Взаимосвязь родительского отношения к ребенку и его развития

Взаимосвязь родительского отношения к ребенку и его развития thumbnail

Родительское отношение к ребенку и его особенности.

Понятие «родительское отношение» является обобщенной характеристикой взаимосвязи и взаимозависимости родителя и ребенка в семье. А.Я. Варга и В.А. Смехов определяют родительское отношение как совокупность следующих компонентов: эмоционального отношения к ребенку, стиля общения с ним и особенностей понимания ребенка (по: 28).
Родительское отношение включает в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него. Как правило, в структуре родительского отношения выделяют эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты.
Оптимальное, благоприятное для ребенка родительское отношение должно соответствовать следующим требованиям:
• оно должно быть адекватным, т.е. основываться на реалистичной оценке особенностей ребенка, умении видеть и принимать его индивидуальные особенности;
• оно должно быть гибким, что позволит сформировать готовность изменить стиль общения, способы воздействия на ребенка по мере его развития и изменений условий жизни семьи. Закрытая, статичная позиция родителя формирует барьеры общения между ним и ребенком, кризисы в отношениях, педагогическую запущенность;
• оно должно быть прогностичным, т.е. ориентированным не только на актуальную ситуацию развития ребенка, но и на будущее, что проявляется в инициативе взрослого, предлагающего ребенку новые способы построения взаимоотношений с учетом меняющихся потребностей ребенка (2).
А.Я. Варга и В.В. Столин предложили следующую классификацию типов родительского отношения:
1) «Принятие-отвержение» выражает эмоциональное отношение к ребенку. Если выражено принятие, то ребенок нравится родителю таким, какой он есть, родитель уважает индивидуальность ребенка. При отвержении родитель не принимает ребенка во всех его проявлениях, не доверяет ребенку, испытывает к нему разные негативные чувства: раздражение, злость, досаду, обиду и т.п., не уважает его личность.
2) «Кооперация» отражается особенности построения взаимоотношений родителя с ребенком. При стремлении к кооперации родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается быть с ним на равных, поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, доверяет ему.
3) «Симбиоз» указывает на то, что родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все его потребности и оградить от жизненных трудностей. Он постоянно ощущает тревогу за ребенка, воспринимает его маленьким и беззащитным.
4) «Авторитарная гиперсоциализация» отражает авторитарный тип родительского отношения, при котором родитель требует от ребенка безоговорочного послушания, дисциплины. Родитель не в состоянии встать на точку зрения ребенка. Пристально следит за социальными достижениями ребенка, его мыслями и чувствами.
5) «Маленький неудачник». Отношение к ребенку как к неудачнику отражает стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личностную и социальную несостоятельность. Ребенок представляется неуспешным и открытым для дурного влияния. В связи с этим родитель стремится контролировать его действия (по: 19).
Влияние отношений родителей к детям носит многообразный характер. В семье с теплыми контактами, уважительным отношением к детям у них активнее формируются такие качества, как коллективизм, доброжелательность, инициативность, умение разрешать конфликтные ситуации. В авторитарных семьях формирование этих качеств затрудняется, сдерживается, искажается, а в ряде случаев становится невозможным. Г.В. Драгунова и Д.Б. Эльконин пришли к выводу, что особенности взаимосвязи родителей и детей закрепляются в их собственном поведении и становятся моделью их дальнейших контактов с окружающими. Отношение к детям, которое строится на основе авторитарности, отсутствии уважения и справедливости со стороны родителей, ведет к тому, что они воспроизводятся в коллективе сверстников (по: 24).
Количество заботы, получаемой ребенком от родителей, прямо пропорционально уровню и скорости его развития. Потому так опасно для его развития эмоционально холодное, неприязненное отношение к нему о стороны родителей, равнодушие к его потребностям, физическое и моральное насилие, унижения и насмешки над ребенком. По мнению Р.В. Овчаровой, дети в силу ограниченности своего опыта, считают себя плохими, глупыми, раз самые близкие люди – их родители – их не любят. На этой почве легко формируется неуверенность в себе, недоверие к окружающим, неверие в себя, уход в фантазии и пр. (23).
По мнению Н.Ю. Синягиной (32), Л.Ф. Обуховой (22) и др., благоприятная для ребенка родительская позиция характеризуется такими чертами, как адекватность, оптимистичность, динамичность, прогностичность. В связи с этими качествами она предлагает следующую структуру родительского отношения: представления родителя о ребенке; отношение родителей к ребенку; взаимоотношения между родителем и ребенком. При этом следует учитывать, что все эти компоненты динамичны, меняются под влиянием различных изменений, происходящих в жизни семьи.
На особенности построения взаимоотношений ребенка и родителя оказывают влияние личностные характеристики последнего: экстраверсия/интроверсия, уверенность в себе/неуверенность в себе, эмоциональная уравновешенность/неуравновешенность и т.д. Значимы также и личностные качества ребенка: тип темперамента, общительность, тревожность, активность, агрессивность, открытость/закрытость и т.д. Также следует учитывать уровень образования родителей, уровень их психолого-педагогической культуры, социально-психологический климат в семье, применяемые родителями средства воздействия в семье (физические наказания, эмоциональное отвержение в случае непослушания и пр.) (10).
Внутрисемейные отношения – сильный воспитательный фактор и в то же время весьма уязвимое в воспитательном отношении место семьи, если ее эмоциональные контакты деструктивны, носят отрицательный характер. В таком случае семья не только утрачивает качество коллектива, а вместе с тем и свои воспитательные возможности, но и оказывается той микросредой, которая преломляет, изменяет, искажает и задерживает положительное развитие личности ребенка.
Таким образом, родительское отношение – это многомерное образование, включающее в себя знание и представления о ребенке (когнитивный аспект), эмоционально-ценностное отношение к ребенку (эмоциональный аспект) и систему поведенческих реакций, воздействий на ребенка, наказаний и поощрений (конативный аспект).

Читайте также:  Развитие творческих способностей ребенка дипломная работа

Влияние отношения родителей к ребенку на его образ семьи.

Проблема влияния родительского отношения на формирование образа семьи у ребенка в настоящее время очень важна, поскольку, как указывают А.В. Рыжкова (29), Ю.В. Айзина (1), Е.А. Болтина и Н.В. Плисенко (5), на данный момент у многих современных детей складывается достаточно специфический (не соответствующий нравственному идеалу), искаженный образ семьи. В современной семье изменяются социальные функции, домашние роли ее членов, появляются принципиально новые тенденции в семейных отношениях. Дефицит деловых и эмоционально-личностных контактов родителей с детьми, которые возникают в силу служебной занятости взрослых членов семьи, а также возрастных (и индивидуальных) особенностей понимания детьми семейной ситуации взаимодействия порождают достаточно искаженные представления ребенка о семье.
Е.А. Болтина и Н.В. Плисенко экспериментально исследовали значимость на образ семьи у детей таких факторов как состав семьи, стиль воспитания, наличие братьев и сестёр, наличие идентификации с родителями, детско-родительские отношения, включённость ребёнка в совместную семейную деятельность, наличие у него домашних обязанностей и др. Проведенное ими исследование показало, что наибольшим весом среди них обладает фактор понимания ребенком внутрисемейной ситуации, неотделимый (в представлении ребенка) от отношения к нему родителей. Причем, только в случае ощущения любви к нему со стороны близких взрослых, у ребенка выявляются положительные (соответствующие нравственному идеалу), достаточно осознанные (формулированные) представления о семье. В противном случае образ семьи расплывчат, мало осознан, противоречив, выявляется исключительно в проективных тестах (ребенок отказывается от бесед о семье) (5).
А.В. Рыжкова в экспериментальном исследовании образа семьи у дошкольников обнаружила, что «образы семьи» у детей-дошкольников и их родителей и особенности взаимодействия членов семьи, принятие и реализация семейных ролей взамосвязаны между собой. Семья, где супруги имеют несбалансированный тип семейной системы и наличие негативных описаний в «образе семьи», характеризуется неравномерным распределением семейных обязанностей, неадекватным выбором ролей для ребенка и неблагополучным «образом семьи» у ребенка-дошкольника. Мальчики чаще девочек бывают недовольны характерными особенностями матерей: занудливостью, мелочностью, излишней опекой. Они воспринимают мам как нерешительных и флегматичных. Отцы по отношению к сыновьям бывают чаще агрессивнее, чем к дочерям (29).
Таким образом, дети не могут построить благополучный «образ семьи», если они не видят гармоничных и полноценных взаимоотношений родителей между собой.
Проведенный теоретический анализ позволяет сделать следующие выводы:
• Семья – это основной институт социализации, одной из главных функций которого является воспитание подрастающего поколения. Основная задача семьи – подготовить ребенка к полноценной жизни в обществе.
• Ведущим компонентом воспитательного потенциала семьи являются внутрисемейные отношения, так как семья выступает, прежде всего, как конкретная система связи и взаимодействия между ее членами. На основе внутрисемейных отношений у ребенка строится «образ семьи» – система представлений ребенка о родителях, о себе как части семьи, а также о семейных ролях, правилах, отношении родителей и пр.
• Наибольшее воздействие на формирование образа семьи у ребенка оказывает родительское отношение к нему. Можно выделить 5 типов родительского отношения: принятие-отвержение, кооперация, симбиоз, авторитарная гиперсоциализация, «маленький неудачник».

1. Айзина Ю.В. Мир «неблагополучной семьи» глазами самого ребенка // Психолог в детском саду. 2001. № 1-2. С. 160-168.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2007. 363 с.

5. Болтина Е.А., Плисенко Н.В. Влияние детско-родительских отношений на образ семьи у детей [Электронный ресурс].

10. Демидова Н.И. Формирование «образа семьи» у старших дошкольников: Автореф. дис. … канд. пед. наук (13.00.01). – М., 2003. 23 с.

19. Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2006. 992 с.

22. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996. 374 с.
23. Овчарова Р.В. Психология родительства. – М.: «Академия», 2005. 368 с.
24. Палагина Н.Н. Возрастная психология и психология развития. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. 288 с.

28. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е.Г. Силяевой. – М.: Академия, 2002. 192 с.
29. Рыжкова А.В. «Образ семьи» у детей дошкольного возраста и их родителей: Автореф. дис. … канд. психол. наук (19.00.13). – СПб., 2009. 24 с.

Текст данной публикации скопирован из Интернета или других открытых источников.

Источник

Понятийный аппарат детско-родительских отношений достаточно широк и многозначен: родительские установки и соответствующие им типы поведения; родительские позиции; типы родительского отношения; типы отношений «мать – ребенок»; типы позитивного и ложного родительского авторитета; типы (стили) воспитания детей; черты патогенных типов воспитания; параметры воспитательного процесса; семейные роли ребенка; стили общения, предлагаемые взрослыми в семье и школе.

Читайте также:  Оценка физического развития ребенка имт

Понятие родительское отношение имеет наиболее общий характер и указывает на взаимную связь и взаимозависимость родителя и ребенка. Родительское отношение включает в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него. Как правило, в структуре родительского отношения выделяют эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты. Понятия родительская позиция и родительская установка используются как синонимы родительского отношения, но отличаются степенью осознанности. Родительская позиция скорее связывается с сознательно принятыми, выработанными взглядами, намерениями; установка – менее однозначна.

Описаны различные варианты родительских позиций, установок, родительского (чаще материнского) отношения.

Симбиоз (чрезмерная эмоциональная близость), авторитарность, эмоциональное отвержение («маленький неудачник») (А.Я. Варга, 1987).

Поддержка, разрешение; приспособление к потребностям ребенка; формальное чувство долга при отсутствии подлинного интереса к ребенку; непоследовательное поведение (В.Н. Дружинин, 1996).

Сотрудничество, изоляция, соперничество, псевдосотрудничество.

Авторитет любви, доброты, уважения. Авторитет подавления, расстояния, педантизма, резонерства, подкупа (А.С. Макаренко).

Позиции-шаблоны, калечащие семейные, в том числе и детско-родительские отношения: заискивающий «миротворец»; «обвинитель»; расчетливый «компьютер»; сбитый с толку, «отвлекающийся».

Позитивная модель поведения – гибкая, или уравновешенная, где различные приемы используются не автоматически, а сознательно, с учетом последствий своих действий (В. Сатир, 2000).

Характер и степень влияния на ребенка определяет множество отдельных факторов и прежде всего личность самого родителя как субъекта взаимодействия:

  • его пол (тот же, что и у ребенка, или противоположный);
  • возраст (юная, несовершеннолетняя мать, пожилой родитель, родитель позднего ребенка);
  • темперамент и особенности характера родителя (активный, нетерпеливый, вспыльчивый, властный, снисходительный, небрежный, сдержанный и др.);
  • религиозность;
  • национально-культурная принадлежность (европейская, английская, немецкая, японская, американская и другие модели воспитания);
  • социальное положение;
  • профессиональная принадлежность;
  • уровень общей и педагогической культуры.

Учитывая взаимозависимость отношений в семье, их описывают через те роли, которые выполняет ребенок. По мнению А.С. Спиваковской, роль ребенка можно четко выделить в дисгармоничной семье, где относятся друг к другу шаблонно, стереотипно, годами сохраняя застывшие, ригидные, уже не соответствующие реалиям отношения. Роль – это набор шаблонов поведения по отношению к ребенку в семье, сочетание чувств, ожиданий, действий, оценок, адресованных ребенку взрослыми.

Наиболее типичны четыре роли: «козел отпущения», «любимчик», «примиритель», «беби». «Козел отпущения» – это объект для проявления взаимного недовольства супругов-родителей. «Любимчик» заполняет эмоциональный вакуум в супружеских отношениях, забота и любовь к нему чрезмерно преувеличены. Напротив, при сильной близости супругов друг к другу ребенок раз и навсегда остается в семье только ребенком, «беби» с очень ограниченными правами. «Примиритель» вынужден играть роль взрослого, регулировать и устранять супружеские конфликты, и таким образом занимает важнейшее место в структуре семьи.

Выделяются и другие роли: «ребенок-обуза»; «ребенок-раб», «ребенок-любовник» (одинокая, как правило, мать настаивает на «отношениях для двоих», закрепощает ребенка в узах своей любви); «ребенок как оружие» в борьбе с супругом; ребенок – «заместитель мужа» (от него требуют постоянного внимания, заботы, чтобы он был рядом и делился своей личной жизнью) (В.Н. Дружинин).

Нарушения семейной среды, семейной атмосферы можно классифицировать с точки зрения удовлетворения важнейших, по мнению 3. Матейчека, человеческих потребностей – в активном контакте со средой и в активном контроле внешней действительности. Окружение в крайних вариантах может быть излишне устойчивым либо предельно изменчивым; при этом параметры контроля варьируют от обособленности до зависимости.

  1. Ультраустойчивая, эмоционально безучастная среда формирует социальную гипоактивность: пассивность, незаинтересованность, аутизацию, задержку речевого и психического развития.
  2. Изменчивая эмоционально безучастная среда провоцирует гиперактивность: беспокойство, несосредоточенность, неравномерность, запаздывание психического развития.
  3. Ультраустойчивая среда в сочетании с эмоциональной зависимостью влечет за собой избирательную гиперактивность, направленную на одного человека, часто в виде поведенческих провокаций.
  4. Изменчивая среда, эмоциональная зависимость развивают общую социальную гиперактивность, поверхностность контактов и чувств ребенка.

Подобная модель социальной среды используется для интерпретации нарушений воспитания в детских домах и в семьях.

Выделяют также три спектра отношений, составляющих любовь родителей к своему ребенку: симпатия – антипатия, уважение – пренебрежение, близость – дальность (А.С. Спиваковская). Сочетание этих аспектов отношений позволяет описать некоторые типы родительской любви.

Действенная любовь (симпатия, уважение, близость). Формула родительского семейного воспитания такова: «Хочу, чтобы мой ребенок был счастлив, и буду помогать ему в этом».

Отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция с ребенком). «Смотрите, какой у меня прекрасный ребенок, жаль, что у меня не так много времени для общения с ним».

Действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения). «Мой ребенок не такой, как все. Хотя мой ребенок недостаточно умен и физически развит, но все равно это мой ребенок и я его люблю».

Любовь по типу снисходительного отстранения (симпатия, неуважение, большая межличностная дистанция). «Нельзя винить моего ребенка в том, что он недостаточно умен и физически развит».

Отвержение (антипатия, неуважение, большая межличностная дистанция). «Этот ребенок вызывает у меня неприятные чувства и нежелание иметь с ним дело».

Читайте также:  Задания для развития логики у ребенка 6 лет

Презрение (антипатия, неуважение, малая межличностная дистанция). «Я мучаюсь, беспредельно страдаю оттого, что мой ребенок так неразвит, неумен, упрям, труслив, неприятен другим людям».

Преследование (антипатия, неуважение, близость). «Мой ребенок негодяй, и я докажу ему это!»

Отказ (антипатия, большая межличностная дистанция). «Я не хочу иметь дела с этим негодяем».

Оптимальная родительская позиция должна отвечать трем главным требованиям: адекватности, гибкости и прогностичности.

Адекватность позиции взрослого основывается на реальной точной оценке особенностей своего ребенка, на умении увидеть, понять и уважать его индивидуальность. Родитель не должен концентрироваться только на том, чего он хочет в принципе добиться от своего ребенка; знание и учет его возможностей и склонностей – важнейшее условие успешности развития.

Гибкость родительской позиции рассматривается как готовность и способность изменения стиля общения, способов воздействия на ребенка по мере его взросления и в связи с различными изменениями условий жизни семьи. «Закостенелая», инфантилизирующая позиция ведет к барьерам общения, вспышкам непослушания, бунта и протеста в ответ на любые требования.

Прогностичность позиции выражается в ее ориентации на «зону ближайшего развития» ребенка и на задачи завтрашнего дня; это опережающая инициатива взрослого, направленная на изменение общего подхода к ребенку с учетом перспектив его развития.

Одним из основных психолого-педагогических понятий для Наделения различных типов семейного воспитания является стиль родительского отношения, или стиль воспитания. Как социально-психологическое понятие, стиль обозначает совокупность способов и приемов общения по отношению к партнеру. Различают общий, характерный и конкретный стили общения. В качестве детерминант стиля общения выступают направленность личности как обобщенная, относительно устойчивая мотивационная тенденция; позиция, занятая по отношению к партнеру общения, и параметры ситуации общения. Родительский стиль – это обобщенные, характерные, ситуационно неспецифические способы общения данного родителя с данным ребенком, это образ действий по отношению к ребенку.

Чаще всего в психолого-педагогических исследованиях для определения, анализа родительского отношения используются два критерия: степень эмоциональной близости, теплоты родителей к ребенку (любовь, принятие, тепло или эмоциональное отвержение, холодность) и степень контроля за его поведением (высокая – с большим количеством ограничений, запрещений; низкая – с минимальными запретительными тенденциями).

Более точно охарактеризовать родительское отношение и соответствующее поведение позволяет учет сочетания крайних вариантов проявления этих факторов (критериев). Выделяются четыре типа воспитания (Г. Крайг, 2000).

  • Авторитетный (теплые отношения, высокий уровень контроля).
  • Авторитарный (холодные отношения, высокий уровень контроля).
  • Либеральный (теплые отношения, низкий уровень контроля).
  • Индифферентный (холодные отношения, низкий уровень контроля).

Наиболее активно проблема связи стилей воспитания, нарушений родительского отношения и отклонений в психическом развитии и даже здоровье детей исследуется с клинико-психологических позиций; определен ряд параметров воспитательного процесса (А.И. Захаров, 1982).

  1. Интенсивность эмоционального контакта родителей по отношению к детям: гиперопека, опека, принятие, непринятие.
  2. Параметр контроля: разрешительный, допускающий, ситуативный, ограничительный.
  3. Последовательность – непоследовательность.
  4. Аффективная устойчивость – неустойчивость.
  5. Тревожность – нетревожность.

Различные сочетания этих параметров воспитания соотносятся г различными видами неврозов у детей. Например, ограничительство, аффективная неустойчивость со стороны родителей приводят к развитию у ребенка невроза страха. Сверхпринятие, «разрешительство», непоследовательность – к развитию истерического невроза. Выраженное ограничительство – к неврозу навязчивых состояний.

Определить тип воспитательного процесса помогают характерные особенности каждого из них (Э. Г. Эйдемиллер, 1996):

  • уровень протекции – мера занятости родителей воспитанием, оценка того, сколько сил, времени, внимания уделяют родители ребенку;
  • полнота удовлетворения потребностей (материально-бытовых и духовных);
  • степень предъявления требований – количество и качество обязанностей ребенка;
  • степень запретов – мера самостоятельности ребенка, возможность самому выбирать способ поведения;
  • строгость санкций – приверженность родителей к наказаниям как приему воспитания;
  • устойчивость стиля воспитания – выраженность колебаний, резкости смены приемов воспитания.

При помощи разработанного Э.Г. Эйдемиллером опросника «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) можно установить тип воспитания и причины, закрепившие его в семье.

Типы негармоничного семейного воспитания: потворствующая гиперпротекция, доминирующая гиперпротекция, повышенная моральная ответственность, эмоциональное отвержение ребенка, жестокое обращение, гипопротекция.

«В реальной жизни, – замечает В.С. Мухина, – все еще более сложно, чем в любой классификации. В семье могут быть представлены одновременно несколько стилей отношения к ребенку: отец, мать, бабушки и дедушки могут конфликтовать друг с другом, отстаивая каждый свой стиль, и т.д. Кроме стилей отношений, обращенных непосредственно к ребенку, на его воспитание оказывает безусловное влияние стиль взаимоотношений взрослых членов семьи» (Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1997. – С. 259.).

Современные родители должны обладать важнейшей способностью к рефлексии на индивидуальные и возрастные особенности ребенка, готовностью к сознательному поиску наиболее эффективного стиля его индивидуального воспитания. Именно в наше время так много возможностей обучаться и продвинуться в выработке собственного неповторимого стиля, культуры семейного воспитания.

Похожие материалы в разделе Психология семьи и семейных отношений:

  • Планирование брачных дел
  • Удовлетворенность браком
  • Развод и его социально-психологические последствия
  • Причины супружеских измен
  • Влияние интервалов между рождением детей
  • Супружеское соглашение
  • «Гуманистическая» модель семейного воспитания
  • Супружеская совместимость
  • Семья и ребенок: возрастная динамика отношений
  • Типы ревности

Источник