Взгляды а фрейд на развитие психики ребенка

Взгляды а фрейд на развитие психики ребенка thumbnail

Анна Фрейд – дочь Зигмунда Фрейда – продолжила и развила классическую теорию и практику психоанализа. Получив педагогическое образование, она работала учительницей в школе для детей пациентов своего отца и с 1923 г. начала собственную психоаналитическую практику. А. Фрейд – автор многих трудов о закономерностях развития ребенка, трудностях, с которыми приходится сталкиваться при его воспитании и обучении; о природе и причинах нарушений нормального развития и путях их компенсации.

В работе “Норма и патология детского развития” (1965) А. Фрейд указала истоки психоаналитического интереса к детям. Она писала, что после выхода в свет книги ее отца “Три очерка по теории сексуальности” (1905) многие аналитики стали наблюдать своих детей и находить подтверждение всем отмеченным З. Фрейдом особенностям детского развития: детской сексуальности, эдипова и кастрационного комплексов. В этом направлении в 1920-1930-е гг. педагогический факультет Венского психоаналитического института готовил воспитательниц детских садов и учителей. Тогда же известные ученые-психоаналитики (А. Айхорн, С. Бернфельд и др.) вели наблюдения за беспризорными детьми и юными правонарушителями. Во время и после Второй мировой войны эти исследования продолжались в специализированных учреждениях, где в центре внимания были наблюдения за младенцами и детьми раннего возраста, лишенными родителей. Большой вклад в разработку психоаналитического изучения детства внесли Р. Шпиц, Дж. Боулби, М. Риббл и др. Теоретические идеи развивали Э. Криз и X. Гартман.

Следуя традиции классического психоанализа, А. Фрейд разделяет личность на ее устойчивые составные части: бессознательное, или “Оно”, “Я”, “Сверх-Я”. Инстинктивная часть, в свою очередь, делится на сексуальную и агрессивную составляющие (психоаналитический закон биполярности). Развитие сексуального инстинкта определяется, как и в классическом психоанализе, последовательностью либидонозных фаз (оральная, анально-садистическая, фаллическая, латентная, или предпубертатная, пубертатная). Соответствующие фазы развития агрессивности проявляются в таких видах поведения, как:

  • o кусание, плевание, цепляние (оральная агрессивность) – оральная стадия;
  • o разрушение и жестокость (проявление анального садизма) – анальная стадия;
  • o властолюбие, хвастовство, зазнайство – фаллическая стадия;
  • o дисоциальные начала – предиубертат и пубертатная стадии.

Для развития инстанции “Я” А. Фрейд также намечает приблизительную хронологию развития защитных механизмов: вытеснение, реактивные образования, проекции и переносы, сублимация, расщепление, регрессии и др. Анализируя развитие “Сверх-Я”, А. Фрейд описывает идентификацию с родителями и интериоризацию родительского авторитета. Каждая фаза развития ребенка, по мнению А. Фрейд, есть результат разрешения конфликта между внутренними инстинктивными влечениями и ограничительными требованиями внешнего социального окружения. А. Фрейд считает, что, учитывая фазы, можно построить линии развития для бесконечного количества сфер детской жизни. Признанной заслугой А. Фрейд считается описание ее линии развития кормления от младенческой стадии до разумных привычек питания взрослых; линии развития опрятности от первоначальной воспитательной программы взрослого до автоматического овладения функциями выделения; линии развития физической самостоятельности; линии отношения к старшим и т.д. Особое внимание в психоанализе уделяется линии развития от инфантильной зависимости к взрослой половой жизни.

С точки зрения А. Фрейд, не только выявление уровня развития, достигнутого по соответствующей линии, но и соотношение между всеми линиями позволяют поставить диагноз и дать рекомендации для решения практических вопросов детского воспитания. При этом, подчеркивала она, несоответствие, дисгармонию между различными линиями не следует рассматривать как патологическое явление, так как рассогласования в темпе развития, наблюдающиеся у людей с самого раннего возраста, могут быть всего лишь вариациями в пределах нормы. Ступени от незрелости к зрелости, а не хронологический возраст рассматриваются ее как показатели развития. Если рост происходит путем прогрессивного продвижения к более высокому уровню, то нормальное детское развитие, согласно взглядам А. Фрейд, идет скачками, не постепенно шаг за шагом, а вперед и снова назад с прогрессивными и регрессивными процессами в их постоянном чередовании. Дети в ходе своего развития делают как бы два шага вперед и один назад.

В отличие от классического психоанализа, изучающего прежде всего скрытые от сознания психические явления, А. Фрейд, одна из первых в детской психоаналитической традиции, распространяет основные положения З. Фрейда на сферу сознания, изучая инстанцию “Я” личности. Она рассматривает детское развитие как процесс постепенной социализации ребенка, подчиняющийся закону перехода от принципа удовольствия к принципу реальности. А. Фрейд намечает основные компоненты процесса социализации.

1. Переход от принципа удовольствия к принципу реальности. Новорожденный, по ее мнению, знает лишь один закон, а именно – принцип удовольствия, которому слепо подчинены всего проявления. Однако для удовлетворения таких телесных потребностей ребенка, как голод, сон, температурная регуляция, младенец полностью предоставлен ухаживающему за ним взрослому. И если поиск удовольствия – “внутренний принцип” ребенка, то удовлетворение желаний зависит от внешнего мира. С самого начала существует разрыв между желанием и возможностью его удовлетворить.

Мать исполняет или отвергает желания ребенка и благодаря этой роли становится не только первым объектом любви, но также и первым законодателем для ребенка. По мнению А. Фрейд, тот факт, что настроение матери оказывает на ребенка решающее влияние, принадлежит к самым ранним достижениям психоанализа, т.е. основополагающим выводам исследований взрослых пациентов. З. Фрейд писал: “Если ребенок был неоспоримым любимцем матери, то в его жизни сохраняются такие пленительные чувства, такая уверенность в успехе, какие нередко влекут за собой успех”.

Наблюдения за детьми вновь подтверждают, что индивидуальные пристрастия и антипатии матери оказывают существенное влияние на развитие ребенка. “Быстрее всего развивается то, что больше всего правится матери и что ею оживленнее всего приветствуется; процесс развития замедляется там, где она остается равнодушной или скрывает свое одобрение”, – замечает А. Фрейд.

Несмотря на беспомощность, ребенку очень рано удается научиться проявлять определенные отношения к матери. Уже в этом раннем возрасте можно различать детей послушных, “хороших”, легко управляемых и детей нетерпимых, своевольных, “тяжелых”, которые буйно протестуют против каждого требуемого от них ограничения.

Чем самостоятельнее становится ребенок в отношении еды, сна и т.д., считает А. Фрейд, тем более отходят на задний план телесные потребности, уступая место новым инстинктивным желаниям. Ребенок стремится к их удовлетворению с тем же рвением, как прежде стремился к насыщению при чувстве голода. И снова он сталкивается с ограничениями, которые налагает на него внешний мир. Ребенок, естественно, стремится осуществить свои инстинктивные цели безотлагательно, не учитывая внешних обстоятельств, но это может стать опасным для его жизни, поэтому взрослый, хочет он того или нет, вынужден ограничивать ребенка. В результате этого несоответствия между внутренним и внешним, стремлением к удовольствию и учетом реальности все дети этого возраста, по выражению А. Фрейд, “запутаны” в постоянных сложностях внешнего мира и, естественно, непослушны, невежливы и упрямы.

По мнению А. Фрейд, шансы ребенка остаться психически здоровым во многом зависят от того, насколько его “Я” способно вынести лишения, т.е. преодолеть неудовольствие. Для некоторых детей совершенно непереносима любая отсрочка или любое ограничение удовлетворения желаний. Они отвечают реакциями гнева, ярости, нетерпения; ничто не может их удовлетворить, любые замещения отвергаются ими как недостаточные. У других детей тс же самые ограничения не вызывают такого возмущения. Интересно, что подобные установки, возникая очень рано, сохраняются на долгие годы. А. Фрейд характеризует ребенка как незрелого до тех пор, пока инстинктивные желания и их осуществление разделены между ним и его окружением таким образом, что желания остаются на стороне ребенка, а решение об их удовлетворении или отказе – на стороне внешнего мира. От этой моральной зависимости, которая для детства вполне нормальна, начинается длинный и трудный путь развития к нормальному взрослому состоянию, когда зрелый человек, становясь “судьей в своем деле”, способен контролировать свои намерения, подвергать их рассудительному анализу и самостоятельно решать, нужно ли то или иное побуждение отклонить, отложить или превратить в действие. Такая моральная независимость – результат многочисленных внутренних столкновений.

В раннем детстве принцип удовольствия господствует без внутреннего сопротивления. У более старших детей он все еще владеет такими сторонами психики, как бессознательная и отчасти сознательная жизнь фантазий, сновидений и др. Тот, кто находится под властью принципа удовольствия, руководствуется в своих действиях исключительно стремлением к удовлетворению желаний. Лишь принцип реальности создает, по словам А. Фрейд, пространство для отсрочки, задержки и учета социального окружения и его требований. Па этом основании можно предположить, что принцип удовольствия и дисоциальное, или асоциальное, поведение сплетены так же тесно, как принцип реальности и состоявшаяся социализация. Но все это не так просто, как кажется на первый взгляд.

А. Айхорн первым заметил, что беспризорные дети и юные преступники могут достичь высокой степени развития принципа реальности, не используя его для социализации. Переход от принципа удовольствия к принципу реальности – лишь предварительное условие социализации индивида. Продвижение к принципу реальности само по себе еще не дает никакой уверенности, что индивид будет следовать социальным требованиям.

  • 2. Выработка защитных механизмов против агрессивных импульсов “Оно”. По мнению А. Фрейд, почти все нормальные элементы детской жизни, особенно такие, как жадность, корысть, ревность, пожелание смерти, толкают ребенка в направлении дисоциальности. Социализация – это защита от них. Некоторые инстинктивные желания вытесняются из сознания, другие переходят в свою противоположность (реакционные образования), направляются на другие цели (сублимация), сдвигаются с собственной персоны на другую (проекция) и т.д. С точки зрения А. Фрейд, между процессами развития и защитными процессами нет никакого внутреннего противоречия. Действительные противоречия лежат глубже, они – между желаниями индивида и его положением в обществе, поэтому гладкое протекание процесса социализации невозможно. Организация защитного процесса – это важная и необходимая составная часть развития “Я”, но недостаточная.
  • 3. Становление и развитие психических процессов. Продвижение ребенка от принципа удовольствия к принципу реальности не может наступить раньше, чем различные функции “Я” достигнут определенных ступеней развития. Только после того, как начнет функционировать память, действия ребенка смогут осуществляться на основе опыта и предвидения. Без контроля реальности не существует различения между внутренним и внешним, фантазией и реальностью. Только приобретение речи делает ребенка членом человеческого общества. Логика, разумное мышление способствуют пониманию взаимосвязи причины и следствия, а приспособление к требованиям окружающего мира перестает быть простым подчинением – оно становится осознанным и адекватным.
  • 4. Формирование механизмов для возникновения инстанции “Сверх-Я”. Становление принципа реальности, с одной стороны, и мыслительных процессов с другой, открывает путь для новых механизмов социализации – таких, как имитация (подражание), идентификация (принятие роли), интроекция (принятие на себя чувств другого человека), способствующих образованию инстанции “Сверх-Я”. Формирование эффективного “Сверх-Я” означает для ребенка решающий прогресс в социализации. Ребенок теперь способен не только подчиняться моральным требованиям своего социального окружения, но и “сам принимает в них участие и может чувствовать себя их представителем”.
  • 5. Формирование инстанции “Идеал-Я”. Когда инстанция “Сверх-Я” формируется, она еще очень слаба и долгие годы нуждается в поддержке и опоре со стороны авторитетного лица (родители, учитель) – “Идеал-Я”. Эта инстанция может легко разрушиться из-за сильных переживаний и разочарования в нем. Именно поэтому процесс социализации очень труден.
  • 6. “Шаги наружи”. Имитация, идентификация, интроекция – необходимые предварительные условия для последующего вступления в социальное сообщество взрослых. Далее должны быть сделаны новые шаги “наружу”: из семьи в школу, из школы в общественную жизнь. И каждый из этих шагов сопровождается отказом от личных преимуществ, от “индивидуально-внимательного” отношения к себе. Так, внутри школьного класса существует одинаковый порядок для всех учеников, хотя они как личности отличаются друг от друга. В общественной жизни все люди равны перед законом. “Законы жестки и безличны, и их нарушение приводит к легальным санкциям, независимо от того, какие жертвы для индивида означает их применение, облегчает или осложняет эту жертву его характер и интеллектуальный уровень”, – подчеркивала А. Фрейд. Однако от нормального человека не требуется, чтобы он знал все общественные предписания, принимал их и делал своими собственными. Помимо основополагающих правил морали от него ожидается, чтобы он признавал необходимость права и закона и в принципе был готов подчиняться им. В сравнении с нормой уголовный преступник похож на ребенка, который игнорирует авторитет родителей. Встречаются и такие люди, чьи моральные требования к себе самому строже и выше, чем от них ожидает окружающий мир. Их идеалы исходят из идентификации не с реальными родителями, а с идеализированным образом родителя. Как замечает А. Фрейд, такие .люди ведут себя самоуверенно и морально превосходят своих ближних.

По глубокому убеждению А. Фрейд, негармоничное личностное развитие основывается на многих причинах. Это и неравномерный прогресс полициям развития, и неравномерно длящиеся регрессии, и особенности обособления внутренних инстанций друг от друга, и формирование связей между ними, и многое другое. “При этих обстоятельствах нс удивительно, что индивидуальные различия между людьми столь велики, отклонения от прямой линии развития заходят так далеко и определения строгой нормы так неудовлетворительны. Постоянные взаимовлияния прогресса и регресса приносят с собой бесчисленные вариации в рамках нормального развития”, – подчеркивала А. Фрейд.

Однажды на вопрос о том, что нормальный человек должен уметь делать хорошо, З. Фрейд ответил: “Любить и трудиться”. Позднее, как бы полемизируя с отцом, А. Фрейд пыталась ответить на вопрос о том, какое детское достижение заслуживает названия жизненно важного. Она писала: “Игры, учение, свободная деятельность фантазии, тепло объектных отношений – все являются важными для ребенка. Однако но значению их нельзя сравнить с такими фундаментальными понятиями, как “способность любить” и “трудиться”. Я возвращаюсь к более ранней гипотезе (1945), когда я утверждала, что только одна способность в детской жизни заслуживает этого положения, а именно способность нормально развиваться, проходить предписанные но плану ступени, формировать все стороны личности и выполнять соответствующим образом требования внешнего мира”.

Источник

Теория Фрейда, в
своем позднем варианте, была попыткой
совместить две стороны в познании
человека: научный взгляд на человека
как на предста­вителя биологического
вида, с его физиологическими механизмами
развития и функционирования, и
гуманистический взгляд на человека как
носителя субъективного опыта и смыслов,
вырастающих из взаимоотношений с
окру­жающими его людьми. Эта попытка
синтеза не смогла, однако, привести к
соз­данию единой теории. Последователи
Фрейда пошли путем изучения отдель­ных
сторон личности, делая акценты либо на
межличностных аспектах фор­мирования
личности (взаимоотношения между Эго и
Суперэго, в терми­нологии структурной
теории), либо на биологическом уровне
влечений и инстинктов (взаимоотношения
между Ид и Эго). Результатом этого явилось
постепенное оформление двух направлений
в психоанализе: Эго-психологии и Школы
объектных отношений. Психоаналитики,
считающиеся родоначаль­никами этих
двух направлений, Анна Фрейд и Мелани
Кляйн, являлись одновременно и
основоположниками детского психоанализа.

Анна
Фрейд и Эго-психология

Анна Фрейд
(1895-1982), дочь Фрейда, продолжала направление,
нача­тое отцом, только в работе с
детьми. Ее взгляды оказали большое
влияние на развитие Эго-психологии.
Одной из самых известных работ Анны
Фрейд является книга «Защитные механизмы
Эго» (1936).

Кроме непосредственно
психоаналитической работы с детьми,
Анна Фрейд уделяла большое внимание
изучению детей в повседневной обстановке.
Дан­ные наблюдений за детьми представляли
значительно более широкую ин­формацию,
чем только интерпретации в анализе.
Анна Фрейд вышла за рамки концепции
психосексуальных стадий и предложила
концепцию «ли­ний развития», понимаемых
как набор разворачивающихся потенциалов.
Это было знаменательным событием в
психоанализе, выходом за рамки теории
либидо, расширением психоаналитического
понимания развития.

Концепция
«линия развития» традиционно
использовалась в психоана­литической
теории развития как метафора, описывающая
последовательное поступательное
развитие и подчеркивающая непрерывность
и накопитель­ный характер развития.
Фрейд был первым, кто предложил такую
линию: последовательное созревание
либидинального драйва, образующее линию
пси­хосексуального развития. С целью
поиска контекста, в рамках которого
можно было бы оценивать детскую личность,
Анна Фрейд выдвинула предположе­ние,
что развитие в целом может быть описано
серией линий: предсказуемых, взаимосвязанных
и постепенно разворачивающихся.
Последовательность шагов внешнего
развития отражает формирование глубинных
психических структур. Это помогает
лучше понять, каким путем идет и
совершенствуется приспособление ребенка
к миру, развитие его независимости.

Анна Фрейд описала
следующие линии.

— «От полной
зависимости к эмоциональной
самодостаточности и взрос­лым объектным
отношениям».

— Линии, приводящие
к телесной независимости: «от сосания
к рацио­нальному питанию», «от пачкания
пеленок к контролю за кишечником и
мо­чевым пузырем», «от отсутствия
ответственности до принятия ответственнос­ти
по уходу за телом».

— «От эгоцентричности
к партнерству (дружбе)».

— «От тела к игрушке
и от игры к работе».
Приведем примеры
двух линий развития.
Линия
«от сосания к рациональному питанию».

Долгий путь должен
проделать ребенок, прежде чем прийти в
точку, где он может регулировать прием
пищи активно и рационально, качественно
и количественно, на основе собственных
потребностей и аппетита и независимо
от его отношений к «обеспечителю» еды
либо от его сознательных и бессоз­нательных
фантазий.

Фазы этого пути
выглядят следующим образом.

1. Вскармливание
грудью или с помощью бутылки, по часам
или по тре­бованию, с обычными
трудностями кормления, вызванными
частично пере­падами аппетита и
пищеварительными расстройствами,
частично позицией тре­воги матери
относительно кормления.

Вмешательство в
процесс удовлетворения потребностей:
ненужное ожи­дание пищи, диета или
принуждение к кормлению — образуют
первые и часто длящиеся нарушения в
позитивном отношении к еде.

2. Отлучение от
груди или бутылки, инициатором которого
бывает либо сам ребенок, либо мать.

В последнем случае,
особенно если это протекает в сжатые
сроки, бы­стро, протест малыша против
оральной депривации искажает нормальное
удовольствие от еды. Трудности могут
возникать с введением твердой пищи,
новых вкусов и консистенций, которые
ребенок либо приветствует, либо
от­вергает.

3. Переход от
кормления к самостоятельной еде, с
помощью приборов либо без них, «пища»
и «мама» все еще идентифицируются одна
с другой. При­ем пищи как поле битвы,
на котором могут происходить сражения,
связан­ные с трудностями материнско-детских
отношений.

4. Самостоятельная
еда с использованием ложки, вилки,
разногласия с ма­терью о количестве
съедаемого сдвигаются к форме еды, то
есть манерам за столом; тяга к конфетам
как адекватному фазе заместителю
орального удо­вольствия от сосания;
пищевые причуды (капризы) как результат
анально­го тренинга (обучения
чистоплотности), то есть вновь приобретенное
реак­тивное образование отвращения.

5.Постепенный выход
из уравнивания между пищей и мамой в
эдипо­вой фазе. Установки к еде
по-прежнему иррациональны, но теперь
обуслов­лены инфантильными сексуальными
теориями, а именно: беременности че­рез
рот (страх отравления); беременности
(страх пополнеть); анальных ро­дов
(страх приема пищи и ее выхода).

6.Постепенный выход
из сексуализации еды в латентный период
с со­хранением или даже увеличением
удовольствия от еды. Увеличение
рацио­нальных установок к пище и
самостоятельное определение в еде, при
этом весь более ранний опыт этой линии
имеет определяющее значение в форми­ровании
индивидуальных пищевых привычек во
взрослой жизни, вкуса, пред­почтений,
а также последующих пристрастий или
отвращения в отношении пищи или питья.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник