Взгляды представителей зарубежной педагогики на роль природы в развитии ребенка

Взгляды представителей зарубежной педагогики на роль природы в развитии ребенка thumbnail

Мнение Я. Коменского о роли природы в воспитательном процессе

Именно Я. Коменским была разработана концепция воспитания ребенка от рождения до периода зрелости. В основу воспитания ученым был положен принцип природосообразности.

Идеи Коменского о роли природы в воспитании можно обозначить несколькими положениями:

  1. Возрастные этапы развития ребенка обусловлены природными закономерностями. Процесс воспитания необходимо реализовывать в соответствии с ними.
  2. Познание мира природы целесообразно реализовывать в игровой форме. Поэтому детям необходимо давать игрушки в виде животных и растений, осуществлять действия с ним, отражающие модель реальных процессов природы.
  3. На дошкольном этапе развития ребенка ему доступны для освоения только элементарные представления об устройстве окружающего мира.
  4. Система научных знаний о природе должна даваться ребенку в форме и объеме, доступном для его восприятия.
  5. Природа положительно влияет на развитие сенсорных функций организма.
  6. Благодаря природе и знаниях о ней происходит формирование нравственных свойств личности и ее обогащение знаниями и умениями.
  7. Изучение окружающего мира основывается на принципах наглядности и перехода от простого к сложному.
  8. С природой необходимо знакомиться постепенно под чутким контролем и руководством взрослых.

Ж. Ж. Руссо о природосообразности воспитания

Французский философ Жан Жак Руссо основывал свою идеологию на теории свободного воспитания, в основе которого лежит принцип его природосообразности.

Природе, законам ее функционирования и формированию системе знаний о ней Руссо отводил первостепенное значение в воспитательном процессе.

Основные идеи Ж. Ж. Руссо о роли природы в воспитании можно обозначить следующими положениями:

  1. Определяющая роль природы в становлении сенсорных функций организма, в частности чувственного восприятия. Познание должно исходить от чувств. Поэтому чувственный опыт является единственным достоверным источником познания и развития интеллекта ребенка.
  2. Природа выступает основой формирования нравственных ориентиров личности, формирует основы культурного поведения, развивает трудовые навыки. Именно благодаря природе ребенок исследует способы свершения нравственных поступков.
  3. Образование не отделимо от природы. Учебная литература же, напротив, отдаляет ребенка от естественного развития чувств, ознакомления с радостями реального мира. Обучение ребенка возможно только посредством личного опыта: наглядного рассмотрения природных процессов, личного участия в них, непосредственного взаимодействия с природой и ее обитателями.
  4. Воспитание должно ориентироваться на вливание ребенка в природную среду.
  5. Воспитание в природе способствует формированию личностного опыта и внешних чувств.
  6. Приобщение к природе должно проходить в условиях выполнения посильных трудовых работ: сельскохозяйственных, лесных, защита экологии и т.д.
  7. При ознакомлении с природными процессами в теории, необходимо избегать воображаемых объектов. Дети должны узнать об устройстве реального мира, получить адекватные представления об устройстве природы, без суеверий и страхов.

П. Кергомар о необходимости общения с природой

П. Кергомар – известный французский педагог. Ею была основана школа, базирующаяся на идеях взаимодействия детей с природой.

Ее идеи основаны на постановке природы и взаимодействия с ней во главу воспитательной работы. Именно общение с природой оказывает решающее воздействие на становление и развитие личности.

По мнению Кергомар, взаимодействие ребенка с природой способствует:

  1. Формированию внешней чувственной стороны. Это положительно сказывается на развитии мышления, активизирует работу мозга, в частности, отвечающую за речевые функции, развивает интеллект.
  2. Формированию навыков чтения и письма. Этот процесс должен быть осознанным, тогда он будет проходить более быстрыми темпами и будет эффективным. А его осознание т.е. понимание того, что он читает и пишет, закладывается в природной среде, при непосредственном общении ребенка с природой.
  3. Формированию художественных навыков. Общение с природой активизирует творческий потенциал личности, способствует развитию изобразительных навыков: посредством них ребенок стремиться передать устройство природы, ее красоту и духовную силу.
  4. Формированию трудовых навыков и развитию трудолюбия. В природе ребенок получает навыки выполнения различных трудовых операций, учиться бережному отношению к природе и ее обитателям, стремиться им помочь, создавая скворечники, кормя птиц. Кроме того, из природных материалов формируются различные поделки. Это актуально для детей любой возрастной категории.

П. Кергомар стремилась донести до людей необходимость предоставления детям свободы в общении с природой, призывала не держать их в стенах учебных учреждений и дома, а отпускать в леса и поля для познания устройства природных процессов и наблюдения за различными явлениями.

В своей школе, она предприняла попытку реализации такого обучения. Ею была разработана программа получения элементарных представлений о природе.

О. Декроли о связи воспитания с природной средой

Бельгийский педагог О. Декроли был последователем прогрессивных направлений в развитии педагогической науки. Кроме того, он имел медицинское образование и изучал психологию.

Он выступал за переустройство системы образования в сторону взаимодействия между дошкольными учреждения с природой и социумом. Им была предложена идея о заложении в основу функционирования таких дошкольных организаций принципа «улитки». Он рассматривал ребенка, как улитку, которая однажды высунет свои рожки, если просить ее продемонстрировать их, избегая принудительного, насильственного их вытаскивания.

Замечание 1

Интересы ребенка, его мотивы не формируются, по мнению Декроли, в ходе обучения и воспитания. Они заложены природой и проявляются по мере необходимости, развития ребенка, что также обусловлено законами природы.

В качестве естественных потребностей ребенка, Декроли выделял:

  • Потребность в еде;
  • Потребность в самосохранении;
  • Потребность в труде;
  • Потребность в общении;
  • Потребность в развитии;
  • Потребность в самосовершенствовании.
Читайте также:  Работа психолога с родителями у которых ребенок с особенностями развития

Источник

Автор, годы жизни

Название первоисточника

Основные идеи

Я.А.Коменский (1592-1670), чешский педагог-гуманист.

«Великая
дидактика», «Материнская школа», «Мир чувственных вещей в картинках»

Последовательно
обосновал принцип природосообразности в воспитании. Определил, что у каждого
периода жизни ребенка имеются свои природные закономерности, поэтому
воспитание должно идти в со­ответствии с ними. Предупреждал, что ребенок в
дошколь­ном возрасте может освоить только простейшие представления о предметах
и явлениях природы. Поэтому ученый особое внима­ние уделяет тому, «каким
образом в первые шесть лет нужно давать образование детям». Познание
предметов и явлений природы связывал с игрой ребенка. Он советовал
давать детям игрушки, изображающие домашних животных и разнообразный
природный материал.

Ж.Ж. Руссо (1712-1778), франко-швейцарский философ, писатель и мыслитель эпохи
Просвещения. 

«Юлия, или Новая
Элоиза», «Эмиль, или О воспита­нии» 

Показал ценность
при­роды для развития личности человека. Чтобы ребенок мог познать природу,
он должен как можно больше общаться с ней. Только непо­средственное общение с
природой будет духовно обогащать ребенка, развивать его личностные качества.
Выступал за превращение воспи­тания в активный, исполненный оптимизма
процесс, когда ребенок живет в радости на природе, самостоятельно осязая,
слушая, духовно обогащаясь, удовлетворяя жажду познания.

И.Г. Песталоцци (1746-1827),
швейцарский педагог, один из крупнейших педагогов-гуманистов
конца XVIII — начала XIX века, внёсший значительный вклад в развитие
педагогической теории и практики.

«Как Гертруда
учит своих детей», «Книга матерей, или Руководство для матерей…»,
«Лебединая песня»

Вопросы
содействия при­роды раскрытию в каждом ребенке всех его способностей. Причем
понятие «природа» И. Г. Песталоцци рассматривал в двух аспектах: природа
самого ребенка и окружающая ребенка природная среда. Значение окружающей
природы И. Г. Песталоцци видел в том, что она способствует развитию внешних
органов чувств, самостоятель­ности мышления, формированию представлений и
развитию речи.

Ф. Фребель (1782-1852),
немецкий педагог, основатель теории дошкольного воспитания, организатор
общественных до­школьных учреждений. 

“Воспитание человека”,
“Педагогика детского сада”

Большое внимание
в своей системе уде­ляет роли природы в развитии детей. Он писал, что природа
рано начинает благотворно влиять на ум и сердце ребенка. Еще будучи на руках
у матери, ребенок невольно обращает внимание на предметы ближайшей «среды»,
ближайшего окружения: сада, луга, поля, леса, села, города и т. д. Когда
ребенок подрастет, необходимо специально организовывать наблюдения за
явлениями и предметами природы. И однажды собственная прогулка Ф.
Фребеля по живопис­ным местам привела его к мысли назвать дошкольное
учреждений «детским садом».

П. Кергомар (1838-1925), французский педагог, основательница детской школы
во Франции.

«Дошкольное
воспитание и детские сады во Франци», «Ребенок от 2 до 6 лет»

Важное место в процессе развитии ребенка
отводит общению с природой. Взаимодействие ребенка с природой, с ее точки
зрения, способствует:

во-первых,
развитию внешних органов чувств, а это в свою очередь умственному развитию и
развитию речи;

во-вторых, развитию
чтения и письма. Освоение детьми этих процессов будет идти гораздо
эффективнее, если ребенок будет понимать, о чем он читает и что он пишет;

в-третьих, развивает
изобразительную деятельность детей;

в-четвертых, способствует
развитию трудолюбия. 

Доказывая, что
природа способствует всестороннему развитию ребенка, П. Кергомар призывала
воспитателей «открыть двери материнской школы и повести детей в разные уголки
природы». 

Для реализации
этого положения французским педагогом была сделана попытка создания программы элементарных представлений о природе. 

М. Монтессори (1870—1952), итальянский врач и педагог, наиболее известна своей уникальной педагогической системой, основанной на идее свободного воспитания, которая
носит её имя.

«Дети – другие :
уникальная методика раннего развития», «Дом ребенка», «Мой метод»,
«Монтессори-материал», «Помоги мне сделать это самому»

В результате своих рассуждений о развитии
детей она пришла к отрицанию активной роли педагога и четко определила, что
одним из факторов, содействующих этому, является окружающая ребенка природа.

Природа способствует физическому развитию ребенка.

 Под воспитательным воздействи­ем природы
на ребенка понимала в первую очередь нравственное развитие. Общение с природой
способствует развитию таких нрав­ственных чувств и качеств, как:

усердие, заботливость;

предусмотрительность;

терпение и доверчивое ожидание;

«чувство природы».

О. Декроли (1871
— 1932), прогрессивный бельгийский пе­дагог, врач, психолог.

«Психология
рисования», «Несколько соображений относительно психологии и гигиены чтения»

Поставил своей
целью реорганизо­вать процессы воспитания и обучения, связать работу детского
сада и школы с окружающей ребенка природной и социальной средой. В основу
работы этих учреждений предложил положить замечатель­ный принцип, согласно
которому ребенок — это своего рода улитка. «Улитка, улитка, покажи-ка свои
рожки» — и она рано или поздно их высунет. Но ни в коем случае нельзя
вытаскивать эти рожки наружу щипцами.

Интересы,
с точки зрения О. Декроли, определяются потреб­ностями, причем не
сформированными в процессе воспитания и обучения, а заложенными самой
природой. К числу основных, естественных потребностей ученый относил потребности в пище, самосохранении, общении, труде
и самосовершенствовании. 

С. Френе (1896-1966), французский педагог.

«Педагогические
инварианты», «Нравственное и гражданское воспитание», «Формирование личности
ребёнка и подростка»

Выступал за свободу
самовыражения ребёнка: ребёнок по природе своей ничем не отличается от
взрослого. Детство – это не подготовка к жизни, а её важный этап. Ребёнок не
просто пустой сосуд, который следует наполнять, он уже обладает определёнными
представлениями, определённым жизненным опытом.

Источник

Тема 1. Становление и развитие методики ознакомления детей дошкольного возраста с природой 

Читайте также:  Картинка для карты развития ребенка

Основные вопросы:

1. История приобщения ребенка к природе в трудах выдающихся педагогов

2. Русские педагоги прошлого о значении и использовании природы в становлении личности ребенка дошкольного возраста

3. Стратегия экологического образования на современном этапе

Ключевые слова:экологическое образование, концепция экологического воспитания

Актуальность темы:изучение данной темы нацелено на приобретение знаний будущих специалистов дошкольного образования о становлении и развитии методики ознакомления детей дошкольного возраста с природой 

Цель – рассмотреть основные понятия

Задачи:

– изучить историю развития методики ознакомления детей дошкольного возраста с природой строение и состав Солнечной системы;

– рассмотреть современные методики формирования экологической компетентности дошкольников

История приобщения ребенка к природе в трудах выдающихся педагогов

Идея приобщения человека к природе, к ее познанию имеет глубокие исторические корни. Зародыши этой идеи встречаются еще в произведениях Демокрита, Платона, Аристотеля. Она отражена в работах педагогов и мыслителей прошлого. Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель и другие видели в природе могучий источник знаний, рассматривали влияние ознакомления с окружающей природой на развитие личности, развитие ума, чувств и воли.

Из истории педагогики известно, что каждый выдающийся из дидактов прошлого затрагивал вопросы ознакомления с объектами и явлениями природы во взаимосвязи с формированием у ребенка гуманного отношения к живым существам. В их работах были четко определены мысли о необходимости введения ребенка в мир природы.

Представители классической педагогики, считая общение с природой одним из средств обучения и воспитании, подчеркивали огромную роль наблюдения в познании ребенком окружающего мира, указывали на необходимость развития наблюдательности и важность обучения наблюдению, которое позволяет ребенку не только выделять в предмете существенные признаки и свойства, но и видеть явления природы в их развитии.

Великий чешский (славянский) педагог Я. А. Коменский (1592–1670) на первое место в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста ставил предметы естественного цикла. Он предлагал с ранних лет знакомить детей с разн

В целях умственного воспитания Я. А. Коменский наметил в книге «Материнская школа» систематизированный круг первых элементарных представлений ребенка (о предметах и явлениях природы, растениях, животных, труде людей в природе, использовании ими природы), умений и навыков, который носит достаточно полный, широкий, последовательный характер. В этом можно усматривать начало организованной образовательной работы в дошкольном возрасте. Главная задача материнской школы – способствовать накоплению с помощью органов чувств возможно большего запаса конкретных представлений, научить ребенка правильно обращаться с предметами, распознавать их, выделять сходные объекты и явления, то есть развивать восприятие, мышление, речь. «Нашим детям, – писал педагог, – еще в младенческом возрасте можно дать понимание природных явлений. Но каким образом? Конечно, насколько позволяет их нежный возраст, то есть сообразно с их развитием»

По мнению Я. А. Коменского, жажда знаний обнаруживается у ребенка в раннем детстве. Основой для получения знаний о природе он считал чувственное восприятие. Начало познания должно всегда исходить из чувств, «…ибо ничего не существует в познании, что раньше не было в ощущении». Поэтому и учение следовало бы начинать не со словесного толкования о вещах, но с предметного над ними наблюдения. «Для ума – чувства – суть лестницы к науке» – гласит золотое правило дидактики Я. А. Коменского. «Пусть будет для учащихся золотым правилом: все, что только можно предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию осязанием. Если же какие-либо предметы можно сразу воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу несколькими чувствами “преподносятся”»

Я. А. Коменский считал, что в течение первых шести лег детям необходимо сообщить систему научных знаний о природе, доступных их пониманию, наиболее простых по содержанию, конкретных, неразрывно связанных с их жизнью, опытом, играми. Знакомить детей с природой надо начинать с самых простых вещей, окружающих ребенка. Он предлагает изучать данные выше изложенных наук («обо всем понемногу»), имея в виду эмпирические знания, которые доступны ребенку посредством органов внешних чувств. И при этом высказывает мысль о том, что в этих элементарных познаниях детей уже кроется материал для будущего научного образования

Если в природе невозможно показать детям те или иные предметы или явления, то следует использовать картины или модели. С этой целью он написал специальную книгу «Мир чувственных вещей в картинках», этот учебник предназначен для первоначальных занятий в семье и школе. Это был первый в истории учебной литературы учебник, снабженный многочисленными иллюстрациями

В системе Ж. Ж. Руссо природе отводилась ведущая роль, она расценивалась как средство гармонического развития ребенка. Влияние природы на личность ребенка является оздоровительным и воспитывающим, тесное бесстрашное и постоянное общение с природой «предпочтительнее общения с людьми».

Ж. Ж. Руссо первым выдвинул идею о фундаментальном значении естественной среды в формировании человеческих эмоций, о важности ее для становления личности. Он четко обозначил, что природа человека неотделима от природы, в которой тот существует. Заслуга Ж. Ж. Руссо в том, что он показал ценность природы для человека. В воспитании участвуют природа, люди и вещи. «Между тем из трех этих различных видов воспитание со стороны природы вовсе не зависит от нас, а воспитание со стороны вещей зависит лишь в некоторых отношениях». «Внутреннее развитие наших способностей и наших органов есть воспитание, получаемое от природы. Обучение тому, как пользоваться этим развитием, есть воспитание со стороны людей, a приобретение нами собственного опыта относительно предметов, дающих нам восприятие, есть воспитание со стороны вещей». Воспитание выполняет свою роль, считал Ж. Ж. Руссо, когда все три определяющие его факторы будут действовать согласованно, то есть ребенка учат природа, люди и вещи, он воспринимает их легче, ибо они согласуются с его естественными потребностями и представлениями.

Читайте также:  Развитие общения ребенка со сверстником формы общения

Целью умственного воспитания мыслитель считал пробуждение у ребенка интереса и любви к наукам, вооружение его методами приобретения знаний. В соответствии с этим он предлагал коренным образом перестроить содержание и методику обучения на основе развития самодеятельности и активности детей. Ребенок приобретает знания по географии, знакомясь с окрестностями той деревни, в которой он живет; изучает астрономию, наблюдая звездное небо, восход и заход солнца; овладевает физикой, ставя опыты. Он отвергал учебники и всегда ставил воспитанника в положение исследователя, который открывает научные истины.

Ж. Ж. Руссо полагал, что учебники (книги) и науки уводят человека от природы, от естественных чувств, естественных радостей. «Все, чего не имеем при рождении, дает нам воспитание. Это воспитание мы получаем от природы…». Педагог доказал, что «образовательный материал» надо искать в фактах и явлениях природы, и что первое место должно отводиться исследованиям законов природы. Являясь противиком всякого книжного обучения, он писал, что ребенок должен познавать природу через созерцание и собственный опыт – все окружающее служит для него (ребенка) книгой.

Швейцарский педагог – демократ ИХ. Песталоцци, как и Руссо, считал природу одним из решающих факторов умствен­ного, нравственного, сенсорного воспитания. В отличие от Рус­со Песталоцци рассматривал сенсорное и умственное воспита­ние в тесном единстве и считал природу одним из решающих факторов именно умственного (а не только сенсорного и нрав­ственного) развития ребенка. По теории Песталоцци изучение явлений природы должно проходить с помощью наблюдений. Выделение существенных свойств в наблюдаемых предметах и явлениях, их осмысление и выражение в речи составляют осно­ву логического мышления.

Песталоцци считал необходимым учить детей использо­вать полученные знания о природе в их практической деятель­ности, в труде. Важным для современного понимания использо­вания природы в воспитании детей является указание Песталоц­ци на необходимость руководства процессом познания природы со стороны взрослых. Без помощи воспитателя ребенок не спо­собен разобраться во всем многообразии окружающего мира.

Одним из крупнейших представителей буржуазной педа­гогики первой половины 19 века был Ф. Фребель. Фридрих Фребель, ученик и последователь Песталоцци. Он создал свою оригинальную педагогическую систему общественного дошко­льного воспитания. Считал, что воспитание ребенка должно проходить в тесной связи с природой, т.к. природа является важным средством всестороннего развития детей. По его мне­нию, постоянные наблюдения, изучение явлений живой и нежи­вой природы развивают у дошкольников наблюдательность, совершенствуют их чувственное восприятие мира, учат думать.

Ф.Фребель отмечал о целесообразности обучения детей не только наблюдениям, но и осуществлению ухода за растениями и животными как важного источника знаний и опыта, как дей­ственного средства нравственного воспитания. Для развития нравственных качеств личности дошкольника, трудовых умений и навыков он рекомендовал создавать в детском саду участки. В своем произведении «Детский сад» gh писал о необходимости создания условий для самостоятельного выращивания растений детьми: «… чтобы они на опыте из неуместной рассадки узнали, что и с растениями следует обходиться только внимательно и правильно». Ф.Фребель отмечал о благотворном влиянии при­роды на образование и воспитание тех «кто рано открывает свое сердце и ум для неё».

В работах социалиста-утописта Роберта Оуэна прослежи­валась идея о необходимости воспитания детей в согласии с природой. В своем произведении «Жизнь Роберта Оуэна, напи­санная им самим», он формулирует принципы воспитания в школе Нью-Ланарка. Важной частью образования Р. Оуэн счи­тал прогулки, организуемые с целью ознакомления детей с про­дукцией садов, огородов, полей и лесов, с домашними живот­ными и с естествознанием вообще.

Прогрессивный деятель народного образования Франции, теоретик дошкольного образования Полина Кергомар пропаган­дировала необходимость формирования у детей истинных представлений о природе. Она отмечала, что ребенок должен знать название животного, пищу, которую употребляет и «… насколько возможно, его нрав и привычки. Нужно, чтобы дети знали названия деревьев, в тени которых они играют, и особен­ности, по которым они узнают деревья одной породы…».

Итальянский педагог Мария Монтессори признавала ог­ромное влияние природы на физическое воспитание ребенка и развитие любознательности. Как и Руссо, Монтессори считала природу средством сенсорного воспитания. Она особо выделя­ла, что в процессе наблюдений и труда в природе у детей воспи­тываются положительные моральные качества и заботливое отношение к живым существам.

Анализ зарубежной педагогической литературы показы­вает, что вопросы о роли природы в воспитании детей, содер­жание знаний о природе находились в центре внимания педаго­гов.

Источник