Задачи развития и здоровья ребенка
Олеся Витальевна Овчинникова
Цели и задачи по формированию основ ЗОЖ у дошкольников
Целью нашей работы по здоровьесбережению всегда было и будет оздоровление детей, а также создание таких условий, которые помогут каждому ребенку стать телесно и психически здоровым, радостным и счастливым.
Работа по формированиюпредставлений и навыков здорового образа жизни в нашей группе реализуется через все виды деятельности детей: НОД, игры, режимные моменты, а также взаимодействие с семьей, привлечение родителей к закреплению навыков здорового образа жизни, участие родителей в физкультурных мероприятиях. Огромное внимание должно уделяется технологиям обучения здоровому образу жизни, воспитанию культуры здоровья.
Цель: сохранение и укрепление здоровья детей через использование здоровьесберегающих технологий с учетом индивидуальных возможностей и способностей.
Задачи:
1. Воспитание у детей культуры здоровья, осознания необходимости заботы о своем здоровье
2. Формирование знаний, умений и навыков, которые необходимы для сохранения и укрепления здоровья
3. Формирование привычки к ЗОЖ, т. е. желания вести ЗОЖ и
быть здоровыми
4. Создание здоровьесберегающей среды в группе
5. Организация рационального двигательного режима для развития двигательных навыков детей и увеличения работоспособности организма
6. Повышение защитных сил организма и устойчивости к раз-
личным заболеваниям посредством системы закаливания.
7. Создание оптимальных условий для всестороннего полноценного психофизического развития детей и укрепления их здоровья.
8. Проведение мониторинга состояния здоровья детей в группе
и анализ его результа
Публикации по теме:
Доклад «Цели и задачи по ознакомлению дошкольников с малой Родиной»
Учитывая современные требования Федерального государственного образовательного стандарта, работа педагогов направлена на реализацию определенных.
Конспект НОД по формированию основ ЗОЖ у дошкольников «Советы зубной феи»
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного.
Консультация для воспитателей «Система педагогической работы в ДОУ по формированию основ ЗОЖ у дошкольников» Видео
Приоритетным направлением в дошкольном воспитании сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них устойчивой потребности.
Мы за здоровый образ жизни! Работа по формированию основ ЗОЖ в детском саду
Период дошкольного детства – это на самом деле заканчивающийся промежуток в жизни каждого человека. Одной из основных целей в этот период.
Патриотическое воспитание дошкольников: цели и задачи
Патриотическое воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к родному дому, семье, родной природе, культурному достоянию своего.
Проект по формированию основ ЗОЖ «Мы — за здоровье» в средней группе
Актуальность: В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные.
Развитие мелкой моторики рук у дошкольников: цели и задачи. Развивающие пособия
Работая с детьми дошкольного возраста, я сталкиваюсь с такими проблемами детей, как слабое развитие кисти рук, слабое запоминание цвета,.
Занятие по формированию основ ЗОЖ «Доктор Айболит в гостях у детей»
Занятие «Доктор Айболит в гостях у детей» Цель: закрепить и обобщить знания детей о профилактике и способах лечения простуды, о пользе витаминов.
Конспект занятия по формированию основ ЗОЖ
Создание условий для здорового образа жизни в МБДОУ «Детский сад № 23 г. Владивосток»Из опыта работы воспитателя Лабец Людмилы ФедоровныЦели.
Занятие-беседа по формированию основ ЗОЖ «Глаза — помощники человека»
Занятие – беседа «Глаза – главные помощники человека». Ребята, как правильно мыть лицо и руки? (повторение). Давайте вспомним какие органы.
Источник
Осокина Людмила Петровна
Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка
Доклад к педсовету
на тему:
«Полноценное физическое развитие
и здоровье ребенка»
воспитателя МК ДОУ д/с № 15 «Ромашка»
Осокиной Л. П.
2013 г.
«Я не боюсь еще и еще раз повто-рить:
забота о здоровье – это важнейший
труд воспитателя. От жизнерадост-ности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, ум-ственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
В. А. Сухомлинский
Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это осно-ва формирования личности.
Что же такое здоровье? Обратимся к словарю русского языка С. И.Ожегова: “Правильная, нормальная деятельность организма”. В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье — это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и пол-ное физическое, психическое и социальное благополучие. Именно поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспек-те.
Согласно исследованиям специалистов, 75 % болезней взрослых за-ложены в детстве. Если двадцать пять лет назад рождалось 20-25 % ослабленных детей, то сейчас число “физиологически незрелых” ново-рожденных утроилось. Каждый четвертый ребенок дошкольного возраста болеет в течение года более четырех раз (данные Т. Я. Чертюк, З. С. Мака-ровой, М. Н. Беловой, Б. Н. Капустян и др.). Только 10 % детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Среди отстающих детей 85-90 % отстают не из-за лени или недоразвитости, а вследствие плохого состояния здоровья.
По статистике, каждый четвертый больничный лист выдается по уходу за больным ребенком. Таким образом, детская заболеваемость ска-зывается не только на состоянии здоровья ребенка, но и наносит значи-тельный ущерб трудовым ресурсам страны. А из больных детей выраста-ют взрослые, подверженные простудам и другим, более серьезным забо-леваниям.
В чем же причины повышенной заболеваемости?
Сегодня модным стало слово «гиподинамия». Многие понимают его упрощенно — как недостаток движения. Но это не совсем верно. Гиподи-намия — своеобразная болезнь,определение которой звучит довольно угрожающе: «Нарушение функций организма (опорно-двигательного ап-парата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении дви-гательной активности».
Исследования свидетельствуют о том, что современные дети в большин-стве своем испытывают “двигательный дефицит”, то есть количество дви-жений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не сек-рет, что и в детском саду, и дома дети большую часть времени проводят в статичном положении (за столами, у телевизора и т. д.). Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утом-ление. Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскосто-пие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы, то есть усугубляет неблаго-приятное влияние гипокинезии. Гипокинезия, вызывая развитие обменных нарушений и избыточное отложение жира, способствует заболеванию де-тей ожирением. Так, по данным большинства исследований, 30- 40 % наших детей имеют избыточный вес. У таких детей чаще регистрируются травмы, в 3-5 раз выше заболеваемость ОРВИ.
Таким образом, интенсивность физического развития детей, их здоровье за-висит от двигательной активности.
В последние десятилетия все большее внимание ученых привлекает проблема детских стрессов, которые влекут за собой различные нервные расстройства и повышенную заболеваемость. Детские стрессы — это след-ствие дефицита положительных эмоций у ребенка и отрицательной психо-логической обстановки в семье, излишнего шума и нервозности в детском учреждении (из-за переполненности групп, “заорганизованности” воспита-тельно-образовательного процесса, отсутствия гибких режимов дня и ра-ционального чередования умственной нагрузки с физическими упражне-ниями, отдыхом и так далее. Известный физиолог Н. М.Щелованов писал: “Эмоции не только составляют наиболее ценное психологическое содер-жание жизни ребенка, но и имеют важное физиологическое значение в жизнедеятельности организма”. Таким образом, детские стрессы наруша-ют нормальное течение физиологических процессов, что неизбежно ведет к ухудшению здоровья ребенка (М. Ю. Кистовская, П. К. Анохин, Л. З. Неве-рович и др.).
Ребенок конца XX века, по мнению академика Н. М. Амосова,стал-кивается с тремя пороками цивилизации: накапливанием отрицательных эмоций без физической разрядки, перееданием и гиподинамией. Два по-следних обстоятельства, по мнению ученых, ведут к акселерации — уско-ренному развитию организма ребенка, и в первую очередь, увеличению роста и веса тела. Внутренние же органы в своем развитии отстают от ро-ста, поэтому возникают различные заболевания и отклонения.
Общепринятая система физического воспитания практически не мо-жет решить данные проблемы,так как:
не учитывает конкретных условий детских учреждений в разных ре-гионах России;
не предусматривает дифференцированного подхода к детям в соот-ветствии с их индивидуальными способностями и здоровьем;
не реализует потребности детей в движении и др.
Слабый медицинский контроль за состоянием здоровья и физическо-го развития детей (из-за нехватки врачей и среднего медицинского персо-нала) также не обеспечивает должного уровня системы физического воспи-тания дошкольников.
Основными задачами детского сада по физическомувоспитанию дошкольников являются:
охрана и укрепление здоровья детей;
формирование жизненно необходимых двигательных умений и навы-ков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями, разви-тие физических качеств;
создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
воспитание потребности в здоровом образе жизни;
обеспечение физического и психического благополучия.
Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания
Таким образом, триаду здоровья составляют рациональный режим, закаливание и движение. Причем, чтобы обеспечить воспитание здорового ребенка,работа в детском учреждении должна строиться в следующих направлениях:
создание условий для физического развития и снижения заболевае-мости детей;
воспитание здорового ребенка совместными усилиями детского сада и семьи.
Для полноценного физического развития детей, реализации потреб-ности в движении в дошкольном учреждении должны быть созданы опре-деленные условия.
Так, в группе должно быть выделено достаточно места для активно-го движения, физкультурных пособий, спортивных комплексов и тренаже-ров. Желательно оборудовать специальное помещение для физкультурных занятий, разместить в нем гимнастические стенки с наборами приставных досок и лестниц, разновысотные бумы и скамейки, дуги, кубы, мишени, мелкий спортивный инвентарь и игрушки. Все это повышает интерес детей к физкультуре, развивает жизненно важные качества, увеличивает эффек-тивность занятий, позволяет малышам упражняться во всех видах основ-ных движений в помещении.
На участке детского сада желательно оборудовать физкультурную площадку с зонами для подвижных и спортивных игр, беговыми дорож-ками, “полосами препятствий” (бумы, рукоходы, дуги, балансиры, мише-ни для попадания в цель, ямы для прыжков в длину и др., гимнастиче-скими стенками, комплексами из канатов, шестов, веревочных лестниц и т. д.
В целях оздоровительной и лечебно-профилактической работы с детьми полезно приобрести (по возможности) тубусный и “маячный” кварц, аппарат УВЧ, ингалятор, лампу “Соллюкс”, аппарат “Здоровье“.
Гармоническому физическому и полноценному психическому разви-тию ребенка способствует гибкий режим дня. Причем, понятие “гибкий режим дня”следует рассматривать в 3-х аспектах:
динамичный режим дня для детей;
гибкий график работы воспитателей, специалистов и всего обслужи-вающего персонала;
разная длительность пребывания детей в группе.
Режим дня для детей предусматривает их разнообразную деятель-ность в течение всего дня в соответствии с интересами и потребностями, с учетом времени года, возраста детей, а также состояния их здоровья. Та-кой режим дня обеспечивает жизнеспособность и функциональную дея-тельность различных органов, создает условия для своевременного и пра-вильного физического и полноценного психического развития, дает воз-можность педагогам раскрыть индивидуальные особенности и творческий потенциал каждого ребенка. Таким образом, суточный режим и по-строенный на его основе распорядок дня — конструкция гибкая, динамич-ная. В каждом детском саду она может быть откорректирована в зависи-мости от условий и особенностей детей, однако время основных компонен-тов режима дня должно оставаться неизменным.
Ежедневно во всех возрастных группах должно быть предусмотрено несколько форм физического воспитания детей: утренняя гимнастика на воздухе или в зале, разнообразные подвижные игры в течение всего дня, закаливающие процедуры, занятия физкультурой и плаванием (при нали-чии бассейна, что позволяет обеспечить необходимую двигательную ак-тивность детей в течение всего дня, рационально распределить ин-теллектуальную нагрузку дошкольников.
Обеспечить воспитание здорового ребенка можно только при условии содружества медицины и педагогики, четко организованного медико-педагогического контроля,в который входит:
медицинское обследование состояния здоровья и физического разви-тия детей, определение на его основе мер по улучшению данной работы;
медико-педагогические наблюдения за методикой физвоспитания и закаливания детского организма, за физиологической реакцией детей, со-ответствием нагрузки их возрастным и индивидуальным возможностям;
санитарно-педагогический надзор за местами, где проводятся физ-культурные занятия и закаливающие процедуры, за гигиеническим состо-янием оборудования, пособий, одежды и обуви занимающихся детей.
Вся работа по физическому воспитанию детей должна строиться с учетом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья.
Особое внимание в режиме дня следует уделять проведению закали-вающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействуют созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. Поэтому важна система закаливания, предусматривающая разнообразные формы и методы, а также изменения в связи с временами года, возрастом и индивидуальными особенностями со-стояния здоровья детей. Это обеспечивает постепенное увеличение мер воздействия на организм ребенка не только в течение месяца, но и в тече-ние года, а также всего периода пребывания детей в детском саду.
Закаливание будет эффективным только тогда, когда оно обеспечивает-ся в течение всего времени пребывания ребенка в яслях или детском саду.Для этого необходимы:
четкая организация теплового и воздушного режима в помещении (“температурная” гигиена);
рациональная, неперегревающая одежда детей;
соблюдение режима прогулок во все времена года (4-5 часов в день при t° воздуха до 15-20°);
сон при открытых фрамугах;
гигиенические процедуры (умывание и обливание рук до локтя про-хладной водой, полоскание рта кипяченой водой комнатной температуры с добавлением лекарственных трав и др.);
хождение босиком в группе (при температуре пола + 18°) и занятия босиком утренней гимнастикой и физкультурой;
Можно организовать и специальные меры закаливания:
воздушные ванны в сочетании с физическими упражнениями и ходь-бой по гальке.
Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседнев-ной жизни является прогулка. Для того, чтобы она действительно давала эффект, необходимо менять последовательность видов деятельности детей на прогулке, в зависимости от характера предыдущего занятия и погод-ных условий. Так, в холодное время года и после занятия, на котором де-ти сидели, прогулка начинается с пробежки, подвижной игры; в теплое время или после физкультурных и музыкальных занятий — с наблюдения, спокойных игр и т. д. Необходимо учить воспитателей определять при-знаки утомления у детей по окраске кожи, выражению лица, частоте ды-хания, появлению потливости и своевременно регулировать характер их деятельности, переключая на более спокойный или, наоборот, интенсив-ный. Причем, для того, чтобы дети не перегревались и не простуживались, следует организовывать выход на прогулку подгруппами, а ее дли-тельность регулировать индивидуально, в соответствии с возрастом, со-стоянием здоровья и погодными условиями.
Функциональному совершенствованию детского организма, повы-шению его работоспособности, развитию защитных сил по отношению к неблагоприятным факторам внешней среды способствуют физическиеупражнения на свежем воздухе в различных формах: утренняя гимна-стика, физкультурные занятия, спортивные игры и развлечения. Причем, на каждые две недели желательно иметь 3-4 комплекса физическихупраж-нений на воздухе:
для хорошей погоды (по сезону);
на случай сырой погоды;
на случай порывистого ветра.
Однако какой бы вариант физических упражнений ни был выбран, он обязательно должен включать оздоровительный бег, подвижные игры и свободную деятельность детей на спортивных снарядах и физкультур-ном оборудовании.
Безусловно, особое значение в воспитании здорового ребенка прида-ется развитию движений и физической культуры детей на физкультурных занятиях. Причем,в каждом возрастном периоде физкультурные занятия имеют разную направленность:
маленьким детям они должны доставлять удовольствие, научить их ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием, обучить приемам элементарной страховки;
в среднем возрасте — развить физические качества (прежде всего, выносливость и силу);
в старших группах — сформировать потребность в движении, раз-вить двигательные способности и самостоятельность и т. д.
Чтобы физкультурные занятия были эффективны,необходимы сле-дующие условия:
построение занятия в соответствии с задачами на данный период, ос-новными физиологическими принципами и уровнем подготовленности детей;
использование воспитателями разнообразных методических приемов и способов организации детей для выполнения упражнений с целью уве-личения их двигательной активности;
последовательность при обучении детей движениям, подбор и соче-тание нового материала с повторением и закреплением усвоенного, рас-пределение физической нагрузки на детский организм на протяжении все-го занятия;
развитие у детей физических и нравственно-волевых качеств лично-сти;
использование разнообразного спортивного инвентаря, музыкаль-ного сопровождения, повышающих эмоциональное состояние и актив-ность детей при выполнении упражнений.
Чтобы каждое физкультурное занятие проходило с высокой общей и моторной плотностью, необходимо один раз в месяц проводить совмест-ный медико-педагогический контроль.
В целях развитияиндивидуальных двигательных способностей детей хорошо использовать в вечернее время занятия различных секций по ин-тересам: волейбол и баскетбол, настольный теннис, флорбол, футбол, син-хронное плавание и др.
Вопросы воспитания здорового ребенка должны решаться в тесном контакте с семьей. В планировании и проведении такой работы большую помощь может оказать анкетирование в начале учебного года.
Такое анкетирование поможет воспитателям больше узнать о ребен-ке, его физическом развитии в семье, а также наметить наиболее важные и эффективные формы педагогической пропаганды.
Анализ анкетных данных приводит к выводу, что необходимо не только расширять знания родителей по вопросам воспитания здорового ребенка и продолжению работы дома, но и учить проведению основных физкультурно-оздоровительных мероприятий через разнообразные семи-нары-практикумы, занятия спортклубов типа “Папа, мама и я — спортив-ная семья”, смотры работы с детьми и т. д. Причем, в подготовке таких ме-роприятий должны участвовать заведующий и врач, старшая медсестра и воспитатель-методист, инструктор по физкультуре и плаванию, шеф- по-вар и т. д.
Одной из эффективных форм проведения занятий с родителями яв-ляются вечера вопросов и ответов, на которых в оживленной, интересной беседе родители имеют возможность высказать свое мнение, поделиться опытом, получить исчерпывающий ответ от специалистов. Причем, на та-ких мероприятиях имеет смысл обсуждать не только вопросы физического воспитания детей в семье, но и то, как повысить, по мнению родителей, эффективность данной работы и снизить детскую заболеваемость в до-школьном учреждении. Все это повышает авторитет дошкольного учре-ждения и обеспечивает тесный контакт и хорошие взаимоотношения с ро-дителями.
Эффективность работы по физическомувоспитанию детей может быть оценена по следующим направлениям:
перемена группы здоровья на более высокую;
уровень физического развития детей по местным стандартам;
выполнение основных движений: качественные и количественные ха-рактеристики по возрасту;
физические качества и способности (по тестам).
Источник