Взрослый в развитии психики ребенка

Взрослый в развитии психики ребенка thumbnail

В многочисленных исследованиях отечественных психологов и педагогов (М. И. Лисиной, Г. И. Капчеля, А. Г. Рузской, Е. О. Смирновой, Е. Б. Чернышовой и др.) доказано особое значение общения с окружающими в развитии психики ребенка. Общение способствует присвоению ребенком социо-культурного опыта, накопленного человечеством (Л. С. Выготский), формированию его личности и самосознания (М. И. Лисина, Н.Н. Авдеева), отношений со сверстниками (Е. О. Смирнова, Х. Т. Бедельбаева), отдельных психических функций, процессов и свойств (Г. Б. Годовикова, Г. И. Капчеля и др.) и многому другому [16, с. 67-68].

Роль общения взрослых в жизни и развитии ребенка очень велика. В общении с взрослые учат ребенка уважению к людям и милосердию к старости, великодушию к слабому, дает понятие о доброте, истинной силе. Дети запечатлевают взрослое отношение ко времени, его верность данному слову [23, с. 116].

Общение относится к числу основных для ребенка сфер жизнедеятельности. Все психологи едины в признании значения общения со взрослыми для формирования основных структурных компонентов личности ребенка. Проблеме оценки взрослых детьми в общении до настоящего времени уделялось недостаточно внимания. Очевидно, что без учёта особенностей типологических образов взрослых невозможно изменить подчас утрированное негативное отношение ребенка к ним, трудно его скорректировать, при-

близить к взаимопониманию, а, следовательно, – к гармонизации отношений с взрослыми. Взрослый также необходим и для развития интеллекта ребенка. Взрослым принадлежит немаловажная роль и в развитии нравственности ребенка и т.д. Следовательно, влияние взрослых на развитие личности ребенка трудно переоценить [8, с. 15].

В связи с определяющей ролью общения в развитии и формировании личности, в нашей науке за последние годы обнаружился острый интерес к изучению данной проблемы, который, в свою очередь, породил в области философии, социологии, психологии большое количество подходов к проблеме общения [15, с. 122].

В 70-е гг. XXI в. широко обсуждался вопрос о соотношении двух ведущих категорий психологической науки – общения и деятельности. Этот вопрос имел несколько решений. В одном из них общение рассматривалось как условие совместной деятельности людей, как средство организации и развития деятельности (Г.М. Андреева, В.В. Давыдов, С.Г. Якобсон и другие). С другой точки зрения, напротив, деятельность представлена как средство общения людей: теория деятельностного опосредования человеческих отношений получила множество экспериментальных подтверждений (А.В. Петровский и другие). М.И. Лисина предложила третье решение этого вопроса: общение как особый вид деятельности. С позиции культурно-исторической теории на значимость общения указывал Эльконин Д.Б. Представитель гештальпсихологии К. Левин рассматривал общение с точки зрения социально-психологического явления [1, с. 120].

В настоящее время можно говорить о состоявшихся в нашей науке школах: Г.М. Андреевой много сделано для освещения познавательного компонента общения; С.В. Кондратьева исследует взаимосвязи особенностей общения с личностными особенностями человека; В.Н. Кунициной исследуется коммуникативная природа интеллекта; В.А. Лабунской внесён фундаментальный вклад в изучение экспрессии человека и её роли в общении; А.А. Леонтьев много сделал для понимания закономерностей педагогического общения; Е.А. Петрова заметно продвинула наше постижение нюансов связей «человек – человек» через призму семиотики; Т.Н. Ушакова последовательно осветила особенности вербального общения [22, с. 34].

Долгие годы психологи и педагоги уделяли основное внимание общению детей со взрослыми. Ведущая роль взрослого в психическом развитии ребёнка несомненна. Это подтверждается исследованиями Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина и других учёных. Однако какова роль и потребность в общении со взрослым в жизни подростка? Этот вопрос интересовал психологов всегда, он остаётся актуальным и сегодня [5, с. 123].

Выделяют следующие составляющие процесса общения «Взрослый – ребенок»:

? потребность в уважении старших;

? концентрация на заданной теме;

? целенаправленность вопросов;

? адекватность в оценке своего опыта;

? взаимопонимание с взрослым и сопереживание [2, с. 28].

Отличительной чертой детей дошкольного возраста является восприятие взрослого как образца, эталона поведения во всех жизненных ситуациях. Общение имеет характер настойчивого поиска верных решений в поступках и действиях окружающих людей [11, с. 109].

Ставя во главу любой ситуации мнение взрослого, дошкольники готовы к пониманию и овладению законами взаимосвязи в системе отношений, правилами поведения и обязанностями в обществе знакомых и незнакомых людей. Стремление к взаимопониманию с взрослым на уровне новой коммуникативной потребности выражается в том, что они не настаивают на обязательной похвале, а стремятся к осознанию правильности выполнения своих действий [7, с. 90].

Дошкольники испытывают острую потребность в контактах со взрослым, которого воспринимают как помощника в решении значимых для них вопросов. Им свойственна повышенная чувствительность к тому, как относится к ним взрослый, которая выражается в радостных эмоциях в ситуациях похвалы и явном огорчении при получении замечаний [13, с. 40-41].

Важнейшая социальная функция взрослого – воспитание подрастающего поколения. Главными задачами взрослых являются формирование первой социальной потребности ребенка – потребности в социальном контакте (М.И. Лисина), базового доверия к миру и привязанности (Д. Боулби, М. Эйнсворт). Часто взрослые не сомневаются в своей компетентности, обвиняя в случае возникновения затруднений в отношениях с детьми школу и общество, им сложно признать ошибочность своих мыслей, чувств, действий [8, с. 25].

А.С. Спиваковская подчеркивает, что «любовь к ребенку формируется в процессе всей жизни и деятельности человека. Взрослым необходимо всю жизнь учиться любить детей, учиться проявлять свою любовь наиболее полезным для ребенка образом. Любовь к ребенку созидает не только личность маленького человечка, она способна преобразовать и совершенствовать взрослых, обогащать их духовный мир [10, с. 115].

Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком – это то универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем взрослым. Ощущение и переживание контакта с взрослыми, как психологического, так и телесного, дают возможность почувствовать и осознать любовь, привязанность и заботу взрослого человека [19, с. 56].

Формирование психического развития и ребенка и его личности в целом напрямую зависит от взрослого. Личность – это характеристика человека как общественного индивида, субъекта и объекта социальных отношений. В одной из обобщающих работ по психологии было предложено различать в личности три образования: психические процессы, психические состояния и психические свойства [22, с. 78].

В рамках интегративного подхода к личности набор характеристик, принимаемых в расчет, значительно расширяется (Ананьев, 1968). Специально вопрос о структуре личности освещался К.К. Платоновым, выделившим в структуре личности се различные подструктуры, перечень которых варьировал н в последней редакции состоял из четырех подструктур или уровней:

1. биологически обусловленная подструктура (куда входят темперамент, половые, возрастные, иногда патологические свойства психики).

2. психологическая подструктура, включающая индивидуальные свойства отдельных психических процессов, ставших свойствами личности (памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств и воли).

3. подструктура социального опыта (куда входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки).

4. подструктура направленности личности (внутри которой имеется в свою очередь особый иерархически взаимосвязанный ряд подструктур влечения [13, с. 36-37].

Социология предполагает изучение личности как продукта общества. Такой подход предполагает: изучение связей между становлением личности ребенка и взрослыми, обществом, личностью и группой, регуляции и саморегуляции поведения личности; самовключение личности в разнообразные сферы социальной деятельности, признание человека социальным существом [10, с. 123].

Понятие “личность” отражает социальную сторону бытия человека как биосоциального существа. По С.Л. Рубинштейну, структура личности включает в себя три подструктуры:

* отношения и их направленность как основные тенденции проявления личности;

* способности как человеческие возможности и потенциал;

* характер как доминирующая тенденция использования, реализации и расширения возможностей [9, с. 30].

Таким образом, взрослые могут являться как мощным фактором развития и эмоционально-психологической поддержки личности, так и источником психической травмы и связанными с ней разнообразными трудностями поведения и развития ребенка. Психологи утверждают, что трудные, непослушные, непоседливые, агрессивные, несчастные дети – всегда результат неправильно сложившихся отношений с взрослыми людьми [24, с. 55].

Стиль отношения взрослых к ребенку влияет не только на становление тенденции к определенному стилю детского поведения, но и на психическое здоровье детей; так, неуверенность ребенка в положительном отношении к себе взрослого или, наоборот, уверенность именно в неактивной оценке его как личности провоцирует подавленную агрессивность, если ребенок воспринимает отношение взрослого к себе как негативное, то попытки взрослого побудить ребенка к общению вызывают у него состояния смущения и тревоги. Длительный дефицит эмоционального созвучного общения даже между одним из взрослых и ребенком порождает неуверенность последнего в положительном отношении к нему взрослых вообще, вызывает чувство тревоги и ощущения эмоционального неблагополучия [20, с. 36].

Под влиянием опыта общения с взрослыми у ребенка не только формируются критерии оценки себя и других, но и зарождается очень важная способность – сочувствовать другим людям, переживать чужие горести и радости как собственные. В общении с взрослыми и сверстниками он впервые осознает, что нужно учитывать не только свою, но и чужую точку зрения. Именно с налаженной системы взаимоотношений ребенка со взрослым и начинается ориентация ребенка на других, тем более что он также нуждается в признании окружающих людей [16, с. 56-57].

Полноценное психологическое и психическое развитие ребенка возможно только в среде себе подобных – человеческом обществе, ячейками которого являются семья, учебное заведение, работа, коллектив и др. [27, с. 87].

Однако даже в обществе порой взрослый человек может “не найти себя”. Отсутствие самореализации – одна из главных причин аномалий психического развития и негативных социальных явлений. Психологами подмечено, что чем выше уровень самореализации человека, тем более сложной и развитой является его психическая организация [23, с. 156-157].

Именно с близкими взрослыми (мамой, папой, бабушкой и другими) ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную систему человеческих взаимоотношений. Известно немало примеров, когда дети, по каким-либо причинам лишенные возможности общаться с взрослыми первые несколько лет своей жизни, потом так и не смогли научиться «по-человечески» мыслить, говорить, не смогли адаптироваться в социальной среде [26, с. 20-21].

Источник

От автора: Интересно замечать в работе, когда теория и практика имеют общее направление. Когда есть возможность наблюдать, за тем, как формируются процессы развития, за их становление и новым развитием.

 Этот текст навеян моей практической работой с детьми и их родителями. Основной способ взаимодействия детей и родителей – это воспитание. Воспитание – это определенные нормы и правила, которым родители хотят научить своих детей. И хорошо бы понимать, что в этом процессе нужно помнить о возможностях и ограничениях детей и взрослых. И вот, благодаря научным взглядам умных коллег, и других умных людей, и особенно детям и для себя определила важные особенности развития психики, на которые опираюсь в работе с детьми. И это один из возможных, и я бы даже подчеркнула, очень узких взглядов на развитие психики и становление ребенка.

 Психика – это процесс взаимодействия с внешним миром, через эмоции, действия, мысли. Эти три простых и понятных слова, эмоции, действия, мысли, рядом с нами на протяжении нашей жизни, от рождения до смерти.

 И человек, так устроен, что первично воспринимает мир через ощущения, которые наполняются эмоциями. А вот уже только потом появляются действия и мысли.

Эмоции первичны и спонтанны. Мы ими управлять не можем. А как бы нам этого хотелось, увы, нет  – это наш ответ на то, что нас окружает вокруг.

А вот действиями и мыслями мы можем управлять и контролировать. Подбирать мягкую и комфортную форму наших эмоций, следовать правилам и нормам.

И для того, чтобы этому научиться нужно пройти определенные этапы развития, которые уже нам подарила природа по праву рождения.

 Так вот, исторически так сложилось, что в человеческом мозге есть:

  • Мозг рептилий (ствол мозга, мозжечок), который отвечает за инстинкты самосохранения. Похоже, он обогащается от поколения к поколению новыми способами выживания. Там хранится информация, накопленная нашими предками, и мы уже с ней рождаемся. Точно каждый человек в минуту опасности, выберет один из способов: замри, беги, нападай.
  • Мозг млекопитающих (лимбическая система), который отвечает за эмоции, память, привычки. Именно он позволяет принимать решения. Это уже то, что мы можем развивать. Зависит это от условий и наших физиологических особенностей (тин нервной системы, строение тела, способ восприятия мира, и т. д.). Каждый человек рождается с задатками конкретных способностей.
  • Мозг человека (неокортекс), который отвечает за умение говорить, абстрактное мышление, воображение, сознание. Он позволяет находить причино – следственные связи, делать анализ и выводы.

 И, вот каждому человеку нужно пройти исторические этапы развития психики: элементарную сенсорную, перцептивную, а вот только потом раскроются функции интеллекта.

 Развития психики по А.Н. Леонтьеву:

Стадии развития психикиТип среды/содержание отраженияФорма отражения (чувствительность[1])Форма поведения (раздражимость – возможность  реагировать[2])

Элементарная сенсорная 

Предметная среда/отражение свойств

Ощущение

Инстинкт (безусловный рефлекс), условные рефлексы лабильны

Перцептивная

Среда отношений между предметами/отражение предметов в целом (способность к различению формы)

Чувственный образ и образная память

Навык (условный рефлекс), операция (зависимость способа достижения от условий)

Интеллект

Отношения между предметами

Целостные предметные ситуации; способность к переносу в другие ситуации; функциональные понятия

Интеллект (мышление в действии):

1) двухфазность

2) функциональное использование орудий

3) инсайтное поведение

1. Чувствительность/отражение имеет два аспекта: объективный и субъективный. В объективном смысле “отражать”— значит реагировать, прежде всего двигательно. Субъективный аспект выражается во внутреннем переживании, ощущении.

2. Раздражимость же субъективного аспекта не имеет.

Вот здесь, в этом месте очень уместен вопрос: Что нужно для развития психики?

 А вот для этого нужны опреденные:

Факторы:

  • Социальный.
  • Биологический.

 Условия:

  • Собственная активность человека, интерес к познанию окружающего мира.
  • Благоприятная среда для обучения и воспитания. Благоприятная среда – это когда комфортно и спокойно.

  Противоречия, которые являются движущей силой:

  • Между потребностями и внешними обстоятельствами
  • Между новыми возможностями и старыми формами действия
  • Между новыми требованиями деятельности и несформированными умениями и навыками
  • Между новыми потребностями и возможностями их удовлетворения

 А дальше еще интереснее, ведь каждый процесс развития, т.е каждый этап имеет постоянную структуру: адаптация, становление, интеграция.

 Известно, что каждый человек уникален. И вот, что получается: конкретный человек имеет свои индивидуальные этапы развития психики, которые базируются на исторических и природных механизмах и процессах.

 Этапы развития психики ребенка

Этапы развития

Возраст, годы

Действия

Эмоции

Мысли

Новорожденный

0 – 2 мес

Инстинктивное поведение. Формирование простейших движений, связанных с ориентацией.

Удовлетворение, голод

Безусловные рефлексы, связанные с питанием. Восприятие мира через первые ощущения телесные и вкусовые

Младенчество

2 мес – 1

Освоение предметной деятельности. Начало формирования речи. Появляется предметное общение с окружающими.

Удовольствие, боль, приятное, неприятное, удивление

Развитие и становление чувствительных и двигательных структур – сенсорных и моторных способностей

Раннее детство

1 – 3

Познание свойств предметов, через подражание взрослым. Начало самостоятельной игры и познания мира.

Простые эмоции: радость, раздражение, испуг, грусть любопытство, отвращение (сигнальные – быстрая оценка ситуации на впечатление)

Появление условных рефлексов. Выработка навыков. Появление сенсомоторного интеллекта и эмоционального. Начало формирования силы воли.

Детство

Дошкольный

3 – 7

Игра. Появляется воображаемая ситуация в игре. Ролевые и сюжетные игры. Стремится делать не то, что может, а то, что видит и слышит.

Простые эмоции (коммуникативные, симпатия, взаимопонимание). Первые впечатления от ситуации. Начало формирования личности ребенка. Первый опыт адаптации в коллективе.

Появление символического интеллекта и наглядного мышления. Формирование системы операций, выполняемых в уме, с обязательной опорой на внешние наглядные данные. Концентрация на одной стороне события.

Младший школьный

7 – 11

Учеба, как самостоятельная, деятельность. Появление первых обязанностей.

Смешанные эмоции

Формирование логического мышления. Стадия конкретных операций. Появление первых логических связей, основанных на эмоциях и впечатлениях. Формирование собственной мотивации.

Подростковый

11 – 16

Первая ориентация на взрослую жизнь. Появление своих устойчивых интересов. Процесс полового созревания.

Развивается способность проживать разные эмоции без подавления их в себе и без выплескивания на тех, кому они не предназначены (контенирование)

Формирование формально-логического интеллекта. Мыслительные операции могут совершаться без опоры на чувственное восприятие конкретных объектов.

Юность

16 – 22

Начало формирования зрелости. Обретение уверенности в себе, как личности определенного пола. Период проб и ошибок. Первые шаги отсоединения от семьи и возвращения.

Формирование моральных, эстетических интеллектуальных чувств

Формирование комплексного процесса осмысления операций

Вывод: психика ребенка физиологически завершает свое основное развитие к окончанию периода «Юность». Человек готов осознанно принимать взвешенные обдуманные решения и брать за них ответственность. Здесь есть важный момент: ребенок прошел каждый этап развития в сопровождении взрослого, который его обучал, как это делать. Возможно, человека этому не обучали, тогда ему нужно найти себе мудрого наставника и проделать самостоятельную работу по своему саморазвитию.

Литература:

Психика // Большой Энциклопедический словарь. 2000.

Гиппенрейтер Ю.Б.Происхождение и развитие психики // Введение в общую психологию. М., 1996. — С. 169—197.

Сидоров П. И., Парняков А. В. – Введение в клиническую психологию: Т. I., Т II

Источник