Задачи родителей по воспитанию и развитию ребенка

Белинский называл воспитание – судьбоносным делом для любого человека. А значит, на воспитателей (а это и учителя, и родители) ложится большая ответственность за выбор средств и методов развития детской личности. Взрослые должны понимать ведущую цель воспитания ребёнка. Она включает потребность:

  • создать комфортные условия развития;
  • помочь малышу стать физически, психически здоровым, готовым к взрослой жизни и счастливым.

Каждый из этих пунктов влияет на детскую личность. Родителям нужно только ставить правильные задачи.

Дошкольное воспитание детей в детском саду

Ребёнок дошкольного возраста имеет свой график и особенности развития. Характерные черты данного возраста:

  • любознательность;
  • подвижность;
  • высокая познавательная активность;
  • знакомство с вещами через призму собственных ощущений.

Каждый малыш имеет большой потенциал. Педагог обязан его увидеть, раскрыть и создать условия для его развития.

Цели и задачи воспитания детей в детском саду (ДОУ):

  • развитие организма, физического здоровья, защита детей от болезней;
  • при наличии отклонений в физическом или психическом развитии – коррекция этих качеств;
  • умственное развитие (речь, способности к обучению, мышление);
  • развитие чувства прекрасного;
  • комплексное развитие в соответствии с возрастом;
  • воспитание патриотического духа;
  • нравственное (моральное) воспитание: ценность понятий семьи, дружбы, родины, забота о животных, природе;
  • знакомство родителей с принципами воспитания.

В задачи дошкольного воспитания детей в ДОУ входят все сферы жизни малыша:

  • игры;
  • интеллект;
  • творчество;
  • общение;
  • труд.

Вместе они формируют личность ребёнка. Поэтому очень важно найти эффективный способ их развития. Какие методы применяют в детских садах?

  • Приучают детей к спорту, здоровому образу жизни.
  • Раскрывают таланты, интеллектуальные способности.
  • Создают морально комфортные условия для развития ребёнка.
  • Учат общению, играм, коллективным занятиям.
  • Поощряют и развивают интерес к знаниям, инициативу детей, их новые увлечения.

Какие задачи воспитания детей должна решать школа?

Главная задача школьных учителей – развитие умственного потенциала и обучение наукам. Однако цель воспитания школьника значительно шире, чем развитие интеллекта. Она охватывает также трудовое, нравственное, эстетическое, физическое воспитание.

Какие задачи в воспитании ребёнка решает школа?

  1. Развитие мышления, образа мыслей.
  2. Развитие умственных способностей, талантов, навыков обучения.
  3. Мотивация, развитие познавательного интереса и азарта.
  4. Развитие навыков целеполагания, стремления к саморазвитию.

Развитие организма – в чём состоят задачи физического воспитания детей в школе?

В списке обязательных мер физического развития стоит забота о здоровье малышей, профилактика болезней, развитие их физическими крепкими. Кроме того школа должна развивать у детей:

  • выносливость;
  • двигательные функции;
  • навыки эффективного управления своим телом, использования своих физических возможностей;
  • волевые черты характера – уверенность, смелость и дерзость в борьбе с трудностями, в достижении целей;
  • полезные привычки – гигиена, спорт, здоровый, активный образ жизни.

Можно быть и здоровым, и умным, но ленивым. Тогда даже самые ценные знания не помогут реализовать себя и добиться успеха. Поэтому в раннем развитии детей большую роль играет трудовое воспитание. Цель этой линии воспитания детей:

  • приучить к дисциплине, и, что особенно важно, к САМОдисциплине;
  • выработать привычку доводить начатые дела до конца (до нужного результата);
  • научить выполнять работу, которая приносит пользу себе, семье, обществу.

Задачи родителей в воспитании детей

Детский сад и школа много дают ребёнку, но они только придают более чёткие черты детской личности, которая начинает «расти» в семье, в кругу самых близких для малыша людей. От родителей кроха перенимает опыт общения, учится доверять и ладить с людьми, получает знания об окружающем мире, отношениях людей, о том, что правильно, а что нет.

То, каким вырастет малыш (характер, особенность личности), зависит от того, чувствовал ли он в семье заботу, любовь, ощущал ли себя в безопасности.

Задачи воспитания детей в современной семье, то есть задачи родителей:

  1. Дать возможность малышу развиваться разносторонне.
  2. Научить тому, что умеют и знают сами, то есть передать знания и опыт.
  3. Поощрять детскую инициативу, развивая самостоятельность.
  4. Воспитать чувство собственного достоинства, понимание своей уникальности и уникальности каждого человека.
  5. Сформировать правильную систему ценностей: доброта, искренность, семья, любовь к животным, бережное отношение к природе, патриотизм и др.

В воспитании ребёнка в дошкольном или младшем школьном возрасте лучшим средством является игровая деятельность. Игры – это такие занятия, которые заставляют малыша думать, открывая его творческие способности и интеллект. В игре ребёнок пробует общаться, учится действовать слаженно с другими детьми, решает задачи разной сложности и познаёт мир.

 

Читать ещё:

Читайте также:  Центры развития ребенка в днепропетровске

Развитие математических способноcтей у детей

Подготовка руки к письму

Воспитание детей раннего возраста

Видео про Ментальную арифметику в Соробан

Считать в уме и читать стих одновременно? Легко!

Считаем на гироборде

А теперь попробуем считать и при этом крутить спиннер!

Источник

Слайд 1

Возрастные особенности детей 4 – 5 лет Материал подготовили: воспитатели гр. № 9 МАДОУ дс кв № 12 «Радуга» г. Наро – Фоминска Кудливская Ю.А., Лабунская С.С.

Слайд 2

Знаменитый педагог советских времён А.С. Макаренко утверждал, что детей можно воспитывать только до 5 лет, а потом их приходится перевоспитывать. Возраст от 4 до 5 лет – период относительного затишья (между кризисами 3 и 7 лет). Ребёнок в целом становится спокойнее, послушнее, покладистее и самостоятельнее. Возрастает интерес к окружающему миру. Сильна потребность в друзьях.

Слайд 3

Двигательная сфера Период интенсивного роста и развития организма, его органов и систем: Масса тела – на 1,5 – 2 кг (19 – 20 кг). Рост – на 6 – 7 см (110 см). Увеличивается сопротивляемость заболеваниям. Активно созревает головной мозг, появляется новая функция – обобщения. Развивается крупная и мелкая моторика, ловкость, координация движений. Движения становятся целенаправленными, мотивированными и управляемыми. Дети способны удерживать равновесие, перешагивать через предметы, рука увереннее держит предметы и орудует ими.

Слайд 4

Происходит усвоение моральных норм (что можно, что нельзя). Пользуются вежливыми словами. Совершенствуются культурно – гигиенические навыки.

Слайд 5

Мышление – от наглядно – действенному переходит к наглядно – образному. Дети способны объединять предметы в группы по единому признаку (величине, цвету…). Совершенствуется ориентировка в пространстве. Используют простые схемы в решении задач. Развивается предвосхищение (предвидеть последствия своего поступка). Характерен феномен Пиаже: восприятие буквально (выползаем из лифта), невозможность постичь некоторые характеристики (верёвка короче, если ее сложить)

Слайд 6

Активно развивается практико – познавательная деятельность: 4-5 лет – возраст «почемучки». Ребенок начинает изучать предметы, пытаясь проникнуть в их устройство и сущность – «экспериментирует», понимает некоторые причинно – следственные связи. Но ему мало этих сведений, он обращается к взрослым, которые являются для него источником информации.

Слайд 7

Память – это новообразование дошкольного возраста У детей 4 – 5 лет она непроизвольная, непосредственная, механическая, зрительно – эмоциональная. Возрастает объём памяти (небольшое стихотворение, поручение). Продуктивным становится запоминание (до 7 – 8 предметов, особенно в игре)

Слайд 8

Внимание Непроизвольное, но увеличивается его устойчивость, сосредоточенность (НОД – 15 – 20 мин). Ребёнок способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

Слайд 9

Воображение Репродуктивное (воссоздающее – использование уже существующего) и пассивное, но начинает интенсивно развиваться, особенно в игре. Появляется произвольность. Творческое воображение является новообразованием дошкольного возраста (Л.С. Выготский) и зависит от опыта, эмоций.

Слайд 10

Проявления творчества в игре словотворчестве (К.И.Чуковский «От двух до пяти»: «Гениальные лингвисты») изо деятельности исполнительской деятельности (танцы, пение, музицирование, театр)

Слайд 11

Восприятие Начинается интенсивное усвоение сенсорных эталонов: способны назвать форму, на которую похож предмет, упорядочить группы предметов по признаку. Могут последовательно обследовать объект, вычленять в нём части, устанавливать соотношение между ними. И из простых форм воссоздать сложные объекты.

Слайд 12

Речь – предмет активности детей. Улучшается произношение звуков и дикция, развивается грамматическая сторона речи (правильное словообразование и построение высказывания). Словарь возрастает до 2000 слов, используют сложные фразы и предложения, обобщающие слова. Развивается интонационная выразительность. Речь становится связной. При взаимодействии друг с другом она носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной .

Слайд 13

Воля Пятый год жизни – сензитивный период для развития волевого поведения, что является залогом успешной учебной деятельности в будущем. Ребёнок начитает регулировать свое поведение в соответствии с принятыми в обществе нормами; умеет довести начатое дело до конца.

Слайд 14

Деятельность Ведущий вид – ИГРА. Содержание – жизнь взрослых, отношения между ними. Роль обозначается до игры, могут распределять роли между собой. Появляются игровые действия. Используют предметы – заместители. Конструирвание: используют 5-6 деталей, планируют постройку.

Слайд 15

Изодеятельность: Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона. Могут рисовать основные геометрические фигуры. Учатся: вырезать ножницами по прямой, диагонали, округлые формы, наклеивая изображения на бумагу, составлять узор, лепить простейшие предметы круглой, овальной, цилиндрической формы.

Слайд 16

Труд: самообслуживание, приобщение к дежурству (по столовой, по занятиям, в уголке природы), хозяйственно – бытовой (протирание игрушек), труд в природе (сгребание снега), ручной труд (элементарные поделки)

Читайте также:  Физическое развитие ребенка с впс

Слайд 17

Самосознание Дети становятся более внимательными к своему физическому «Я». Им интересно познать особенности строения человеческого организма (частей тела, внутренних органов), узнать об общих принципах их функционирования. Активно усваивают половые стереотипы (у каждого пола своё поведение и требования). Девочки опережают в развитии мальчиков. Сравнивают себя с другими и может дать оценку.

Слайд 18

Эмоциональная сфера Зависимость от эмоций сохраняется. Чувства становятся более устойчивыми и глубокими. Открывается чувство юмора. Повышенная чувствительность к реакции взрослого: обидчивость к замечаниям. Недостаточная способность управлять своими эмоциями может привести к истерике. Но отрицательные эмоциональные проявления можно предупредить.

Слайд 19

Взаимоотношения От внутрисемейных отношений переход к отношениям с миром: со сверстниками: совместные игры и деятельность, потребность в признании и уважении, избирательность в партнёрах, появление лидеров, конкурентности, симпатии (антипатии), дружбы; со взрослыми: источник знаний, потребность в уважении, любви и внимании.

Слайд 20

Спасибо за внимание!

Источник

Светлана Якушева
Консультация для родителей «Задачи воспитания и обучения детей среднего дошкольного возраста»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №1 города Шебекино, Белгородской области»

Консультация для родителей:

Тема: «Задачи воспитания и обучения детей среднего дошкольного возраста»

Подготовил:

Воспитатель МАДОУ

«Детский сад комбинированного вида №1 г. Шебекино»

Якушева Светлана Алексеевна

2016г.

Детям исполнилось 4 года. Они перешли в среднюю группу детского сада. В их поведении и деятельности появился ряд новых групп, отличающих средних дошкольников от младших.

Во-первых, возросли физические возможности детей: движения их стали более уверенными и разнообразными. Дошкольники испытывают острую потребность в движении. В случае неудовлетворения этой потребности – они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными и капризными. Поэтому, в средней группе особенно важно наладить различный двигательный режим, то есть насытить жизнь разнообразными подвижными и хороводными играми, танцевальными движениями под музыку.Существует и обратная версия: увидев перевозбужденного ребенка, взрослый, зная особенность тормозных процессов детей 4-5 лет, должен переключить его внимание на более спокойное занятие. Это поможет ребенку восстановить силы и успокоиться.

Во-вторых, на пятом году жизни активно проявляется стремление детей к общению со сверстниками. Если ребенок трех лет удовлетворялся обществом кукол, то средний дошкольник нуждается в контакте со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые диалоги становятся более длительными и активными. С более застенчивыми детьми взрослый должен выяснить причину такой робкости и помочь ребенку наладить контакт со сверстниками.

В- третьих, кроме общения со сверстниками,ребенок пятого года жизни все больше тянется ко взрослому с бесконечными вопросами: «Почему?», «Зачем?», Для чего?», причем в многократной форме. Таким поведением ребенок проявляет свою познавательную активность, устанавливает простейшие связи и отношения между объектами. Взрослый же, в свою очередь, обсуждая проблему с ребенком, укрепляет доверие его к себе и уважение к старшим. В противном случае – нереализованная потребность общения со взрослыми приводит к негативным проявлениям в поведении ребенка.

В-четвертых, помимо умения дошкольника общаться со взрослыми и сверстниками, в этом возрасте он также должен научиться создавать новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни. Для этого значительное время отводится для свободных игр по выбору детей. Задача взрослого – создать возможности для вариативной игровой деятельности через предметно-игровую среду (разнообразные игрушки, предметы-заместители, зоновое размещение игрового оборудования).

Вывод: заботливое отношение взрослого к детям, умение поддерживать их познавательную активность и развить самостоятельность – составляет основу правильного воспитания и полноценного развития детей среднего дошкольного возраста.

Задачи обучения или чему дети должны научиться к концу среднего возраста.

В речевом развитии:

1. Составлять короткие (5-6 предложений) описательные рассказы о предметах, из собственного опыта; пересказывать литературные произведения, воспроизводить текст по иллюстрациям.

2. Овладевают произношением наиболее трудных звуков – свистящих, шипящих, Л, Р.

3. Различать гласные и согласные, твердые и мягкие звуки; определять место звука в слове; самостоятельно находить слова с заданным звуком.

4.Пользоваться предлогами и наречиями: справа, сверху от, рядом с., около, в, на и др.

В математическом развитии:

1. Обозначать количества числом и цифрой в пределе 5 – 10.

2. Сравнивать предметы на глаз, путем наложения и приложения. Выделять несоответствия или соответствия по форме, количеству, числу, размеру и т. д.

Читайте также:  Риск развития бронхиальной астмы у ребенка

3.Знать структурные элементы геометрических фигур: сторона, угол, их количество.

В художественно-творческом развитии:

1.В рисовании: уметь проводить узкие и широкие полосы, кольца, точки, дуги, мазки; составлять новый цветовой тон на палитре (например, зеленый тон- из синего и желтого).

2.В аппликации: резать ножницами по прямой линии, перерезать квадрат по диагонали, срезать углы у прямоугольника прямо и придавая округлую форму.

3.В лепке:освоить некоторые операции: оттягивание деталей из целого куска; соединение частей, прижимая и примазывая их; украшать с помощью стеки и налепов.

Обучение монологической речи.

Пятый год жизни – период наивысшей речевой активности. Дети легко подхватывают начатый разговор, спешат высказаться, перебивают друг друга, часто сопровождают речью собственные действия.

Родителям необходимо серьезно и уважительно относиться к любым высказыванием детей. Малыши эмоционально реагируют на отрицательную оценку, так как не видят оснований для нее. Необходимо удовлетворять потребность детей в получении и обсуждении информации о предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного им окружения.

У ребенка должны быть наборы картинок, открыток (животные разных стран и их детеныши, транспорт, спорт, растения сада и луга, юмористические картинки, достопримечательности родных мест); любимые книги. Выслушивая детей, уточняйте их ответы; подсказывайте слова, более точно отражающие особенность предмета, явления, состояния, поступка; высказывать суждение.

Рассказывайте детям об их интересных фактах и событиях, о том, какие смешными и беспомощными они пришли в детский сад и какими знающими, умелыми и воспитанными стали. Помогайте детям доброжелательно общаться со сверстниками, подсказывайте как порадовать приятеля, как спокойно высказать свое недовольство его поступком, как извиниться (например, за свою агрессивность и т. п.)

Учите ребенка активно участвовать в беседе, понятно отвечать на вопросы и задавать их, слушать ответы других. Воспитывайте желание говорить, как взрослые, поощряйте попытки ребенка выяснить, правильно ли он ответил на заданный вопрос. Развивайте у детей интерес к окружающей жизни. Знакомьте их с трудом взрослых (повара, врача, строителя и др., с общественными зданиями (школа, аптека, супермаркет, различными видами транспорта, учите соблюдать правила поведения на улице. Воспитывайте любовь к природе и родному краю. Учите детей правильно произносить все звуки родного языка, говорить внятно, достаточно громко, не торопясь, но без ненужных задержек. Учите связно рассказывать об увиденном или услышанном, не отвлекаясь от темы, выражая мысли законченными предложениями, правильно согласуя в них слова. С этого возраста необходимо обучать детей монологической речи, которая более сложна, чем диалогическая.

Программой воспитания в детском саду предусмотрены два вида рассказов,которыми должны овладеть дети пятого года жизни: рассказ по восприятию (умение описать игрушку, одежду, посуду, растения, картину) и пересказ литературного текста. Прежде чем описывать предмет, ребенок должен внимательно его рассмотреть, выделить основные детали и качества предмета. Для этого взрослый задает ему вопрос, сам описывает предмет, а затем предлагает ребенку.

Если ребенок затрудняется, надо ему подсказать, например,от лица куклы: «Расскажи про мои волосы»; «Ты забыла сказать, какое на мне платье» и т. д.

Для того, чтобы ребенок мог описать сюжетную картинку, необходимо тоже ее рассмотреть, обогащая словарь ребенка. Задайте ему вопросы, что он видит на картинке, какая собака или кошка, что делают дети и т. д. Образец-рассказ взрослого может состоять из 7 – 10 предложений, среди которых должны быть фразы, содержащие прямую речь, восклицание, вопрос. Подобные обороты речи ребенок перенесет в собственный рассказ.

Учите детейпересказывать короткие рассказы и хорошо знакомые сказки: «Курочка Ряба», «Козлята и волк», Репка». Необходимо прочитать произведение, побеседовать по прочитанному, что позволит ребенку запомнить последовательность изложения событий, активизировать словарь. Особое место в беседе по прочитанному занимает работа над выразительностью речи. Ребенок должен осознать, почему ту или иную фразу, отрывок следует передавать с вопросительной или восклицательной интонацией, «ласковым» или, наоборот, «грустным» голосом. А осознав, тут же поучится выразительно рассказывать. После беседы сказать ребенку, что прочитаю еще раз, а ты слушай внимательно, потом будешь сам пересказывать. Если ребенок затрудняется в пересказе, подскажите ему. Ничего страшного, если пересказывая, ребенок заменяет слова, встречающиеся в тексте, синонимами, удачно вставляет, добавляет что-то свое. Поощряйте усилия ребенка, оказывайте поддержку и своевременную помощь при встретившихся трудностях, положительно оценивайте достигнутые результаты.

Подготовила воспитатель Якушева С. А.

Источник