Взрослый в развитии игры ребенка
«Роль взрослого в развитии игровой деятельности детей».
Понять детство – значит найти важнейшие механизмы и факторы развития ребенка. Ключ к познанию дошкольного детства следует искать в игре как наиболее близкой, органично соответствующей детской природе, деятельности дошкольника и естественном выражении его активности.
До сих пор не только «не стареют» проблема развития детской игры, н и исследования, посвященные ей. Эта особенность была отмечена известными педагогами и психологами. Классическими стали слова К.Д. Ушинского о необходимости внимательно вглядываться в детские игры, ибо все, что переживает ребенок в игре, не проходит бесследно, а путем связывания различных ассоциаций отражается непосредственно в его личном опыте, во взаимоотношении к миру.
Главное средство в деятельности дошкольника-игрушка. Она отвечает его потребности в активной деятельности, разнообразных движениях, помогает осуществить свой замысел, войти в роль, превращает его действия в «реальные». Для ребенка игрушки служат средой, позволяющей исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности, выражать чувства, учит общаться, познавать мир и себя.
Дети очень любят играть со взрослыми, но не все взрослые это понимают и умеют оценить этот весьма короткий в их жизни момент. Отказ взрослого может не только обидеть ребенка, но и лишить его столь ценного общения с близким взрослым. Поэтому близкие, особенно мама и папа, должны все же находить время для игры с ребенком. Играя с ребенком, можно лучше понять его мироощущение, ценностные установки, эмоциональные особенности, проблемные зоны его отношений с окружающими, самим собой. Игра для ребенка также отдых, умиротворяющая деятельность, он испытывает покой и счастье. Игра с ребенком в домашних условиях также способна вернуть ему душевное равновесие. Детям бывает трудно выразить свои переживания на словах.. Чувства они могут прожить в игре, выбирая определенный материал, действуя с ним в определенным образом, вновь и вновь переживая значимые ситуации. Игровая терапия все чаще используется, служа адекватным методов коррекции душевных переживаний ребенка. Взрослому, преследующему цели терапевтической поддержки ребенка, следует создать особую доверительную и безопасную для детской самооценки игровую ситуацию, когда ребенок может без опасения выражать через игру свои эмоции.
Для ребенка игра-проявление любви и внимания. Дети лучше начинают понимать своего партнера, сверстника или взрослого. Дружить-значит играть вместе. Игра дает возможность ребенку преобразовывать свой внутренний мир, личный опыт с помощью игрушек, разных ситуаций.
Такие выдающиеся ученые, как А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин считали, что игра затрагивает наиболее существенные стороны психического развития ребенка в целом, развивает его сознание. Именно игры готовят детей к будущей жизни, помогая ориентироваться в человеческих отношениях, развиваться морально, интеллектуально, физически, поверить в свои силы, проявить свое творческое активное начало. Взрослый, особенно близкий, часто пример для подражания, он влияет на выбор того или иного сюжета игры, эмоционального оттенка, акцента проигрывания роли. Дети копируют манеру ролевого поведения у тех родителей, которых видят, считая их типичным для ролей мамы и папы.
Если ребенка наказывают физически, ругают, кричат на него, нередко можно видеть, что он играет как-то агрессивно: ломает игрушки, разрушает постройки у других, бьет или ругает кукольных персонажей. Часто бывает, что такие дети не могут наладить сами игровое взаимодействие с другими детьми, поскольку не умеют договариваться, обижаются, сердятся, не слушают партнера, не падают идей, не могут сосредоточиться на игровом процессе и своей роли. Все это приводит к тому, что вскоре ребенок остается играть один с кубиками, машинками, не хочет ни с кем делиться. Ребенок, с которым родители мало общаются, не слушает его, не играют вместе с ним, также не умеет вступать в игровое взаимодействие со сверстниками, испытывает дискомфорт из-за того, что его не принимают в игру.
Ребенок, с которым родители мало общаются, не слушают его, не играют вместе с ним, также не умеет вступать в игровое взаимодействие со сверстниками, испытывает дискомфорт из-за того, что его не принимают в игру. Для ребенка среднего и старшего дошкольного возраста, очень важно быть принятыми в игру сверстников. Для этого надо играть с ним дома в разные игры, особенно ролевые, чтобы он привык к партнерским отношениям, правилам поведения в совместной игре. Если раньше игровой опыт передавался от старших детей к младшим, то сейчас, когда в семье часто один ребенок, просто необходимо заменить собой сверстников в игровой деятельности. Этот навык поможет ребенку комфортно чувствовать себя среди других детей, так как в детском обществе очень цениться умение играть, подавать идеи, придумывать и руководить интересной игрой.
Личность родителя, его модель отношения с миром, степень эмоциональности и открытости в познании нового, их креативность также влияют на игровое поведение ребенка. В жизни малыша с самого рождения постоянно возникают ситуации, к которым он относится как к игре, на в то же время серьезно. Взрослые часто не понимают, как новые эмоции захватывают малыша, что игра для него очень важное дело, которому он отдается полностью, и не надо ее прерывать и мешать ему. Ребенок, начиная с младенческого возраста, любит узнавать и исследовать окружающие предметы, их соотношение и проявления. Он не жалеет времени и сил на то, чтобы хорошо и подробно ощупать, понюхать, поколотить, потянуть, помять новый предмет. Ребенок повторяет манипуляции с предметом снова и снова пока не поймет, что с ним можно еще как-то поиграть. В это время взрослый может повести себя вольно или невольно для оказания существенного влияния на интеллектуальную активность ребенка, его способность бесстрашно и уверенно получать новые знания об окружающем. Роль взрослого заключается в том, чтобы не испугать малыша своей слишком эмоциональной реакцией, не оторвать резко его от интереснейшего предмета. Иначе он может заплакать или перестать в дальнейшем получать удовольствие от новизны игровых предметов.
Часто взрослый, видя, что ребенок просто манипулирует предметом, повторяя одно и тоже действие, начинает показывать, как этот предмет можно употребить в игре. Так взрослый дома, а воспитатель в детском саду помогают ребенку развить воображение, образное мышление в простом условно-игровом действии. Взрослый, придавая новый смысл действиям, поднимает данную ситуацию на более высокий для ребенка уровень. Воссоздавая поступки людей, принимая на себя различные роли, ребенок также проникается новыми смыслами и целями людей, их чувствами и отношениями. Теперь он может действовать более цельно и осмысленно, а не просто однообразно манипулируя предметами.
Многих взрослых волнует ситуация, когда ребенок застревает на каких-то манипуляциях с игрушками-стоит одно и то же, катает машинки туда-сюда. Если у него нет серьезных проблем в развитии, может помочь следующее. Взрослый может «переосмыслить» действия, придав им новое значение, включив их в более широкий игровой событийный контекст.
Важно помнить о возрастной специфике игры детей. Чем младше ребенок, тем большее значение имеет для него развертывание игрового действия. У детей 2-3 лет игровые действия заключаются в цепочках их двух-трех действий с сюжетными игрушками, предметами-заместителями, частичном игровом диалоге в рамках односложного сюжета.
У 4-летних детей смысл игры и главное удовольствие заключается в проигрывании роли, которой подчиняются все действия и эмоции. Выполнение роли ребенком подчиняется скрытым в самой роли правилам поведения персонажа, которые бывают довольно жесткими.
У 5-6- летних детей игровое действие согласно роли все более сворачивается. Проигрывание роли уже не так важно. Смысл игры заключается в выполнении правила.
Взрослый, играя с ребенком, может существенно расширить репертуар ролей. Для этого надо знакомить с окружающим, предлагать разные роли в игре, меняться местами. Важно вносить творческие элементы в игру. Свобода творческого воображения ребенка в игре выражается в том, что он сам может выбрать сюжет, но новому употребить самые необычные предметы. В игре ребенок испытывает удовольствие от подчинения себя внутренним правилам выполнения роли. Поведение персонажа становится понятным, осознается им.
В творческой ролевой игре есть для ребенка и цель и результат. Цель игры-осуществить взятую на себя роль. Результат – эмоциональное, осмысленное проигрывание роли, удовлетворение от игры.
Играя с ребенком, важно:
-воздержаться от критических замечаний;
-не выходить из роли, пока не закончилась игра;
-отдаваться игре так же добросовестно и эмоционально, как ваш ребенок;
-быть инициативным, творчески исполнять роль и подавать идеи;
-чутко реагировать на его предложения, поддерживать его фантазию;
-подбирать игры, которые не тормозят развитие ребенка, соответствуют его возможностям и возрасту;
-предлагая ребенку новое, упражняя его в развитии мышления, памяти, моторики, восприятия, желательно оставаться в контексте игры, чтобы дидактические цели не подавляли игровые эмоции;
-создавать в игре атмосферу партнерства, эмоциональной безопасности.
В заключении хочется отметить еще раз очень важное значение грамотного участи взрослого в игре для развития не только самой игры, но и всей личности ребенка, семейных, родительско -детских отношений. При организации игры следует помнить, что этот процесс на каждом возрастном этапе должен состоять из совместной игр взрослого с ребенком, где взрослый выступает играющим партнером, и самостоятельной детской игры, условия которой обеспечивает взрослый.
Конечно, же самое главное, чтобы взрослые и дети получали искренне удовольствие от деятельности.
Источник
Роль взрослых в играх дошкольников
Все родители знают, что дети любят играть. Но отношение к детской игре у взрослых разное. Одни считают ее несерьезной деятельностью, и старательно замещают ее другими, более значимыми, по их мнению, видами деятельности: занятиями в спортивных секциях, уроками иностранного языка, обучением письму, чтению и т.п. Другие имеют представление, что все, чем занимается ребенок — это игра. Когда шалит, рисует, слушает детские песенки, танцует и др.
Недооценка родителей значения игры отрицательно сказывается на развитии детей не только на этапе дошкольного детства, но и на последующем становлении их личности.
Психологи и педагоги убедительно доказали, что игра является естественной потребностью ребенка дошкольного возраста, в процессе которой он всесторонне развивается: познает окружающий мир, осваивает социальные нормы поведения, правила взаимоотношений, приобретает элементарные навыки труда, опыт эмоциональных переживаний и многое другое. Интенсивно формируются творческие способности. В игре происходит развитие психических процессов: внимания, памяти, воли, воображения, мышления. Поэтому полноценная игра ребенка закладывает основы успеха в будущей учебной и трудовой деятельности, общении, творчестве. В игре ребенок становится « на голову выше самого себя», так как именно в ней он способен решать более сложные задачи, как практические, так и интеллектуальные.
Все игры, принято делить на две большие группы — самодеятельные или творческие (возникающие по инициативе детей, имеющие определенный замысел, сюжет и роли, которые творчески развиваются в игре) и игры с правилами (создаваемые и организуемые обычно взрослыми).
Наиболее ценными для развития дошкольников являются самодеятельные игры. Именно в них в большей мере развиваются детское творчество, фантазия, организаторские способности, происходит социализация ребенка, присваивается культурный опыт, развиваются психические процессы.
Однако многие родители убеждены, что игра как самостоятельная деятельность ребенка, не требует специального руководства. Главным средством развития игровой деятельности родители считают приобретение игрушек. Игрушки, действительно, являются важным атрибутом игр дошкольников. Но без вдумчивого их приобретения и необходимого преподнесения ребенку, знакомства со свойствами и возможностями игрушек, они могут остаться лишь предметами интерьера квартиры.
Задача взрослого понять необходимость покупки определенной игрушки и подготовить ребенка к встрече с ней. Выбирая ребенку «будущего друга», надо хорошо представлять себе, в какой игре он может его использовать. В игре ребенок отражает свои наблюдения жизни, сюжеты книг, мультфильмов, кинофильмов. Поэтому игрушка, которая не связана с его кругом познания, не будет задействована в играх, или будет применяться не по назначению. Например, Вы купили красивую куклу, изображающую индейца. Но так как ребенок ничего не знает о жизни индейцев, то, скорее всего, он походит с этой игрушкой несколько дней, познавая ее особенности, а затем отложит в сторону. В лучшем случае, будут использовать индейца как героя другого сюжета (принца, папу и т.п.). Но это не будет способствовать обогащению или появлению новых игр ребенка.
И наоборот, после возвращения от бабушки, которая живет в деревне, где ребенок наблюдал, как пастух пасет стадо, как работает молочная ферма, будет уместно приобрести набор игрушек «Ферма». У вашего малыша будет достаточно впечатлений, чтобы разыгрывать сценки событий, которые он наблюдал.
Следует помнить, что для развития игры необходимы комплекты игрушек по определенной тематике. Например, недостаточно купить ребенку только железную дорогу. К ней необходимы здания станций, поселков, куклы, изображающие работников железной дороги, пассажиров и др. Тогда игра будет разнообразной и длительной. Причем, чем старше ребенок, тем больше у него должно быть игрушек, обладающих многофункциональностью. В качестве образца такой игрушки можно назвать конструктор, который можно использовать в разных вариантах игр. Он обладает целым рядом достоинств, предоставляющих для ребенка возможность воплотить самые разнообразные замыслы, творческие игровые проекты. Конструкторы отличаются по материалу, из которых они изготовлены, величине, включению деталей разных по форме и цвету, способам их крепления и др. Это позволяет создавать из них недостающие для игр атрибуты, видоизменять их по ходу игры, использовать в разном назначении. Например, деревянный кирпичик, кроме того, что он может стать частью постройки, в одном случае является плиткой шоколада в магазине, в другом – кусочком мыла во время купания куклы, а также – телефоном, кроваткой и любым другим предметом, необходимым для игры.
Также для развития полноценной игры необходимо у детей формировать игровые навыки. Ими ребенок может овладевать под Вашим руководством во время прогулок, семейных праздников, домашних дел. Например, во время стирки мама может показать, как надо стирать, поощрить действия малыша, подбодрить, похвалить за старания. Потом в игре – показать, как действовать с разными игрушечными орудиями труда и воображаемыми предметами. Поддержка, подсказка, совет взрослого являются побудителями игры, обогащают ее, создают новые сюжеты.
Чтобы поддержать и развить интерес к новому сюжету игры, взрослые должны обогащать представления детей о выбранной сфере жизни. Например, после поездки на теплоходе, ребенок начинает играть в путешествие по реке. Сначала его игровые действия повторяют полученные наблюдения. Он продает билеты, сажает пассажиров на теплоход, высаживает их на остановках. Если не познакомить ребенка с другими сведениями из этой области, то скоро эта игра изживет себя. Поэтому родителям целесообразно подобрать книги, мультфильмы, фильмы, картинки, в которых бы рассказывалось о различных видах водного транспорта, об обязанностях капитана и других членов команды, о ситуациях, возникающих на воде и т.п. Полезным будет посещение музея, наблюдение за различными судами, организация повторных поездок на водном транспорте и др. Все это не только поможет ребенку дальше развивать сюжет игры, но может вызвать и более глубокий интерес к данной сфере, что в дальнейшем может повлиять на выбор профессии или хобби.
Совместные игры родителей с детьми и подготовка к ним значительно укрепляют их взаимопонимание, разнообразят общение, усиливают родственные связи. Влияние родителей на формируемые в процессе игр качества и способности детей усиливается за счет эмоциональной близости и многосторонних связей с другими членами семьи. Создаются благоприятные условия для применения дошкольниками в игре разнообразных знаний, правил поведения и взаимоотношений, усваиваемых в повседневной жизни. В семье ребенок приобретает опыт заботы родителей о старшем поколении, дружбы с соседями и друзьями, взаимопомощи в хозяйственных делах. В свою очередь, игры, отражающие быт семьи, взаимоотношения между ее членами, могут стать почвой для воспитания у дошкольников привязанности, чуткости, отзывчивости и внимания ко всем окружающим людям.
Родители, играя с ребенком, должны помнить, что не надо подавлять его инициативу, следует играть с ним на равных, осторожно направляя ход игры. Доброжелательное общение взрослого, выступающего в качестве партнера, вселяет в ребенка уверенность в том, что его идеи разделяют, с ним хотят играть. Чем больше времени уделяют взрослые своему ребенку, тем лучше между ними взаимоотношения. Общие интересы сближают их, создают дружественную атмосферу.
Особое внимание к играм следует проявлять родителям, имеющим несколько детей. Большие трудности испытывают семьи, имеющие двух младших дошкольников, если разница в их возрасте от года до трех лет. Младший не имеет игровых навыков, старший не владеет умением вовлекать в игру. Младший забирает игрушки, иногда ломает их, разрушает игры брата (сестры). Это вызывает негодование старшего ребенка, провоцирует ссоры между детьми. В этом случае бесполезно взывать к разуму старшего и порицать младшего. Выход из такого положения – самим играть с детьми.
Положительные отношения складываются между однополыми детьми, имеющими разницу в возрасте четыре-пять лет. При этом сохраняется общность интересов, старшие передают младшим опыт игровых отношений, учат правилам игры.
Психолого-педагогические исследования показывают, игры младшего дошкольника со старшим становятся содержательными и разнообразными, если старшей оказывается сестра шести – восьми лет. Она выступает в роли мамы, принимает брата (сестру) в различные игры.
Однако на характер игры большое влияние оказывают отношения, сложившиеся между детьми в повседневной жизни. Если в семьях родители поддерживают малыша, то он захватывает себе лучшие игрушки, жалуется на старшего ребенка. Все это не способствует общим детским играм.
Бывает и иначе, когда старший ребенок не хочет играть с младшим, не уступает ему ни в чем, в играх оставляет для него самые непривлекательные роли. Скорректировать эти отношения может только участие родителей в играх детей.
Психологи и педагоги дают ряд советов, которые помогут создать необходимые условия для игровой деятельности дошкольника в семье.
· Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка был свой уголок, где бы он мог спокойно играть.
· Игрушка побуждает к совместным действиям с детьми и взрослыми. Поэтому важно докупать ребенку игрушки по возрасту, учитывая не только ее новизну и привлекательность, но и педагогическую ценность.
· Игрушки нужны разнообразные: образные (изображающие людей и животных), предметы быта (посуда, мебель), двигательные, конструктивные, дидактические. Чем разнообразнее виды игрушек, тем разнообразнее игры ребенка.
· Не следует ограничивать набор игрушек по принципу – «для мальчиков» или «для девочек».
· Игрушек не должно быть много, обилие игрушек только рассеивает внимание ребенка, у него пропадает к ним интерес. Игрушки, в которые ребенок перестал играть, необходимо убрать с его глаз на 3-4 месяца.
· Игрушки должны быть безопасны для ребенка.
· Для игры ребенка более ценны игрушки не статичные (скульптурного характера), а имеющие движущиеся части.
· Кукла должна иметь комплект одежды, мебели,
постельных принадлежностей, посуды и др.
· Машины должны быть разных видов: легковые, грузовые, пассажирские, автокраны, катки и др. В меньшем количестве следует покупать заводные машины, так как они больше пригодны для наблюдения и изучения их механизма.
· Дидактические и развивающие игры должны подбираться в соответствии с возрастными возможностями ребенка и его познавательными интересами. Следует помнить, что не все из них носят автодидактический (самообучающий характер), поэтому требуют обязательного участия взрослых в этих играх.
С ребенком постарше уже можно заняться играми по правилам. Незаслуженно забытые «ходилки» – бросаешь кубик и передвигаешь фишку по кружкам, от старта до финиша – научат соблюдать очередность; случайность выигрыша и проигрыша поможет спокойнее принять поражение и надеяться на победу в следующий раз. Любимая игра нашего детства «Морской бой» тренирует внимание и память: очень сложно держать в уме большое игровое поле, запоминать сделанные ходы и планировать свои действия, поэтому начинать следует с двух-трех «корабликов», постепенно увеличивая «флотилию». Развитию памяти, внимания и быстроты реакции послужит и лото – старая семейная забава. Лото хорошо тем, что в него можно играть не только вдвоем с ребенком, но и взять в компанию бабушек, дедушек, младших и старших братьев и сестер. Кстати, в последнее время возрождается и другая семейная игра – бирюльки, которая, помимо внимания и умения сосредоточиться, отлично тренирует мелкую моторику кисти.
Конечно, и в лото, и в морской бой, и в шахматы ребенок может играть со сверстниками. И наверняка будет играть с ними. Но научить понимать и принимать правила игры, показать, как достойно проигрывать и выигрывать, могут только родители. Их задача – сделать это тактично и терпеливо, учитывая психологические особенности своего чада, иначе неизбежны слезы и огорчение, а зачастую на всю жизнь остается неприятие игры «на победителя» – из-за страха проиграть, оказаться неуспешным. Избежать же ситуации соревнования и в школьные годы, и в дальнейшей жизни невозможно, поэтому родителям легче помочь ребенку развить эти умения в раннем возрасте, чем корректировать у более взрослого человека.
Источник