Взгляд запорожца а в на развитие ребенка
Вклад А. В. Запорожца в развитие педагогики и системы дошкольного воспитания
Определение 1
Александр Владимирович Запорожец – доктор педагогических наук, ученик Л.С. Выготского, занимался исследованием целого ряда проблем, связанных с развитием детей дошкольного возраста.
Вклад А.В. Запорожца в психологию и педагогику неоценим. Его работы используются и в настоящее время в таких областях педагогической науки как возрастная педагогика, общая педагогика, педагогическая и медицинская психология.
Часть исследования А.В. Запорожца опираются на труды и исследования его учителя Л.С. Выготского, часть он разрабатывал отдельно и изолированно от трудов других исследований. В процессе работы А.В. Запорожец всегда был в активном творческом диалоге со своими коллегами. Особенно активно он общался с А.Н. Леонтьевым, П.Я. Гальпериным и Д.Б. Элькониным. Именно поэтому некоторые его теоретические положения часто перекликаются с трудами других исследователей. Так же необходимо отметить, что концепции одного автора подхватывались, дополнялись и развивались другими учеными.
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Замечание 1
В своих трудах А.В. Запорожец исследовал такие важные психические качества человека как воображение, мышление, воля, нравственные и социальные чувства и т.д. По его мнению, они не могут возникнуть, и уж тем более совершенствоваться спонтанно, их следует целенаправленно развивать, опираясь на индивидуальный опыт ребенка.
Кроме того, А.В. запорожец подчеркивал, что одним из наиболее важных условий успешного развития ребенка является социальная среда, являющаяся подлинным источником психического и физического развития ребенка. Именно социальная среда представляет собой носитель содержания человеческой психики. Взаимодействуя с социальной средой, ребенок приобретает свой собственный чувственный опыт, через который осуществляется его полноценное и всестороннее развитие. В связи с чем, одной из главных задач взрослых, окружающих ребенка, является создание благоприятной окружающей среды.
В своих исследованиях А.В. Запорожец доказал, что центральную роль в психическом развитии имеют ориентировочные компоненты. Ориентировочные компоненты, в отличие от исполнительских, не просто формируют у детей определенный вид деятельность в целом, а направлены на ее отдельные части. Именно это способствует выделить и понять, с помощью каких средств и способов развитие ребенка будет более успешным и результативным.
Таким образом, потенциал ориентировочной части деятельности ребенка, по мнению А.В. Запорожца, выполняет функцию моделирования определенных предметов и явлений, которыми ребенок действует. В процессе действия моделями у детей происходит формирование адекватных представлений, переживаний и понятий о предмете или явлении. Без данной ориентировки невозможно осуществить приобщение детей к социально значимым смыслам.
Замечание 2
Последние годы жизни А.В. Запорожец посвятил изучению проблем личности ребенка дошкольного возраста. Он рассматривал личность ребенка дошкольника как нечто целостное, считая, что главным в её развитии является усложнение действий и ориентировок, как наиболее важных аспектов развития психики ребенка.
Идеи А. В. Запорожца о развитии личности дошкольника
Наибольшее внимание А.В. Запорожец уделял исследованию детской психологии, а конкретно вопросам развития психических процессов и личности ребенка дошкольника.
По мнению А.В. Запорожца, структура личности ребенка дошкольника состоит из двух взаимосвязанных подсистем: регуляции и отражения:
- Подсистема отражения включает в себя некоторые генетические уровни: перцептивный, умственные и воображаемые действия.
- Подсистема регуляции включает в себя мотивы, эмоции и ценности, которые развиваются по направлению от фиксированных узкоиндивидуальных, направленных на биологические потребности ребенка до широкосоциальных, ориентированных на потребности окружающих людей и общества, включают в себя нравственные нормы.
Выделенная А.В. Запорожцем система складывается в процессе развития ребенка поэтапно, при этом каждый нижележащий уровень не исчезает после того как появляется высший, он продолжает функционировать, выполняя роль «помощника».
Такое понимание личности помогает педагогу, организующему процессы воспитания, обучения и развития понимать сущность психических процессов ребенка дошкольного возраста и осознавать, что процесс развития личности является связанным с ними самым тесным образом.
Определение 2
Личность ребенка дошкольного возраста – это новое качественное понятие, основанное на особенностях синтеза регулятивных и познавательных психических процессов, представляющих собой совокупность значимых для каждого человека аспектов действительности.
Выдвинутые А.В. Запорожцем положения в настоящее время используются в практике дошкольного образования. На них опирается идея амплификации, которая подразумевает обогащение и постоянную подпитку процесса развития психики ребенка дошкольника, посредством создания специальной организованной системы воспитания и обучения.
Данная «подпитка» должна быть организована на основании учета возрастных и индивидуальных возможностей и потребностей ребенка дошкольного возраста, имеющихся у него знаний и умений. Важным условием является профессионализм педагога, который используя всю имеющуюся у него о ребенке информацию, организует действительно эффективный воспитательно-развивающий процесс, гарантирующий развитие ребенка.
В своих трудах А.В. Запорожец выделяла такие важные качества личности как ценностные, нравственные, эстетические и эмоциональные. Именно их в первую очередь необходимо формировать и развивать у ребенка дошкольного возраста, так как они могут гарантировать психологическое здоровье ребенку. Такое понимание личности ребенка дошкольного возраста полностью отвергало понимание и принятие ребенка как существо эгоистичное и асоциальное, которое следует развивать и «переделывать» в социальный субъект.
Источник
Ýòàïû æèçíåííîãî ïóòè À.Â. Çàïîðîæöà. Îñîáåííîñòè è ðàçâèòèå ïðîöåññà âîñïðèÿòèÿ. Âëèÿíèå ïñèõè÷åñêèõ ïðîöåññîâ íà ðàçâèòèå, îáó÷åíèå è âîñïèòàíèå ëè÷íîñòè. Ïðîèñõîæäåíèå è ïðèðîäà ýìîöèé. Îáùèå çàêîíîìåðíîñòè ôîðìèðîâàíèÿ ïñèõè÷åñêèõ ïðîöåññîâ.
Ðóáðèêà | Ïåäàãîãèêà |
Âèä | êóðñîâàÿ ðàáîòà |
ßçûê | ðóññêèé |
Äàòà äîáàâëåíèÿ | 28.05.2014 |
Ðàçìåð ôàéëà | 44,0 K |
Îòïðàâèòü ñâîþ õîðîøóþ ðàáîòó â áàçó çíàíèé ïðîñòî. Èñïîëüçóéòå ôîðìó, ðàñïîëîæåííóþ íèæå
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Âçãëÿäû À.Â. Çàïîðîæöà â âîïðîñàõ ïðîáëåìû îáó÷åíèÿ è âîñïèòàíèÿ
Ïîäîáíûå äîêóìåíòû
Ïîíÿòèå, ñóùíîñòü è öåëü ñîâðåìåííîãî îáðàçîâàíèÿ. Ñòðóêòóðà è ñîäåðæàíèå îáðàçîâàíèÿ. Îáó÷åíèå êàê öåëåíàïðàâëåííûé ïðîöåññ ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè. Ðîëü îáó÷åíèÿ è âîñïèòàíèÿ â ðàçâèòèè ëè÷íîñòè. Ïåäàãîãè÷åñêèå çàêîíîìåðíîñòè ôîðìèðîâàíèÿ ëè÷íîñòè.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [50,8 K], äîáàâëåí 23.02.2012
Îñîáåííîñòè ðàçâèòèÿ ïîçíàâàòåëüíûõ ïñèõè÷åñêèõ ïðîöåññîâ ó äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà ñ îáùèì íåäîðàçâèòèåì ðå÷è (ÎÍÐ). Èçó÷åíèå ïîçíàâàòåëüíûõ ïñèõè÷åñêèõ ïðîöåññîâ ó äîøêîëüíèêîâ ñ ÎÍÐ 1 óðîâíÿ, çàäà÷è, ñîäåðæàíèå è ìåòîäèêà çàíÿòèé ïî èõ ðàçâèòèþ.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [40,9 K], äîáàâëåí 10.05.2011
Çíà÷åíèå è ðàçâèòèå ïñèõè÷åñêèõ ïîçíàâàòåëüíûõ ïðîöåññîâ â ïîäðîñòêîâîì âîçðàñòå. Ó÷åò âîçðàñòíûõ îñîáåííîñòåé ïîäðîñòêà â îáó÷åíèè. Èçó÷åíèå ñàìîîöåíêè ëè÷íîñòè. Îïèñàíèå îïûòíî-ýêñïåðèìåíòàëüíîé ðàáîòû ïî ó÷åòó âîçðàñòíûõ îñîáåííîñòåé ïîäðîñòêîâ.
äèïëîìíàÿ ðàáîòà [169,6 K], äîáàâëåí 03.07.2015
Âëèÿíèå ïñèõè÷åñêèõ ïðîöåññîâ íà ðàçâèòèå ïîçíàâàòåëüíîé àêòèâíîñòè ó äåòåé ñòàðøåãî äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. Îñîáåííîñòü çäîðîâîé ïñèõèêè ðåá¸íêà. Ýôôåêòèâíîñòü èñïîëüçîâàíèÿ äèäàêòè÷åñêèõ èãð è èãðîâûõ ñèòóàöèé. Ïóòè âîñïèòàíèÿ èíòåðåñà ó äîøêîëüíèêîâ.
äèïëîìíàÿ ðàáîòà [109,2 K], äîáàâëåí 24.05.2015
Ïîíÿòèå è ïðîáëåìà ðàçâèòèÿ ïîçíàâàòåëüíîé àêòèâíîñòè ó÷àùèõñÿ. Âëèÿíèå íåêîòîðûõ ïñèõè÷åñêèõ ïðîöåññîâ íà ðàçâèòèå ïîçíàâàòåëüíîé àêòèâíîñòè ó÷àùèõñÿ 56 êëàññîâ. Îñîáåííîñòè îðãàíèçàöèè îáó÷åíèÿ èíôîðìàòèêå. Èñïîëüçîâàíèå ãðàôè÷åñêîãî ðåäàêòîðà GIMP.
äèïëîìíàÿ ðàáîòà [9,6 M], äîáàâëåí 23.04.2011
Ñóùíîñòü ïîíÿòèÿ “ñàìîñòîÿòåëüíîñòü”. Âëèÿíèå ïñèõè÷åñêèõ ïðîöåññîâ íà ðàçâèòèå ñàìîñòîÿòåëüíîñòè ó÷àùèõñÿ. Îïòèìèçàöèÿ ñàìîñòîÿòåëüíîñòè øêîëüíèêîâ. Óðîâíè ðàçâèòèÿ ïîçíàâàòåëüíîé àêòèâíîñòè. Îñíîâíûå ïóòè ôîðìèðîâàíèÿ ñàìîñòîÿòåëüíîñòè ó äåòåé.
äèïëîìíàÿ ðàáîòà [101,7 K], äîáàâëåí 03.02.2011
Ïåäàãîãè÷åñêîå èññëåäîâàíèå îñíîâîïîëàãàþùèõ ïðèíöèïîâ îáó÷åíèÿ è âîñïèòàíèÿ, êàê íàëàæåííûõ îòðåãóëèðîâàííûõ, öåëåíàïðàâëåííûõ ïðîöåññîâ âçàèìîäåéñòâèÿ ó÷åíèêîâ è ó÷èòåëåé. Àíàëèç ìíîãîîáðàçèÿ è íåîáõîäèìîñòü ó÷åòà ôàêòîðîâ âîñïèòàòåëüíîãî ïðîöåññà.
ðåôåðàò [15,4 K], äîáàâëåí 30.11.2010
Ïîíÿòèå òâîð÷åñòâà. Èññëåäîâàíèå ïðîöåññîâ, êîòîðûå îòâå÷àþò çà âîñïèòàíèå òâîð÷åñêîé ëè÷íîñòè. Ïðîáëåìû ñîñòîÿíèÿ òðàäèöèîííîãî îáó÷åíèÿ. Îñíîâíûå ïàðàìåòðû êðåàòèâíîñòè ïî Ãèëôîðäó. Ìåòîäèêè îáó÷åíèÿ, ïðåäîñòàâëÿþùèå ó÷àùèìñÿ íåêîòîðîå ïðàâî âûáîðà.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [48,0 K], äîáàâëåí 28.05.2010
Çàêîíû è çàêîíîìåðíîñòè ïðîöåññà îáó÷åíèÿ: ïîíÿòèÿ, ñõîäñòâî è îòëè÷èÿ. Ñîäåðæàíèå îñíîâíûõ çàêîíîâ îáó÷åíèÿ: ñîöèàëüíîé îáóñëîâëåííîñòè öåëåé, âçàèìîîáóñëîâëåííîñòè îáó÷åíèÿ, âîñïèòàíèÿ è äåÿòåëüíîñòè ó÷àùèõñÿ. Ñèñòåìà ïðèíöèïîâ ñîâðåìåííîé äèäàêòèêè.
ïðåçåíòàöèÿ [1,6 M], äîáàâëåí 08.08.2015
Îñîáåííîñòè âûñøåé íåðâíîé äåÿòåëüíîñòè è ïñèõè÷åñêèõ ïðîöåññîâ ó äåòåé øêîëüíîãî âîçðàñòà ñ èíòåëëåêòóàëüíîé íåäîñòàòî÷íîñòüþ. Ñòðóêòóðà è ñîäåðæàíèå òðóäîâîãî îáó÷åíèÿ äåòåé â øêîëàõ VIII âèäà. Îðãàíèçàöèÿ ðàáîòû ñ ñåìüÿìè ó÷àùèõñÿ ìëàäøèõ êëàññîâ.
äèïëîìíàÿ ðàáîòà [142,6 K], äîáàâëåí 13.12.2011
- ãëàâíàÿ
- ðóáðèêè
- ïî àëôàâèòó
- âåðíóòüñÿ â íà÷àëî ñòðàíèöû
- âåðíóòüñÿ ê íà÷àëó òåêñòà
- âåðíóòüñÿ ê ïîäîáíûì ðàáîòàì
Источник
А.В. Брындикова
Факультет Психологии
Группа 5М
ТЕОРИЯ АМПЛИФИКАЦИИ А.В. ЗАПОРОЖЦА
Александр Владимирович Запорожец, талантливейший ученик Л.С. Выготского, является уникальной фигурой. Он сумел понять и выразить то, что было не под силу его современникам. Одна из фундаментальных идей, сформулированных в его работах, — существование у ребенка внутренних стимулов к развитию (самодетерминация).
Для Запорожца тезис о движущих силах саморазвития ребенка был основополагающим и тесно связанным с двумя другими положениями его теории — с тезисом о самоценности детства и с идеей обогащения детского развития (амплификации).
В докладе «Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения» на Всероссийской научной конференции по дошкольному воспитанию А В. Запорожец указывал, что «первые шаги, которые делает ребенок на пути понимания художественного произведения, могут оказать существенное влияние на формирование его личности, на его нравственное развитие» (1; 76). Он утверждал, что «художественная литература приводит ребенка к осознанию нравственного смысла человеческих поступков, помогает принять более высокие общественные мотивы героев художественных произведений» (1; 76).
Вместе с тем изучение развития эстетического восприятия у ребенка выступало для А.В. Запорожца как путь к пониманию проблем эстетического восприятия взрослого человека. Он считал, что сложные процессы эстетического восприятия, принимающие у взрослого свернутый, сокращенный, внутренний характер, необходимо изучать в процессе их возникновения и развития на ранних этапах онтогенеза. В своем стремлении «идти в ногу со временем» и «не отставать от жизни» взрослые (педагоги и родители) нередко начинают форсировать темпы детского развития. Под видом модернизации образования маленьких детей в детском саду вводятся самые сложные учебные предметы: риторика, естествознание, физика, политэкономия, компьютеризация и пр. Естественно, все эти учебные дисциплины подаются в максимально упрощенной, доступной для ребенка форме. Такое искусственное ускорение детского развития, или акселерация, провоцируется и поощряется взрослыми, поскольку технически упрощает интеграцию детей во взрослое сообщество. Однако эта интеграция носит односторонний, механический характер и является форсированной адаптацией ребенка к внешним формам взрослой жизни. Как писал основоположник отечественной дошкольной психологии А. В. Запорожец, «под видом модернизации образования детское развитие подвергается симплификации», т. е. чрезмерному упрощению и обеднению. Развитие ребенка отождествляется с накоплением знаний, навыков и умений. За этим пониманием лежит достаточно традиционное и трудноискоренимое представление о ребенке как о маленьком взрослом, только недоученном, ничего не знающем и не умеющем. В последнее время данное представление подкрепляется лозунгами о демократизации воспитания и равных правах ребенка. Юридическое равноправие детей как бы распространяется на их фактическое и психологическое равенство, согласно которому дети воспринимают и понимают мир так же, как взрослые. Исходя из этого представления, задача воспитания и развития видится в том, чтобы как можно раньше и больше приучать ребенка к взрослым формам жизни. С этой точки зрения, игра — это пустая потеря времени, детское творчество — наивный уход от жизни, слушание сказок и сочинение небылиц — досужее и бесполезное занятие, которому противостоят полезное, перспективное обучение и освоение нового. Такая тактика в подходе к образованию детей не просто ограниченна — она опасна и губительна! Под видимым демократизмом и соответствием духу времени она несет отрыв ребенка от подлинных источников его развития. Упрощенное представление о детском развитии и его ускорение (т. е. симплификация и акселерация) неизбежно ведет к обеднению, суживанию возможностей ребенка, в результате чего наблюдается снижение уровня общего развития и его существенное отставание от принятых возрастных норм (несмотря на ускоренное овладение некоторыми знаниями и навыками).
Осознавая это, в конце 70-х — начале 80-х годов А.В.Запорожец стал настаивать на изучении психического развития как процесса саморазвития, спонтанного саморазвертывания внутренних противоречий деятельности ребенка с позиций культурно-исторического подхода. Именно через понимание саморазвития как всеобщей формы детского развития идея самоценности детства получила в работах А.В.Запорожца и его школы содержательное наполнение.
Ключ к личности ребенка, «активно воссоздающей» содержание социокультурного опыта, А.В.Запорожец искал в его эмоциональной сфере, точнее – в творческой способности к эмоциональному предвосхищению событий действительности, эмоциональному воображению, которое лежит в основе смысловых ориентировок ребенка в этом содержании. Иначе, это – путь от поискового ориентировочно-смыслового – эмоционально насыщенного и экспрессивного – действия ребенка к построению смыслообраза (Я.Э.Голосовкер) действительности и только через это – к освоению культурного образца. Строго говоря, человеческая психика является не образом, а именно смыслообразом мира, создаваемым силой воображения субъекта. Это согласуется с идеями учителя А.В.Запорожца Л.С.Выготского о смысловом строении сознания, его представлениями о природе «смыслового поля» в отличие от «видимого».
Осмысленное предчувствие – вот что, по А.В.Запорожцу, открывает ребенку в качестве личности ворота в человеческий мир. Вводит его в этот мир творческое эмоциональное содействие и сопереживание другому человеку, а не «интериоризация» безличных образцов деятельности. Освоенный образец (эталон) – лишь результат этого творческого процесса, а его освоение не может быть сведено к рутинному акту.
Культурные образцы, которые усваивает ребенок, по мнению А.В. Запорожца, являются не источником, а результатом развития. Начало же психического развития ребенка лежит в овладении смыслом собственных действий. Осмысленное действие невозможно в абстрактном пространстве, в некотором человеческом вакууме. Оно возникает только в процессе живого сопереживания ребенка другому человеку.
Рассматривая механизм восприятия и понимания, А.В. Запорожец утверждал, что «слушание сказки, наряду с творческими играми, выполняет важнейшую роль в формировании вида внутренней психической активности — умения мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, без чего невозможна никакая творческая деятельность» (2; 36).
Общим местом в психолого-педагогических трудах стала ссылка на «специфику и самоценность», например, дошкольного детства. Для многих оно — пора «закладки всего и вся», где вершится судьба будущего развития. Исследователи при этом справедливо стремятся вычленить те конкретные психологические завоевания дошкольного возраста (воображение, образное мышление, категориальное восприятие, разумные эмоции, произвольность и др.), которые имеют непреходящее значение для последнего. С этим обычно и связывается своеобразие дошкольного детства. Но обратим внимание: упор фактически делается на то, что духовные завоевания дошкольника обслуживают прежде всего цели дальнейшего развития. Получается, что новообразования этого периода только для того и возникают, чтобы обеспечить затем социально и психологически безболезненный переход ребенка на последующую ступеньку лестницы взросления-развития, а в пределе — его включение в общественно полезную деятельность взрослых людей. Поэтому некоторые психологи и педагоги предпочитают говорить о развитии у дошкольника именно предпосылок тех или иных человеческих способностей (а не самих этих способностей).
Шестнадцатилетним юношей А.В. Запорожец начинал свою деятельность в театре, который учил не формальному, внешнему воспроизведению поступка, а раскрытию его внутренней мотивации, личностного смысла. Нужно было глубоко проникать в смысл действий и событий, научиться осмысливать и вчувствоваться во внутренний мир изображаемого героя, вжиться в ту систему отношений и обстоятельств, в которых этому герою предстоит действовать, познать общественную значимость его переживаний и поступков. Этот опыт и привел А.В. Запорожца к объяснению механизма процесса понимания словесного творчества.
К этому времени была сформулирована теория К.С. Станиславского о психотехнике актера, о необходимости создания у него воображаемого действия в воображаемых обстоятельствах для вхождения в роль. Эти положения о воображаемом действии А.В. Запорожец творчески применил к пониманию ребенком драматического произведения. В театре для детей он сделал немало значительных наблюдений. Ребенок не пассивный объект воздействия — он активно вмешивается в ход событий, буквально внешне и внутренне содействует одним действующим лицам и противодействует другим.
«Как-то мы организовали группу по драматическим играм при детском театре,— вспоминает А.В. Запорожец,— часть детей были участниками игры, другая — зрителями. К концу представления граница между сценой и зрительным залом стерлась. Большинство зрителей перекочевало на сцену и приняло деятельное участие в представлении» (1; 37).
Перекрещение, стык идей К.С. Станиславского и принципа деятельности, определившие подход А.В. Запорожца к изучению эстетического восприятия, получили яркое отражение при изучении восприятия сказки, наиболее близкой по своей композиции к театральному представлению. Ребенок не хочет и не умеет занять позицию стороннего наблюдателя по отношению к описываемым в сказке событиям. «Он пытается вмешиваться в события, принять сторону того или иного действующего лица, стремится к реализации целей положительного персонажа не только мысленно, но и действенно» (1; 37). Малыш прерывает ход повествования, вмешивается в события, задает вопросы, пытается помочь героям. Причину этого А.В. Запорожец видит в том, что, «как показал анализ, сказка имеет ряд особенностей композиции и сюжета: своеобразие экспозиции, завязки, драматическое изложение событий, характеристики героев и действенность финала, так же как и взаимодействие между этими моментами, и создают благоприятные условия для выявления специфической активности ребенка» (3; 190). В этой активности А.В. Запорожец и видит условие понимания, условие художественного воздействия литературы на ребенка. Это — специфическая активность ребенка, очень близкая по своему характеру к ранее возникающим у него формам практической и игровой деятельности. Новую форму активности, которая представляет собой как бы первую ступень в развитии эстетического восприятия, он назвал содействием, по аналогии с известным термином «сопереживание». Осуществляя эту своеобразную деятельность, ребенок мысленно становится на позицию героя, прослеживает ход его действий, сочувствует его успехам и неудачам, вместе с героем он стремится достигнуть определенных целей (3; 190). На этом фундаменте развиваются этические нормы и оценки.
Мысли или чувства, которые стремится вызвать автор либо рассказчик в сознании слушателя, могут возникнуть у последнего в результате его творческой активности, его содействия, для чего сказка создает необходимые условия и направление.
Эта активность должна иметь некоторую отправную позицию, которая направляет читателя на достижение определенной цели. Именно созданию установки и цели служит экспозиция и завязка, предваряющие изложение дальнейшего действия в сказке. Если экспозиция создает у ребенка определенную исходную установку, а завязка помогает ему уловить соответствующую цель героя и ребенок стремится вместе с ним преодолеть стоящие на пути препятствия, то характер изображения последующих действий дает ему способы познания отраженной в сказке действительности.
Имеются различные способы изображения действий: описание действия, прямой, косвенный и различные способы включения этого действия в общую систему сюжета.
Отношение ребенка, слушающего сказку, к ее развязке обнаруживает наиболее глубокие стороны его деятельности, мотивы его активности.
Через сказку ребенок рано учится формулировать общественный смысл того или другого поступка, усваивает общественную практику морального поведения (помощник-мышка говорит девочке: «ты не грубила, хорошо поступала, вежливо ответила — за это получишь помощь, вознаграждение»). «Предметом» народной волшебной сказки (как и других литературных произведений) является изображение «судьбы» героев и демонстрация преимущества высоких нравственных мотивов.
А.В. Запорожец, оспаривая теории о якобы присущем ребенку эгоцентризме, показал, что именно «в дошкольном возрасте у детей ярко выражен интерес к деятельности окружающих: стремление принять участие в тех действиях, которые кажутся им хорошими, правильными, содействовать им если не реально, то хотя бы мысленно в воображаемом плане» (2; 36).
Он подчеркивал: «Огромное влияние, которое при правильной организации художественного воспитания может оказать эстетическое восприятие на духовное развитие ребенка, заключается в том, что оно приводит не только к приобретению отдельных знаний и умений, не только к формированию отдельных психических процессов, но и к изменению отношения ребенка к действительности, оказывает влияние на возникновение у него новых, более высоких мотивов деятельности» (2; 40).
Новые мотивы деятельности, формирующиеся в общем ходе развития ребенка, в результате его воспитания, впервые делают возможным настоящее понимание художественного произведения. В свою очередь, восприятие художественного произведения оказывает влияние на дальнейшее развитие этих мотивов (2; 39).
Под влиянием художественного произведения ребенок начинает по-новому относиться к явлениям действительности. Положения, излагаемые в сухой, рассудочной форме, не доходят до ребенка, но, будучи облеченными в художественную форму, глубоко трогают его и оставляют значительный след.
Исследования А.В. Запорожца и его сотрудников показали, как развитие понимания художественных произведений приводит в конечном счете к формированию у ребенка нового, собственно эстетического отношения к ним. Такого читателя воспитывает мысленное «содействие» героям. А.В. Запорожец показал условия возникновения, характер и особенности той деятельности ребенка, которая делает его талантливым читателем, формирует высокие нравственные мотивы его поведения.
Исследования А.В. Запорожца в области психологии художественного восприятия определили новый подход к изучению сложного воздействия произведений искусства (литературы, театра) на детей, а также и на взрослых. А.В. Запорожец поставил восприятие в зависимость не только от содержания, но и от построения (композиции) произведения. Изучая и прослеживая этапы развития ребенка, его практическую и игровую деятельность, Запорожец пришел к выводу, что оба вида деятельности подготавливают ребенка к мысленному действию в воображаемых обстоятельствах. Эта особая деятельность, названная А.В. Запорожцем содействием, по аналогии с сопереживанием, создает у ребенка определенное отношение к героям и моральные оценки, имеющие несравненно большую «принудительную силу», чем оценки просто сообщаемые и усваиваемые.
Литература:
- Запорожец А. В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения: Тезисы докладов. — М., 1948. С. 73—76.
- Запорожец А. В. Психология восприятия сказки ребенком-дошкольником. — Дошкольное воспитание. 1948. № 9. С. 34—41.
- Запорожец А. В. Особенности и развитие процессов восприятия (на украинском языке). Ученые записки Харьковского пединститута, вып. V. Харьков, 1940.
Источник