Задача развитие у ребенка знания о его стране

Валентина Гулиева
Этнокультурное развитие детей дошкольного возраста

«Этнокультурное развитие детей дошкольного возраста».

В соответствии с ФГОС дошкольного образования одним из основных принципов дошкольного образования является учет этнокультурной ситуации развития детей.

В основе этого принципа лежат идеи народной педагогики и этнопедагогики, которые являются составной частью общей духовной культуры народа.

Этнокультурная и социокультурная ситуации неразрывно связаны между собой и обязательно учитываются при проектировании образовательной деятельности. Задачи приобщения к культуре, традициям, фольклору, языку своего народа должны быть включены во все образовательные области развития ребенка.

Много ли подрастающее поколение знают культуру наших предков?

Этот пробел нужно заполнять непосредственно как можно раньше. Необходимо пробудить в растущем человеке любовь к родной земле. И эта работа должна начинаться в дошкольном возрасте.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, а также национальной культуры, традиций, языка коренного населения республики. Передавая знания детям, необходимо учитывать, что они должны иметь воспитательную ценность, способствовать формированию нравственных чувств. И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям.

Основной задачей работы по этнокультурному образованию можно считать формирование духовно-нравственного отношения к своей семье, селу, республике, стране, к природе родного края, к культурному наследию народа, издревле проживающего на территории региона.

Работа по этнокультурному развитию и воспитанию детей построена на следующих принципах:

Принцип природосообразности: учитывает возрастные и индивидуальные особенности, возможности воспитанников при включении их в разные виды деятельности.

Культуросообразность: выстраивает содержание последовательно, способствует выработке ценностных ориентаций.

Принцип личностно-ориентированного общения: предполагает индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт.

Принцип тематического планирования материала: предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья, родная природа, родная культура, родной город, родная страна.

Принцип наглядности: предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т. д.

Принцип последовательности: предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе.

Принцип системности: предполагает анализ различных направлений этнокультурного воспитания.

Принцип занимательности: изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата. Активное включение детей в разнообразную художественно-творческую деятельность: музыкальную, изобразительную, игровую, художественно-речевую, театрализованную деятельность.

Принцип сочетания научности и доступности: изучаемый исторический материал дается детям с учетом приоритета ведущей деятельности дошкольника – игры.

Принцип интеграции: определяет глубину взаимосвязи и взаимопроникновения разных видов искусства и разнообразной деятельности детей. Интеграция работы на основе народного искусства с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (ознакомление с природой, развитие речи, различные игры и др.).

Принцип индивидуального подхода к детям,учета их индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов, уровня развития той или иной художественной деятельности, индивидуальной работы с каждым ребенком в процессе коллективных занятий с детьми, бережное и уважительное отношение к детскому творчеству, в каком бы виде оно ни проявлялось.

В рамках реализации педагогического опыта используются следующие технологии:

Игровая технология. Чтобы процесс формирования этнического самосознания у дошкольников был результативным, необходимо организовывать образовательный процесс в игровой форме, так как игра – это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Закрепление этнокультурных представлений осуществляется в дидактических играх этнокультурного содержания. Они являются существенным дополнением к познавательным занятиям.

Технология коллективного творческого дела – это воспитательная технология, суть которой заключается в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов. Данная технология направлена на развитие творческих и интеллектуальных способностей, на реализацию коммуникационных потребностей, обучение правилам и формам совместной деятельности, расширение знаний об окружающем мире, проявление организаторских способностей и формирование способности к рефлексии.

Технология проектной деятельности. Формирует у дошкольников навыки планирования совместной деятельности, проектирования. Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения. Кроме того, проектная деятельность стимулирует мотивацию детей на приобретение знаний, включает всех воспитанников в режим самостоятельной работы, развивает умения применять знания к жизненным ситуациям, способности к аналитическому, исследовательскому, критическому и творческому мышлению. Концептуальные позиции проектной технологии представлены принципами заинтересованности ребенка, сотрудничества ребенка и взрослого, уважения к иной точке зрения, использования окружающей жизни как лаборатории, в которой происходит процесс познания.

Личностно-ориентированная технология. Во главу угла ставится личность ребенка, его самобытность, уникальность самого воспитанника, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой в познании. Взаимодействие в образовательном процессе строится на личностно-ориентированной основе, использовании дифференцированного подхода к каждому ребенку. Учитываются его возможности, способности; личностно-ориентированная технология предполагает создание отношений сотрудничества и партнерства между взрослыми и детьми.

Информационно – коммуникационные технологии. Мультимедийные средства позволяют использовать презентации по ознакомлению с окружающей действительностью, родной природой, организовывать видеопросмотры, обеспечивают получение детьми необходимой информации в доступной и интересной форме.

Здоровьесберегающая технология. Здоровьесбережение реализуется через соблюдение гигиенических критериев рациональной организации образовательной деятельности: плотность занятия, число видов учебной деятельности, средняя продолжительность различных видов учебной деятельности, частота их чередования, наличие эмоциональных разрядок, создание благоприятного психологического климата.

Технология интегрированного обучения. Которая соединяет знания из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга.

Наиболее эффективные методы, которые применяются в процессе работы по реализации этнокультурного компонента, это:

• метод моделирования и реконструкции;

• метод проектов;

• метод воспитывающих ситуаций.

• В образовательной деятельности по формированию этнического самосознания у детей дошкольного возраста используются и традиционные методы:

• Наглядные методы. В их число входит наблюдение, просмотр познавательных фильмов, картинок, демонстрация различных моделей. Данная группа методов позволяет сформировать в сознании ребенка определенные яркие и устойчивые образы. Практика работы с дошкольниками показывает, что они легко становятся узнаваемыми и формируют у детей вполне конкретные представления об окружающей действительности.

• Практические методы. К ним по праву относят игру, моделирование и проведение самых элементарных опытов и экспериментов. Эта группа методов позволяет закрепить имеющиеся знания и обогатиться новыми, во время игры дети учатся строить простые логические цепочки. Кроме того, практические методы позволяют активно формировать ценностные ориентиры дошкольника.

• Словесные методы. Конечно же, это рассказы воспитателя, беседы с детьми, чтение литературы с этнокультурным содержанием, рассказы самих детей. Использование данных методов позволяет формировать гуманное и эмоционально положительное отношение к окружающей действительности.

Для решения поставленных задач применяются следующие активные формы работы, способствующие расширению кругозора детей, обогащению знаний о народном быте и формированию представлений о мире народной культуры:

Использование разнообразных форм этнокультурного компонента позволяет сделать воспитательно-образовательный процесс более эффективным и продуктивным, способствует лучшему усвоению материала.

Для реализации перечисленных выше методов и форм работы используются разнообразные средства:

Использование разнообразных методов, форм и средств работы, включение детей в активную познавательную деятельность, делают занятия интересными, насыщенными. Педагог не даёт детям готовых ответов, дошкольники сами, путём проб и ошибок, делают нужные выводы, находят правильные ответы.

Таким образом, этнокультурное развитие заключается в формировании у детей дошкольного возраста этнического самосознания на основе традиций своего народа, исторических и природных особенностей родного края; воспитание собственного достоинства, как представителя своего народа; уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края.

Не случайно, в требованиях ФГОС дошкольного образования указывается, что часть программы, формируемая участниками образовательных отношений, должна учитывать образовательные потребности и интересы воспитанников, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на специфику национальных, социокультурных, экономических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Источник

Актуальность

     ФГОС ДО действующий в настоящее время,  в качестве основного принципа дошкольного образования, рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Кроме того, Стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности. Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывает следующим образом:

  • развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания;
  • развитие воображения и творческой активности;
  • формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

      Ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности. Но именно в познавательно- исследовательской дошкольник получает возможность на прямую удовлетворить присущую ему любознательность: Почему? Зачем? Как устроен мир? Ознакомление детей с широким кругом знаний, представление целостной картины мира – важнейшая задача для достижения цели общего развития детей. Богатейшими возможностями для решения этой задачи обладает наука «География». Это единственный естественно научный предмет, в сферу рассмотрения которого входят и естественные (природа), и общественные (население, хозяйство, социальные вопросы) объекты и явления. Необходимость формирования географических представлений уже в дошкольном возрасте вызвана и темпами развития современных детей – объем информации, вызывающей интерес, очень возрос, дети, начиная с дошкольного возраста, готовы к восприятию знаний об окружающем их мире. Дошкольники  нуждаются в новой информации, их мозг готов впитывать ее, как губка, ведь только так происходит его развитие. При изучении географии закладывается важнейшая база для формирования интеллекта, формируется основа для будущего кругозора дошкольника. Ребенок узнает, что наш мир – это не только знакомые ему «дом – двор – садик». Изучая основы географии, он начинает фантазировать и представлять себе другие страны, людей и животных, их населяющих, учится мыслить шире. Детям становится очень интересно, а какое же место занимает в этой вселенной их дом, город, страна? Что происходит в других местах, что за люди там живут и чем они отличаются от нас?

      Психолого-педагогические исследования (Б.Г.Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Л.А. Венгер, А.В.Запорожца, Т.А. Куликовой) показывают, что в дошкольном возрасте познавательный интерес проявляется, как стремление ребенка проникать во все многообразие окружающего мира, отражать в сознании причинно – следственные связи и отношения, закономерности. Однако далеко не все вызывает у ребенка интерес. Степень его проявления, широта, глубина, осознанность, как показывают исследования ученых (Ю.К. Бабанского, А.Н. Поддьякова, Ф.К. Савиной, Г.И. Щукиной), зависят от  характеристик объекта, к которому он направлен. Важна новизна и сложность информации об объекте, присутствие в ней когнитивного конфликта (противоречия). Занятия географией формируют стремление познавать окружающий мир, а познание – функция не только интеллекта, но и личности, происходит развитие мыслительных процессов – внимания, памяти, мышления. Дети учатся сравнивать, обобщать, анализировать. Например, вопросы «Почему Антарктида на глобусе и карте белого цвета? Почему там живет так мало животных?» заставляют детей сравнивать континенты, искать причинно-следственные связи. Такие знания помогают детям утолить свой познавательный голод, узнать что-то новое и интересное, формируют эрудицию, учат воспринимать и анализировать информацию, научат детей уважать другие народы и их ценности, прививают интерес к большому миру вокруг нас. Формирование географических представлений детей, а так же умений понимать план и карту и ориентироваться на местности имеет большое значение как для подготовки детей к школе, так и для их общего умственного развития.

      Экспериментальные данные Л.И. Божович, Л.А. Венгера, Н.Г. Морозовой свидетельствуют, что наличие устойчивых познавательных интересов один из показателей готовности ребенка к школьному обучению. Формирование географических знаний у детей имеет важное значение для нравственного воспитания дошкольников и играет важную роль в толерантном, патриотическом, интернациональном воспитании детей. Проблема формирования элементарных географических представлений дошкольников является наименее изученной  и не представлена в достаточном объеме в современных программах дошкольного образования.

      Это и определило тему моего проекта: «Формирование элементарных географических представлений как средство познавательного развития у детей старшего дошкольного возраста»

Цель проекта: формировать у детей представление о странах и континентах, о культуре народов мира, познавательное развитие дошкольников.

Задачи:

  1. Анализ и обобщение методической литературы, изучение программ.
  2. Создание необходимых условий для организации деятельности по формированию географических представлений у старших дошкольников.
  3. Организация деятельности с детьми по формированию географических представлений.
  4. Разработка и внедрение модели взаимодействия всех участников проекта по формированию географических представлений.
  5. Экспериментальное доказательство эффективности деятельности по формированию географических представлений у старших дошкольников.

Объект исследования: процесс развития познавательной деятельности старших дошкольников посредством формирования географических представлений.

Предмет исследования: влияние географических представлений на познавательное развитие дошкольников.

Гипотеза: предполагается, что в ходе систематической, планомерной и целенаправленной работы по формированию географических представлений, произойдут качественные и количественные изменения в познавательном развитии старших дошкольников посредством использования системы игр – путешествий как одного из способов руководства познавательной деятельностью.

Участники проекта: дети, педагоги, родители

Этапы и сроки проведения проекта:

   

Структура проекта

     

Блоки и направления реализации проекта

«Путешествия по Россиии»

«Путешествия по континентам и странам»

1. «Искитим – моя малая Родина»

2. «Родина моя Россия»

1. «Евразия»

2. «Африка»

3. «Арктика и Антарктида»

4. «Австралия»

5. «Южная и северная Америка»

Методическое обеспечение проекта

Комплексная программа ДОУ «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой

Направление педагогической деятельности

Парциальные программы, методическая разработка, педагогические технологии

Развитие познавательной деятельности старших дошкольников посредством формирования географических представлений

«Я – человек» С.А.Козлова:; «Паутинка» Ж.Л.Васякина-Новикова «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князева, М.Д.Маханёва; «Мы живем в России» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова; «С чего начинается Родина?» под ред. Л.А.Кондрыкинской

Условия реализации проекта

      Для реализации поставленных задач в группах старшего дошкольного возраста была организована предметно-развивающая среда:

  • «Чудо»-глобус, физическая карта мира, атласы, контурные карты;
  • энциклопедии, художественная литература (подборка книг);
  • фотографии, открытки, иллюстрации по темам;
  • коллекция магнитов из разных стран и городов,
  • макеты ландшафтов (горы, степь, пустыня);
  • тематические альбомы: «Россия», «Пустыня», «Горы», «Мой город Искитим», «Знаменитые достопримечательности», «Животные жарких стран», «Народы разных стран», «Животные России»;
  • дидактические игры: «Убери лишнего», «Собери герб», «Найди похожих», «Собери картинку», «Кто, где живет?»;
  • тематические презентации: «Древний Египет», «Индия»;
  • развивающие мультфильмы «Астрономия для самых маленьких»;
  • лаборатория с материалами для опытов и исследований;
  • аудиозаписи природных явлений, произведений композиторов.

Реализация проекта

      1 блок – Диагностический

      Диагностическое обследование проводится в начале и в конце учебного года. Начинается с изучения уровня сформированности познавательного развития детей, диагностика основывается на методиках и тестах Л.А.Венгер, Н.А.Вершининой, Л.С.Выготского и педагогической диагностике уровне усвоения комплексной программы ДОУ «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Образовательная область  «Познание».

     Вводная диагностика предоставляет данные уровня познавательного развития, позволяет спланировать последовательность  работы по формированию элементарных географических представлений. Даются рекомендации родителям и педагогам.

      Итоговая диагностика позволяет отследить динамику в познавательном развитии ребенка, сделать выводы о результативности, спланированной деятельности.

      Цель обследования детей старшего возраста – выявить влияние целенаправленной работы по развитию познавательной деятельности посредством формирования географических представлений.

      Все данные диагностического исследования заносятся в разработанные мной диагностические карты «Познавательного развития детей» и «Сформированности элементарных географических представлений» заполняются два раза в год (сентябрь, май).

      2 блок – Работа с детьми

      Основное содержание проекта по формированию элементарных географических представлений реализуется в форме «Игры – путешествия». Однако образовательный процесс не ограничивается лишь играми.  Расширение и уточнение знаний происходит в самых разнообразных видах деятельности: беседы с детьми, чтение книг, рассматривание альбомов, фотографий, дидактические игры, моделирование. Для систематизации знаний  использую составление коллекций. Коллекции оформляются в «ящик интересных находок», мини – музей и т. д. Так же в работе использую составление макетов, панно. Наряду с длительными наблюдениями в природе, в ходе которых дети могут обобщить некоторый объем знаний используются опыты. В такой деятельности интенсивно развиваются мыслительные процессы детей. Особенное значение имеют целевые прогулки и экскурсии в парк им. Коротеева, краеведческий музей, библиотеку, Кроме того, формирование элементарных географических представлений  осуществляется в музыкальной и театральной деятельности.

      Работа по ознакомлению дошкольников с элементарными географическими представлениями должна вестись в системе. Только тогда дети смогут устанавливать связи, опираясь на усвоенные ранее знания. Широко использую технические средства обучения – слайды, видеозаписи, компьютерные программы, аудиозаписи. Широко используется современная книгоиздательская продукция. Для дошкольников выпущено множество книг энциклопедического и познавательного характера, которые дети с интересом рассматривают. Метод проектов и эксперименты

      3 блок – взаимодействие с педагогами в процессе реализации проекта.

      Организация деятельности на основе тесного взаимодействия всех педагогов ДОУ является залогом успешного решения задач по познавательному развитию.

     Формы взаимодействия с педагогами:

  • Консультации: «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе формирования географических представлений», «Формирование географических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе игр – путешествий» и др
  • Открытые занятия.
  • Совместные занятия с преподавателями, преподавателем ИЗО, музыкальным руководителем, физ. инструктором.
  • Презентация «Формирование элементарных географических представлений у детей старшего дошкольного возраста».
  • Игротека «Формирование целостной картины мира» Презентации детских проектов «Пингвин – зверь или птица», «Мой город Искитим» и др.

4 блок – сотрудничество с родителями  

Работа с родителями осуществляется по двум направлениям

Наглядно-информационное

Досуговое

– родительские собрания                

– родительские уголки,

– папки – передвижки

– консультации

– памятки

– совместная проектная деятельность

– библиотека – передвижка,

– фотовыставки «Из жизни группы», «Мы  шагаем по планете».

Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях.

Заключение

     Формирование   познавательной деятельности посредством элементарных географических представлений происходит с учетом  возрастных и индивидуальных особенностей детей.

      География как область знаний имеет свои особенности, отличающих ее от других областей. Это интегрированный цикл, который представляет собой систему обобщенных знаний о природе – он в доступной форме знакомит дошкольников с предметами и явлениями, раскрывает связи между отдельными явлениями, помогает осмыслить закономерности развития окружающего мира. При его изучении закладываются основы понимания материальности и познаваемости мира взаимосвязи явлений, идеи закономерности и эволюции. Особенно сильное впечатление оказывают на ребенка изучение живых организмов, природы Родного края, экскурсии в природу. На экскурсиях дети познают природу во всем ее многообразии. Любовь к Родному краю воспитывается на основе познания его природы. Осознание ребенком меры ответственности человека перед природой, необходимости сохранения ее богатства и многообразия, является условием формирования экологически грамотной личности. Работая с детьми в данном направлении, я пришла к выводу, что формирование у дошкольников географических представлений способствует развитию

  • целостного представления об окружающем мире;
  • воспитывает любознательность, понимание красоты природы, любви и бережного отношения;
  • развивает познавательный интерес;
  • творческое отношение к окружающей действительности.

     Новый подход к использованию географического материала дает устойчивый положительный результат в формировании у детей интереса к прошлому и будущему земли. Необходимо только самому педагогу понять и творчески переосмыслить глубокий смысл и мудрость, заложенную в его содержании. Только тогда педагог сможет стать не просто посредником между объектами и явлениями истории и культуры и ребенком, а соавтором, творческим интерпретатором, «проводником» в мир культуры, в мир обыкновенных и необыкновенных вещей, сказок, мифов, преданий, былин, музыки и многого другого.

Литература

  1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. – М., ЦГЛ, 2005.
  2. Атлас наша Земля – занимательная география для детей. М.: «ОЛМА-ПРЕСС» – 2001.
  3. Большая энциклопедия для дошкольников 1000 почему. М.: ОМЕГА, 2006.
  4. Варли К., Майлз Л. География :энциклопедия. – М.:Росмен, 1994. 
  5. Вострухина Т. Н. Воспитание толерантности у детей. – М.: Школьная прессе,  2011.
  6. Гризик Т. И. Познаю мир: Развивающая книга для детей среднего дошкольного возраста. – М., 1998.
  7. Грэм И., Стери П. Книга знаний для детей. Издательство: Астрель, 2004.
  8. Данилина Г.Н. «Дошкольникам об истории и культуре России». С-Пб, 1999.
  9. Девотайкина Н.И. Мифы народов. Восток. Саратов:  Лицей, 2005.
  10. Дусавицкий А.К. Воспитывая интерес. М.: Знание, 2004.
  11. Дыбина О. В.,Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. Москва, творческий центр «Сфера» 2001 .
  12. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. «Родной край», М., 1990.
  13.  Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е.. Мы живем в России. – М., 2010.
  14. Иллюстрированный Атлас мира «Путешествие в географию». М.: «Махаон», 2000.
  15. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.  С-Пб., 1999.
  16. Крейг А., Росни К. Наука. Энциклопедия. М.: РОСМЕН, 1998.
  17. Мелихова Г. И. География и ты: Твои первые путешествия и открытия: Для ст. дошк. и мл. шк. возраста. – М.: Просвещение, 1998.
  18. Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. М., 1993.
  19. Мир и человек – географический атлас
  20. Мифы Древней Греции.
  21. Мифы и сказки древнего Египта. – СПб., 1993.
  22. Мифы древних славян. Саратов, 1993.
  23. Мифы народов мира. Энциклопедия. – М., 1994.
  24. Мой первый атлас мира «Омега», 2008.
  25. Павлова И.В. Азбука географии. Атлас для дошкольников. Издание: ДРОФА, ДИК, 2007.
  26. Подьяков Н.Н. , Ф.А.Сохина «Умственное воспитание детей дошкольного возраста», М., 1988 г.
  27. Ревенко М.В. Малышам о географических открытиях. – 2-е издание. – М.: Педагогика – Пресс, 1992.
  28. Самая иллюстрированная энциклопедия для мальчиков. М.: Астрель, 2011.

Источник