Взрослые в психическом развитии ребенка курсовая
метки: Развитие, Взрослый, Психический, Мышление, Возраст, Дошкольный, Жизнь, Общение
ВВЕДЕНИЕ:
Каждый период детства имеет свои особые, неповторимые достоинства. В отдельные периоды детства возникают повышенные, иногда чрезвычайные возможности развития психики в тех или иных направлениях, а затем такие возможности постепенно или резко ослабевают. Ребенок максимально нуждается во взрослом. Общение в этот период должно носить эмоционально-положительный характер. Тем самым у ребенка создается эмоционально-положительный тонус, что служит признаком физического и психического здоровья. Многие исследователи отмечали, что отрыв ребенка от матери в первые годы жизни вызывает значительные нарушения в психическом развитии ребенка, что накладывает неизгладимый отпечаток на всю его жизнь.
Л.С. Выготский считал, что отношение ребенка к миру — зависимая производная величина от самых непосредственных и конкретных его отношений к взрослому человеку. Поэтому так важно заложить основу доверительных отношений между ребенком и взрослым, обеспечив эмоционально и психологически благоприятные условия для гармоничного развития ребенка.
Актуальность темы заключается в том, что роль взрослого в целом, взаимосвязь между общением, речью и психологическим развитием очень важны в жизни ребенка.
Цель: Изучить роль взрослого в психическом развитии ребенка дошкольного возраста.
Объект: Роль взрослого в развитии психики ребёнка.
Задачи:
— Дать характеристику психического развития дошкольника;
— Изучить факторы психического развития ребёнка;
— Показать роль взрослого в психическом развитии ребёнка дошкольного возраста.
Методологическая основа: Научные труды психологов И. Ю Кулагиной., М. Н. Лисиной, Л. С. Выготского, Л. Н. Галигузовой, Е. О. Смирнова.
Ключевые слова: Психическое развитие, факторы, наследственность, среда, роль взрослого.
ГЛАВА I. Психологические основы развития ребёнка дошкольного возраста
1.1 Общая характеристика развития дошкольника
Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяется: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов Деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремится и к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра — самостоятельная Деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых [15].
6 стр., 2830 слов
Роль взрослого в психологическом развитии ребёнка
… 1. Влияние взрослых на процесс психического развития ребенка .1. Особенности психического развития ребенка .2. Роль взрослого в психическом развитии ребенка Глава 2. Экспериментальное исследование влияния взрослых на процесс психического развития ребенка Заключение …
Игра — ведущая Деятельность, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом. В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка. Возникают новые мотивы Деятельности и связанные с ними цели. В развитой ролевой игре с ее замысловатыми у детей формируется творческое воображение. Игра способствует становлению произвольной памяти, в ней преодолевается так называемый познавательный эгоцентризм [17].
Развитие психических функций
Речь. В основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Язык становится действительно родным. Развивается звуковая сторона речи. Интенсивно растет словарный запас речи. Развивается грамматический строй речи. Ребенок 3 — 5 л. не просто активно овладевает речью — он творчески осваивает языковую действительность. Это позволяет перейти к контекстной речи. Овладевает всеми формами устной речи, присущими взрослым. У него появляются развернутые сообщения — монологи, рассказы. В общении со сверстниками развивается диалогическая речь, включающая указания, оценку, согласование игровых действий и тому подобное. Эгоцентрическая речь помогает ребенку планировать и регулировать его действия.
Восприятие утрачивает свой первоначально аффективный характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия — наблюдение, рассматривание, поиск. Восприятие и мышление настолько тесно связаны, что говорят о наглядно-образном мышлении, наиболее характерном для этого возраста.
Мышление. Основная линия развития мышления — переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода — к словестному мышлению. Основным видом мышления, тем не менее, является наглядно-образное. К концу дошкольного возраста появляется тенденция к обобщению, установлению связей. Возникновение ее важно для дальнейшего развития интеллекта, несмотря на то, что дети часто производят неправомерные обобщения, недостаточно учитывая особенности предметов и явлений, ориентируясь на яркие внешние признаки.
5 стр., 2495 слов
СИНДРОМ РАЗДРАЖЁННОГО КИШЕЧНИКА У ДЕТЕЙ. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
МиНИСТЕРСВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ Кафедра педиатрии Учебно-методическое пособие для студентов педиатрических факультетов, интернов, ординаторов и врачей педиатров. Синдром раздражённого кишечника у детей Синдром раздражённого кишечника (СРК), относящийся к разряду функциональных заболеваний желудочно-кишечного тракта, принято рассматривать как биопсихосоциальное …
Память. Как считал Л.С. Выготский, память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал. Однако память дошкольника имеет ряд специфических особенностей. У младших дошкольников память непроизвольна. В среднем дошкольном возрасте начинает формироваться произвольная память. Сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание появляются только эпизодически. В дошкольном возрасте память включается в процесс формирования личности. Третий и четвертый годы жизни становятся годами первых детских воспоминаний [3].
Развитие Личности
Дошкольный возраст, как писал А.Н. Леонтьев — это «период первоначального фактического склада личности».
Эмоциональная сфера. Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Этот новый относительно стабильный эмоциональный фон определяет динамика представлений ребенка. Теперь появление представлений дает возможность ребенку отвлечься от непосредственной ситуации, у него возникают переживания, с ней не связанные, и сиюминутные затруднения воспринимаются не так остро, теряют свою прежнюю значимость.
Изменяется в этот период и структура самих эмоциональных процессов. Переживания становятся сложнее и глубже. Изменяется содержание аффектов — расширяется круг эмоций. Особенно важно появление таких эмоций как сочувствие другому, сопереживание
Мотивационная сфера. Самым важным личностным механизмом, формирующимся в……..
ИСТОЧНИКИ:
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
10 стр., 4913 слов
Тема 1. Психология в системе наук о человеке и обществе
Калининград Тема 8. Образование как общечеловеческая ценность и социокультурный феномен. Педагогический процесс Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Социокультурные функции образования. Теоретические парадигмы образования. Модели образования в современном обществе. Общемировые тенденции развития образования. …
2. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. — М.: Просвещение, 1988.
3. Выготский Л.С. Детская психология / Собрание сочинений. — Т.4. — М.: Союз, 2006.
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М., 2006.
5. Галигузова Л. Н.; Смирнова Е. О. Искусство общения с ребёнком (Советы психолога) М. 2004.
6. Галигузова Л. Н.; Смирнова Е. О. Ступени общения от года до семи лет М. 1992.
7. Кулагина И. Ю., В.Н. Колюцкий Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. — М.: ТЦ Сфера, при участии Юрайт, 2002.
8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975.
9. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. — Воронеж: НПО Модек, 1997.
10. Мещерякова С. Ю. Авдеева Н. Н. Вы и младенец М. 1960.
11. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов.4-е изд., стереотип. М.: Издательский центр Академия, 2005.
12. Мухина В.С. Детская психология М. : 1985.
13. Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева. М.: Издательский центр Академия, 2007.
14. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений — 5-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр Академия, 2001.
15. Эльконин Д. Б. Детская психология М. 1960.
16. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. сада /А.В.Запорожец, Я.З.Неверович, А.Д.Кошелева и др.; Под ред. А.Д.Кошелевой. — М.: Просвещение, 1985.
17. Сылка: < students/bilety/texts/29.html>
18. Ссылка: < razvitie-vospitanie>
19. Ссылка: < l_03_00/l0301121.shtml>
20. Ссылка: < referats>
21. Ссылка: 2323/psihicheskoe-razvitie-rebenka-ot-3-do-7-let
22. Ссылка: < psychology/00180270_1.html>
23. Ссылка: < vozrastnaya-psihologiya_783/vliyanie-vzroslogo-razvitie-lichnosti-39656.html>
24. Ссылка: < blogs/post/331724141-109674950/>
25. Ссылка: 296-rol-igry-v-psixicheskom-razvitii-rebenka.html
28 стр., 13668 слов
4. катигории психологии и их свяхь с разными сторонами псих разв
2.2. Категории психологии и их связь с разными сторонами психического развития Кроме принципов, на становление психологии развития влияло формирование ее категориального строя, т. е. тех постоянных проблем (инвариант), которые составляют ее предмет и содержание. В настоящее время выделяют несколько основных категорий психологической науки: мотив, образ, деятельность, личность, общение, …
Источник
Îñîáåííîñòè ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà. Âëàñòíîå, ïîäàâëÿþùåå îòíîøåíèå âçðîñëûõ ê ðåáåíêó, ñïîñîáñòâóþùåå ðàçâèòèþ àãðåññèâíîñòè è äðóãèõ îòðèöàòåëüíûõ êà÷åñòâ. Çíà÷åíèå ïðàâèëüíîãî ãàðìîíè÷íîãî îòíîøåíèÿ âçðîñëûõ äëÿ ðàçâèòèÿ óñïåøíîé ëè÷íîñòè.
Ðóáðèêà | Ïñèõîëîãèÿ |
Âèä | êóðñîâàÿ ðàáîòà |
ßçûê | ðóññêèé |
Äàòà äîáàâëåíèÿ | 23.04.2015 |
Ðàçìåð ôàéëà | 648,4 K |
Ñîãëàøåíèå îá èñïîëüçîâàíèè ìàòåðèàëîâ ñàéòà
Ïðîñèì èñïîëüçîâàòü ðàáîòû, îïóáëèêîâàííûå íà ñàéòå, èñêëþ÷èòåëüíî â ëè÷íûõ öåëÿõ. Ïóáëèêàöèÿ ìàòåðèàëîâ íà äðóãèõ ñàéòàõ çàïðåùåíà.
Äàííàÿ ðàáîòà (è âñå äðóãèå) äîñòóïíà äëÿ ñêà÷èâàíèÿ ñîâåðøåííî áåñïëàòíî. Ìûñëåííî ìîæåòå ïîáëàãîäàðèòü åå àâòîðà è êîëëåêòèâ ñàéòà.
- ïåðåéòè ê ñêà÷èâàíèþ ôàéëîâ ðàáîòû
Îòïðàâèòü ñâîþ õîðîøóþ ðàáîòó â áàçó çíàíèé ïðîñòî. Èñïîëüçóéòå ôîðìó, ðàñïîëîæåííóþ íèæå
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ïîäîáíûå äîêóìåíòû
Îñîáåííîñòè ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè âçðîñëîãî ÷åëîâåêà. Ïåðèîäèçàöèÿ ñòàíîâëåíèÿ ÷åëîâåêà â þíîøåñêèå è çðåëûå ãîäû. ×òî âêëþ÷àåò â ñåáÿ òåðìèí “îáðàçîâàíèå âçðîñëîãî”. Îòëè÷èÿ âçðîñëûõ ó÷àùèõñÿ îò ó÷àùèõñÿ-äåòåé, ñïåöèôèêà ìîòèâàöèè ê îáó÷åíèþ.
êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà [35,4 K], äîáàâëåí 27.12.2010
Õàðàêòåðèñòèêà ïîíÿòèÿ îáùåíèÿ. Ðàçâèòèå îáùåíèÿ ó äåòåé. Ðîëü îáùåíèÿ â ïñèõè÷åñêîì ðàçâèòèè ÷åëîâåêà. Ðîëü äèàëîãà â ðàçâèòèè ëè÷íîñòè. Ðàçâèòèå ìåæëè÷íîñòíûõ îòíîøåíèé è îðãàíèçàöèÿ ñîâìåñòíîé äåÿòåëüíîñòè. Îòíîøåíèå âçðîñëûõ ê ðåáåíêó êàê ê ëè÷íîñòè.
êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà [22,8 K], äîáàâëåí 22.06.2011
Ñïîðò êàê îäèí èç ñïîñîáîâ ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè ðåá¸íêà. Ðîëü çàíÿòèÿ áîêñîì â ðàçâèòèè ñàìîðåãóëÿöèè è ìîðàëüíî-âîëåâûõ êà÷åñòâ ëè÷íîñòè ðåá¸íêà. Àïðîáèðîâàíèå ïðîãðàììû “Ñàìîðåãóëÿöèÿ ýìîöèîíàëüíîãî ñîñòîÿíèÿ è ðàçâèòèå ìîðàëüíî-âîëåâûõ êà÷åñòâ ðåá¸íêà”.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [171,3 K], äîáàâëåí 11.01.2013
Ñîöèàëüíàÿ ñèòóàöèÿ ðàçâèòèÿ ðåá¸íêà â ðàííåì âîçðàñòå. Îñîáåííîñòè âåäóùåé äåÿòåëüíîñòè, å¸ ðîëü â ðàçâèòèè ðåáåíêà è ñìåíà â çàâèñèìîñòè îò âîçðàñòà. Ïñèõîëîãè÷åñêèå íîâîîáðàçîâàíèÿ èññëåäóåìîãî âîçðàñòà. Êðèçèñ òðåõ ëåò, åãî õàðàêòåðèñòèêà è çíà÷åíèå.
êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà [43,6 K], äîáàâëåí 15.07.2012
Ïñèõîëîãèÿ ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè ðîäèòåëåé, ðåáåíêà è îñîáåííîñòè èõ âçàèìîîòíîøåíèé. Ýêñïåðèìåíòàëüíîå èññëåäîâàíèå èçó÷åíèÿ õàðàêòåðîëîãè÷åñêèõ ÷åðò ëè÷íîñòè ðîäèòåëÿ è èõ âëèÿíèå íà ñòèëü îòíîøåíèÿ ê ðåáåíêó. Õîä èññëåäîâàíèÿ, îáñóæäåíèå ðåçóëüòàòîâ.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [76,0 K], äîáàâëåí 03.11.2009
Ïîíÿòèå èãðîâîé äåÿòåëüíîñòè è åå ðîëü â âîñïèòàíèè ðåáåíêà. Èñòîðèÿ ðàçâèòèÿ è îñîáåííîñòè äåòñêèõ èãð, èõ âèäû è êëàññèôèêàöèÿ. Õàðàêòåðèñòèêà ñþæåòíî-ðîëåâîé èãðû. Âëèÿíèå èãðîâîé äåÿòåëüíîñòè íà ðàçëè÷íûå ñòîðîíû ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè.
êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà [23,3 K], äîáàâëåí 10.09.2010
Ñïåöèôè÷åñêîå çíà÷åíèå âíèìàíèÿ êàê âûðàæåíèÿ îòíîøåíèÿ ëè÷íîñòè ê îáúåêòó. Ôèçèîëîãè÷åñêèå îñíîâû âíèìàíèÿ, åãî âèäû è îñíîâíûå ñâîéñòâà. Ïðîâåäåíèå èññëåäîâàíèÿ ïî íàõîæäåíèþ ðàçëè÷èÿ ìåæäó âíèìàíèåì âçðîñëûõ è äåòåé è îñîáåííîñòåé åãî êîíöåíòðàöèè.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [79,0 K], äîáàâëåí 17.11.2010
- ãëàâíàÿ
- ðóáðèêè
- ïî àëôàâèòó
- âåðíóòüñÿ â íà÷àëî ñòðàíèöû
- âåðíóòüñÿ ê ïîäîáíûì ðàáîòàì
Источник
Воспитание детей – самая важная область нашей жизни.
Семейное воспитание – общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.
Определяющая роль взрослых обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего человека. Семья, взрослые для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой.
- Введение
- Содержание
- Список литературы
- Отрывок из работы
Введение
Важную роль в психическом развитии ребенка играют взрослые. То, что ребенок в детские годы приобретает в процессе общения с взрослыми, он сохраняет в течение всей последующей жизни.
Проблема общения детей раннего возраста с взрослыми сейчас очень актуальна. Исследованиями выдающихся отечественных психологов доказано, что общение – важный фактор психического развития ребенка.
Дефицит общения взрослого с ребенком, по мнению специалистов, ведет к различным нарушениям: в одних случаях к возникновению задержки психического развития, в других – к педагогической запущенности, а в более тяжелых случаях – даже к гибели детей на ранних этапах онтогенеза. Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому ребенок получает необходимую для его индивидуального развития информацию.
Л. С. Выготский считал, что отношение ребенка к миру – зависимая и производная величина от самых непосредственных и конкретных его отношений к взрослому человеку. Поэтому так важно заложить основу доверительных отношений между ребенком и взрослым, обеспечив эмоционально и психологически благоприятные условия для гармоничного развития ребенка. Именно поэтому данная тема является актуальной.
Объект работы – процесс формирования психических процессов у детей дошкольного возраста
Предмет работы – влияние взрослого на процесс психического развития ребенка.
Цель работы – выявить роль взрослого в формированиипсихических процессов у детей дошкольного возраста.
Задачи работы:
1. Проанализировать психологическую и педагогическую литературу.
2. Описать психологические особенности развития детей дошкольного возраста.
3. Рассмотреть роль взрослого в развитии психических процессов детей дошкольного возраста.
4. Выявить влияние семейного воспитания на формирование личности ребенка дошкольного возраста.
Объектом исследования: воображение как психический процесс.
Предмет исследования: виды воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Курсовая работа состоит из: введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Содержание
Введение 3
ГЛАВА 1. Общая характеристика психического развития дошкольника 5
1.1. Психические особенности развития детей дошкольного возраста
5
1.2.Развитие общения ребенка дошкольного возраста 6
1.3. Основные новообразования дошкольного возраста
11
ГЛАВА 2. Влияние взрослого на психическое развитие детей дошкольного возраста 14
2.1. Роль взрослого в развитии психических процессов детей дошкольного возраста 14
2.2. Влияние семейного воспитания на формирование личности ребенка дошкольного возраста 17
Заключение 24
Список литературы 26
Список литературы
Асмолов, А. Г. Психология личности / А.Г. Асмолов. – М.: Издательство МГУ, 2008. – 367 с.
Андреева Г.М. Психология / Г.М. Андреева. – М.: Издательство Академия, 1997. – 307 с.
Алавидзе Т. А. Социальная психология в современном мире / Т.А. Алавидзе. – М.: Издательство АСТ, 2002. – 277 с.
Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика / Т.М. Бабунова. – М.: Сфера, 2007. – 208 с.
Барабанщиков В.А. Системная организация и развитие психики // В.А. Барабанщикова //Психологический журнал.- 2003. -№1.- С. 29-46.
Белинская, Е. П.,Психология личности./ Е.П. Белинская, О.И. Тихомондрицкая. – М.: Издательство Академия, 2009. – 304 с.
Божович Л.И. Проблемы формирования личности./ Л.И. Божович. – М.: Международная педагогическая академия, 1996.- 212 с.
Брушлинский А.В. Психология субъекта / А.В. Брушлинский. – СПб.: Изд-во “Алетейя”, 2002. – 272 с.
Выготский Л. С. Психология./ Л.С. Выготский.- М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.
Гуревич П. С. Психология и педагогика./ П.С.Гуревич. – М.: Издательство Юнити-Дана, 2005.-320 с.
Гуревич П. С. Психология./ П.С. Гуревич. – М.: Издательство Юрайт, 2011.- 608 с.
Еникеев М. И. Общая и социальная психология./ М.И.Еникеев. – М.: Издательство Инфра-М, 2010. – 640 с.
Капчеля Г.И. Общение с взрослыми как фактор формирования готовности детей к школьному обучению: дис. канд. психол. наук / Г. И. Капчеля. – М., 1983. – 189 с.
Кроль В. М. Психология и педагогика./ В.М.Король – М.: Издательство Высшая школа, 2009. – 325 с.
Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка / под ред. А. Г. Рузской. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2001. – 384 с.
Немов Р.С. Психология. Книга 1./ Р.С. Немов.- М.: Издательство ВЛАДОС ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2001. – 688 с.
Немов Р.С. Психология. Книга 2./ Р.С.Немов.- М.: Издательство ВЛАДОС ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2005. – 606 с.
Немов Р.С. Психология. Книга 3. /Р.С. Немов.- М.: Издательство ВЛАДОС ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2006. – 640 с.
НурковаВ.В. Психология./ В.В. Нурков. – М.: Издательство МГУ, 1988. – 125 с.
Рузская А.Г. Особенности общения детей 2-7 лет с посторонним и близким взрослым./ А.Г. Рузская. – М.: Ротапринт, 1974.
Смирнова Е. О. Психология ребенка./ Е.О.Смирнова. – М.: Издательство Академия, 1997. – 306 с.
Смирнова Е.О. Общение дошкольников с взрослым и со сверстниками и его влияние на развитие личности ребенка: методы диагностики и коррекции общения детей с взрослыми и со сверстниками / Е. О. Смирнова. – Абакан: Изд-во Хакасского гос. университета им. Н.Ф. Катанова, 1996. – 102 с.
Эльконин Д.Б. Детская психология./ Д.Б. Эльконин. – М.: Издательство Просвещение , 1960. – 193 с.
Чернышова Е.Б. Коммуникативное поведение дошкольника (психолингвистическое исследование)/ Е.Б. Чернышова.- Воронеж, 2001. – 242 с.
Отрывок из работы
ГЛАВА 1. Общая характеристика психического развития дошкольника
1.1. Психические особенности развития детей дошкольного возраста
Дошкольное детство – очень особенный период развития ребенка. А. Н. Леонтьев дает общую характеристику дошкольного детства: «Это период первоначального фактического склада личности, период развития личностных «механизмов» поведения ребенка. В дошкольные годы развития ребенка завязываются первые узлы, устанавливаются первые связи и отношения, которые образуют новое, высшее единство деятельности и вместе с тем новое, высшее единство субъекта – единство личности. Именно поэтому, что период дошкольного детства есть период такого фактического складывания психологических механизмов личности, он так важен» [https://knowledge.allbest.ru/psychology/2c0a65635b3bc79a5d43b88521216c37_0.html ](Леонтьев А. Н. 1959). В этом возрасте перестраиваются и изменяется вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте возникает внутренняя регуляция поведения. И если в раннем возрасте поведение ребенка побуждается и направляется извне – взрослым или воспринимаемой ситуацией, то в дошкольном возрасте сам ребенок начинает определять собственное поведение. Отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития. К началу каждого возрастного периода складывается своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Это отношение Л. С. Выготский назвал социальной ситуацией развития подчеркивает, что социальная ситуация «определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые свойства личности, черпая их из социальной действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным». Согласно Д. Б.Эльконину, дошкольный возраст вращается вокруг своего центра, вокруг взрослого человека, его функций и его задач. Взрослый здесь выступает в обобщенной форме, как носитель общественных функций в системе общественных отношений (взрослый – папа, врач, шофер и т.п.).
Противоречие этой социальной ситуации развития автор видит в том, что ребенок есть член общества, вне общества он жить не может, основная его потребность жить вместе с окружающими его людьми. В процессе развития отношений между ребенком и взрослым и дифференциации всех видов его деятельности происходит: возникновение и развитие соподчинения мотивов, усвоение этических норм, развитие произвольного поведения и формирование личного сознания.
Источник