Задачи по математике подготовка к школе развитие ребенка
Подготовка к школе дошкольников. Упражнения, задачи по математике
Задание №1
• Впиши недостающие числа. Раскрась кабинки следующим образом: вторую кабинку — красным цветом, пятую — синим, седьмую — жёлтым, девятую — зелёным. Какие кабинки остались нераскрашенными? Назови их порядковые номера.
Задание №2
• Помоги каждому из цыплят найти свою маму: раскрась дорожки, на которых цифры написаны в правильной последовательности — либо в прямой, либо в обратной.
Задание №3
• Покажи цыплят по порядку. Помоги курице-маме их сосчитать. Считай так: «Первый, второй…». А теперь посчитай цыплят в обратном порядке. Считай так: «Десятый, девятый…».
Задание №4
• Потренируйся рисовать геометрические тела: обведи и назови их.
Задание №5
• Соедини по образцу различные элементы на картинке.
Задание №6
• Отсчитай от выделенной клетки вправо 5 клеток и шестую закрась жёлтым цветом, от жёлтой клетки отсчитай вверх 6 клеток и седьмую закрась красным, от красной — влево 3 клетки и четвёртую закрась синим. Закрась ещё несколько клеток. Какое положение относительно выделенной клетки они занимают?
Задание №7
• Раскрась фигуры, необходимые, чтобы составить одного жирафа, цветным карандашом. Используя другие цвета, определи, сколько ещё жирафов можно составить из фигур на картинке.
Задание №8
• Козлёнок хочет отправить письма друзьям. Помоги ему написать индексы.
Задание №9
• Впиши в пустые клеточки нужные цифры и знаки: «>», «<» или «=».
Задание №10
• Найди и обведи выделенный фрагмент.
Задание №11
• Разбей флажки на группы — по 3 разных флажка в каждой.
Задание №12
• Сколько разрезов, проходящих через центр бублика, нужно сделать, чтобы разделить его на 6 частей? А теперь с помощью вертикальных разрезов раздели на 6 частей кусок масла.
Задание №13
• Покажи отрезки последовательно от самого короткого к самому длинному. Вначале определи длину отрезков на глаз, а затем проверь себя с помощью линейки. Впиши в клеточки длину отрезков.
Задание №14
• Придумай по картинкам задачи на сложение. Реши их. Впиши в пустые клеточки нужные числа.
Задание №15
• Назови геометрические фигуры, которые ты видишь на этой странице. Овал легко превратить в рыбку.
Преврати остальные фигуры в какие-нибудь предметы или животных.
Задание №16
• На какую по счёту ступеньку должна подняться лисичка, чтобы оказаться на середине лестницы?
• Зайчик и белочка прыгали по лестнице. Зайчик запрыгнул на четвёртую ступеньку снизу, а белочка — на четвёртую ступеньку сверху. Кто запрыгнул выше?
Задание №17
• Придумай по картинкам задачи на вычитание. Реши их. Впиши в пустые клеточки нужные числа.
Задание №18
Впиши пропущенные числа, выполняя действия по порядку. Проверяй себя при помощи числового луча.
Задание №19
• Сколько точек находится внутри четырёхугольников? Внутри треугольников? Внутри кругов? А сколько точек — вне всех этих фигур? Впиши полученные числа в таблицу.
Задание №20
• По образцу симметрично отобрази фигуру.
Задание №21
• Раскрась картинку в нужные цвета. Чтобы использовать цифры-подсказки, предварительно реши примеры на картинке.
Задание №22
Медвежонок получил записку:
• В какой день недели Медвежонок пойдёт на День рождения к Ёжику?
Задание №23
• «Положи» в каждую из чашек по 2 кусочка сахара. Числа на этих кусочках в сумме должны давать число, написанное на чашке.
Задание №24
• У ёжика 10 рублей. Что он может купить в магазине игрушек? Обведи эти предметы.
Задание №25
• На каждом клубке указана длина нити в нём. Посчитай общую длину нити в каждой тройке клубков. Впиши в пустые клеточки соответствующие числа. Из какой тройки клубков у овечки-бабушки получится связать самый длинный шарф?
Задание №26
• Солнышко всё видит сверху, в том числе и геометрические тела. Соедини геометрические тела и их вид сверху.
Задание №27
• Под солнцем фигуры отбрасывают тень. У каких фигур тени показаны неправильно?
Задание №28
• Помоги зверятам найти свои места в зрительном зале. Раскрась соответствующие клеточки.
Задание №29
• Сосчитай следы парами.
• Запиши, как ты считал следы.
Задание №30
• Впиши в пустые клеточки «соседей» каждого из чисел.
Ориентируйся по числовому лучу. Раскрась клеточки с нечётными числами красным цветом, а с чётными — синим.
Задание №31
• С помощью 4-х линий отдели бочонки мёда от медвежонка и друг от друга.
Задание №32
• «Продень» концы шнурка в дырочки с числами в правильной последовательности — от 10 до 20 и от 20 до 10. Допиши недостающие числа.
Задание №33
Посчитай десятками от 10 до 100. Соедини точки от 10 до 100, и ты узнаешь, кто изображён на картинке. Раскрась картинку.
Задание №34
• Сравни числа. Впиши в пустые клеточки соответствующие знаки: «больше» или «меньше». Ориентируйся по числовому лучу.
Задание №35
• Нарисуй стрелки на часах в соответствии с нужным временем. В Москве сейчас 9 часов вечера, в Бразилии — на 6 часов меньше, чем в Москве, в Италии — на 2 часа меньше, а в Японии — на 6 часов больше.
Задание №36
• Проверь, все ли примеры медвежонок решил правильно. Исправь ошибки красным карандашом или фломастером.
Задание №37
• Помоги птичке долететь до дома: выполни графический диктант. Начало пути обозначено крестиком. Ты проложил маршрут? А теперь опиши его словами. Начни так: «1 клетка вверх …».
Рекомендуем посмотреть:
Развивающие игры для детей 6-7 лет в домашних условиях
Игры со словами для детей 6-7 лет в картинках
Игры по ознакомлению детей дошкольников с ориентировкой в пространстве
Развивающие игры для детей 6-7 лет в детском саду. Картотека
Задания на развитие памяти, внимания, мышления и логики для детей 6-7 лет
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Источник
«Математическая подготовка детей к школе».
Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.
Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи. Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, нужно готовить ребенка соответствующим образом.
К началу школьного обучения дети в играх, в повседневных жизненных ситуациях усваивают элементарные математические знания. Программа воспитания и обучения в детском саду предусматривает развитие элементарных математических представлений (знания о количестве и счете, о величине, о форме, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени). В соответствии с этой программой дети должны знать и уметь:
Знать
- Состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав чисел первого пятка из двух меньших.
- Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.
- Цифры от 0 до 10; знаки +, -, =; Монеты достоинством 1, 5, 10 коп.
- Название текущего месяца, а также последовательность дней недели.
Уметь
- Называть числа в прямом и обратном порядке.
- Соотносить цифру и количество предметов.
- Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться арифметическими знаками действий.
- Измерять длину предметов с помощью условной меры.
- Составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера.
- Делить круг, квадрат на две и четыре равные части.
- Ориентироваться на листе бумаги.
- Считать (отсчитывать) предметы в пределах 10-20.
- Пользоваться порядковыми числительными для определения общего количества предметов и места определенного предмета в ряду.
- Составлять число из единиц (в пределах 10).
- Составлять из двух меньших и раскладывать на два меньших числа (в пределах 10).
- Называть текущий месяц, последовательность дней недели.
При этом естественно, что у детей разные возможности, разная подготовка, да и цели, которые ставит семья, решая, в какую школу определить ребенка, тоже разные. Однако независимо от этих факторов ребенок к 6-7 годам должен многое знать и уметь. Если ребенок не посещал детского сада или каких-либо других групповых занятий, получить необходимые знания и умения ему должны помочь родители, занимаясь с ним дома. Поэтому, задача педагога и родителей – помочь ребенку еще до школы научиться ориентироваться в названных выше вопросах, подготовить его к восприятию школьной программы.
Начиная заниматься с ребенком, помните, что совместная работа с вами должна вызывать у него радость. Проявляйте максимум тактичности, доброжелательности, терпения. Важно вселять в ребенка уверенность в своих силах, уверенность в возможности выполнить какое-либо задание. С самого начала работы предупреждайте ошибки, подробно объясняйте ребенку инструкцию или правила игры, следите за ходом их выполнения. Если ребенок не понимает задания, начните работу вместе, постепенно уменьшая долю своего участия в совместной работе, игре. Пользуйтесь следующими принципами, занимаясь с ребенком: сознательность и активность, наглядность, деятельностный подход, систематичность и последовательность, постоянная повторяемость, научность, доступность, связь с жизнью, развивающее обучение и др.
Рекомендуем родителям широко использовать игрушки, предметы окружающей действительности, разнообразный дидактический и настольно-печатный материал, картинки, раскраски, математические наборы, палочки, интерактивные и развивающие игры. Все занятия лучше проводить в игровой форме. Однако не сводите занятия только к игре. Ребенок должен понимать, что учение — труд. Чтобы выполнить работу, приходится сдерживать свои желания и делать совсем не то, что хочется в данный момент.
В процессе ФЭМП осуществляется всестороннее развитие ребенка.
Сенсорное развитие (ощущение и восприятие).
Источником элементарных математических представлений является окружающая реальная действительность, которую ребенок познает в процессе разнообразной деятельности, в общении со взрослыми и под их обучающим руководством. В основе познания маленькими детьми качественных и количественных признаков предметов и явлений лежат сенсорные процессы (движение глаз, прослеживающих форму и размер предмета, ощупывание руками и др.). В процессе разнообразной перцептивной и продуктивной деятельности у детей начинают формироваться представления об окружающем их мире: о различных признаках и свойствах предметов — цвете, форме, величине, их пространственном расположении, количестве. Постепенно накапливается сенсорный опыт, который является чувственной основой для математического развития.
Развитие мышления
Мышление — процесс сознательного отражения действительности в представлениях и суждениях. В процессе формирования элементарных математических представлений у детей развиваются все виды мышления: наглядно-действенное; наглядно-образное; словесно-логическое.
Развитие памяти, внимания, воображения
Память включает в себя запоминание («Запомни — это квадрат»), припоминание («Как называется эта фигура?»), воспроизведение («Нарисуй круг!»), узнавание («Найди и назови знакомые фигуры!»).
Внимание не выступает как самостоятельный процесс. Его результатом является улучшение всякой деятельности. Для активизации внимания решающее значение имеет умение поставить задание и мотивировать его.
Образы воображения формируются в результате мысленного конструирования объектов («Представьте фигуру с пятью углами»).
Развитие речи
Математические занятия оказывают огромное положительное влияние на развитие речи ребенка:
- обогащение словаря (числительные, пространственные
предлоги и наречия, математические термины, характеризующие форму, величину и др.); - согласование слов в единственном и множественном числе («один зайчик, два зайчика, пять зайчиков»);
- формулировка ответов полным предложением;
- логические рассуждения.
Формулировка мысли в слове приводит к лучшему пониманию: формулируя, мысль формируется.
Развитие специальных навыков и умений
На математических занятиях у детей формируются специальные навыки и умения, необходимые им в жизни и учебе: счет, вычисление, измерение и др.
Развитие познавательных интересов
Формирование познавательного интереса у дошкольника является одной из важнейших задач в обучении. Познавательный интерес к математике – это избирательное, эмоционально окрашенное отношение ребенка к ней, проявляющееся в предпочтении данного вида деятельности другим, в стремлении получать больше знаний по математике, использовать их в самостоятельной деятельности. Познавательный интерес является основой учебной деятельности, так как:
- интерес способствует формированию глубоких и прочных знаний;
- развивает и повышает качество мыслительной деятельности, активность;
- благоприятствует формированию способностей;
- создает более благоприятный эмоциональный фон для протекания всех
психических процессов.
Например, один из методов, способствующих развитию познавательного интереса – элементарные опыты.
Читая дошкольнику книжку или рассказывая сказки, когда встречаются
числительные, просите его отложить столько счетных палочек, сколько, например, было зверей в истории. После того как вы сосчитали, сколько в
сказке было зверюшек, спросите, кого было больше, кого — меньше, кого —
одинаковое количество. Сравнивайте игрушки по величине: кто больше —
зайка или мишка, кто меньше, кто такого же роста. Пусть ваш дошкольник сам придумывает сказки с числительными. Пусть ребенок скажет, сколько в них героев, какие они (кто больше-меньше, выше-ниже), попросите его во время повествования откладывать счетные палочки. А затем он может нарисовать героев своей истории и рассказать о них, составить словесные портреты и сравнить их. Математические сказки помогают усваивать знания,
запоминать цифры, решать несложные задачи, получить первые представления о времени, пространстве, величине, геометрических формах,
творчески мыслить, находить правильное решение.
Для формирования у дошкольника математических представлений используйте разнообразные дидактические игры. Такие игры учат ребенка понимать некоторые сложные математические понятия, формируют представления о соотношении цифры и числа, количества и цифры, развивают умения ориентироваться в направлениях пространства, делать выводы. При использовании дидактических игр в обучении дошкольников математике широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме.
Также советуем родителям широко использовать разнообразные настольно-печатные, интерактивные и развивающие игры, раскраски, головоломки, занимательные задачки, игры на плоскостное моделирование, кроссворды, ребусы и многое другое.
Все описанные приемы активно используются на занятиях в детском саду по формированию элементарных математических представлений. Но они настолько просты, что у родителей есть возможность использовать их и при домашнем закреплении полученного материала. Но это не только математическая тренировка, это также и прекрасно проведенное время вместе с собственным ребенком. Однако в стремлении к изучению основ математики важно не переусердствовать. Самое главное — это привить дошкольнику интерес к познанию. Для этого занятия по математике должны проходить в увлекательной игровой форме и не занимать много времени.
Пример обучению состава числа из двух меньших чисел.
В плане подготовки детей к деятельности вычисления необходимо познакомить их с составом числа из 2 меньших чисел. Эта задача рассматривается как одна из наиболее важных в подготовке детей к вычислительной деятельности.
Детей знакомят не только с разложением числа на 2 меньших, но и с получением числа из 2 меньших чисел. Это способствует пониманию детьми особенностей суммы как условного объединения 2 слагаемых.
Детям показывают все варианты состава чисел в пределах пятка.
Число 2 — это 1 и 1,
3 — это 2 и 1, 1 и 2,
4 — это 3 и 1, 2 и 2, 1 и 3,
5 — это 4 и 1, 3 и 2, 2 и 3, 1 и 4.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: операции с множествами предметов, создание множества из подмножества, деление множеств на подмножества, сравнение их между собой.
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ: осознание ребенком того, как число может быть образовано из других чисел на основе анализа того, как множество может быть образовано из частей.
МАТЕРИАЛ: дискретные величины, геометрические фигуры, предметы.
ТРЕБОВАНИЯ:
- постепенность (начинать с чисел 3, 4,5…),
- не заучивать состав, а учить понимать способ действия,
- использовать предметные, символические, вербальные и графические модели,
- показать ВСЕ возможные варианты разложения числа на два меньших (по формуле n-1, где n – натуральное число).
ПРИЕМЫ РАБОТЫ
(для числа 3)
Выкладываете на наборном полотне в ряд 3 кружка одного цвета, просите детей сказать, сколько всего кружков, и указывает, что в данном случае группа составлена из 3 кружков красного цвета: 1, 1 и еще 1. «Группу из 3 кружков можно составить и по-другому», — говорите и поворачивает третий кружок обратной стороной. «Как теперь составлена группа?» — спрашивает ребенка. Ребенок отвечает, что группа составлена из 2 кружков красного цвета и 1 кружка синего цвета, а всего — из 3 разноцветных кружков.
Делаете вывод, что число 3 можно составить из чисел 2 и 1, а 2 и 1 вместе составляют 3. Затем поворачиваете обратной стороной второй кружок, и ребенок рассказывает, что теперь группа составлена из 1 красного и 2 синих кружков. Обобщая в заключение ответ ребенка, вы подчеркиваете, что число 3 можно составить по-разному: из 2 и 1, из 1 и 2. Данное упражнение наглядно выявляет состав числа, отношение целого и части, поэтому с него целесообразно начинать знакомство ребенка с составом чисел.
(для числа 5):
1. Выкладываете 5 кругов одного цвета, с обратной стороны круги имеют другой цвет (например, красный и синий). Выясняете, сколько кругов, чем они похожи.
Перевернуть первый круг, уточнить: сколько синих? сколько красных? сколько всего кругов? Сколько взяли синих и красных кругов, чтобы всего получилось 5? Выяснить, как получилось число 5:
1 да 4, 2 да 3, 3 да 2, 4 да 1
2. Медведица попросила медвежонка принести из леса 5 грибов. Это должны быть подосиновики и белые грибы. Покажи, как медвежонок может составить группу из этих грибов.
3. На 4 клумбах надо посадить по 5 цветов, причем на одной клумбе должны расти розы и тюльпаны. Как по-разному это можно сделать?
4. Расставь 5 пирамидок на двух полках. Как это можно сделать? (2,3; 3,2; 4,1; 1,4)
——————— —————————–
—————————– ——————————-
———————————— —————————————-
————————————– ——————————————-
5. Разделить 5 карандашей между двумя детьми. Сколькими способами это можно сделать? (четырьмя)
6. У меня в двух руках 5 пуговиц. Сколько может быть пуговиц в каждой руке? Если в правой 3, то сколько в левой?(два) (данное задание ребенок выполняет исходя из отчетливых представлений о составе числа 5, в случае затруднения предложить воспользоваться предметной моделью, например, палочками, для того, чтобы восстановить вариант разложения: отсчитать 5 палочек, отложить в сторону 3, посмотреть, сколько осталось в другой группе).
7. Работа с числовыми фигурами: всего на карточке 5 кругов, сколько вы видите? Сколько я закрыла? (три)
8. Разделите 5 треугольников на две группы разными способами: (1,4; 2,3; 3,2; 4,1)
9. Заполни пустые кружочки, «домики»: (2 в кружочке и 1,4; 2,3в таблице)
10. Обведите числа, из которых состоит число 5:
1, 4, 3, 4, 1, 5, 2, 4, 1, 3, 2
Образец:
1, 4 3, 2 4, 1 4, 1 3, 2
Для закрепления знаний детей о составе числа из 2 меньших чисел используют разнообразные упражнения с предметами и моделями геометрических фигур.
Ребенку предлагают рассказы-задачи, например:
«На верхнем проводе сидели 3 ласточки, 1 ласточка пересела на нижний провод. Сколько всего ласточек? Как они теперь сидят? Как они еще могут сидеть?» (Ласточек на наборном полотне пересаживают с провода на провод.)
Или: «Вере подарили 4 карандаша. Она поделилась с Аней. Как она могла разделить карандаши?»
С этой же целью дают задания:
нужно взять 3 камешка (желудя) в обе руки, а ребенку догадаться, сколько камешков у вас в каждой руке; разделить группу из 3 (4, 5) игрушек между вами и ребенком; нарисовать 2 разновидности фигур, например круги и квадраты, всего 4 фигуры; полезно рассмотреть с детьми числовые фигуры, на которых кружки расчленены на 2 группы.
Выполнив то или иное задание, ребенок каждый раз рассказывают о том, на какие 2 группы расчленена совокупность, сколько всего предметов в нее входит, и делает обобщение о составе числа из 2 меньших чисел. Например, ребенок говорит: «Я взяла 2 зеленые и 1 желтую ленточку, а всего 3 ленточки. Число 3 можно составить из 2 и 1; 2 и 1 вместе составляют 3».
Важно приучить ребенка по-разному строить ответы: идти как от частного к общему, так и от общего к частному: «Всего я нарисовал 4 фигуры: 3 квадрата и 1 фигуру овальной формы».
Не менее важно побуждать ребенка устанавливать отношение между целым и частями, т. е. делать вывод о составе числа: «Число 4 можно составить из 3 и 1; 3 и 1 вместе составляют 4».
Для подведения ребенка к обобщению ему нужно давать такие задания:
показываете карточку, на которой изображено от 3 до 5 предметов, но часть их закрываете и говорите: «На карточке нарисованы 4 зайчика. Угадайте, сколько зайчиков я закрыла».
Можно побуждать детей находить в комнате примеры разложения числа на 2 группы. Например, в детской комнате может оказаться 2 больших стула и 1 маленький, а всего 3 стула; 2 большие книжки и 3 маленькие, а всего 5 книжек и т. п.
Знакомство с составом числа из 2 меньших чисел обеспечивает переход к обучению детей вычислению.
Успехов вам, уважаемые взрослые, в ответственном деле – подготовке ребенка к школе.
Список используемых источников:
- Белошистая А. Дошкольный возраст: формирование первичных представлений о натуральных числах // Дошкольное воспитание, 2002, № 11. с. 20-24.
- Белошистая А.В. Формирование математических способностей: пу-ти и формы // Ребенок в детском саду, 2001. № 1. е. 5-17; № 2. с. 9-25.
- Давидчук А. Дошкольный возраст: развитие элементарных математических представлений // Дошкольное воспитание, 1997. № 1. с. 72.
- Дошкольник изучает математику. Как и где? / Сост. и общая ред. Т.И. Ерофеевой. М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002. 128 с.
- Ерофеева Т. Использование игровых проблемных ситуаций в обучении дошкольников элементарной математике // Дошкольное воспитание, 1996. № 2. с. 17.
- Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду. М.: Просвещение, 1988. 136 с.
- Позднякова В. Игровые комплексы для занятий по формированию элементарных математических представлений // Дошкольное воспитание, 1996. № 1. 21; №2. с. 20.
Источник