов.Строительный материал: кубики, кирпичики, призмы разного размера (большой, поменьше, маленький).
4. «Что лежит в мешочке?».Закрепить знания детей о форме, упражнять в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическими образцами. Дидактическая игра «Волшебный мешочек» (круг, квадрат, треугольник)
5. «Подбери петушку перышко» Учить различать и называть основные цвета (красный, синий, желтый, зеленый). Дидактическая игра «Подбери петушку перышко».
6. «Большая, средняя, маленькая матрешка» Формировать умение у детей в сопоставлении предметов по величине. Дидактические картинки с матрешками, три контрастные раскрывающиеся матрешки.
7. Подбери варежку Формировать умение подбирать по образцу однородные парные предметы- варежки Варежки 4 цветов (красный, синий, желтый, зеленый)
8. «Достань колечко» Формировать предметно – орудийные действия (с помощью палочки подвигать к себе разноцветные предметы). Палочки с круглым сечением, цветные кольца основных цветов.
9. «Какого цвета водичка» Использовать игровую ситуацию для ознакомления с такими свойствами воды, как возможность его окрашивания. Гуашь, специальные стаканчики, наполненные прозрачной водой, белая бумага. (основные цвета + белый, черный, коричневый и розовый цвета).
АПРЕЛЬ
1. «Сделаем куклам бусы». Закреплять умение группировать предметы по цвету, продолжать учить нанизывать бусы на нитку. Шнурки или веревочки, разноцветные бусины основных цветов (по количеству детей в подгуппе).
2. «Спрячь мышку». Закреплять у детей представления о основных цветах. Дидактическая игра «Спрячь мышку».
3.Игры со счетными палочками: выкладывание предметов по образцу. Развивать у детей мелкую моторику рук. Счетные палочки основных цветов, образцы предметов.
4. «Волшебная вода» Развивать представления детей о вкусовых качествах воды (сладкая – соленая) Вода, сахарный песок, соль.
5. «Найди по цвету платочек и платье для куклы» Формировать умение детей находить по цвету необходимые предметы одежды (платочек, платье, развивать умение различать цвета (красный, синий, желтый, красный) Дидактическая игра «Подбери кукле платочек и платье».
6. «Паровозик с круглыми треугольными, квадратными окошками» Формировать у детей умение находить предметы данной формы Формы треугольников и кругов, квадраты, дидактические картинка «Паровозик с круглыми и треугольными окошками».
МАЙ
Диагностика. Выявить знания детей в области сенсорного развития посредством дидактического материала на конец года. Игрушки и игры с уголка сенсорного развития.
Источник
Алёна Макейкина
Конспект «Задачи сенсорного развития»
ЗАДАЧИ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ
Для полноценного познания окружающего мира ребенку необходимо достичь определенного уровня развития восприятия.
1. Развитие всех видов восприятия (обогащение чувственного опыта ребенка). Ознакомление с окружающим миром должно опираться на деятельность всех органов чувств.
2 классификации восприятий (и ощущений):
• В основе одной лежат различия в анализаторах,участвующих в восприятии:
тактильное (чувство от прикосновения)
кинестетическое (двигательное)
вестибулярное (чувство равновесия, лабиринтное чувство)
обонятельное
вкусовое
слуховое (аудиальное)
зрительное (визуальное)
Обычно процесс восприятия осуществляется рядом взаимодействующих между собой анализаторов. Двигательные ощущения в той или иной степени участвуют во всех видах.
•Основой другой классификации восприятия являются формы существования материи: пространство, время,движение:
восприятие пространства
восприятие времени
восприятие движения.
2. Ознакомление детей с сенсорными эталонами – общепринятыми, закрепленными образцами свойств и отношений предметов (цвет, форма, величина, шкала музыкальных звуков, система фонем родного языка). Важно, чтобы ребенок научился пользоваться своеобразными чувственными мерками – сенсорными эталонами. Только тогда возрастет точность восприятия, сформируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать. Поэтому важно не просто различать предметы по, но и правильно называть эти свойства.
3. Совершенствование способов ориентировки в свойствах предметов, выработка у детей перцептивных действий, состоящих в обследовании предметов и явлений, выделении их характеристик и свойств на основе усвоенных сенсорных эталонов.
Формирование полноценных представлений о свойствах предметов возможно лишь при определенном уровне развития способности к обследованию предметов. Изучая свойства вещей, ребенок использует различные способы ориентировки.
Практические пробы, примеривание (когда фиксируются успешные действия и отбрасываются ошибочные, зрительное соотнесение. Видение, слушание, осязание, обнюхивание, дегустация.
Предмет коррекции сенсорной сферы обусловлен индивидуальным психическим и возрастным развитие ребенка:
o ребенок может быть не знаком с сенсорными эталонами, с системами сенсорных эталонов;
o у него могут быть на низком уровне сформированы обследующие перцептивные действия;
o он может не уметь применять имеющиеся у него сенсорные эталоны к познанию;
o сформированные у него сенсорные эталоны и перцептивные действия могут соответствовать более младшему возрасту.
Цель коррекции:
• оказание помощи в выработке у ребенка перцептивных действий, состоящих в обследовании предметов и явлений, выделении их характеристик и свойств на основе усвоенных сенсорных эталонов, применении сенсорных эталонов к познанию свойств новых для ребенка объектов;
• оказании помощи в овладевании перцептивными действиями и сенсорными эталонами, соответствующими возрасту (доформирование, восполнение пробелов, «наверстывающее» обучение).
Развитие сенсорики
Развитие сенсорики — это продолжительный процесс в дошкольный период, когда ребенок развивает свои чувства одновременно на нескольких уровнях.
Порядок развития и интегрирования:
• Тактильное и кинестетическое чувства, вестибулярный аппарат.
• Положение тела, чувство равновесия, напряжение мускулов, движение глаз.
• Ощущение тела, моторное планирование, слуховое восприятие.
• Координация глаз—рука, визуальное восприятие, речь.
Важнейшим является то, чтобы как следует был завершен первый уровень как основа для дальнейшего развития.
Первый уровень. Три чувства, которые развиваются и упорядочиваются первыми, — это тактильное, кинестетическое и вестибулярное чувства. Развитие начинается уже на внутриутробной стадии. Одной из важнейших потребностей младенца является телесный контакт, но чтобы ребенок мог установить чувственный контакт с чем-нибудь, его мозг должен уметь правильно истолковывать прикосновения. Тогда прикосновение будет означать для него надежность.
Когда эти три чувства хорошо скоординированы, ребенок доверяется информации, которую получает через них. Малыш хорошо удерживает равновесие и без проблем движется по комнате. У него есть хорошие перспективы, чтобы планировать движения тела и развивать навыки напряжения и расслабления мышц. Тогда члены и мускулы нормально напрягаются. Информация через ощущения членов и мускулов, т. е. от кинестетического чувства, помогает ребенку решать, сколько усилий нужно, чтобы поднять или бросить что-нибудь.
Когда ребенок умеет управлять мускульным напряжением, он может экономно использовать силы и не утомляться быстро. Если сенсорика не функционирует на этом уровне, его движения будут скованными и неуклюжими, равновесие плохим, а напряжение мускулов слабым. Нервы и мускулы функционируют, но мозг не справляется с координацией.
Второй уровень — это взаимодействие тактильных, кинестетических и вестибулярных функций как основа для дальнейшего развития. Ребенок умеет адекватно обрабатывать слуховые и зрительные впечатления. Он стремится создать себе полное представление о своем теле, расшифровывать и включать во взаимодействие сигналы от кожи, мускулов и членов (тактильное и кинестетическое чувство, а также удерживать равновесие (вестибулярное чувство). Через игру и повседневные занятия ребенок тренируется анализировать и координировать впечатления. При хорошо функционирующей сенсорике ребенок не столь зависим от контроля взрослых. Он знает, что делает.
Он достигает такого уровня развития, когда начинает уже воспринимать правую и левую части своего тела. Ребенок учится координировать движения обеих рук и ног и позднее выполняет движения автоматически, например, карабкается, ходит, прыгает.
Если ребенок способен упорядочивать свои ощущения — значит, он сможет концентрироваться на занятиях, соответствующих его уровню развития. Если это не так, то ребенок легко отвлекается и проявляются нарушения зрительного, слухового и осязательного восприятия, он действует растерянно и не может сосредоточиться.
Третий уровень. Основу речевых способностей ребенка составляет доречевое общение, т. е. отношения его со взрослыми. И вот ребенок достигает уровня развития, когда включаются слуховые функции. Но недостаточно того, что он слышит все, что ему говорят. Ребенок должен уметь обрабатывать услышанное и уметь расшифровать и понять. Нарушения моторики могут, кроме того, создать трудности ребенку в управлении мускулами рта и языка. Тогда ему тяжело говорить, так как он не знает, как двигать языком и губами. Речь становиться невнятной, и тяжело понять, что он говорит. Часть детей с заторможенной, незрелой речью развивают свои речевые способности, получая вестибулярную стимуляцию. Тогда восприятие значительно улучшается, и ребенок может определить связь одного явления с другим или с фоном событий. Действия ребенка становятся более целенаправленными, и он может выполнять задачу, например, тянуться к чему-либо, ползти по комнате, вставлять один предмет в другой, карабкаться, складывать кубики. Глаза помогают рукам, а с помощью импульсов тактильного, кинестетического и вестибулярного аппаратов восприятия развивается хорошая координация глаза—руки.
Четвертый уровень характеризуется специализацией глаз и рук. Это происходит, когда нервная система функционирует как нечто целое, а сенсорные импульсы обрабатываются эффективно. Одна из рук приобретает тогда большую способность к тонким моторным реакциям. На этом уровне развивается также и зрительная доминанта.
Когда развита концентрированность всех функций, ребенок готов к выполнению школьных заданий. Он может упорядочивать свои впечатления и на их основе концентрироваться.
С мыслью о наших шестилетках, приступающих к обучению в школе,цитирую Жана Айре: “Если пытаться научить дошкольника читать, когда его мозг не готов для этой задачи, то этим не только создается препятствие его участию в сенсомоторной активности, нужной мозгу, чтобы научиться читать позднее, но и теряется попусту время”.
Нарушения в сенсорике — важное препятствие в дальнейшем развитии ребенка.
Поэтому год перед школой должен быть насыщен стимулирующей сенсорику активностью.
Если мы понимаем, в каком порядке происходит интегрирование, то нам легче понять, как можно помочь детям.
Ребенок с речевыми проблемами должен развить слуховое восприятие, чтобы различать звуки. В этом случае вы должны тренировать это его чувство.
Но если первый уровень и вестибулярные функции не работают удовлетворительно, ребенок скорее всего не будет правильно различать слуховую информацию. Тогда мы должны начать стимулировать ребенка с первого уровня, тактильно-кинестетически и прежде всего вестибулярно, чтобы развить предрасположенность к хорошему слуховому восприятию. Это есть одна из предпосылок дальнейшего развития речи.
Ребенок с плохим моторным планированием не может так сразу обучаться основным движениям и моторным играм. Нужно дать ему возможность развить хорошее ощущение своего тела, чувство равновесия, нормальное напряжение мускулов. Чтобы достичь этого, нужно побуждать его к активности, которая дает вестибулярную, тактильную и кинестетическую стимуляции. Это составляет основу планирования моторного развития.
Ребенок, который с трудом переносит вестибулярную стимуляцию, должен получать больше возможностей для тактильных и кинестетических ощущений. Это поможет ему ощутить его тело и понять свое место в пространстве. Тогда он будет легче ориентироваться, и его движения не будут такими неловкими. Ребенок сможет лучше переносить вестибулярную стимуляцию и развивать свои способности.
Признаки, которые указывают на недостаточную сенсорную интеграцию
• Ребенок гиперактивен и с трудом сосредоточивается.
• Ребенок с трудом принимает информацию и классифицирует ощущения.
• У ребенка низкое мускульное напряжение, он сидит, как “мешок с сеном”. Ему трудно держать тело прямо.
• Он движется скованно, неуверенно, спотыкается, падает. Ему трудно планировать движения.
• Он избегает любых занятий, содержащие перевороты, прыжки и т. д.
• Создается впечатление, что ему крайне нужны игры с кручением и прыжками.
• Он боится высоты и плохо держит равновесие.
• Он с трудом учится ездить на велосипеде и плавать.
• Он не может встать после того, как покрутился и упал.
• У него ненормально сильно дергаются мышцы вокруг глаз, особенно после того, как он вертелся.
• Он с трудом понимает речевые символы или имеет нарушения артикуляционной моторики.
Вопросы для обсуждения с коллегами
• Каким образом сделать вашу деятельность более сенсорно стимулирующей, более развивающей в тактильных, кинестетических и вестибулярных формах?
• Проследите, каким детям не нравится качаться.
• Проследите, каким детям хочется больше других крутиться и качаться, играя.
• Как можно сделать игровую площадку более увлекательной и способствующей двигательной активности?
• Оборудуйте полосу препятствий. Проходя через полосу препятствий, ребенок учится планировать свои движения в разных условиях.
• Проведите дискуссию на тему “Как обстоят дела в детсаду?” Не затягиваются ли неигровые занятия с детьми настолько, что некоторым детям трудно их “высидеть”? Если ребенку трудно усидеть прямо долгое время, может ли он лечь и слушать дальше лежа? Прерываем ли мы “интеллектуальные” статичные занятия упражнениями с движениями, когда дети становятся беспокойными, или придерживаемся до конца расписания? Организуем ли игры и занятия, укрепляющие плечевые и шейные мышцы?
Источник