Задачи оригами в развитии ребенка

Задачи оригами в развитии ребенка thumbnail

Почему именно оригами? Что оно может дать ребенку? Наверное, спросите вы? Ведь столько много существует захватывающих занятий и игр для детей. Зачем вспоминать игры? Что скрыто в этом экзотическом искусстве, которое равно привлекает и малышей, и профессоров лучших университетов мира?

Прежде чем ответить на эти вопросы, попробуем разобраться, с какими проблемами сталкивается человек в течении всей своей жизни. Как реализовать себя, как использовать скрытые задатки и способности – вот главная проблема и для ребенка и для взрослого. Способности и задатки есть у каждого, но реализуются не у всех. Лишь немногие по какой-то случайности пробуждают их скрытую мощь подобно Алладину, который, пытаясь почистить старую медную лампу, вызвал могущественного джина. А ведь лампа могла просто затеряться, как любая не нужная вещь, а с нею был бы похоронен и ее секрет. К сожалению, со способностями такое тоже может произойти. Вопрос в том, как пробудить способности к жизни и как помочь им развиться.

Оригами – это искусство бумажной пластики, родившееся в Японии в 16 веке, пользуется большой популярностью, благодаря своим занимательным и развивающим возможностям. Оригами – волшебство, чудо и игра.

Оригами является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в частности развития мелкой моторики. Оригами помогает развить уверенность в своих силах и способностях – неуспевающих не бывает. Развивает творческие способности, воображение, художественный вкус.

Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, в том числе на развитие речи. Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирования памяти: дети запоминают термины, приемы складывания, воспроизводят сохраненные в памяти знания и умения.

Целями овладения техникой оригами являются:

  • развитие самостоятельной творческой деятельности,
  • развитие эстетического вкуса.

Занятие оригами интересно детям. В руках ребенка бумага оживает: машет крыльями журавлик, летит самолетик, прыгает лягушка, каркает ворона. Как и в любой игре, главное удовольствие здесь – процесс.

Оригами является универсальным конструктором, потому что позволяет из любого листа бумаги создать законченную игрушку – например птицу или самолет.

Функции оригами:

1. Дисциплинируют

2. Воспитывают усидчивость

3. Способствуют формированию добрых чувств к ближним, ведь оригами позволяет сделать подарок своими руками.

4. Позволяет проявить способности: конструктивные, изобразительные, творческие, оформительские, театральные.

В плане подготовки детей к школе работа оригами формирует важные качества детей:

  • умение слушать воспитателя;
  • принимать умственную задачу и находить способ её решения;
  • происходит переориентировка сознания детей с конечного результата на способы выполнения;
  • развивается самоконтроль и самооценка дошкольника;
  • происходит осознание собственных познавательных процессов.

Происходит всестороннее развитие детей 5-7 лет, их умственных, познавательных, сенсорных, интеллектуальных творческих способностей, повышение качества подготовки детей к школе.

В качестве основной формы обучения принято занятие по подгруппам, так как изготовление поделок способом оригами требует от детей точности движений пальцев рук при складывании бумаги, а от педагога индивидуальной помощи каждому ребенку.

Основными задачами оригами являются:

  • обучение детей конструированию, овладение детьми умениями и навыками работы с бумагой при создании объемных поделок в технике оригами;
  • развивать мелкую моторику, творческое воображение, художественный вкус, воспитывать трудолюбие.

Основными принципами работы с детьми являются:

  • учет индивидуальных особенностей и возможностей детей, уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
  • от простого к сложному;
  • наглядность;
  • систематичность, последовательность и прочность усвоения знаний, формирования интереса к занятиям, развитие умственной активности.

Достоинства оригами в развитии ребенка:

  • доступность бумаги как материала, простота ее обработки делают процесс изготовления фигурок захватывающе интересным;
  • абсолютная безопасность занятий оригами, даже для самых маленьких детей;
  • оригами не требует больших материальных затрат;
  • оригами – коллективное творчество.

В работе с детьми дошкольного возраста оригами является отличным средством развития логического и пространственного мышления, активизации творческих способностей за счет стимуляции мыслительных процессов. Кроме того, данный вид творческой деятельности способствует интеллектуальному и эстетическому развитию дошкольников.

К базовым навыкам освоения детьми техники складывания бумаги можно отнести следующие:

  • осознание основных геометрических понятий и базовых форм оригами;
  • освоение моделирования через создание изделий оригами с помощью пооперационных карт и схем.

В наши дни оригами активно развивается во всем мире, обогащаясь новыми приемами и методами.

В процессе формирования и закрепления представлений у детей о разных способах работы с бумагой активизируется воображение и фантазия, формируется умение следовать устным инструкциям педагога. Так же решаются серьезные математические задачи: дети находят параллели и диагонали, делят целое на части, получают различные виды: треугольников и многоугольников, с легкостью ориентируясь на листе бумаги. Развиваются логика, воображение, дети учатся творить и любить все живое. При выполнении коллективных работ расширяются коммуникативные способности детей, воспитывается интерес ко взаимодействию со сверстниками и взрослыми при обыгрывании игровых ситуаций.

Таким образом, занятия оригами для дошкольников является интересным и ценным средством развития интегративных качеств личности, подготовке к обучению в школе.

Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад спб

Презентация

Список используемой литературы

1. С.В.Соколова «Оригами для дошкольников». Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2007.

2. С.Ю.Афонькин и Е.Ю.Афонькина «Уроки оригами в школе и дома». Москва. «Аким», 1996.

3. С.В.Соколова «Оригами для старших дошкольников» Санкт-Петербург «Детство-пресс». 2004.

4. Т.Б.Сержантова «366 моделей оригами» г. Москва. Айрис-пресс, 2007.

5. С.И.Мусиенко, Г.В.Бутылкина «Оригами в детском саду» Москва «Школьная Пресса». 2005.

6. С.Ю.Афонькин, Л.В.Лежнева, В.П.Пудова «Оригами и аппликация» Кристалл. Санкт-Петербург. 2001.

7. И.А.Коротеев «Оригами для малышей» г.Москва «Просвещение» 1997.

Источник

Оригами в развитии ребенка дошкольного возраста.

Оригами – старинное искусство складывания из бумажных квадратов различных фигурок: животных, птиц, цветов, машин и др. предметов. В последние годы интерес к оригами сильно вырос. Это не удивительно, ведь складывание не только занимательный и интересный, но и чрезвычайно полезный процесс, особенно для детей дошкольников: занятия оригами помогают улучшить двигательные возможности руки и тем самым подготовить ее к овладению техникой письма.

Несколько слов об истории оригами.

Понятие оригами пришло из японского языка. Японцы и были основателями этого вида искусства. В буквальном смысле оно означает «сложенная бумага». Японцы понимают оригами как «искусство целого листа», т. е. изначальное его условие – неразрывность листа бумаги, его целостность без всякого рода вмешательств, прибавлений и других действий по отношению к нему. Только сгибание и складывание листа.

Искусством оригами японцы начали заниматься очень давно. Оно появилось практически вслед за изобретением бумаги. Первоначально оригами имело храмовое обрядовое значение. Древние японцы придавали бумаге магическое значение. Они считали, что рвать лист – это большой грех. Поэтому любые поделки выполнялись только из целого листа бумаги. Бумагу запрещалось надрезать, а тем более рвать.

Храмовым, обрядовым мастерством оригами оставалось очень длительное время. Это продолжалось до тех пор, пока производство бумаги оставалось засекреченным, и она была очень дорогим и редким материалом.

Истинно народным искусством оригами стало лишь в начале XII века. Производство бумаги значительно расширилось, и она стала более доступна широкому кругу людей.

Но первоначально бумажные фигурки и поделки оставались предметами ритуалов и обрядов народов азиатских стран. Их изготавливали к свадебным торжествам, ими украшали дом во время пиршеств или традиционных обрядов.

Позднее искусством оригами стали пользоваться самураи. Они изобрели способ сворачивания листа бумаги таким образом, что лишь только посвященный в тайны оригами человек , мог развернуть его, не испортив. На внутренней стороне такого листа писались секретные сообщения.

К началу XIV века мода на оригами захватила жителей стран востока настолько, что почти каждая зажиточная семья имела своего учителя-оригамиста, который обучал детей этому мастерству. Неумение выполнять поделки из бумаги считалось верхом невоспитанности.

В XIX веке, когда бумагу научились производить многие европейские страны, оригами стало очень модным среди европейских аристократов. Чуть ли не каждая семья имела свои секреты бумажного искусства, которые передавались из поколения в поколение.

Япония же, создавшая целую оригамную азбуку, основу бумажного мастерства, официально считалась родиной этого искусства. Именно здесь были изобретены все классические модели, которые используются по всему миру и по сей день.

На Русь оригами пришло гораздо позже. В XIX веке одними их первых, кто научился сгибать из листа бумаги различные фигурки, стали дети царя Николая II. Еще долгое время оригами в России оставалось «детским искусством».

Историки утверждают, что многие известные миру люди занимались оригами всерьез. К их числу относят русского писателя Льва Толстого.

В прошлом веке оригами стало настолько популярным, что повсюду стали создаваться клубы и общества оригамистов. Новая волна увлечения древним японским искусством охватила мир после окончания Второй мировой войны. Восстановлению и возвращению оригами мир обязан известному мастеру-оригамисту Акире Йошизаве. Именно он посвятил себя восстановлению утраченного в ходе войны и изобретению нового в искусстве оригами. Он зафиксировал и отразил в точных чертежах все свои знания и опыт, разработал условные знаки и обозначения оригами, которыми и в настоящее время пользуются оригамисты во всем мире.

Значение оригами для развития ребенка-дошкольника.

Воздействие занятий оригами на формирование ценных качеств личности огромно. Большинство педагогов уверены, что оригами необходимо для полноценного развития ребенка, так как оригами:

– учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание.

– развивает у детей у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, совершенствует мелкую моторику рук.

– стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

– знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина.

– формирует предметные представления: при складывании фигурок животных или растений дети учатся находить характерные особенности и детали того или иного цветка, птицы, животного.

– развивает глазомер, зрительно-моторную координацию.

Читайте также:  Дидактическая игра в умственном развитии ребенка

– развивает восприятие цвета, формы, размера.

– развивает абстрактное и образное мышление, пространственное воображение.

– развивает аналитико-конструктивное мышление.

– учит ориентироваться на плоскости листа бумаги.

– развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.

– способствует концентрации внимания и усидчивости, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

– способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей

– совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности.

– способствует формированию добрых чувств к близким и дает возможность выразить эти чувства, ведь оригами позволяет сделать подарок своими руками.

– влияет на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки.

– позволяет детям испытать свои возможности и проявить конструктивные, изобразительные, творческие, оформительские, театральные способности.

Особое внимание надо обратить на то, что занятия оригами в первую очередь направлены на развитие тонкой моторики, а тесная связь работы пальцев рук и развития умственных способностей и речи хорошо известна и описана в педагогической и медицинской литературе.

Оригами это такой вид деятельности, в котором задействованы обе руки, без доминирования какой либо одной. Именно поэтому складывание способствует повышению активности как левого, так и правого полушарий головного мозга. Это является благоприятной почвой для развития обеих половин мозга и для выработки стратегий взаимодействия полушарий. Медики утверждают, что занятия оригами влияют на психическое состояние ребенка, приводя его в здоровое равновесие; у детей снижается тревожность, что позволяет им легче адаптироваться к различным сложным ситуациям.

Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе обучения искусству оригами.

Оригами – очень полезный процесс для растущего детского организма, для гармоничного формирования личности, и вместе с этим, увлекательное занятие.

Систематические занятия с ребёнком оригами – гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению.

Общие рекомендации.

Несомненно, что самым сложным в исполнении и требующим немало терпения и времени является оригами традиционное, когда фигуры выполняются древним способом – сгибанием квадрата без помощи ножниц и клея.

Многие народы стран Запада все чаще используют аналитический способ оригами. Он состоит в том, что поделку выполняют из двух или нескольких одинаковых частей.

Сейчас все чаще можно встретить выражение «кирикоми оригами» – это ни что иное, как оригами с применением ножниц.

Складывание фигурок можно сопровождать познавательными рассказами различной направленности.

Создавая бумажные модели, ребенок постоянно работает с геометрическими фигурами, преобразует одну форму в другую. У детей формируются понятия «сторона», «угол», « вершина» и др.

При складывании педагог может сообщать детям информацию экологического характера, если это фигурки животных, птиц или цветов.

Занятия по складыванию фигурок оригами лучше проводить в соответствии с запланированной деятельностью по развитию речи, формированию целостной картины мира.

Прежде чем приступить к занятиям оригами с детьми, педагог должен освоить основы техники складывания бумаги, познакомиться с условными обозначениями, основными приемами складывания (См. Приложение ) и базовыми формами (См. Приложение ), которыми пользуются оригамисты всего мира, овладеть складыванием классических моделей. Умение складывать базовые формы позволит быстрее ориентироваться в изготовлении любой фигурки и усвоить приёмы её конструирования.

Чтобы заинтересовать детей, начать нужно с самого простого, чтобы пониманию ребенка было доступно то, что он делает и технически выполнимо (См. «Конспект совместной деятельности на тему «Волшебный квадратик»)

Перед очередным занятием необходимо приготовить образцы фигурок в 2-х экземплярах (один – в собранном виде, с дорисовкой и аппликацией, другой – в развернутом).

Начинать обучение складыванию нужно с рассматривания образца, дальнейшего показа приемов складывания по пунктам, затем складывание выполняется поэтапно: показ одного приема – выполнение детьми, показ второго приема – выполнение детьми и т. д. Складывание следует сопровождать пояснениями, точно определяющими действия, или проводить в форме игры, опираясь на ассоциативное мышление.

Когда дети освоят некоторые приемы и терминологию, складывать можно по поэтапному словесному указанию педагога. В дальнейшем дети могут выполнять складывание по пооперационным картам-схемам самостоятельно.

Складыванию каждой фигурки нужно посвятить отдельное занятие. При проведении занятий целесообразно использовать стихи, пословицы, поговорки, потешки. При проявлении детьми усталости необходимо сделать пальчиковую гимнастику, сопровождая ее стихами.

С готовыми поделками можно поиграть, подарить их или разыграть сценки из любимых сказок. А также можно использовать их для создания коллективных сюжетно-тематических композиций.

Оригинальность композиций достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, выполненные в технике оригами, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации. Так, в зависимости от темы композиции, создается нужная обстановка, среда обитания: зоопарк, озеро, грачи на дереве, море и др. Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление. При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека или природы. В процессе создания композиций у детей формируется чувство центра, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях композиции (ближе, выше, ниже, рядом).

Читайте также:  Сайты коррекции и развития ребенка

Материалы и инструменты, необходимые для занятий оригами.

Главный и основной материал для оригами – это бумага. Для оригами лучше брать такую бумагу, которая после сгибания не образует трещин. Бумага должна быть упругой, чистой, не мятой. Следует обращать внимание на цвет бумаги, из которой будет складываться та или иная поделка. Цвет должен конкретизировать образ предмета, с одной стороны (зелёный – ёлка, лягушка; оранжевый – лиса, белка), и представлять возможность использовать всю палитру цветов (цветы, бабочки, рыбы, птицы) с другой стороны.

Ножницы желательно иметь с закруглёнными концами. При пользовании ножницами нельзя забывать о технике безопасности.

Для склеивания модулей или приклеивания поделок для создания сюжетной композиции следует приготовить кисточки разных размеров и клей ПВА.

Некоторые поделки необходимо дорисовать: глаза, нос, чешуйки у рыбок и т. д., для этого нужны карандаши или фломастеры.

Общие правила при обучении технике оригами.

1.  Заготовка должна иметь точно квадратную форму.

2.  Бумага для поделок должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибаться, цветной.

3.  Показ изготовления производиться на столе или на доске. Заготовка для показа должна быть в два раза больше, чем у детей.

4.  При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия.

5.  Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приёма – выполнение детьми, показ второго – выполнение детьми.

6.  Линии сгиба изделия должны тщательно проглаживаться.

7.  Совмещение сторон и углов в процессе складывания должно быть точным.

8.  После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приёмы складывания. В итоге ребёнок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.

.

Литература:

1.  С. Афонькин, Е. Афонькина «Оригами. Бумажный зоопарк» СПб, Литера, 2005

2.  И. Богатова «Оригами», Москва, 2008

3.  Н. Острун, А. Лев «Оригами. Динамические модели» Москва, Айрис-пресс, 2006

4.  С. Соколова «Школа оригами», Москва, Эксмо, 2007

5.  С. Соколова «Сказка оригами», Москва, Эксмо, 2007

6.  С. Соколова «Оригами для дошкольников», СПб, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009

7.  Т. Сержантова «366 моделей оригами», М, Айрис-пресс», 2007

8.  Т. Сержантова «Оригами для всей семьи», М, Айрис-пресс, 2007

9.  О. Щеглова «Новая книга оригами», М, ИД РИПОЛ КЛАССИК, 2007.

F:условные знаки.jpg Приложение

F:условные знаки.jpg

F:условныеF:условные знаки.jpgСгиб на себя – складка «долина». Сгиб от себя – складка «гора».

«Карманная» складка. Раскрыть.

F:условн.знаки2.jpg

Увеличенный рисунокF:условн.знаки2.jpgF:условн.знаки2.jpg. Перевернуть на другую сторону.

F:условн.знаки2.jpgF:условн.знаки2.jpgПеревернуть лист. Складка «зигзаг».

Надрез. Сложить гармошкой.

Приложение

Двойной треугольник Простой треугольник

 

 

Двойной квадрат Воздушный змей

 

 

Конспект совместной деятельности на тему «Волшебный квадратик».

Цель: заинтересовать детей, пробудить желание к работе с бумагой в стиле оригами.

Задачи:

– учить складывать квадрат по диагонали.

– учить четко следовать инструкциям педагога.

– развивать воображение.

– воспитывать аккуратность в работе;

Материал к занятию: «волшебный» квадратик-образец (Приложение ), различные поделки выполненный в стиле оригами, пооперационная карта (Приложение ), на каждого ребёнка 3 квадрата разной величины зелёного цвета, ножницы, клей ПВА.

Ход занятия:

Педагог показывает «волшебный» квадратик (Приложение ), и говорит от его имени:

– Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Квадратик. Я квадратик не простой. Все меня называют чудесным и даже волшебным. А знаете почему? Потому что я умею творить чудеса, могу совершать разные превращения. Вот красивая бабочка – это я. А вот смешной лягушонок – это тоже я. Я могу стать самолётиком, рыбкой, сумочкой, корабликом, шапочкой, мотыльком (рассказ сопровождается показом фигурок, выполненных в стиле оригами). Всего не перечислить.

И ещё я хочу вам сказать, что очень люблю ходить в гости и показывать фокусы девочкам и мальчикам. Знаете, ребята, любая девочка и мальчик может стать волшебником и научиться превращать на вид простой бумажный квадрат в любую фигурку. Но для этого нужно стараться и быть очень внимательным.

Мне всегда хочется узнать как можно больше о том, в кого или во что я превращаюсь. Я очень люблю сказки, стихи, загадки и обязательно расскажу вам. И так, в добрый путь.

Педагог:

Ребята, вы захотели стать волшебниками вместе с нашим квадратиком? Назовите, пожалуйста, самый весёлый зимний праздник (ответы детей.) Правильно, Новый год. Но какой новогодний праздник без ёлки? Давайте попробуем превратить «волшебные» квадраты вот в такие симпатичные ёлочки, как эта (показ готовой поделки.)

Педагог объясняет последовательность изготовления, используя пооперационную карту. Дети повторяют его действия. После того, как детьми сделаны ёлочки, можно предложить украсить их, используя обрезки.

Итог занятия:

Скоро, скоро Новый год!

Он торопится, идёт!

Постучится в двери к нам:

«Дети, здравствуйте, я к вам!»

Праздник мы встречаем,

Ёлку наряжаем –

Вешаем игрушки,

Шарики, хлопушки…

Приложение

E:волш.

Пооперационная карта

C:UsersПламяDesktopПубликация2.jpg
C:UsersПламяDesktopПубликация3.jpg

Источник