Задачи доу в развитии ребенка по новым стандартам

Задачи доу в развитии ребенка по новым стандартам thumbnail

Автор: Бизяева Нафида Галимьяновна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЮШАЛИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД № 11 «КОЛОКОЛЬЧИК»

Организация образовательной деятельности в ДОУ в соответствии с требованиями стандартов

нового поколения

Научно-практическая конференция

Составитель:

Бизяева Н. Г.

воспитатель

подготовительной

группы

п.Юшала

2016г.

Организация образовательной деятельности в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС

В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены, основа которых была заложена государством, проявляющим большой интерес к развитию данной сферы. В целях совершенствования воспитания и образования дошкольников введены ФГОС дошкольного образования, утверждены СанПиН к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, с 01.09.2013г. введен в действие новый федеральный закон «Об образовании в РФ». Главная цель политики в сфере дошкольного образования – качественное образование дошкольников. В настоящее время дошкольные учреждения могут осуществлять выбор приоритетных направлений, программ, видов образовательных услуг, новых форм работы, ориентированных на интересы педагогического коллектива и родителей.

Введение ФГОС дошкольного образования связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.

Однако стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.

Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности.

ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятельности стали: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др.

Впервые в истории российского образования ФГОС дошкольного образования являются документом, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения, какие она определяет цели, содержание образования и как организован образовательный процесс.

Основная общеобразовательная программа – это модель организации образовательного процесса ДОУ. Программа помогает ребенку овладеть базисным уровнем дошкольного образования. Она призвана обеспечить дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении, т.е. в школе и должна выполняться каждым дошкольным учреждением.

Коллективом нашего детского сада разработана основная образовательная программа ДО, с учетом особенностей образовательного учреждения МКДОУ «Юшалинский детский сад №11 «Колокольчик», возрастных особенностей, образовательных потребностей и запросов воспитанников и семьи.

На ее основе разработана рабочая программа педагога, которая определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса и направлена на формирование общей культуры, развития физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей. Программа решает задачи по воспитанию культурного, свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его.

Свою педагогическую деятельность проектирую, основываясь на стандарты нового поколения. Если раньше образовательная деятельность осуществлялась в занятийной форме, то, с переходом на ФГОС, формы работы с детьми изменились. Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в группе. Это:

  • Совместная (партнерская) деятельность педагога с детьми:
  • Образовательная деятельность в режимных моментах;
  • Организованная  образовательная деятельность;
  • Самостоятельная деятельность детей.

Образовательная деятельность в старшей группе осуществляется в различных видах деятельности, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области):

Социально-коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Художественно-эстетическое развитие;

Физическое развитие.

Содержание образовательных областей реализуется в различных видах деятельности:

  • игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игр;
  • коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
  • познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);
  • восприятие художественной литературы и фольклора,
  • самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);
  • конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;
  • изобразительная (рисование, лепка, аппликация);
  • музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) ;
  • двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Свою совместную  деятельность с детьми организую:

  • с одним ребенком;
  • с  подгруппой детей;
  • с целой группой детей.

Выбор количества детей произвожу с учетом:

  • возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • вида деятельности (игровая,  познавательно – исследовательская, двигательная, продуктивная)
  • их интереса к данному занятию;
  • сложности материала;

Но необходимо помнить, что каждый ребенок должен получить одинаковые стартовые возможности для обучения в школе.

Главная особенность организации моей образовательной деятельности – это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно – обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

Читайте также:  Развитие мелкой моторики пальцев ребенка

Таким образом, «занятие» как специально организованная форма учебной деятельности в детском саду отменяется. Занятием стала интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков.

При организации партнерской деятельности с детьми использую следующие принципы:

•         включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;

•         добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);

•         свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);

•         открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

Помимо организованной образовательной деятельности мной запланирована и образовательная деятельность в режиме дня:

В утренние и вечерние часы

На прогулке

При проведении режимных моментов.

Цели образовательной деятельности в режиме дня:

  • Охрана здоровья и формирование основы культуры здоровья;
  • Формирование у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира)
  • Освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений
  • Формирование у детей положительного отношения к труду.

В своей группе использую такие формы проведения образовательной деятельности в режиме дня как:

– Подвижные игры с правилами (в том числе народные), игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, физкультурные минутки;

– Оздоровительные и закаливающие процедуры, здоровьесберегающие мероприятия, тематические беседы и рассказы, компьютерные презентации, творческие и исследовательские проекты, упражнения по освоению культурно-гигиенических навыков;

– Анализ проблемных ситуаций, игровые ситуации по формированию культуры безопасности, беседы, рассказы, практические упражнения, прогулки по экологической тропе;

– Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические), творческие сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные;

– Опыты и эксперименты, дежурства, труд (в рамках практико-ориетированных  проектов), коллекционирование, моделирование, игры- драматизации,

– Беседы, речевые ситуации, составление и рассказывание  сказок, пересказы, отгадывание загадок, разучивание потешек, стихов, песенок, ситуативные разговоры;

– Слушание исполнение музыкальных произведений, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры и импровизации,

– Вернисажи детского творчества, выставки изобразительного искусства, мастерские детского творчества и др.

Для  самостоятельной  деятельности  детей по санитарно-эпидемиологическим требованиям к содержанию и организации работы в дошкольных организациях (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня отвожу не менее 3-4 часов.

Но это не значит, что ребенок предоставлен самому себе. Для организации самостоятельной деятельности детей создаю развивающую предметно- пространственную среду в соответствии с ФГОС, что является одним из важнейших условий воспитательно-образовательного процесса. Развивающая среда рассматривается как комплекс психолого-педагогических условий развития интеллектуальных, специальных, творческих способностей детей в организованном пространстве. Цель создания развивающей среды в детском саду – обеспечить систему условий, необходимых для развития разнообразных видов детской деятельности, коррекции отклонений в развитии детей и совершенствовании структуры детской личности.

Главное требование к организации предметно-пространственной среды – ее развивающий характер, адекватность реализуемой в ДОУ образовательной программе, особенностями педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребенка.

Предметно-пространственная среда меняется в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

В группе находится много игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодически сменяется игровой материал, появляются новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Вся организация образовательного процесса предполагает свободу передвижения ребенка по всей группе. Планировка располагает для работы с подгруппами, индивидуальной работы. Прослеживается разделение участков для шумных и спокойных игр.

В соответствии с комплексно – тематическим принципом планирования образовательного процесса в группе созданы следующие центры развития детей:

  • Игровой центр.
  • Центр экспериментирования и природы, центр математики;
  • Центр детской литературы, центр речевого развития;
  • Центр развития движений, подвижных и спортивных игр;
  • Центр развивающих игр и игрушек:
  • Центр художественного творчества
  • Центр музыки и тетра(слайд)

Таким образом, внедряя в практику новые формы организации педагогического процесса в ДОУ можно сделать вывод, что обязательно должен повыситься:

·       Интерес педагогического коллектива к образовательно-воспитательному процессу;

·       Уровень профессионального мастерства педагогов;

·       Уровень образованности воспитанников.

Литература:

·        Примерная образовательная программа дошкольного образования (одобрена решением федерального методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015г №2/15).

  • «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.

·        Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г.

·        Киреева Л. Г. Организация предметно-развивающей среды: из опыта работы / Л. Г. Киреева // Учитель. – 2009. – С. 143

·        

comments powered by HyperComments

Читайте также:  Этапы развития ребенка при беременности фото

Источник

Планирование работы ДОУ по ФГОС — обязательный элемент управленческой деятельности, который способствует подготовке и реализации поставленных задач, позволяет определять развитие педагогической ситуации, а также регулировать ход обучения и воспитания дошкольников. Планирование также включает функцию управления, заключающуюся в установлении целей работы образовательного учреждения, определении необходимых для этого задач и подготовке программ их реализации.

Годовой план работы в ДОУ по ФГОС: основные задачи

Годовой план работы ДОУ — способ конкретизировать и систематизировать цели и соответствующие им новые годовые задачи в ДОУ, перечень мероприятий в рамках реализуемой воспитательно-образовательной деятельности. Планирование предполагает последовательность действий, указывающих на основные цели и задачи, а также определяющих их порядок, объем, временные границы, которые можно редактировать на протяжении всего года обучения по объективным причинам.

С внедрением ФГОС роль годового планирования значительно возросла, однако все обозначенные в документе задачи необходимо реализовать до конца учебного года. Не зря план работы на 2020-2021 год предполагает комплекс знаковых для учреждения ориентиров:

  • обозначает и помогает решить основные рабочие вопросы, возникающие в ходе деятельности педагогического коллектива;
  • систематизирует перечень мероприятий, ответственных за их проведение и временные рамки проведения;
  • активизирует заинтересованность в работе и чувство ответственности у педагогов; способствует решению задач по воспитанию и развитию дошкольников, поставленных на высшими государственными органами;
  • обеспечивает взаимодействие с различными учреждениями и структурами для решения поставленных задач.

Принципы планирования в соответствии с ФГОС:

  • комплексно-тематический принцип организации образовательного процесса; принцип развивающего обучения каждого воспитанника;
  • принцип интегрирования образовательных сфер, которые должны соответствовать возрастным и психическим особенностям детям;
  • принцип целостности воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач обучения, которые в результате выполнения формируют знания, умения и навыки.

Годовое планирование должно обеспечить целостность воспитательных, обучающих и коррекционно-развивающих целей и задач образования. Оно способствует рациональному распределению средств, возможностей и времени, благодаря которым составитель может реализовать намеченное.

ДОУ

⚡ Семь поручений, чтобы выполнить новые санитарные требования к началу года

Роспотребнадзор выпустил рекомендации, которые надо выполнить, чтобы предотвратить распространение коронавируса. В журнале «Справочник руководителя дошкольного учреждения» опубликованы поручения подчиненным, используйте их, чтобы до массового возвращения детей автоматизировать работу по новым санитарным нормам. Непривычные для воспитателей требования Роспотребнадзора до конца года будут обязательными.

СКАЧАТЬ СПИСОК ПОРУЧЕНИЙ

Составляя годовой план, заведующая учитывает материально-техническую базу и особенности педагогических кадров, возможности детского сада, численность дошкольников, географические и социокультурные особенности региона, принимает во внимание замечания педагогов, потребности родительской общественности. Чтобы не перегружать документ многоплановостью, в нем должно быть не более двух-трех целей и соответствующих им годовых задач в ДОУ, а также связанные с их решением контрольные и организационные мероприятия. Каждая из них должна сопровождаться несколькими индивидуальными и групповыми консультациями, проведением семинаров-практикумов, тренингов и других форм работы с педагогами. При разработке годовой задачи заведующему необходимо выделить несколько вопросов оперативного контроля и тематической проверки.

Формулируя задачи годового плана, следует учитывать:

  • внутренние факторы — зоны риска в деятельности детского сада, которые препятствуют повышению качества образования;
  • внешние факторы — установки учредителя, задачи муниципальных и региональных программ развития образования, стратегические направления государственной политики.

Годовые задачи в ДОУ на 2020-2021 учебный год

Отсутствие аналитики, позволяющей оценить, каково состояние здоровья детей, насколько им удалось освоить образовательную программу, как идет подготовка к школе, каковы достижения процесса самообразования и роста профессиональной компетентности педработников, приводит к некорректному составлению плана.

Именно поэтому цели и задачи на следующий учебный год формируются после анализа результатов деятельности в предшествующий период. Осуществляют это на итоговом заседании педагогического совета, когда воспитатели принимают коллективное решение, анализируя степень реализации задач за минувший год. Благодаря такому подходу удается успешно выделить зоны риска и сильные стороны принятых педагогических решений.

ДОУ

Какие годовые задачи и мероприятия включить в план работы детского сада на новый учебный год!

В статье «Справочника старшего воспитателя дошкольного учреждения» – рекомендации, сколько и какие годовые задачи нужно выбирать на новый учебный год, как их правильно формулировать, и план мероприятий на примере одной из годовых задач.

ЧИТАТЬ ПОДРОБНОСТИ ДЛЯ ВАШЕГО ДОУ

Комплекс годовых задач ДОУ на 2020-2021 учебный год с учетом ФГОС выстраивается на основании определения целей работы учреждения. ДОУ — территория всестороннего развития детей, заботы о здоровье дошкольников, качественной подготовки воспитанников к школе, стимулирования детского творчества. Потому учреждение работает для того, чтобы:

  • достойно подготовить детей к школьной и социальной жизни;
  • развить физический потенциал дошколят и их психические качества;
  • научить терпимости, толерантности, уважения к старшим как основы культуры современной личности;
  • обеспечить безопасность жизнедеятельности;
  • приобщить к спорту и здоровому образу жизни;
  • гарантировать профессиональный рост воспитателей, вследствие чего повысится уровень воспитанности и образованности детей.
Читайте также:  Моторное развитие ребенка в младенческом возрасте

Многие целевые ориентиры предполагают длительную реализацию, а потому опережающие задачи развития у дошкольников инициативности и самостоятельности, познавательного интереса, физической активности могут из года в год повторяться в годовом и стратегическом плане работы ДОУ.

Одним из ключевых целевых ориентиров работы ДОУ является Указ Президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», в котором были обозначены стратегические и годовые задачи в ДОУ по ФГОС. В числе таковых стоит назвать развитие различных форм дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет, а также расширение количества программ дополнительного образования. На период до 2024 года дошкольное образование для детей до 3 лет должно быть на 100 % доступным, должна быть создана безопасная цифровая образовательная среда и эффективные инструменты выявления способностей у детей.

На основании президентского указа и целей работы ДОУ формируют комплекс задач, ориентированных как на воспитателей, так и на воспитанников детского сада и членов их семей. В план вносят следующие задачи:

  1. В контексте реализации ФГОС, стимулировать всестороннюю активность детей, создавая условия для творческой и познавательной деятельности, индивидуализированного образования.
  2. Организовать учебно-воспитательный процесс на основе самостоятельной деятельности дошкольников и применения инновационных педтехнологий.
  3. Внедрять современные технологии для оптимизации учебного процесса.
  4. Согласно возрастным особенностям воспитанников систематически проводить работу по речевому развитию.
  5. Создавать развивающее пространство в детском саду, стимулирующее активность дошкольников.
  6. Заботиться об эмоциональном благополучии, физическом и психическом здоровье детей.
  7. Способствовать росту профессиональной компетентности воспитателей, освоению новых госстандартов, внедрению проектной и исследовательской деятельности в их работу.
  8. Наладить сотрудничество с родителями дошколят, активизировать работу родительских комитетов.
  9. Заложить основы принятия семейных ценностей и чувства патриотизма, познакомить детей с культурой и историей родного края.

Для эффективного решения годовых задач в ДОУ к этому процессу привлекают не только представителей педагогического сообщества, но и родителей воспитанников. В помощь должны быть направлены конкурсы педагогического мастерства, выставки методической литературы, обмен и обобщение передового опыта по каждому из направлений деятельности детского сада. В дополнение к выполнению запланированных задач следует внести мероприятия с родителями и работу по укреплению материально-технической базы.

Нестандартные задачи в годовом плане 2020-2021 года по ФГОС

В 2021-2021 учебном году в годовом плане работе необходимо сделать акцент на важных задачах, касающихся обеспечения безопасности, организации воспитательно-образовательного процесса и взаимодействия с родителями.

Задача №1. Реализовать то, что не было сделано в прошлом году

Осуществив анализ выполнения годовых задач в ДОУ за 2019-2020 учебный год, педагогическому коллективу следует на предстоящий учебный год перенести те мероприятия, которые не были проведены из-за пандемии коронавируса. В годовом плане мероприятия, которые имеют особое значение для реализации ООП и работы ДОУ, выносят в отдельный раздел. Отмененные выпускные, творческие вечера, участия в конкурсах или субботниках переносить не нужно, а вот мероприятия по Году памяти и славы следует обязательно провести.

Задача №2. Дистант в действии

Период самоизоляции продемонстрировал актуальность дистанционных образовательных технологий не только для школ, но и для детских садов. ФГОС не запрещает и не регламентирует требования к дистанту в ДОУ, а потому заведующий и педагогический коллектив вправе принимать решение о том, какие онлайн-платформы и информационные технологии внедрять в практику учреждения.

Именно поэтому в годовые задачи ДОУ на 2020-2021 год отдельным разделом следует вынести мероприятия по частичному переходу на дистант, указав сроки их проведения и тематику.

Задача №3. Изменить порядок сетевого взаимодействия

С 1 июля 2020 года образовательные учреждения для реализации ОП посредством сетевой формы смогут бесплатно использовать имущество муниципальных и государственных организаций. Следовательно, в годовом плане необходимо обновить положение о сетевой форме или составить новый документ, внести в него информацию о реализации ОП с участием сетевых партнеров.

Задача №4. Антитеррористическая безопасность

В прошлом году государственные требования к обеспечению антитеррористической безопасности ДОУ был изменены, а потому в 2020-2021 году детские сады должны спланировать и реализовать комплекс мероприятий по новым направлениям защиты (например, предотвратить проникновение посторонних, минимизировать последствия терактов). В разделе годового плана «Административно-хозяйственная деятельность» следует отразить задачи по организации и проведению мероприятий в рамках указанных направлений защиты.

Задача №5. Консультационная работа с родителями

К концу 2021 года в детских садах должны быть созданы консультационные центры для оказания родителям воспитанников, получающим обучение в семье, безвозмездной консультативной, психолого-педагогической и методической помощи. Задача по организации работы консультативного центра является частью реализации нацпроекта «Образование».

Отдельный раздел годового плана необходимо посвятить консультационной работе, указав в нем темы годовых задач в ДОУ, алгоритм взаимодействия с родителями и сроки выполнения, которые должны соответствовать тем, что регламентированы нацпроектом.

Источник