Взаимосвязь воспитания и развития личности ребенка

Взаимосвязь воспитания и развития личности ребенка thumbnail

Определение понятий развитие и воспитание

Для понимания взаимосвязи между развитием и воспитанием ребенка, а также влиянием воспитательной деятельности на развитие индивида необходимо четко дать определение этим двум основным педагогическим категориям.

Развитие – это не только процесс изменения личности под влиянием различных факторов, таких как среда, наследственность, воспитание и обучение, но это понятие так же включает в себя и результат таких изменений.

Из определения понятия развития становится очевидно, что воспитание является одним из важнейших факторов влияющих на развитие.

Определение

Воспитание – это процесс передачи воспитуемым общественно-исторического опыта, а также целенаправленное формирование системы понятий, ценностей, принципов, путем воздействия на поведение и сознание человека.

Воспитание является исключительно человеческой функцией. Особенностью этой деятельности является не просто передача опыта от воспитателя к воспитуемому, а формирование качеств, которые помогут в приобретении новых знаний и умений.

Теории взаимосвязи между развитием и воспитанием

Проблема взаимосвязи между двумя педагогическими категориями развитием и воспитанием начала волновать ученых достаточно давно. Глубоким изучением данной проблемы занимались швейцарский психолог Жан Пиаже и советский психолог Лев Семенович Выготский. Следует отметить, что их теории имели значительные расхождения.

Ж.Пиаже придерживался мнения, что воспитание идет вслед за развитием. Именно уровень развития определяет и является основным при определении методики воспитания. Воспитание не дает новых качеств человеку, оно лишь определяет степень проявления существующих (Рис.1).

Рисунок 1

Рис. 1

Согласно теории Л.С.Выготского правильное воспитание ведет к развитию ребенка. Он считал необходимым в процессе воспитания учитывать начальную степень развития, но при этом результатом должен являться переход на более высокий и качественно новый уровень развития. Задача воспитания состоит в преодолении начального уровня развития, а не культивировании его.

Рисунок 2

Рис. 2

Важным фактором, влияющим на развитие человека, является обучение. Оно должно идти в паре с воспитанием для поэтапного и успешного развития личности. Но при этом необходимо различать эти две категории. Их отличие состоит в том, что обучение – это процесс усвоения знаний и способов деятельности, в то время как воспитание направлено на интериоризацию социальных ценностей и формирование личностного отношения к ним.

Эффективность и степень воздействия воспитания на развитие личности

Для того чтобы воспитание было эффективным и достигало своей основной цели, необходимо выполнение нескольких условий:

  • целенаправленность;
  • последовательность;
  • квалифицированное руководство процессом.

Оценить роль воспитания в развитии достаточно сложно. Справедливым в данном случае будет высказывание Д.Дидро по этому поводу:

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Цитата

«Воспитанием можно достигнуть многого, однако воспитание развивает то, что дала ребенку природа».

Уровень воспитательного воздействия, а, следовательно, и его эффективность на прямую зависят от правильного определения уровня актуального развития, т.е. того, что ребенок уже умеет и зоны ближайшего развития. Зона ближайшего развития определяется возможностями ребенка, которыми он обладает в настоящий момент времени, но реализация их возможна только с помощью взрослых.

Воспитание является средством достижения своей основной цели – развития личности.

Задачи воспитания

Достижение заданного уровня развития личности возможно вследствие решения основных задач в результате реализации воспитательного процесса:

  • естественно-культурные;
  • социально-культурные;
  • социально-психологические.

Решение естественно-культурных задач воспитания подразумевает достижение физического и сексуального развития соответствующего определенному возрастному этапу.

Социально-культурные задачи различаются своей спецификой для разных исторических социальных групп. Результатом решения таких задач должно стать наделение личности морально-нравственными, ценностными характеристиками, принятыми в окружающем социуме.

Решение социально-психологических задач позволяет развивать личности такие качества как самосознание, самоопределение, самоутверждение. Специфика таких задач и способов их решения определяется возрастными этапами.

Следует отметить, что нерешенные задачи воспитания могут значительно затормозить процесс развития, сделать его неполноценным. Очень важно в воспитательном процессе четко прорабатывать задачи и следовать алгоритму их решения, придерживаясь принципа последовательности.

Источник

Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимосвязь воспитания, обучения и развития личности

Психическое развитие и воспитание взаимосвязаны: развитие духовной культуры личности происходит под действием факторов воспитания, и, в свою очередь, воспитание будет эффективным только в соответствии с возможностями личности.

В процессе развития закономерно изменяются качества и характеристики личности, в соответствии с которыми необходимо систематически обновлять содержание, методы, средства и формы воспитания. Изменения, совершенствование внутреннего мира личности может длиться всю жизнь; это непрерывный процесс, в котором можно выделить определённые стадии и закономерности. Теория психического развития личности получила название онтогенеза. В теории онтогенеза установлено, что факторами психического развития являются предметная деятельность и общение; в совместной деятельности со взрослым (воспитателем), в сотрудничестве учащийся осваивает знаковые и символические структуры; в результате формируются его сознание и личность. Индивид становиться личностью, когда у него образуется относительно устойчивая система высших психических функций, связанных с использованием в жизни общепринятых норм и духовных ценностей.

В тоже время психика человека – продукт культурно-исторического развития всего человечества. Развитие психики как явления в эволюции органического мира является предметом филогенеза. В филогенезе различают следующие стадии (по А.Н.Леонтьеву); сенсорная психика, перцептивная психика, интеллект, сознание. Эти же стадии наблюдаются в общем и сокращенном виде и в онтогенетическом развитии ребенка. [10].

Читайте также:  Как написать выписку из истории развития ребенка образец

Непрерывное психическое развитие ребенка можно делить на стадии по различным основаниям. В педагогических концепциях изложено различное количество стадий. Удобным для практического пользования является выделение следующих стадий: ранее, дошкольное детство, младший, средний и старший школьный возраст, юность. Этим стадиям соответствуют свои образовательные учреждения: детский сад, школа, университет и др. они выделены по критерию биологического (по паспорту) возраста. Однако уровень развития ребенка определяется, как известно, не паспортным, а умственным возрастом. Так, развитие ребенка младшего школьного возраста может соответствовать дошкольному уровню (в случае отставания), либо уровню подростка (в случае акселерации – опережающего развития). Воспитание эффективно тогда, когда оно соответствует уровню умственного развития.

Этому требованию соответствует классификация, в основе которой лежит критерий вида наиболее интенсивно развивающейся психической функции. Соответственно выделяются три стадии развития личности.

1. От рождению до 2-3 лет – стадия развития природных психических функций. 2. От 2-3 лет до 12-14 лет – стадия развития простейших культурных психических функций. 3. От 12-14 лет до старости – стадия развития высших культурных психических функций. Основоположником данной классификации является Л. С. Выготский – автор культурно-исторической теории развития психики.

Между стадиями нет четких временных границ. Одна стадия плавно переходит в другую. Каждая более сложная функция появляется не сразу, а имеет некоторый подготовительный период развития в предшествующей стадии и свою базу – одну или несколько более элементарных функций. Высшие функции «наслаиваются» на предыдущие. При этом более простые функции, вплоть до инстинктов, продолжают действовать и управлять поведением человека. Психика воспитанного человека имеет слоистое строение. Продуктом воспитания на каждой стадии является очередной слой новых психических функций.

Первая стадия (0-2 года) начинается со дня рождения ребенка. Интенсивно развиваются: сенсорные функции (зрение, слух и др.), моторика (координация движений рук, ног, головы, туловища), эмоции (улыбка, удовольствие, удивление, ожидание, радость, любопытство, переживания, интерес, желания и т.д.), воля, сенсорный интеллект. Мышление малыша выражается в практическом анализе и синтезе связей между предмтами, непосредственно воспринимаемыми в обозреваемой ситуации. Появляются простейшие способы общения звуками и жестами. Ребёнок осваивает первые слова-предложения, но речь еще не связана с мышлением, нет знаковой деятельности. Основные факторы развития – мать и другие взрослые, общение с ними, игрушки и другие предметы, включенные в деятельность младенца. При отсутствии этих факторов психическое развитие прекращается и ребёнок на всю жизнь остается умственно отсталым. При систематическом действии этих факторов ребёнок постепенно переходит на следующую стадию развития.

На второй стадии (2-13 лет) на базе природных психических функций появляются и развиваются простейшие, основные культурные психические функции: речь, прямая походка, умение читать, считать, писать, пользоваться различными культурными средствами (столовыми приборами, орудиями ручного труда и др.), обогащаются эмоции (уверенность, надежда, стыд, застенчивость, агрессия, враждебность и др.), воля; на основе сенсомоторного интеллекта образуются конкретные операции и дооператорный интеллект; мышление становится речевым, а речь – осмысленной. На этой стадии ведущими являются эмоции, а интеллект их обслуживает, поэтому учащийся вначале руководствуется чувствами, а потом разумом. Чтобы учебно-воспитательный процесс был эффективным, учитель должен нравиться детям. При неблагоприятных условиях жизни учащийся может остаться на этой стадии на всю жизнь. Благоприятные условия развития – хорошая культурная среда, заботливые воспитатели, организация коллективной, совместной самостоятельной деятельности, разнообразие средств, интеллектуальное общение и др. – обуславливают переход учащихся на следующую стадию развития.

На третьей стадии (12-20 лет) учащиеся приступают к изучению научных понятий, теорий, абстрактно-символьных моделей действительности. Наиболее интенсивно развивается интеллект, формально-логическое мышление, которое становится ведущим, опережая развитие эмоций. Психические функции приобретают знаковое, вербальное выражение; основными стимулами и орудиями становятся знаки, реакции обусловлены логикой отношений между знаками; жизнь среди знаков и значений регулируется высшими психическими функциями. Появляются сознание, сознательная воля, другие произвольные процессы (память, восприятия и т.д.), высшие эмоции (совесть, долг, патриотизм, чувство свободы, чувство юмора, альтруизм и др.). воспитание постепенно уступает свое место самовоспитанию. Появляются такие новообразования, как антиципация (умение предвидеть развитие событий, возможные результаты и последствия деятельности как своей, так и других людей) и рефлексия – новое качество личности, система, в составе которой интроспекция (самонаблюдение), самокритика и желание стать лучше, избавиться от недостатков предшествующего воспитания. Эти высшие психические функции сосуществуют с природными и простейшими культурными функциями, на базе которых они и появляются.

Рассмотренные стадии психического развития существуют объективно и жестко следуют друг за другом. В зависимости от наследственности, биологических и культурных условий, характеристик учебно-воспитательного процесса, – стадии развития могут быть более или менее длительными, а переход учащихся с одной стадии на другую – более или менее успешным. Существенную роль здесь играют отношения между средой и воспитанием среда обитания (жизни) ребенка, рассматриваемая в плане её влияния на психическое развитие, есть система культурных (в частности духовных) ценностей, выполняющих роль условий становления внутреннего мира личности. [16].

Читайте также:  Программа развития для ребенка инвалида в доу

Условия воспитания для ребёнка составляют часть среды обитания. Чтобы жить в культурных условиях, ему необходимо освоить культурные ценности. Ребёнок осваивает культуру тремя путями.

Во-первых, путем подражания в референтной группе, которой может быть не только семья, но и школа, кружок и т.п. в ней личность воспринимает как свои личные, как эталон для подражания цели, культурные ценности, законы и нормы поведения, принятые в данной группе. Это «стихийное воспитание» – освоение культуры народа под влиянием других людей без принуждения, без педагогической цели. Оно бывает, в частности, в некоторых семьях, если в них царит взаимная любовь и уважение, а родители пользуются авторитетом. В таких благополучных семьях родители говорят, что они не воспитывают детей, – дети сами, по собственному желанию впитывают новые духовные ценности под влиянием среды и обстоятельств жизни.

Во-вторых, культура народа может осваиваться по плану, в соответствии с целями и содержанием, определенным взрослым – воспитателем, а сам процесс в этом случае называется воспитанием. Воспитатель (не обязательно взрослый) – личность, владеющая некоторой системой духовных ценностей; воспитанник (не обязательно ребёнок) – индивид, которому предстоит освоить фрагмент культуры. Развивающее воспитание – целенаправленный процесс порождения во внутреннем мире воспитанника новых духовных ценностей под руководством воспитателя. Воспитание осуществляется при соответствующем информационном обеспечении и организации познавательной деятельности воспитанника.

В-третьих, ученик может осваивать культуру по собственной инициативе, в плане самовоспитания и саморазвития. Самовоспитание обусловлено тем, что воспитатели предлагают к освоению культурные ценности, утвердившиеся в обществе несколько десятков лет назад. Они кажутся воспитанникам несколько устаревшими, немодными. Появляется желание изучить новейшие модели поведения, познать современную культуру. [12].

Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 3021; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник

Психическое развитие (понимаемое как становление внутреннего духовного мира личности) и воспитание (определяемое как целенаправленное освоение воспитанником духовной культуры народа под руководством воспитателя) взаимосвязаны : развитие духовной культуры личности происходит под действием факторов воспитания, и, в свою очередь, воспитание будет эффективным только в соответствии с возможностями личности.

Влияние наследственности и среды корректируется воспитанием. Воспитание является главной силой, способной дать обществу полноценную личность. Эффективность воспитательного воздействия заключается в целенаправленности, систематичности и квалифицированном руководстве. В отличие от воспитания , которое основывается на сознании человека и требует его участия , наследственность и среда действуют бессознательно и подсознательно . Этим определяются роль, место, возможности воспитания в формировании человека.

Воспитание подчиняет развитие человека намеченной цели . Целенаправленное и систематическое влияние воспитателей приводит к образованию новых заранее запроектированных условно-рефлекторных связей, которые никакими иными путями созданы быть не могут. Одна из важнейших задач правильно организованного воспитания – выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями.

Специальные исследования показали, что воспитание может обеспечить развитие определенных качеств, только опираясь на заложенные природой задатки .

Воздействуя на развитие человека, воспитание само зависит от развития, оно постоянно опирается на достигнутый уровень развития. В этом и состоит сложная диалектика взаимоотношений развития и воспитания как цели и средства. Эффективность воспитания определяется уровнем подготовленности человека к восприятию воспитательного воздействия, обусловленного влиянием наследственности и среды . Люди поддаются воспитанию неодинаково – от полного неприятия воспитательных требований до абсолютного подчинения воле воспитателя. Существующая «сопротивляемость воспитанию» как противодействие внешней среде, исходящей от воспитателя, определяет конечный результат. Исходя из этого определяющую роль играют конкретные ситуации и взаимоотношения людей в воспитательном процессе .

Сила воспитательного воздействия зависит от ряда условий и обстоятельств.

Л.С. Выготский обосновал закономерность, согласно которой цели и методы воспитания должны соответствовать не только уровню развития, уже достигнутому ребенком, но и «зоне его ближайшего развития». Он выделил два уровня умственного развития:

– «уровень актуального развития» – ребенок выполняет задания самостоятельно;

– «зона ближайшего развития» – ребенок разрешает проблему с помощью взрослых.

Воспитание признается хорошим, в случае если оно идет впереди развития.

Задача воспитания состоит в том, чтобы создать «зону ближайшего развития», которая в дальнейшем перешла бы в «зону актуального развития».

Формирует личность воспитание, ведущее за собой развитие, ориентирующееся на процессы, которые еще не созрели, но находятся в стадии становления.

Влияние среды на развитие личности

Человек становится личностью только в процессе социализации, т. е. общения, взаимодействия с другими людьми . Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может.

Читайте также:  Группа раннего развития ребенка я сам

Социализация личности есть объективное явление, она многоаспектна, и поэтому изучается во многих науках. В педагогике как науке об образовании учитываются и используются все аспекты социализации для познания и оптимальной организации передачи социального опыта и духовных ценностей от поколения к поколению.

В процессе социального развития во внутреннем мире личности появляются новообразования – высшие психические функции, в составе которых знания об общественных явлениях, отношениях и нормах, стереотипы, социальные установки, убеждения, принятые в обществе формы поведения и общения, социальная активность.

В социализации различают культурную и социальную подсистемы. Информация о них расположена в зонах потенциального и ближайшего развития, поэтому успешность социализации существенно зависит от социального окружения школьника от тех людей, которые объяснят ему сущность общественной активности и отношений, нормы поведения.

Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. На формирование личности влияют разнообразные внешние условия, в том числе географические, социальные, школьные, семейные. По интенсивности контактов выделяется ближняя (домашняя) и дальняя (социальная) среда .

Характеристики социальной среды: общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и др.

Ближняя (домашняя) среда – семья, родственники, друзья. Эта среда оказывает огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте. Как правило, именно в семье проходят первые, решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека. Семья во многом определяет круг интересов ребенка и его потребностей, взглядов и ценностных ориентаций. Семья предоставляет и условия, в том числе материальные, для развития природных задатков. В семье закладываются нравственные и социальные качества.

Кризис семьи на современном этапе, по мнению специалистов, стал причиной многих негативных общественных явлений, и прежде всего первопричиной роста преступности среди несовершеннолетних.

В семье и школе в условиях, ограниченных бытовыми отношениями и познавательной деятельностью, осуществляется частичная социализация. Основные социальные новообразования появляются в трудовой и общественной деятельности.

Эффективно осваиваются социальные нормы поведения и культурные ценности под влиянием авторитетного взрослого. Социальное взаимодействие с ним ведет к интернационализации (присвоению) социального опыта путем актуализации (воспроизведения) культурных потребностей, желаний, сопровождаемых соображениями престижа, выгоды, необходимости повиновения.

Культура авторитета является донорской , культура подростка реципиентная (воспринимающая). Отношения подростка с авторитетным взрослым являются межличностной аккультурацией – взаимодействием двух индивидуальных культур, одна из которых более развита и авторитетна.

Педагогический процесс как система

Педагогический процесс представляет собой специально организованное взаимодействие педагога и учащегося с учетом содержания образования и воспитания, с использованием различных педагогических средств, направленное на реализацию педагогических задач, обеспечивающих удовлетворение потребностей общества и самой личности в ее развитии и саморазвитии.

Педагогический процесс представляют как систему из пяти элементов : цель обучения (для чего учить); содержание учебной информации (чему учить); методы, приемы обучения, средства педагогической коммуникации (как учить); преподаватель; учащийся.

Педагогический процесс создается педагогом. Где бы ни протекал педагогический процесс, каким бы педагогом ни создавался, он будет иметь следующую структуру:

Цель – Принципы – Содержание – Методы – Средства – Формы.

Цель отражает тот конечный результат педагогического взаимодействия, к которому стремятся педагог и учащийся.

Принципы предназначены для определения основных направлений достижения цели.

Содержание – это часть опыта поколений, которая передается учащимся для достижения поставленной цели согласно выбранным направлениям.

Методы – это действия педагога и учащегося, посредством которых передается и принимается содержание.

Средства как материализованные предметные способы работы с содержанием используются в единстве с методами.

Формы организации педагогического процесса придают ему логическую завершенность, законченность.

Динамичность педагогического процесса достигается за счет взаимодействия трех его структур:

– педагогической;

– методической;

– психологической.

Для создания методической структуры цель разбивается на ряд задач, в соответствии с которыми определяются последовательные этапы деятельности педагога и учащегося.

Педагогическая и методическая структуры педагогического процесса органично взаимосвязаны.

Психологическая структура педагогического процесса: процессы восприятия, мышления, осмысления, запоминания, усвоения информации; проявление учащимися интереса, склонностей, мотивации учения, динамика эмоционального настроя; подъем и спады физического нервно-психического напряжения, динамика активности, работоспособности и утомления.

Следовательно, в психологической структуре педагогического процесса можно выделить три психологические подструктуры: познавательные процессы; мотивация учения; напряжение.

Для того чтобы педагогический процесс «пришел в движение», необходимо управление.

Педагогическое управление – это процесс перевода педагогической ситуации, процессов из одного состояния в другое, соответствующее поставленной цели.

Компоненты процесса управления: постановка цели; информационное обеспечение (диагностирование особенностей учащихся); формулировка задач в зависимости от цели и особенностей учащихся; проектирование, планирование деятельности для достижения цели; реализация проекта; контроль за ходом выполнения; корректировка; подведение итогов.

Педагогический процесс – это процесс трудовой , он осуществляется для достижения общественно значимых задач . Специфика данного процесса в том, что труд воспитателей и труд воспитуемых сливаются воедино, образуя своеобразные отношения участников – педагогическое взаимодействие .

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник