Задачи детского сада в развитие личности ребенка
«Развитие личности ребенка в условиях организации технологии «Детский сад-открытая система» в ДОУ»
В дошкольном возрасте проблема общения ребенка с другими людьми рассматривается в качестве наиболее значимых, ибо именно в детском возрасте развиваются основные феномены социального поведения. Основными функциями общения являются:
организация совместной деятельности людей (согласование и объединение усилий для их достижения);
формирование и развитие межличностных отношений;
познание людьми друг друга;
общение – необходимое условие формирование личности, ее сознания и самосознания.
Дошкольный возраст описывается как время овладения социальным пространством человеческих отношений через общение со взрослыми, а также игровые и реальные отношения со сверстниками. В дошкольном возрасте ребенок, осваивая мир постоянных вещей, овладевая употреблением все большего количества вещей, открывает для себя «двойственную природу рукотворного мира: постоянство функционального назначения вещи и относительность этого пространства» (В.С. Мухина). Одно из главных стремлений ребенка в этом возрасте – стремление к овладению телом, психическими функциями и социальными способами взаимодействиями с другими. Ребенок учиться принятым позитивным формам общения. Отношения ребёнка с детьми также во многом определяется характером общения дошкольника с воспитателем детского сада, окружающими его взрослыми. Группа детского сада – это первичное социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются различные взаимоотношения – дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении. С возрастом отношение дошкольников к сверстникам меняется, они оцениваются не только по деловым качествам, но и по личностным, прежде всего нравственным. Это обусловлено развитием представлений детей о нормах морали, углублением в понимание содержания нравственных качеств.
Известно, что общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств. Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. Кроме того, только во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми возможно предупреждение различных отклонений в развитии личности ребёнка. Это предусматривает учет характерных форм поведения ребёнка в различных ситуациях, знание трудностей, возникающих в межличностном общении.
Старшего дошкольника больше всего волнуют вопросы личностных взаимоотношений, связей и процессов в мире не вещей, а людей. Естественно, что у детей на пороге школы складывается новое отношение ко взрослому как к особой личности с богатыми и разнообразными свойствами, часто никак не связанными с сиюминутными интересами взаимодействия с ним детей. Собственные личностные качества также выдвигаются на первый план в представлении детей о себе, а суждение о них и о всех других своих способностях приобретает у детей наибольшую за все предшествующее время точность и четкость.
Использование личностно-ориентированной технологии «Детский сад- открытая система» – это один из приемов работы нашего дошкольного учреждения, направленный на создание ситуации успеха и комфортности детей в дошкольном учреждении, способствующий развитию всесторонне развитой личности, реализации природных потенциалов детей, их индивидуальных желаний и возможностей. Работа педагогов в данном направлении способствует развитию и обогащению социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия «ребенок-ребенок» и «ребенок-взрослый». Технологию «Детский сад – открытая система» можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на развитии активности детей, уважительном отношении к запросам и потребностям, максимальном содействии развитию ребенка как творческой личности. Ребенок рассматривается как полноправный участник образовательного процесса, взрослый – лицо, заинтересованное в сотрудничестве с ребенком.
Одна из важных задач – научить детей умению организовывать самостоятельную деятельность, выдвигать цель, обозначать способы действий, последовательность их осуществления для достижения результата, осуществлять самоконтроль и самооценку своей деятельности.
Каждый четверг в течение 30 минут – время свободного перемещения детей по детскому саду. В работе в данном направлении принимают участие все сотрудники детского сада. Разработаны функциональные обязанности сотрудников на эти часы.
Младшие воспитатели отвечают за безопасность детей при их перемещениях.
Воспитатели в каждой группе знакомят детей с планом предлагаемых им занятий, после чего дети выбирают себе занятия по интересам.
Целью проведения работы по технологии « Детский сад-открытая система» является создание условий для развития личностных качеств и способностей всех субъектов открытого образовательного процесса; развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия .
Задачи:
- Развитие активности, инициативности, самостоятельности, умения слушать другого и согласовывать с ним свои действия, умения работать в группе.;
- Ознакомление с трудом взрослых;
- Развитие навыков полноценного межличностного общения, помогающего ребенку понять самого себя;
- Формирование умений и навыков дружеского коммуникативного взаимодействия;
- Обеспечение комфортных, бесконфликтных условий развития личности ребенка, реализации его природных потенциалов.
Воспитатели и специалисты встречают «гостей» интересными играми, упражнениями в соответствии с запланированными в начале года видами деятельности: продуктивные виды деятельности в рамках образовательной области «Художественное творчество»; музыкально-ритмические игры и композиции в рамках образовательных областей « Музыка» и «Физическая культура», развивающие игры и головоломки и другие. Работа в данном направлении строится с учетом принципа интеграции различных видов деятельности (трудовой, игровой, художественной и т.д.)
Также дети могут посетить кабинет секретаря руководителя: понаблюдать за его работой: ведь информационно-коммуникационные технологии всегда вызывают живой интерес у детей.
Старшая медицинская сестра ответит на интересующие детей вопросы, покажет медицинское оборудование и расскажет о его назначении.
Желающие могут посетить кухню и кабинет заведующего хозяйством, где специалисты с удовольствием встретят детей и расскажут о своей работе.
В результате такой систематической работы у детей развиваются навыки полноценного межличностного общения, формируются навыки дружеского коммуникативного взаимодействия; дети знакомятся с трудом взрослых.
Источник
Анжела Ткаченко
Роль детского сада в воспитании и развитии ребёнка
Первым социальным институтом в жизни ребенка является семья. Из общения с близкими взрослыми ребенок получает свои первые знания.
Вторым социальным институтом в жизни ребенка является детский сад. От того, в каких условиях будет развиваться ребенок, зависит его будущее.
В период дошкольного возраста очень важно развить основные психические процессы, такие как память, восприятие, мышление, речь. В этот период у ребенка непрерывно обновляются знания об устройстве мира, он развивает свой словарный запас, перенимает культурно-исторический опыт.
Когда ребенок приходит в детский сад у него возникает представления о новом мире социальных отношений, где царят другие нормы, чем в близком окружении. В этот момент наступает начало подготовки к будущей взрослой (социальной) жизни. Основная функция детского сада, как социально-образовательного учреждения, оказывать педагогическую помощь и поддержку семьям своих воспитанников, а также компенсирование проблемы в их поведении и развитии. Одной из основных задач детского сада вовлечь в процесс обучения каждого ребёнка в детском саду, подготовить его к школе.
Детский сад – первое общественное учреждение, куда попадает ребенок. Там он с помощью воспитательного подхода легко усваивает все нормы и принципы общения. Стремление к общению заложено в природе человека. До поры до времени, для удовлетворения этой потребности ребенку достаточно близких взрослых. Но в возрасте около трех лет у него появляются и усиливаются потребности в таком общении, которого с взрослым быть не может. Ребенку сложно общаться со взрослым на равных, потому что куда пойти и что делать решает взрослый. Взрослый сам выбирает правила общения с ребенком. Находясь в детском саду в компании сверстников и общаясь с ними, ребенок общается со сверстниками по общим правилам. Среди сверстников он находит себе товарищей равных по интеллекту, силе, детей со схожими интересами. Вместе они выбирают правила игры, учатся согласовывать и прислушиваться к требованиям других детей. К тому же, родителям не так часто, как ребенку, хочется играть в детские игры, как нужно это ребенку. Со сверстниками ребенок играет чаще. Его сверстники, как и он, так же полны сил и энергии, поэтому ребенку в их компании играть, намного интересней, чем с быстро утомляемым взрослым. С помощью игры ребенок развивает коммуникативные навыки, учиться подчиняться и выполнять правила других, учиться считаться с чужим мнением. Но общаться с ровесниками труднее, чем с близким взрослым. Взрослый угадывает чувства, и желания своего ребенка, а сверстники же плохо понимают и формулируют даже собственные чувства и желания. Поэтому маленькие дети часто ссорятся между собой. Они не умеют знакомиться, не знают, как обратиться к другому ребенку, когда и как надо отказать. Всем этим правилам ребенок легко научается в детском саду. Дети в детском саду находятся в одновозрастной группе. Не удивительно, что время от времени возникают конфликты интересов. Конечно, это неприятно, но именно благодаря таким эпизодам ребенок осознает необходимость отстаивать свои интересы, учится давать сдачи. Воспитатели в легкой ненавязчивой форме помогают развитьребенку основные качества общения:
– деловые (другой человек как партнер по совместной деятельности);
– познавательные (другой человек как источник информации);
– личностные (интерес к другому человеку как к личности).
В детском саду ребенок учится общаться с другими взрослыми. Ребёнок получает интеллектуальное и физическое развитие.
Если вдуматься, то детский сад дает ребенку, в общем-то, немало. В детском саду проводятся разнообразные занятия, направленные на всестороннее развитие ребенка: занятия по рисованию, лепке, конструированию, развитию речи, ознакомление с художественной литературой, формированию основ математических представлений. Присутствуют и занятия, направленные на физическое развитие ребенка: музыкальные и физкультурные занятия. Помимо знаний, в детском саду ребенок учится соблюдать дисциплину, слушаться взрослых, убирать за собой, проявлять самостоятельность и придерживаться определенного режима дня.
Источник
Елена Некрасова
Цель и задачи деятельности ДОУ
МБДОУ Д/с № 27 «Кораблик» городского округа «Город Якутск» является учреждением, обеспечивающим высокий уровень интеллектуально-личностного и психофизического развития детей дошкольного возраста, возможности познавательно-речевого развития детей. Его деятельность обеспечивает реализацию права каждого ребенка на образование и воспитание на основе оказания качественных образовательных услуг детям с 3 до 7 лет с применением требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении (к образовательным программам и педагогическим технологиям, а также к характеру взаимодействия персонала с детьми) по интеллектуальному и физкультурно-оздоровительному направлениям, а также подготовка ребенка к дальнейшему обучению, сохранение психологического и физического здоровья, развитие индивидуальных способностей через преемственность детского сада и начальной школы, формирование позитивного имиджа детского сада, внедрение новых технологий.
Миссия, стоящая перед педагогическим коллективом.
Миссия ДОУ определена с учетом интересов воспитанников, их родителей, сотрудников, заказчиков,социальных партнеров и заключается:
по отношению к воспитанникам: осуществление личностно ориентированного подхода к каждому ребенку, в предоставлении условий, необходимых для целостного развития личности, формирование компетентностей с учетом их индивидуальных способностей и возможностей, в соответствии с требованиями семьи и государства, посредствам обеспечения сохранения, укрепления и развития психического и физического здоровья;
по отношению к родителям: активное включение их в совместную деятельность как равноправных и равноответственных партнеров, чувства понимания важности и необходимости их роли в жизни ребенка;
по отношению к социуму: повышение конкурентно способности МБДОУ за счет повышения качества образовательного процесса, расширения количества образовательных услуг.
Цель и задачи деятельности ДОУ.
Цель деятельности МБДОУ: осуществление предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам, созданию условий для осуществления присмотра и ухода за детьми на территории городского округа «Город Якутск». Всестороннее формирование личности ребёнка с учётом его психофизического и социального развития, индивидуальных возможностей и склонностей.
Основными задачами МБДОУ являются:
• охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение эмоционального благополучия каждого воспитанника;
• обеспечение физического, интеллектуального, познавательного, социального, эстетического развития детей, формирование базисных основ личности каждого воспитанника;
• воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
• вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс, формирование у них компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку;
• реализация ФГОС;
• воспитание и развитие детей с учетом ярко выраженных индивидуальных психических особенностей;
• взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;
• оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
• создание развивающей предметно-пространственной среды и условий для обогащенной деятельности детей;
• осуществление необходимой коррекции в личности, речевом развитии детей через организацию индивидуальных и коллективных видов деятельности, основанных на содержательном общении.
Приоритетные направления деятельности ДОУ
Основным приоритетным направлением в деятельности образовательного учреждения являются художественно-эстетическое развитие личности ребенка дошкольного возраста.
Образовательная деятельность
Целью деятельности ДОУ является всестороннее формирование личности ребенка с учетом особенностей его физического, психического развития, индивидуальных возможностей и способностей, подготовка к обучению в школе, развитие и совершенствование образовательного процесса, осуществление дополнительных мер социальной поддержки воспитанников и работников ДОУ.
Основным предметом деятельности ДОУ является реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности в разном сочетании в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Прогнозируемый результат:
Сформированность ведущих характеристик личности ребенка: самостоятельность, активность, целеустремленность, любознательность, коммуникативность, развитие творческих способностей и навыков, самооценки.
Снижение детской заболеваемости, приобщения к здоровому образу жизни, снижение детской агрессивности, овладение разнообразными видами движения и закаливания.
Обновление содержания и технологий образования воспитанников.
Построение развивающей среды с полным переходом на личностно-ориентированную модель взаимодействия педагогов с детьми.
Улучшение психофизического здоровья детей.
Необходимые условия:
В дошкольном образовательном учреждении созданы необходимые условия для оптимального функционирования и развития.
При организации воспитательно-образовательного процесса и решении поставленных задач в ДОУ реализуется принцип индивидуально – личностного подхода к воспитанникам.
Большое значение коллектив ДОУ уделяет комфортности окружающей среды. Эстетичность, продуманность, многофункциональность размещения оборудования, мебели создают условия обеспечения комфортности, эмоционального благополучия, положительного микроклимата в каждой группе.
ДОУ в достаточном количестве оснащен мягким и жестким инвентарем. Имеется игровое и физкультурное оборудование, а также методическое обеспечение.
Состояние материальной и технической базы позволяет реализовать программы обучения и воспитания детей дошкольного возраста, обеспечивать организацию жизни в детском саду.
Основной принцип взаимодействия с детьми – педагогика сотрудничества, доброжелательное отношение к ребенку.
Перспективы развития ДОУ направлены на:
Максимальное удовлетворение интересов и потребностей детей.
Повышение уровня физической подготовленности детей через создание оптимального двигательного режима, обеспечивающего удовлетворение активности и рационального соотношения разных видов деятельности, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Отход от жестко регламентирующих форм воспитания и обучения детей, реализация возможности персонализации образования, путем создания индивидуальных образовательных траекторий.
Обогащение спектра оздоровительных и закаливающих мероприятий, профилактических процедур, способствующих снижению заболеваемости детей, улучшение условий для оздоровления детей.
Поиск инновационных подходов во взаимодействии ДОУ с семьей, социальным окружением.
Повышение квалификации, профессионального мастерства педагогических кадров, ориентированных на применение новых технологий, направленных на формирование здорового ребенка.
Педагогический коллектив нацелен на гуманизированный, демократический подход к процессу воспитания и обучения детей, осуществление психолого – педагогического обеспечения развития дошкольников.
Источник