Забрамная развитие ребенка на разных возрастных этапах

Забрамная развитие ребенка на разных возрастных этапах thumbnail

I Выготский Л.С. Собрание сочинений. М., Педагогика, 1985.Т.5.

V Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М., Педагогика, 1989.

Лекция 4

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

Психолого-педагогияеекое изучение ребенка осуществляется в несколько этапов. На первом этапе психолог и педагог-дефекто- лог должны изучить документацию и собрать сведения о ребенке путем опроса родителей и педагогов. К началу обследования они должны обладать всеми необходимыми сведениями клинического, педагогического, социального характера. Это позволит правильно определить задачи исследования и подготовить необходимый диа­гностический инструментарий.

Важной составной частью изучения детей с отклонениями в развитии является медицинское обследование, которое проводит­ся врачами (педиатром или терапевтом, невропатологом, детским психиатром, офтальмологом, отоларингологом, при необходимос­ти – аудиологом).

Составной частью медицинского обследования является сбор анамнестических данных.

Анамнез собирается врачом и составляется на основании озна­комления с документацией и беседы с родителями ребенка (или лицами, их заменяющими).

Семейный анамнез: анализируются данные о семье ребенка и наследственности; описывается состав семьи, возраст и образо­вательный уровень каждого из ее членов, характерологические особенности родителей. В семейном анамнезе фиксируются пси­хические, неврологические, хронические соматические заболева­ния родственников, патологические особенности их физического облика. Описываются семейно-бытовые условия, в которых вос­питывается ребенок, место и характер работы родителей, в част­ности наличие производственной вредности и длительность рабо­ты с ней. Дается оценка взаимоотношений в семье, отношения к ребенку. Фиксируются случаи приверженности одного или обоих родителей к алкоголю или наркотикам.

Личный анамнез ребенка: учитывается, как протекала данная беременность, не было ли токсикоза, соматических заболеваний, резус-конфликта, длительного приема лекарственных препаратов и т. п. Описываются особенности родов, наличие признаков асфик­сии плода, родовой травмы, патологического предлежания плода. Отмечается характер помощи во время родов и затраченное на оживление плода время. Указывается, не было ли у ребенка врож­денных пороков развития, судорог, признаков желтухи. Отмечает­ся вес при рождении и время начала кормления, срок пребывания и роддоме. Затем перечисляются перенесенные ребенком заболе- шшия, указывается их острота, характер, длительность, лечение, наличие осложнений. Фиксируются случаи судорожных и других инроксизмальных состояний; отмечается, в каком возрасте они возникли, описывается характер припадков и эпилептических эк- мивалентов, их распределение во времени, характер пред- и пост- припадочных состояний, отмечается противосудорожное лечение, его регулярность и эффективность.

Кроме того, выясняется, где, как и кем воспитывался и обучался ребенок до момента обследования (находился дома, под наблюде­нием матери, бабушки и т.п.), посещал ли ясли, сад (какой период), получал ли и какую именно коррекционно-педагогическую по­мощь; если обследуемый уже школьного возраста, то аналогичные


  1. ведения о школьном обучении и воспитании.

Педагог-дефектолог и психолог, осуществляющие психолого-пе- дагогическое изучение ребенка, знакомятся с результатами меди­цинского обследования по документации – изучают историю разви­тия ребенка, заключения специалистов и т.д. Они должны владеть основными понятиями соответствующих клинических областей знания и уметь анализировать медицинскую документацию.

Изучение ребенка с проблемами в развитии в условиях образовательного учреждения

Большое значение имеет целенаправленное изучение неуспе­вающих детей в условиях общеобразовательной школы. Обычно уже в первой четверти у некоторых детей выявляются трудно­сти в обучении. Педагог-дефектолог должен помочь учителю установить характер и причину неуспеваемости детей, наметить пути работы с ребенком, показать учителю приемы наиболее эффективной помощи с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Учитель ведет обучение и наблюдение за ребенком по предложенной педагогом-дефектологом программе. Повторное изучение неуспевающих детей проводится в конце 4-ой четвер­ти. На основании анализа динамических изменений решается вопрос о целесообразности направления ребенка на психолого- медико-педагогическую комиссию (ПМПК) с целью установле­ния места дальнейшего обучения ребенка. Изучение детей про­водится в обязательном контакте с психоневрологом и школь­ным психологом.

Если состояние ребенка оказывается настолько сложным, что специалисты сомневаются в диагнозе, может возникнуть необ­ходимость в продолжении его изучения. В зависимости от коли­чества детей, нуждающихся в дополнительном изучении, их воз­раста и состояния могут быть использованы разные пути. В тех случаях, когда речь идет о 8-10 учащихся, могут быть созданы диагностические группы.

Диагностические группы создаются на базе специальной шко­лы в период работы психолого-медико-педагогической комиссии. Срок работы группы -‘от 5 до 12 дней. Занятия в группе прово­дит педагог-дефектолог, владеющий методикой обучения детей в начальных классах.

Периодическое наблюдение за детьми, их обследование прово­дят психолог, логопед и психоневролог. В зависимости от состава детей в группе составляется расписание на каждый день. Прово­дится по 4 урока, а в первый и последний дни недели – по 3 урока с переменами в 15-20 минут. Поведение детей на уроках и во вре­мя отдыха изучается и фиксируется в протоколе.

Для того чтобы наиболее полно выявить особенности познава­тельной деятельности ребенка, его эмоционально-волевые качес­тва, используются специальные уроки, которые по своему харак­теру отличаются от обычных обучающих уроков. Основное место на таких уроках отводится индивидуальным формам занятий с де­тьми. Учитель стремится максимально полно определить возмож­ности каждого ребенка.

Хотя каждый урок имеет свою специфическую направлен­ность (выявление навыков счета, письма, чтения и т.д.), он не является только уроком письма или только чтения. На каждом таком уроке исследуются различные стороны психики детей. Темп занятий и виды работы зависят от того, что необходимо узнать о детях.

Читайте также:  Развитие ребенка в 6 месяцев мальчик что

Так, для оценки представлений детей широко используются уроки по развитию речи, уроки ручного труда и рисования, а также экскурсии. Все эти уроки позволяют выяснить, что знают дети об окружающих их предметах, явлениях, событиях, как они понима­ют и устанавливают причинно-следственные связи, как выполняют операции сравнения, обобщения. Детям предлагается составить рассказ по картинке или разложить серию картин, объединенных общим сюжетом; обращают внимание на умение ребенка выделить главное, правильно установить последовательность событий, обос­новать свои суждения.

На уроках ручного труда, лепки, рисования можно узнать, каковы представления детей о форме, цвете и других свойствах предметов.

Продуктивная деятельность ребенка (рисунки, аппликация, лепка и т.д.) свидетельствует не только о ручной умелости, но и о фантазии, творческом воображении, точности восприятия, наблю­дательности.

Очень информативны уроки-игры. При проведении подвиж­ных игр детям предлагают самим выбрать игру, выявляют, какие игры им знакомы. Большое значение имеет знание ребенком пра­вил игры, умение играть, руководствуясь правилами, вести себя в соответствии с ролью. В игре проявляются такие качества, как ак­тивность, наблюдательность, самостоятельность, решительность, чувство товарищества, умение общаться со сверстниками.

При изучении детей большую помощь может оказать специаль­ная программа.

Программа педагогического изучения детей с нарушениями развития в условиях образовательного учреждения

СодержаниеМетоды
1.ОбщиесведенияоребенкеФамилия, имя, дата рождения. Дата поступления в специальное обра­зовательное учреждение. Посещал ли до этого специальные (коррек­ционные) учреждения, посещал ли детский сад общего типа. (Если из массовой школы, то в каких классах и сколько лет обучался.) Изучение документации.
II.ИсторияразвитияСостояние здоровья родителей. Как протекала беременность у ма­тери, вовремя ли родился, как про­текали роды. Особенности раннего развития ребенка. Какие заболева­ния или травмы перенес в первые годы жизни. Беседа с родителями. Изуче­ние документации.
III. Семья

Состав, взаимоотношения между членами семьи. Материальные усло­вия жизни, занятия родителей. От­ношение членов семьи к ребенку.

Посещение семьи. Беседы с родителями.

Источник

Забрамная развитие ребенка на разных возрастных этапах

Забрамная С.Д.

Забрамная София Давыдовна – профессор кафедры олигофренопедагогики Московского Педагогического Государственного Университета.

Свою педагогическую деятельность начала в 1954г. учителем русского языка и литературы в школе. После защиты кандидатской диссертации стала активно заниматься вопросами изучения, обучения и воспитания детей с проблемами в развитии, проблемами дифференциальной психолого-педагогической диагностики. Выезжала с лекциями в различные регионы России (более 45 городов).

Неоднократно выступала с докладами на Международных конференциях за рубежом и в России; на научных сессиях, педагогических чтениях, педагогических марафонах. Руководит экспериментальными площадками в образовательных учреждениях. Оказывает консультативную помощь родителям. Проводит непосредственную психолого-педагогическую работу с детьми. Автор более 140 работ научного, методического и учебного характера, посвященных разным аспектам дошкольного, школьного и вузовского образования. Многие работы переведены в Германии, Венгрии, Монголии, Болгарии, Кубе; Экспонировались на ВДНХ, занимали призовые места на конкурсах научных работ.

Под руководством Софии Давыдовны защищено 18 диссертаций за успехи в учебно-воспитательской, методической деятельности награждена значком «Отличник народного просвещения», «Отличник просвещения СССР», медалью «Ветеран труда», орденом «За вклад в Просвещение», а также грамотами МПСССР, Государственного комитета СССР по народному образованию.

Забрамная С.Д. на видео

Книги (7)

Забрамная развитие ребенка на разных возрастных этапахПрактический материал

Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей.

Соавтор: Боровик О.В.

В пособии представлен практический материал для психолого-педагогического обследования детей с целью определения их возможностей в обучении и установлении вида образовательного учреждения.

Методические рекомендации к пособию

Методические рекомендации к пособию «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей».

Соавтор: Боровик О.В.

Данное методическое пособие полностью соотносится с практическими материалами для проведения ПМПк авторов С.Д. Забрамной, О.В. Боровика.

Содержит подробное описания применения 115-ти таблиц для определения умственного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, опубликованных в практическом пособии.

Забрамная развитие ребенка на разных возрастных этапахДидактический материал для занятий с детьми, испытывающими трудности в усвоении математики и чтения. 1 класс

Соавтор: Костенкова Ю.А.

Пособие содержит материалы, которые могут быть применены как дополнительные при изучении математики и русского языка (раздел чтение), с учащимися первых классов средних общеобразовательных школ, так и учащимися различных видов специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

Материалами сборника могут воспользоваться родители для оказания своевременной помощи детям, испытывающим трудности в обучении.

Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения

Вопросы, связанные с изучением умственной отсталости, относятся к числу наиболее важных в дефектологии.

Занимаются ими не только олигофренопедагоги, но и специалисты смежных наук: психологи, невропатологи, психиатры, эмбриологи, генетики и др. Внимание к проблемам умственной отсталости вызвано тем, что количество людей с этим видом аномалий не уменьшается. Об этом свидетельствуют статистические данные по всем странам мира. Это обстоятельство делает первостепенным вопрос о создании условий для максимальной коррекции дефектов развития умственно отсталых детей.

Забрамная развитие ребенка на разных возрастных этапахПсихолого-педагогическая диагностика

Соавтор: Левченко И.Ю., Добровольская Т.А.

Учебное пособие «Психолого-педагогическая диагностика» адресовано студентам факультетов специальной психологии и коррекционной педагогики (дефектологических факультетов) педагогических вузов. Основная цель издания — ознакомить студентов с теоретическими основами психодиагностики нарушений развития детей и показать различные подходы и пути изучения детей с разными отклонениями в развитии.

Учебное пособие содержит фактический материал, отражающий особенности психодиагностической процедуры обследования детей с ограниченными возможностями развития, а также характеристику методов и методик психолого-педагогической диагностики.

Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития (курс лекций)

Соавтор: Левченко И.Ю.

Курс адресован психологам и дефектологам массовых и специальных образовательных учреждений. Его цель — сформировать теоретические, методические и практические подходы к изучению детей с различными отклонениями в развитии.

Предлагаемый курс лекций содержит материал, который входит в содержание программы по учебной дисциплине «Психолого-педагогическая диагностика», а также может быть использован при изучении дисциплины «Психолого-педагогическая диагностика и консультирование» для студентов всех дефектологических специальностей.

Забрамная развитие ребенка на разных возрастных этапахПсихолого-педагогическая диагностика умственного развития детей

Успешность воспитания, обучения, социальной адаптации ребенка с нарушениями развития зависит от правильной оценки его возможностей и особенностей развития.

Эту задачу решает комплексная психодиагностика нарушений развития. Она является первым и очень важным этапом в системе мероприятий, обеспечивающих специальное обучение, позволяет определить оптимальный педагогический маршрут, обеспечить индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка, соответствующее его способностям и возможностям.

Добавить отзыв

Читайте также:  Значение рисования лепки аппликации для всестороннего развития ребенка

Источник

Стр. 3

3.Бытовые навыки

Овладение навыками самообслуживания (гигиенические навыки, одевание, еда и др.).

4.Социальный опыт

Сведения о себе (собственном теле), семье (способность выделить членов семьи). Ориентировка в окружении (пространстве, во времени, узнавание людей из ближайшего окружения, умение войти в ситуацию (автономность, зависимость). Владение правилами поведения в быту.

5.Способность к общению.

Контакт со взрослыми, сверстниками, способность к взаимодействию, характер взаимодействия (речевой, невербальный с помощью жестов, мимики, пантомимики, наглядных средств)

6. Способность к деятельности.

Принятие инструкции к заданию. Манипуляции, предметные действия, орудийные. Способность к самостоятельной деятельности (целенаправленность, последовательность и логичность действий, продолжительность), проявление интереса (устойчивость); самоконтроль, завершенность процесса.

7.Сформированность высших психических функций, обеспечивающих познавательную деятельность.

Состояние восприятия, памяти, мышления, речи.

Указанные параметры, как уже было сказано выше, могут лечь в основу разграничения возможностей детей с легкой (F- 70), умеренной (F-71), тяжелой (F-72) умственной отсталостью.

Безусловно, возможны случаи несовпадения отдельных качеств выделенных нами с индивидуальными случаями, которые могут встречаться в практике. Развитие всех функций носит динамичный и неравномерный характер. У одних детей эти качества очень медленно формируются, у других, при ранней эффективной коррекции, идет более быстрое продвижение. Тем не менее, для построения учебно-воспитательного процесса целесообразно учитывать указанные показатели.

Нами разработана таблица, в которой наглядно представлены сравнительные психолого-педагогические характеристики разной степени умственной отсталости. Данный материал получен нами в результате непосредственной многолетней работы с детьми.

Таблица

  Легкая умственная отсталость
F- 70
Умеренная умственная отсталость
F- 71
Тяжелая умственная отсталость
F- 72
1.Физическое развитие Общее физическое развитие, масса тела, рост могут иметь незначительные отклонения от возрастной нормы Отклонения в физическом развитии могут быть более выражены
2.Двигательная сфера Прослеживается неловкость крупных движений, недостаточная координированность и ловкость при выполнении тех или иных действий (в статическом положении, при выполнении динамических и силовых проб, при совместных действиях обеих рук, ног и т.д.).
Недостаточно сформированы тонкие движения пальцев рук.
Отмечаются недостатки произвольных движений.
Недостаточная четкость основных движений Неловкая походка. Слабая регуляция мышечных усилий. Трудности зрительно-двигательной координации. Трудности самостоятельного выполнения двигательных упражнений.
Недоразвитие дифференцированных движений пальцев рук.
Недостатки произвольных движений более выражены
Походка детей неустойчива, движения хаотичны, плохо координированы, слабо регулируются мышечные усилия. Грубые нарушения зрительно-двигательной координации. Невозможность выполнения двигательных упражнений даже по подражанию взрослому.
Грубое недоразвитие дифференцированных движений пальцев рук.
Недостатки произвольных движений носят выраженный стойкий характер
3.Бытовые навыки Владеют элементарными навыками самообслуживания и выполняют несложные бытовые действия.
Способны контролировать свои физиологические потребности, соблюдая гигиену (принимать пищу, пережевывая и не проливая, пользоваться носовым платком, туалетной бумагой, чистить зубы и т.д.), а также одеваться, сложить одежду. В случаях затруднения используют помощь.
Трудности самостоятельного выполнения действий по самообслуживанию и овладения различными бытовыми навыками.
При выполнении гигиенических процедур, при одевании, приеме пищи испытывают трудности в установлении правильной последовательности действий. Нуждаются в постоянной стимуляции и совместных действиях с взрослым.
При обслуживании себя полная зависимость от других.
Затруднен самоконтроль физиологических потребностей. Не выполняют самостоятельно действий по личной гигиене. При обслуживании себя зависят от взрослого.
4.Социальный опыт Испытывают трудности при самостоятельной ориентировке в окружающем:
-знание дороги в школу, местонахождение класса, туалета, столовой и .т.д.;
.-различение средств передвижения, соблюдение правил перехода улицы с учетом сигнала светофора;
-использование предметов одежды, бытовых предметов и др. учетом сезона; ситуаций (дома, в школе, театре и др.),
Трудности в установлении временных отношений (времена года, дни недели, части суток), определении времени по часам, последовательности событий.
Ограничены знания о себе, семье, ближайшем окружении.
Низкий уровень ориентировки в окружающем, даже при сопровождающей помощи взрослого.. Не ориентируются в окружающем. Помощь взрослого нелоэффективна. Частичное знание предметов обихода.
5.Способность к общению Способны самостоятельно устанавливать взаимоотношения с взрослыми и детьми на вербальном уровне.
Могут длительное время поддерживать контакт со взрослыми, проявляя интерес к взаимодействию.
У некоторых детей возникают трудности при налаживании контакта, у других проявляется в ходе общения недостаточно адекватное реагирование, несоблюдение дистанции, некритичность.
Проявляется потребность в одобрении со стороны окружающих.
Первичный контакт бывает затруднен из-за ограниченного понимания обращенной речи. Требуется мимическое и жестовое подкрепление. Установление контакта возможно, но ненадолго. Для его поддержания требуется положительная стимуляция (доброжелательная улыбка, знаки одобрения, поглаживание и т.п.). Некоторые дети привлекают внимание к своим нуждам (еда, туалет, боль и др.). Имитируют действия других в ходе взаимодействия.
Интерес вызывает не сама деятельность, а отдельные признаки предметов (звучание, цвет). Интерес нестойкий
Контакт крайне затруднен из-за непонимания обращенной речи. Необходимо многократное жестовое и мимическое повторение.
Самостоятельно контакт не инициируют. Иногда проявляют негативизм. Характерно пассивное подчинение.
Положительно реагируют на ласку, поощрение в форме вкусных съестных вещей, игрушек и т.п.
6.Способность к деятельности Проявляют интерес к предлагаемой деятельности, но он носит неустойчивый характер.
Легче понимают инструкцию невербального характера.
Способны действовать по образцу, пошаговой инструкции. Возможны простейшие самостоятельные действия. В процессе деятельности требуется организующая и направляющая помощь. Самоконтроль при выполнении задания отсутствует. Волевые усилия недостаточно сформированы.
Эмоционально реагируют на оценку их деятельности
Интерес к деятельности взрослого слабо выражен и неустойчив.
Требуется многократное повторение инструкции с показом того, что следует сделать.
В процессе работы предлагаемая программа действий не удерживается
Способны к подражанию и совместным действиям с взрослым.. Наступает быстрое пресыщение деятельностью. Волевых усилий не проявляют.
Эмоциональное реагирование в процессе работы не всегда адекватно.
Интерес к действиям взрослого активно не проявляется.
Пассивны в принятии предлагаемого взрослым задания..
Простейшие действия при совместной пошаговой помощи взрослого выполняются лишь частично. Не удерживают внимание при выполнении действий. Не сформированы регуляторные механизмы. Организующая,направляющая, разъясняющая помощь не эффективна. Необходимо совместное с взрослым поэтапное выполнение задания
Безразличны к оценке результатов работы.
 
7.Сформированность высших психических функций   
Восприятие При восприятии различают знакомых и незнакомых людей Восприятие знакомых и незнакомых людей менее дифференцировано
Способны к восприятию знакомых предметов, объектов. Самостоятельно узнают их изображения
Трудности при дифференцировке сходных зрительных, слуховых сигналов, тактильных и обонятельных раздражителей.
Затрудняются при словесном обозначении основных признаков предметов, но способны к их группировке с учетом формы, величины, цвета
Требуется организация самого процесса восприятия окружающего и его сопровождение со стороны взрослых.
Дифференцировка зрительных, слуховых сигналов, тактильных и обонятельных раздражителей возможна только с помощью взрослого.
Нет словесного обозначения основных признаков предметов. При группировке предметов с учетом формы, цвета, величины требуется организующая и направляющая помощь.
 
Восприятие знакомых предметов возможно при условии максимальной направляющей помощи взрослого.
Трудности восприятия знакомых предметов на основе чувственных раздражителей (двигательных, слуховых и.др.
Не сформированы понятия об основных признаках предметов, помощь неэффективна
Память На этапе запоминания и воспроизведения предлагаемого материала необходимы различные наглядные, звуковые, тактильные и другие опоры. Самостоятельно использовать приемы запоминания не могут, необходима помощь взрослого.
 
Не соотносят запоминаемый материал с предлагаемыми опорами. Помощь взрослого мало эффективна Опосредованное запоминание недоступно
Мышление Операции обобщения возможны только на самом элементарном уровне.
Испытывают трудности при решении проблемных ситуаций, требующих установления причинно-следственных связей. Задания словесно-логического характера требуют помощи взрослого. Трудности переноса усвоенного способа действия на новое задание и в новую ситуацию.
Операции обобщения возможны только при постоянной организующей и сопровождающей помощи взрослого.
Предлагаемые задания могут выполняться только при активном взаимодействии со взрослым. Перенос показанного способа действия при решении новых задач вызывает те же трудности.
Обобщение, абстрагирование недоступны. Не понимают простейшие ситуации. С большим трудом формируется опыт.
Понимание причинно-следственных зависимостей, проблемных ситуаций недоступны
Речь Понимание обращенной речи ограничено понятиями ближайшего окружения. Преобладание пассивного словаря. Активный словарь беден. Трудности в построении фразы.
Речь может служить средством коммуникации, побуждения к действию..
Большие трудности в понимании обращенной речи. Крайне ограничен как активный, так и пассивный словарный запас.
Предпочтение отдается невербальным средствам коммуникации.
Доступно пониманию небольшое количество слов бытового характера.
Необходимо побуждение мимикой, жестами, многократный показ и совместные действия
Читайте также:  Характеристика развития ребенка до года

Изложенные в таблицы материалы могут быть использованы как на этапе приема ребенка в школу, так и при оценке эффективности используемых приемов и методов обучения, направленных на развитие регулятивных, познавательных, эмоциональных процессов. Именно на основе анализа динамики развития ребенка будет строиться дальнейшая стратегия работы с ним.

Источник