Задачи по программе радуга для развития речи ребенка
Методическая работа
Диагностика
Диагностика “Развитие речи по программе Радуга”
Анализ полученных данных
Вторая младшая группа № _________
Задание № 1
Начало года | Конец года | ||
детей | % | детей | % |
Не искажает простое слово | |||
Искажает простое слово | |||
Не искажает сложные слова | |||
Искажает сложные слова |
Задание № 2
1.
Начало года | Конец года | ||
детей | % | детей | % |
1. Правильно закончили первые четыре предложения | |||
2. Не поняли задания и не закончили: | |||
– четыре предложения | |||
– три предложения | |||
– два предложения | |||
– одно предложение |
2.
Начало года | Конец года | ||
детей | % | детей | % |
Правильно употребили: | |||
три слова-названия детёнышей | |||
два слова | |||
одно слово |
Задание № 3
Начало года | Конец года | ||
детей | % | детей | % |
1. Правильно поняли содержание картинки | |||
2. Не поняли про что картинка | |||
3. Попытались самостоятельно рассказать о том, что изображено на картинке. При этом составили рассказ: | |||
– из 4-5 предложений | |||
– из 2-3 предложений | |||
– из 1 предложения | |||
4. Рассказывали, отвечая только на вопросы |
Диагностика детей второй младшей группы по развитию речи
Задание № 1
Используя картинку, воспитатель предлагает ребёнку: «Я буду произносить слова, которые мне нравятся, а ты повторяй их вслед за мной: шапка – жук – чайник – щётка – репа – рыба – лопата – сумка – пингвин – вертушка»
(Два последних слова дают представление о том, как ребёнок воспроизводит сложные слова со стечение согласных)
Набор слов рекомендован А.И. Максаковым
Задание № 2
Цель упражнений: проверить, как дети согласуют существительные с прилагательными и числительными (первые четыре предложения); как образуют существительные по аналогии (четыре последние фразы).
1. Воспитатель рассказывает, используя картинку, а ребёнок помогает ему, подсказывает нужное слово, заканчивает фразу.
«Мяу! – мяукнула мама-кошка, и к ней сразу же примчался один…? – котёнок (котёночек). За ним бегут остальные …? – котята (котятки).
Утка пересчитала своих…? – утят (утяток). Не досчиталась одного…? – утёнка (утёночка). Пошла искать его»
2. Закончи предложения: «У лисицы трое лисят. У волчицы четверо…? – волчат. У медведицы двое…? – медвежат. У барсучихи трое…? – барсучат».
Задание № 3. Что на картинке?
Воспитатель просит ребёнка рассказать, что он видит на картинке. Рекомендуем использовать цветные листы-вкладыши в книге: Гербова В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе. Сюжеты: «Дети кормят курицу и цыплят», «Едем в автобусе», «Играем с песком».
Анализ полученных данных
Фамилия, имя, возраст ребёнка ______________________
Задание № 1
Слова | Не искажает слово | Заменяет первый звук в слове на |
С, сь, ц з, ль, ш | Другие звуки | |
1. Шапка | ||
2. Жук | ||
3. Чайник |
Слова | Произносит слово правильно | Произносит слово с искажением (записать его) |
1. Пингвин | ||
2. Вертушка |
Задание № 2
1.
1. Правильно закончил первые четыре предложения |
2. Не понял задания и не закончил: |
– четыре предложения |
– три предложения |
– два предложения |
– одно предложение |
2.
Правильно употребил: |
– три слова-названия детёнышей |
– два слова |
– одно слово |
Задание № 3
1. Правильно понял содержание картинки |
2. Не понял про что картинка |
3. Попытался самостоятельно рассказать о том, что изображено на картинке. |
– из 4-5 предложений |
– из 2-3 предложений |
– из 1 предложения |
4. рассказывал, отвечая только на вопросы |
Диагностика детей средней группы по развитию речи
Задание 1. Проверить все ли дети правильно произносят звуки с, з, ц, ш, ж, ч, щ, р, л ( по любой известной методике)
Задание 2. Проверить слышит ли ребёнок звук в слове (на примере звука р)
Методика обследования
Воспитатель просит ребёнка сделать хлопок в ладоши, если в слове, которое он произнесёт, есть звук р.«Давай потренируемся. Рак. Есть в этом слове р? Значит надо сделать хлопок, вот так. Паук. Есть в слове паукзвук р? Значит, и хлопка не будет. Теперь работай без моей подсказки: лук … репка … рыба … молоко … ромашка … фиалка … берёза … липа … розовый … белый».
Задание 3.
Воспитатель просит ребёнка вслушаться в слова, которые он будет произносить: «Любит шалить – шалунья, любит петь – певунья». Предлагает ребёнку договорить слово: любит шалить …? – шалунья, любит петь …? – певунья, любит ворчать? …, любит плясать …? …, любит драться …? …
А любит спать …?
Задание 4.
Воспитатель показывает ребёнку картинку (Например, см.: Гербова В. Занятия по развитию речи в средней группе дс. – М.: Просвещение, 1983. – Приложение. Лист 2)
«Видишь собаку? – начинает разговор воспитатель. – Она большая? (В этом случае и далее просит ребёнка повторять вслед за ним слово, характеризующее собаку.) Красивая? – Красивая. Добрая? – Добрая. Сильная? – Сильная. Умная? – Умная. Нежная, заботливая? – Нежная, заботливая. Белая с коричневыми пятнами? – Белая с коричневыми пятнами.
А щеночков видишь? они очень хотят, чтобы именно ты и без моих подсказок рассказала этим малюткам, какие они.
Итак, щеночки какие?»
Задание 5.
«Я слышала от твоих друзей, – начинает разговор воспитатель, – что у тебя есть любимое стихотворение и ты его прекрасно читаешь. Это правда или нет? Если любимое стихотворение есть, попросить ребёнка прочесть его.
Анализ результатов.
Фамилия, имя ребёнка _________________________________
Задание 1.
Звуки, которые ребёнок не произносит ___________________
Задание 2.
Начало года | Конец года |
Количество правильных ответов при норме 10 | |
Количество неправильных ответов |
Задание 3.
Начало года | Конец года |
Количество правильных ответов при норме 5: | |
Количество неправильных ответов : | |
Назвал ли ребёнок слово, характеризующее особу женского рода – любительницу поспать: | |
если Да, то как назвал | |
Нет |
Задание 4.
Какие слова употребил, сколько | Начало года | Конец года |
Задание 5.
Начало года | Конец года |
Прочитал или нет | |
Если да, то прочёл: | |
– самостоятельно | |
– нуждался в подсказках | |
– прочёл два стихотворения |
Анализ результатов
Задание 2.
Начало года | Конец года | ||
детей | % | детей | % |
Количество правильных ответов при норме 10 | |||
Количество неправильных ответов |
Задание 3.
Начало года | Конец года | ||
детей | % | детей | % |
Количество правильных ответов при норме 5 | |||
Количество неправильных ответов | |||
Назвал ли ребёнок слово, характеризующее особу женского рода – любительницу поспать: | |||
если Да, то как назвал | |||
Нет |
Задание 5.
Начало года | Конец года | ||
детей | % | детей | % |
Прочитал или нет | |||
Если да, то прочёл: | |||
– самостоятельно | |||
– нуждался в подсказках | |||
– прочёл два стих-я |
Диагностика детей старшей группы по развитию речи
1. Звуковая культура речи
a) Имеются ли у ребёнка дефекты речи. Какие?
b) Попросите ребёнка назвать любые слова со звуком с.
«Я например, вспомнила сейчас, – говорит воспитатель, вот какие слова: сосна… осина … посеял … . Теперь твоя очередь. Продолжай!»
c) Предложите поиграть. Дайте лист бумаги с решёткой для определения позиции звука в слове и фишку. Объясните правила игры: «Повтори за мной слово река. Слышишь звук р в этом слове? Он слышится в начале слова или в середине его? Поставь фишку в первое оконце, так как в слове река звук р стоит в начале слова. Послушайте другое слово – носороги. Где слышится звук р? Поставь фишку во второе оконце. Давай вместе произнесём слово пожар. И я ставлю фишку в третье оконце. Я права или не права? Теперь работай самостоятельно. Я буду называть слово, ты проговори его вслед за мной и поставь фишку в нужное оконце:рак … сирень … сыр».
2. Понимание речи и активный словарь
a) Педагог рассказывает: «У маленького щеночка сильно болит ушко. Он скулит. Нуждается в твоём сочувствии. Что скажешь ему? Начни так: «Ты мой…»
b) Предложите детям рассмотреть картинку (приложение к кн. Гербовой В. Занятия по развитию речи в старшей группе дс. Таблица 7). Спросите, что произошло с цыплятами. Попросите придумать название к рассказу.
Попросите повнимательнее рассмотреть курицу, увидевшую не жёлтеньких, а чёрных и чумазых цыплят. Опишите её состояние. Она… .
3. Художественная литература
a) Попросите ребёнка прочесть любимое стихотворение
b) Предложите назвать сказки, которые ребёнок готов слушать не один раз. Если он не сможет вспомнить название сказки, пусть начнёт рассказывать её, а вы подскажите название.
c) Попросите вспомнить писателей, книги которых читали в детском саду и дома; художников, сделавших прекрасные рисунки к детским книжкам.
Анализ полученных данных
Фамилия, имя ребёнка ____________________________
Задание 1
Начало года | Конец года | |
а) Дефекты речи | ||
b) назвал слова со звуком с (колич-во): | ||
– со звуком с в начале слова | слов | слов |
– со звуком с в середине или в начале слова | ||
с) количество правильных ответов |
Задание 2.
Начало года | Конец года |
а) Сколько утешительных фраз произнёс ребёнок | |
b) Запишите название рассказа. С Вашей точки зрения: | |
– хорошо ответил | |
– хуже речистых сверстников | |
– мало и неохотно |
Задание 3.
Начало года | Конец года |
а) Прочёл или нет, что именно: | |
– Прочёл самостоятельно | |
– С помощью педагога | |
b) Назвал одну сказку: | |
– две сказки | |
– три и более сказок | |
с) сколько писателей назвал ребёнок: | |
– сколько художников назвал ребёнок |
Источник
Татьяна Корепанова
Перспективное планирование по развитию речи в старшей группе по программе «Радуга». Часть 1
Октябрь
1. Диалог и монолог.
Цель: рассказать детям о двух формах речи – диалоге и монологе; упражнять детей в умении различать диалог и монолог.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок.
Оборудование: тексты произведений, содержащие монологическую и диалогическую речь.
2. Диалогические сказки.
Цель: знакомить с разновидностью сказок.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, сказки В. Бианки «Лис и мышонок».
Оборудование: иллюстрации из сказок, сказки Н. Сладкова из сборника «Сорочьи тараторки»; ширма и театр (герои: жар-птица и берёза).
3. Как звери друзей искали.
Цель: определить диалогическую позицию детей в группе (выявить коммуникативно активных и коммуникативно пассивных).
Предварительная работа: беседа «Дикие и домашние животные».
Оборудование: иллюстрации из сказок, набор животных.
4. Монолог. Описание и повествование.
Цель: рассказать детям о разнообразии монологических высказываний; показать роль описательных и повествовательных высказываний в жизни человека; упражнять в умении различать описание и повествование.
Предварительная работа: чтение рассказов.
Оборудование: отрывки из произведений с образцами текстов.
5. Последовательность.
Цель: напомнить детям о понятии «последовательность» и его роли в жизни людей; рассказать о роли понятия «последовательность» в речевом общении людей.
Предварительная работа: Чтение «Приключения Незнайки» Н. Носова.
Оборудование: набор картинок, изображающих различную последовательность.
Ноябрь
1. Диалогическое взаимодействие.
Цель: упражнять детей в умении выстраивать диалогическое взаимодействие со сверстником в процессе составления диалогической сказки при объединении коммуникативно активных детей с коммуникативно пассивными.
Предварительная работа: чтение диалогических сказок (Н. Сладков «Сорочьи тараторки»)
Оборудование: печатная тетрадь Т. И. Гризик «Говорим правильно: беседуем и рассказываем», картинка 1.
2. Описание.
Цель: учить детей определять и называть объект речи при описании, упражнять в умении соотносить описание с объектом речи (художественное описание).
Предварительная работа: чтение рассказов, в которых присутствует описание.
Оборудование: картинки: одежда одного цвета и с одинаковым украшением, дети (мальчик и девочка) в одинаковой одежде, щенок-далматинец и котёнок, различные бабочки.
3. Описание.
Цель: учить детей выбирать начало и направление описания, знакомить с элементарными направлениями описаний: слева направо, справа налево.
Предварительная работа: чтение рассказов, содержащих описание помещения.
Оборудование: картинки с предметами-игрушками для вывешивания на доске, магниты.
4. Диалогическое взаимодействие.
Цель: упражнять детей в умении выстраивать диалогическое взаимодействие со сверстником в процессе составления диалогической сказки при объединении коммуникативно активных детей с коммуникативно пассивными.
Предварительная работа: чтение диалогических сказок (Н. Сладков «Сорочьи тараторки»)
Оборудование: печатная тетрадь Т. И. Гризик «Говорим правильно: беседуем и рассказываем», картинка 2.
Декабрь
1. Описание.
Цель: продолжать учить детей выбирать начало и направление описания; закреплять направления описания слева направо и справа налево; знакомить с элементарными направлениями описания сверху вниз и снизу вверх.
Предварительная работа: чтение рассказов про новогоднюю ёлку.
Оборудование: полоски с прорезями и набор различных картинок к ним (ёлочные игрушки); картинки: новогодняя ёлка, три матрёшки.
2. Диалогическое взаимодействие.
Цель: упражнять детей в умении выстраивать диалогическое взаимодействие со сверстником в процессе составления диалогической сказки при объединении коммуникативно активных детей с коммуникативно пассивными.
Предварительная работа: чтение диалогических сказок (Н. Сладков «Сорочьи тараторки»)
Оборудование: бумажные универсальные шапочки, набор фигур (объектов и предметов).
3. Описание.
Цель: закреплять представления детей о правилах составления описательных высказываний (называть объект речи, выбирать и поддерживать последовательность перечисления); знакомить с новой последовательностью перечисления – по часовой стрелке, против часовой стрелки.
Предварительная работа: чтение рассказов, в которых содержится описание.
Оборудование: набор предметных картинок, кружок и круговые стрелки, картинка с изображением жилой комнаты; новогодняя ёлка с прорезями и набором игрушек к ней.
4. Описание.
Цель: упражнять детей в описании предметов.
Предварительная работа: повторение логического порядка при описании предмета.
Оборудование: набор предметов для описания.
Январь
1. Портрет моего сказочного друга (описание).
Цель: закреплять умение детей составлять описательные высказывания.
Предварительная работа: чтение «Мойдодыр» К. И. Чуковского.
Оборудование: иллюстрации к произведению «Мойдодыр», к народным сказкам, цветные карандаши, листы бумаги на каждого.
2. Сказочные дома (описание).
Цель: упражнять детей в умении составлять монологические высказывания на основе описания интерьеров; работать над лексическим значением слов дом, изба, терем.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением разных домов.
Оборудование: иллюстрации домика, избушки, теремка, альбомные листы, цветные карандаши.
3. Подарок для сказочного друга (описание).
Цель: упражнять детей в составлении описательных высказываний, придерживаясь логики описания предметов (название, внешние признаки, целевое назначение и функции предметов).
Предварительная работа: рассматривание игрушек на выставке.
Оборудование: игрушки с выставки, альбомные листы, цветные карандаши.
Источник
Авторы: Т.И.Гризик, Г.В.Глушакова, Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева, Н.Ф.Тарловская, С.Г.Якобсон
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА:
- планирование рафоты по физической культуре
- планирование подвижных игр и упражнений
- сетка планирования работы по организации подвижных игр и упражнений
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ГРУППЕ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ
1. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ РАБОТЫ В ТЕЧЕНИИ ГОДА
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА 3-4 ЛЕТ
- как обеспечить психологический комфорт в группе
2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ РЕБЕНКА 3-4 ЛЕТ:
- какими мы стали
- основные психические процессы
3. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА 3 – 4 ЛЕТ:
- кризис 3 лет “я сам”
- развитие деятельности
- ребенок среди сверстников
- добрые обычаи
- мы помощники и защитники
- основные методические подходы в создании мотивации деятельности
- 1 тип мотивации
- 2 тип мотивации
- 3 тип мотивации
- оценка результата
РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ:
- планирование работы по формированию математических представлений
- сетка планирования работы по формированию математических представлений
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:
- планирование работы по познавательно-речевому развитию
- общие методические установки
- организационно-методические установки
1. СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ:
- наблюдения
- экскурсии
- совместный труд взрослого и детей
- создание аквариума
- изготовление кормушек и подкормка птиц
- уход за комнатными растениями и их пересадка
- трудовые поручения на участке
- копилки “подарки времени года” (осени, весны, зимы, лета)
- групповые праздники
- традиции “наши гости”
- загадки-движения
2. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ:
- наблюдения
- прогулки
- прогулки по окрестностям
- экскурсии
- сокровищницы
3. ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (ПО МЕСЯЦАМ)
КОММУНИКАЦИЯ:
1. ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАЦИИ
2. СОДЕРЖАНИЕ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧ
3. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
4. ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАЦИОННО-РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ:
- 1-я половина дня
- 2-я половина дня
5. ПРИМЕРНОЕ ГОДОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6. ИТОГИ ГОДА
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
1. СОДЕРЖАНИЕ
2. СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ СЮЖЕТНОЙ ИГРЫ
3. ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ СЮЖЕТНЫХ ИГР
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ПРИОБЩЕНИЮ К ЧТЕНИЮ:
1. СОДЕРЖАНИЕ
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ РАБОТЫ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К ЧТЕНИЮ
3. ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ПРИОБЩЕНИЮ К ЧТЕНИЮ
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТВОРЧЕСТВУ:
1. КРАСОТА ЖИЗНИ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
2. СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
3. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
4. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ РАБОТЫ
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МУЗЫКАЛЬНОСТИ:
1. СОДЕРЖАНИЕ
2. МУЗЫКА В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ РЕБЕНКА
3. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
4. ПРОГРАММА ПО СЛУШАНИЮ МУЗЫКИ И РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ:
ТИШИНА И ЗВУК:
- 1 тема “в гостях у тетушки Тишины”
- 2 тема “звучащий мир, разноголосица предметов и живых существ”
- 3 тема “звучащий мир: город, деревня, лес
- 4 тема “человеческий голос”
- 5 тема “тишина и звук” (завершающее занятие по теме)
- 6 тема “путь в королевство музыки”
- 7 тема “сестрица Мелодия и братец Ритм”
- 8 тема “волшебная палочка дирижера”
ГОЛОС ИНСТРУМЕНТОВ:
- 9 тема “тайна старого мастера” (скрипка)
- 10 тема “о чем рассказала виолончель”
- 11 тема “Роландов рог (труба)”
- 12 тема “чей голос самый громкий (барабан)”
- 13 тема “волшебная дудочка (флейта)”
- 14 тема “голос с неба (колокол)”
- 15 тема “легенда об арфе”
- 16 тема “хрустальные звуки (музыкальный треугольник, колокольчики)”
- 17 тема “рояль-король инструментов”
- 18 тема “музыкальный дом (орган)”
- 19 тема “оркестр”
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИСТОРИИ:
- 20 тема “заячий домик”
- 21 тема “в гостях у феи”
- 22 тема “скрипка кузнечика”
- 23 тема “лесные прятки”
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ И РУЧНОМУ ТРУДУ:
1. СОДЕРЖАНИЕ
2. ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ ИГР
3. ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО РУЧНОМУ ТРУДУ
ПРИЛОЖЕНИЯ:
1. СПИСОК ДЕТЕЙ ГРУППЫ. ФОРМА-1
2. СПИСОК ДЕТЕЙ ГРУППЫ. ФОРМА-2
3. ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ. ФОРМА-4
4. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ С РЕБЕНКОМ. ФОРМА-5
5. ПОСЕЩАЕМОСТЬ ДЕТЕЙ. ФОРМА-6
6. БЛАНК ПЛАНИРОВАНИЯ ЗАНЯТИЯ. ФОРМА-7
7. АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. ФОРМА-8
Источник