Задачи развития ребенка на учебный год в начальной школе

Задачи развития ребенка на учебный год в начальной школе thumbnail

Цели и задачи начального общего образования на современном этапе развития начальной школы

Цель реализации основной образовательной программы начального общего образования — обеспечение выполнения требований Стандарта.
Достижение поставленной цели при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы начального общего образования предусматривает решение следующих основных задач:

  • формирование общей культуры, духовно­нравственное,гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное раз­витие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;
  • обеспечение планируемых результатов по освоению выпускником целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
  • становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости;
  • обеспечение преемственности начального общего и основ­ного общего образования;
  • достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;
  • обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;
  • выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности;
  • организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно­технического творчества и проектно­исследовательской деятельности;
  • участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
  • использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;
  • предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы; включение обучающихся в процессы познания и пре­образования внешкольной социальной среды (района, города).

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно­деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;
  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
  • признание решающей роли содержания образования, спо­собов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
  • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно­воспитательных целей и путей их достижения;
  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;
  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (в том числе одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Основная образовательная программа формируется с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:

  • с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;
  • с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
  • с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
  • с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку;
  • взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе, с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):
центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно­логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково­символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;
развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно­познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.
При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.
При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связываются с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности первой ступени общего образования.

Читайте также:  Купить диск игру развитие ребенка

Источник

Младшие школьники: задачи развития

Младшие школьники – это детей в возрасте от 7 до 9 лет, то есть с 1-го по 3-й (4-й) классы школы.

Ребенок становится школьником, а это значит, что у него теперь и новые обязанности, новые правила и новые права. Он может претендовать на серьезное отношение со стороны взрослых к своему учебному труду; он имеет право на свое рабочее место, на необходимое для его занятий время, на учебные пособия и пр. С другой стороны, перед ним стоят новые задачи развития, в первую очередь задача формировать навыки трудолюбия, уметь раскладывать сложную задачу на составляющие, уметь видеть связь между усилиями и достигнутым результатом, уметь принимать вызов ситуаций с решимостью и мужеством, уметь адекватно оценивать себя, уметь уважать границы – свои и чужие.

Навыки трудолюбия

Так как основной целью ученика начальной школы является “научиться учиться”, то самооценка выстраивается на основании успехов в учебе. Если в этой области все хорошо — старательность (трудолюбие) становится частью личности ребенка. И наоборот, неуспевающие дети могут чувствовать себя неполноценными по сравнению с более успешными сверстниками. В дальнейшем, это может перерасти в привычку постоянно оценивать себя и других, и может повлиять на способность доводить начатые дела до конца.

Раскладывать сложную задачу на составляющие

При столкновении со сложной и новой задачей важно уметь увидеть ее как последовательность отдельных, более мелких и посильных, задач (шагов или уровней). Разложить сложную задачу на составляющие мы учим детей, обучая их проектированию, планированию своей деятельности. Невозможно сразу съесть апельсин — это неудобно и даже опасно: можно подавиться, засунув в рот слишком большой кусок. Однако если разделить апельсин на дольки, то его можно съесть без напряжения и с удовольствием.

Мы часто видим на группе детей, у которых не сформирован этот навык. Самая наглядная картинка — чаепитие, которое ребята организуют сами. Для того чтобы получить хороший результат (стол, на котором в тарелочках лежит сладкое угощение, где нет мусора и упаковки, где у каждого есть напиток и место у стола), ребятам приходится приложить усилия. В начале учебного года мы видим самые разные варианты: трудно остановиться и не попробовать что-то вкусненькое из чужой тарелки, трудно вспомнить про свои вещи, которые нужно убрать с началом чаепития, а уж убрать за собой крошки — это и вовсе задача повышенной сложности. Тем не менее, если разделить большое дело — организацию чаепития — на небольшие посильные задачи, то группа детей в возрасте 7-9 лет легко справляется с этим самостоятельно. Конечно, ведущие при этом остаются в группе и готовы регулировать процесс, если появляется необходимость.

Видеть связь между усилиями и достигнутым результатом

Когда ребенок берет на себя ответственность, он тем самым начинает процесс преобразования будущего. Что это значит? Поручения, которые ребята берут на себя, конечно, создают некоторые сложности в их жизни (нужно вовремя вытереть доску, не пропустить дня своего дежурства и т. д.), но, видя результат своего труда, ребенок начинает понимать: “Я могу!”.

Позиция Автора: привычка принимать вызов ситуаций с решимостью и мужеством

Когда мы говорим: “Хорошо бы, чтобы ребенок научился или привык делать что-то”, мы имеем в виду всего лишь его способности. Для того чтобы у ребенка концепция “не буду даже пробовать, все равно не получится” сменилась на здоровую “жажду подвига”, необходимо сделать ценностями детей риск, мужество и преодоление.

Позиция Жертвы, пассивная личностная позиция, страх неудачи, чувство, что пытаться и пробовать бессмысленно — вот самые неприятные последствия, к которым может привести игнорирование этой личностной задачи. Здесь, как и в предыдущем пункте, речь так же идет о переживании по поводу собственной силы, энергии, но взгляд обращен к ситуации, к тому, что приходит из мира как задача: для того чтобы действовать, я должен рискнуть, попробовать; если я не готов к риску — я перестаю действовать.

Читайте также:  Развитие восприятия у ребенка 3 лет

Алексей, 7 лет. Мама обратилась к нам с жалобам на неуверенность и застенчивость сына, которые мешают ему учиться. Действительно, Алексей очень тихий мальчик, если его не спросить — он молчит, на тренинге боится высказываться в кругу. Ему сложно, когда действия, которые предлагают ведущие, касаются чувств и переживаний, сложно быть открытым на группе, в присутствии других ребят. Проблема Алексея — тревога, которую он испытывает — не позволяет ему быть активным, блокирует его. Сталкиваясь со сложностями, он сразу отступает. Готовность рискнуть, энергия, мужество — это то, чего не хватает ему, чтобы быть уверенным. В группе мы и остальные ребята часто поддерживали его, и уже через некоторое время Алексей стал более спокойным и уверенным, у него появились друзья среди мальчиков, а на одном из последних занятий он, изображая партизана, бегал с игрушечным автоматом, что для него — несомненный успех.

Адекватно оценивать себя

Чтобы у ребенка сформировалось здоровое отношение к процессу оценки себя, важно, чтобы он сам научился понимать, сколько усилий он потратил на задачу, а также сам себе ставил оценку в соответствии с числом усилий, а не с оценкой извне. Задача эта сложная, и состоит она как минимум из трех таких компонент, как:

  1. получить опыт трудолюбия — то есть самостоятельно сделать такие дела, которые делать необходимо при любых условиях и которые предполагают преодоление “не хочется”;

  2. научиться определять количество затраченных усилий — то есть уметь отделять свой вклад от вклада обстоятельств и других людей;

  3. научиться находить соответствия между этим количеством затраченных усилий, отношением к себе и результатом. Основная сложность заключается в том, что этой естественной работе противостоит внешняя оценка от значимых лиц, которая строится на других основаниях, а именно — на сравнении с результатами других детей.

При недостаточной сформированности этой задачи личностного развития ребенок вместо умения ориентироваться на себя впадает в “приспособленческий транс”, посвящая все силы добыванию оценок. По внешним оценкам он оценивает и самого себя, теряя способность сформировать внутренние критерии. Ученики, которые ловят малейшие изменения выражения лица учителя, пытаясь “прочитать” правильный ответ, “выпрашивают” более высокие оценки и предпочитают солгать, нежели признаться в ошибке.

На нашей группе бывали такие дети, и не раз. Очень типичный образ — девочка или мальчик, с которыми не бывает проблем на группе, которые в точности выполняют все правила и инструкции, но никакого внутреннего развития у них не происходит. Раз за разом такой ребенок приходит на занятия, и каждый раз демонстрирует, что он в совершенстве умеет считывать наши требования, легко может подстраиваться под любую ситуацию, чтобы угодить ведущим, будет делать замечания остальным ребятам, чем вызовет агрессию. Друзей на группе, конечно, не появляется. Ребенок ориентирован вовне, поэтому любой вопрос, связанный с переживанием или собственным мнением — “А как ты считаешь? А как это для тебя? А что ты сейчас чувствуешь?”— ставит его в тупик. Сразу на лице появляется характерное растерянное выражение и как будто вопрос: “А как правильно? А что нужно ответить, чтобы меня похвалили?”

Что нужно таким детям? Приучать думать своей головой, говорить свое мнение.

Уважать границы — собственные и чужие

Ребенок учится находить такую детскую группу, в которой его особенности были бы уважаемы, он сам учится терпимости. Он учится отказу, учится проводить время с самим собой: для многих детей это особая, очень сложная задача — спокойно переносить ситуации вынужденного одиночества. Важно научить ребенка добровольно и охотно вступать в различные коллективные проекты, развивать его общительность, способность к непринужденному включению в групповую деятельность других детей. Не менее важно научить его не делать этого любой ценой, то есть научить отказываться от игры или компании, если при этом происходит нарушение его границ, попрание его прав, унижение достоинства.

Проблемы именно такого рода встречаются у детей, которые выглядят одинокими. Застенчивые, осторожные или, наоборот, агрессивные, то есть дети, которые отвергаются сверстниками, имеют один и тот же личностный дефицит. Они не чувствуют границ “собственного” (своих потребностей, ценностей, желаний), их “Я” нечетко очерчено. Именно поэтому они легко позволяют другим детям нарушать свои границы или становятся прилипалами, то есть постоянно нуждаются в ком-то рядом, для того чтобы не чувствовать себя пустым местом. Эти дети легко нарушают границы других, так как отсутствие чутья в отношении границ чужого и собственного — это взаимозависимые процессы.

Читайте также:  Игры для развития психических функций ребенка

Сережа, 9 лет. Родители привели его на тренинг в связи с проблемами с одноклассниками: у Сережи не было друзей. Хотя мальчик он общительный, но друзей у него нет, в классе его не уважают. Сережа производит очень приятное впечатление, с ним легко общаться, он активно включается в процесс тренинга, знакомится с новыми ребятами. Трудности начинаются тогда, когда начинается занятие. Сережа так старается всем понравиться, ему так необходимо постоянное внимание со стороны других ребят, что для этого он готов делать все что угодно: он постоянно шутит, часто неуместно и иногда неприлично, комментирует каждое высказывание в кругу, выставляет себя в глупом свете, чтобы все остальные его заметили. Ребята через несколько занятий начинают реагировать на него агрессивно, придумывают ему кличку “Петросян”. Дружеские отношения на группе не складываются, в точности как с одноклассниками. Мы стали обращать внимание Сережи на его поведение в группе, рассказывали ему, как его действия влияют на остальных ребят. Мы поддерживали его, пресекали агрессивные реакции группы, предлагали остальным участникам не поддерживать этот образ “Петросяна”. Через некоторое время Сережа стал меньше привлекать внимание в группе, стал больше уважать себя и окружающих. Он все равно много шутит, но сейчас это не вызывает агрессивной реакции у остальных участников группы, так как своими шутками он не обижает остальных и не унижает себя. В классе и на группе у Сережи появились друзья.

Наташа. 9 лет. Обращение по инициативе родителей: девочку обижают в классе, по ее словам — ни за что. Наташа обаятельная, веселая, легко общается с ребятами. На первых занятиях мы не понимали, в чем может быть проблема. Но на одном из занятий Наташа неожиданно агрессивно и обидно высказывается о другом участнике группы, на что тот, в свою очередь, тоже реагирует агрессивно. Ссора возникает на пустом месте. Дальнейший разбор показал, что Наташа не замечает, как провоцирует других ребят: она и не заметила, что первая высказалась агрессивно. Девочка не чувствительна к психологическим границам окружающих, она не замечает, как делает людям больно. Наташа ходила к нам на тренинг в течение учебного года, но уже через пару месяцев отношения в классе и в группе стали более ровными. Оказалось, что первоначальная проблема — это “вершина айсберга”, в то время как основная проблема Наташи заключалась в неумении управлять собственными чувствами, особенно гневом, с чем мы и работали.

Марина, 7 лет. Родители обратились с жалобами на воровство. Марина была замечена в школьной раздевалке, когда доставала из карманов чужих курток мелкие игрушки. Дома родители стали обнаруживать разные мелкие игрушки, фишки от домино, фантики. Мы рекомендовали Марине в первую очередь, индивидуальную работу с психологом, а также и групповую — тренинг. Работа на тренинге показала, что у Марины не сформировано понимание, что — “мое”, а что — “чужое”: она могла легко занять чужое место, взять чужую вещь, она регулярно забывала свои вещи на тренинге, часто их теряла. У Марины не сформирована чувствительность к своим и чужим границам, и на тренинге мы работали именно с этим, обращая ее внимание на психологические границы, делая их более явными. Мы часто спрашивали других участников, какие чувства они испытывают, когда Марина нарушает их границы, особое внимание уделяли работе с правилами группы. Марина ходила на группу в течение года, за это время ее отношение к вещам (чужим и своим) существенно изменилось, случаи воровства больше не повторялись. Безусловно, изменения начались с семьи: так как родители Марины активно включились в процесс и работа с прояснением границ продолжалась и дома.

Источник