Задачи развития ребенка с умственной отсталостью
Общение является неотъемлемой частью жизни каждого человека с самых первых дней его существования. Данный процесс обеспечивает дальнейшее развитие ребенка, как в интеллектуальном, так и в психологическом плане. Если у малыша хорошее умственное развитие, проблем никаких возникнуть не должно, однако существует понятие умственной отсталости. Является ли такой диагноз приговором для ребенка, или возможна тренировка мыслительных процессов? Что представляют собой коррекционные занятия для детей с умственной отсталостью и какие задачи они решают? Как и где можно заниматься и, самое главное, какие же это занятия? Обо все об этом и пойдет речь в материалах этой статьи.
Что представляет собой умственная отсталость
Умственная отсталость (УО) – совокупность различных психологических патологий, которые приводят к нарушению умственной деятельности человека, незавершенное развитие психики. Возникает она из-за многих факторов, как внешних, так и внутренних. Например, УО может возникнуть, вследствие мутации генов, из-за наличия у матери сахарного диабета или от травмы, полученной при родах. Людям, страдающим от этого состояния, сложно прижиться в обществе, общаться с окружающими. Чаще всего от умственной отсталости страдают дети. Однако в настоящее время существуют крайне действенные коррекционные занятия, которые смогут помочь ребенку с легкой формой умственной отсталости.
Классификация заболевания учитывает двойной критерий: анатомопатологический и патогенный. Рассмотрим виды умственной отсталости.
- Биопатическая френостения: характерна для врожденных, токсических или инфекционных факторов развития недуга.
- Церебратопатическая феностения: обусловлена токсичным, инфекционным или травматическим факторами развития недуга, оказывает прямое действие на мозг, относится к приобретенным патологиям;
- Биоцеребратопатическая феностения: комплекс врожденных и приобретенныхфакторов развития болезни.
- Диспландозная феностения: толчок развитию недуга дают эндокринные изменения в организме.
Эти группы могут комплектоваться несколькими клиническими формами, которые в медицине именуют типами:
- идиотический тип: ребенок не может внятно изъясняться, не развито словесное выражение мыслей;
- имбециллический тип: ребенок не способен обучиться письменности;
- везанический тип: характерно для детей с умственной слабостью;
- эпилептоидный тип: обусловлен олигофреническими проявлениями с эпилептическими симптомами;
- инфантильный тип: для этого типа свойственны генитальная гипоплазия и любая другая форма инфантилизма.
Упрощенная же классификация умственной отсталости, доступная для восприятия людьми без медицинского образования, основывается на степени тяжести заболевания и включает в себя следующие виды.
- легкая УО – дебильность;
- умеренная УО – слабовыраженная имбецильность;
- тяжелая УО – выраженная имбецильность;
- глубокая УО – идиотия.
Мы рассматриваем включение порядка, установленного в Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам: Международная классификация болезней ВОЗ (ICD 8) основана на схеме, которая присваивает 3 цифры для обозначения основной категории болезней и четвертой цифры для спецификации дополнительных деталей в каждой основной категории. Диагностическая классификация умственной отсталости основана на IC:
- 3.1.0. Пограничная умственная отсталость (CI 68-85) 3.1.3. Тяжелая умственная отсталость (CI20-35)
- 3.1.1. Умеренная умственная отсталость (CI 52-67) 3.1.4. Глубокая умственная отсталость (IC — 20)
- 3.1.2. Умеренная умственная отсталость (CI 36-51) 3.1.5. Умственная отсталость не указана
Категории 3.1.0 и 3.1.4 основаны на статистическом распределении уровней интеллектуального функционирования для населения в целом. IC не является единственным критерием, используемым для постановки диагноза умственной отсталости или оценки его тяжести, но он должен служить для оценки адаптационной способности пациента, вмешиваясь также в историю развития пациента, его текущее функционирование, его профессиональные достижения и академиков, их двигательных навыков, их социального и эмоционального созревания.
Категория 3.1.5 — это пациенты, интеллектуальное функционирование которых невозможно точно оценить, но считается ненормальным.
Основные задачи коррекционных занятий
Коррекционные занятия для детей с умственной отсталостью направлены на развитие у них таких способностей, как мышление, воображение, речевая деятельность, навыки письма и прочие. Занятия разделены на категории. Рассмотрим каждую отдельно.
- Развитие крупной и мелкой моторики ребенка.
Принято считать, что основой будущих талантов малыша является совершенствование мелкой моторики. Участки головного мозга, которые отвечают за это развитие, находятся близко к зонам мышления, воображения, речевой деятельности, внимания. Совершенствовать умения ребенка нужно постепенно: начинать с самых простых движений и добавлять более сложные по мере успеха. При коррекционных занятиях для детей с умственной отсталостью особое внимание уделяется данному пункту. Малышей учат владеть письменными принадлежностями (карандашом, ручкой), вырезать фигуры из бумаги, как можно больше рисовать и делать различные аппликации. Все эти действия помогут развить нужные зоны головного мозга. - Тактильное восприятие окружающего мира.
Ребенок научится определять предметы на ощупь, распознавать каждый из них, выделять свойства и качества вещей (насколько они холодные или теплые, крупные или мелкие, мягкие или твердые и т.д.). - Восприятие предметов
Способность отличить одну вещь от другой по различным качествам. Различие цветов, оттенков, размеров, формы предметов. Их сравнение и возможность к группированию, конструированию. - Кинетическое развитие.
Суть заключается в усовершенствовании осознания движений ребенком, образовании различных повадок и т.д. - Формирование зрительного восприятия.
И его дальнейшее развитие. Цель – научить ребенка анализировать увиденные им вещи, события, сформировать зрительную память и улучшить координацию движений рук и глаз. - Формирование слухового восприятия.
Действия, направленные на восприятие ребенком звуков, их различение и развитие чувства ритма у малыша. Прослушивание музыки, звуков животных. - Осознание времени и пространства.
Очень важно помочь ребенку понимать происходящее вокруг него, ориентироваться в пространстве, различать времена года, определять время по часам. - Взаимодействие со взрослыми.
Умственно отсталые дети должны понимать, что они могут обратиться за помощью к старшим в любой ситуации, особенно в моменты опасности или при возникновении проблем со здоровьем.
Где можно проводить коррекционные занятия?
То, где будут проводиться занятия по коррекции, напрямую зависит от места обучения ребенка. Это обычно определяет специальная психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). В нее входят профессиональные врачи, психологи и другие специалисты. Они оценивают психологическое и умственное состояние ребенка путем проведения небольшой беседы и назначают место его дальнейшего обучения.
Варианты следующие:
- Общеобразовательная школа.
Подходит для детей с легкой формой умственной отсталости. Однако родители или опекуны должны быть готовы к тому, что ребенок в любом случае будет отставать от своих сверстников. Это повлечет за собой некие трудности (плохое настроение, депрессии, боязнь неудач).
При выборе этого варианта обязательно нужно записать ребенка на специальные курсы, где будут проводиться коррекционные занятия, ведь в обычной школе это будет невозможно. Если есть возможность, заниматься с ребенком дома. - Интернаты для детей с ОУ.
Или специализированные школы. В таком случае, коррекционные занятия проводятся во время нахождения детей в учреждении. - Коррекционные классы.
Классы в обыкновенных школах, предназначенные исключительно для детей с УО. Упрощенная программа для детей с психологическими проблемами. Подходит лишь для детей с легкой формой патологии.
Коррекционные занятия для детей с УО обязательно должны проводить квалифицированные специалисты, знающие толк в своем деле. При этом должны учитываться особенности патологии, характеры детей, их поведение и возможности.
Главный плюс проведения занятий в коллективе – дети быстрее адаптируются в обществе своих сверстников и проще идут на контакт. Однако применим такой способ только при легкой форме умственной отсталости. При тяжелой степени упражнения по коррекции делаются, как правило, на дому.
Коррекционные занятия в домашних условиях
Не каждый ребенок способен выполнять упражнения в коллективе, а многие родители просто боятся возможных последствий и того, что большое количество людей рядом плохо скажется на слабой психике малыша. В таких случаях вызывают специалиста на дом. Однако полагаться только на его старания нельзя. Родители или опекуны также должны участвовать в развитии ребенка, помогать ему. Важным моментом в данном вопросе является безопасность и создание уютной для малыша атмосферы. Неострые развивающие игрушки, присутствие родителя при работе психолога и т.д. Залог эффективности проводимых коррекционных занятий заключается в ежедневной работе с ребенком. Потребуется очень много времени, чтобы упражнения привели к желаемому результату.
Примеры коррекционных занятий и упражнений
Для развития крупной и мелкой моторики:
- Растопырить пальцы – сжать в кулак – разжать;
- Работа с пластилином;
- Перекладывать вещи из одного места в другое;
- Пройти по прямой начерченной педагогом линии;
- Пробежать, неся в руке какой-то предмет;
- Работа с меловой доской и т.д.
Для развития памяти и внимательности:
- Работа с изображениями. Педагог раскладывает их на столе, отсчитывает несколько секунд, а затем убирает. Ребенок по памяти называет увиденные им картинки;
- Психолог задает несложные вопросы детям. Например, «Что ты ел на завтрак?» или «Сколько у тебя братьев/сестер?». Так ребенок будет совершенствовать свою память;
- Несколько ударов воспитателем в ладоши. Ребенок должен запомнить и назвать их количество;
- Ритмичный стук карандаша о стол. Малыш его повторяет. Так улучшается память и развивается чувство ритма;
- Педагог проделывает каное-нибудь несложное движение, а воспитанник это повторяет.
Для того, чтобы определить быстроту движения ребенка:
- Убрать руки за спину по команде;
- Быстро вытереть доску или убрать игрушки;
- Педагог показывает картинки в достаточно быстром темпе. Ребенок должен успевать называть видимые изображения;
- Быстрое движение рук по согласно команде.
Для различения предметов по их свойствам:
- Педагог показывает предмет любого цвета из геометрической мозаики и просит ребенка найти вещи такого же. То же самое с формой вещи, ее размером и т.д.;
- Складывание кубиков в коробку, их группирование по цветам, форме и т.д.;
- Педагог учит ребенка названиям цветов, постепенно добавляя наименования оттенков.
Для особо беспокойных детей:
Очень важные упражнения для импульсивного ребенка. Чередовать их нужно с обычными коррекционными заданиями.
- Спокойно посидеть несколько секунд;
- Игра в «молчанку» хорошо способствует развитию усидчивости малыша;
- Бесшумные действия (встать, сесть и т.д.);
- Без единого звука принести предмет, который попросит педагог.
Прогнозы коррекционных занятий
То, к чему приведут упражнения по коррекции, напрямую зависит от качества и частоты их выполнения, а также степени умственной отсталости. Если у ребенка легкая форма этого недуга, прогнозы благоприятны. Большинство таких детей способны учиться в общеобразовательных школах и даже достигать неплохих результатов при обучении в ВУЗах. Однако при тяжелой степени УО на получение нужного эффекта уйдет гораздо больше времени. Причина этому – аномалии мозга или другие врожденные патологии, которые нередко встречаются у детей с более серьезной формой умственной отсталости. Людям с особенно тяжелой умственной отсталостью понадобится помощь и поддержка на протяжении всей жизни.
Смотрите также статьи по теме
Источник
Задачи:
Цель коррекционно – воспитательной работы с умственно отсталыми детьми – их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни, в том числе в условиях, когда они не выключены из окружающей социальной среды.
Достижение целей обеспечивается решением следующих основных задач с детьми вспомогательной школы:
1. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков. Основное внимание в этой работе должно быть направлено на умственное развитие.
2. Воспитание глубоко отсталых детей, формирование у них правильного поведения. Основное внимание в этом разделе работы направлено на нравственное воспитание.
3. Трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда. Физическое воспитание. Самообслуживание. Овладение среднетехнической специальность.
4. Бытовая ориентировка и социальная адаптация – как итог всей работы.
•Принципы:
1.Принцип развивающего обучения направлен на обеспечение всестороннего развития личности ребенка.(развитие потенциальных умственных и физических возможностей ребенка в определенно созданных педагогических условиях).
Для активизации умственного и физического развития своих учеников специальная школа создает следующие условия:
1. Обеспечивает на протяжении довольно длительного пропедевтического периода (по сравнению с массовой школой) подготовку своих учеников к усвоению системы общеобразовательных и профессионально-трудовых навыков. У детей воспитываются навыки поведения в школе, коллективе, а также навыки самообслуживания.
Используя разные приемы, у учеников развивают фонематический слух, исправляют недостатки произношения, пополняют и формируют элементарные представления об окружающем мире, расширяют пассивный и активный словарный запас.
2. Мощным средством в системе коррекционно-воспитательных мероприятий, направленных на умственное развитие детей, в специальной школе является трудовое обучение и воспитание. Ручная предметная деятельность на ранних годах обучения как более конкретная и более доступная для понимания предшествует включению умственно отсталого ребенка в процесс обучения. Между общеобразовательной работой школы и профессионально-трудовым обучением должна быть тесная взаимосвязь, стимулирующая умственное и физическое развитие учащихся.
2. Принцип воспитывающего обучения. Реализация этого принципа включает несколько направлений:
1. формирование мировоззрения, научного понимания мира и его законов;
2. воспитание нравственных качеств личности, дисциплинированности, упорства и трудолюбия. Учебный материал способствует формированию положительной направленности личных качеств ученика;
3. коррекция умственного развития. Любой материал может быть изучен и усвоен на основе определенных индивидуальных умственных возможностей учащихся, что играет существенную роль в общем процессе формирования личности школьника, оказывая влияние на все стороны его жизни. К корректирующей деятельности учителя предъявляются определенные требования. На каждом уроке в большей или меньшей степени учитель создает условия, способствующие коррекции и развитию умственной деятельности, стремясь к обобщениям, формируя у учащихся представления об общей картине мира. Учитель связывает содержание обучения с жизнью ученика, его поведением, интересами, склонностями, потребностями;
4. каждый урок должен быть включен в систему коррекционно-воспитательной работы.
3. Принцип систематичности и системности в обучении. Принцип систематичности охватывает не только организацию учебного процесса, но и его содержание. Иногда его называют принципом последовательности в обучении, понимая под последовательностью расположение материала в соответствии с возрастными возможностями учащихся. На этом принципе построено изучение ряда предметов (например, математики) по концентрам, когда ученики изучают какую-либо тему или раздел последовательно в нескольких классах (концентрах), при этом каждый последующий концентр представляет учебный материал более широко и глубоко по сравнению с предыдущим (вспомните «зону ближайшего развития»). Для специальной школы это особенно важно, так как она является практически единственным учебным заведением для своих воспитанников.
4. Принцип научности в обучении. Научное познание заключается в том, чтобы перейти от внешнего описания явления, предмета к характеристике их сущности, внутреннего строения.
5. Принцип доступности. Этот принцип тесно связан с предыдущим (принципом научности). Его реализация в специальной школе требует особого внимания, так как неоправданное упрощение научных знаний, ориентированное на особенности интеллектуального развития и познавательной деятельности учащихся, может привести к примитивизации процесса обучения.
Доступность в усвоении знаний, формировании умений и навыков предполагает учет уровня развития школьников, их личного опыта, тех знаний, умений и навыков, которыми владеет ученик. Естественно, что у умственно отсталого ученика объем знаний об окружающем значительно отличается от объема знаний нормально развивающегося сверстника как в количественном, так и в качественном отношении, поэтому в специальной школе связь содержания новых знаний с имеющимися особенно важна.
Этот принцип предполагает также необходимость комплексного подхода в умственном, нравственном, эстетическом, трудовом воспитании и физическом развитии школьников. Иногда при изучении материала школьникам нужно больше переживать, чем запоминать (например, при чтении некоторых литературных произведений), или, наоборот, основательно запоминать последовательность рабочих операций (например, на уроке труда) и не проявлять ненужных эмоций.
6. Принцип наглядности обучения. Содержание, выраженное в знаковой форме (словах), ученикам нужно соотнести с представлением о реальной жизни (в чувственных образах). Особенно это актуально для умственно отсталого ребенка, у которого слабо развито абстрактное мышление.
В современной педагогике под наглядностью понимается организация чувственного познания ученика. Чувственное познание как отражение окружающей действительности в ощущениях, восприятии, представлениях, конкретно-образном мышлении может иметь в развитии ученика самостоятельное значение или быть средством формирования абстракций. Чувственные образы рассматриваются как средство, способствующее усвоению понятий, законов, правил, теории.
Использование наглядных пособий является важнейшей из сторон организации чувственного познания в учебном процессе. Образы реальных предметов, явлений, свойств, процессов можно дать в виде натуральных объектов или изображений на картине, рисунке, схеме, диаграмме, продемонстрировать чучело, муляж, фотографии, фильм и т. п.
В современной специальной школе все большее значение приобретают технические средства обучения (ТОО), включая самые современные – персональные калькуляторы и компьютеры. Используются такие технические средства, как кино, телевидение, диапроекторы, кодоскопы и другие, которые по существу могут передать любую ситуацию, эпизод, показать связи, зависимости, строение объектов и пр. Все большее место в учебном процессе занимают кино и телевидение, так как сближают учебный материал с представлениями о самых различных сторонах жизни, о прошлом и настоящем, внешнем и внутреннем, близком и далеком, знакомом и неизвестном. Учителю нужно уметь использовать эти технические средства.
При использовании наглядности важна не только и, может быть, не столько техническая оснащенность, сколько адекватная методика использования ТСО в учебном процессе. Наглядные пособия являются средством для создания новых и воспроизведения имеющихся чувственных образов в сознании ученика.
7. Принцип сознательности и активности в обучении. Знания должны быть осознаны учеником, а для этого необходима высокая познавательная активность. В противном случае материал быстро забывается, становится эпизодом в жизни ученика. Этот принцип предполагает формирование у учащихся:
• сознательного понимания учебного материала;
• сознательного отношения к учебным занятиям;
• познавательной активности.
Реализация принципа сознательности и активности начинается с постановки познавательных задач и проблемных учебных ситуаций. Зачастую учащиеся не могут усвоить содержание, потому что не воспринимают учебную задачу как проблемную ситуацию, которую нужно разрешить. Они не продумывают задачу, а запоминают со слов учителя, что нужно сделать. Необходимо помочь детям уяснить задачу, а затем определить исходные данные, которые обеспечивают поиск решения.
8. Принцип прочности усвоения знаний. Одна из самых важных задач обучения в специальной школе состоит в том, чтобы определенный программой минимум знаний, умений и навыков был прочно и надолго усвоен учащимися. Более того, этот минимум должен стать в дальнейшем базой, на которой они смогут формировать или углублять профессионально-трудовые умения и навыки, необходимые для успешной социальной реабилитации и адаптации в самостоятельной жизни.
Опора на психологические особенности памяти – одно из условий достижения прочных результатов в обучении. Издавна в практике обучения используются различные приемы и способы упоминания и сохранения в памяти изученного материала, самый древний из которых, наверное, повторение. Воспроизводя изученный ранее материал, ученик получает информацию о том, что он помнит и что забыл. Однако повторение в специальной школе в связи с особенностями памяти умственно отсталого ребенка имеет свои особенности. В первую очередь (и это относится ко всем учебным предметам) оно должно быть разнообразным по форме. На важность этой проблемы для вспомогательной школы неоднократно обращал внимание X. С. Замский.
Прочность усвоения учебного материала зависит от многих факторов: научности и систематичности объяснения, осмысленности понимания, познавательной активности учащихся, мотивации учения, качества учебных книг, мастерства учителя. К учебному процессу, построенному в соответствии с этим принципом, предъявляются следующие требования.
1. Выделение главной мысли в данном учебном материале.
2. Нужно хорошо представлять тот круг теоретических сведений и фактов, которые группируются, объединяются на основе главной мысли. Главное положение сохраняется в памяти на длительное время, если оно занимает определенное место в системе знаний, умений и навыков. Учащиеся хорошо понимают те факты, события, явления, которые характеризуются на основе главных мыслей.
3. Знания, умения, навыки становятся прочными, если ученик применяет их в своей жизни, в практической деятельности. Поэтому связать знания, умения и навыки с практикой – значит обеспечить на длительное время их сохранение в памяти и хорошие условия для воспроизведения материала. Важно раскрыть перед школьниками практическое значение получаемых знаний, показать те стороны жизни, в которых их можно применить.
9. Принцип индивидуализации в обучении. Классно-урочная форма организации учебных занятий предполагает совместную, коллективную учебную деятельность. Групповые формы усвоения материала основаны на общих психолого-педагогических и возрастных особенностях развития детей. Нужно знать общие особенности мышления, внимания, памяти, воли, чувств и других свойств того или иного контингента учащихся, чтобы объяснить новое и быть уверенным, что школьники в состоянии понять и усвоить содержание урока.
Однако ученик помимо общих имеет и индивидуальные свойства, он мыслит, переживает, трудится в соответствии со своими личными особенностями характера, темперамента, ума. Психофизические причины аномального развития еще более углубляют индивидуальные особенности личности. Вот почему индивидуализация обучения в специальной школе приобретает особую важность.
10. Принцип дифференцированного подхода в обучении. В олигофренопедагогике этот принцип реализуется в двух направлениях.
Во-первых, дифференцированный подход к содержанию образования в зависимости от социально-экономических, географических, исторических, этнических и других условий региона. Например, содержание профессионально-трудовой подготовки в Москве, Санкт-Петербурге, в сельской местности, районах Крайнего Севера или Дальнего Востока будет различным. Такой подход, с одной стороны, позволяет лучше использовать индивидуальные особенности и возможности учащихся, а с другой стороны, наиболее адекватно использовать их профессионально-трудовую подготовку в промышленности или сельском хозяйстве.
Во-вторых, разделение класса на несколько групп по способностям и степени обучаемости. Обычно таких групп бывает три: сильная, средняя и слабая. До 60-х годов в специальной школе выделялась еще и четвертая группа, в которой обучались дети, стойко не усваивающие программу специальной школы, несмотря на все виды и объемы индивидуальной помощи. В этом случае вопрос стоял о диагностировании у этого ребенка более глубокой степени умственной отсталости (имбецильности) и переводе его на индивидуальную форму обучения в условиях семьи или помещении в специальное учреждение закрытого типа системы социальной защиты. По действовавшим в этот период инструкциям, определявшим принципы комплектования вспомогательной школы, дети с диагнозом «умственная отсталость в степени имбецильности» считались необучаемыми и не могли находиться во вспомогательной школе. В конце 60-х годов так называемые «имбецильные» классы были расформированы.
Особенности воспитания учеников вспомогательной школы.
Наиболее сложной в специальной педагогике является проблема воспитания умственно отсталого ребенка. Сложность этой проблемы определяется тем, что дети, обучающиеся во вспомогательной школе, отличаются весьма разнообразными глубокими нарушениями в психофизическом развитии.
В подходе к решению вопроса о задачах и методах воспитания умственно отсталого ребенка возможны (практически они существовали) две ошибки. Первая из них заключается в том, что при определении задач и методов воспитательной работы вспомогательной школы игнорируются специфические особенности умственно отсталых детей. На вспомогательную школу в этом случае переносятся полностью задачи воспитания в такой форме и объеме, как они ставятся перед массовой школой. Подход к проблеме воспитания умственно отсталого ребенка, при котором не принимается во внимание то, что умственное, эмоционально-волевое и физическое развитие ребенка протекает аномально,- есть типичный формализм в определении задач воспитательной работы во вспомогательной школе.
Не менее ошибочным является также отказ от поисков путей реализации задач воспитания в условиях вспомогательной школы. В этом случае на первый план выдвигаются или задачи коррекции умственного развития ребенка, или задачи воспитания системы практических навыков самообслуживания, личной гигиены, ремесленных навыков и т. п. Иногда происходит чрезмерное увлечение различного рода формальными упражнениями, якобы способствующими коррекции умственного развития ребенка. Чрезмерное увлечение формально-логическими, чисто словесными упражнениями, без должной опоры на практические занятия, нередко в таких случаях характеризует всю учебно-воспитательную работу с детьми.
В одном случае дело ограничивается попыткой воспитать сумму навыков внешне благопристойного поведения, без формирования у детей хотя бы простейшего осознания общественных мотивов своей деятельности. В другом случае дело может свестись к попытке сформировать у детей с помощью формально-словесных средств понятия о нормах их поведения в той или иной ситуации, что далеко не всегда удается в работе с умственно отсталыми детьми. Наличие у ребенка умственной отсталости не может изменить общей идейной направленности воспитательной работы с ним. Общая направленность в воспитании учащихся вспомогательной школы остается такой же, как и для массовой школы. Однако особенности развития умственно отсталого ребенка не могут не учитываться при решении школой воспитательных задач. Уровень решения воспитательных задач во вспомогательной школе будет иным, более элементарным, чем в массовой школе.
Дата добавления: 2016-10-22; просмотров: 4947 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2021 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление
Источник