Зачем нужны занятия по развитию речи с ребенком

Зачем нужны занятия по развитию речи с ребенком thumbnail

СТАТЬЯ « ЗАЧЕМ НЕОБХОДИМЫ УРОКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ»

Развитие речи неразрывно связано с развитием мышления. Взаимосвязи мышления и затрудняют анализ ситуации общения, использование имеющегося речевого опыта, его применение в новых условиях коммуникации, хотя этот опыт ребенок легко использует в привычных для него ситуациях.

Одной из причин нарушений в общении у детей является недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Эмоции детей отличаются недостоточной дифференцированностью, с характерной нестабильностью и резкими перепадами в настроении. Эмоциональные реакции ребенка бедны, их проявления носят «полярный» характер, а его оценки в большинстве случаев неадекватны ситуации, что устойчиво влияет на все формы социальных контактов с окружающими людьми.

С позиции анализа имеющихся исследований по характеристике коммуникативной деятельности детей с умственной недостаточностью интересными представляются экспериментальные данные Д.И. Бойкова (1994), характеризующие особенности их общения. По наблюдениям автора в общении умственно отсталых второклассников, независимо от того, воспитывается ребенок в интернате или в семье, прослеживаются тенденции к внешнеобвиняющим реакциям, агрессивности в решении тех или иных конфликтных ситуаций. Уровень самостоятельности при взаимодействии, как с взрослыми, так и со сверстниками, проявляется на неудовлетворительном уровне. По данным автора, ситуация с возрастом изменяется в лучшую сторону, но показатели общения у детей с психическим недоразвитием остаются низкими в сравнении с показателями детей с задержанным развитием (ЗПР).

Нарушения общения в совокупности порождают проблемы связанные с успешностью социальной адаптации. Затруднения в установлении контактов с людьми как в сфере делового, так и личного общения, становятся причиной неуверенности, беспокойства, неудовлетворенности индивида собой и окружающим миром. Такое состояние усугубляет существующие и может стать причиной новых конфликтов, что осложняет деятельность человека, его отношения с окружающими людьми.

Коммуникация в психологии и педагогике рассматривается как смысловой аспект взаимодействия, общение выступает как форма жизнедеятельности. Круг его проявлений, составляющие его акты чрезвычайно широки. Именно в общении ребенок получает возможность самопредъявления, а по его форме можно судить о коммуникативных умениях, свойствах и чертах личности.

Информационно-коммуникативная функция общения является основой организации любого учебного процесса, который применительно к специальной школе выполняет разнообразные коррекционные задачи, среди них особое внимание уделяется средствам развития речи у детей с умственной отсталостью. Несмотря на многолетний позитивный опыт специальной педагогики, все же в ней недостаточно внимания уделяется формированию коммуникативных умений, основная цель которых связана с выявлением информационных отношений между людьми как активными субъектами. Для умственно отсталого ребенка чрезвычайно важен не только сам процесс участия в общении, но, прежде всего, понимание ситуации, в которой осуществляются способы воздействия участников коммуникативного процесса. Без направленного создания ситуаций общения (только за счет формального усвоения основ языка) добиться успешных результатов в коммуникативных (ситуативных) умениях у детей с интеллектуальным недоразвитием вряд

Таким образом, очевидна необходимость обучения детей с недостатками интеллекта технологиям общения, направленного формирования у них коммуникативных умений и навыков. С этой целью в программу для 0 — IV классов школы VIII вида (1997, ред. И.М. Бгажнокова) введен курс «Устная (разговорная) речь» (автор Э.В. Якубовская). Задачи названного курса заключаются в том, чтобы ускорить процесс овладения разговорной речью на основе коррекции всех составляющих речевой акт компонентов; помочь детям осмыслить и обобщить имеющийся у них речевой опыт; улучшить такие качественные характеристики устной речи, как звукопроизношение, темп, ритм, дикцию, интонацию, выразительность; повысить общую культуру речевой коммуникации и общения.

Специальные уроки развития речи традиционно включались в учебные планы школ, что объясняется исключительной ролью речи в развитии психики ребенка. Но на таких уроках, называющихся «Развитие речи на основе ознакомления с явлениями и предметами окружающей действительности развитие речи проводится на основе формирования элементарных представлений и понятий, необходимых при обучении другим учебным предметам, расширения и обогащения представлений детей об окружающем мире. Таким образом, работа строится отстранено от состояния речи самого ребенка, а восприятие и анализ объектов окружающего мира при отсутствии речевых средств значительно препятствует их осмыслению. В свою очередь недоразвитие сенсорно-перцептивной деятельности требует дополнительных усилий со стороны учителя при предъявлении и анализе объектов восприятия. Целью таких занятий является исправление дефектов тех или иных компонентов речи (фонематического слуха, лексики и др.), тогда как проблема овладения речью, как средством для ситуативной коммуникации не рассматривается,

Основное отличие курса «Устная (разговорная) речь» заключается в принципиально ином подходе, определяющем смысловую направленность обучения на основе языковых обобщений и речевых закономерностей. В качестве основы обучения создаются ситуации, знакомые детям, происходящие в их реальной жизни, входящие в круг детских интересов. В этом контексте определяется объем, последовательность, содержание программных тем, в том числе и тем, связанных с явлениями и предметами окружающей действительности, например: «Улица и мы», «Разговор в транспорте», «Играю с детьми», «Гуляю в парке», «Иду в магазин» и др. Расширение тематического репертуара позволяет использовать речь не только как средство для усвоения познавательной информации, но и как объект изучения собственной речевой деятельности. С учетом сниженной мотивации речевой деятельности у детей с умственной отсталостью, важно, что при таком подходе они получают возможность реализовать усвоенные речевые умения непосредственно после их приобретения не только в школе, но и в привычной, бытовой обстановке.

Читайте также:  Значение песка в развитии ребенка

Большая часть времени на уроках «Устной (разговорной) речи» отводится формированию и развитию активной речевой практики учащихся в условиях специально разработанных учителем речевых ситуаций. Использование игровых форм организации урока с опорой на спонтанный опыт и создание образцов речевых конструкций и действий в общении, наиболее эффективно, т.к. именно игровые элементы позволяют привлекать внимание детей к речи, ее эмоциональным компонентам, адекватному восприятию их содержания, ответным эмотивным реакциям.

Естественно, что вне зависимости от тематической направленности уроков, специфика коррекционной работы по развитию речи сохраняется, т.е. уроки «Устной (разговорной) речи» строятся на основе коррекции недостатков произношения, словарного запаса, исправления недостатков в построении предложений и связной речи. Помимо этого проводятся специальная работа по обогащению речи словами, речевыми оборотами и устойчивыми конструкциями, формируются «сигнальные» неречевые средства (жест, мимика), служащие основой для создания коммуникативных действий: выражение благодарности, просьбы, приветствия и др.

Для усиления и развития экспрессивных характеристик устной речи в программу введен такой раздел, как «Выразительность (эмоциональность) речи», ориентирующий учителя на специально спланированную работу в этом направлении. Она подразумевает поэтапное формирование таких качеств речи, как сила, темп, тон, мелодика.

Источник

Ответ на этот вопрос я бы хотела начать с диалога двух мамочек, который я услышала на детской игровой площадке.

— Ребенок вырастет, сам начнет говорить.

— Так ему же нужно в этом помочь. Может, он плохо будет говорить, может, не все звуки будет произносить четко.

— Та нет, проблем не будет. Да и, в конце концов, ему же не на радио работать. В любом случае разговаривать-то он научится. В школе этому и учат. А пока он маленький, я не хочу его нагружать.

Мнение родителей о том, что с возрастом ребенок все равно будет говорить и никаких проблем позднее развитие речи не принесет, достаточно распространенное. Давайте разбираться в истинности такого мнения.

Речь — это не просто средство общения. Она является носителем информации, раскрывает индивидуальные особенности психологической личности человека. И только ли? Конечно, нет. Кроме того, что наша речь выступает в роли средства общения, колоссальная ее роль в том, что она является инструментом мышления. Речь помогает мыслить.
Зачем развивать речь ребенка?Фото: Depositphotos

В этом очень легко можно убедиться. Часто даже взрослый человек может домыслить и понять сложную ситуацию, например, рассказав ее кому-то, то есть озвучив происходящее. Почему так происходит? Когда человек рассказывает ситуацию, подбирает слова и выражения для более точного высказывания, происходит углубленное продумывание деталей, мозг концентрируется и механизм мышления становится более совершенным.

Отсюда следует, что речь развивает мышление. Уже давно доказано учеными, что развитие речи — это необходимое условие для формирования и совершенствования всех психических процессов человека и развития его интеллекта. Ведь речь участвует во всех мыслительных процессах.

Мы думаем словами и предложениями, как бы проговаривая весь поток мыслей про себя. Такой вид речи «про себя» называется внутренняя речь. Мы не произносим слова вслух, но наша внутренняя речь строится по тем же принципам и законам языка. Наша речь — это деятельность коры головного мозга. Это сложная координированная работа многих групп нервных клеток.

  • Речь неразрывно связана с мышлением, развитием психических процессов (памяти, внимания) и является общим инструментом развития ребенка.

Кроме того она является «важнейшей функцией культурного поведения ребенка», что неоднократно подчеркивал в своих трудах Л. С. Выготский.
Лев Семенович ВыготскийЛев Семенович Выготский
Фото: ru.wikipedia.org

Не откладывайте развитие речи у ребенка на потом. Это «потом» наступило уже сейчас. Развитие ребенка в раннем возрасте — залог успешного формирования и становления зрелой личности.

  • Поэтому, играя с ребенком, оречевляйте весь процесс игры, разговаривайте с малышом постоянно: «Сейчас мы будем кушать. Я даю тебе ложку. Посмотри, какая ложка. Это твоя ложка».
  • Но в разговоре с ребенком ни в коем случае не допускайте искажений речи, не «сюсюкайте», так как такой речью вы выкладываете прямой путь своему ребенку на занятие к логопеду, где специалист будет исправлять эти искажения.
  • Чаще повторяйте простые слова и словосочетания, и ребенок скорее начнет узнавать их в вашей речи и знакомые словесные конструкции начнет повторять за вами.
  • Рассказывайте детям стишки-потешки, читайте сказки, рассматривайте и комментируйте картинки в книжках, задавайте ребенку простые вопросы по картинкам.

Зачем развивать речь ребенка?Фото: Depositphotos

Читайте также:  Развитие личности ребенка рождения до года скачать

Не упустите золотое время общения с ребенком, ведь самый активный период для развития всех психических процессов и речи — это возраст до трех лет. Ведь упущенное на начальном этапе со временем наверстать в полной мере не всегда удается.

Источник

отдельная личность, сравнивая себя с другими для самооценки, самоконтроля.

Зачем развивать речь ребенка?

Развивая речь ребенка, мы стремимся познакомить его с материальным миром и миром природных явлений, рассказать о том, что окружает нас, посредством общения. Освоение языка происходит двумя путями: в естественном общении ребенка с окружающими и в процессе специально организованного родителями обучения.

Развитие речи для познания мира

Дети, осваивая речь в возрасте от полутора до трех лет, во многом меняют свои взаимоотношения с окружающим миром, меняют отношение к самим себе.  Слово, само по себе, служит средством выделения предметов, их признаков, действий или связей. Слово, как обобщенное понятие, объединяет многие предметы в группы, категории. Ребенок учится выделять и группировать разные предметы и явления на основе общих и существенных признаков. В возрасте двух лет он подбирает группы предметов: шарики к шарикам, матрешки к матрешкам, пирамидки к пирамидкам. Его восприятие становится категориальным.

Слово, обозначая не только предметы, но и связи, отношения, существующие между предметами, служит средством восприятия окружающих предметов. Ребенок, устанавливая эти, связи выражает свою мысль в коротких фразах: «Мяч укатился», «Киска царапнула», «Мама пришла, будем кушать». Замечая связи между предметами и событиями, ребенок развивает мышление.

Развитая речь является условием повышения общей культуры ребенка, условием для его умственного и эстетического развития.
Развитие речи для регуляции деятельности

Дальнейшее освоение языка изменяет действия ребенка. На третьем году жизни он обозначает словом цель, придавая действию четкую направленность и разумность. При этом действия становятся нацеленными, но носят произвольный характер: «Не бей мой мяч!», «А давай, я буду мама, а ты будешь мой сыночек!»

Родители и воспитатели, формируя словами правила поведения, особое внимание уделяют требованиям: «надо», «нельзя», «можно». Каждый раз подкрепляя действием слово-сигнал, воспитатель или родитель управляет поведением ребенка. А обобщающий характер слов-сигналов способствует развитию у ребенка саморегуляции и самостоятельности поведения, например: «Идет дождь, надо взять зонт».

Взрослые выражают свою оценку поступкам ребенка, используя слова: «хорошо», «молодец», «плохо». Это и становятся основой, на которой впоследствии формируются моральные представления и понятия. Они лежат в русле истоков возникновения у ребенка отношения к окружающему. Замечательно об этом рассказал В.В. Маяковский в своей книжке «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Развитие речи для самопознания

Благодаря слову ребенок познает самого себя. Развитие речи формирует самосознание ребенка, раскрывает возможности для того чтобы что-то делать и сделать. Он вначале, говоря о себе в третьем лице: «Дима хороший» – позже, освоив личное местоимение «я», начинает видеть себя и оценивать: «я Дима Серов!». Обретя самосознание, ребенок начинает действовать, как отдельная личность, сравнивая себя с другими для самооценки, самоконтроля.

Освоение речи изменяет ребенка. Оно помогает ребенку устанавливать дружеские отношения с другими детьми, усваивать различные виды занятий: заучивание стихов, слушание, пение, дидактические игры.

Дальнейшее развитие речи обогащается общением ребенка с взрослыми: беседы, вопросы, рассказы о увиденном, рассуждения, наблюдения. Взаимодействие с родителями постепенно становиться потребностью.

Взрослый накормит, приласкает, защитит, но и взрослый все умеет, все знает. Он несет и потребительскую функцию для ребенка и образовательную. Поэтому очень важно, чтобы родители, понимая свою роль в жизни ребенка, были для него хорошими руководителями действий. Ребенок, общаясь с взрослыми, испытывает большое познавательное и эмоциональное удовлетворение, что постепенно становится социальной потребностью.

От четырех до семи лет, ребенок, усвоив к этому времени первоначальные формы самостоятельности, быстро идет вперед, накапливая свой чувственный и практический опыт. Активность его в речевом развитии возрастает, виды деятельности становятся творческими.

Игры приобретают содержательность и отражают бытовую жизнь. Это указывает на желание подражать миру взрослых и создавать свое видение взаимоотношений со сверстниками. Используя в таких играх речевые штампы взрослых, ребенок перенимает формулу общения. Поэтому так важно, чтобы родители следили за своей речью, подавали детям положительный пример взаимоотношений в семье и в бытовых проявлениях в обществе.

Разнообразные виды деятельности: спортивные игры, занятия рисованием, пением, танцами, специальные занятия по развитию речи (пересказ, разучивание, слушание, участие в спектаклях, кукольных постановках) – дают ребенку хорошую подготовку и практику речи.

Развитая речь является условием повышения общей культуры ребенка, условием для его умственного и эстетического развития, ключом к налаживанию контактов и общению. Чистая связная речь – показатель к успешному обучению в школе и к тому чтобы, вообще, быть успешным.

Читайте также:  Психическое развитие глухого ребенка в школьном возрасте

Источник

Май 29, 2017

Речь является важнейшим критерием оценки возможностей и перспектив человека. Однако красивая, грамотная, четкая речь не появляется внезапно у того, кто недавно с трудом мог связать пару слов.

С какого же возраста можно услышать от человека связную логичную речь? Приблизительно с трех лет. Трехлетний ребенок должен говорить развернутыми предложениями, иметь большой словарный запас, хорошо понимать обращенную речь. Это норма!

Некоторые родители и «знающие» люди порой считают, что отсутствие у ребенка активной речи в 3-4 года — не заслуживающий особого внимания факт. В таких случаях можно услышать: «Это он пока молчит. Чуть подрастет и сразу начнет хорошо говорить!». Такое убеждение в корне ошибочно. А уж если вам говорит подобное детский специалист, это серьезный повод усомниться в его компетентности. «Молчуны» никогда не разговорятся сами собой. Если ребенок мало и плохо говорит в 3 года, ему обязательно нужна логопедическая помощь.

Чем опасно для неговорящего ребенка отсутствие специальной с ним работы?

  • Возраст до 3 лет — это сензитивный, т. е. наиболее чувствительный период для развития речи любого ребенка: с логопедическими проблемами и без них. Общеизвестный факт, что дети в раннем детстве легко без каких-то дополнительных усилий со стороны взрослых могут одновременно усвоить несколько языков, не обучаясь им, а буквально «впитывая» структуру каждого языка и не путаясь в них. Детям более старшего возраста приходится уже целеустремленно учить язык, поскольку период сверхчувствительности к речи сходит на нет. Несомненно, в 5 лет возможна коррекция речевых проблем, но если ребенок со слабо развитой речью только начинает занятия к 5 годам, то будет упущено очень много времени.
  • Дети плохо или совсем не говорящие чаще всего имеют разные поведенческие проблемы из-за невозможности объяснить что-то про себя или понять взрослых и своих нормально говорящих ровесников.
  • Речевые проблемы отрицательно влияют на интеллектуальное развитие ребенка в целом. Ребенку гораздо сложнее улавливать закономерности, выстраивать логические связи.

Ребенок может получить логопедическую помощь в муниципальном детском саду. К сожалению, попасть в эти учреждения сложно, потому что детей, стоящих на очереди, больше, чем мест в группах. Специализированные государственные сады в большинстве своем принимают детей с логопедическими проблемами в возрасте от 5 лет. Практически невозможно найти государственных учреждений с логопедической поддержкой для 3-4-летнего ребенка.

Что должно обеспокоить родителей трехлетних детей в речевом развитии их ребенка?

  • Ребенок, понимая чужую речь, сам не говорит.
  • Ребенок говорит, но не понимает содержание чужой речи.
  • Ребенок не говорит и не понимает слов, обращенных к нему.
  • Ребенок произносит неправильно многие звуки.

Детские развивающие центры и частные клиники предлагают услуги логопеда, но чаще под этим подразумеваются разовые индивидуальные занятия, а не комплексный подход. Существует значительное отличие между единичными занятиями с логопедом и целенаправленной работой в речевой группе.

В чем преимущества групповых занятий?

Давайте рассмотрим преимущества групповых занятий по сравнению с занятиями ребенка дома с родителями или индивидуальными занятиями с логопедом.

1) Радостное настроение и эмоциональный подъем ребенка способствуют произношению отдельных интонационных звуков. Когда ребенок радуется, его можно побуждать говорить больше. Положительный настрой снимает сопротивление и напряжение.

Как вызвать у ребенка этот самый положительный настрой? Создать особую игровую ситуацию, где будут интересные для него практические действия. Родителям непросто каждый раз выдумывать новые игры, а психолог на групповых занятиях предлагает детям разнообразие игровых ситуаций.

2) На групповых занятиях общение становится естественной потребностью. Во время занятий логопед с психологом наблюдают за действиями ребенка, повторением слов и усвоением информации. А также они продуцируют ситуации, когда у детей возникает потребность общаться друг с другом. Именно этот момент упускается в занятиях с мамой или индивидуально со специалистом. Ребенок прикладывает больше усилий, чтобы взаимодействовать со сверстниками, его эмоциональная отдача при собственном желании общаться намного выше.

3) В речевой группе дети не только учатся произносить звуки и обогащают свой словарный запас, как это делается на индивидуальных занятиях с логопедом. Они получают комплексную терапию, которая включает физическую разминку, творческие занятия для развития тонкой моторики, пальчиковую гимнастику, ритмопластику, занятия математикой, логикой. Все это способствует расширению кругозора и умению грамотно выражать свои мысли в рамках данного возраста.

Набор в «Утреннюю речевую группу» открыт в Центре Развития Речи «Говоруша». Занятия по 4 часа проводятся по утрам, 5 раз в неделю. Речевая группа —максимальное активное включение ребенка в деятельность по развитию речи. Дети, как ныряльщики за жемчугом, погружаются в специальную речевую среду с помощью профессионалов, чтобы вечером удивлять родителей своими находками.

Подробнее по телефону 642-05-13

Приходите к нам! И Ваш ребенок СКАЖЕТ Вам СПАСИБО!

Источник