Взгляды песталоцци на значение природы в умственном развитии ребенка
Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827 гг.) – швейцарский педагог-демократ – внес огромный вклад в развитие прогрессивной педагогической мысли. Вся его теоретическая и практическая деятельность, которой он отдал свыше 50 лет своей жизни, была направлена на то, чтобы коренным образом изменить дело воспитания и образования детей трудового народа. На протяжении трети века Песталоцци руководил опытными учебно-воспитательными учреждениями, представлявшими собой комплекс средних школ с интернатами, служившими одновременно базами для подготовки учителей. На основе опытной работы в руководимых им учебно-воспитательных учреждениях Песталоцци осуществлял и развивал свои педагогические идеи.
Песталоцци жил в эпоху, когда в Швейцарии рушился феодальный срой, утверждалась капиталистическая форма производства, сопровождавшаяся жесткой эксплуатацией крестьян. Единственно доступная детям трудового населения начальная школа находилась в жалком состоянии – в ней господствовала зубрежка, все обучение сводилось к заучиванию религиозных текстов, многие учащиеся выходили из школы, так и не научившись писать и считать. Народные школы того времени Песталоцци сравнивал с бездушными машинами, которые подавляют естественные силы и способности ребенка, препятствуют его развитию.
В духе идей Руссо и других просветителей XVIII века воспитание рассматривалось Песталоцци как основное средство преобразования общества на разумных и справедливых началах.
Под влиянием идей Руссо Песталоцци признавал необходимым воспитывать и учить детей под руководством «природы», в соответствии с принципом природосообразности. Цель воспитания педагог видел в гармоническом развитии заложенных природой сил и способностей. Вот почему воспитатель должен посредством упражнений возбуждать в ребенке стремление к самосовершенствованию.
В многочисленных статьях и письмах Песталоцци подчеркивает важнейшую мысль: потенциальным внутренним силам ребенка, которыми наделила его природа, свойственно спонтанное развитие. Ребенок по самой своей природе требует активной самостоятельной деятельности. Задача педагога – направлять инициативу по определенному руслу, содействовать саморазвитию потенциальных внутренних сил. Человек рождается способным развиваться физически, умственно и нравственно: «Глаз, — говорил Песталоцци, — хочет смотреть, ухо — слышать, нога — ходить, рука — хватать. Но также и сердце хочет верить и любить. Ум хочет мыслить». (СНОСКА: История зарубежной дошкольной педагогики / Сост. Н.Б.Мчедлидзе, А.А.Лебеденко, Е.А.Гребенщикова. М., 1986. С.148)
Обеспечить гармоническое развитие ребенка в полном согласии с его природой Песталоцци рассчитывал посредством разработанной им теории элементарного образования, включающей физическое, трудовое, нравственное, эстетическое и умственное воспитание.
Опыт работы Песталоцци в школе для малолетних (1799-1899 гг.) убеждает ученого, что время обучения детей фактически начинается не с 6-8 лет, а задолго до начала обучения в школе. Успех школьного обучения во многом зависит от того, насколько будут развиты в дошкольном возрасте «созерцательные способности» — сенсорное, умственное, нравственное и физическое воспитание детей.
Основа духовной жизни, по Песталоцци, — всемерное развитие органов чувств и обогащение чувственного опыта ребенка. Для этого необходимо учить ребенка «в свободной аудитории «природы», учить его в поле, в лесу, в горах и долинах. Пусть он почувствует до конца, что здесь учит природа. Ты же должен со своим искусством тихо, почти крадучись, следовать за природой. Когда птица очаровательно щебечет и когда червяк, только что появившийся на свет, ползает по листу, прекрати упражнение в языке. Птица учит и червяк учит больше и лучше. Молчи!».(СНОСКА: История зарубежной дошкольной педагогики / Сост. Н.Б.Мчедлидзе, А.А.Лебеденко, Е.А.Гребенщикова. М., 1986. С.148)
В своих работах «Как Гертруда учит своих детей», «Книга для матерей» и др. Песталоцци определяет содержание первого круга представлений маленьких детей, призывает развивать их способность к синтезу и анализу.
До 5 лет детям необходимо давать возможность полностью наслаждаться природой: любые впечатления от природы благотворны. Дети наслаждаются ее непринужденностью, ощущают ее силу.
Исходным моментом познания Песталоцци считает восприятие окружающего мира посредством органов чувств. «Я показал ему воду, как она, прозрачная, сбегает вниз с горы. Это его забавляло. Я спустился немного ниже. Он, следуя за мной, сказал, обращаясь к воде: «Обожди меня, вода! Я скоро снова приду», Я сейчас же повел его к воде, только пониже. «Смотри, папа, вода тоже идет, она идет сверху…». (СНОСКА: Там же. С.133)
С сенсорным воспитанием органически связано умственное развитие и воспитание ребенка. В результате активизации деятельности рецепторных систем у детей накапливаются беспорядочные и смутные представления. Возникает задача их упорядочения, выработки ясных представлений и четких понятий. Здесь важна постепенность и последовательность ступеней процесса познания.
В сочинении «Как Гертруда учит своих детей» Песталоцци указывает на 3 ступени познания: чувственное восприятие окружающего нас мира, осознание впечатлений и ступень мышления.
Этим ступеням соответствуют 3 органически связанные способности: способность к наблюдению, способность к речи и способность к мышлению.
Песталоцци считает необходимым знакомить детей с явлениями из области естествознания, географии, физики. Только когда будет заложен и упрочен фундамент человеческого познания – созерцание природы – только в этом случае можно начать обучение грамоте, связанное со сложным процессом абстракции.
Песталоцци стремился упростить методику начального обучения, чтобы ею с успехом могли пользоваться и учитель начальной школы, и любая мать-крестьянка. Отправляясь от простейших элементов, он стремился вести ребенка шаг за шагом к познанию целостного предмета.
Большое значение Песталоцци придавал трудовому элементарному образованию. Он высказал мысль о необходимости создания «азбуки умений», усвоение которой помогло бы ребенку развить свои физические силы и овладеть необходимыми ему в жизни трудовыми навыками.
Песталоцци переосмыслил социальную роль народного учителя. Из человека, лишенного какой-либо профессиональной подготовки и вынужденного из-за необеспеченности совмещать работу в школе с каким-либо ремеслом, учитель, по глубокому убеждению Песталоцци, должен стать подлинным просветителем бедноты.
Таким образом, Песталоцци выступал за равное воспитание детей всех сословий. Обучение должно носить развивающий характер. Этому способствуют наблюдения за явлениями природы по определенной схеме (форма, внешний вид, окраска и т.д.). Полученные знания о природе Песталоцци считал необходимыми использовать в практической деятельности, в труде. Важным для современного понимания использования природы в воспитании детей является указание Песталоцци на необходимость руководства процессом познания природы со стороны взрослых.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ АКТУАЛИЗАЦИИ ЗНАНИЙ
1. Какова цель воспитания по Песталоцци?
2. Чем отличается взгляд Песталоцци на природу ребенка от Руссо?
3. Почему Песталоцци тесно связывает сенсорное с умственным воспитанием?
4. С какой целью предлагает Песталоцци знакомить детей с явлениями из области естествознания, географии, физики?
5. Какую роль отводил Песталоцци учителю в процессе ознакомления детей с природой?
6. Как Вы понимаете высказывание Песталоцци: «Если усилия, делаемые природой для развития человеческих сил, оставить без помощи, они медленно освобождают людей от чувственно-животных свойств»?
7. Почему К.Д. Ушинский назвал идею развивающего обучения великим открытием Песталоцци?
8. Что понимал Песталоцци под природой?
Источник
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Иоганн Генрих Песталоцци(1746—1827 гг.) — швейцарский педагог-демократ, гуманист, автор многих выдающихся теоретических работ по педагогике и блестящий экспериментатор. В своих работах «Как Гертруда учит своих детей», «Книга матерей, или Руководство для матерей…», «Лебединая песня» и других он рассматривает многие педагогические проблемы, в том числе и вопросы содействия природы раскрытию в каждом ребенке всех его способностей. Причем понятие «природа» И. Г. Песталоцци рассматривал в двух аспектах: природа самого ребенка и окружающая ребенка природная среда.
Под влиянием идей Ж.-Ж. Руссо И. Г. Песталоцци признавал, что воспитание должно строиться в соответствии с особенностями человеческой природы и законами ее развития. Воспитание может быть успешным лишь в том случае, если оно носит природосообразный характер.Выдвигая идею природосообразности, И. Г. Песталоцци не довольствуется теми чисто внешними аналогами природы, к которым прибегал Я. А. Коменский, и не идеализирует, как Ж.-Ж. Руссо, детскую природу, а полагает, что природным силам и задаткам ребенка присуще стремление к саморазвитию, т. е. при рождении ребенка все способности и силы его находятся в состоянии зародыша и, естественно, стремятся выйти из состояния безжизненности, покоя. «Глаз хочет смотреть, ухо — слышать, нога — ходить и рука — хватать. Но также и сердце хочет верить и любить. Ум хочет мыслить»’. Задача воспитателя заключается в том, чтобы путем правильно составленной системы упражнений содействовать этому развитию. И. Г. Песталоцци образно сравнивал искусство воспитания с деятельностью садовника, который заботливо сажает и поливает растения, способствуя их произрастанию, но источник их роста и цветения заключается в них самих. Так же, как и воспитатель, по мнению И. Г. Песталоцци, не способен вложить в человека какие бы то ни было силы и вдохнуть в них жизнь. Он призывал позаботиться о том, чтобы беспрепятственно совершался естественный ход развития внутренних сил ребенка, предусмотренных самой природой. Отсюда неизбежно следует, что помощь педагога ребенку есть только «помощь самопомощи», что все образовательные средства не должны отклоняться от естественного хода развития ребенка. И одним таким средством, которое не нарушает гармонию внутреннего мира ребенка и способствует его самораскрытию, является окружающая ребенка природная среда. И. Г. Песталоцци писал: «Моей самой существенной исходной точкой зрения является следующая: созерцание (чувственное восприятие) человеком самой природы является фундаментом обучения, так как оно (созерцание) является основой человеческого познания»1.
Значение окружающей природы И. Г. Песталоцци видел в том, что она способствует развитию внешних органов чувств, самостоятельности мышления, формированию представлений и развитию речи.
Исходным моментом познания И. Г. Песталоцци считает восприятие окружающего мира посредством органов чувств. Для того чтобы обогащался чувственный опыт ребенка, надо учить его «в свободной аудитории природы», учить в поле, в лесу и долинах. «Когда птица очаровательно щебечет и когда червяк, только что появившийся на свет, ползет по листу, прекрати упражнения в языке. Птица учит, и червяк учит больше и лучше. Молчи!»2 Это, по сути, идея сенсорного воспитания. Так же, как и великий чешский педагог Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци считал: «Чем большим количеством чувств ты познаешь сущность явления или какого-нибудь предмета, тем правильнее будут твои знания о нем»3. Но в понимании этого положения он пошел дальше Я. А. Коменского. Полагая, что органы чувств сами по себе доставляют нам только беспорядочные сведения об окружающем мире, И. Г. Песталоцци подчеркнул важность осознания, осмысления ребенком собственных впечатлений, чувств, переживаний. Следовательно, задача общения ребенка с природой предполагает не только развитие органов чувств, но и активизацию развития самостоятельности мышления у детей.
В связи с этим И. Г. Песталоцци перенес центр тяжести в процессе обучения с книг и слов воспитателя на наблюдение детьми предметов и явлений окружающей природы, т. е. на материал, доступный детям для восприятия и систематического наблюдения. Находясь на природе, ребенок постоянно сталкивается с многообразием красок, форм, звуков и других свойств предметов. И даже без целенаправленного воспитания ребенок так или иначе воспринимает все это. «Если взять в виде примера естественную историю, то каждому ребенку, даже если он живет в самых стесненных условиях, знакомы, во всяком случае, не меньше шести млекопитающих, столько же рыб, птиц, насекомых, амфибий и червей»1. Но когда усвоение происходит стихийно, без планомерного педагогического руководства взрослого, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. И. Г. Песталоцци приводил в пример необразованную мать, которая интуитивно чувствует необходимость руководства процессом наблюдения ребенка за природой. Она, вынося ребенка из дома, обращает его внимание на предметы и явления природы и не осознает, что тем самым делает многое: открывает мир ребенку, подготавливает его к использованию своих органов чувств, способствует раннему развитию внимательности и наблюдательности.2 Следовательно, природосообразное, правильно поставленное обучение, согласно И. Г. Песталоцци, должно исходить из разумно организованного, педагогически продуманного руководства наблюдениями детей. Оно имеет целью провести ребенка через:
непосредственное восприятие предметов природы. И. Г. Песталоцци справедливо требовал, чтобы педагог умело подбирал соответствующие объекты детского наблюдения, т.е. такие, которые лучше выражают особенности отдела, рода, класса, имеют наиболее характерные признаки, и преподносил их в строгой последовательности, планомерно развивая у детей наблюдательность. «Когда ребенок ознакомился с простейшими, воздухом, землей, водой, огнем, я показываю ему действия этих стихий на все ему знакомые тела. А когда он знаком с результатами соединения нескольких простых тел, я ему показываю также взаимное влияние друг на друга сложных тел и всегда подвожу его, таким образом, путем простого наблюдения к границам высших областей знаний»3;
формирование ясных представлений о воспринимаемых предметах природы. С точки зрения И. Г. Песталоцци, этого можно достигнуть, если ребенок узнает количество этих предметов и их форму. Число учит понимать природные объекты как некоторое единство, выделять его среди других предметов, противопоставлять его другим предметам. А знакомясь с формой предмета природы, ребенок познает его размеры и пропорции;
сопоставление предметов и формирование понятий. Большой заслугой И. Г. Песталоцци было привлечение внимания к роли сравнения и сопоставления предметов природы в процессе наблюдения и на этой основе формирования понятий. Он предлагал вместе с детьми находить общие и отличительные признаки предметов природы, выяснять, в каких соотношениях они находятся друг с другом, объединять родственные предметы;
называние предметов, их свойств и действий. В процессе наблюдений за предметами природы И. Г. Песталоцци предлагал задавать детям следующие вопросы: кто? Каковы? Кто имеет? Что имеет? Кто может? Что может? Кто должен? Что должны?
И. Г. Песталоцци полагал, что эти упражнения будут содействовать выработке у детей умения выражать посредством речи результаты наблюдений, мыслительной деятельности и приобретению ими полезных для жизни знаний. Но не все упражнения в равной мере способствовали всестороннему рассмотрению предметов, поскольку сводились подчас к перечислению детьми внешних признаков.
Интересны идеи И. Г. Песталоцци, касающиеся организации труда детейв природе.Он полагал, что сначала надо знакомить детей с земледелием. Для этого при школе необходимо отвести большой участок земли под сад и огород, где каждый ребенок получает по три грядки. Те, кто лучше других использовали эти грядки, завоевывали премии. Далее детей знакомили с животноводством и птицеводством. При школе держали овец, свиней, кроликов, коз, птиц, за которыми ухаживали дети. Потом их учили обрабатывать лен, шерсть. Для этого они посещали образцовые хозяйства деревни. Убеждая в необходимости организации труда детей по выращиванию растений и уходу за животными, И. Г. Песталоцци говорил, что такой труд учит детей всему:
во-первых, ребенок получает много знаний о самих предметах природы, о способах ухода за ними, об орудиях труда;
во-вторых, во время труда у детей формируются важные в жизни практические навыки;
в-третьих, у ребенка развиваются такие важные качества, как аккуратность, бережливость, расчетливость, точность.
Таким образом, И. Г. Песталоцци полагает, что во время работы и посредством нее согревать их (детей) сердца и развивать их ум.
Уделив так много внимания роли природы в процессе развития детей, И. Г. Песталоцци с болью воспринимал невостребованность ее в дальнейшем школьном обучении. Он пишет: «Детям до пяти лет дают возможность полностью наслаждаться природой, любому впечатлению от природы позволяют на них действовать, дети ощущают силу природы, они успели уже насладиться ее непринужденностью и всеми ее прелестями <…> И после того как дети целых пять лет наслаждались блаженством чувственной жизни, заставляют вдруг исчезнуть всю окружающую их природу <…> как овец, сбившихся в кучу в вонючей комнате; целыми часами, днями, неделями, месяцами и годами неумолимо заставляют рассматривать жалкие, неинтересные и однообразные буквы и, словно цепью, приковывают детей к образу жизни, столь отличному от их прежнего, что можно сойти с ума»1. Высказанные более двухсот лет тому назад, эти слова и в настоящее время звучат очень актуально в рамках проблемы преемственности работы учреждений дошкольного образования и начальной школы по природоведению.
Источник
Швейцарский педагог-демократ И. Г. Песталоцци (1746–1827), поставивший целью своей жизни улучшить положение народа путем правильного воспитания и обучения подрастающего поколения, считал, что обучение должно быть подчинено целям воспитания. Он писал, что обучение должно иметь развивающий характер, то есть воздействовать не только на ум, но и оказывать влияние на чувство, волю, характер, вооружать ребенка необходимыми для жизни умениями, навыками. «В качестве образовательного средства надо пользоваться не искусственными вспомогательными средствами, а только природой, окружающей детей, повседневными их потребностями и их постоянно живой действительностью». «Большинство современников, – писал он, – не придают никакого значения громадному влиянию природы на наше воспитание. Одна только природа и делает нам добро, она одна неподкупно и бестрепетно ведет нас к истине и мудрости» [45].
Под влиянием идей Ж. Ж. Руссо И. Г. Песталоцци признавал необходимым «учить и воспитывать детей под руководством природы», то есть в соответствии с принципом природосообразности. Педагог создал новые методы воспитания, помогающие развивать силы ребенка в соответствии с природой. «Воспитание ребенка, – говорил он, – должно начаться с первого дня его появления на свет». И. Г. Песталоцци относил принцип природосообразности к развитию умственной, моральной и физической природы ребенка. Он исходил из предпосылки: человек рождается способным развиваться умственно и нравственно: «Глаз хочет смотреть, ухо слышать, нога ходить, рука хватать, сердце хочет верить и любить, ум мыслить» [45]. Важнейшую цель природосообразного воспитания великий педагог усматривал в гармоническом развитии заложенных природой сил и способностей, то есть физически он должен стать здоровым и сильным, умственно-разумным, душевно-нравственным.
И. Г. Песталоцци высказал положение о единстве обучения и воспитания, умственного и нравственного становления личности. Природа человека представляет единое целое, поэтому развитие ума и формирование нравственных качеств совершается в органическом единстве.
На основе обобщения личного педагогического опыта в Ивердонском институте (1805–1825 гг.) И. Г. Песталоцци создает теорию элементарного образования, включающего в себя умственное, нравственное, физическое и трудовое воспитание, которую рассматривал как основу формирования всесторонне развитой личности. Он приходит к убеждению о необходимости гармонического развития личности, одновременного развития «ума, сердца и руки». «Силы, умения»… И. Г. Песталоцци рассматривал в единстве с «силами знания» и «хотения», которые приводятся в движении в процессе воспитания. Сущность элементарного образования он видел в гармоническом развитии умственных задатков, обеспечивающих интеллектуальную самостоятельность.
Педагог считал необходимым знакомить детей с явлениями из области естествознания, географии, физики и, прежде всего, вооружать знаниями о растениях ближайшего окружения, животных, сезонных явлениях и умением использовать их в практической деятельности. Например, знакомя со свойствами плодовых деревьев, нужно показать детям, как лучше их сажать и растить. Овладение умениями и практическими навыками должно доставлять ребенку радость.
И. Г. Песталоцци был глубоко убежден, что уже в дошкольном возрасте необходимо всесторонне развивать детей, так как их первоначальное развитие и воспитание имеет решающее значение во всем последующем формировании личности.
Говоря о детях раннего возраста, он отмечал, что их способности и опыт, «самой природой вызываемые», велики, но школа уничтожает их. Ужас этого положения педагог видит в том, что до 5 лет дети наслаждаются природой, «все впечатления природы благотворно влияют на них», ребенок живет чувственным восприятием внешних впечатлений. И вдруг «мы заставляем природу исчезнуть из глаз». Связь между природой, воспитанием и образованием у И. Г. Песталоцци просматривается во многих положениях его теории. Воспитание, основанное на природосообразности, тем и ценно, что оно по сути своей нравственно. И. Г. Песталоцци говорил о необходимости получения ребенком правильных знаний о природе. «С самых ранних этапов развития я хочу ввести своего ребенка во все многообразие окружающей его природы, хочу организовать его обучение речи, собирая для этого все простые произведения природы. Созерцание (чувственное восприятие) человеком самой природы является единственным истинным фундаментом обучения, так как оно является единственной основой человеческого познания» [45]. Таким образом, исходным моментом познания И. Г. Песталоцци считал восприятие окружающего мира посредством органов чувств. По его мнению, только тогда можно начать обучение грамоте, связанному со сложным процессом абстракции, когда будет заложен и упрочен фундамент человеческого сознания – созерцание природы. Он различает «внешнее созерцание», то есть восприятие «вне нас находящегося мира», и «внутреннее». В «Фрагменте об основах образования» уточняет понятие внутреннего созерцания: осознание собственных впечатлений и суждение ума о впечатлениях. Следовательно, задача сенсорного развития и воспитания не только в том, чтобы развивать органы чувств ребенка, но и в том, чтобы научить его «внутреннему созерцанию», то есть осмыслению своих собственных впечатлений, чувств, переживаний, желаний и потребностей. С сенсорным воспитанием органически связано умственное развитие ребенка. В результате активизации деятельности рецепторных систем у детей накапливаются, беспорядочные и смутные представления (впечатления) эмпирически воспринимаемого мира. Возникает задача их упорядочения, выработки ясных представлений и четких понятий.
И. Г. Песталоцци отмечал, что внутреннее созерцание – источник, благодаря которому «ум поднимается от смутных чувственных восприятий к четким понятиям», а познание различных природных явлений идет в единстве с овладением искусством речи. Здесь важна не только постепенность, но и последовательность ступеней процесса познания (определенность восприятий – ясность представлений – четкость понятий). В сочинении «Как Гертруда учит своих детей» (1801), в «Книге для матерей» (1803) в определенной последовательности даны элементарные знания об окружающих детей предметах и явлениях, с которыми должна познакомить мать.
И. Г. Песталоцци указывал на следующие ступени процесса познания: чувственное восприятие окружающего нас мира; осознание впечатлений и ступень мышления. Названным ступеням процесса познания соответствуют три органически связанные способности: способность к наблюдению, речи и мышлению. С развития способности к наблюдению начинается природосообразное развитие умственных сил человека. Через способность к речи и мышлению завершается путь к познанию. Элементарное умственное воспитание (образование) педагог рассматривал как один из факторов формирования человеческой личности.
Успех всего обучения в школе, по мнению И. Г. Песталоцци, зависит во многом от того, насколько будут развиты в дошкольном возрасте созерцательные способности. Так как основой духовного развития личности он считал всемерное развитие органов чувств и обогащение чувственного опыта ребенка, то вслед за Я. А. Коменским придавал решающее значение в обучении наглядности.
Отдавая предпочтение наглядному методу, он формулирует его в виде следующего тезиса: сначала видеть, слышать и действовать, потом рассуждать и делать выводы. Поэтому ребенка надо учить «в свободной аудитории природы… в поле, в лесу, в горах и долинах… Пусть он почувствует до конца, что здесь учит природа. Ты же должен со своим искусством тихо, почти крадучись следовать за природой» [22].
Он считал, что не следует торопиться навязывать ребенку знания. «Пускай истинный мир, явления и предметы проходят перед ним в возможно большем количестве, пускай они приходят и снова уходят… редко требуй от него (ребенка) суждений». «Когда птица очаровательно щебечет и когда червяк, только что появившийся на свет ползет по листу, прекрати упражнения в языке. Птица учит и червяк учит, больше и лучше. Молчи» [45]. Это по существу идея сенсорного воспитания. Каким же образом, при помощи каких средств может быть реализована идея элементарного умственного образования? Эти средства по своему существу и во всем своем объеме исходят из присущей нам способности свободно и самостоятельно сопоставлять, различать и сравнивать предметы, ясно осознанные нами самими через чувственное восприятие, выявляя общие и отличительные признаки и соотношение между ними, то есть логически их рассматривать и логически их обрабатывать, тем самым позволяя нам подняться до развитой человеческой способности к суждению. Выделение существенных свойств в наблюдаемых предметах, их осмысливание и выражение в речи составляет основу логического мышления. И. Г. Песталоцци справедливо отмечал, что ребенок должен «научиться мыслить о них» (предметах и явлениях природы) и что наглядность – это фундамент и «основа основ искусства педагогики».
Он подчеркивал важность развития детской наблюдательности, способности к анализу и синтезу, умения четко и полно описывать предмет, устанавливать сходство и различие. Суждения детей будут обоснованными и правильными, лишь в том случае, если они базируются на наблюдении окружающих предметов и явлений, доступных пониманию детей.
И. Г. Песталоцци уделял большое внимание развитию у детей умения наблюдать, так как наблюдение для ребенка есть основа всех его знаний, дальнейшего обучения. Средства, формирующие способность к наблюдению, должны обязательно носить эмоциональный характер. Важным и достаточно простым доступным средством в развитии наблюдательности он считал родную природу. Заслуживает внимания высказывание относительно многократности повторения наблюдений за одним и тем же объектом или явлением: «Не подлежит сомнению, что повторное наблюдение предметов, частое и разностороннее восприятие этих предметов органами чувств ребенка – вот что в состоянии довести до зрелости и совершенства впечатления от их чувственного восприятия» [45]. Развивая детскую наблюдательность, И. Г. Песталоцци рекомендовал вырабатывать у детей умение сравнивать предметы, выявлять их общие и отличительные признаки. «Благодаря сопоставлению предметов, одинаковых по их сущности, твое понимание их станет значительно более широким, острым и основательным», – писал он [45].
«Правило наблюдения» Я. А. Коменского и «Азбука наблюдения» И. Г. Песталоцци не потеряли своего значения и в настоящее время. Однако у обоих отмечается формализм отдельных методических приемов, направленных, в основном, на изучение ребенком внешних признаков предмета (форма) в процессе наблюдения и словесное выражение их. Способность логически обрабатывать впечатления стимулируется развитой способностью считать (число), измерять, говорить (выражать). Наилучшими элементарными средствами для достижения этой цели И. Г. Песталоцци считал формулу (схему): число, форму, слово.
В отличие от Я. А. Коменского, Ж. Ж. Руссо, целью всякого обучения И. Г. Песталоцци провозглашал не столько приобретение детьми знаний, сколько развитие способности мыслить, рассуждать, быстро ориентироваться в явлениях, то есть образовывать ум и задачу приобретения знаний следует подчинить этому. Таким образом, он разрушал старый взгляд на обучение, только как на пассивное усвоение детьми знаний.
Уже в первоначальном элементарном обучении И. Г. Песталоцци видел главную цель в развитии и укреплении умственных и нравственных сил ребенка. Это совершается в процессе упражнений, которые необходимы в умственном и нравственном воспитании. Важным для современного понимания использования природы в воспитании детей является указание на необходимость руководства взрослым процессом познания (в отличие от Ж. Ж. Руссо). Без воспитателя ребенок не способен разобраться во всем многообразии окружающего мира. Поэтому педагог выдвигал важные идеи: единство и непрерывность обучения и воспитания; ребенок – активный субъект педпроцесса (находить ребенку все, что в состоянии найти сам). Содержание и методы обучения должны соответствовать силам и возможностям ребенка, учитывать, как возрастные, так индивидуальные особенности детей.
Таким образом, мысль о равном воспитании всех детей независимо от сословия, идея элементарного образования, предусматривающая всестороннее развитие ребенка, совершенствование его сил и способностей, значение умственного воспитания и речи для развития дошкольника – важные положения в педагогическом учении И. Г. Песталоцци. В то же время идеалистический подход к созданию мира, перенос явлений природы в социальную жизнь общества, переоценка роли природы в развитии детей – эти положения не совсем приемлемы в настоящее время.
Контрольные вопросы и задания
1. С какой целью И. Г. Песталоцци предлагал знакомить детей с различными областями наук?
2. Как понимать высказывание И. Г. Песталоцци «Если усилия, делаемые природой, для развития человеческих сил, оставить без помощи, она медленно освободит людей от чувственно-животных свойств»?
3. В чем своеобразие принципа природосообразности по И. Г. Песталоцци?
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Источник