Забота о правильном развитии речи и психики ребенка это задача профилактики

Профилактика речевых нарушений у детей.

Число речевых нарушений год от года все возрастает, и эта проблема становится все актуальней. Необходимо обращать внимание на следующие виды профилактики, которые помогут снизить количество речевых нарушений и, возможно, даже предотвратить некоторые из них.

Первичная профилактика. Предупреждение речевых нарушений.

Вторичная профилактика. Предупреждение перехода речевых расстройств в хронические формы, а также предупреждение последствий речевой патологии.

Третичная профилактика. Социально – трудовая адаптация лиц, страдающих речевой патологией.

Первичная профилактика начинается еще до рождения, создание благоприятных условий матери (питание, прогулки, социальный и психологический микроклимат в семье и ее близком окружении), здоровье детей зависит от экологии и экологических факторов. Качество здоровья родителей падает, а при отягощении дети в два раза чаще страдают речевыми нарушениями.

Существуют генетические консультации будущих родителей, если есть семейное отягощение, родителей информируют о мерах профилактики. Важно психолого – педагогическое просвещение родителей. На ребенка в период внутриутробного развития оказывают влияние травмы, инфекции, перенесенные матерью во время родов (асфиксии, кесарево сечение).

Необходимо начинать формирование характера и личности ребенка с самого раннего возраста. Сон, крик, слух, зрение движения и другие физиологические реакции организма отражают сохранность и уровень зрелости нервной системы ребенка. Следовательно, родители и специалисты должны внимательно следить за становлением этих реакций.

Существует понятие «фактор риска»: различные условия внешней среды (биологические и социальные) и индивидуальная реактивность организма, в большей или меньшей степени способствующие развитию тех или иных патологических состояний. Между биологическими и социальными факторами риска прослеживается тесное взаимодействие.

Биологические факторы риска – патологические факторы, действующие на организм главным образом в период внутриутробного развития и родов, мозговые инфекции и травмы после родов, наследственная отягощенность.

Дети с первичной патологией (нарушение слуха, зрения). В процессе работы с ребенком, относящихся к группе риска происходит компенсация дефектов сенсорных функций, что способствует нормализации его дальнейшего речевого развития.

Речевые нарушения генетического – леворукость.

Профилактика – запрещается насильственное переучивание.       Семейная отягощенность речевой патологией. 

Профилактика – ограничить общение человека с речевой патологией и ребенком.

Социально – психологические факторы. К социально – психологиеским факторам риска относят психологическую депривацию детей (недостаточное удовлетворение основных потребностей детей (эмоциональное и сенсорное восприятие)), отделение от матери (больница, детский дом).

Нервно – психическое здоровье зависит от отношения в семье (педагогическая запущенность, наказания). Мать и другие лица должны общаться с ребенком, стремясь вызвать ответную реакцию.

Формирование речи тесно связано с моторным развитием ребенка, особенно с моторным развитием рук. Необходимо следить за правильным физическим развитием ребенка. Впервые годы жизни, ребенок должен слышать один язык. Необходимо оградить ребенка от различных стрессовых, конфликтных ситуаций. Разговаривать с ним с нормальной скоростью, спокойно, четко, договаривая окончания.

Большую роль играет сенсорное воспитание и развитие игровой деятельности. Средствами является: изучение окружающей среды и игра. Для дальнейшего обучения грамоте важно развивать слух фонематическое восприятие. В дошкольный и ранний школьный период надо соблюдать режим. Важна психологическая готовность ребенка к школе.

Вторичная профилактика. Нарушение речи отражается на психическом развитии ребенка, формирует его личностные и поведенческие реакции (вторичные расстройства). В коррекционной работе должны обязательно участвовать родители. Они должны знать, что слабый или сиплый голос, малая двигательная активность, недостаточный сосательный рефлекс, говорит о поражении головного мозга. Глубокие расстройства речи (алалия, афазия) оказывают влияние на умственное развитие в целом (это происходит в силу функционального единства речи и мышления). В этом случае, нельзя ограничивать общение с ребенком, страдающего речевыми расстройствами или разговаривать с ним жестами, с целью облегчить взаимное понимание. Этим наносится вред речевому и психологическому развитию ребенка. Если ребенок не говорит, то окружающие его люди должны как можно больше с ним разговаривать для накопления словарного запаса, необходимого для развития речи.

Учитывая индивидуальные особенности психического развития детей с речевыми нарушениями, коррекционная работа должна направляться на преодоление как неречевых, так и речевых нарушений.

Недоразвитие звуковой стороны речи, недостаточная сформированность фонематических процессов, а также звукопроизношения препятствуют своевременному формированию предпосылок к спонтанному овладению практическими навыками анализа и синтеза звукового запаса слов. Это может стать причиной трудностей в овладении детьми грамотой. Отставая в обучении, дети с речевыми расстройствами, как правило, теряют интерес к обучению.

В процессе воспитания детей с речевыми нарушениями, родителям и педагогам, необходимо постоянно осмысливать свое поведение и свои позиции. Когда у детей наблюдаются психологические осложнения типа личностных переживаний, связанных с речевым дефектом (страх речи, уход от речевой ситуации), необходимо усилить психотерапевтический акцент в работе. Этот акцент и формы психотерапии будут зависеть от возраста ребенка и особенностей индивидуально – психологического реагирования.

Третичная профилактика. Некоторые дефекты речи ограничивают возможность выбора профессии. Задача третичной профилактики – профессиональная ориентация и обучение лиц, страдающих патологией речи. Основным направлением является учет личностных возможностей и интересов каждого ребенка, страдающего тяжелым нарушением речи. У них должна быть возможность выбора, с помощью педагогов, психологов, врачей, пути обучения, которые позволяют достичь наилучших результатов.

Снижение здоровья, сиротство, бродяжничество, ведущие к полиморфным отклонениям в психическом и речевом состоянии делают необходимым создание медико – психолого – педагогических реабилитационных центров, центров надомного обучения и других детских реабилитационных учреждений.

Массовая диспансеризация позволяет направленно проводить широкую программу профилактики мероприятий среди детей с фактором риска речевых нарушений. На первом году жизни ребенок должен быть осмотрен (кроме педиатра) психоневрологом, окулистом, ортопедом, лором. В возрасте двух лет – стоматологом. В три-пять лет теми же специалистами и логопедом. Такие осмотры позволяют выявить возможность развития речевых нарушений у детей в самые ранние сроки и вовремя провести мероприятия по оздоровительной и коррекционной работе.

В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного возраста. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы по предупреждению речевых нарушений у дошкольников логопедов и воспитателей детских дошкольных учреждений не специального типа.

Логопедическая работа в детском дошкольном учреждении неспециального типа включает в себя несколько направлений. Это и преодоление имеющихся нарушений речи у детей, и предупреждение возможных вторичных нарушений речи, и профилактика (пропедевтика) речевых нарушений до их возникновения, и совершенствование разных сторон и качеств речи при отсутствии нарушений, и параллельная коррекция и доразвитие других психических функций, таких как слухоречевое и зрительное внимание, зрительная и речевая память, словесно-логическое мышление. Зачастую, вся логопедическая работа воспринимается только как некие действия, прямо направленные на ликвидацию неправильного произношения у детей.

Источник

             Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                      «Детский сад комбинированного вида № 15 «Журавушка»»

        Выступление в рамках инновационной площадки по теме: 

«Профилактика психо-речевых нарушений в период формирования психофизиологических возможностей дошкольников»

Подготовила: учитель-дефектолог, учитель-логопед

Дектярёва С.А.

               Развитие механизмов деятельности мозга, необходимых для формирования психики, а, соответственно и речи, начинается ещё до появления ребёнка на свет, во время внутриутробного развития.

              Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребёнка и служит показателем его общего развития.

             В последнее время наблюдается увеличение количества детей с нарушениями речи, поэтому в дошкольном воспитании особенно актуальными стали вопросы  оказания логопедической помощи.          

             Основные причины возникновения речевых нарушений:

  • ухудшение экологической обстановки;
  • увеличение числа патологий беременности и родов;
  • ослабление здоровья детей;
  • различные социальные причины.

            Современные дети часто слышат неправильно оформленную речь. Таким образом, неполноценное речевое окружение также является одной из причин возникновения у детей нарушений развития речи.

      В последнее время проблема сохранения здоровья детей занимает значительное место в жизни общества, становится приоритетной национальной проблемой. Формирование здоровья – не только и не столько задача медицинских работников, сколько психолого-педагогическая проблема. Не последнюю роль в этом процессе играет дошкольное образование, одной из главных задач которого является психо-речевое развитие дошкольников.

     Внимание к развитию речи ребёнка в дошкольном возрасте особенно важно, потому что в это время интенсивно растёт мозг ребенка и формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы именно в период их естественного формирования легко поддаются тренировке. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.

     Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. 

     Профилактика нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма, которые могут возникнуть из-за дефектов речи.

             Огромная роль в формировании правильной речи детей принадлежит воспитателям детских дошкольных учреждений. Программа воспитания и обучения в детском саду предусматривает развитие всех сторон устной речи: словаря, грамматического строя, связной речи, звукопроизношения. Таким образом, воспитание звуковой культуры речи является составной частью системы работы по развитию речи.

              Значение театра в развитии личности дошкольника переоценить невозможно. 
Сила воздействия театрализованной деятельности на ребёнка огромна, ее педагогические возможности – неисчерпаемы. Театрализованная деятельность весьма успешно используется в работе с детьми разного возраста в детском саду.
Нарушение речевого развития детей, будь то ФФН, ОНР, заикание и другие речевые нарушения, рассматриваются прежде всего как нарушение общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребёнка.
Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная (театрально – игровая) деятельность оказывает выраженное психо–терапевтическое воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребёнка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы.
               Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира, преодолению коммуникативной дезадаптации. В игре формируется личность ребёнка, реализуются ее потенциальные возможности и первые творческие проявления. В театрально – игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально – личностной сферы. Игра может изменить отношение ребенка к себе, самочувствие, а главное способы общения со сверстниками. Психотерапевтический механизм сценических игр состоит в определении ролей для участников. Роль может раскрыть в ребёнке потенциальный коммуникативный ресурс. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребёнка к такой идентификации с полюбившимся образцом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

                Последовательная систематическая работа по развитию слухового внимания, развитию артикуляционной и мелкой моторики у детей, уточнению артикуляции и произношения звуков создает благоприятные условия для нормального развития звуковой стороны речи детей дошкольного возраста.

                Таким образом, все члены педагогического коллектива детского сада, родители должны следить за речью ребёнка, развивать у него мелкую моторику, слуховую память и другие психические процессы, связанные с речью, а также сами говорить правильно и красиво.

     Что касается профилактики непосредственно психо-речевых нарушений в раннем возрасте, то она складывается в основном из следующих моментов:

  1. Забота о физическом и нервно-психическом здоровье ребёнка и о сохранности его речевых органов;
  2. Забота о правильном речевом развитии ребёнка, включая и создание необходимых для этого социально-бытовых условий.
    Решение первой из названных задач конкретно выражается в следующем:
  • предупреждение ушибов головы;
  • предупреждение различных заболеваний и детских инфекций, протекающих с высокой температурой (исключение непосредственных контактов с больными и пр.);
  • охрана органа слуха от простудных заболеваний, от попадания инородных тел, от излишнего шума (даже во время сна), а также своевременное лечение и обязательное “долечивание” ушных заболеваний;
  • охрана артикуляторных органов;
  • исключение случаев сосания пальца или постоянного подкладывания руки под щеку во время сна (последнее может привести к образованию так называемого перекрестного прикуса);
  • охрана голосового аппарата от простуды, попадания пыли, голосовой перегрузки (чрезмерные крики, излишне громкая и напряженная речь и т.п.);
  • охрана нервной системы ребёнка (исключение громких окриков, страшных рассказов и разного рода запугиваний, щадящий подход к ребёнку во время любой болезни и в течение некоторого времени после её окончания).    

  Забота о правильном речевом развитии ребёнка должна выражаться в следующем: обеспечение благоприятного речевого окружения как необходимого образца для подражания.

  • поощрение лепета ребёнка мимикой радости;
  • воспитание направленности на восприятие речи окружающих, для чего нужно как можно больше разговаривать с ребёнком, начиная с первых дней его жизни;
  • медленное и чёткое произнесение взрослыми простых слов, связанных с конкретной для ребёнка жизненной ситуацией, а также отчётливое называние окружающих предметов и производимых действий, что поможет ребёнку постепенно “приступить” к овладению речью;
  • отчётливое произнесение взрослыми неправильно сказанных ребёнком слов, рассчитанное на ненавязчивое и постепенное исправление его неправильного произношения;
  • приучение ребёнка смотреть во время разговора в лицо собеседника, поскольку зрительное восприятие артикуляции способствует более точному и более быстрому её усвоению;
  • систематическое создание таких ситуаций, при которых ребёнок должен выразить свою просьбу словесно;
  • необходимо организовать жизнь ребёнка таким образом, чтобы сама обстановка вызывала у него необходимость речевого общения, включая “разговор” с животными, игрушками и пр.;
  • полное исключение случаев “сюсюкания” с ребёнком, лишающего его правильного образца для подражания;
  • занятия ритмикой, музыкой и пением: последнее способствует развитию правильного дыхания и достаточно гибкого и сильного голоса, а также предупреждает невнятность речи;
  • развитие тонкой ручной моторики, играющей чрезвычайно важную роль в овладении полноценной речью.

             Что касается практической части профилактической работы по предупреждению речевых недостатков и психофизических нарушений, то она требует определенной системы и особых методов работы:  выработка правильного речевого дыхания; работа над голосом; формирование навыков языкового анализа и синтеза; развитие и коррекция познавательных процессов; развитие мелкой моторики и мимической мускулатуры.. От развития речевого слуха, речевого внимания, речевого дыхания, голосового и речевого аппарата зависит чистота речи.

            Работать над произносительной стороной речи ребёнка необходимо с младшего дошкольного возраста, т. к. часто перенос ее на старший возраст не приносит желаемых результатов. Поэтому проводить профилактическую работу психо-речевых нарушений дошкольников необходимо с младшего дошкольного возраста.

           Для того, чтобы сформировать положительный настрой на совместную деятельность целесообразно использовать игру, рисование, лепку. Все действия сопровождаются эмоциональными комментариями, небольшими ритмичными стихотворными текстами.

Работа с использованием разнохарактерных игр и упражнений, наглядности, при обеспечении высокой речевой активности детей  будет способствовать не только восприятию речи и фонетическому её оформлению, но и повышению коэффициента здоровья дошкольников.

     Организация профилактических занятий опирается на принципы постепенности перехода от простого к сложному, системности и возрастной адресованности.

     Работа с ребёнком должна быть динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам как традиционных, так и нетрадиционных игровых приемов в работе с детьми, поэтому комплексы упражнений могут включать в себя ряд нетрадиционных упражнений для развития слухового внимания и фонематического восприятия, речевого дыхания, тонкой и артикуляционной моторики, общей координации движений, мимической мускулатуры.

Упражнения необходимо выполнять с постепенным наращиванием темпа и усложнением.

Упражнения сопровождаются красочными иллюстрациями и стихотворными текстами.

Рекомендации к проведению комплексов упражнений

1. Проводить ежедневно 2-3 раз в день:

  1. Выполнять стоя или сидя с обязательным сохранением правильной осанки.
  2. Добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений.
  3. Артикуляционные движения вначале выполнять медленно, неторопливо,  постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличить.
  4. Каждое упражнение выполнять от 5 до 10 раз.
  5. Учитывать эмоциональное состояние ребёнка.
  6. Упражнения проводить в  проветриваемом помещении.

Комплекс предложенных упражнений  представляют собой систему здоровьесберегающих упражнений, направленных на профилактику психо-речевых нарушений детей старшего дошкольного возраста.

1. «Геометрические фигуры» – медленный глубокий вдох через нос. Руки вытянуты вперед (ладонями вперед).

Задержать дыхание.

Медленно выдохнуть со звуком Э, руки при этом рисуют в воздухе полукруги

Задержать дыхание.

Снова глубокий медленный вдох.

Задержать дыхание.

(Медленно выдохнуть поочередно все звуки, руки при этом рисуют в воздухе нужную геометрическую фигуру).

         2. Игровой массаж   «Сказка «У бабушки с дедушкой»»

Толстые внуки приехали в гости (надуваем щёки),

С ними худые – лишь кожа да кости (втягиваем щёки).

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (губя тянуть вперёд).

3.   «Ухо-нос»   Левой рукой взяться за кончик носа,  а правой за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук.

Утром проснулись (губы в  

 широкой улыбке),

Чистили мы свои верхние зубы,

Вправо и влево, внутри и снаружи.

С нижними зубками тоже мы

 дружим.

Губы сожмём мы и рот

прополощем (поочерёдное

надувание щёк)

И самоваром пыхтим, что есть

мочи (надуваем щёки и выпускаем

 воздух через рот).

4. «Хлоп — топ» – взрослый произносит различные звуки, ребёнок услышав звук [А] должен хлопнуть в ладоши, на звук [Э] — топнуть ногой.

Список литературы

  1. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2002.
  2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.Хлоп–топ: Нетрадиционные приёмы коррекционной логопедической работы с детьми 6-10 лет. –  М.: издательство «ГНОМ и Д», 2004.
  3. Косинова Е.М. Уроки правильной речи. –  М.: ЭКСМО, 2004.
  4. Куликовская Т.А. Массаж лицевых мышц для малышей. –  М.: Книголюб, 2006.
  5. Нестерюк Т.В. Игровой самомассаж. –  М.: издательство «Книголюб», 2007.
  6. Ткаченко Т.А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. Сборник упражнений. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.
  7. Щетинин М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей. –  М.: Айрис-пресс, 2007.

Источник