Задачи психологической диагностики развития ребенка

Задачи психологической диагностики развития ребенка thumbnail

(ПРАКТИКУМ) ПОДГОТОВКА МАТЕРИАЛА

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

Понятие психолого-педагогической диагностики

Успешность обучения, воспитания и социализации ребенка зависит от правильной оценки его возможностей и особенностей развития. Эту задачу решает комплексная психолого-педагогическая диагностика. Она помогает выявить особенности и нарушения развития, определить оптимальный педагогический и образовательный маршрут, обеспечить индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка, в зависимости от типа его развития.

Психологическая диагностика

Предмет

Цель

Индивидуальные психологические особенности человека.

Распознание, оценка и измерение индивидуальных особенностей личности

Основные задачи

Этапы разработки и применения методов диагностики

Конструирование и апробация диагностических методик. Выработка правил проведения диагностического обследования. Разработка способов обработки и интерпретации диагностических данных.

Постановка проблемы. Формулировка гипотезы. Выбор методов для проверки гипотезы. Интепретация полученных данных и постановка психологического диагноза.

Психологическая диагностика   – это область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека.

Целью психодиагностики является установление психологического диагноза как заключения об актуальном состоянии психологических особенностей личности и прогнозе их дальнейшего развития. Если рассматривать систему обучения детей, то психодиагностику следует считать важнейшим средством обеспечения “обратной связи”, т.е. средством информационного обеспечения педагогического процесса. В этой логике любое педагогическое воздействие должно начинаться со сбора психодиагностичекой информации (для того, чтобы осуществить обоснованный выбор наиболее адекватного воздействия) и завершаться повторным психодиагностическим обследованием (для сравнения реального и желательного результата воздействия).

Психолого-педагогическая диагностика   – это изучение личности школьника в процессе реализации индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании с целью его оптимизации и создания наиболее эффективных условий развития ребенка.

Объектом психолого-педагогической диагностики являются все компоненты педагогического процесса: педагог, учащиеся, используемые педагогические средства, действенность форм организационного педагогического процесса.

Предметом психолого-педагогической диагностики выступают индивидуальные особенности развития и воспитания школьников.

Задачи психолого-педагогической диагностики  .

Условно все задачи, возникающие во взаимодействии педагога и психолога в школе, можно разделить на психолого-педагогические и психологические

Можно выделить следующие типовые задачи психолого-педагогической диагностики:

  1. выявление индивидуальных психолого-педагогических особенностей ребенка;
  2. разработка индивидуальных развивающих и коррекционных программ развития и обучения;
  3. оценка динамики развития и эффективности коррекционной работы;
  4. определение условий воспитания ребенка и специфики внутрисемейных отношений;
  5. помощь в ситуациях с затруднениями в учебе;
  6. профессиональное консультирование и профессиональная ориентация подростков;
  7. решение проблем социализации и личностного развития.

К основным принципам психолого-педагогической диагностики   относят:

  • Принцип комплексного подхода к изучению человека;
  • Принцип единства диагностики и коррекции, учета зон актуального и ближайшего развития ребенка;
  • Принцип личностного подхода;
  • Принцип деятельностного подхода, учета ведущей деятельности ребенка;
  • Принцип динамического изучения ребенка, оценки динамики его развития;
  • Принцип качественно-количественного подхода при анализе данных.

Основные этапы психолого-педагогической диагностики  .

Этап 1. Изучение запроса (жалобы, вопроса, сомнения). Здесь же определяется создаются общие представления об объекте психодиагностики и типе психодиагностической задачи.

Этап 2. Формулирование психодиагностической проблемы (перевод запроса на психологический язык).

Этап 3. Выдвижение гипотез (как главного звена методологической части программы психолого-педагогического обcледования).

Этап 4. Сбор дополнительной информации (изучение специальной литературы, опрос экспертов по имеющейся проблеме, анамнеза, изучение личного дела, проведение предварительных наблюдений, бесед).

Этап 5. Постановка основной диагностической задачи (или задач).

Этап 6. Выбор методики (методик).

Этап 7. Разработка процедуры обследования (способа организации и последовательности применения различных психодиагностических приёмов, графика намеченных мероприятий).

Этап 8. Проведение психодиагностического обследования (обследование может разбиваться на скрининговую, дифференцирующую и углубленную части).

Этап 9. Оценка, интерпретация полученных результатов по отдельным методикам, соотнесение “сырых” данных с соответствующими нормами.

Этап 10. Интегральный анализ результатов по всем полученным данным (упорядочивание всех сведений в единую систему).

Этап 11. Постановка диагноза.

Этап 12. Перевод диагноза на язык “заказчика”.

Этап 13. Построение общей формулы, структуры отчёта по результатам диагностического обследования.

Этап 14. Формулировка заключения, написание отчёта, психологического портрета.

Этап 15. Формулирование прогноза.

Этап 16. Рекомендации по дальнейшей работе с ребенком (определение комплекса причин и стратегий возможных психолого-педагогических воздействий).

Этап 17. Мониторинг изменений и диагностическое сопровождение психокоррекционной работы.

Центральным понятием для школьного психолога выступает – понятие социально-психологического статуса школьника. М.Р. Битянова определяет психолого-педагогический статус школьника (ППС)   как систему психологических характеристик ребенка или подростка. В рамках данной практико-ориентированной модели автор разделяет параметры школьной среды на две группы:

  1. первую группу составляют психолого-педагогические требования, которые школьная среда предъявляет ребенку (ППТ);
  2. вторую группу составляют особенности самого школьника, которые существенно влияют на успешность обучения и развития (ППС).

Психолого-педагогический статус школьника включает два типа характеристик:

  1. критериальные – они позволяют соотнести развитие важнейших психических сфер ребенка с различными нормативными показателями. По результатам диагностики могут быть установлены определенные проблемы обучения, поведения и личностного развития;
  2. констатирующие – позволяют выявить психологические особенности школьника учет которых необходим для создания полноценных условий обучения и развития.

психолого-педагогической карты школьника. Она заполняется как минимум четыре раза на протяжении школьного обучения в критические периоды школьной жизни и личностного развития. Основные 4 показателя, вошедшие в карту, сохраняются в течение всех обследований школьников, однако, в зависимости от этапа возрастного развития, приобретают различный диагностический “вес”.

Психолого-педагогическая карта школьника (М.Р. Битянова).

1. Особенности познавательной сферы.

1.1. Соотношение уровня развития когнитивных процессов и феноменов педагогическим требованиям (на данном этапе обучения в школе).

  • произвольность психических процессов;
  • развитие мышления;
  • сформированность важнейших учебных действий;
  • развитие речи;
  • развитие тонкой моторики руки.

1.2. Умственная работоспособность и темп умственной деятельности.

2. Особенности поведения и общения школьников.

2.1. Во взаимодействии со сверстниками.

2.2. Во взаимодействии с педагогами.

2.3. Соблюдение социальных, внутригрупповых и этических норм поведения.

2.4. Произвольная саморегуляция поведения.

2.5. Активность и автономность поведения.

3. Особенности мотивационно-личностной сферы.

3.1. Наличие и характер учебной мотивации.

3.2. Устойчивое эмоциональное состояние (уровень личностной тревожности).

4. Особенности системы отношений к миру и самому себе.

4.1. Отношения со сверстниками.

4.2. Отношения с педагогами.

4.3. Отношение к ведущей социальной деятельности (учебе).

4.4. Отношение к себе.

Система психолого-педагогической диагностики включает в себя три основные диагностические схемы:

  • диагностический минимум (скрининг);
  • первичная дифференциация нормы и патологии умственного развития;
  • углубленное психодиагностическое обследование.

Вопросы для самопроверки

  • Какие типы задач стоят перед психолого-педагогической диагностикой?
  • Определите место психолого-педагогической диагностики в психолого-педагогическом сопровождении ребенка.
  • Каким образом реализуется принцип единства диагностики и коррекции в практической деятельности психолога?
  • Дайте характеристику психолого-педагогической диагностики как системы профессиональной деятельности психолога.
  • Определите основные показатели, входящие в характеристику психолого-педагогического статуса школьника (ППС).
  • В чем отличие диагностического минимума от углубленного психологического исследования. На каких этапах диагностической работы они используются?

Источник

Задачи психологической диагностики развития ребенка

Психологическая диагностика детей дошкольного возраста

  Психологическая диагностика — одно из важных направлений работы практического психолога. Она даёт возможность собрать информацию об индивидуальных особенностях развития ребёнка, отследить динамику его психического состояния с целью осуществления индивидуального подхода в образовательном процессе, выстраивания коррекционно-развивающих занятий.

   Педагогом-психологом предпринята попытка в разработке индивидуальных и групповых диагностик, которые за непродолжительное время позволили бы получить данные об эмоциональном, познавательном, коммуникативном и личностном развитии детей разных возрастов.

   В материалах печатных и электронных изданий можно найти диагностики для дошкольников, которые в основной массе представляют из себя отдельные тесты на исследование развития психических процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления, эмоционального состояния ребёнка, межличностных взаимоотношений. В практической деятельности педагога-психолога оказалось возможным использовать как индивидуальные, так и групповые формы обследования детей. При этом учитывался тот факт, что все диагностические методы, разработанные для дошкольников, должны предъявляться индивидуально или небольшим группам детей [1].  

     Начиная с 3-летнего возраста представляется возможным  проводить ежегодное изучение психоэмоционального состояния каждого ребёнка, развития психических процессов, коммуникативных навыков, познавательной деятельности  по системе диагностического минимума. При проведении диагностики используются такие методы, как метод теста, опроса, беседы, проективные методики и некоторые другие.

   Учитывая возрастные особенности детей 3-4 лет лучше проводить диагностику индивидуально. Для определения эмоционального состояния используется тест «Ладошки», который позволяет также определить знание детьми основных цветов. Для выяснения отношения к детскому саду применяется тест «Синоптик». Традиционные методики «Конструирование по образцу», «Коробка форм», «Пирамидка», «Разрезная картинка» позволяют определить уровень развития конструкторского мышления, восприятия, ориентации в пространстве. Они направлены на выявление у ребёнка его способности к самостоятельному планированию деятельности и её организации. Для определения уровня развития коммуникативных навыков используется авторский тест «Паровозик и вагончики». Взаимоотношения со взрослым  выясняются в ходе рассмотрения определённых ситуаций, которые могут произойти в данных  взаимоотношениях.

    Многие психодиагностические методики для дошкольников рассчитаны на индивидуальную работу, которая является достаточно трудоёмкой. В возрасте детей 4-6 лет представляется  возможным проведение групповой диагностики, особенно если в диагностике участвует большое количество респондентов. Групповые тесты, возникшие в начале ХХ столетия, были изначально направлены на оперативное решение поставленных практических задач и призваны достаточно быстро и надежно обеспечивать сбор данных об испытуемом для определения уровня развития психических процессов [1].

   Количество детей в группе при тестировании определяется предлагаемыми стандартами. Для 4—5 летнего возраста группа формируется из 4 человек, для 5—6 летнего возраста— из 8—10 человек [2].

  Для проведения групповой диагностики психологом были разработаны специальные диагностические карты.

     Психологическая диагностика детей дошкольного возраста

   Детям 4-5 летнего возраста предлагается определённым цветом раскрасить фигуры. Уровень внимания исследуется при помощи корректурной пробы, в которой респонденты при помощи элементарных действий добавляют детали к указанным в образце предметам. Память исследуется путём выбора из десяти картинок шесть, которые были названы психологом. 4 субтест направлен на выявление особенностей восприятия величин предметов. 6 и 7 субтесты диагностируют уровень развития мышления, способности детей выстраивать логические цепочки и классифицировать предметы.  Та же методика «Паровозик и вагончики» направлена на особенности развития коммуникативной сферы (5 субтест). Диагностика позволяет определить и отношение  ребёнка к посещению детского сада, его эмоциональное состояние, а также уровень развития мелкой моторики (9 субтест). Аналогичная диагностическая карта, но с более сложными заданиями разработана и для детей 5-6 летнего возраста. К названным субтестам добавляется задание на выраженность у ребёнка креативных качеств, развитие воображения.

Задачи психологической диагностики развития ребенка

      В ходе групповой мини—диагностики у психолога есть возможность отследить не только развитие у ребёнка определённых психических процессов, уровня развития коммуникативных навыков, особенностей эмоциональной сферы, но и определить выраженность волевой саморегуляции, умение планировать, организовать деятельность, степень самостоятельности при выполнении заданий.

   При интерпретации результатов групповой диагностики учитывается уровень выполнения задания. Но эта диагностика предполагает и обязательное сопоставление полученных данных у детей в группе. По результатам сравнительного анализа можно сделать окончательное заключение по поводу выраженности индивидуально-психологических качеств у каждого ребёнка.

    Кроме того, для ребят в возрасте 5- 7 лет разработана методика «Увлекательное путешествие». 

Задачи психологической диагностики развития ребенка

Данная методика проводится с целью диагностики личностных особенностей детей (потребностей, желаний, целей, нравственных установок), эмоционального фона, особенностей игровой деятельности, взаимоотношений с окружающими, наличий страхов и т.д., а также с целью психокоррекции эмоционального состояния, семейных взаимоотношений, коммуникативной сферы. В ней используются методика «Страхи в домиках», проективные, арт-терапевтические методики, методы незаконченных предложений, беседы. Дошкольник совершает виртуальное путешествие, пользуясь разработанной картой. Он останавливается на той или иной станции, отвечает на вопросы и выполняет определённые задания. В дополнении к этому он получает возможность раскрасить изображённые на карте объекты, что даёт возможность определить и уровень развития мелкой моторики.

    Надо отметить, что при проведении разных форм диагностик в обязательном порядке используется мотивационный компонент. Каждому субтесту предшествует маленькое вступление, которое вызывает интерес к выполнению задания. Во время прохождения диагностики несколько раз проводятся физкультминутки в виде игровых двигательных упражнений, пальчиковых игр, кинезиологических упражнений. В конце диагностической процедуры дошкольникам предлагается выразить своё отношение к проделанной работе, что говорит о включении в психодиагностику рефлексивных моментов.

  Таким образом, психодиагностика позволяет определить индивидуальные особенности личности ребёнка, её потенциальные возможности, выявить проблемы в развитии и наметить пути их решения. Результаты диагностики могут быть представлены воспитателям и родителям с целью организации деятельности с детьми по развитию и коррекции тех или иных процессов. Они могут сопровождаться рекомендациями и советами, а также мотивировать на проведение более углублённой диагностики и организацию психологом психокоррекционной работы.

Список источников и литературы

  1. Психологическая диагностика: Учебное пособие/ Под. ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой. М.: УРАО, 1997. URL: https://www.psi-test.ru/pub/psy-diagnos/oglav.html (дата обращения: 28.09.2017)
  2. Безруких М. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5-7,5 лет. URL: https://dob.1september.ru/article.php?ID=200200607 (дата обращения: 28.09.2017)
  3. Диагностика развития дошкольника. URL: https://sundekor.ru/referat/bystro/diagnostika-razvitiia-doshkolnika/ (дата обращения: 28.09.2017)

Источник

Как уже указывалось, психодиагностика нарушенного развития должна осуществляться в три этапа:

1) скрининг-диагностика;

2) дифференциальная диагностика;

3) углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка с целью разработки индивидуально-коррекционной программы.

На каждом этапе имеются свои специфические задачи и с каждым этапом связан круг проблем, характеризующих состояние современной психодиагностики.

Основными задачами скрининг-диагностики являются своевременное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития в популяции, в том числе и в условиях массовых образовательных учреждений, примерное определение спектра психолого-педагогических проблем развития ребенка.

Кроме того, скрининг-диагностика позволяет решать задачи, связанные с оценкой качества обучения и воспитания детей в образовательном учреждении: выявлять недостатки воспитательно-образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении, а также недостатки той или иной программы обучения и воспитания детей.

Проблема организации и проведения скрининг-диагностики в настоящее время решается по-разному. На практике встречается несколько вариантов. Например, педагоги, столкнувшись в своей работе с трудностями в обучении и воспитании ребенка, которые вызваны какими-то его особенностями, обращаются с запросом к психологу образовательного учреждения дать оценку этим особенностям и разработать соответствующие рекомендации к работе с таким ребенком.

В другом случае родители обращаются с запросом к психологу: дать оценку особенностей поведения или трудностей в воспитании ребенка и рекомендации по проведению воспитательно-образовательных мероприятий. Следует подчеркнуть, что таких обращений значительно больше в отношении детей старшего дошкольного возраста, так как именно этот возраст рассматривается как «подготовительный» к школе, и родители начинают замечать, что у ребенка имеются те или иные проблемы психологического плана

И, наконец, выявление детей с проблемами в развитии может осуществляться по результатам специально организованного скрининг-обследования. По форме проведения скрининг-обследование может быть индивидуальным или групповым. Этот подход наиболее соответствует современным требованиям к выявлению детей с нарушениями развития, но, к сожалению, используется нечасто.

Используемый при скрининге набор методик не всегда отвечает задачам скринингового исследования, профессиональная подготовка педагогов-психологов обычно бывает недостаточной для квалификации нарушения развития. Ведущей сегодня остается скрининговая диагностика «по обращению», которая не дает возможности обеспечить всестороннее изучение особенностей каждого ребенка и оказать психологическую и педагогическую помощь тем детям, которые в ней нуждаются. Таким образом, существует ряд проблем, характеризующих современное состояние скрининг-диагностики.

1. Несмотря на большое количество различных методик, применяемых при обследовании детей, существует явная недостаточность научно обоснованного и апробированного диагностического инструментария для применения в скрининг-обследованиях. Особенно это касается скрининговых обследований детей первых 3 лет жизни.

2. При разработке скрининг-диагностики очень сложной является разработка системы критериев, по которым возможно разграничение детей раннего и дошкольного возраста с нормальным темпом психического развития и нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

3. Важной проблемой при проведении скрининг-обследования являются эмоциональное состояние и личностные особенности испытуемых. Мотивация сотрудничества, реакции на успех и неудачу, самочувствие, негативный прошлый опыт и т.д. существенно влияют на качество выполнения заданий. Это создает существенные трудности, поскольку ограниченность во времени при скрининг-исследовании может не дать возможности получить необходимую информацию.

Дифференциальная диагностика направлена на определение типа нарушенного развития, именно по ее результатам определяется направление обучения ребенка и его организационные формы. Задачи дифференциальной диагностики следующие:

– разграничение степени и характера нарушений умственного, речевого и эмоционального развития ребенка;

– выявление первичного и вторичного нарушений и системный анализ структуры нарушения;

– оценка особенностей нарушений психического развития при недостатках зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата;

– определение и обоснование педагогического прогноза.

На основании этих данных определяются тип образовательного учреждения, программа обучения, организация коррекционно-педагогического процесса. Дифференциальная диагностика осуществляется психолого-медико-педагогической комиссией. Группа специалистов, проводящих диагностику, реализует комплексный подход к изучению ребенка с проблемами в развитии. Решение по итогам диагностики принимается коллегиально. Работа строится по определенной системе с учетом индивидуальных особенностей ребенка (организация и содержание деятельности ПМПК подробно представлены в главе 8).

В настоящее время существует круг проблем, связанных с дифференциальной диагностикой нарушенного развития.

Известно, что сходные психологические особенности наблюдаются у детей с разными типами (категориями) нарушенного развития. Например, недостатки речевого развития или пониженная обучаемость характеризуют практически всех детей с нарушениями развития. Специфических особенностей, определяющих каждый тип нарушенного развития, которые и могут служить критериями дифференциальной диагностики, известно значительно меньше (В. И. Лубовский). Это связано и с закономерностями аномального развития, и с тем, что в специальной психологии на сегодняшний день недостаточно научных исследований сравнительного характера. Осуществление таких научных разработок позволило бы существенно расширить возможности дифференциальной диагностики.

Другая проблема связана с практической деятельностью ПМПК. Сегодня не решены многие вопросы организационного характера, в частности создание сети постоянно действующих диагностических учреждений, вопросы кадрового обеспечения, ряд методологических и терминологических проблем.

Из числа методологических проблем следует особо выделить проблему разработки эффективных и надежных методик, позволяющих выполнять качественно-количественный анализ результатов психодиагностического изучения ребенка в целях дифференциальной диагностики.

Из терминологических проблем важнейшей является проблема четкого разграничения психолого-педагогической и медицинской терминологии, определение места медицинского и психолого-педагогического диагноза в деятельности ПМПК.

Углубленное психолого-педагогическое изучение детей с нарушением развития ставит своей целью разработку программ коррекции на основании результатов диагностики. Такое изучение требует времени и проводится в основном в образовательном, а иногда в консультативном учреждении. Конкретные задачи такого изучения, как правило, многообразны и специфичны для разных возрастных этапов. Среди них можно выделить такие, как:

– выявление индивидуальных психолого-педагогических особенностей ребенка;

– разработка индивидуальных коррекционных программ развития и обучения;

– определение условий воспитания ребенка, специфика внутрисемейных отношений;

– помощь в ситуациях с затруднениями в учебе;

– профессиональное консультирование и профессиональная ориентация подростков;

– решение проблем социально-эмоционального плана.

При решении этих задач существенную роль играет сочетание методов психологической диагностики (эксперимент, тесты, проективные методики) со специально организованным наблюдением и анализом продуктов учебной деятельности и творчества детей и подростков. Следует подчеркнуть, что до настоящего времени большинство специалистов в области психодиагностики ориентированы в основном на оценку уровня интеллектуального и речевого развития ребенка, на дифференциацию нарушений. Специалисты успешно констатируют недоразвитие или отсутствие той или иной функции, но недостаточно ориентированы на выявление позитивного потенциала, особенно позитивных личностных особенностей, на основе которых возможно решение познавательных, речевых, социально-личностных проблем ребенка. Но эффективность коррекционно-педагогического процесса определяется не только констатацией негативных факторов, но в первую очередь выявлением интеллектуального и личностного потенциала, на основе которого возможно построение системы индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка. Надо отметить, что некоторые из поставленных проблем только начали изучаться, например, вопросы профессиональной диагностики и профессионального консультирования подростков с нарушениями развития.

Итак, важнейшими задачами психолого-педагогической диагностики нарушенного развития являются:

– раннее выявление нарушений развития у детей;

– определение причин и характера нарушений;

– определение оптимального педагогического маршрута ребенка;

– выявление индивидуальных психологических особенностей ребенка с нарушениями развития;

– разработка индивидуальных программ развития и обучения.

Контрольные вопросы и задания

1. Каковы задачи психолого-педагогической диагностики на разных возрастных этапах?

2. Какими методологическими принципами необходимо руководствоваться при организации и проведении психолого-педагогической диагностики?

3. Какие современные представления о нарушениях развития у детей служат теоретико-методологической основой в психолого-педагогической диагностике?

4. Охарактеризуйте основные этапы психолого-педагогической диагностики.

Литература

Источник