Взрослого в развитии ребенка раннего возраста

Взрослого в развитии ребенка раннего возраста thumbnail

Роль  взрослого  в  воспитании  ребёнка  раннего  возраста.

С  момента  появления  на  свет  младенец  нуждается  в  тесном  эмоциональном  телесном  контакте  с  матерью.  Он  жаждет  чувствовать  её  прикосновения,  ласку,  постоянную  заботу  и  внимание,  всеми  имеющимися  у  него  средствами  старается  удержать  её  возле  себя,  вступает  с  ней  в  диалог.  Чуткое  и  ласковое  поведение  матери,  симбиотическая  связь,  эмоционально-личностное  общение  с  ней  способствуют  формированию  у  ребёнка  чувства  безопасности,  защищённости,  доверия  к  миру.  Эти  же  чувства  он  со  временем  переносит  на  тех  взрослых,  с  которыми  вступает  в  тесный  эмоциональный  контакт.  От  того,  сформированы  эти  базисные  новообразования  или  нет,  в  будущем  зависит  уверенность  малыша  в  себе,  в  свои  силы,  возможность  совершать  самостоятельные  поступки.

Маленький  ребёнок  безгранично  доверяет  взрослому.  Рядом  с  ним  малыш  не  испытывает  страха,  чувствует  себя  в  безопасности.  В  новой  обстановке,  оценивая  степень  опасности,  он  в  первую  очередь  ориентируется  на  взрослого:  обращает  внимание  не  его  внешние  проявления,  старается  вникнуть  в  суть  его  высказываний.  Доверяя  ему,  малыш  приобретает  доверие  к  миру.  Свои  привычки,  стиль  поведения  он  выстраивает,  подражая  любимому  взрослому.

Ребёнок – существо  деятельное,  любознательное.  Наблюдая  за  происходящим  вокруг,  он  сразу  же  вычленяет  для  себя  что-то  новое,  стремится  понять  его,  проявляя  самостоятельность,  инициативность.  Но  без  взрослого  ему  не  обойтись.  В  первые  годы  жизни  происходит  становление  индивидуальности  ребёнка,  поэтому  чрезвычайно  важно,  чтобы  взрослые  создавали  оптимальные  условия  для  развития  его  личности.  Только  в  тесном  взаимодействии  со  взрослым  ребёнок  начинает  усваивать  огромное  количество  специфических  действий  с  предметами  согласно  их  общественному  назначению,  учится  играть,  жить  в  социуме.

Взрослый  не  должен  скупиться  на  щедрые  похвалы  ребёнка.  Следует  отмечать  даже  незначительные  успехи  малыша.  Воспитание  любовью  –  эффективный  метод  воспитания  детей  первых  лет  жизни.  В  атмосфере  любви  и  заботы  малыш  растёт  спокойным,  активным,  уверенным  в  себе,  открытым  и  доброжелательным  к  окружающим.  Любовь  ускоряет  процесс  социализации  ребёнка.  При  недостатке  любви  малыш  постоянно  испытывает  дискомфорт,  растет  хмурым,  замкнутым,  неуверенным  в  себе.

Умение  ребёнка  обращаться  ко  взрослому  с  вопросом,  за  помощью –  прямое  отражение  того,  как  взрослый  общается  с  малышом.

Любовь  к  ребёнку  не  означает  вседозволенность.  Спокойно,  доброжелательно  высказанное  замечание,  ограничение  в  нежелательных  действиях – это  тоже  проявление  любви.  Для  малыша  это  и  расстановка  ориентиров,  и  осознание  понятий  «хорошо – плохо»,  и  уверенность  в  том,  что  о  нем  помнят,  а  значит,  любят.

Взрослый  должен  выступать  в  роли  внимательного  помощника  и  доброжелательного  учителя.  Такой  взрослый  в  глазах  ребёнка  становится  настоящим  авторитетом,  на  которого  хочется  походить  во  всем.  Развивающая  роль  взрослого  заключается  в  грамотном  сопровождении  малыша  в  окружающем  мире.

Категорически  запрещается  высмеивать  ребёнка,  унижать  его  достоинство.  Следует  помнить,  что  у  ребёнка  в  этом  возрасте  формируется  самооценка.

Запрещая  что-то,  следует  спокойно,  в  доступной  форме  объяснить  малышу,  почему  нельзя  совершать  то  или  иное  действие,  доходчиво  разъяснить  смысл  его  поступков.  Ни  в  коем  случае  нельзя  запугивать  ребёнка,  угрожать  ему.  Если  что-то  запрещается  категорически,  то  следует  предложить  малышу  альтернативу.  Запретив  одно,  нужно  сразу  же  предложить  что-то  другое,  нельзя  ребёнка  оставлять  в  бездеятельном  состоянии.  И  все  же  ребёнок  может  расшалиться,  перестать  слушать  взрослого.  В  этом  случае  для  малыша  первого  и  второго  годов  жизни  действенным  будет  метод  отвлечения:  «Смотри,  к  на  птичка  прилетела!».

Задача  взрослого – донести  до  сознания  детей  мысль  о  том,  что  есть  запреты,  которые  даже  не  обсуждаются.

В  воспитании  малышей  могут  иметь  место  порицания,  но  не  суровые  наказания.  Шлепок  демонстрирует  бессилие  взрослого,  бессмысленное  усаживание  на  стул  также  не  имеет  эффекта.  Ребёнок  в  силу  особенностей  возраста  не  сможет  долго  усидеть  на  стуле  и  найдет  для  себя  занятие  под  стулом,  а  то  и  вовсе  сбежит,  забыв  о  первопричине  наказания.  Ещё  хуже,  когда  взрослый  пытается  наказать  ребёнка  трудом:  «Что  ты  все  бегаешь  и  бегаешь!  Лучше  иди  покорми  рыбок!»

Останавливая  нежелательные  действия   малыша,  взрослый  не  должен  поддаваться  эмоциям.  Следует  спокойно  и  грамотно  разобраться  в  происходящем.  При  этом  важен  стиль  порицания:  взрослый  должен  выражать  не  гнев,  а  огорчение  (малыш  чутко  улавливает  разницу).  Сочувствуя  огорчению  взрослого,  ребёнок  искренне  раскаивается  в  содеянном,  надолго  запоминает  этот  эпизод.  Гневные  слова  в  адрес  малыша  могут  привести  к  неожиданным  результатам.  Ребёнок  второго  года  жизни  начнет  удивленно  рассматривать  лицо  разгневанного  взрослого,  прислушиваться  к  возбужденному  голосу,  не  вникая  в  суть  происходящего.

Порицание  должно  сразу  же  следовать  за  проступком,  чтобы  ребёнок  понял  его  справедливость.  Педагогическая  ценность  порицания  пропадает,  если  взрослый  говорит:  «Вечером  придет  папа,  я  ему  расскажу!..»  К  вечеру  малыш  напрочь  забудет  о  своем  поступке,  так  как  память  его  кратковременна.

Читайте также:  Проблемы воспитания и развития ребенка раннего возраста

В  ходе  воспитательного  процесса  важно  дозировать  запреты  и  наказания.  Частые  ограничения  сковывают  детскую  активность,  замедляют  развитие  интеллекта.  У  одних  детей  резко  снижается  эмоциональный  тонус,  пропадает  интерес  к  окружающему.  Дети,  находящиеся  в угнетённом  состоянии,  довольно  длительное  время  могут  отказываться  от  игры  и  т.п.  Другие  бунтуют,  кричат,  протестуют  против  ограничения  свободы  собственных  действий,  становятся  раздражительными,  обидчивыми.

Раннее  детство – самоценный  период,  наполненный  богатым  содержанием,  познавая  которое  взрослый  совершенствует  свое  мастерство.  Постоянно  помня  о  том,  что  организм  малышей  хрупок  и  раним,  взрослый  должен  чутко  реагировать  на  изменения  самочувствия  и  настроения  детей.  

Источник

Ранний возраст – чрезвычайно важный и
ответственный период психического развития
ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё
только начинается – речь, игра, общение со
сверстниками, первые представления о себе, о
других, о мире. Впервые три года жизни
закладываются наиболее важные и фундаментальные
человеческие способности – познавательная
активность, любознательность, уверенность в себе
и доверие к другим людям, целенаправленность и
настойчивость, воображение, творческая позиция и
многое другое. Следовательно, все эти
способности не возникают сами по себе, как
следствие маленького возраста ребёнка, но
требуют непременного участия взрослого и
соответствующих возрасту форм деятельности.

Общение и сотрудничество ребёнка с взрослым

В общении с близкими взрослыми, которые
помогают ребенку познавать мир “взрослых”
предметов, преобладают мотивы сотрудничества.
Взрослый становится для ребёнка образцом
человеческих действий с предметами. Теперь
необходимо соучастие взрослого, одновременная
практическая деятельность вместе с ним,
выполнение одного и того же дела. В ходе такого
сотрудничества ребёнок одновременно получает и
внимание взрослого, и его участие в действиях
ребёнка и, главное – новые, адекватные способы
действия с предметами.

Взрослый теперь не только даёт ребёнку в руки
предметы, но вместе с предметом передаёт способ
действия
с ним. В совместной деятельности с
ребёнком взрослый выполняет сразу несколько
функций:

  • во-первых, взрослый даёт ребёнку смысл действий
    с предметом, его общественную функцию;
  • во-вторых, он организует действия и движения
    ребёнка, передаёт ему технические приёмы
    осуществления действия;
  • в-третьих, он через поощрения и порицания
    контролирует ход выполнения действий ребёнка.

Ранний возраст является периодом наиболее
интенсивного усвоения способов действий с
предметами. К концу этого периода, благодаря
сотрудничеству с взрослым, ребёнок в основном
умеет пользоваться бытовыми предметами и играть
с игрушками.

Предметная деятельность и её роль в развитии
малыша

Новой социальной  ситуации развития
соответствует и новый тип ведущей деятельности
ребёнка – предметная деятельность.
  

Предметная деятельность является ведущей
потому,  что именно в ней происходит развитие
всех сторон  психики и личности ребёнка.
Прежде всего, нужно подчеркнуть, что в предметной
деятельности малыша происходит развитие восприятия,
а поведение и сознание детей этого возраста
целиком определяется восприятием. Так, память в
раннем возрасте существует в форме узнавания,
т.е. восприятия знакомых предметов.

Мышление ребёнка данного возраста носит
преимущественно непосредственный характер –
ребёнок устанавливает связи между
воспринимаемыми предметами. Он может быть
внимателен  только к тому, что находится в поле
его восприятия. Все переживания ребёнка также
сосредоточены на воспринимаемых предметах и
явлениях.

Поскольку действия с предметами направлены в
основном на такие их свойства как форма и
величина
, именно эти признаки являются
главными для ребёнка.  Цвет в начале раннего
детства не имеет особого значения для узнавания
предметов.

Особое значение имеют действия, которые
называют соотносящими и требуют учёта
величины, формы, местоположения различных
предметов.   Характерно, что большинство
игрушек, предназначенных для детей раннего
возраста, (пирамидки, простые кубики, вкладыши,
матрёшки) предполагают именно соотносящие
действия. Когда ребёнок пытается осуществить
такое  действие, он подбирает и соединяет
предметы или их части в соответствии с их формой
или размером.

Богатая и разнообразная сенсорная среда, с
которой малыш активно действует,  является
важнейшей предпосылкой становления внутреннего
плана действия и умственного развития.

Мышление ребёнка, которое осуществляется в
форме внешних ориентировочных действий,
 называют наглядно-действенным. Именно
эта форма мышления характерна для детей раннего
возраста. Малыши активно используют
наглядно-действенное мышление для обнаружения и
открытия самых разнообразных связей вещей и
явлений окружающего их предметного мира.

Овладение речью

Одним из главных событий в развитии ребёнка
раннего возраста является овладение речью.

Ситуация, в которой возникает речь, должна
представлять предметное сотрудничество ребёнка
с взрослым.

В таком предметном сотрудничестве взрослый
  ставит  перед ребёнком речевую задачу,
которая требует перестройки всего его поведения:
чтобы быть понятым, он должен произнести
совершенно определённое слово.

Все эти  достижения становятся возможными
благодаря тому, что ребёнок осваивает грамматическую
форму речи
,  которая позволяет связывать
  между  собой отдельные слова,
  независимо от реального положения тех
предметов, которые они обозначают.

Читайте также:  Физическое развитие ребенка 8 месяцев не сидит

Овладение речью открывает возможность произвольного
поведения ребёнка.
Первым шагом к
произвольному поведению является выполнение
речевых инструкций взрослого
.

Рождение игры

Действия маленького ребёнка с предметами  –
это ещё не игра. Разделение
предметно-практической и игровой деятельности
происходит только в конце раннего возраста.
Сначала ребёнок играет исключительно с
реалистическими игрушками и воспроизводит с
ними знакомые ему действия (причёсывает куклу,
укладывает её спать, кормит, катает в коляске и
пр.)  

Появление потребности в общение со
сверстниками

Очень важным приобретением раннего возраста
является становление общения со сверстниками.
Другой ребенок становится не только
“интересным” предметом, но и партнером по
общению. Первые субъектно-ориентированные
контакты с ровесниками появляются именно в этот
период жизни малыша.

Общение детей раннего возраста можно назвать эмоционально-практическим
взаимодействием
. Главными характеристиками
такого взаимодействия являются:
непосредственность,  отсутствие предметного
содержания;  раскованность, эмоциональная
насыщенность,  нестандартность
  коммуникативных средств, зеркальное
отражение действий и движений партнёра. Дети
  демонстрируют  и воспроизводят друг перед
другом эмоционально-окрашенные игровые
действия. Общность действий и эмоциональных
  экспрессий даёт им уверенность в себе и
приносит яркие  эмоциональные  переживания.
По-видимому,   такое взаимодействие, даёт
ребёнку ощущение своего сходства с другим,
равным ему существом, которое вызывает бурную
радость.   Получая от сверстника ответную
реакцию и поддержку в своих играх и затеях,
ребёнок реализует свою самобытность и
уникальность
, что стимулирует самую
непредсказуемую инициативность малыша.

Таким образом, ранний возраст – период
интенсивного психического развития ребенка,
которое происходит по нескольким линиям.
Наиболее важными из них являются:

  • развитие предметной деятельности и делового
    общения с взрослым;
  • развитие активной речи ребенка;
  • развитие произвольного поведения;
  • появление игровых замещений;
  • формирование потребности в общении со
    сверстником;
  • развитие самосознания и самостоятельности
    ребенка.

Памятка для воспитателей

Ведущая деятельность раннего детства —
предметная

(совместно с взрослыми, а затем и
самостоятельно).

  • Интенсивно идет сенсомоторное развитие:
    вертикальное положение тела расширяет
    ориентацию в пространстве, освобождает руки для
    манипулирования предметами, исследовательской
    деятельности.
  • Осуществляется речевое общение, развивается
    понимания речи взрослых, увеличивается запас
    слов, происходит овладение лингвистическими и
    грамматическими нормами построения фраз (в 2 года
    ребенок строит предложения).
  • Возникает способность к словесным обобщениям —
    понимать и активно пользоваться языком в общении
    с людьми; речь становится средством развития
    мышления и саморегуляции поведения.
  • Ребенок овладевает предметными действиями:
    действия, и способы обращения ребенка с
    предметами начинают подчиняться
    функциональному назначению этих предметов,
    общекультурным нормам. Предметная деятельность
    обусловливает развитие восприятия, памяти,
    наглядно-образного мышления.
  • Растет любознательность ребенка (Он спрашивает:
    “Что это? Почему? Зачем?”); появляется интерес к
    сказкам, стихам и пр.
  • Появляются игровые действия (игры — подражания
    действиям взрослых).
  • Развивается восприятие (цвета, формы, размера),
    ребенок может выделить устойчивые признаки
    предметов; восприятие способствует развитию
    памяти, мышления (группировка предметов по цвету,
    форме).
  • Происходит становление элементарного
    самосознания (“Я сам”).
  • Начинает формироваться способность к
    произвольной саморегуляции.
  • Ребенок приучается к чистоплотности,
    саморегуляции своих физиологических функций.
  • Возникает ощущение самостоятельности,
    автономности, воли либо зависимости от других,
    пассивности, стыда, сомнение в своих
    способностях регулировать функции организма.
  • Возникает кризис 3 лет как утверждение
    самостоятельности.

Источник

Светлана Ильина
Общение ребенка раннего возраста со значимым взрослым

Ильина С. В. ,

магистр ИППО ГБОУ ВО «Московский городской педагогический университет» г. Москва,

Е-mail: luchik192@gmail.com

Демидова Н. И. ,

научный руководитель, канд. пед. наук, доцент кафедры дошкольного образования ГБОУ ВО «Московский городской педагогический университет» г. Москва

Общение ребенка раннего возраста со значимым взрослым

Как известно, общение – это первая человеческая деятельность, возникающая на заре становления человеческого общества. Человек общался по поводу, мотиву добывания средств к существованию, охота, приготовление пищи, одежды и др. Проблема общения детей раннего возраста со значимым взрослым на сегодняшний день остается актуальной. Обращает внимание, что исследования по данной проблеме в отечественной науке приходятся на вторую половину ХХ столетия. Для нас по-прежнему важны выводы выдающихся отечественных психологов Л. Я. Венгера, М. И. Лисиной, А. А. Запорожеца и др. о том, что общение является важнейшим фактором психического развития ребенка. В исследованиях доказано, что потребность в общении у детей является базисом для дальнейшего развития всей психики и личности уже на ранних этапах онтогенеза (Венгер Л. А., Выготский Л. С., Лисина М. И., Мухина В. С., Рузская А. С. и др.).

М. И. Лисина выделяла четыре формы общения детей со взрослым, каждая из которых складывается в определенном возрасте. Так, ситуативно-деловая форма преобладает на протяжении всего раннего возраста, начиная с 6 месяцев примерно до 3 лет. Данная форма связана с потребностью в деловом сотрудничестве. Взрослый интересен как «деловой партнер», который знакомит ребенка с различными свойствами предметов. На этом этапе важными средствами общения являются как экспрессивно-мимические, так и предметно-действенные, дети активно пользуются жестами, позами, выразительными движениями. Для детей становятся привлекательными предметы и игрушки, которые оказываются в руках взрослых, который показывает ребенку как можно действовать с этим предметом или какие игровые действия можно выполнять с игрушкой.Это обусловлено двумя причинами: во-первых, взрослый является для ребенка центром предпочтений; во-вторых, взрослый показывает как можно играть в игрушки, действовать с предметами. Для этой формы характерна потребность в сотрудничестве со взрослым. Были определено значение данной формы общения для психического развития ребенка:

Читайте также:  Воспитание с умом 12 революционных стратегий всестороннего развития мозга вашего ребенка

1. ребенок овладевает предметными действиями, учится действовать бытовыми предметами, играть с игрушками, одеваться, умываться и пр. ;

2. происходит интенсивное развитие всех познавательных процессов;

3. начинает проявляться активность и самостоятельность ребенка – манипулируя с предметами, он впервые чувствует себя независимым от взрослого и свободным в своих действиях; он становится субъектом своей деятельности и самостоятельным партнёром по общению;

4. появляются первые слова ребенка: чтобы попросить у взрослого нужный предмет, ребенку необходимо назвать его, т. е. произнести слово, причём эту задачу – произнести то или иное слово – ставит перед ребёнком только взрослый.

Л. Н. Галигузарова, Е. О. Смирнова определили особенности обещания детей со взрослыми и сверстниками, отмечают, что взрослый и сверстник способствуют развитию разных сторон личности ребенка. Общение со взрослым у ребенка стимулируется и развивается умение говорить и делать, как надо, слушать и понимать другого, усваивать новые знания. В общении со сверстником – выражать себя, управлять другим, вступать в разнообразные отношения. Вывод ученых очевиден, что для нормального развития ребенку нужен не только взрослый, но и другие дети.

В процессе общения с другими людьми ребенок усваивает человеческий опыт. Без общения невозможно установление психического контакта между людьми, эмоционального комфорта. Наблюдения показывают, что эмоциональный комфорт ребенка, его успешность в различных видах деятельности напрямую связаны потребностью ощущать любовь и принятие со стороны окружающих людей.

А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Р. С. Немов, Д. Б. Эльконин и др. считают, что движущей силой развития ребенка является не просто присвоение человеческого опыта, а накопление и расширение его индивидуального жизненного опыта в процессе особого взаимодействия и сотрудничества с взрослым как носителе такого опыта.

Взрослый, оказавшийся в социальном пространстве взаимодействия с ребенком (будь то родитель, учитель, врач и т. д., оказывается личностно значимым лицом уже в силу своей позиции, поскольку он может обеспечить удовлетворение сущностных потребностей ребенка. Понятие ”значимые взрослые” используется в психологии для обозначения особой роли взрослого в жизни ребенка. Наиболее приемлемым нам представляется такое определение функции ”значимого взрослого”: значимые для ребенка взрослые самым непосредственным образом участвуют в создании и укреплении ”Я-концепции” ребенка [3].

В современной науке развивается идея гуманизации обучения, т. е. осуществления принципов дифференциации и индивидуализации обучения. Немногочисленные исследования по раннему возрасту, изучают эту проблему. Так, проведено исследование ранней социализации детей в инклюзивной группе (Ю. А. Еремина, Г. С. Корытова).

Однако в массовой практике ДОО реализации принципов дифференциации и индивидуализации обучения практически не возможна, это обусловлено как традиционными представлениями об обучении детей раннего и дошкольной возраста, так закрытием групп раннего возраста в ДОО. Среди родителей востребованы образовательные услуги для детей раннего возраста в учреждениях дополнительного образования. Некоторые ДОО, в которых реализуются программы для группы детей раннего возраста, осуществляют попытки внедрения гуманизации образовательного процесса в практику. Гуманизация образовательного процесса, в том числе, и в учреждениях дополнительного образования, подразумевает изучение контактов ребенка со взрослыми и сверстниками, разработку оптимальных вариантов взаимодействия и взаимоотношений, способствующих всестороннему развитию психических функций дошкольника.

В психологической науке проблема развития отношений сотрудничества педагогов выделилась в самостоятельную сравнительно давно. Эта проблема была рассмотрена в работах Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, Сл. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина. Сотрудничество детей с взрослыми раскрыты в исследованиях Р. С. Буре, Е. Е. Кравцовой, Н. Я. Михайленко, Н. А. Коротковой, А. Г. Рузской, Е. О. Смирновой, М. И. Лисиной и др.

Таким образом, на современном этапе изучение проблемы общения детей раннего возраста со значимым взрослым имеет не только теоретическое, но и острое практическое значение. Особую остроту эта проблема приобрела в связи с недооценкой роли общения значимого взрослого с ребенком раннего возраста, а так же роли педагога в организации сотрудничества взрослого с ребенком.

Источник