Взгляды отечественных педагогов на роль природы развитии личности ребенка
Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать неотразимый комплимент
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
в XVII веке Ян Амос Коменский обратил внимание на природосообразность всех вещей, т.е. на то, что все процессы в человеческом обществе протекают подобно процессам природы. Эту идею он развил в своем труде “Великая дидактика”. Эпиграфом к этой книге послужил девиз “Пусть течет все свободно, без применения насилия”. Я.А. Коменский утверждал, что природа развивается по определенным законам, а человек – это часть природы, следовательно, в своем развитии человек подчиняется тем же общим закономерностям природы. Педагог выводил законы обучения и воспитания, исходя из законов природы. Он отмечал, что учебный материал должен изучаться постепенно, так как “природа не делает скачков, а идет вперед постепенно”. В юном возрасте дается общее образование, затем оно углубляется с годами так как “всякое формирование природа начинает с самого общего и кончает наиболее особенным” (Коменский, 1989:56).
Педагогическую ценность укрепления гуманных чувств ребенка средствами природы подчеркивали и такие великие педагоги как Ж.-Ж. Руссо (1762 г.), Г. Песталоцци (1781-1787 гг.), Ф. Дистерверг (1832 г.). Впервые швейцарский педагог- демократ А. Гумбольд, а затем французский педагог и философ Ж.-Ж.Руссо и другие педагоги говорили о воспитании у детей “чувства природы” как ощущение его облагораживающего влияния на человека. Ж.-Ж.Руссо в книге “Эмиль, или О воспитании” предлагал воспитывать детей вдали от цивилизации на “лоне природы”. Воспитание должно происходить естественно, сообразно с природой. Г.Песталоцци в работе “Лингард и Гертруда” считал главной целью воспитания – развивать природные силы ребенка разносторонне и гармонично. Не подавлять естественное развитие, а направлять по правильному пути. Основной принцип воспитания – согласие человека с природой. Песталоцци не идеализировал детскую природу, считал, что детям надо оказывать помощь в развитии их сил.
Великий русский педагог К.Д.Ушинский (1861, 1864 гг.).К.Д.Ушинский горячо призывал расширить общение ребенка с природой и сетовал: “странно, что воспитательное влияние природы … так мало оценено в педагогике” (Ушинский, 1988: 56). В книгах Ушинского “Родное слово” и “Детский мир” уделяется особое внимание воспитательному влиянию природы, в них он обращается к логике природы. В учебнике “Родное слово” дети знакомятся с насекомыми, дикими и домашними животными, птицами, деревьями, грибами и другими представителями природы при помощи стихов, загадок, пословиц, поговорок, сказок.
Итак, проблемой экологического воспитания педагоги стали заниматься еще в XVII – XVIII веках.
Большое наследие в области воспитания школьников окружающей средой оставил нам выдающийся советский педагог В.А.Сухомлинский. “Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатству духовной культуры,- говорил Сухомлинский.- Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Я вижу воспитательный смысл в том, чтобы ребенок видел, понимал, ощущал, переживал, постигал как большую тайну, приобщение к жизни в природе … ” (Сухомлинский, 1972: 12). Природа – это наш родной край, земля, которая нас вырастила и кормит, земля, преобразованная нашим трудом. Неоднократно отмечал, что сама природа не воспитывает, воспитывает только активное воздействие в ней. “Меня поражало, – говорит Сухомлинский – что восхищение детей красотой переплеталось равнодушием к судьбе прекрасного. Любование красотой – это лишь первый росток доброго чувства, которое надо развивать, превращать в активное стремление к деятельности” (Сухомлинский, 1972: 49). Кроме того, он предлагает для реального воплощения этого положения в действие создать живой уголок, где все дети примут участие в уходе за животными, организовать “птичьи” и “звериную” лечебницы, сажать деревья. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать все эти чувства с раннего возраста. Сухомлинский пишет: “Опыт показывает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождается в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира”. (Сухомлинский, 1972: 61)
Академик И.Д. Зверев пишет: “Острота современных проблем взаимодействия общества и природы поставила ряд новых задач перед школой и педагогикой, которые призваны подготовить молодое поколение, способное преодолеть последствия негативных воздействий человека на природу, бережно относиться к ней в будущем. Вполне очевидно, что дело нельзя ограничить “просвещением” школьников в области охраны природы. Весь комплекс экологических проблем современности потребовал нового философского осмысления, коренного пересмотра ряда социально-экономических вопросов, новых научных поисков и более полного и последовательного отражения многоаспектности экологии в школьном образовании”. (Зверев, 1980: 19)
А.А. Плешаковым создана система учебных курсов с экологической направленностью «Зеленый дом». В ней он не только разработал теорию экологического воспитания, но и предлагает конкретные методы работы. Плешаков считает: “Усиление экологической направленности курса природоведения – это, наиболее назревший и реальный на сегодняшний день шаг в направлении экологизации школы, а также организации работы группы продленного дня и внеклассной работы”. (Плешаков, 1991: 8). Данная система включает в себя как основные, так и факультативные курсы. Система «Зеленый дом» обеспечивает ознакомление младших школьников с окружающим миром. В основе курса лежит принцип экологизации.
Академик Б.Т. Лихачев отмечает, что экологическое сознание требует подкрепления чувством, эмоционально целостным, глубоко нравственным отношением к природе, обществу, людям (Лихачев, 1993:19-21). Вся нравственная направленность ребенка должна быть ориентирована на развитие таких чувств и состояний, как любовь, волнение совести, переживание общения с природой и людьми в качестве высшего счастья. Необходимо развить чувствование гармонии, способность восторженного отношения, переживания прекрасного, восхитительного, возвышенного.
Лихачев Б.Т. отмечает, что экологическая культура личности немыслима вне ее практического отношения к действительности, которое формируется на основе совместных усилий учителей и учащихся. «Речь идет о создании надежной психологической установки на экологически обоснованное включение в природу, ноосферу, в жизнь общества. Это должно быть связанно с развитием природы самого ребенка, его способностей, физических и интеллектуальных сил, с воспитанием трудолюбия, бережного отношения, предприимчивости и хозяйственности» (Лихачев, 1993:19-21). Естественной основой процесса такого воспитания являются объективно складывающиеся в различные возрастные периоды отношения ребенка с окружающей средой. У детей младшего школьного возраста они реализуются на бессознательной основе. Малыши, не отдавая себе отчета, не отделяются от внешней среды, ощущают себя естественной частью природы. Между детьми, животными и растениями устанавливаются интуитивное взаимоощущение и даже взаимопонимание. Ребенок открыт, чтобы воспринимать и присваивать экологические правила этих отношений, превращать их в свои привычки.
Экологическая культура, по мнению А.Н. Захлебного – это утверждение в сознании и деятельности человека принципов природопользования, обладание навыками и умениями решать социально-экономические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья людей.
Л.П. Печко считает, что экологическая культура включает:
– культуру познавательной деятельности учащихся по освоению опыта человечества в отношении к природе как к источнику материальных ценностей,
культуру труда
– культуру духовного общения с природой.
Date: 2016-07-05; view: 4310; Нарушение авторских прав
Источник
Общественно-политические взгляды В. М. Бехтерева (1857–1927) формировались под влиянием Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева.
Впервые в русской педагогике с материалистических позиций В. М. Бехтерев показал значение различных факторов в развитии и становлении человеческой личности, попытался представить в определенной системе всю их совокупность в формирования личности. К их числу относилась и окружающая природа.
Он рассматривал личность как «самостоятельное существо по отношению к окружающим внешним условиям», как «самодеятельную особь со своим психическим укладом и с индивидуальным отношением к окружающему миру». Как ученый-естественник он отмечал, что «умеренный климат для развития личности является более благоприятным, нежели суровый климат севера и жаркий климат тропиков». Его высказывания о сенсорном воспитании детей основывались на экспериментальных данных и длительных специально организованных наблюдениях. По его мнению, недостаточно, чтобы ребенок научился правильно смотреть и видеть… необходимо, чтобы он умел наблюдать, чтобы он понимал гармонию красок, чтобы он умел наслаждаться природой. Поэтому важным принципом воспитания в раннем возрасте он считал правильное и систематическое воспитание органов чувств. В связи с этим В. М. Бехтерев наметил программу развития органов зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса, придавая особенно большое значение слуху и зрению. Воспитание органов чувств, считал он, не может ограничиваться заботой об их нормальном состоянии и правильном функционировании, а должно сочетаться с развитием интеллектуальных процессов.
П. Ф. Каптерев (1849–1922) писал, что «дети должны рано и на долгое время окунуться в природу, впитать в себя впечатления, пережить те мысли и те чувства, которые она возбуждает в каждой живой душе. Детям непременно самим нужно мерзнуть зимой, играть в снежки, кататься на санках, попадать руками в снег, ясно понимать, как мороз щиплет щеки и уши; им нужно наслаждаться прелестями лета, собирать грибы и ягоды, купаться, изнывать от жары, прятаться от нее в тени леса, мокнуть под дождем, шлепать по грязи, им нужно пережить все свойства времени года, их приятные и неприятные стороны, самим видеть все сельские работы на поле, на лугу, на мельнице, деревенские праздники, деревенскую жизнь, столь близкую к природе, так тесно к ней примыкающую; детям самим нужно видеть восход и закат солнца, звезды, луну, словом, нужно сжиться с природой в ее разнообразных явлениях. Только при этом условии правильно разовьются внешние чувства дитяти, ум напитается здоровыми, соответствующими возрасту впечатлениями, а сердце переживет простейшие человеческие радости и печали. «Было бы крайне печально, если бы дитя начало знакомиться с природой в парках и зоологических садах» [69].
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Источник
Проблема взаимоотношения человека и природы нашла свое отражение задолго до нашего века.
Еще в XVII веке Ян Амос Коменский обратил на природосообразность всех вещей, т.е. на то, что все процессы в человеческом обществе протекают подобно процессам природы. Эту идею он развил в своем труде “Великая дидактика”. Эпиграфом к этой книге послужил девиз “Пусть течет все свободно, без применения насилия”. Коменский утверждал, что природа развивается по определенным законам, а человек – это часть природы, следовательно, в своем развитии человек подчиняется тем же общим закономерностям природы.
Ян Амос Коменский выводил законы обучения и воспитания, исходя из законов природы. В книге отмечается, что образование человека с наибольшей пользой происходит в раннем возрасте. Именно в раннем возрасте ему легче привить какие-то полезные идеи, исправить недостатки. И доказывается это принципом природосообразности. Все рождающиеся существа таковы, что усваивают все легче и лучше в раннем возрасте.
Воск легче лепится, если он горячий. Неровности ствола дерева можно исправить, если дерево маленькое.
Ян Амос Коменский говорил о том, что учебный материал должен изучаться постепенно, так как “природа не делает скачков, а идет вперед постепенно”. В юном возрасте дается общее образование, затем оно углубляется с годами так как “всякое формирование природа начинает с самого общего и кончает наиболее особенным”. То есть Коменский вывел дидактические принципы обосновывая их примерами природы. Например, здесь обосновывается принципы постепенности и обучение от общего к частному.
Как видим, Ян Амос Коменский подметил самую суть вопроса о взаимоотношении природы и человека. Уже в те времена педагогом было выведено важнейшее экологическое положение о связи человека и природы, о их неотделимости друг от друга.
Педагогическую ценность укрепления гуманных чувств ребенка средствами природы подчеркивали и такие великие педагоги как Ж. -Ж. Руссо (1762 год) , Г. Песталоцци (1781-1787 гг.) , Ф. Дистерверг (1832 г.) . Впервые швейцарский педагог- демократ А. Гумбольд, а затем французский педагог и философ Ж. -Ж. Руссо и другие педагоги говорили о воспитании у детей “чувства природы” как ощущение его облагораживающего влияния на человека.
Ж. -Ж. Руссо в книге “Эмиль, или О воспитании” предлагал воспитывать детей в дали от испорченной цивилизации на “лоне природы”. Воспитание должно происходить естественно, сообразно с природой. Руссо считал природу ребенка совершенной и поэтому не надо портить ее цивилизацией.
Г. Песталоцци в работе “Лингард и Гертруда” считал главной целью воспитания – развивать природные силы ребенка разносторонне и гармонично. Не подавлять естественное развитие, а направлять по правильному пути. Основной принцип воспитания – согласие человека с природой. Песталоцци не идеализировал детскую природу, считал, что детям надо оказывать помощь в развитии их сил.
Против узкого практицизма и утилитаризма, а также формального изучения и бездушного отношения к ней выступали русские просветители: В. Г. Белинский (1842 г.) , А. И. Герцен (1844 г.) , Н. А. Добролюбов (1858 г.) , Д. И. Писарев (1861 г.) , Н. Г. Чернышевский (1863 г.) . Они ратовали за введение в школу полноценных знаний о природе, подчеркивая их влияние на формирование моральных качеств личности, которые определяют поведение детей в природе.
Не остался в стороне от вопросов экологии и великий русский педагог К. Д. Ушинский (1861,1864 гг.) . Следует отметить, что познание объективного мира невозможно без познания экологических связей, реально существующих в нем. Их изучение, столь важное в наши дни, надо рассматривать как необходимое условие формирование у школьников основ диалектико-материалистического мировоззрения. Вместе с тем изучение экологических связей играет важную роль в развитии у ребят логического мышления, памяти, воображения. Ушинский заметил, что логика природы – есть самое доступное и самое полезное для учеников. А логика природы, как нам известно, состоит во взаимосвязи, взаимодействии составляющих природу компонентов. Изучение же существующих в окружающем мире связей служит одним из основных звеньев формирования экологической культуры школьников, необходимым условием становления ответственного отношения к природе. К. Д. Ушинский горячо призывал расширить общение ребенка с природой и сетовал: “странно, что воспитательное влияние природы… так мало оценено в педагогике”. [4,56] В книгах Ушинского “Родное слово” и “Детский мир” уделяется большое внимание воспитательному влиянию природы, в них он обращается к логике природы. В учебнике “Родное слово” ребята знакомятся с насекомыми, дикими и домашними животными, птицами, деревьями, грибами и другими представителями природы при помощи стихов, загадок, пословиц, поговорок, сказок.
Во второй части “Детского мира”, в отдел I, который называется “Из природы”, Ушинский дает систематизацию животных и растений, описывает отдельных животных (строение, способ выведения потомства, безопасность или опасность для человека) .
Вот как раскрывается логика природы паука: “Паука нельзя назвать красивым животным; многие чувствуют к нему отвращение и даже боятся его: такой у него разбойничий вид. Но не забудем, что ядовитые змеи бывают иногда очень красивы,… паук же не только безвреден, но даже очень полезен, истребляя множество наших крылатых мучителей – комаров и мух”. [2,296] Кроме насекомых в книге повествуется о морских животных, деревьях, ягодах, цветах, зерновых культурах, пальмах, грибах и проводится классификация растений. Данный отдел заканчивается рассказом о сотворении мира. И здесь Ушинский снова обращается к логике природы: “Животное веселилось, не требуя красоты, искало только пищи и, пожирая премудрые создания божии, не подозревала, сколько премудростей в каждой, самой маленькой травинке”. Идеи Ушинского о воспитании средствами природы в дальнейшем разрабатывались многими педагогами-натуралистами.
Как видим, проблемой экологического воспитания педагоги стали заниматься еще в XVII – XVIII веках, хотя в то время еще не было науки экологии и не было термина “экологическое воспитание”.
Источник
Тема 1. Становление и развитие методики ознакомления детей дошкольного возраста с природой
Основные вопросы:
1. История приобщения ребенка к природе в трудах выдающихся педагогов
2. Русские педагоги прошлого о значении и использовании природы в становлении личности ребенка дошкольного возраста
3. Стратегия экологического образования на современном этапе
Ключевые слова:экологическое образование, концепция экологического воспитания
Актуальность темы:изучение данной темы нацелено на приобретение знаний будущих специалистов дошкольного образования о становлении и развитии методики ознакомления детей дошкольного возраста с природой
Цель – рассмотреть основные понятия
Задачи:
– изучить историю развития методики ознакомления детей дошкольного возраста с природой строение и состав Солнечной системы;
– рассмотреть современные методики формирования экологической компетентности дошкольников
История приобщения ребенка к природе в трудах выдающихся педагогов
Идея приобщения человека к природе, к ее познанию имеет глубокие исторические корни. Зародыши этой идеи встречаются еще в произведениях Демокрита, Платона, Аристотеля. Она отражена в работах педагогов и мыслителей прошлого. Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель и другие видели в природе могучий источник знаний, рассматривали влияние ознакомления с окружающей природой на развитие личности, развитие ума, чувств и воли.
Из истории педагогики известно, что каждый выдающийся из дидактов прошлого затрагивал вопросы ознакомления с объектами и явлениями природы во взаимосвязи с формированием у ребенка гуманного отношения к живым существам. В их работах были четко определены мысли о необходимости введения ребенка в мир природы.
Представители классической педагогики, считая общение с природой одним из средств обучения и воспитании, подчеркивали огромную роль наблюдения в познании ребенком окружающего мира, указывали на необходимость развития наблюдательности и важность обучения наблюдению, которое позволяет ребенку не только выделять в предмете существенные признаки и свойства, но и видеть явления природы в их развитии.
Великий чешский (славянский) педагог Я. А. Коменский (1592–1670) на первое место в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста ставил предметы естественного цикла. Он предлагал с ранних лет знакомить детей с разн
В целях умственного воспитания Я. А. Коменский наметил в книге «Материнская школа» систематизированный круг первых элементарных представлений ребенка (о предметах и явлениях природы, растениях, животных, труде людей в природе, использовании ими природы), умений и навыков, который носит достаточно полный, широкий, последовательный характер. В этом можно усматривать начало организованной образовательной работы в дошкольном возрасте. Главная задача материнской школы – способствовать накоплению с помощью органов чувств возможно большего запаса конкретных представлений, научить ребенка правильно обращаться с предметами, распознавать их, выделять сходные объекты и явления, то есть развивать восприятие, мышление, речь. «Нашим детям, – писал педагог, – еще в младенческом возрасте можно дать понимание природных явлений. Но каким образом? Конечно, насколько позволяет их нежный возраст, то есть сообразно с их развитием»
По мнению Я. А. Коменского, жажда знаний обнаруживается у ребенка в раннем детстве. Основой для получения знаний о природе он считал чувственное восприятие. Начало познания должно всегда исходить из чувств, «…ибо ничего не существует в познании, что раньше не было в ощущении». Поэтому и учение следовало бы начинать не со словесного толкования о вещах, но с предметного над ними наблюдения. «Для ума – чувства – суть лестницы к науке» – гласит золотое правило дидактики Я. А. Коменского. «Пусть будет для учащихся золотым правилом: все, что только можно предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию осязанием. Если же какие-либо предметы можно сразу воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу несколькими чувствами “преподносятся”»
Я. А. Коменский считал, что в течение первых шести лег детям необходимо сообщить систему научных знаний о природе, доступных их пониманию, наиболее простых по содержанию, конкретных, неразрывно связанных с их жизнью, опытом, играми. Знакомить детей с природой надо начинать с самых простых вещей, окружающих ребенка. Он предлагает изучать данные выше изложенных наук («обо всем понемногу»), имея в виду эмпирические знания, которые доступны ребенку посредством органов внешних чувств. И при этом высказывает мысль о том, что в этих элементарных познаниях детей уже кроется материал для будущего научного образования
Если в природе невозможно показать детям те или иные предметы или явления, то следует использовать картины или модели. С этой целью он написал специальную книгу «Мир чувственных вещей в картинках», этот учебник предназначен для первоначальных занятий в семье и школе. Это был первый в истории учебной литературы учебник, снабженный многочисленными иллюстрациями
В системе Ж. Ж. Руссо природе отводилась ведущая роль, она расценивалась как средство гармонического развития ребенка. Влияние природы на личность ребенка является оздоровительным и воспитывающим, тесное бесстрашное и постоянное общение с природой «предпочтительнее общения с людьми».
Ж. Ж. Руссо первым выдвинул идею о фундаментальном значении естественной среды в формировании человеческих эмоций, о важности ее для становления личности. Он четко обозначил, что природа человека неотделима от природы, в которой тот существует. Заслуга Ж. Ж. Руссо в том, что он показал ценность природы для человека. В воспитании участвуют природа, люди и вещи. «Между тем из трех этих различных видов воспитание со стороны природы вовсе не зависит от нас, а воспитание со стороны вещей зависит лишь в некоторых отношениях». «Внутреннее развитие наших способностей и наших органов есть воспитание, получаемое от природы. Обучение тому, как пользоваться этим развитием, есть воспитание со стороны людей, a приобретение нами собственного опыта относительно предметов, дающих нам восприятие, есть воспитание со стороны вещей». Воспитание выполняет свою роль, считал Ж. Ж. Руссо, когда все три определяющие его факторы будут действовать согласованно, то есть ребенка учат природа, люди и вещи, он воспринимает их легче, ибо они согласуются с его естественными потребностями и представлениями.
Целью умственного воспитания мыслитель считал пробуждение у ребенка интереса и любви к наукам, вооружение его методами приобретения знаний. В соответствии с этим он предлагал коренным образом перестроить содержание и методику обучения на основе развития самодеятельности и активности детей. Ребенок приобретает знания по географии, знакомясь с окрестностями той деревни, в которой он живет; изучает астрономию, наблюдая звездное небо, восход и заход солнца; овладевает физикой, ставя опыты. Он отвергал учебники и всегда ставил воспитанника в положение исследователя, который открывает научные истины.
Ж. Ж. Руссо полагал, что учебники (книги) и науки уводят человека от природы, от естественных чувств, естественных радостей. «Все, чего не имеем при рождении, дает нам воспитание. Это воспитание мы получаем от природы…». Педагог доказал, что «образовательный материал» надо искать в фактах и явлениях природы, и что первое место должно отводиться исследованиям законов природы. Являясь противиком всякого книжного обучения, он писал, что ребенок должен познавать природу через созерцание и собственный опыт – все окружающее служит для него (ребенка) книгой.
Швейцарский педагог – демократ ИХ. Песталоцци, как и Руссо, считал природу одним из решающих факторов умственного, нравственного, сенсорного воспитания. В отличие от Руссо Песталоцци рассматривал сенсорное и умственное воспитание в тесном единстве и считал природу одним из решающих факторов именно умственного (а не только сенсорного и нравственного) развития ребенка. По теории Песталоцци изучение явлений природы должно проходить с помощью наблюдений. Выделение существенных свойств в наблюдаемых предметах и явлениях, их осмысление и выражение в речи составляют основу логического мышления.
Песталоцци считал необходимым учить детей использовать полученные знания о природе в их практической деятельности, в труде. Важным для современного понимания использования природы в воспитании детей является указание Песталоцци на необходимость руководства процессом познания природы со стороны взрослых. Без помощи воспитателя ребенок не способен разобраться во всем многообразии окружающего мира.
Одним из крупнейших представителей буржуазной педагогики первой половины 19 века был Ф. Фребель. Фридрих Фребель, ученик и последователь Песталоцци. Он создал свою оригинальную педагогическую систему общественного дошкольного воспитания. Считал, что воспитание ребенка должно проходить в тесной связи с природой, т.к. природа является важным средством всестороннего развития детей. По его мнению, постоянные наблюдения, изучение явлений живой и неживой природы развивают у дошкольников наблюдательность, совершенствуют их чувственное восприятие мира, учат думать.
Ф.Фребель отмечал о целесообразности обучения детей не только наблюдениям, но и осуществлению ухода за растениями и животными как важного источника знаний и опыта, как действенного средства нравственного воспитания. Для развития нравственных качеств личности дошкольника, трудовых умений и навыков он рекомендовал создавать в детском саду участки. В своем произведении «Детский сад» gh писал о необходимости создания условий для самостоятельного выращивания растений детьми: «… чтобы они на опыте из неуместной рассадки узнали, что и с растениями следует обходиться только внимательно и правильно». Ф.Фребель отмечал о благотворном влиянии природы на образование и воспитание тех «кто рано открывает свое сердце и ум для неё».
В работах социалиста-утописта Роберта Оуэна прослеживалась идея о необходимости воспитания детей в согласии с природой. В своем произведении «Жизнь Роберта Оуэна, написанная им самим», он формулирует принципы воспитания в школе Нью-Ланарка. Важной частью образования Р. Оуэн считал прогулки, организуемые с целью ознакомления детей с продукцией садов, огородов, полей и лесов, с домашними животными и с естествознанием вообще.
Прогрессивный деятель народного образования Франции, теоретик дошкольного образования Полина Кергомар пропагандировала необходимость формирования у детей истинных представлений о природе. Она отмечала, что ребенок должен знать название животного, пищу, которую употребляет и «… насколько возможно, его нрав и привычки. Нужно, чтобы дети знали названия деревьев, в тени которых они играют, и особенности, по которым они узнают деревья одной породы…».
Итальянский педагог Мария Монтессори признавала огромное влияние природы на физическое воспитание ребенка и развитие любознательности. Как и Руссо, Монтессори считала природу средством сенсорного воспитания. Она особо выделяла, что в процессе наблюдений и труда в природе у детей воспитываются положительные моральные качества и заботливое отношение к живым существам.
Анализ зарубежной педагогической литературы показывает, что вопросы о роли природы в воспитании детей, содержание знаний о природе находились в центре внимания педагогов.
Источник