Задачи развитие ребенка с нарушением слуха

Задачи развитие ребенка с нарушением слуха thumbnail

Список литературы

1. Боскис, Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха: кн. для учителя / Р. М. Боскис. – М. : Просвещение, 1988. – 125 с.

2. Волкова, К. А. Методика обучения глухих детей произношению: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Сурдопедагогика» / А. К. Волкова, В. Л. Казанская, О. А. Денисова. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 224 с.

3. Зикеев, А. Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Г. Зикеев. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 200 с.

4. Лёве, А. Развитие слуха у неслышащих детей: История. Методы. Возможности / А. Лёве; пер. с нем. Л. И. Родченко, Н. М. Назаровой. – М. : «Академия», 2003. – 224 с.

5. Методика преподавания русского языка в школе глухих: учеб. для студ. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л. М. Быковой. – М. : ВЛАДОС, 2002. – 400 с.

6. Назарова, Л. П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха: учеб. пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений / Л. П. Назарова. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 288 с.

7. Носкова, Л. П. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха: учебное пособие для вузов / Л. П. Носкова, Л. А. Головчиц. – М. : ВЛАДОС, 2004. – 334 с.

8. Развитие устной речи у глухих школьников: метод. пособие / авт.-сост. Е. П. Кузьмичева и др. – М. : Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. – 125 с.

9. Рау, Ф. Ф. Методика обучения произношению в школе глухих: пособие для учителей / Ф. Ф. Рау, Н. Ф. Слезина. – [Электронный ресурс] – режим доступа : https://pedlib.ru/Books/3/0108/3_0108-1.shtml.

10. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. Е. Г. Речицкой. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – С. 553-600.

11. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Л. В. Андреева; под науч. ред. Н. М. Назаровой, Т. Г. Богдановой. – М. : Изд. центр «Академия», 2005. – С. 440-493.

1.8.Воспитание детей с нарушениями слуха

Целью воспитанияявляется все­стороннее, гармоничное развитие личности ребенка, воз­можно более полная его самореализация.

Задачи воспитания:

– мировоззренческая подготовка, помощь детям в построе­нии их отношений к миру, с миром, к себе в мире, в определении своего места в жизни;

– приобщение учащихся к культурным ценностям стра­ны и мира, формирование потребности в дальнейшем духовном совершенствовании;

– развитие творческих способностей ребенка в различных сферах деятельности;

– воспитание уважения к труду и формирование потреб­ности в труде, развитие качеств и способностей, важных для осуществления разнообразной трудовой деятель­ности;

– формирование личности, гуманной во всех отношениях с окружающим миром;

– развитие гражданской и социальной ответственности человека, воспитание уважения к закону;

– развитие способности к рефлексии, самооценке и регу­ляции своего поведения, чувства собственного достоин­ства;

– воспитание потребности в здоровом образе жизни;

– развитие способности жить полноценной счастливой жизнью, иметь хорошую семью.

Принципы воспитания – основополагающие идеи, оп­ределяющие содержание, методы, общее направление вос­питания и стиль взаимодействия субъектов данного про­цесса. В современной сурдопедагогике основополагающими идеями являются общепедагогические принципы гуманистического воспитания:

– принцип природосообразности воспитания;

– культуросообразность воспитания;

– гуманизация воспитания и ценностно-смысловое равенство, сотрудничество воспитателя и ребенка;

– откры­тость, демократизация воспитательной системы;

– единство воспитательных воз­действий школы, внешкольных организаций;

– широкое участие родителей, об­щественности в воспитательной работе.

Значимы и известные сурдопедагогические принципы, идеи которых разра­ботаны в трудах отечественных ученых Л. С. Выготского, А. И. Дьячкова, С. А. Зыкова, М. И. Никитиной, Ф. Ф. Рау и др.

1. Принцип развивающего воспитания, учета потенциальных возможнос­тей ребенка, здоровых сил организма, веры в перспективы развития каждого школьника и его социализацию.

2. Деятельностный подход в воспитании. Личность как субъект воспита­ния формируется в разных формах организованной коллективной деятельнос­ти при творческом отношении ребенка к действительности.

Читайте также:  Леонтьев теория развития психики ребенка краткое содержание

3. Коррекционная направленность воспитательного процесса предполага­ет преодоление нарушений в развитии ребенка во внеурочной деятельности.

4. Дифференцированный, индивидуальный подход с учетом возрастных, личностных особенностей школьников, структуры дефекта.

5. Принцип открытости воспитательной системы и интеграции ребенка с нарушением слуха для адаптации в обществе, расширения его социальных связей.

Источник

Задачи развитие ребенка с нарушением слуха

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха ре­шаются задачи развития, воспитания и обучения глухих и сла­бослышащих дошкольников. На современном этапе развития педа­гогики совокупность и единство этих процессов рассматриваются как целостный процесс дошкольного образования, основным усло­вием которого является общий подход к организационным формам воспитания и обучения, а также отбору содержания (А. Г. Асмолов, Р. Б. Стеркина и др.).

Основной задачей дошкольного образования детей с нарушени­ями слуха является обеспечение всестороннего развития на основе коррекции имеющихся проблем.

Общеразвивающая и коррекционная работа с дошкольниками, имеющими нарушения слуха, должна быть направлена на преодоле­ние социальной недостаточности, социализацию ребенка, которую Л. С. Выготский рассматривал как процесс его «врастания в цивили­зацию». Учитывая общность основных закономерностей развития слышащих и детей с нарушенным слухом, прежде всего должна обес­печиваться целостность психического развития, становление базиса личностной культуры, означающего возможности ориентирования ре­бенка в предметах, природе, явлениях общественной жизни, общечело­веческих ценностях, в явлениях собственной жизни и деятельности.

Реализация такой задачи предполагает социальное развитие детей, обеспечение высокого уровня познавательной деятельности, форми­рование речи как средства общения и познания, личностное разви­тие дошкольников. Реализация этих направлений работы возможна только в процессе длительной систематической работы, ориентиро­ванной на обогащение общего развития, приобщение ко всему, что доступно слышащим детям, коррекцию отклонений в развитии до­школьников с нарушенным слухом. Эта работа составляет основу воспитания и обучения в дошкольных учреждениях и представле­на в различных разделах программы: физическое воспитание, игра, труд, изобразительная деятельность и конструирование, ознаком­ление с окружающим миром, развитие речи, развитие слухового восприятия и обучение произношению, формирование элементар­ных математических представлений, музыкальное воспитание. Каж­дый из этих разделов играет большую развивающую роль, а в со­вокупности обеспечивают решение общеразвивающих задач.

Проведение работы по этим разделам не только обогащает общее развитие ребенка, приближая его к развитию нормально слышащих детей, но и создает базу для коррекционной работы, так как каждый из разделов содержит специальные задачи.

Преодоление специфических’ недостатков, обусловленных сни­жением слуха, делает особо важными коррекционные задачи. В со­ответствии с положением Л. С. Выготского о сложной структуре аномального развития ребенка рано возникшая глухота или туго­ухость обуславливает отклонения вторичного порядка, которые свя­заны с нарушением в речевом развитии. Отклонения в речевом раз­витии и связанные с этим нарушения общения обуславливают, в свою очередь, своеобразие в развитии познавательной деятельности, а также в личностном развитии. Преодоление отклонений в разви­тии детей связано со всей системой работы дошкольного учрежде­ния и направлено в первую очередь на коррекцию вторичных от­клонений — развитие речи и общения. Важными компонентами этой работы являются специфические разделы: развитие слухового вос­приятия и обучение произношению. Работа по развитию речи про­водится на специальных занятиях. Задачи формирования речи так­же включены во все разделы программы. Помимо формирования речи, обучения произношению и развития слухового восприятия в дошкольных учреждениях решаются и другие проблемы, связан­ные с наличием особенностей в развитии познавательной деятель­ности, со своеобразием формирования игровой, изобразительной деятельности и т. д.

Решение коррекционных задач наряду с общеразвивающими должно обеспечить полноценное развитие дошкольника со снижен­ным слухом и стать основой его подготовки к школьному обучению.

Принципы воспитания и обучения — это исходные положения, определяющие характер деятельности педагога и детей. В воспи­тании и обучении дошкольников с нарушенным слухом использу ется система дидактических принципов, характерных для воспита­ния детей дошкольного возраста: научность, систематичность вос­питания и обучения, доступность, наглядность, активность и само­стоятельность в усвоении знаний, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, связь обучения с жизнью. Ведущие дидактичес­кие принципы лежат в основе организации процесса воспитания и обучения плохослышащих детей и реализуются в практике с учетом коррекционной направленности этого процесса.

Читайте также:  Диагностика развития личности ребенка в образовательном процессе педагогика

Помимо общедидактических принципов выделяются специфи­ческие принципы, определенные с учетом особенностей развития дошкольников с недостатками слуха, характером содержания рабо­ты с ними (Н. И. Белова, Б. Д. Корсунская, Л. П. Носкова и др.). Эти принципы учитывают основные подходы и требования к обу­чению, используемые в дефектологии (В. А. Лапшин, Б. П. Пуза­нов). Определение специфических принципов дошкольного воспи­тания также связано с разработкой теории и практики воспитания и обучения глухих и слабослышащих детей школьного возраста (С. А. Зыков, Р. М. Боскис, Ф. Ф. Pay и др.). Можно выделить сле­дующие основные принципы, положенные в основу воспитания и обучения дошкольников с нарушениями слуха.

1. Генетический принцип,основанный на учете последовательно­ сти возникновения и развития психических функций и новообразо­ваний в онтогенезе. Реализация этого принципа позволяет учесть
общие закономерности развития применительно к дошкольникам с нарушенным слухом, построить модель коррекционно-развивающего обучения, ориентированного на учет сензитивных периодов в
развитии психических функций.

2.Принцип развивающего обучения.В основу содержания вос­питания и обучения положены ориентация на здоровые силы ребен­ка и обеспечение соответствующего возрасту уровня психического
развития. Своеобразие спонтанного развития ребенка, невозмож­ность самостоятельно овладеть познанием некоторых сторон жиз­ни, недостаточное участие в этом процессе родителей могут приве­сти к тому, что уровень психического развития ребенка по мере его взросления будет отставать от возрастной нормы. Многие дети, по­ступающие в детские сады в четыре-пять лет, оказываются педагоги­чески запущенными. Поэтому принцип развивающего воспитания и обучения связан с необходимостью не только преодоления отстава­ния и нормализации развития, но и его обогащения, т. е. амплифи­кации развития.

В дошкольном учреждении должны быть созданы условия, на­правленные на максимальную реализацию возможностей ребенка. Определение индивидуальных возможностей плохослышащего ребенка возможно только при активном участии педагогов, которые направляют («ведут») развитие ребенка, выявляют его потенциаль­ные возможности, «зону ближайшего развития».

3. Принцип коррекционной направленности воспитания и обуче­нияявляется одним из ведущих принципов воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии. Данный принцип пронизывает все звенья воспитательно-образовательного процесса. Коррекционная направленность воспитания и обучения предполагает индиви­дуально-дифференцированный подход к ребенку, построенный на учете структуры и выраженности нарушений ребенка, выявлении его потенциальных возможностей. Своеобразие развития детей с недостатками слуха, прежде всего нарушение речевого развития и связанного с ним общения, обуславливает необходимость проведе­ния систематической коррекционой работы.

В содержании обучения выделяются специфические разделы, не­сущие основную коррекционную нагрузку: развитие речи, развитие слухового восприятия и обучение произношению. Задачи этих раз­делов работы связаны с преодолением наиболее тяжелых послед­ствий отсутствия или нарушения слуха и направлены на формиро­вание устной и письменной речи, развитие речевого и неречевого слуха, навыков восприятия речи. Конечной целью этой работы яв­ляется формирование речи как средства коммуникации, использо­вание которой даст возможность ребенку общаться во взрослыми и детьми.

Корреционная направленность воспитания выражается также в использовании специфических средств для развивающей и кор­рекционной работы. В целях развития слухового восприятия, ак­тивизации остаточного слуха широко используется звукоусилива­ющая аппаратура коллективного и индивидуального назначения. Ее применение способствует развитию навыков восприятия речи, улучшает качество устной речи, расширяет ориентирование ре­бенка в мире звуков. В обучении детей широко используется опо­ра на сохранные анализаторы: зрительный, двигательный, осяза­тельный.

Помимо содержания воспитания, коррекционная направленность отражена и в формах работы с детьми: использовании фронтальных, подгрупповых, занятий малыми группами (по 2—3 ребенка), инди­видуальных. Формы организации зависят от состава группы, струк­туры нарушений и личностных особенностей каждого ребенка. Важ­ным условием реализации данного принципа является раннее начало коррекциониой работы.

4. Деятельностный принцип.Психическое развитие дошкольни­ка осуществляется в деятельности. Через разные ее виды ребенок познает окружающий мир, расширяет и углубляет способы ориен­тирования в нем, постигая социальную сферу жизни человека, оп­ределяя взаимоотношения с другими людьми. Развитие психики связано с ведущей деятельностью, т. е. той, в которой формируются психологические процессы, от которых зависит личностное разви­тие ребенка на данном этапе (А. Н. Леонтьев). Поэтому в содержа­нии воспитания на разных этапах выделяются ведущие виды дет­ской деятельности, определяется их развивающее и коррекционное значение, направленность на развитие универсальных человеческих способностей. Процесс развития и воспитания ребенка раннего и дошкольного возраста связан с предметной, игровой, изобразитель­ной, конструктивной деятельностью, элементарной трудовой.

Читайте также:  Игрушки и творческое развитие ребенка

Работа по различным разделам предполагает связь с деятельно­стью ребенка, ее использование для решения общеразвивающих и коррекционных задач. Большое значение имеет деятельностный принцип в процессе развития речи (С. А. Зыков, Б. Д. Корсунская, Л. П. Носкова). В игре и других видах детской деятельности созда­ются оптимальные условия для овладения пониманием и исполь­зованием речевых средств в реальных условиях коммуникации. В соответствии с деятельностным принципом речь также рассмат­ривается как деятельность с присущей ей структурной организа­цией (Л. П. Носкова).

5. Принцип учета степени выраженности и структуры наруше­ния.Группа глухих и слабослышащих дошкольников характери­зуется большой разнородностью по состоянию слуха, речи, уровню интеллектуального развития. Дифференцированный принцип пред­полагает учет структуры нарушений при организации воспитания и обучения дошкольников с нарушениями слуха. Прежде всего в соответствии с этим принципом при воспитании и обучении глухих и слабослышащих детей используются разные программы, в кото­рых определены различные требования по развитию речи, слухово­го восприятия и обучению произношению.

Дифференцированный принцип реализуется и применительно к формам обучения: в составе группы для слабослышащих или глу­хих могут быть выделены две подгруппы детей с разным состояни­ем речи, что позволяет в большей степени учитывать их возможно­сти и темпы речевого развития.

Уровень интеллектуального развития детей, наличие у некото­рых из них сложной структуры нарушений развития, когда помимо снижения слуха имеются и другие первичные нарушения (напри­мер, задержка психического развития, умственная отсталость, на­рушения поведения), делают целесообразным дифференцированный подход к их воспитанию. В детском саду могут быть организованы специальные группы, обучение детей в которых строится с учетом сложной структуры нарушений.

6. Принцип формирования речевого общения.Данный принцип предполагает обучение языку по принципу формирования речево­го общения (С. А. Зыков, Л. П. Носкова и др.). Этот принцип свя­
зан с необходимостью формирования у детей потребности в рече­вом общении, овладением необходимыми речевыми средствами, обслуживающими потребности коммуникации, создание слухо-речевой среды, обеспечивающей возможности речевой практики в раз­личных условиях. Происходит формирование разных форм речи, в первую очередь устной, в наиболее полной мере отвечающей зада­чам общения. Письменная форма речи предполагает прежде всего овладение чтением и письмом.

В качестве вспомогательного средства, способствующего лучше­му овладению структурой слова, ускорению темпов обучения чте­нию, в детских садах для глухих используется дактилология.

Принцип коммуникативной направленности реализуется преж­де всего в программе по развитию речи, а также во всех видах дет­ской деятельности. Он полностью пронизывает коррекционно-вос-питательную работу.

7. Принцип развития слухового восприятияпредполагает мак­симальное развитие остаточного слуха в процессе использования звукоусиливающей аппаратуры индивидуального и коллективного использования. Развивающееся слуховое восприятие создаетлучшую сенсорную базу для ориентирования в звуках окружаю­щего мира. Особенно важно подчеркнуть, что данный принцип связан с расширением возможностей слухо-зрительного воспри­ятия речи окружающих. Развитие слуха создает основу для овла­дения произносительной стороной устной речи. В связи в большой значимостью работы по развитию слухового восприятия и обучению произношению эта работа выделена в специальный раз­дел и проводится как на фронтальных, так и на индивидуальных
занятиях. Важнейшим условием ее четкой организации являетсяправильное использование звукоусиливающей аппаратуры кол­лективного назначения и индивидуальных слуховых аппаратов.
Аппаратура коллективного назначения используется на фронталь­ных и подгрупповых занятиях, индивидуальные аппараты — на не­которых фронтальных занятиях (музыкальных, физкультурных), во время свободной деятельности, в режимные моменты. Постоянноеиспользование звукоусиливающей аппаратуры является необхо­димым компонентом слухо-речевой среды, организация которой имеет важное значение для формирования речи и мотивированно­го общения.



Источник