Задачи развития ребенка в детском саду образец
МБДОУ «Заветненский детский сад «Аленький цветочек»
Советского района Республики Крым
ПАМЯТКА
для воспитателей ДОУ
Подготовил:
старший воспитатель
Путинцева Е.В.
Цель всегда одна.
Задачи должны носить триединый характер, т.е. должны включать обучающую, развивающую, воспитательную направленность.
1.Формулирование обучающих задач должно отвечать современным требованиям ФГОС по реализации задач образовательных областей, этапам развития психических процессов, речевых умений и навыков, возрастным программным задачам. Их обязательно начинать с глагола.
Выбор нужного глагола зависит от того, какой характер НОД планируется: по сообщению нового знания, тренировочный или итоговый; от вида НОД: комплексная, интегрированная, традиционная; и т.д.
Обучающие задачи направлены на вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс, на организацию индивидуальной и групповой формы деятельности детей, на выявление умений и способностей детей работать самостоятельно по теме НОД.
Примерные формулировки обучающих задач НОД по сообщению нового знания с позиций современных принципов организации речевого развития в свете ФГОС:
расширить знанияо..
обогатить представления детей о предметах и явлениях окружающего мира,
3.закрепить, уточнить, обобщить, систематизировать, совершенствовать и т.д. (какие-либо программные знания, умения,навыки),
4.«Актуализировать знания детей о …»
-«Создать условия для получения детьми знания о …»
-«Мотивировать детей к самостоятельному изучению..
-«Дать возможность детям при помощи взрослого узнать о …»
-«Сформулировать у детей потребность правильно употреблять в собственной речи притяжательные местоимения»
-«Стимулировать детей к…»
Примерные формулировки обучающих задач НОД тренировочного и итогового характера:
1.«Актуализировать знания детей о …»
-«Закрепить в самостоятельной деятельности умение…
-«Дать возможность применить на практике полученные знания о…»
2.«Расширить знания детей … через организацию самостоятельной экспериментальной деятельности»
-«Содействоватьусвоению..……. овладению…..
Примерные формулировки развивающих задач НОД:
Развивающие задачи направлены на развитие высших психических функций, (мышление, память, воображение, внимание), общей, мелкой, артикуляционной моторики, просодических компонентов речи (голос, ритм, темп, интонация), речевого дыхания, на развитие интереса к предмету разговора, на развитие творческих способностей, поисковой активности, на развитие стремления к новизне.
Формулирование развивающих задач должно отвечать программным задачам и обязательно начинаться с глагола.
В зависимости от того, в какой степени у детей сформирована та функция, над которой педагог хочет поработать, или ее компоненты, надо сделать выбор глагола:
– если функция не сформирована, то задача будет начинаться со слов,
«начать работу по развитию…» и т.д.
– если функция недостаточно сформирована, необходимо закрепить какой – либо навык, то выбор глагола будет следующий «продолжать развивать …», «продолжать формировать…», «совершенствовать …», «способствовать…»и т.д.
-«Развивать умение…»
-«Развивать слуховое внимание при определении слов со звуком…..
-«Способствовать развитию плавности речи…
-«Продолжать развивать умение …
-«Продолжать развивать
Примерные формулировки воспитательных задач НОД:
Воспитательные задачи направлены, как правило, на развитие личностных качеств ребенка, его эмоционально – волевой сферы.
Формулирование воспитательных задач должно отвечать программным задачам и обязательно начинаться с глагола.
В зависимости от того, в какой степени у детей сформировано то качество (свойство), над которым педагог работает, будет сделан выбор глагола:
если качество (свойство) не сформировано, то задача будет начинаться со слов «формировать …», «воспитывать …» ит.д.
если качество (свойство) недостаточно сформировано либо необходимо его закрепить, то выбор глагола будет следующий –
«продолжать формировать…», «продолжать воспитывать…», «совершенствовать …» и т.д.
При планировании хода НОД необходимо помнить:
НОД должна включать в себя следующие основные этапы:
– организационный момент;
– актуализацию имеющихся знаний;
– сообщение цели НОД (в доступной для детей форме), для того, чтобы мотивировать детей к активной деятельности в ходе образовательного процесса;
– сообщение нового знания, либо тренировка использования нового знания в собственной практической деятельности детей (в зависимости от характера НОД);
– итог НОД.
Включение выделенных физминуток в ход НОД необязательно, если в ходе НОД наблюдается постоянная смена видов деятельности (музыкальная деятельность, занятия физкультурой, если вместо физминутки используется подвижная игра).
В ходе НОД надопомнить:
В любой момент дети могут предложить педагогу такую образовательную и развивающую ситуацию, которой нет в плане. Нельзя упускать ее. Вспомните пословицу «Ложка дорога к обеду» и не бойтесь отступить от конспекта! Знание, полученное в нужное время, усвоится детьми намноголучше.
Не торопите детей с ответами!!! Держите паузу. Попробуйте переформулировать свой вопрос, потому что отсутствие детского ответа может быть из-за неправильно заданного вопроса, а не от незнания.
Никогда не задавать вопрос, на который можно ответить «да» или «нет». Это бессмысленно.
Не спешить отвечать на детские вопросы. Попробуйте в ответ спросить его: «А как ты думаешь?» и внимательно выслушать предположение ребенка, а потом вместе с ним или с другими найти ответ на вопрос в различных источниках или проведя какой – либо эксперимент.
Можно спровоцировать детей задавать вопросы, особенно на этапе фиксации затруднения в чем-то. «Вы не знаете? А что же делать, когда чего – то не знаешь? («Можно спросить у кого- нибудь») Спросите меня!»
При подведении итога НОД надо помнить:
Вопросы не должны быть направлены только на пересказ детьми основных этапов образовательного мероприятия.6 «Где мы были?», «Чем занимались?», «Кто приходил к нам в гости?» и т.д.
Использовать больше вопросов проблемного характера, типа «Что позволило нам помочь зайчику?», «Зачем мы это делали?», «Важно ли то, что вы сегодня узнали?», «Для чего это пригодиться в жизни?», «Какое задание было для вас самым трудным? Почему?», «Какое задание больше всего понравилось? Почему?», «Что бы ты хотела сказать ребятам, Маша?», «Что нам нужно будет сделать в следующий раз?», «Что вы расскажите родителям о нашей сегодняшней игре?» и т.д.
Не хвалить каждый раз всех детей (кроме младшей группы) словами «Вы все молодцы!». Отмечать конкретные заслуги КАЖДОГО ребенка: «Дима, ты очень здорово придумал, как надо перейти через речку героям в твоей сказке..», «Мне было очень приятно видеть, как Полина и Саша договорились сами, кто первым будет говорить», «Марина замечательно выполнила трудное задание-составила свою сказку…», «Порадовал сегодня Паша. Хоть у него не очень получилось справиться с заданием …, но он показал настоящий пример того, как нужно преодолевать трудности» и т.д.
Источник
- Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да» или «нет». Это бессмысленно.
- Не спешите отвечать на детские вопросы. Попробуйте в ответ спросить его: «А как ты думаешь?» и внимательно выслушать предположение ребенка, а потом вместе с ним или с другими найти ответ на вопрос в различных источниках или проведя какой – либо эксперимент.
- Провоцируйте детей задавать вопросы, особенно на этапе фиксации затруднения в чем –то. «Вы не знаете? А что же делать, когда чего – то не знаешь? («Можно спросить у кого – нибудь») Спросите меня!»
При подведении итога НОД помните:
- Вопросы не должны быть направлены только на пересказ детьми основных этапов образовательного мероприятия.6 «Где мы были?», «Чем занимались?», «Кто приходил к нам в гости?» и т.д.
- Используйте больше вопросов проблемного характера, типа «Что позволило нам помочь зайчику?», «Зачем мы это делали?», «Важно ли то, что вы сегодня узнали?», «Для чего это пригодиться в жизни?», «Какое задание было для вас самым трудным? Почему?», «Какое задание больше всего понравилось? Почему?», «Что бы ты хотела сказать ребятам, Маша?», «Что нам нужно будет сделать в следующий раз?», «Что вы расскажите родителям о нашей сегодняшней игре?» и т.д.
- Не хвалите каждый раз всех детей словами «Вы все молодцы!». Отмечайте конкретные заслуги КАЖДОГО ребенка: «Дима, ты очень здорово придумал, как нам перейти через речку», «Мне было очень приятно видеть, как Полина и Саша договорились сами, кто первым будет рисовать», «Марина замечательно выполнила трудное задание…», «Порадовал сегодня Паша. Хоть у него не очень получилось справиться с заданием …, но он показал настоящий пример того, как нужно преодолевать трудности» и т.д.
Получайте удовольствие от общения с детьми и тогда
у Вас все обязательно получится!!!
Примерные формулировки
образовательных задач НОД
При постановке цели и задач НОД помните:
- Цель всегда одна (начинается с существительного).
- Задачи должны носить триединый характер, т.е. должны включать образовательную, развивающую, воспитательную направленность. При этом самих задач может быть более трех.
- Формулирование образовательных задач должно отвечать программным задачам и обязательно начинаться с глагола.
- Выбор нужного глагола зависит от того, какой характер НОД Вы планируете: по сообщению нового знания, тренировочный или итоговый.
Образовательные задачи по сообщению нового знания:
«Актуализировать знания детей о …»
«Создать условия для получения детьми знания о …»
«Мотивировать детей к самостоятельному изучению …»
«Дать возможность детям при помощи взрослого узнать о…»
«Сформулировать у детей потребность правильно употреблять в собственной речи притяжательные местоимения»
Образовательные задачи тренировочного и итогового характера:
«Актуализировать знания детей о …»
«Расширить знания детей о … через организацию самостоятельной экспериментальной деятельности»
«Дать возможность применить на практике полученные знания о..»
«Закрепить в самостоятельной деятельности умение …»
Развивающие задачи направлены, как правило, на развитие высших психических функций (мышление, память, воображение, внимание), общей, мелкой, артикуляционной моторики, компонентов речи (голос, ритм, темп, интонация), речевого дыхания.
В зависимости от того, в какой степени у детей сформирована та функция, над которой Вы хотите поработать, будет сделан выбор глагола
- если функция не сформирована, то задача будет начинаться со слов «формировать …», «начать работу по развитию…» и т.д.
- если функция недостаточно сформирована, либо необходимо закрепить какой -либо навык, то -«продолжать формировать…», «продолжать развивать …», «совершенствовать …» и т.д.
Воспитательные задачи направлены, как правило, на развитие личностных качеств ребенка, его эмоционально – волевой сферы.
В зависимости от того, в какой степени у детей сформировано то качество (свойство), над которым Вы хотите поработать, будет сделан выбор глагола:
- если качество (свойство) не сформировано, то задача будет начинаться со слов «формировать …», «воспитывать …» и т.д.
- если качество (свойство) недостаточно сформировано, либо необходимо его закрепить, то выбор глагола будет следующий «продолжать формировать …», «продолжать воспитывать …», «совершенствовать …» и т.д.
При планировании хода НОД помните:
НОД должна включать в себя следующие основные этапы:
- организационный момент;
- актуализацию имеющихся знаний;
- сообщение цели НОД (в доступной для детей форме), для того, чтобы мотивировать детей активной деятельности в ходе образовательного процесса;
- сообщение нового знания, либо тренировка использования нового знания в собственной практической деятельности детей (в зависимости от характера НОД);
- итог НОД.
Включение написанных физминуток в ход НОД необязательно, если в ходе НОД наблюдается постоянная смена видов деятельности.
В ходе НОД помните:
- В любой момент дети могут предложить Вам такую образовательную и развивающую ситуацию, которой нет в ВАШЕМ плане. Не упускайте ее. Вспомните пословицу «Ложка дорога к обеду» и не бойтесь отступить от конспекта! Знание, полученное в нужное время, усвоится детьми намного лучше.
- Не торопите детей с ответами!!!!! Держите паузу. Попробуйте переформулировать свой вопрос, потому что отсутствие детского ответа может быть из- за неправильно заданного вопроса, а не от незнания.
Источник
Лепшокова Земфира Хасановна
Образовательные задачи развития и воспитания детей 3–4 лет
Образовательные задачи
развития и воспитания детей 3-4 лет
Содержание психолого-педагогической работы с детьми 3-4лет в нашем детском саду дается по 5 образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Содержание работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов — как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.
Я хочу познакомить Вас с основными целями и задачами по образовательным областям.
Образовательная область
«СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
Закреплять навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице. Формировать элементарные представления о том, что хорошо и что плохо.
Формировать доброжелательное отношение друг к другу, умение делиться с товарищем, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.
Учить жить дружно, вместе пользоваться игрушками, книгами, помогать друг другу.
Приучать детей к вежливости (учить здороваться, прощаться, благодарить за помощь). Постепенно формировать образ Я. Беседовать с ребенком о членах его семьи. Формировать у детей положительное отношение к детскому саду.
Обращать внимание детей на различные растения, на их разнообразие и красоту.
Вовлекать детей в жизнь группы, воспитывать стремление поддерживать чистоту и порядок в группе, формировать бережное отношение к игрушкам, книгам.
Формировать уважительное отношение к сотрудникам детского сада, их труду; напоминать их имена и отчества
Совершенствовать культурно-гигиенические навыки, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания.
Приучать детей следить за своим внешним видом.
Формировать элементарные навыки поведения за столом.
Учить детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности.
Побуждать детейк выполнению элементарных поручений: после игры убирать на место игрушки, строительный материал.
Рассказывать детям о профессиях (врач, продавец, повар, шофер, строитель).
Побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда.
Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных.).
Знакомить детей с правилами дорожного движения. Понимать значение зеленого, желтого и красного сигналов светофора.
Формировать первичные представления о безопасном поведении на дорогах (переходить дорогу, держась за руку взрослого).
Знакомить с источниками опасности дома (горячая плита, утюг и др.).
Формировать навыки безопасного передвижения в помещении.
Развивать умение обращаться за помощью к взрослым.
Формировать навыки безопасного поведения в играх с песком, водой, снегом.
Образовательная область
«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Учить составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы; различать понятия «много», «один», «по одному», «ни одного»; находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке; понимать вопрос «Сколько?»; при ответе пользоваться словами «много», «один», «ни одного».
Познакомить детейс геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольником.
Развиватьумение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху — внизу, впереди — сзади (позади, справа — слева. Различать правую и левую руки.
Учить ориентироваться в контрастных частях суток: день — ночь, утро — вечер.
Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов. Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения (игрушки, предметы домашнего обихода, виды транспорта, их функциями и назначением.
Способствовать овладению способами обследования предметов, включая простейшие опыты (тонет — не тонет, рвется — не рвется). Рассказывать о том, что одни предметы сделаны руками человека (посуда, мебель и т. п., другие созданы природой (камень, шишки). Формировать понимание того, что человек создает предметы, необходимые для его жизни и жизни других людей (мебель, одежда, обувь, посуда, игрушки и т. д.).
Знакомить с ближайшим окружением: дом, улица, магазин, поликлиника, парикмахерская.
Формировать интерес к малой родине и первичные представления о ней: напоминать детям название поселка, в котором они живут.
Расширять представления детей о растениях и животных. Продолжать знакомить с домашними животными и их детенышами, особенностями их поведения и питания.
Расширять представления о диких животных (медведь, лиса, белка, еж и др.).
Учить наблюдать за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь и др., подкармливать их зимой.
Расширять представления детей о насекомых (бабочка, майский жук, божья коровка, стрекоза и др.).
Учить отличать и называть по внешнему виду: овощи, фрукты, ягоды.
Дать элементарные представления о растениях данной местности. Дать представления о том, что для роста растений нужны земля, вода и воздух.
Знакомить с характерными особенностями следующих друг за другом времен года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей.
Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.).
Проводить сезонные наблюдения.
Образовательная область
«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
В быту, в самостоятельных играх помогать детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом. В целях развития инициативной речи предоставлять детям для самостоятельного рассматривания картинки, книги, наборы предметов.
Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта.
Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы.
Обучать умению слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого.
Напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи».
Читать знакомые, любимые детьми художественные произведения, рекомендованные программой для младшей группы. Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.
Образовательная область
«ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие, содействовать возникновению положительного эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира.
Формировать интерес к занятиям изобразительной деятельностью. Учить в рисовании, лепке, аппликации изображать простые предметы и явления.
Учить правильно держать карандаш, фломастер, кисть. Закреплять знание названий цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный). Учить изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивать их.
Учить располагать изображения по всему листу.
Формировать интерес к лепке. Закреплять представления детей о свойствах пластилина и способах лепки. Учить раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук.
Приобщать детей к искусству аппликации, формировать интерес к этому виду деятельности. Учить аккуратно пользоваться клеем. Формировать навыки аккуратной работы.
Учить различать, называть и использовать основные строительные детали (кубики, кирпичики, пластины, цилиндры, трехгранные призмы). Развивать желание сооружать постройки по собственному замыслу.
Продолжать учить детей обыгрывать постройки, объединять их по сюжету. Приучать детей после игры аккуратно складывать детали в коробки.
Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку.
Познакомить с тремя музыкальными жанрами: песней, танцем, маршем. Способствовать развитию музыкальной памяти. Формировать умение узнавать знакомые песни, пьесы; эмоционально на них реагировать.
Способствовать развитию певческих навыков: передавать характер песни (весело, протяжно, ласково, напевно).
Улучшать качество исполнения танцевальных движений. Развивать умение кружиться в парах.
Знакомить детейс некоторыми детскими музыкальными инструментами: дудочкой, металлофоном, колокольчиком, бубном, погремушкой, барабаном, а также их звучанием.
Образовательная область
«ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Развивать умение различать и называть органы чувств (глаза, рот, нос, уши, дать представление об их роли в организме и о том, как их беречь и ухаживать за ними.
Дать представление о полезной и вредной пище; об овощах и фруктах, молочных продуктах.
Учить сохранять правильную осанку в положениях сидя, стоя, в движении, при выполнении упражнений в равновесии.
Воспитывать у детей умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве.
Дать представление о ценности здоровья; формировать желание вести здоровый образ жизни. Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.
«Развитие культурно-гигиенических навыков у детей 3-4 лет»
Родителям необходимо помнить, что существует определенная последовательность обучения детей культурно-гигиеническим навыкам.
Навыки мытья рук и личной гигиены включая умения:
– мыть лицо, уши, руки;
– закатывать рукава;
– смачивать руки водой;
– брать мыло из мыльницы, намыливать руки до появления пены;
– смывать мыло;
– насухо вытирать руки, аккуратно вешать полотенце в свою ячейку;
– пользоваться расческой;
– чистить зубы (необходимо помнить, что самый простой способ приучить ребенка чистить зубы – сделать этот процесс увлекательным; ребенок не должен воспринимать чистку зубов как тяжелую и неприятную обязанность).
Навыки опрятной еды включают умения:
– правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой;
– не крошить хлеб;
– пережевывать пищу с закрытым ртом;
– не разговаривать с полным ртом;
– тихо выходить по окончании еды из-за стола;
– благодарить;
– пользоваться только своим прибором.
Навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке включают умения:
– расстегивать пуговицы;
– снимать платье (брюки);
– аккуратно вешать платье (брюки) на спинку стульчика;
– снимать рубашку и аккуратно вешать ее на брюки;
– снимать обувь;
– снимать колготки, вешать их на рубашку (платье);
– надевать одежду в последовательности, обратной представленной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание для 2 младшей группы «Знакомство родителей с программой, задачами развития и воспитания детей»
Познакомить родителей с программой, задачами развития и воспитания детей. Создание эмоционально-положительного настроя на совместную работу воспитателей и родителей.
Источник