Задачи коррекции психического развития ребенка выделяют

Задачи коррекции психического развития ребенка выделяют thumbnail

Основными задачами коррекции психического развития ребенка являются, во-первых, коррекция отклонений в психическом развитии на основе создания оптимальных возможностей и условий для развития личностного и интеллектуального потенциала ребенка, во-вторых, профилактика нежелательных негативных тенденций личностного и интеллектуального развития.

Формы коррекции

Сам термин «коррекция психического развития» как определенная форма психолого-педагогической деятельности впервые возникает в дефектологии применительно к вариантам аномального развития. Там он означает совокупность педагогических воздействий, направленных на исправление недостатков, отклонений в развитии ребенка.

Исходным принципом для обоснования целей и задач коррекции, а также способов их достижения является принцип единства диагностики и коррекции развития. Задачи коррекционной работы могут быть правильно поставлены только на основе полной диагностики и оценки ближайшего вероятностного прогноза развития, определяемого исходя из понятия «зона ближайшего развития».

В зависимости от характера диагностики и направленности коррекции Д. Б.Эльконин предлагал различать две формы коррекции: симптоматическую, направленную на симптомы отклонений в развитии, и коррекцию, направленную на источники и причины отклонений в развитии. Вторая форма коррекции каузальной направленности имеет безусловный приоритет перед формой симптоматической коррекции. Для успеха коррекции необходимо исходить из психологической структуры нарушений и анализа их генезиса. Коррекционные усилия, таким образом, должны быть сконцентрированы не столько на внешних проявлениях отклонений в развитии, на их симптоматике, сколько на действительных источниках, порождающих эти отклонения, и на их причинах.

В практике возрастно-психологического консультирования следует дифференцировать коррекцию нормального развития и коррекцию аномального развития, отягощенного биологическим этиогенезом отклонений в развитии. Особым случаем является коррекция вариантов задержки психического развития, обусловленной социально – психологическими и педагогическими причинами. Особое место в консультативной практике занимает коррекция невротических состояний и неврозов в условиях нормального развития, составляющая сферу приложения усилий как психиатров и патопсихологов, так и возрастных психологов.

В зависимости от содержательно-психологической направленности коррекции в рамках нормального онтогенетического развития следует различать коррекцию умственного развития, коррекцию развития личности, коррекцию и профилактику развития невротических состояний и неврозов.

В зависимости от форм организации психологической помощи с целью решения коррекционных задач в работе психолога можно выделить три ее вида: лекционно-просветительскую, консультативно-рекомендательную и собственно коррекционную работу в форме индивидуальной и групповой коррекции.

Лекционно-просветительская работа адресуется группе родителей, воспитателей и учителей и предполагает рассмотрение основных закономерностей и базовых фактов развития ребенка, возрастно-психологических особенностей конкретных стадий развития ребенка, типичных критичных ситуаций, трудностей и проблем каждого возраста и общих рекомендаций по их преодолению.

Консультативно-рекомендательная работа строится на основе прицельной диагностики характера и причин, переживаемых ребенком трудностей в развитии, и предполагает формулирование психологом системы рекомендаций, учет и выполнение которых родителями, учителями и воспитателями при активной роли самого ребенка будут содействовать как профилактике, так и преодолению негативных тенденций и трудностей в развитии.

Третья, наиболее трудоемкая, собственно коррекционная работа осуществляется непосредственно психологом при активном содействии родителей, воспитателей и учителей с группой детей или индивидуально с ребенком. Эта форма работы с большим или меньшим успехом может быть реализована педагогами в сотрудничестве с психологами в различных видах детских учреждений. Такая форма работы, хотя и требует значительных усилий, материальных и организационных затрат, применения специальных методов и методик, техник и процедур, является наиболее результативной и перспективной.

Источник

Главнаястр 1

скачать

Коррекция психического развития ребенка: цели,задачи, этапы

Важной задачей возрастной психологии является вопрос о слежении за ходом психического развития детей с целью ранней диагностики и выявления нарушений в развитии, их предупреждения и коррекции. Под «коррекцией» понимается определенная психолога-педагогическая деятельность, направленная на исправление недостатков в развитии ребенка, обеспечения достижения уровня возрастной нормы развития.

Психолого – педагогическая коррекция имеет продолжительную историю развития в психологии. Значительный вклад в организацию коррекционной работы с детьми внес Л.С.Выготский. Выделяя цели коррекционной работы, он подчеркивал важность профилактических мероприятий, а не исправления уже образовавшихся дефектов.

Основными задачами коррекции психического развития ребенка являются:

1. коррекция отклонений в психическом развитии на основе создания оптимальных возможностей и условий для развития личностного и интеллектуального развития ребенка;

2. профилактика негативных тенденций личностного и интеллектуального развития.

Определение целей и задач коррекции требует рассмотрения понятия «отклонения» В развитии. Можно выделить два типа отклонений: отклонение по типу запаздывания и отклонение по типу нарушения. Первый тип выражается в снижении темпа психического развития, не выходящее за пределы возрастной нормы. Второй тип представляет собой формирование негативных личностных комплексов, нарушения поведения, общения и деятельности.

Цели коррекционной работы определяются закономерностями развития ребенка, представлениями о структуре и динамике возраста. Выделяются три основных направления в процессе постановки целей коррекционной работы:

1. оптимизация социальной ситуации развития – связана с улучшением сферы общения ребенка, расширением круга общения, гармонизацией отношений ребенка со значимыми людьми;

2. развитие видов деятельностии ребенка – предполагает внесение корректив в мотивационный компонент деятельности, обеспечивая формирование значимых для ребенка мотивов;

З. формирование возрастно – психологических новообразований – предполагает коррекционные воздействия, основанные на возрастной норме.

Основные психологические механизмы коррекционного воздействия игры:

. моделирование системы социальных отношений в наглядно- действенной форме в игровых условиях, исследование их ребенком и ориентировка в этих отношениях;

. изменение позиции ребенка в направлении преодоления познавательного и личностного эгоцентризма;

. формирование реальных отношений как равноправных партнерских отношений сотрудничества и кооперации между ребенком и сверстниками;

. организация поэтапной отработки в игре новых, адекватных способов ориентировки ребенка в проблемных ситуациях;

. организация ориентировки ребенка на выделение переживаемых им эмоциональных состояний, обеспечение их осознания;

. формирование способности ребенка к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе правил, регулирующих выполнение роли.

Требования к подготовке к квалификации психолога, ведущего коррекционную работу.

Читайте также:  Роль игрушки в развитии ребенка консультация

Важное значение в коррекционной работе имеет личность психолога – игротерапевта. Психолог, занимающийся психологической коррекцией, должен любить и интересоваться другими людьми, быть критичным к своим возможностям, рефлексировать свои эмоциональные состояния, должен уметь петь, танцевать, рисовать и лепить, быть ловким, активным и быстрым.

Психолог не должен переносить в игровую комнату трудности и проблемы собственных взаимоотношений с детьми, не должен быть чрезмерно зависим от расположения детей, не испытывать острой потребности в их любви и принятии.

Психолог не должен отдавать на занятиях предпочтения конкретным детям, не должен занимать антагонистическую позицию по отношению к родителям.

Психолог должен обладать базовыми гуманистическими установками на принятие ребенка в его уникальности и самоценности, на признание права ребенка на выбор собственного пути развития, отказа от попыток манипулятивноro воздействия на ребенка. Основным смыслом профессиональной деятельности психолога – игротерапевта должно стать создание и организация условий для эффективного преодоления трудностей развития ребенка, оптимизация развития, формирование гармоничной личности.

Основные этапы коррекции:

1. Планирование целей, задач, тактики проведения коррекционной работы на основе детального психологического обследования ребенка и заключения об особенностях его развития.

2. Разработка программы и содержания коррекционных занятий, выбор формы коррекционной работы

(индивидуальная или групповая). Отбор методик и техник коррекционной работы, планирование форм

участия родителей в коррекционной программе.

З. Организация условий осуществления коррекционной программы. Консультирование родителей. Подбор детей в группу. Информирование педагогов и администрации детского учреждения о плане проведения коррекционных мероприятий. Обсуждение коррекционной программы с педагогами, администрацией.

4. Реализация коррекционной программы. Проведение коррекционных занятий с детьми в соответствии с коррекционной программой. Контроль динамики хода коррекционной работы. Предоставление родителям детей обратной связи о ходе коррекционной работы. Проведение родительских групп (в соответствии с планом коррекции). Информирование по запросу педагогов и администрации детского учреждения о промежуточных результатах коррекции. Внесение необходимых корректив в программу работ.

5. Оценка эффективности коррекции. Оценка результатов коррекционной программы с точки зрения достижений планируемых целей. Составление психолого-педагогических рекомендаций по воспитанию и обучению детей, направленных на закрепление положительных результатов коррекционной работы. Разработка в случае необходимости программы индивидуального курирования случая. Обсуждение итогов коррекционной работы с родителями, педагогами, администрацией.

Показания к проведению индивидуальной и групповой форм игровой коррекции.

В зависимости от состава участников игровых занятий различают две формы коррекционной

работы: индивидуальную и групповую игротерапию. Единством двух форм коррекции является то, что психологическое воздействие направлено не на группу, а персонально на каждого ребенка. В игротерапии совсем не ставятся групповые цели.

Групповая игротерапия обладает большей эффективностью и только она позволяет обеспечить гармоническое развитие личности. Выбор индивидуальной или групповой формы проведения коррекционных занятий в каждом конкретном случае определяется характером психологических трудностей развития, испытываемых ребенком. Процесс игротерапии включает два этапа – этап индивидуальной игротерапии, который может быть сведен к знакомству с психологом, установлению первичных отношений, и второй этап – групповой игротерапии, обеспечивающий обобщение приобретенного позитивного опыта и перенос его в реальную практику социальных отношений. Главным критерием для того, чтобы начинать коррекционную работу с групповой формы, является наличие у ребенка потребности в общении, одобрении, стремлении к высокому социальному статусу.

О.А. Карабанова выделила основные показания для проведения групповой игротерапии:

· трудности коммуникации: низкий уровень коммуникативной компетентности, несформированность коммуникативных действий, неумение согласовывать свои действия с партнерами, отсутствие адекватных способов разрешения конфликтных ситуаций, необщительность, замкнутость, низкий социометрический статус;

· социальный инфатилизм – низкий уровень сформированности широких социальных мотивов, неудовлетворительная или неадекватная ориентировка в системе сициальных норм и правил, нечеткие представления о социальных ролях;

· трудности произвольной регуляции поведения и деятельности – трудности принятия и сохранения цели, отсутствие или низкий уровень развития способности планировать свои действия в соответствии с поставленной целью, неумение контролировать свои действия и предвидеть их последствия, неспособность правильно оценить результаты действия и внести необходимые коррективы в деятельность, импульсивность, чрезмерная зависимость от взрослого;

· нарушения поведения – умеренная агрессивность, вредные привычки ( грызение ногтей и т.п.), отказ от пищи, воровство;

· трудности эмоционального развития – неадекватная или неполная ориентировка ребенка в

эмоциональных состояниях и чувствах как самого себя, так и другого человека, неспособность к

эмпатии при наличии потребности в общении с другим человеком;

· трудности личностного развития – неадекватные представления о своих качествах, способностях,

возможностях, неадекватная самооценка, неуверенность в себе, неадекватная поло-ролевая

идентификация;

· фобические страхи – страх определенных объектов, действий и событий, реакция их избегания, высокая ситуативная и личностная тревожность.

Показаниями для индивидуальной формы игротерапии являются:

· несформированность социальной потребности в общении с другими людьми, крайний эгоизм и

себялюбие;

· актуальное стрессовое состояние ребенка – депрессия, фрустрация, эмоциональный шок, длительная социальная и эмоциональная депривация;

· явно асоциальное поведение – крайняя агрессивность, проявлющаяся в форме физической и

вербальной агресии, случаи ) жестокости в отношениях с другими людьми;

· ускоренное сексуальное развития – повышенный интерес к вопросам пола.

Во всех перечисленных случаях продолжительность индивидуальной игротерапии и решение вопроса о переходе к групповой игротерапии принимается психологом в зависимости от содержания трудностей развития, динамики игровой терапии и достигнутых результатов.

Структура коррекционно – развивающей программы

Ориентировочный этап. На данном этапе решаются следующие задачи: установление эмоционально-позитивного контакта с ребенком; ориентировка ребенка в обстановке игровой комнаты, правилах и нормах; знакомство с участниками группы. Установление первичных взаимоотношений.

Этап объективирования трудностей и развития конфликтных ситуаций. Задачи: актуализация и реконструкция конфликтных ситуаций; объективирование негативных тенденций личностного развития ребенка в игре, коммуникации с взрослыми; диагностика особенностей поведения ребенка в конфликтных ситуациях и трудностей личностного развития; эмоциональное отреагирование ребенком чувств и переживаний, связанных с прошлым негативным опытом взаимодействия.

Конструктивно-формирующий этап. Задачи: формирование адекватных способов поведения в конфликтных ситуациях; развитие коммуникативной компетентности; развитие способности к осознанию себя и своих возможностей; расширение сферы осознания чувств и переживаний; формирование способности к произвольной регуляции деятельности; преодоление эмоционально-личностного эгоцентризма.

Обобщающе-закрепляющий этап. Задачи: обобщение сформированных на предшествующем этапе адекватных способов коммуникации; перенос нового позитивного опыта в реальную жизнедеятельность.

Читайте также:  Школа для развития ребенка до года г волгоград

скачать

Смотрите также:

Коррекция психического развития ребенка: цели,задачи, этапы

72.93kb.

Закономерности психического развития детей с нарушениями слуха

27.14kb.

Развития ребенка к условно нормативному или отклоняющемуся

449.86kb.

Примерные ориентиры нормального развития ребенка

27.13kb.

Психолого- педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития(зпр)

66.63kb.

1. Определение криптологии. Криптография и криптоанализ. Цели и задачи. Основные этапы развития

36.16kb.

Задержка психического развития у детей с дцп нарушения эмоционально-волевой сферы. Инфантилизм патологическое развитие личности

161.12kb.

Курсовая работа по психологии взаимосвязь психологической атмосферы в семье и уровня психического развития ребенка

278.4kb.

Понятие «задержка психического развития». Классификация

116.65kb.

Билет 1 Туристские слеты и соревнования. Цели и задачи. Порядок проведения. Судейская коллегия. Карты, схемы, кроки и описания. Требования к ним, прогноз достоверности. Заболевания, характерные для данного вида туризма

74.29kb.

Развитие «Я» 2 Различные аспекты развития 3 Детство 6 Этапы умственного развития ребенка и подростка 13

5908.43kb.

Построение познавательной деятельности ребенка с задержкой психического развития на основе интереса

111.45kb.

Источник

Цель, основные задачи и принципы психологической коррекции
в дошкольном возрасте

В психолого-педагогической научной литературе и в практике воспитания и обучения детей дошкольного возраста понятие «коррекция» широко используется многими авторами. В переводе с латинского языка слово «коррекция» означает исправление, внесение поправок, улучшение чего-либо. В таком дословном понимании термина «коррекция» «психологическая коррекция» как форма психолого-педагогической деятельности зародилась и продолжает существовать в настоящее время в дефектологии применительно к различным вариантам аномального развития. В этой области психологическая коррекция означает совокупность воздействий, направленных на исправление недостатков и отклонений в психическом развитии, которые связаны в первую очередь с органическими нарушениями и нуждаются в специальной медико-педагогической помощи.

Постепенно с развитием практической психологии употребление понятия «психологическая коррекция» стало распространяться и на область нормального психического развития ребенка, так как и в его ходе встречаются различные отклонения, расстройства и нарушения, которые связаны с неблагоприятными внешними и внутренними условиями развития практически здоровых детей и порождают нестандартное и «трудное» поведение. К настоящему времени в пространстве дошкольного детства сложилась устойчивая традиция широко использовать понятие «психологическая коррекция» применительно к различным психологическим проблемам, существующим в рамках медико-биологической нормы. Действительно, запросы педагогической практики направляют усилия дошкольных психологов не только на всестороннее изучение каждой конкретной ситуации развития и глубокое понимание тех или иных специфических трудностей ребенка. Они побуждают и к вдумчивому анализу причин поведения, и к последующей разработке эффективной помощи, которая компенсирует неблагоприятные тенденции психического развития и способствует более успешной адаптации ребенка к социальным условиям.

Однако необходимо подчеркнуть, что по отношению к нормальному дошкольному детству использование термина «психологическая коррекция» допустимо, если при этом смысл понятия «коррекция» отчетливо смещается с «исправления и улучшения» на «закономерное и качественное изменение» как свойство процесса развития, и в толковании понятия «психологическая коррекция», прежде всего, подразумевается направляющее и развивающее содержание. Тогда происходит принципиальная замена внешнего оценочного содержания коррекции, ориентированного на довлеющую позицию вмешательства и воздействия взрослого по отношению к ребенку. И в таком случае «психологическая коррекция» понимается как организованный целенаправленный процесс взаимодействия взрослого и ребенка, главная цель которого – полноценное психическое и личностное развитие ребенка, а основные задачи – интенсификация нормального развития и создание наиболее благоприятных условий для гармоничного психического развития ребенка.

Именно такое понимание основной цели и задач психологической коррекции задает определенную – совершенно особую – психолого-педагогическую позицию по отношению к ребенку-дошкольнику. Не ребенка «подгонять» под те или иные образовательные программы и образцы поведения, ограничивая рамками жестко заданных требований и представлений, а видоизменять и совершенствовать условия развития ребенка. Обогащать, расширять и варьировать содержание, методы и формы воспитания, активизировать потенциал возможностей развития психики за счет наполнения деятельности ребенка наиболее значимыми ее видами и способами.

Центральная идея теории психического развития ребенка
А.В. Запорожца, которая принята и разрабатывается в отечественной психологии, выделяет положение о качественном своеобразии и непреходящей ценности отдельных периодов детства, создающих уникальные возможности для формирования соответствующих психических процессов и функций. Исходя из этого, в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками важно опираться на знание основных возрастных закономерностей развития ребенка в разные периоды детства и выбирать путь амплификации развития, т.е. широкого и максимального развертывания различных специфически дошкольных видов деятельности, а также общения со сверстниками и взрослыми.

Основные принципы организации и проведения коррекционно-развивающей работы с дошкольниками в отечественной педагогике и психологии определяются и формулируются в соответствии с фундаментальным понятием личности человека как целостной психологической структуры. Методологическим основанием коррекционно-развивающего подхода является теоретическое положение о формировании личности человека в течение жизни и в процессе усвоения культурно-исторического опыта благодаря общению с окружающими людьми и в результате собственной активной деятельности, содержание и структура которой закономерно изменяются в онтогенезе (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Л. Венгер, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, И.В. Дубровина, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.).

Перечислим основные принципы организации и проведения коррекционно-развивающей работы в пространстве дошкольного детства.

  • Единство коррекции и развития. Этот определяющий принцип означает, что решение о необходимости коррекционной работы принимается только на основе полноценного психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка, и что уже с первых этапов работы практический психолог ориентируется на возможные достижения в процессе коррекции. Принцип единства коррекции и развития определяет название соответствующих программ как коррекционно-развивающих.
  • Единство возрастного и индивидуального в развитии. Этот принцип соотносит возрастные возможности развития с индивидуальными особенностями ребенка, учитывает неповторимость и уникальность конкретного пути развития личности человека. Каждый возрастной период имеет свою ценность в целостном поступательном процессе становления личности человека, свой потенциал развития и свое значение в обеспечении перехода на следующий возрастной этап. Полноценное проживание дошкольного периода гарантирует реализацию возможностей возраста, способствует формированию всех сторон личности ребенка на этом этапе развития. В онтогенетическом развитии человека существуют определенные сензитивные периоды, в течение которых организм обладает повышенной чувствительностью к различного рода воздействиям внешней среды и оказывается физиологически и психологически способным к усвоению новых знаний и форм поведения. Эти периоды определяют условные возрастные границы оптимальных сроков развития психических функций и форм деятельности и задают оптимальные сроки эффективного обучения. Но для каждого конкретного ребенка возраст выступает как индивидуальный вариант развития. Различаются не только индивидуальные темпы развития, как в целом, так и его отдельных свойств, процессов и качеств, но и своеобразие различных сфер, например, экспрессивность и энергичность движений, сила, глубина и продолжительность эмоциональных переживаний ребенком различных жизненных ситуаций и т.п. Поэтому коррекционная работа хотя и ориентируется на норму психического развития, но не решает задачу «подгонки» под этот ориентир каждого ребенка именно сейчас, в данный момент. Ориентир предполагает широкое творческое поле поиска и деятельности в пространстве возможностей ребенка и во времени их актуализации. Следовательно, и коррекционная программа не может быть усредненной и унифицированной. Она призвана способствовать максимальной индивидуализации развития каждого ребенка и создавать условия для сбалансированного развития его личности как целостности.
  • Единство диагностики и коррекции развития. Этот принцип подчеркивает, что коррекция и развитие взаимно обусловлены. Информацию об индивидуально-психологических особенностях ребенка дает психодиагностика, поэтому деятельность, направленная на решение задач психологической коррекции считается диагностико-развивающей работой.
  • Деятельностный принцип осуществления коррекции. Этот принцип определяет специфику средств, путей и способов достижения поставленной цели в дошкольном детстве. Он основан на признании ведущей роли взрослого в психическом развитии ребенка и того, что именно активная деятельность самого ребенка является движущей силой развития. Учитывает, что ведущая деятельность этого возраста в наибольшей степени способствует развитию ребенка в данном периоде онтогенеза и что развитие любой человеческой деятельности требует специального формирования. Этот принцип предполагает проведение коррекционной работы через организацию соответствующих видов деятельности самого ребенка в сотрудничестве со взрослым и создание таких условий воспитания и обучения детей, которые восполнили бы, если это необходимо, недостатки в развитии, возникшие в предыдущие годы жизни ребенка. В связи с этим основным содержанием коррекционной работы становится создание зоны ближайшего развития личности и деятельности ребенка, позволяющей охарактеризовать возможности и перспективу развития и сформулировать развивающие задачи в позитивной форме. Эффективная психолого-педагогическая коррекционно-развивающая работа способствует продуктивному самовыражению личности ребенка и строится как целенаправленное формирование психологических новообразований, составляющих сущностную характеристику возраста. Упражнения и тренировка уже имеющихся у ребенка психологических способностей не делает коррекционную работу эффективной, так как обучение в этом случае лишь следует за развитием, совершенствует способности в чисто количественном направлении и не поднимает их на более перспективный качественный уровень. Но и слишком большой отрыв условий проведения обучения от наличного уровня развития ребенка не приносит желаемого продвижения вперед. Основным критерием здесь выступает способность ребенка справиться с тем или иным заданием при некоторой помощи взрослого, которая постепенно сокращается вплоть до полного отказа от нее. Если же ребенок все-таки не в состоянии отказаться от помощи, можно предположить, что в данный момент времени эти требования находятся за пределами зоны ближайшего развития ребенка и не способствуют прогрессу в его психическом развитии.
  • Подход в коррекционной работе к каждому ребенку как к одаренному. Этот принцип означает, что дети, с которыми проводится коррекционно-развивающая работа, не должны восприниматься родителями и педагогами как дети «другого» сорта. Они нуждаются не в особом отношении, а в продуманном и последовательном развитии до оптимальной нормы. Мобилизация движущих сил развития у ребенка происходит тогда, когда он чувствует, что взрослый верит в него и доверяет ему, когда взрослый активно и заинтересованно включает ребенка в совместное решение все более разнообразных и широких задач.
  • Анализ различных вариантов развития ребенка и особенностей его деятельности в пределах нормы, изучение конкретной межличностной ситуации, выбор и применение адекватных психокоррекционных приёмов в работе с дошкольниками проводится на основе синдромного подхода, предложенного Л.С. Выготским и разработанного в дальнейшем А.Л. Венгером. Этот принцип выделяет приоритет коррекции казуального типа и направляет усилия заинтересованных взрослых, прежде всего, на поиск истинных причин тех или иных нежелательных, проблемных проявлений у ребенка и на их возможное устранение в условиях данной ситуации развития.
Читайте также:  Скачать книгу эмоциональное развитие ребенка

Коррекционно-развивающая работа строится как целостная осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений. Синдромный подход позволяет соотнести те или иные поведенческие особенности ребенка с конкретной системой его отношений с окружающими людьми и использовать наиболее эффективные способы коррекционно-развивающего взаимодействия психолога, родителей, педагогов и ребенка.

Таким образом, в пространстве нормального дошкольного детства коррекционно-развивающая работа, направленная на гармонизацию психического развития ребенка, в отношении каждого практического случая ставит перед дошкольным психологом целый комплекс взаимосвязанных задач и предъявляет определенные требования к соответствующим программам, исходя из основных психолого-педагогических принципов.

Источник