Задачи логопедии в речевом развитии ребенка

Задачи логопедии в речевом развитии ребенка thumbnail

Коррекционные задачи в логопедической работе.

К.С.Аксаков:  
«Слово есть первый признак  
 сознательной, разумной жизни.  
 Слово есть воссоздание внутри себя мира»  

          Воспитание и образование – две основополагающие составляющие процесса формирования личности.
«Дать детям радость труда, радость  успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства – это первая заповедь воспитания», – писал В.А.Сухомлинский.
Организация учебной деятельности тесно связана с проблемой развития его речи.
Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение и различение звуков, словарный запас, грамматический строй), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.

         Зачастую дети поступают в школу, имея различные нарушения устной речи и недостаточный уровень развития других психических процессов. Такие учащиеся нуждаются в дополнительных занятиях, позволяющих восполнить пробелы в различных сторонах психической деятельности.

       Логопедическая работа носит коррекционную направленность:

целью её является устранение различных нарушений речи и создание условий для успешной учебной деятельности.
Особенность логопедической работы состоит в том, что это не столько сообщение знаний, сколько воспитание чувства языка. По мнению психологов и лингвистов, родной язык усваивается «на уровне чувства», потому что «чувство образует основу всякой психической деятельности». И лексические, и грамматические значения языка человек чувствует задолго до того, как обретает способность осознавать их. По словам К.С.Аксакова, «…слово есть воссоздание внутри себя мира».
Занятия по преодолению речевых нарушений строятся по определенной системе, учитывающей характер и степень выраженности дефекта с обязательным учетом индивидуальных особенностей учащегося.
Основная задача работы – это формирование мыслительных операций над словом как единицей речи, развитие внимательного отношения к процессу «говорения».
Можно выделить два основных направления работы: развитие и совершенствование устной речи (произношения, лексики, грамматики) и коррекция нарушений письменной речи.
Во многом эта работа носит пропедевтический, предупреждающий, характер. К примеру, до начала изучения в рамках программы по родному языку частей речи, мы пытаемся научиться различать их, что называется, в потоке речи, т.е. на практическом уровне.

        В логопедии выделяются различные нарушения устной и письменной речи. Например, у одного ребенка могут быть на письме ошибки, обусловленные  несколькими видами дисграфий (нарушениями письма): артикуляторно-акустической, аграмматической и оптической. Поэтому, обобщив все виды нарушений речи, всречающихся у школьников, представлю основные коррекционные направления в логопедической работе.

        Основные коррекционные задачи:

  • Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова. Коррекция дефектов произношения.

-узнавать звуки речи и не смешивать их в восприятии;

-отличать нормированное произнесение звука от ненормированного;

-осуществлять слуховой контроль за собственным произнесением и оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков;

-безошибочно использовать звук  во всех видах речи;

  • Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:

– уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящимся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;

-Уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.

-развитие языкового анализа и синтеза(умение определять количество, последовательность и место слов в предложении): придумывание предложений по сюжетным картинкам и определение в нем количества слов; придумывание предложений с определенным количеством слов; распространение предложения; составление графических схем предложения; определение места слов в предложении; выделение предложения из текста с определенным количеством слов и т.д.

  • Формирование связной речи:

-развитие навыков построения связного высказывания; программирование смысла и смысловой структуры высказывания;

-установление логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).

  • Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:

-устойчивости внимания;

-наблюдательности;

-способности к запоминанию;

способности к переключению;

-навыков и приемов самоконтроля;

-познавательной активности;

-произвольности общения и поведения.

  • Формирование полноценных учебных умений:

-планирование предстоящей деятельности (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели);

-контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);

-работа в определенном темпе (умение быстро и качественно писать; проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.);

-применение знаний в новых ситуациях;

-анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.

  • Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:

-умения внимательно слушать и слышать педагога, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т.е. занять позицию ученика);

– умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

-умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;

-умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда.

  • Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:

-ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;

-ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;

-ответы двумя – тремя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);

-применение инструкции (схемы) при подготовке развернутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;

-употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;

-обращение к учителю – логопеду или товарищу по группе за разъяснением;

-пояснение инструкции, учебной задачи с использованием новой терминологии;

-развернутый отчет о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов занятия;

-формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;

-проведение дифференцированного опроса и оценка ответов своих товарищей (в роли руководителя различных видов учебной работы);

-соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог: «Скажите, пожалуйста», «Спасибо» и т.п.);

-составление устных связных высказываний с элементами творчества (фантазии).

  • Развитие неречевых процессов:

-общей и мелкой ручной моторики;

-развитие и уточнение пространственно-временных представлений;

-развитие внимания: важно для нахождения «ошибкоопасных» мест в слове, собственных ошибок (корректурные пробы);

-развитие памяти. Запоминание при помощи ассоциативных рядов, эмоциональной близости запоминаемого, с помощью графической зашифровки объекта запоминания.

– развитие мышления.

Данные коррекционные направления работы осуществляются со всеми детьми. Но при определенном виде речевого нарушения работа проводится по направлениям, соответствующим основным видам ошибок.

 Учитель – логопед

Пучкина С.В.

Источник

Становление речи – это сложнейший процесс, ребенку необходимо научится правильно формировать и произносить мысли, осуществлять контроль над органами речевого аппарата, понимать обращения в свой адрес и уметь ответить собеседнику.

Логопедия

С некоторыми из перечисленных задач у ребенка могут возникнуть трудности. Именно решением проблем, связанных с речью занимается наука — логопедия, а также предотвращением их возникновения.

Основы логопедии

Логопедия – наука, изучающая дефекты в речевом развитии и причины их возникновения. Занимается нахождением способов устранения и выявления нарушений на ранних и поздних этапах образования с помощью специального обучения и корректирующих методов.

Цель логопедии – разработка новых способов решения проблем, связанных с неправильной постановкой речи.

Объект логопедии – лица с отклонениями в речевых способностях. Кроме тех, у которых это связано с физиологическими недостатками.

Предметом логопедии как науки являются дефекты речи. Сюда входит процесс обучения и разработка программы исправления недостатков для каждого человека индивидуально.

История возникновения

Впервые упоминание о коррекции речевых способностей появилось в XVII веке. В сурдопедагогике того времени не учитывались плохо слышащие или с полным отсутствием слуха лица.

Как самостоятельная дисциплина логопедия сформировалась к концу XIX века. До первой половины XX века наука была в упрощенной форме. Дефекты речи рассматривались, как признаки недостаточного формирования или расстройства в работе артикуляционного аппарата. Диагностические мероприятия проводились с медицинской точки зрения.

Занятия с логопедом

После ряда исследовательских работ научное направление логопедии получило более широкий смысл. Ее стали связывать напрямую с педагогикой.

Современная логопедия имеет такие же общие принципы, как и дефектология. Более подробно про дефектологию можно узнать тут. Помимо этого, она тесно связана с другими науками (психология, языкознание, физиология).

Задачи логопедии Речь у детей

Среди основных задач выделяют следующие:

  • исследование индивидуального образования речевых способностей при различных видах недостатков речи;
  • выявление степени отклонений и их распространенности. Обозначение основных симптомов;
  • определение изменений при спонтанном и направленном обучающем воздействии на ребенка с неправильной речью. Исследование характера недостатка речи и его влияния на формирование личности, индивидуальных качеств и поведение в социуме;
  • изучение формирования речи у детей с недостатками развития интеллектуальных способностей, нарушениями или отсутствием зрения и слуха, а также с проблемами опорно-двигательного аппарата;
  • определение происхождения и структурных особенностей отклонений речевого развития. Выяснение механизмов воздействия и симптоматики проявлений;
  • анализ диагностических способов с педагогической точки зрения по устранению дефектов;
  • объединение сведений, параметров, критериев по общим признакам речевых отклонений в отдельные группы;
  • распределение лиц по общим признакам и способностям в отдельные группы. Разработка принципов и методики воздействия на устранение речевых расстройств;
  • совершенствование профилактических мероприятий;
  • разработка вопросов, связанных с организацией работы по устранению дефектов речи.

Мнение эксперта

Маргарита Сергеевна С.

Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.

В задачах логопедии представлены теоретические аспекты решения проблемы и практические методы ее устранения.

Классификация патологий речевых способностей

В логопедии выделяют 2 основных классификации речевых отклонений:

  1. Клинико-педагогическая.
  2. Психолого-педагогическая.

Обе классификации верны и полностью согласованы между собой.

Клинико-педагогическая классификация

Рассматривает проблему речевого расстройства с медицинской стороны. Разделяет все типы нарушений на 2 группы:

  1. Нарушения устной речи. К этой группе относятся:
  • дислалия (неправильная постановка звуков, нарушения фонетического слуха). Проявляется у детей с нормальным слухом и сохранной иннервацией речевого аппарата;
  • ринолалия (неправильное произношение звуков, нарушение тембра голоса). Проявляется у детей с врожденными патологиями строения речевого аппарата;
  • дизартрия (неправильное произношение речи, нарушение фонематического восприятия и фонематического слуха). Возникает у детей, получивших травму головного мозга или ЦНС;
  • дисфония (отсутствие голоса или слабая сила голоса и тембра). Возникает при различных поражениях голосового аппарата;
  • заикание (нарушение ритмики и темпа постановки речи). Возникает из-за судорожного состояния мышц речевого аппарата;
  • брадилалия (темп речи слишком медленный);
  • тахилалия (ускоренный темп речи);
  • Также в устной речи выделяют структурно-семантический вариант нарушений:
  • алалия (одновременное недоразвитие всех составляющих речи или полное ее отсутствие). Возникает во время беременности матери или при врожденных патологиях ЦНС;
  • афазия (полная потеря речевых навыков). Возникает из-за патологий головного мозга.

2. Нарушения письменной речи. Сюда входят:

  • дислексия (расстройство чтения). Возникает при нормальном зрении и интеллекте. Ребенок не способен распознавать некоторые буквы и произносить их;
  • дисграфия (расстройство письма). Ребенок путает буквы в словах при написании.

Схематически клинико-педагогическая классификация выглядит так:

Психолого-педагогическая классификация

В логопедии чаще всего применяется именно эта классификация. Данная разработка принадлежит Р.Е. Левиной. В ее основе лежат методы коррекции речевых дефектов.

  1. Патологии формирования (возникают в процессе недостаточного развития речи или его слишком медленного темпа)
  • фонетико-фонологическое;
  • общее нарушение речи.

2. Нарушения применения (возникают из-за проблем с функционированием речевого аппарата без механических повреждений)

  • заикание;
  • патологии без судорог.

Мнение эксперта

Маргарита Сергеевна С.

Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.

Для современной трактовки патологии характерно такое утверждение: расстройство речи – это системное нарушение.

Понятия ЗРР и ОНР в логопедии

Задержка речевого развития //rechudetey.ru/narushenie-rechi/zaderzhka-rechevogo-razvitiya-zrr.html, характерна для детей, не достигших 4 летнего возраста. Уровень развития речевых способностей ребенка с таким диагнозом заметно отстает от сверстников. При своевременном обращении к логопеду отклонение успешно устраняется.

ОНР – общее недоразвитие речи. Понятие включает в себя разносторонние патологии в речевом развитии ребенка (лексические, грамматические, фонетические и другие ошибки в произношении и формулировке слов и предложений).

ОНР может наблюдаться при алалии, дизартирии и т.д. В логопедии ОНР разделяют на 4 уровня, которые определяются степенью отклонений от нормы. Представлено в таблице:

Уровни ОНР

Характеристика

1 уровень

  • словарный запас ограниченный;
  • импрессивная речь нарушена;
  • грамматические нарушения;
  • неправильная слоговая структура слов;
  • нарушения звукопроизношения (сигматизм). Например, замена шипящих звуков свистящими;

2 уровень

  • безграмотная фразовая речь;
  • произношение звуков частично нарушено;
  • фонематическое восприятие на низком уровне;
  • отсутствие навыка составления слов.

3 уровень

  • проблемная фразовая речь;
  • экспрессивная речь плохо развита;
  • ошибочное согласование слов;
  • ошибки в произношении основных звуков;
  • неправильное составление простых предложений.

4 уровень

  • звукопроизношение нарушено;
  • экспрессивная речь на слабом уровне развития;
  • импрессивная речь слабо развита;
  • словарный запас значительно выше, чем в первых трех уровнях.

Мнение эксперта

Маргарита Сергеевна С.

Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.

Представленное разделение необходимо логопеду для правильной постановки диагноза и последующего лечения.

Упражнения для коррекции дефектов в логопедии

Занятия с логопедом направлены на разработку артикуляционного аппарата и дыхательной системы ребенка.

Гимнастика дыхательных путей учит правильно дышать через нос и рот, а также тренирует задерживать дыхание на несколько секунд.

Чтобы занятия не утомляли детей их выполняют в игровой форме. Например, игра «Кораблики». Ее суть в том, что ребенок дует на кораблик, находящийся в воде воздухом пододвигая его к краю емкости. Таких игр в логопедии огромное количество.

Гимнастика артикуляционного аппарата состоит в следующем: 

  • разминка нижней челюсти;
  • разминка щек;
  • разминка губ;
  • зарядка для языка;
  • зарядка для неба.

Упражнения проводят в стихотворной форме с задействованием мимики лица. Делая акцент на том, какие звуки ставятся первыми и на правильное ударение в словах.

Су-Джок терапия

Терапевтический метод применяется для коррекции речевых отклонений. Его цель – нормализация тонуса мышц. Благодаря воздействию на мышцы активизируется работа головного мозга, а именно центров, отвечающих за речь.

Специальное кольцо с массажными шариками одевается на большой палец руки. Легкими движениями массажируют сначала весь палец, а потом активно воздействуют на его ногтевую область до появления покраснения.

Терапия особенно полезна для детей с диагнозом дизартрия. Потому что у этой категории расстройства речи связаны с неправильной работой головного мозга.

Источник

Краткое описание документа:

I. Предмет, объект, цель и задачи логопедии.

Изучением речевых нарушений, их предупреждением и преодолением путем воспитания и обучения занимается специальная педагогическая наука – логопедия.

Логопедия как наука имеет важное теоретическое и практическое значение, которое обусловлено социальной сущностью языка, речи, тесной связью развития речи, мышления и всей психической деятельности ребенка.

Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению.

Логопедия — это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.

Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности.

Объект изучения — человек (индивидуум), страдающий нарушением речи.

Целью логопедии является разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждения речевых расстройств.

Задачи логопедии:

1. Изучение онтогенеза речевой деятельности при различных формах речевых нарушений.

2. Определение распространенности, симптоматики и степени проявлений нарушений речи.

3. Выявление динамики спонтанного и направленного развития детей с нарушением речевой деятельности, а также характера влияния речевых расстройств на формирование их личности, на психическое развитие, на осуществление различных видов деятельности поведения.

4. Изучение особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей с различными отклонениями в развитии (при нарушении интеллекта, слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата).

II. Взаимосвязь логопедии с другими разделами.

Таблица 1

Внутрисистемныесвязи

Специальная педагогика:

Логопедия

Психология:

– знание закономерностей психического развития ребенка;

– владение методами психолого-педагогического обследования детей разного возраста и адекватный подбор этих методов для обследования речевых и неречевых функций;

– определение роли речи в психическом развитии ребенка;

– установление контакта с лицом, имеющим нарушение речи;

– повышение эффективности логопедического воздействия.

Специальная педагогика:

Логопедия

Педагогика:

– внедрение педагогических концепций, общих дидактических принципов в практику обучения;

– конструирование учебного процесса

Специальная педагогика:

Логопедия

Специальная педагогика и ее отрасли:

– изучение специфики обучения и воспитания детей с нарушением речи;

– дифференциация нарушений речи от сходных состояний;

– подбор адекватных методов, приемов для преодоления речевых расстройств у детей с сенсорными и психофизическими нарушениями;

– подбор соответствующих методов для преодоления неречевых нарушений у детей с речевыми нарушениями.

Специальная педагогика:

Логопедия

Методика обучения родному языку :

– раскрытие теоретических и методических аспектов изучения и развития речи у детей с нарушенной речевой деятельностью;

– изучение закономерностей, целей, содержания, средств, приемов, методов и системы развития речи у детей с речевой патологией.

Специальная педагогика:

Логопедия

Методика обучения математике:

-изучение закономерностей, целей, содержания, средств, приемов, методов и системы обучения математике детей с речевой патологией.

Таблица 2

Межсистемные связи

Специальная педагогика:

Логопедия

Анатомия и физиология, нейрофизиология:

раскрытие механизмов речи, мозговой организации речевого процесса, сведения о строении и функционировании анализаторов, принимающих участие в речевой деятельности.

Специальная педагогика:

Логопедия

Оториноларингология:

– возможность не только определить этиологию нарушений, но и выявить закономерности сочетания логопедической работы с медицинским воздействием (медикаментозным и физиотерапевтическим лечением, оперативным вмешательством;

– дифференциальная диагностика нарушений речи от сходных состояний

Специальная педагогика:

Логопедия

Неврология, невропатология:

– знание строения нервной системы, ее функций и особенностей развития;

– знание неврологических основ речевых нарушений (определение локализации очага поражения головного мозга);

– выявление неречевых расстройств;

– установление клинического речевого диагноза;

– возможность осуществление комплексного коррекционного воздействия (подбор медикаментозного лечения, физиопроцедур);

– возможность правильного выбора профиля

Специальная педагогика:

Логопедия

Психопатология, клиника олигофрении:

– дифференциальная диагностика нарушений речи от сходных состояний;

– представление о наиболее частых формах психических нарушений у детей, так называемых пограничных состояниях, проявляющихся в поведенческих и эмоциональных нарушениях, олигофрении и задержках психического развития

5. Выяснение этиологии, механизмов, структуры и симптоматики речевых нарушений.

6. Разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств.

7. Систематизация речевых расстройств.

8. Разработка принципов, дифференцированных методов и средств устранения речевых нарушений.

9. Совершенствование методов профилактики речевых расстройств. 10.Разработка вопросов организации логопедической помощи

В указанных задачах логопедии определяется как теоретическая, так и практическая ее направленность. Теоретический ее аспект — изучение речевых расстройств и разработка научно обоснованных методов их профилактики, выявления и преодоления. Практический аспект — профилактика, выявление и устранение речевых нарушений. Теоретические и практические задачи логопедии тесно связаны.

Логопедия исторически складывалась как интегративная область знаний о психической и, конкретнее, речевой деятельности человека, речевых и языковых механизмах, обеспечивающих формирование речевой коммуникации в норме и патологии. В связи с этим логопедия базируется на неврологии, нейропсихологии и нейролингвистике, психологии, педагогике и ряде других наук. Эти научные дисциплины позволяют логопедии научно обосновывать механизмы и структуру нарушения речи, разрабатывать и использовать научно обоснованные методы развития, исправления и восстановления речи.

Структуру современной логопедии составляет дошкольная, школьная логопедия и логопедия подростков и взрослых. Логопедия тесно связана со многими науками. Различают внутрисистемные и межсистемные связи. К внутрисистемным относятся связи с педагогикой, различными отраслями специальной педагогики: сурдопедагогикой, тифлопедагогикой, олигофренопедагогикой; методиками обучения родному языку, математике; с логопедической ритмикой.

К межсистемным связям относятся связи с медико-биологическими и лингвистическими науками.

Источник